решеба по истории беларуси 10 класса 2020 года
Решебник по истории беларуси истории 10 класс Новик
В 10 классе ученикам предстоит изучить относительно недавние события, которые повлияли на современную экономику и культуру страны. Для успешного усвоения материала старшекласснику понадобиться поработать над большим объемом информации. Часто десятиклассники не имеют времени, и это влияет на их успеваемость. Помочь решить данную ситуацию сможет «ГДЗ по истории Беларуси 10 класс Новик (Народная асвета)». В сборнике школьник найдет верные ответы по всем параграфам курса и тем самым сможет сэкономить время на решение домашних заданий.
Почему стоит обращаться за помощью к ГДЗ по истории Беларуси 10 класс Новик
Даже те школьники, которые хорошо владеют теоретическим материалом, могут иметь проблемы по данной дисциплине. Для того чтобы найти ответ на небольшой вопрос порой приходится перелистывать много страниц учебника. Но, с решебником все будет иначе. При возникновении трудностей ученик будет искать верный ответ в пособии и это сэкономит время и не только. Кроме того, десятиклассник, работая с пособием сможет выполнять все сложные задания самостоятельно, без репетитора готовиться к контрольным работам и даже экзамену, более углубленно изучать предмет и повысить свой результат по дисциплине. Регулярное правильное применение сборника однозначно повлияет положительно на успеваемость ребенка.
В чем могут возникнуть трудности по предмету
В 10 классе старшеклассники узнают обо всех переломных моментах, которые происходили во времена Первой и Второй мировой войны. Именно по данным разделам есть много заданий и вопросов. Кроме этого по программе предусмотрены следующие темы:
Учебник включает в себя 19 параграфов, по которым будут дополнительные вопросы.
Помощь в онлайн-формате
Если у десятиклассника не будет хватать времени на изучение данной дисциплины, то на помощь придет онлайн «ГДЗ по истории Беларуси 10 класс Новик Я.К. (Народная асвета). С применением решебника старшеклассник сможет иметь всегда правильно выполненные домашние задания. Кроме этого, он будет получать на регулярном основании положительные оценки, и повысит уровень своих знаний. Пособие доступно в круглосуточном режиме, поэтому любой желающий сможет найти необходимый номер упражнения и ознакомиться с информацией по нему.
Обобщение Итоговое
1. Выразите личное отношение и дайте оценку следующим историческим событиям и явлениям:
1) переход к земледелию и животноводству в первобытном обществе: на белорусских землях началась «неолитическая революция», произошел переход от присваивающего (охота, собирательство) к производящему хозяйству;
2) роль христианства в развитии государства и общества в период Средневековья: новая религия помогла объединить славянские племена в единое государство, в городах появилась письменность, при христианских церквях открывались школы, что привело к распространению грамотности в средние века;
3) город и деревня на белорусских землях в Новое время: жители деревень занимались сельским хозяйством, города стали центрами торговли и ремесла, некоторые города Беларуси получили право на самоуправление (магдебургское право), центром города был не замок как в средневековье), а торговая площадь, здания стали строить из камня;
4) торговые связи белорусских земель в период Средневековья и в Новое время: в период средних веков на белорусских землях развивалась внутренняя торговля, большое значение играли ярмарки, а в Новое время стала развиваться внешняя торговля с западноевропейскими странами: белорусские земли были включены в систему европейских торговых связей;
5) роль великих князей литовских в истории Беларуси: они внесли значительный вклад в формирование будущего государства, помогли объединить белорусские земли, развивались культура, росли города;
6) роль просветителей в истории Беларуси: они внесли существенный вклад в распространение знаний среди предков современных белорусов, способствовали просвещению народа через доступные для него средства (беседы, книги);
7) решения Люблинского сейма имели значительное влияние на положение дел не только в Польше и Великом Княжестве Литовском, но и во всей Европе, так как появилось одно из сильных государств в мире — Речь Посполитая;
8) Реформация в Беларуси способствовала уравниванию в правах православных, католиков и протестантов, распространению в белорусском обществе идей гуманизма, просвещения, веротерпимости, а также развитию публицистической литературы (Сымон Будный)
9) заключение Берестейской церковной унии привело к возникновению на территории Беларуси униатской церкви и продолжительной борьбы между последователями двух конфессий: католиков и православных;
10) войны середины XVII — начала XVIII в. на белорусских землях принесли белорусам огромные потери: погибло около половины населения Беларуси, в Мстиславском, Полоцком, Витебском поветах опустело до 70% крестьянских изб;
11) разделы Речи Посполитой: внутриполитические противоречия и вмешательство других стран привели к трем разделам Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Австрией, в результате которых она прекратила свое существование как государство.
2. Составьте ленту времени (по возможности иллюстрированную) или хронологическую инфографику по следующим темам:
1) «Исторические явления, повлиявшие на качественные преобразования в жизни современного общества»
2) «Великие князья литовские и территориальный рост ВКЛ»
3) «Развитие городов на белорусских землях»
4) «Основные события конфессиональной истории Беларуси»
5) «События истории Беларуси в художественной культуре»
3. Внимательно рассмотрите первый форзац. Как вы считаете, почему именно этим историческим деятелям установлены памятники на территории Беларуси? Выскажите свою точку зрения.
Историческим деятелям, изображенным на первом форзаце, установлены памятники на территории Беларуси, так как они внесли значительный вклад в развитие государства и культуры на белорусских землях:
— Рогнеда и Изяслав — династия, стоявшая у основания белорусской государственности;
— князь Всеслав Чародей — во время его правления белорусские земли достигли наивысшего расцвета, приводились в порядок старые города и пограничные крепости, строились новые, был возведен Софийский собор;
— Евфросинья Полоцкая — просветительница периода Полоцкого княжества;
— Гедимин, Ольгерд и Витовт объединили разрозненные белорусские земли и увеличили территорию ВКЛ;
— Давыд Городенский — государственный деятель и полководец, который не потерпел ни одного поражения в битвах с крестоносцами;
— Николай Гусовский — белорусский поэт эпохи Возрождения, написавший «Песнь о зубре», которая стала гимном ВКЛ;
— Франциск Скорина — белорусский просветитель, гуманист и первопечатник, оказал влияние на развитие книгопечатания и письменности в Беларуси, издал свою первую книгу «Псалтырь» на печатном станке;
— Николай Радзивилл Черный способствовал распространению протестантизма в Беларуси, оказал влияние на распространение реформационных идей в Восточной Европе;
— Сымон Будный — гуманист, просветитель и церковный реформатор, напечатал Новый Завет с комментариями, что стало первой во всемирной литературе попыткой радикальной рационалистической критики Евангелия;
— Лев Сапега —- государственный деятель, который внес существенный вклад в развитие ВКЛ, стал инициатором разработки Статута ВКЛ и Главного Трибунала;
— Симеон Полоцкий — деятель белорусской культуры, духовный писатель, богослов, поэт, драматург и переводчик;
— Тадеуш Костюшко — военный и политический деятель, руководитель польского восстания 1794 года, национальный герой Беларуси;
— Михал Клеофас Огинский — польский композитор, дипломат, политический деятель, который стал одним из лидеров восстания Костюшко.
4. Разработайте исторические игры по форзацам учебного пособия. Сформулируйте правила игры и задания, связанные с жизнью и деятельностью исторических личностей, которым установлены памятники (форзац 1); с историей городов белорусских земель (форзац 2). Поиграйте в эти игры с одноклассниками.
«Соотнеси» — необходимо соотнести название и изображение герба города с магдебургским правом».
«Кто это?» — зачитывается информация об историческом деятеле, необходимо угадать: о ком идет речь.
5. Представьте, что вам нужно будет снять фильм об одном из исторических деятелей XI—XVIII вв. Определите, кого вы выберете в качестве главного героя, и составьте краткий сценарий: отберите героев фильма, факты, прокомментируйте их. Поясните свое отношение к выбранной исторической личности.
Название фильма: «Золотой век Беларуси».
Главный герой: Николай Радзивилл Черный.
Герои: литовский князь Сигизмунд II Август, кузина Барбара.
Факты:
1) занимал должности маршалка земского, канцлера ВКЛ, виленского воеводы;
2) способствовал браку своей кузины Барбары с великим князем литовским Сигизмундом II Августом;
3) возглавил реформационное движение в ВКЛ;
4) открытие первой в Беларуси типографии.
5) Берестье и Несвиж — центры протестантизма в Беларуси.
Краткий сценарий:
— приход к власти Николая Радзивилла Черного как государственного и военного деятеля ВКЛ;
— отстаивание суверенитета ВКЛ;
— объявлен наместником великого князя в ВКЛ после отъезда Сигизмунда II Августа в Польшу;
— присоединился к лютеранской церкви, затем стал исповедовать кальвинизм;
— организовал первый съезд протестантов в Вильне;
— открытие первой на территории Беларуси типографии;
— свадьба великого князя литовского Сигизмунда II Августа с кузиной Николая Радзивилла Барбарой.
При Николае Радзивилле Черном активизировалась духовная жизнь на белорусских землях, возросла роль просвещения и книгопечатания, налаживались международные контакты.
6. Составьте портрет одного из представителей культуры XII—XVIII вв. Результат представьте в виде биографической справки, статьи в формате Википедии, презентации, буклета, резюме, страницы в социальных сетях. При необходимости используйте дополнительные источники информации.
Сымон Будный — белорусский мыслитель-гуманист XVI века, просветитель и церковный реформатор. Он закончил Краковскую академию, затем учился в Италии и Швейцарии. Николай Радзивилл Черный пригласил Будного стать пастором протестантской общины в Клецке и магистром в Фарном костеле св. Троицы. Сымон Будный — один из первых идеологов развития белорусской культуры на родном языке. Он считал идеальной формой правления ограниченную просвещенную монархию. В середине 1560-х гг. Будный стал одним из идеологов антитринитаризма. В Несвиже издавал свои сочинения на белорусском языке. Им был напечатан Новый Завет с комментариями, что было первой в мире попыткой критики священной книги. Его труды характеризуют взгляды белорусского движения Возрождения и Реформации. Одна из его работ «Катехизис», переиздавалась трижды: в Стокгольме в 1628 и в Минске в 2005 и 2012 годах.
7. Найдите в материалах периодической печати, интернета информацию об археологических находках последних лет на территории Беларуси. Какие из этих находок, на ваш взгляд, могут добавить новые факты в историю Беларуси?
Археологические находки последних лет на территории Беларуси:
— 2017 г. — в песчаном карьере на глубине 8-13 м. у деревни Огово Ивановского района Брестской области обнаружены кремневые орудия труда. Геологи пришли к выводам, что находкам около 250 тыс. лет и были созданы неандертальцами.
— 2017 г. — у деревни Новоселки Ветковского района Гомельской области на берегу реки Сож на глубине 30-40 см. обнаружена стоянка первобытного человека.
— 2017 г. — на Кривинском торфянике возле деревни Осовец Бешенковичского района Витебской области найдена костяная ложка, которой примерно 4,5 тыс. лет.
— 2018 г. — на торфянике в Осовце у деревни Осовей Бешенковичского района Витебской области были найдены костяные флейта и подвеска в виде змеи.
Обнаруженная коллекция кремневых предметов свидетельствует, что место их нахождения — одно из старейших поселений человека в Беларуси. Эти находки позволяют сделать вывод: почти вся территория Беларуси была заселена человеком в эпоху палеолита, а не только ее южная часть.
8. Создайте справочник об исторических деятелях, явлениях культуры, которые, на ваш взгляд, наиболее существенно повлияли на историю Беларуси.
Справочник об исторических деятелях, которые наиболее существенно повлияли на историю Беларуси (описание изображения находится под ним):
Кирилл Туровский — древнерусский писатель и церковный деятель, автор «Слова» и других христианских писаний на кириллице.
Лев Сапега — выдающийся государственный деятель, внесший существенный вклад в развитие ВКЛ, являлся инициатором разработки Статута ВКЛ и Главного Трибунала.
Петр Мстиславец — один из самых известных просветителей ВКЛ и белорусских книгопечатников.
Симеон Полоцкий — известный богослов, поэт и драматург, прославившийся в качестве просветителя на Полоцкой земле.
Сымон Будный — известный просветитель, писатель и философ, один из самых известных реформаторов периода Речи Посполитой.
Тадеуш Костюшко — руководитель восстания 1794 года.
Франциск Скорина — известный и выдающийся белорусский просветитель, писатель и философ. Стал известен за отстаивание идей книгопечатания.
Справочник о явлениях культуры, которые наиболее существенно повлияли на историю Беларуси:
— Принятие христианства — содействовало распространению грамотности.
— Книгопечатание — распространение грамотности среди населения.
— Появление ордена иезуитов — осуществление миссионерской и культурно-просветительской деятельности, открытие школ и коллегиумов.
— Реформация и Контрреформация в ВКЛ — проведение реформы церкви.
— Заключение Берестейской церковной унии — создание униатской церкви.
9. Составьте ваш собственный топ-10 архитектурных памятников ХI—XVIII вв., сохранившихся на территории Беларуси до наших дней.
Топ-10 архитектурных памятников ХI—XVIII вв., сохранившихся на территории Беларуси до наших дней:
1) Софийский собор (Витебская область, г. Полоцк) — первый каменный храм в Беларуси, возведенный в 1044-1066 гг. по распоряжению князя Всеслава Чародея. В середине XVIII века он был перестроен в стиле виленского барокко. Внутри собор украшен старинными фресками и копией знаменитой работы Леонардо да Винчи «Тайная вечеря».
2) Мирский замок (Гродненская область, п. Мир) — внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Является примером оборонительного зодчества XVI-XVII веков. Был возведен как резиденция рода Радзивиллов. В архитектурном памятнике сочетаются готика, барокко и ренессанса. Здесь расположены замковый комплекс, музей, ренессансный сад, английский парк, пруд и часовня-усыпальница князей Святополк-Мирских.
3) Борисоглебская церковь (г. Гродно) возведена в XII веке в романском стиле. Является единственным сохранившемся памятником чернорусского зодчества. Церковь объявлена историко-архитектурным заповедником.
4) Кафедральный костел святого Франциска Ксаверия (г. Гродно) возведен в стиле барокко в XVII веке. Высота костела 50 м, поэтому он виден из любой точки города. А на одной из башен расположены самые старые действующие часы Европы с уникальным маятниковым механизмом XII-XIV веков. Также костел знаменит деревянным алтарем с резными фигурами апостолов и святых.
5) Свято-Никольский монастырь (г. Могилев) — культовое сооружение в стиле белорусского барокко. Знаменит четырехъярусный иконостас, который выполнен могилевскими резчиками XVII века.
6) Ружанский замок (Брестская область, Пружанский район, п. Ружаны) — старинная резиденция династии Сапегов. Ружанский дворец славился богатейшей библиотекой и прекрасной картинной галереей, одним из лучших в Европе театров. Замок пережил несколько войн.
7) Спасо-Преображенская церковь (г. Полоцк) возведена в Евфросиниевом монастыре в XII веке. Это единственный в полном объеме дошедший до наших дней памятник истории и культуры Полоцкой земли домонгольского времени.
8) Сынковиченская церковь (г. Гродно) возведена в стиле белорусская готика в начале XVI века. Здесь находится уникальная икона Божьей матери.
9) Каменецкая башня (Брестская область, г. Каменец) — оборонительная башня волынского типа и самая высокая в Беларуси (около 31 м). Построена в XIII веке. В настоящее время башня является мемориалом, здесь располагается филиал Брестского областного музея.
10) Костел Святого Казимира (Гродненская область, г. Вселюб) возведен в готическом стиле в XV веке. Считается самым старым католическим храмом на территории современной Беларуси.
10. Какие исследовательские или проектные работы вы осуществили в этом году? Что вас заинтересовало в этой работе? Будете ли вы продолжать исследования в следующем году?
В этом году были осуществлены следующие исследовательские работы: «Происхождение местных топонимических названий», «Символика цвета в белорусской одежде», «Народная кухня белорусов», «Тадеуш Костюшко — герой Беларуси», «Прозвища князей ВКЛ», «Сочетание христианских и языческих верований в этническом сознании белорусов, традициях и обрядах», «Архитектурные сооружения на территории Беларуси XI—XIII вв.». Было интересно узнать много новых фактов о своей Родине, поэтому хотелось бы продолжить исследования о культуре белорусов в следующем году.
Обобщение по разделу IV. Раздел IV. Социально-экономическое развитие белорусских земель
1. Работа с картосхемой
Нарисуйте схематично в тетради границы современной Беларуси. Укажите на созданной картосхеме:
1) Города Беларуси IX—ХII вв. и первое упоминание о них в летописях:
Полоцк — 862 г.
Витебск — 974 г.
Туров — 980 г.
Волковыск — 1005 г.
Берестье — 1019 г.
Менск — 1067 г.
Пинск — 1097 г.
Гродно — 1128 г.
Гомель — 1142 г.
2) Путь «из варяг в греки» в IX—XI веках состоял из нескольких ответвлений, проходивших через территорию Беларуси — на севере через город Полоцк и на востоке.
3) Города Беларуси, которые получили право на самоуправление в XIV—XV вв.: Берестье (1390 г.), Слуцк (1441 г.), Высокое (1494 г.), Полоцк (1498 г.), Менск (1499 г.).
4) Частновладельческие города — центры магнатских родов: Несвиж, Слуцк, Быхов.
5) Территория распространения фольварочно-барщинного хозяйства в XVI — первой половине XVIII в.: западная и центральная часть современной Беларуси.
6) Судоходные каналы, построенные во второй половине XVIII в. проходили через города Полоцк, Гомель, Туров, Пинск, Берестье, Гродно, Несвиж. Были построены на реках Западная Двина, Неман и Буг.
2. Работа с понятиями
Разделите слова, приведенные в «облаке слов», на группы. Дайте название каждой группе.
Феодальные отношения: феодализм, крепостное право, вотчина, поместье, пожилое, дым, громада, волока, челядь, рядовичи, похожие крестьяне, непохожие крестьяне.
Социальная структура общества: шляхта, духовенство, мещане, крестьяне.
Развитие городов: местечко, юридика, ярмарка, цех, партач, мануфактура, специализация, ярмарка, тракты, гостинец, гость, гильдия.
Управление города: магдебургское право, магистрат, войт, городская лава, бурмистр, земский староста, скарбовая комиссия.
Аграрная реформа: аграрный кризис, волочная помера, пустоши, фольварк.
Определите взаимосвязи между понятиями каждой группы.
Феодальные отношения. Все понятия объединяются отношениями между землевладельцем (феодалом) и зависимыми людьми. Феодалы владели вотчиной (земля передавалась по наследству) или поместьем (земля, выдаваемая за службу). А крестьяне арендовали у него землю и отрабатывали определенные повинности. В зависимости от повинностей крестьяне делились на категории.
Социальная структура общества. Развитие феодальных отношений на белорусских землях сопровождалось разделением общества на сословия, которые имели одинаковое правовое положение в стране. Выделяли четыре сословия-станы.
Развитие городов. Города являлись центрами торговли и ремесла, поэтому все понятия взаимосвязаны с развитием в белорусских городах мануфактур и торговых отношений.
Управление города. Все понятия объединены получением белорусскими городами права на самоуправления и появлением новых органов власти и государственных должностей.
Аграрная реформа. Все понятия связаны с проведением в XVI веке аграрной реформы.
Составьте по определенным темам: а) развернутые планы для устного ответа, б) ментальные карты (схемы, гексы).
План. Феодальные отношения
1. Понятие «феодализм».
2. Развитие феодальных отношений:
а) феодалы:
— вотчина
— поместье
б) зависимые люди (рядовичи, похожие и непохожие крестьяне).
3. Крепостное право на белорусских землях:
— пожилое
— дым, громада
— волока
План. Социальная структура общества
1. Деление общества на сословия.
2. Основные станы-сословия в ВКЛ:
— шляхта
— духовенство
— мещане
— крестьяне
План. Развитие городов
1. Возникновение городов.
2. Развитие торговли в городах:
— распространение ярмарок
— важнейшие торговые тракты
— гильдия — объединение купцов города
3. Экономика в белорусских городах:
— развитие ремесла
— появление мануфактур
План. Управление города
1. Получение городами магдебургского права.
2. Органы власти:
— магистрат
— городская лава
— скарбовая комиссия
3. Должностные лица:
— войт
— бурмистр
— земский староста
План. Аграрная реформа
1. Аграрный кризис в ВКЛ.
2. Проведение реформы 1557 г.:
— проведение волочной померы
— использование пустошей
— образование фольварков
3. Характеристика деятельности исторических лиц
Составьте исторический портрет одного из следующих деятелей или подготовьте флаер (презентацию, интерактивный плакат) о жизнедеятельности исторической личности (на выбор): Сигизмунд II Август, Бона Сфорца, Анна Катерина Радзивилл, Михал Казимир Радзивилл, Антоний Тизенгауз, Михал Казимир Огинский. Сделайте акцент на характеристике их экономической деятельности.
Антоний Тизенгауз
Антоний родился в 1733 году в семье старинного шляхетского рода Бенедикта Тизенгауза. Получил образование в иезуитской коллегии в Вильно. В 1764 году был назначен конюшим, ответственным в ВКЛ за великокняжеские конюшни и табуны. А с 1765 года являлся литовским подскарбием (заведовал финансами в стране). Антоний Тизенгауз провел аграрную реформу в королевских экономиях.
Тизенгауз известен в истории Беларуси как меценат. Благодаря ему в Гродно и Поставе появились медицинская, ветеринарная, акушерская, финансовая и рисовальная школы.
Антоний Тизенгауз также развивал свое родовое имение — местечко Постава, где было создано 35 мануфактур. Он строил мельницы, пивоварни, маслобойни, механические мастерские. Им были открыты собственные текстильные магазины и галантерейные лавки.
Антоний Тизенгауз считается одним из первых предпринимателей, которые проводили свою деятельность на белорусских землях.
4. Формирование умений
Подготовьте тезисы по следующим вопросам:
1) образование городов на белорусских землях;
2) городское самоуправление в Беларуси;
3) экономический упадок во второй половине XVII — начале XVIII в.;
4) социальные противоречия в XVI—XVIII вв.;
5) экономические реформы во второй половине XVIII в.
Составьте схему «Торговые пути ВКЛ в XVI—XVIII вв. (внутренние и внешние)». Отобразите на схеме предметы торговли.
1) образование городов на белорусских землях:
— Города — центры политической, экономической, культурной и религиозной жизни общества.
— Большинство городов на белорусских землях образовались после прихода славян.
— Пути образования городов: торгово-ремесленный (Полоцк, Витебск); общинно-феодальный (Туров); государственный — пункты защиты от нападений (Менск, Браслав, Новогородок).
— В IX—XIII вв. на территории Беларуси существовало около 35 городов.
— Особенности городов: оборонительные укрепления (земляной ров, срубные стены и деревянные башни).
— Город разделен на усадьбы (жилые дома и хозяйственные постройки).
— Занятия горожан: ремесло, торговля, промыслы.
— Ремесленники занимались ювелирным делом, гончарством, обработкой дерева, камня, кожи, кости.
2) городское самоуправление в Беларуси;
— С конца XIV века города Беларуси получили от великих князей литовских право на самоуправление (магдебургское право).
— Определялись права и обязанности мещан.
— Белорусские города с местным самоуправлением — Берестье, Слуцк, Высокое, Городня, Полоцк, Менск.
— Городом руководил магистрат (состоял из рады и лавы) — выборный административный и судебный орган.
— Город контролировал финансово-торговую деятельность населения, отвечал за его защиту.
3) экономический упадок во второй половине XVII — начале XVIII в.;
— Разрушение городов и сел, сокращение населения — последствия многочисленных войн.
— Полностью уничтожены города Мстиславль, Витебск, Дубровно, Орша, Ляховичи.
— Появилось много пустошей (необработанной пахотной земли).
— Уменьшились ремесленные специальности, мещане доведены до нищеты.
— Сократилось в 2 раза населения на белорусских землях.
4) социальные противоречия в XVI—XVIII вв.:
— Социальная борьба шла между сословиями, феодалами и зависимыми крестьянами.
— В городах Беларуси в XVI веке проявилось разделение мещан на богатую верхушку и бедноту.
— В XVII веке городские восстания произошли в Могилеве (1606 и 1610 гг.) и Мозыре (1615 г.). Причины: произвол зажиточной части города, которая имел власть.
— В XVII веке — выступления против Берестейской церковной унии из-за насильственного насаждением католичества в Могилеве (1618, 1633 гг.) и Витебске (1623 г.).
— Первые крестьянские восстания на территории Беларуси произошли в XVIII веке (Кричевское староство (1740—1744) и Каменецкая волость (1754—1756). Причины: налоговый гнет феодал.
5) экономические реформы во второй половине XVIII в.
— Во второй половине XVIII века — модернизация Речи Посполитой.
— Экономические реформы в стране:
— отказ от «либерум вето» при рассмотрении экономических вопросов;
— создание скарбовых комиссий для контроля финансов страны, распоряжения таможнями, почтой, торговыми путями, речными перевозками;
— ликвидация частных пошлин и введение единой таможенной пошлины;
— введение единых мер веса, объема, длины;
— строительство новых сухопутных трактов пинско-слонимский и пинско-волынский);
— проведение работ по очищению русел, строительству мостов, причалов.
— Антоний Тизенгауз в 1765 году провел аграрную реформу в королевских экономиях (восстановление фольварков и улучшение технологии обработки земли).
— Экономические преобразования в Речи Посполитой не приняли крестьяне, часть магнатов и шляхты.
Схема «Торговые пути ВКЛ в XVI—XVIII вв.»
5. Анализируем, рассуждаем
Проанализируйте аграрную реформу 1557 г. по плану: причины — сущность — результаты — последствия.
Причины: увеличение государственных расходов ВКЛ, недостаток средств в государственной казне.
Сущность: обмер государственной земли и раздел ее на волоки, создание фольварков, разделение крестьян на группы: тяглых, осадных, слуги огородников. Единицей налогообложения стала волока вместо дыма.
Результаты: рост доходов казны, упорядочивание крестьянских налогов и повинностей, развитие торговли и торгово-денежных отношений.
Последствия: окончательное закрепощение крестьян, сформировалось фольварочное хозяйство вместо вотчинного землевладения.
Определите причины и последствия исторических явлений. Представьте их в виде логических цепочек:
1) установление феодальных отношений в Беларуси:
Формирование вотчин и имений способствовало установлению феодальных отношений между землевладельцами и зависимыми людьми, следствием чего стало окончательное закрепощение крестьян.
2) организация мануфактурного производства в Беларуси:
Торможение цехов развития городов, увеличение прибыли — причины начала мануфактурного производства на белорусских землях. Это привело к развитию товарно-денежных отношений, формированию единых внутренних рынков, изменению социальной структуры общества.
3) аграрная реформа Антония Тизенгауза:
Причины реформы: восстановление фольварков, улучшение технологии обработки земли, повышение государственных доходов. В последствии крестьяне получили право передавать свой надел по наследству, была увеличена барщина, что вызвало жалобы крестьян.
Охарактеризуйте основные тенденции социально-экономического развития Беларуси в XVI—XVIII вв. Составьте ментальную карту (гекс) или схему.
Социально-экономического развитие Беларуси в XVI—XVIII вв. (ментальная карта):
— формирование феодальных отношений;
— аграрная реформа;
— фольварочно-барщинное хозяйство;
— развитие городов.
Определите причинно-следственные связи между разделением труда и возникновением городов, развитием социально-экономических отношений и становлением государственности. Объясните связи.
Отделение ремесла и торговли от земледелия (разделение труда) привело к возникновению городов. Города становились центрами политической и экономической жизни населения страны.
Развитие социально-экономических отношений связано со становлением государственности.
Города часто возникали на пересечении торговых путей. Горожане занимались ремеслом и торговлей. Постепенно появилась необходимость контролировать взаимоотношение между ними, разрешать конфликты, следить за безопасностью города. Стали выбирать главу города, органы власти, появились налоги на содержание города. Таким образом, стало возникать государство, признаками которого являются территория, население, налоги, наличие правил (право).
Определите факторы, которые влияли на формирование социальной структуры общества белорусских земель. Составьте логическую цепочку.
Факторы, которые влияли на формирование социальной структуры общества белорусских земель: разделение труда и отношение к собственности. Развитие феодальных отношений (отношений между владельцами земли и зависимыми от них людьми) на белорусских землях сопровождалось разделением общества на сословия.
6. Сравниваем. Сравните социально-экономическое развитие Беларуси и Западной Европы в XVI—XVIII вв. Определите общее и особенное. Составьте таблицу.
Господство феодальных отношений; разделение общества на сословия; кризис цехов в XV веке
Мануфактуры появились в XVIII веке; зарождение цехов в XV веке; фольварочно-барщинное хозяйство
Господство феодальных отношений; разделение общества на сословия; кризис цехов в XV веке
7. Работаем с историческими источниками
О каком характере сельского хозяйства в Беларуси свидетельствуют заметки А. Гваньини?
Заметки А. Гваньини свидетельствуют о подсечно-огневом хозяйстве в Беларуси. Лес вырубают, затем сжигают его, а пепел используют как органическое удобрение. Так подготавливают поле под пашню.
Какую еще информацию можно получить из приведенного отрывка?
Выращивали в Беларуси пшеницу, ячмень, зимнюю и летнюю рожь. Для пашни используют плуг. Хранят собранный урожай и другие припасы в ямах, под землей в лесах.
8. Исследуем
Торговые тракты, ярмарки, торги на территории Беларуси.
Особенностью белорусского города были торги. Они проходили на рынках. В крупных городах торги собирались 1—2 раза в неделю, а в средних городах и местечках — каждую неделю. Большие ярмарки проходили в Менске, Шклове, Бешенковичах, Зельве. Постепенно в XVIII веке внутренняя торговля приобрела постоянный характер. Торговлей занимались купцы. Внешнюю торговлю вели гости (знатные купцы).
Торговля осуществлялась по судоходным реках и сухопутным путям. Основной поток товаров шел по Западной Двине, Неману и Бугу в Данию, Швецию, Священную Римскую империю.
Развитию торговли способствовало улучшение путей сообщения. Были построены сухопутные тракты. Самыми продолжительными трактами были пинско-слонимский и пинско-волынский.