религиозные войны в истории человечества
Разве не религия — причина всех войн?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы”. Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.
Разве не религия — причина всех войн?
Почему такой вывод грубо неверен? Он представляет собой достаточно типичную подгонку задачи под ответ — воинствующие атеисты заранее уверены, что религия является источником войн, и везде где они обнаруживают войну и религию, они постулируют, что второе является причиной первого. А обнаружить то и другое можно повсеместно — увы, люди воюют всю свою историю, и абсолютное большинство культур в истории религиозны. Религиозность — это общее свойство человеческого рода, как, например, двуногость. Мы с таким же успехом можем обратить внимание на то, что все войны ведутся двуногими людьми — и объявить двуногость причиной войн.
Более того, в ХХ век — это век войн, неслыханных по масштабам потерь и разрушений, которые не имели никакого отношения к религии, а велись между чисто светскими режимами под лозунгами чисто светских идеологий. Так что причина войн — явно не религия.
Но разве войны не велись — и не ведутся сейчас — под религиозными лозунгами?
В любом обществе военная пропаганда апеллирует к принятым в нем ценностям — и если общество религиозно, то она будет апеллировать к религии. А если не особенно — то к правам человека, демократии, справедливости, достоинству, свободе и другим ценностям, важным для людей, к которым она обращаются. Это никак не делает эти ценности сами по себе источником войн.
Увы, стали бы. В истории больше чем достаточно примеров, когда люди жертвуют собой ради дела, которое они считают правым. Камикадзе, японским летчикам-смертникам времен Второй Мировой войны, которые таранили корабли противника на своих одноразовых самолетах, никто не обещал рай после смерти. Судя по сохранившимся свидетельствам, надежда на какое-либо посмертие не играла ровно никакой роли в их мотивации. Они жаждали прекрасной, в их глазах, смерти, за Императора и Японию, и приходили в глубочайшую подавленность, если последний вылет почему-то срывался.
Самоубийственные атаки широко использовались китайцами во время японо-китайских войн, и германскими нацистами — перед самым их концом.
А как же нацистские солдаты, на пряжках ремней которых было написано «С нами Бог»?
Этот лозунг не имел никакого отношения к нацизму и был на пряжках немецких солдат с 1847 года — примерно также, как на гербе Российский Империи была надпись «С нами Бог». Нацисты просто унаследовали этот традиционный элемент формы от своих предшественников в немецкой армии.
Сам же по себе национал-социализм как доктрина был непримиримо враждебен к христианству. Как сказал Председатель нацистского «Народного Трибунала» Роланд Фрейслер на процессе над христианином и антифашистом Гельмутом фон Мольтке : «Маска сброшена. Только в одном отношении мы и христианство схожи: мы требуем человека целиком».
Итак, причина войн, на глубинном уровне — человеческий грех, на более поверхностном — конфликт политических или экономических интересов, а религиозные лозунги привлекаются уже потом.
Религиозные войны в истории человечества
   1. Становление ислама и христианства. Начало противостояния.
1.1. Арабы в средние века. Ислам.
1.2. Возникновение христианства.
   Христианство появилось около двух тысячелетий назад. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от “Духа Святого” и был не человек, а Бог. Выросши, Иисус творил чудеса, исцеляя людей. Он проповедовал религию, предназначенную для всего человечества, а не для одного избранного народа; призывал людей покаяться, отказаться от богатства, простить окружающим прегрешения, проявлять милосердие, молиться за обидчиков.(8) Однако проповедническая деятельность Христа не была принята всеми. По приказу римского наместника в Иудее Понтия Пилата Иисус был судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте. На третий день после смерти Иисус воскрес и поднялся на небеса.
   Библейское христианство никогда не оправдывало религиозные войны с целью самоопределения религии и ее широкого распространения на захваченных территориях. Напротив, в данном вероисповедании убийство и желание обладать чужой вещью считается большим грехом. В христианстве говорится о равенстве всех перед Богом, о праве каждого человека на счастье и веру. Христианство учило любить в человеке не внешние качества, а его душу. В одной из 10 заповедей христиан, которые Моисей принес с горы Синай, говорится: «не убивай».
   Становление христианства происходило в условиях полемики с античным варварским язычеством, а также с неортодоксальными взглядами внутри церкви, которые объявлялись ересью.(9) Первое насаждение христианства произошло, когда папа на Вселенском соборе решил направить христианских миссионеров в страны, где живут еретики, чтобы принести им новую веру. Насаждение Христианства вскоре перестало иметь мирный характер. Встречая сопротивление народных масс, посланники церкви начали использовать насильственные методы: были разрушены многие античные храмы, казнены тысячи людей.
1.3. Крестовые походы.
2. Политическая борьба между Востоком и Западом.
2.2. Операция «Буря в пустыне».
Восток и Запал сегодня. Не решаемая дилемма: война или мир. Конец XX века – начало новых надежд.
Десять самых значительных религиозных конфликтов XX века
1.ИСЛАМСКИЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ
2. РЕЛИГИОЗНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В ИРЛАНДИИ
Противоборство, в огромном количестве случаев вооруженное, между католиками и протестантами в Северной Ирландии, осложняющееся нежеланием первых оставаться в составе Великобритании, весьма и весьма показательно. Оно демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о «гармонии», которая якобы царит в странах западной демократии.
В данном случае религиозные противоречия теснейшим образом связаны с этническими, а также и с идеологическими. Идейно-теоретическую базу Ирландской республиканской армии (ИРА), стоявшей в авангарде сопротивления, можно охарактеризовать как радикально-социалистическую. К слову сказать, социалистические и даже коммунистические идеи активно берутся на вооружение большинством европейских «сепаратистов». Так, террористическая организация ЭТА, борющаяся за независимость басков и их выход из состава Испании, исповедует марксизм, парадоксально (казалось бы парадоксально) соединенный с радикальным национализмом. Внутри знаменитой УЧК («Армии освобождения Косово») очень сильны радикально-социалистические настроения, причудливо сплетенные с национализмом и исламизмом.
В настоящий момент ирландское сопротивление находится в фазе затухания, вооруженную борьбу продолжает лишь непримиримое меньшинство из т.н. «истинной» ИРА. Однако сама проблема остается, и в обозримом будущем можно ожидать появления новых радикальных течений, причем религиозно-фундаменталистского окраса.
3. ИСЛАМСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ В ИРАНЕ
Революция, происшедшая в Иране, является одной из самых неожиданных побед исламского фундаментализма, которая, безусловно, потрясла привычный ход человеческой истории. Для многих тогда, в 1979 году, стало неожиданностью, что такое явление, как исламская революция, вообще оказалось возможным. Однако все сомнения были решительно развеяны революционно настроенными иранцами.
Для исламского религиозного сознания фигура имама Хомейни переросла чисто социальные мирские рамки. Само слово «имам», которое применяется к Хомейни, есть беспрецедентная уступка особому статусу личности лидера исламской революции, поскольку традиция шиизма признает только 12 имамов, последним из которых и будет Махди. Вождь последней великой войны, которая положит конец несправедливости и угнетению.
4. ВОЙНА НА СВЯТОЙ ЗЕМЛЕ
5. ГОНЕНИЯ НА РЕЛИГИЮ В СССР
В прошлом веке в России развернулась беспрецедентная атеистическая кампания, важнейшим элементом которой были массовые репрессии в отношении священнослужителей и простых верующих. Вряд ли стоит сейчас подробно характеризовать масштабы репрессий, обрушившихся на православных и представителей иных конфессий. Об этом писалось и говорилось вполне достаточно.
Хотелось бы сказать несколько слов о том, что православие не выступало в те времена только лишь в «страдательной», так сказать, роли. Имели место быть случаи активного и пассивного сопротивления богоборческой власти. В период Гражданской войны органы церковного управления, существовавшие на «белой» территории, заняли откровенно антисоветскую позицию. В армии адмирала Колчака успешно сражался целый полк, сформированный из православных священнослужителей. Снос церквей и атеистические глумления коммунистических активистов часто срывались верующими, причем порой сопротивление принимало характер вооруженных восстаний.
6. КИТАЙСКАЯ ОККУПАЦИЯ ТИБЕТА
Формально тибетцам гарантировалась широчайшая религиозная и политическая автономия, однако собственные обещания китайские коммунисты стали нарушать с первых же дней своего владычества. За 50 лет господства маоистов в Тибете погибли полтора миллиона человек, из 6 тысяч монастырей уцелело лишь 13 (позже по сугубо прагматическим соображениям китайские власти разрешили открыть 1,5 тысячи монастырей). Кроме того, КНР проводил неблагоприятную для тибетцев демографическую политику, направленную на обеспечение китайского этнического преобладания в данном регионе. В настоящее время соотношение местного населения к китайскому составляет 6,5:7. Территория Тибета превратилась в свалку ядерных отходов КНР.
Имело (и имеет) место быть и сопротивление тибетцев красному Китаю. В 1959 году в регионе вспыхнуло вооруженное народное восстание, жестоко подавленное коммунистами. Тогда погибли около 100 тысяч человек. Лидер тибетцев Далай-лама бежал в Индию, где и создал правительство в изгнании.
По сути, политику китайских коммунистов в Тибете можно сопоставить с гонениями на православие в России, которые осуществляли коммунисты советские.
7. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ В АФРИКЕ
Все последнее столетие Африканский континент становился полем боя для межконфессиональных войн. Многие страны континента пережили настоящую религиозную резню. Некоторые переживают ее до сих пор. Последние четырнадцать лет Судан раздирается ожесточенным противоборством между властью и оппозицией. Кровопролитная гражданская война унесла уже 2 миллиона человеческих жизней, а 600 тысяч суданцев были вынуждены покинуть свою родину.
Политические противоречия здесь отступают на второй план и уступают место противоречиям религиозным. Суданские власти выражают интересы мусульманской части страны, составляющей 70% всего населения, тогда как оппозиция строго ориентирована на язычников (25%) и христиан (5%). Причем ситуация усложняется тем, что правящий режим борется еще и с неортодоксальными нубийскими мусульманами, а также с многочисленными исламскими сектами.
В Нигерии, самой крупной стране Африканского континента, идет непрекращающийся религиозный конфликт между христианами, мусульманами и язычниками.
Этнические и религиозные распри, постоянно раздирающие Нигерию, стали одной из самых больших опасностей для этой молодой страны. Борьба за власть в федерации между политическими деятелями Севера (мусульмане хауса, фульбе) и Юга (христиане йоруба, игбо) непрерывно осложняет политическое положение в стране.
8. КОНФЛИКТ МЕЖДУ ИНДУИСТАМИ И ИСЛАМИСТАМИ
Граница Индии и Пакистана в любой момент рискует превратиться в глобальную линию фронта. Два государства непрерывно обвиняют друг друга в начале вооруженных действий.
Оценивая отношения Пакистана к этой проблеме, не следует забывать обстоятельства последнего военного переворота: причиной недовольства пакистанских военных стал приказ президента Шарифа вывести пакистанских военных из Кашмира.
9. ПРОТИВОСТОЯНИЕ СЕРБОВ И ХОРВАТОВ
Указанное явление более чем показательно. Оно еще раз подтверждает тот факт, что взаимная религиозная вражда может быть присуща и этнически схожим общностям. В случае с сербами и хорватами мы имеем дело с одним и тем же этносом, разделенным на две нации именно по религиозному признаку.
Поражает размах религиозно-этнических чисток, организованных хорватскими националистами-католиками в отношении православных сербов в период Второй мировой войны. Называется цифра в пятьсот человек убитыми, что же до различных изуверств, то они поражали даже видавших виды немецких нацистов. Гонения на сербов осудил и официальный Ватикан.
Вместе с тем необходимо во всем и всегда следовать принципу объективного освещения событий. Не подлежит сомнению тот факт, что в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (так называлась Югославия до 1941 года) хорватское население явно находилось в приниженном положении. Во всех значимых сферах общественно-политической и экономической жизни доминировали именно сербы, жизненный уровень хорватов был намного ниже сербского. В стране довольно агрессивно насаждался сербский национализм.
Но, конечно, реакция на все это хорватских националистов была, мягко выражаясь, неадекватна. За ошибки и злоупотребления правящей элиты расплачивались простые сербы.
10. ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ
В 70-е ГОДЫ прошлого века в Латинской Америке возникло мощное религиозное течение, известное как «теология освобождения». Его идеологи (Густав Гутьеррес, Леонардо Боффа, Серхио Менендес и др.) бросили вызов мировой капиталистической системе, основываясь на собственной трактовке религиозных принципов христианства.
В принципе, появление «теологии освобождения» есть лишнее свидетельство в пользу того, что в XX веке религии все больше и больше политизируются, активно включаясь в социально-политическое противоборство.
Межконфессиональные вопросы во все времена становились одной из причин жесткого противостояния между цивилизациями. Борьба конфессий часто доходила до массового кровопролития, что буквально погружало в хаос целые народы на долгие годы. В чем выражается межконфессиональное противоборство сегодня, и кому выгодно его культивировать для достижения своих целей? Об этом и пойдет речь в материале.
Очевидно, что сегодня главными центрами религиозного противостояния являются Ближний Восток и Западная Европа. В первом случае отголоски Крестовых походов или, как принято говорить сейчас, Крестовые походы новой эпохи, буквально захлестнули арабский мир. Однако при ближайшем рассмотрении ситуации можно обнаружить, что религия в большинстве случаев выступает лишь поводом для того, чтобы решать, скажем так, самые что ни на есть утилитарные проблемы.
Яркие примеры последнего времени – вторжение натовских войск в Ливию, революция в Египте, попытки расшатать Сирию.
На первом же этапе военной агрессии в Ливию полковник Каддафи объявил, что западная цивилизация объявила против ливийского народа Крестовый поход. Но по большому счету слово «крестовый» здесь абсолютно неуместно, ведь в реальности цель нападения на Ливию – это отнюдь не насаждение христианской цивилизации, а банальное стремление к свержению неугодных политиков с одновременным получением доступа к ресурсам страны. Слова Каддафи о крестовом походе – это попытка привлечь на свою сторону мусульманский мир, который, по его (Каддафи) замыслу, должен был многое противопоставить западной агрессии. Только вот полковник допустил роковую ошибку с призывом к исламской цивилизации: он, похоже забыл, что даже средневековые Крестовые походы были крайне далеки от насаждения христианской морали на мусульманские земли. И в случае с Папой Урбаном II, и в случае с новыми западными лидерами, цена вопроса была весьма близкой по своему содержанию. Западная цивилизация в обоих случаях старалась найти новые источники дохода, стать полноценной владелицей новых земель, богатых ресурсами. Единственная разница – так это то, что в XI веке Урбан II прикрывал откровенно захватническую миссию христианской идеей, которая исторически ничего общего с жаждой власти и обладания материальными ценностями не имела (но не для Папы); а в веке XXI «сильные мирные сего» решили оправдать свое вторжение ценностями демократическими.
В связи с этим большинство разумных людей понимают, что ни в первом, ни во втором случае оправдания так и не сработали. «Освобождение Гроба Господня» вылилось в кровавую бойню и тотальное разграбление ближневосточных городов, которое отвлекло европейцев от внутренних проблем и принесло существенную материальную прибыль организаторам «миссии». И ведь самое удивительное, что то же самое происходит и сегодня. «Демократия» в Ливии и Египте, которую «построили» западные страны, сегодня ничем не отличается от той «победы христианства», которую объявили в Средние века. Те же кровь, хаос, безвластие и полная неопределенность впереди.
Не нужно забывать и о том, что как в Средние века не гнушались примкнуть к Крестовым походам те, кто никакого морального права не имел носить христианский крест, так и в новое время «демократическую» миссию в Северной Африке и на Ближнем Востоке поддерживают государства, власти которых сами при одном только слове «демократия» вздрагивают и готовят приказы своей армии на уничтожение соответствующих проявлений на своей территории. Именно поэтому призывы полковника Каддафи к мусульманской общественности планеты не привели к результату, так как религия в том вопросе, когда на карту поставлены миллиардные прибыли, как обычно, уходит на второй план.
Самое печальное заключается в том, что, как и любая идеология, религия нередко сама используется в качестве инструмента для сведения счетов. Для того чтобы настроить общество «за» или «против», в некоторых государствах мира просто достаточно сжечь Библию или Коран. При этом те, кто имеет достаточно холодную голову на плечах, понимают, что все эти акции сожжения – не более чем эпатаж с одновременным желанием привлечь массовое внимание. Как заставить, к примеру, афганца, который не умеет даже читать, поучаствовать в политической жизни? Никакие обзорные статьи и убеждения здесь явно не помогут. Самый действенный способ – это надругательство над религиозными святынями, после которого можно в одночасье заиметь сотни тысяч сторонников, готовых «за веру» «помочь» решить поставленные кем-то цели.
Чего стоит безумная акция американского пастора Терри Джонса, который устроил акцию с сожжением Корана. Слова о небольшом костре дошли до исламских государств, где общественность возмутилась деянием священнослужителя из Флориды. В Афганистане провокация вызвала нападения на сотрудников международных организаций со стороны местных жителей. В итоге пастор сам спровоцировал несколько десятков смертей не только среди приверженцев исламской веры, но и среди своих же единоверцев, участвующих в операции на территории Афганистана. Самого же пастора ждало наказание от… противопожарной службы за разведение костров в неположенном месте (сумма штрафа – 271 доллар, который он преспокойно заплатил из фонда прихожан). Здесь открытым остается вопрос, знали ли прихожане, на что пойдут их пожертвование церкви, в которой «трудился» господин Джонс.
Пример с американским пастором – еще один пункт в длинном списке использования идеологии (будь она религиозная или общественно-политическая) в своих интересах. Имеет ли отношение «подвиг» Терри Джонса к реальному религиозному противостоянию? Безусловно, нет! Это лишь ход самопиара, из которого пастор извлек свою выгоду. С сожжением Корана Джонс нанес куда большей вред престижу христианской церкви, чем исламу. В связи с этим закрадывается подозрение: Терри Джонс, часом, сам ни исламистский ли провокатор будет, который решил оригинальным способом подвигнуть исламский мир на «борьбу с неверными»…
Получается, что межконфессиональное противостояние – это лишь внешняя оболочка того, что называется «достижение личных целей». Куда удобнее центр тяжести переместить на межконфессиональные противоречия, чем попытаться объяснить реальную цель те или иных сомнительных действий.
Вполне стыкуется с такого рода философией и то, что сегодня принято называть войнами за демократию. Складывается впечатление, что уже сейчас термин «демократия» стал, чуть ли, ни ругательным. Там, где вырастает очередная волна хаоса, всё пытаются переложить на «переходный на пути к чистой демократии» период. Мол, поживете так еще при взрывах, крови и тотальном развале экономики еще лет 10-15, и будет вам светлое демократическое будущее…
Все мы прекрасно помним, как аналогичная идея культивировалась в России в начале девяностых. Нас просили еще немного затянуть пояса, потерпеть, забыть о своем национальном характере, сделать ставку на тот образ жизни, который насаждался извне. Привнесенная в сознание разруха привела к тому, что нас заставили с подозрением относиться к представителям других религий, национальностей, да и к окружающим себя людям вообще. Согласитесь, что заставить подчиняться себе человека гораздо проще, если его сознание заселено целым сонмом маний и фобий.
В связи с этим нужно сказать, что каждый здравомыслящий человек должен понимать, что слова о том, что мир стоит на грани войны между христианством и исламом, демократией и антидемократией, белым и черным – это лишь действенное прикрытие для достижения совершенно иных целей. И эти цели, которые обычно описываются термином «Разделяй и властвуй», нам хорошо известны.
Жестокие религиозные войны Европы.
История западной цивилизации полна свидетельств массового кровопролития и зверств, ставших обыденностью не только в жизни средневековой Европы, но и в недавнем ХХ веке. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превосходит средневековье, и нет гарантий, что европейская цивилизация не вернётся к привычной для себя практике. Самолюбование западной цивилизации выглядит достаточно странной, когда она имеет наглость учить морали и нравственности Россию.
Один из виднейших историков современности, оксфордский профессор Норман Дэвис сказал «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии».
Екатерина Медичи (1519 — 1589) — королева Франции с 1547 по 1559 год, организовавшая в Париже массовую резню гугенотов (протестантов) в день святого Варфоломея в ночь с 24 на 25 августа 1572 года католиками. В Варфоломеевскую ночь погибло около 30 тысяч человек. Выражение «Варфоломеевская ночь» уже давно вошло в языки многих народов мира, и означает жестокое вероломное убийство беззащитных людей, не имеющих возможности сопротивляться. В других городах Франции Тулуза, Бордо, Лион, Бурж, Руан и Орлеан от рук убийц погибло около 6 тысяч гугенотов (протестантов).
Первая коронованная в 1553 королева Англии Мария I Тюдор (1516—1558) получила прозвище Мария Кровавая (англ. Bloody Mary). Вступив на английский престол Мария I дочь Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской, начала реконструкцию католических монастырей восстановление в государстве католической веры, начались массовые казни протестантов, в 1555 году запылали костры по всей Англии, сожжено около 300 ярых протестантов и иерархов церкви. Было приказано не щадить даже тех протестантов, кто соглашался принять католичество.
Ещё один классик английской «истории для читателей» Джон Ричард Грин в 1874 году цитировал отчёт Оливера Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я приказал своим солдатам убивать их всех… В самой церкви было перебито около тысячи человек. Я полагаю, что всем монахам, кроме двух, были разбиты головы…» (Джон-Ричард Грин “История английского народа”, т.3, М., изд. Солдатенкова, 1892, с.218)
Исторические предпосылки раскола (схизмы) Христианской церкви начались в поздней античности — 410 году н. э., когда Рим был разгромлен войсками вестготов под предводительством короля Алариха I. В Христианской церкви появились новые элементы в церковных обрядах, возникли этические и эстетические различия в между западной и восточной традициями христианства.
Разрыв между западным и восточным христианством продолжался и во времена раннего Средневековья. По настоянию короля франков и лангобардов Карла Великого (768-774 г.г.) на соборе епископов в Ахене в 809 году, в «Символ Веры», вопреки протесту Папы римского Льва III, было внесено слово «filioque» — «…и от Сына», то есть Дух Свят исходит равно «от Отца и от Сына…»
Карл Великий отличался особой жестокостью не только в религиозных вопросах. Во время войны с саксами он приказал казнить 4 500 пленных саксонских воинов Германии.
Когда Христианская церковь была единой. До 1054 года Христова церковь была единой. Константинопольские патриархи не признали притязаний Папы Римского Льва IX, на полноту власти Рима над всех Христианской Церковью. Церковный раскол 1054 года разделил Христианскую церковь на западную и восточную.
Западные христиане обращаются к Святому Петру, как к основному камню своей Церкви, поставившему для них верховную кафедру в Риме. Западную христианскую церковь стали называть латино-католической, с центром в Риме.
Восточные христиане, с любовью притекают к Святому Андрею, обошедшему их земли с Евангельской вестью. ‘Путь Андрея Первозванного по Скифии, вокруг Понта. Святой Андрей Первозванный поставил первого епископа в Константинополе, в Византии, который стал главою всего греко-православного Восточного христианства.
Чем дальше латино-католическая церковь отдалялась от греко-православной церкви, тем более жестокими становились методы насаждения её церковных догматов.
После взятия Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года, царь приказал архиепископу Гурию обращать жителей Казани в православие исключительно по собственному желанию каждого человека (свобода вероисповедания), и пригласил к себе на службу всю казанскую знать. В 1555 году послы сибирского хана просили Ивана Грозного, чтобы он «всю землю Сибирскую взял под свое имя… и дань свою на них положил и человека своего прислал, кому дань собирать». Астраханское ханство присоединилось к русскому царству, при свободном вероисповедании для всех новых граждан Руси.