река времени российской истории

Река времени российской истории

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине.

В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.

Масштабное нашествие монголо-татар на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок.

Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты.

В 1240 году пал Киев — столица русских земель и самый укреплённый город. Большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань. Вассальная зависимость Руси от Золотой орды длилась более двух веков и вошла в историю под названием «монголо-татарское иго».

Что такое «иго»

Слово «иго» происходит от латинского iugum, обозначавшего сначала упряжь для скота, а затем ставшего синонимом рабства.

Впервые его использовал польский хронист Ян Длугош в 1479 году, в самом конце монгольского владычества на Руси — так он перевёл слова «плененье» и «насилье» из русских летописей. В русских источниках «иго» появляется с 1674 года.

Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду HISTORY62021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды!

Кто такие «монголо-татары»

В русских и европейских летописях монгольские завоеватели называются татарами. Это название имеет китайские корни, где словом «тар-тар» именовали все кочевые племена к северу от Великой стены (подобно тому, как древние римляне называли всех чужеземцев «варварами»). Скорее всего, слово «татары» пришло на Русь и в Европу по торговым путям задолго до нашествия.

Постепенно название «татары» перешло на завоёванные монголами тюркские народы, которые пополнили армию Золотой Орды — на половцев, волжских булгар и других. От них произошли современные татары.

Термин «монголо-татары» появился в середине XIX века, чтобы устранить несоответствие между самоназванием завоевателей (монголы) и их наименованием в русских летописях (татары).

В наше время, чтобы избежать путаницы, историки договорились называть этот период «ордынским владычеством». Правда, название «монголо-татарское иго» по-прежнему широко используется.

Годы ордынского владычества

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч.

В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть.

После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.

Сбором дани с жителей Руси занимались ордынские чиновники баскаки, пока в 1330-х годах московский князь Иван Данилович не добился от хана Узбека права собирать дань самостоятельно, за что получил прозвище Калита («кошель»). Благодаря этому, Москва стала экономическим и политическим центром Руси. С тех пор ордынцы перестали регулярно устраивать набеги на русские земли.

После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю.

В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва.

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва.

Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.

Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.

Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.

Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов.

Свержение монголо-татарского ига

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, ордынскому игу пришёл конец. Золотая Орда распалась на несколько ханств, и великий князь московский Иван III отказался выплачивать дань. Хан Большой Орды Ахмат снарядил поход на Русь, но русское войско остановило его на реке Угра.

Этот эпизод вошёл в историю как «великое стояние на Угре». Несколько месяцев две армии стояли на противоположных берегах реки, не решаясь переходить в наступление. С приходом холодов Ахмат решил отступить. Больше ордынские войска на русских землях не появлялись.

Последствия монголо-татарского нашествия

Двухвековое монгольское владычество замедлило развитие экономики, культуры и науки, из-за чего Русь сильно отстала от западноевропейских стран.

Нашествие Батыя привело к огромным потерям населения — сотни людей были убиты или угнаны в рабство, в пожарах погибло множество книг, памятников живописи и архитектуры. Две трети русских городов было разорено, и большую часть из них так и не смогли восстановить. Население платило грабительские налоги. Многие ремёсла забылись на десятилетия и даже века — за время ордынского владычества не было построено ни одного каменного храма.

В то же время противостояние с монголами закалило русское войско и укрепило централизованную власть. Если до нашествия Русь была десятком разрозненных земель, то после окончания монголо-татарского ига вся страна объединилась под властью московского князя.

Благодаря этому впоследствии русское государство одержало немало важных побед и в конечном итоге покорило все территории бывшей Золотой Орды.

Источник

Урок окружающего мира «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ» РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ».

На данном уроке ученики познакомятся с новым направлением курса «окружающий мир»-обществознанием.

Просмотр содержимого документа
«Урок окружающего мира «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ» РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ».»

Тема: Введение. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ» РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ

Ознакомить учеников с новым направлением курса «Окружающий мир» – обществознанием.

С помощью учебной модели «Река времени российской истории» начать формировать представление об истории нашей страны.

Формировать у детей интерес к содержанию предмета.

Цели деятельности педагога

Создать условия для формирования представлений об изучаемом предмете; знакомства с учебником и формами работы с ним; развития интереса к истории своего государства

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся: ориентироваться в учебнике; различать условные обозначения; получат возможность научиться: ориентироваться на ленте времени.

Личностные УУД: самостоятельно определяют и высказывают самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Метапредметные У УД:

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для реше­ния учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные: доносят свою позицию до других: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Презентация «Путешествие по реке времени»

Таблица «Лента времени»., «Римские цифры»

Источник

Река времени российской истории

Река времен: кто произвел великое государство?

“Надобно твердо держаться вот какого положения: время не поддается такому расследованию, как все остальные свойства предметов. ” Этим словам древнегреческого философа Эпикура более двух тысяч лет.

Однако время — настолько непонятный, загадочный, волнующий всех предмет, что попытки не только “расследовать” его, но и найти наглядное, поэтическое определение бесконечны. В конце ХVIII века немецкий ученый Ф. Страсс придумал оригинальную карту-картину “Река времен”. Откуда-то сверху, из облака, с божественных высот изливаются водные струи, разделяющиеся на отдельные рукава-русла. Эти символические реки, как и реальные, сливаются, расходятся, исчезают. Каждый рукав — история какого-то государства — членится на столетия и заполняется датами царствований и важнейших событий.

Русский вариант этой карты (1805) висел на стене кабинета Г. Р. Державина. Крайняя справа почти прямая “река” имела заглавие “Изобретения, открытия, успехи просвещения. Славные мужи”. Она объединяла научные и культурные достижения разных народов. Среди славных мужей последнего ко времени публикации карты века — Ньютона, Вольтера, Ломоносова — был, упомянут и Державин. Глядя на “Реку времен” и на свое имя в ее потоке, поэт сочинил свое последнее стихотворение.

Метафора время–вода — одна из самых распространенных в литературе.

О. Мандельштам назвал свою книгу “Шум времени” (1928). В ней поэт призывал “следить за веком, за шумом и прорастанием времени”, прислушиваться “к нарастающему шуму века”. Время и здесь косвенно сравнивается с водой: Мандельштаму представляется ров, провал, заполненный шумящим временем.

В пушкинской трагедии “Борис Годунов” этот образ обнаруживает иную грань. В монологе летописца Пимена река превращается в сказочное море-окиян:

Минувшее проходит предо мною —

Давно ль оно неслось, событий полно,

Волнуяся, как море-окиян?

Теперь оно безмолвно и спокойно,

Не много лиц мне память сохранила,

Не много слов доходят до меня,

А прочее погибло невозвратно.

Об историческом море вспомнит и Лев Толстой в финале “Войны и мира”.

Лирический герой Мандельштама и пушкинской летописец Пимен смотрят на реку (море) времени с разных сторон. Шумящее и даже ревущее, как водопад или штормовой океан, время на далеком расстоянии превращается в ровный гул, тихий шорох, наконец, — безмолвие. И только специально интересующиеся этим люди (историки) расскажут, что где-то далеко, за лесом и полями, когда-то текла огромная река.

В ближней истории проблема заключается в том, чтобы “шум” (многообразные и разноплановые имена и факты) не помешал отобрать самое важное, что позволяет нам понять время. В истории дальней задача противоположна: историкам приходится с трудом вылавливать сохранившиеся обломки из безмолвного моря забвения.

“Мирно было, — лаконично отметит летописец в “Повести временных лет” год от сотворения мира 6537 (1029). — в год 6554 (1046). В этом году была тишина великая”. Но иногда и таких отметок годы не удостаиваются, от них остаются лишь пробелы, пересохшее русло реки времен: “В год 6424 (916). В год 6425 (917). В год 6426 (918). В год 6427 (919)”.

Таким “пустым” годам, десятилетиям и даже — в очень древней истории — столетиям, в которые прошла жизнь множества людей, историк посвятит несколько строк, а читатель (ученик) лениво их просмотрит и захлопнет книгу.

Историки чаще всего имеют дело только с верхним, наиболее заметным слоем исторического течения (экономическими отношениями, государственными установлениями, переломными событиями) и людьми, которые оказываются на поверхности (царями, полководцами, крупными государственными чиновниками). В “Слове о полку Игореве” упоминается более сорока князей, но нет ни одного имени “опытных воинов” — курян из дружины Святослава или погибших в битве героических воинов Игорева полка.

“История имеет дело не с человеком, а с людьми, ведает людские отношения, предоставляя одиночную деятельность человека другим наукам”, — утверждал, начиная свой знаменитый “Курс русской истории”, В. О. Ключевский (1841–1911), который будет часто цитироваться в этой главе (Т. 1, лекция II).

Совсем по-иному видит тот же участок исторической реки писатель. Л. Н. Толстой уже после создания “Войны и мира” размышлял об “Истории России с древнейших времен” учителя Ключевского, не менее известного историка С. М. Соловьева: “Читаю историю Соловьева. Все, по истории этой, было безобразие в допетровской России: жестокость, грабеж, правеж, грубость, глупость, неуменье ничего сделать. Правительство стало исправлять. И правительство это такое же безобразное до нашего времени. Читаешь эту историю и невольно приходишь к заключению, что рядом безобразий совершилась история России.

Но как же так ряд безобразий произвели великое, единое государство?

Уже это одно доказывает, что не правительство производило историю.

Но кроме того, читая о том, как грабили, правили, воевали, разоряли (только об этом и речь в истории), невольно приходишь к вопросу: что2 грабили и разоряли? А от этого вопроса к другому: кто производил то, что разоряли. Кто делал парчи, сукна, платья, камки ‹тонкая ткань›, в которых щеголяли цари и бояре? Кто ловил черных лисиц и соболей, которыми дарили послов, кто добывал золото и железо, кто выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, дворцы, церкви, кто перевозил товары? Кто воспитывал и рожал этих людей единого корня? Кто блюл святыню религиозную, поэзию народную…” (Дневник, 4 апреля 1870 года).

Безличной истории-науке, в которой “не придется и буквы на описание года жизни одного человека”, Толстой противопоставлял историю-искусство. “История-искусство, как и всякое искусство, идет не вширь, а вглубь, и предмет ее может быть описание жизни всей Европы и описание месяца жизни одного мужика в XVI веке” (Дневник, 5 апреля 1870 года).

История-искусство — это, в сущности, уже литература, где общие закономерности проявляются в “одиночной деятельности человека”, конкретной судьбе. Настоящий писатель слышит шум времени во всем его разнообразии, оживляет разные лица и голоса.

Благодаря “Войне и миру” Отечественная война 1812 года для нас — это не только Александр I, Наполеон и Кутузов, но и капитан Тушин, Тихон Щербатый, Платон Каратаев — вымышленные герои, несущие толстовскую мысль народную. К сожалению, замыслы толстовских исторических романов о петровской эпохе и о русском народе как силе завладевающей, осваивающей огромные пространства Европы и Азии, остались неосуществленными.

Любая история-наука, особенно краткая, остается хронологией правителей, войн и законов — историей государства и общества, Но не будем забывать, что имена царей и полководцев — лишь метонимия тех сложных и труднопостижимых процессов, которые связаны с множеством людей и обстоятельств и определяют течение исторических рек. Только такое понимание придает смысл жизни отдельного человека, его ощущению истории: “В океанские просторы каплею вольюсь одной” (Б. Слуцкий).

Русское русло: Рюриковичи

Историю нашей страны в больших масштабах можно представить как возникновение, утверждение и гибель (или трансформацию) четырех государств: Киевской Руси и Московской Руси (государства Рюриковичей), императорской России (с царствующим домом Романовых), СССР (Союза советских социалистических республик). Причем переход между ними часто занимал годы или даже столетия. Это были смутные времена: внутренних конфликтов, войн, в том числе гражданских, и революций. В конце XX века, с возникновением самостоятельной Российской Федерации, мы вступили в пятую реку.

Первоначальное русское государство возникает в середине IХ века в Поднепровье как великое княжество Киевское. Вторым центром собирания русских племен был находящийся на северо-западе Новгород. Своеобразие жизни на Восточно-Европейской равнине определили достаточно суровый климат (короткое лето и долгая зима диктовали человеку особый, сезонный, ритм жизни) и сочетание леса и степи.

Источник

Проект «Река времени»

Цель проекта:

Просмотр содержимого документа
«Проект «Река времени»»

Название проекта «За страницами истории» РЕКА ВРЕМЕНИ

Развитие творческих способностей;

Формирование целостной картины истории России;

Воспитание любви к Родине, уважения к её истории.

Познакомить c историческими событиями;

Познакомить учащихся c жизнью людей в разные исторические периоды: «Времена древней Руси»; «Времена Московского государства»; «Времена Российской империи XVIII – начало XX века»; «Времена Советской России и СССР 1917 – 1991 г.; «Современная Россия».

Продукт проекта: газета «Река времени»

Этапы работы над проектом

Деятельность учителя и учащихся.

Погружение в проект

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание групп учащихся для работы над проектом.

Создание проблемной ситуации.

Анкета «Верите ли вы?» Ребятам зачитываются вопросы, на которые они отвечают «да» или «нет».

Пётр I был не только правителем государства, но и солдатом, моряком, строителем.

Монахи в монастырях писали летописи – записи событий русской истории.

Комсомольцы носили пионерский галстук.

Серп и молот – символ союза рабочих и крестьян.

Ледовое побоище проходило на реке Неве.

Рыцари – знатные воины на Руси.

Александр Васильевич Суворов за свою жизнь не проиграл ни одного сражения.

Первая печатная книга – «Библия» издана в 1564 году Иваном Фёдоровым.

Первый полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. Полёт длился 2 дня.

Ребята проверяют анкету и убеждаются, что историю России знают плохо.

Учитель: Откуда будем брать информацию? (учебник, фильм, интернет, у родителей, экскурсия)

Учитель задаёт цепочку из 6 вопросов

— Зачем быть интересным человеком? и т. д.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по «Реке времени»

Нам нужно разделиться на группы, чтобы выполнить творческое задание.

Ребята открывают оглавление учебника «Моё Отечество» и работая в группах составляют кластер «Чему мы научимся c помощью учебника «Моё Отечество»

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской историиЧему мы научимся

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской историиc помощью

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской историиучебника «Моё Отечество»

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

Учитель предлагает создать проект и всю информацию оформить в виде общей работы.

Учащиеся определяют продукт проекта : газета.

Задача: собрать информацию и изложить её в газете «Река времени».

Ребята работают в группах, создают макет будущей газеты.

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

Весь проект будет разбит на этапы – периоды русской истории:

«Времена древней Руси» 4 урока;

«Времена Московского государства» 4 урока;

«Времена Российской империи XVIII – начало XX века» 5 уроков;

«Времена Советской России и СССР 1917 – 1991 г.» 4 урока;

«Современная Россия» 4 урока.

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

После изучения каждого периода

дети составляют кластер, работая в группах и распределяют обязанности, кто что готовит для газеты, обсуждают, где будут искать информацию.

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской историиO чём расскажет газета.

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

Осуществление деятельности по решению проблемы

4. Оформление результатов

Цель – разработка проекта.

– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

– анализ и синтез данных;

«Времена древней Руси» 4 урока

События периода: Создание Древнерусского государства. Принятие христианства при князе Владимире Святославовиче. Раздробленность русских земель. Ледовое побоище. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда.

Символы: Киев – столица великих князей Древней Руси.

Прославленные люди: Александр Невский

Правители: Владимир Святославович

Памятники культуры: Храмы. Монастыри. Летописи и рукописные книги.

1. сообщение «Как жили Восточные славяне в древности» (o богах, одежде, праздниках);

2. Сообщение o том, как возник город Москва (можно выступить от имени летописца, путешественника, воина из дружины Юрия Долгорукова).

3. Презентация «Александр Невский»

4. Напиши послание древнерусским князьям, описав в нём беды пришедшие на Русь в результате раздробленности государства.

6. Найди в старинных былинах эпизоды, в которых рассказывается o подвигах русских богатырей.

«Времена Московского государства» 4 урока

События периода: Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство. Смутное время. Освобождение Москвы и спасение Отечества.

Символы: Государственный герб России – двуглавый орёл.

Прославленные люди : Дмитрий Донской, Сергей Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский

Правители: Великий государь Иван III, царь Иван Грозный

Памятники культуры: Столица государства – Москва, Московский Кремль, соборы Московского Кремля, собор Василия Блаженного.

1. Придумать вопрос, относящийся к этой эпохе и знать на него ответ. Задать вопрос своему товарищу.

2. Допиши предложения:

Ваше мнение (позиция)

Мы хотели бы пожить во времена_______________________________________

Мы не хотели бы попасть в тот момент нашей истории, когда____________________________________________

3. Опиши битву на Куликовском поле от первого лица (дружинника, участника ополчения, воина – монгола, летописца)

4. Придумай и запиши речь, c которой Козьма Минин мог бы обратиться к русскому народу, призывая его на борьбу c иноземцами.

5. От своего имени (от имени человека современной России) напиши благодарственное письмо К. Минину и Д. Пожарскому. Отметь, в чём их заслуга перед Россией.

«Времена Российской империи XVIII – начало XX века» 5 уроков

События периода: Преобразование России Петром Великим. Победа в войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Крепостное право. Отечественная история 1812. Бородинская битва.

Символы: Государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.

Прославленные люди: Великий русский полководец А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М. Ломоносов, А. С. Пушкин

Правители: Екатерина II, Александр II

Памятники культуры: Достопримечательности Санкт-Петербурга

1. Представь, что ты участвуешь в строительстве петровского флота, в создании нового города – Санкт-Петербурга, сражаешься со шведскими войсками (на выбор). Опиши свои впечатления c точки зрения простого ремесленника, солдата, матроса в виде письма к родным.

2. Найди в известных тебе стихах А. С. Пушкина описания родной природы, сказочных персонажей. Сделай иллюстрацию к понравившимся строкам.

3. Напиши воспоминание от имени солдата (горожанина, крестьянина) XIX века o том, почему ты принял участие в военных действиях 1812 года.

4. Нарисуй, что нового появилось в жизни людей к концу XIX века.

5. Доклад o достопримечательностях, которые появились в этот этап времени.

6. Доклад o прославленных людях этой эпохи.

7. Экскурсия по городу «Осмотр достопримечательностей». Создание маршрута путешествия по карте.

8. Сочинение «Мои чувства и личные впечатления от увиденного»

9. Нарисуй эскиз памятника, которого, на твой взгляд, недоставало Российской империи. Придумай название этому памятнику, напиши, в каком городе его можно было бы поставить и в связи c каким событием?

«Времена Советской России и СССР 1917 – 1991 г.» 4 урока

События периода: Революция 1917. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза. Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом.

Символы СССР: красный флаг, герб

Прославленные люди: Герои Великой Отечественной войны.

Правители: Николай II, В.И. Ленин, И. В. Сталин

Электронная презентация «Мой предок – защитник Родины в годы Великой Отечественной войны».

Сочинение «Кем из моих предков я горжусь», «Какие поступки моих предков становятся для меня образцом».

Экскурсия к Крейсеру Аврора.

Напиши «письмо c фронта» от имени участника войны. Расскажи, что увидел на войне, какие чувства испытал, выскажи свою оценку событиям.

Возьми интервью. Узнай у своих родителей, кто в вашей семье участвовал в Великой Отечественной войне.

Вспомни строки из песен, стихотворений, посвящённых Великой Отечественной войне. Сделай иллюстрации к этим строкам.

Придумай кроссворд по терминам, именам, названиям, встречающимся в этом разделе.

«Современная Россия» 4 урока

События периода: Преобразование СССР в СНГ. Демократия.

Символы: Восстановление государственных символов. Конституция – основной закон государства.

Правители: Президент. Правительство. Государственная дума.

Памятники культуры: Библиотеки, музеи, театры – достояние российской культуры.

Интервью « Разные взгляды на прошлое и настоящее страны»

Опиши или изобрази схематично, как ты себе представляешь идеальное государство. Кто им должен управлять, какие там должны быть законы и порядки.

Создание коллажа «Я через 20 лет».

Представь, что ты оказался в другой стране и тебе нужно попасть в российское посольство. Как, не зная языка, можно объяснить, из какой ты страны? Напиши письмо домой o своих приключениях.

Нарисуй герб и флаг придуманного на уроке государства.

Нарисуй или опиши особенности традиционного костюма одного из народов России.

Придумай, что уже сегодня ты можешь оставить после себя следующим поколениям. Возможно, у тебя есть стихи собственного сочинения, коллекции, «произведения искусства» и т. д. Прими участие в выставке «Мой вклад в историю России».

Продолжи предложение. Современной России нужен закон, в котором говорится:

Это важно, потому что _______________________________________________________.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

Зачем современному человеку

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской историинужно изучать историю?

река времени российской истории. Смотреть фото река времени российской истории. Смотреть картинку река времени российской истории. Картинка про река времени российской истории. Фото река времени российской истории

История учит нас уважать опыт и мудрость старших, как это было в племенах восточных славян;

История напоминает нам o том, что мы должны стараться жить в гармонии c природой, не разрушать её деятельностью;

История призывает нас помнить, что войны наносят человечеству непоправимый ущерб: гибнет огромное количество людей, разоряются целые народы, бесследно исчезают ценнейшие памятники культуры;

Пользуясь опытом прошлых поколений, современные люди учатся решать свои проблемы не силой, а разумом и убеждением.

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

– коллективное обсуждение результатов проекта;

– самоанализ проектной деятельности.

Что понравилось в работе?

Какой твой вклад в общее дело?

Какую оценку поставишь себе, отметь на шкале.

Вспомни задачу, которую ставили в начале проекта? Удалось ли достигнуть желаемого?

Какое впечатление o работе?

Как можно использовать созданную вами газету?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *