рэш история 6 класс урок 18
История. 6 класс
Образование государства Русь
Цели и задачи
Цель: получить целостное представление о периоде формирования древнерусской государственности, научиться делать выводы на основе достоверной информации источников разных видов.
— узнать о факторах, влиявших на формирование территории и основы хозяйства славянских и неславянских племён, образовавших Древнерусское государство;
— познакомиться с основными событиями раннего периода государственности у славян, с основами теории образования государства;
— составить представление об образе жизни, занятиях, верованиях и контактах населения Древнерусского государства, о системе управления накануне и на начальном этапе появления государства Русь.
Узнаем, научимся, сможем
— какие исторические источники рассказывают о Древней Руси;
— какие существуют мнения о зарождение государства у славян;
— какие черты государственности и уровень развития общества имели союзы славянских племён;
— как развивались международные контакты первых правителей Древнерусского государства;
— получать информацию из отрывка летописи;
— сравнивать положение различных групп древнерусского общества;
— аргументировать характеристику деятельности князей;
— определить на карте местоположение и границы Древнерусского государства раннего этапа;
— назвать и указать на карте основные города и торговые пути;
— описать структуру населения и повседневные занятия жителей Руси;
— определить последовательность правителей и их современников в других странах.
История. 6 класс
Наша Родина – Россия
Необходимо запомнить
Россия – самая большая страна современного мира, её площадь 17,125 млн кв. км.
Она является многонациональным государством, что отражено в Конституции. На её территории проживает более 190 народов, в число которых входят не только коренные малые и автономные народы страны. Согласно данным переписи населения 2010 г. русские составляли более 80% всех жителей России. По языковому признаку все народы России составляют 4 языковых семьи: индоевропейская, алтайская, уральская и кавказская.
Первым государством, из которого выросла современная Россия является Древняя или Киевская Русь. История Руси начинается с 862 года – года призвания Рюрика, как сообщает один из важнейших и древнейших источников по истории России – «Повесть временных лет» XII в., составленная Нестором-летописцем. Её сведения подтверждаются археологическими находками и иностранными хрониками. Второй период истории включает в себя время с XIII по XVI век – период образования единого централизованного государства, кроме того в этот период шел процесс борьбы с Золотой Ордой. Следующий этап – период c XVI по XVII век, когда развивалось Московское государство. К нему относятся правление Ивана IV, Смутное время, Бунташный век и правление Софьи Алексеевны Романовой. Период империи начинается с XVIII и длится до начала XX века, то есть с Петра Великого до краха монархии в 1917 году. Следующий период — советский, с октября 1917 года по декабрь 1991 года. И новейший период российской истории начался с декабря 1991 г. и продолжается по наши дни.
Государственными символами России являются герб, флаг и гимн. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Языковые семьи
Российский флаг
Цветам российского флага приписывается множество символических значений, однако не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации. Самая популярная расшифровка заключается в следующем:
— белый цвет символизирует благородство и откровенность;
— синий цвет – верность, честность, безупречность и целомудрие;
— красный цвет – мужество, смелость, великодушие и любовь.
Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов. Кроме того, в дореволюционные времена существовали разнообразные трактовки значений этих цветов, например:
История. 6 класс
Образование Византийской империи
Восточная Римская империя стала самостоятельным государством в 395 г. По древнему названию столицы, городу Византий, это государство назвали Византийской империей, но сами византийцы называли себя ромеями. Они не только устояли в борьбе с варварами, но и создали сильное государство, просуществовавшее до 1453 г.
Цели и задачи урока
Цель: сформировать целостное представление о социально-экономической, политической и духовной жизни средневековой Византии.
— показать особенности развития Византийской империи;
— научить характеризовать внешнюю политику Византии и её отношения с соседями;
— развивать эстетические чувства на основе изучения культуры Византии.
Узнаем, научимся, сможем
— интересные факты и особенности развития Византийской империи;
— какое влияние на Византийскую империю оказала античная культура и как сама Византийская империя повлияла на соседние государства;
— описывать систему управления Византийской империей;
— определять различие между западноевропейским и византийским укладом жизни и культурой;
— характеризовать внешнюю политику Византии, её отношения с соседями;
— показывать на карте границы и торговые связи Византийской империи.
Деятельность императора Юстиниана
Что из перечисленного стало результатом деятельности Юстиниана I? Выберите один ответ.
Провозглашение независимости Византии от государства арабов
Распространение христианства на восточных славян
Создание «Свода гражданского права»
Перенесение столицы Византийской империи в Константинополь
История. 6 класс
Византия в VI–XI веках
Необходимо запомнить
Окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную произошло в 395 году после смерти Феодосия I Великого. Несмотря на общий государственный латинский язык, в первые века существования главным отличием Византии от Западной Римской империи было преобладание на её территории эллинистической культуры, сохранение греческого языка и достижений античности. В течение двух столетий ко времени правления императора Юстиниана I государство окончательно приобрело свой индивидуальный облик.
Византийская империя, являясь центром Европейской цивилизации, одновременно была мостом между Востоком и Западом, испытала в разные периоды их влияние на общественную жизнь, государственность, религиозно–философские идеи и культуру.
Внешняя политика Юстиниана I
Константинополь
Константинополь – второй Рим, столица империи ромеев. Славяне называли его Царьград. Город был хорошо защищён: бухта «Золотой Рог» и Босфорский пролив с моря и мощные оборонительные укрепления с суши. Первые каменные стены были сооружены при императоре Константине Великом. Более мощные фортификационные сооружения возвёл император Феодосий II (первая половина V в.). Стены были построены в три ряда. Первый ряд высотой пять метров был защищён глубоким рвом (20 м в ширину и до 10 м в глубину). Второй ряд (до трёх метров в ширину и 10 м в высоту) имел несколько 15–метровых оборонительных башен. Последний ряд стен (толщиной около 7 м) располагался в 25–30 м от второго ряда, его башни имели высоту от 20 до 40 м. Основания стен находились ниже уровня земли на 10–12 м, что практически исключало осуществление подкопа.
В стенах было устроено несколько ворот, часть из которых во время нападения замуровывалась с целью увеличения обороноспособности города. Главными воротами Феодосиевых стен были Золотые ворота, сделанные в виде триумфальной арки с тремя пролётами. А бухта «Золотой Рог» в случае нападения противника с моря перекрывалась мощной цепью, так что ни один вражеский корабль не мог подойти к городу.
Замечательные личности в культуре Византии и их деяния
Каллиник – инженер и архитектор из сирийского города Гелиополя в 673 г., изобрёл «греческий огонь». «Греческий огонь» – это горючая смесь, применявшаяся в военных целях во времена Средневековья.
Анфимий из Тралл и Исидор из Милета – были архитекторами Собора Святой Софии в Константинополе при императоре Юстиниане.
Лев Математик – византийский математик и механик, изобрёл звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстоянии.
Прокопий Кесарийский – византийский писатель и историк, секретарь полководца Велизария, написал два варианта истории, один официальный, а второй «Тайную историю», содержащую критику императора Юстиниана и его жены Феодоры.
Лев Диакон – византийский писатель и историк, написал подробную «Историю» в 10 книгах о правлении императора Константина Багрянородного, описав события 959–976 гг., где упоминались и славяне из Древнерусского государства.
История. 6 класс
Образование государства Русь
Цели и задачи
Цель: получить целостное представление о периоде формирования древнерусской государственности, научиться делать выводы на основе достоверной информации источников разных видов.
— узнать о факторах, влиявших на формирование территории и основы хозяйства славянских и неславянских племён, образовавших Древнерусское государство;
— познакомиться с основными событиями раннего периода государственности у славян, с основами теории образования государства;
— составить представление об образе жизни, занятиях, верованиях и контактах населения Древнерусского государства, о системе управления накануне и на начальном этапе появления государства Русь.
Узнаем, научимся, сможем
— какие исторические источники рассказывают о Древней Руси;
— какие существуют мнения о зарождение государства у славян;
— какие черты государственности и уровень развития общества имели союзы славянских племён;
— как развивались международные контакты первых правителей Древнерусского государства;
— получать информацию из отрывка летописи;
— сравнивать положение различных групп древнерусского общества;
— аргументировать характеристику деятельности князей;
— определить на карте местоположение и границы Древнерусского государства раннего этапа;
— назвать и указать на карте основные города и торговые пути;
— описать структуру населения и повседневные занятия жителей Руси;
— определить последовательность правителей и их современников в других странах.