региональный компонент на уроках истории

Использование регионального компонента на уроках истории и обществознания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Использование регионального компонента на уроках истории и обществознания

(Творческий отчет по теме самообразования «Использование регионального компонента на уроках истории».Учитель истории МБОУ «Ильинская СОШ» Шевелёва Людмила Николаевна)

Воспитать бережное, трепетное отношение к родному краю, чувство гордости за свою малую Родину – одна из важнейших задач, поставленных перед современным учителем и перед новой школой в целом. В нашем крае, как известно, педагоги общеобразовательных учреждений уделяют этому вопросу большое внимание, так как преж­де чем ребенок станет гражда­нином страны, он должен быть гражданином родной школы, станицы, города, знать их тра­диции и жить их жизнью и за­ботами.

Особая роль в воспитании патриота отведена учителю истории и обществознания. Через использование регионального компонента на уроках истории и обществознания учитель решает, на мой взгляд, самую важную задачу в современном российском образовании – воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, в том числе малой. Здесь главное – суметь привлечь внимание ученика, заинтересовать его, а не просто заставить его выучить материал; помочь ученику развить любознательность, толерантность, умение быть коммуникабельным

Учитель призван через использование регионального компонента на уроках истории и обществознания, реализовать в своей практической деятельности принципы государ­ственной политики и общие тре­бования к содержанию образо­вания, сформулированные в Законе «Об образовании»:

• воспитание гражданствен­ности и любви к Родине;

• защита системой образо­вания национальных культур и региональных культурных тра­диций в условиях многонацио­нального государства;

• формирование у учащихся картины мира, адекватной со­временному уровню знаний;

• формирование мировоз­зренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры;

• содействие взаимопони­манию и сотрудничеству между людьми, различными этничес­кими, религиозными и соци­альными группами.

Преподавание истории с использованием регионального компонента в обучении в школе предполагает как ми­нимум три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся реальной школьной практике они органически связаны друг с другом, составляют единое «поле» познаватель­ной деятельности школьников):

1) получение учащимися «готовых» знаний о мире, стране, крае со слов учи­теля и из федеральных и региональных учебников;

2) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности ок­ружающей жизни).

3) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных ученых»-исследователей).

Основные факторы процесса школьного обучения истории.

региональный компонент на уроках истории. Смотреть фото региональный компонент на уроках истории. Смотреть картинку региональный компонент на уроках истории. Картинка про региональный компонент на уроках истории. Фото региональный компонент на уроках истории

Цели обучения истории:

Прогнозируемые результаты образования, воспитания и развития личности.

Система исторических знаний и умений учащихся

Познавательные возможности учащихся:

Уровень исторических знаний и умений, развития мышления, воображения…

Источник

Региональный компонент в преподавании истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Региональный компонент в преподавании истории

Изучение историко-культурного наследия родного края, города, сегодня не дань моде, а веление времени. В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это связано с введением в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (1992г.) национально-регионального компонента школьного образования, наряду с федеральным.

Важным условием развития исторического краеведения в наши дни, в первую очередь, являются современные социально-политические перемены, когда укрепляется российская государственность, растет роль «провинции», когда появляется интерес россиян, молодежи к своему историческому прошлому, народным традициям, проблемам регионального развития и возрождения своей самобытности.

За минувшее пятнадцатилетие в школьной истории значительно расширилось «поле» краеведения. Изучаются различные стороны жизни края в их единстве. Сейчас можно обратиться к ранее «запретным» темам. Одним из ключевых направлений исследований и учебных занятий становится изучение конкретных человеческих судеб, в первую очередь «близких»людей-земляков и родственников, изучение повседневности и обыденной жизни с ее живыми подробностями, в которые школьникам легче «войти», которые легче понять, с которыми легче себя отождествлять.

На мой взгляд, способы изучения краеведения целесообразно подразделять на три уровня.

при Иване IV», я рассказываю об освоении русскими Сибири, и нашего края, в том числе. А также на уроках учащиеся используют пособие «История Кузбасса».

В своей работе я использую такие принципы:

«принцип маятника», когда, изучая свою родословную, учащиеся, связывают ее с историей своего родного края. А знакомясь с историей государства, области, возвращаются к фактам истории своего города, семьи. Когда ученики возвращаются к тем или иным историческим вопросам, событиям из класса в класс, углубляя свои познания, расширяя круг привлекаемых источников, реализуют «принцип спирали». При изучении факультативного курса «История Кузбасса» пятиклассники знакомятся с самыми основными вехами истории нашего города, его освоением русскими, его коренными жителями и т.д. В следующих классах история нашего города углубляется, расширяется знаниями о других городах и Кемеровской области в целом.

Изучая историю родного края, учащиеся знакомятся с духовной жизнью людей в тот или иной период времени. Изучая общественные процессы, познают этнонациональную культуру, историю расселения данной местности, особенности быта, культуры, обычаев, развитие экономической жизни и труда.

Частью истории каждого народа, его национальной культуры, духовной жизни является религия. На уроках и внеурочное время учащиеся знакомятся с религиозными верованиями местного населения, изучают прошлое храмов, монастырей и т.д.

Сегодня на первый план я бы поставила изучение судеб конкретных людей, историю «обычных» семей, потому что нередко мы сталкиваемся с безликостью и безлюдностью изложения истории в школе.

В рамках своего образования и опыта работы, я имею возможность использовать знания по географии и биологии, сочетать их с краеведческим материалом на протяжении всех лет обучения в школе. Например, при изучении темы «Освоение нашего края» я включаю вопросы о климате, животном и растительном мире нашей местности. Используя карту, мы показываем реки, по которым передвигались первые казачьи отряды, а также обозначаем места, где строились укрепленные пункты, остроги, города.

Используя в своей работе подход «единство трех измерений: прошлое, настоящее, будущее», я знакомлю учащихся с историей района, города, его современным состоянием, а также перспективами обновления и развития, что позволяет более глубоко осмысливать последовательность событий, выявлять причинно-следственные связи событий. Освещая разностороннюю оценку событий, явлений прошлого, поступков и деятельности людей с научных позиций правды и нравственности, я позволяю каждому ученику дать свою собственную оценку событий.

Изучение материалов краеведения на уроках основного курса отечественной истории. Речь идет об уроках истории России с включением элементов краеведения и о специальных уроках по истории края в рамках учебных часов по курсу Отечественной истории (целесообразно выделять до 15%времени). На уроках отечественной истории основное внимание обычно уделяется раскрытию тем: «Наша область в п.п.19 в.», «Наша область в годы В.О.В.».

Факультативные курсы, курсы по выбору «Родной край: страницы истории», «История Кузбасса». При изучении которых учащиеся знакомятся с историей своего города и области в целом.

3. Внеклассные занятия: организация выездов, лагерей, экскурсий. Мы организовывали выезд на турбазу «Озон» в Карлык, где знакомились с данной местностью, ее историей, растительным и животным миром, отрабатывали технику туризма, проводили развлекательные мероприятия. Это позволяет изучать свой крайние выезжая далеко за пределы города, прививать интерес к истории своего города, собирать гербарии, природный материал к школьным урокам.

Разнообразны пути и методы изучения истории родного края. Комплекс приемов и методов зависят от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятий, задач проводимой работы. Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки, экскурсии в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы. Например при подготовке доклада к научно-практической конференции учащихся на тему»Новокузнецк в годы В.О.В.»ученик посещал музеи, работал с материалами периодической печати, документами.

В частности возможность сочетать письменные источники и свидетельство современников.

Во внеклассной работе хорошую помощь оказывает экскурсия и осмотр памятников истории и культуры, экспедиции по родному краю, ученические конференции, организация выставок и музейных композиций. Сочетая это с туризмом, походами, романтикой костра и приключений, добиваюсь положительных результатов.

У нас в планах создание школьного музея.

Сегодня, когда национально-региональный компонент стал обязательной составляющей школьной истории и других учебных дисциплин, каждый учитель должен быть краеведом.

В каждой школе формируется своя система историко-краеведческой работы, содержание избирательных форм и методов могут быть различны.

Главное видеть, обогащать и совершенствоваться для реализации целей и задач современной Российской школы.

Источник

Региональный компонент на уроках истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Учитель истории и краеведения

Школдина Наталья Александровна

Использование регионального компонента

Одним из действенных способов выполнения поставленных задач перед историческим сообществом является проведение занятий, которые направленные на всестороннее изучение родного края. История это тот предмет, где реализация изучения регионального компонента является необходимой данностью.

Основной целью данной деятельностью является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему краю и углубленные знания о нём. Всё это лучше воспринимается учащимися через краеведческую работу, участие в выполнении краеведческих заданий, в туристических и археологических походах и экскурсиях. Подобная форма работы не только воспитывает у учащихся необходимые патриотические качества, но и расширяет их кругозор, даёт необходимые для жизни навыки и умения, содействует выработке коллективизма и ответственности.

Образовательная цель использования регионального компонента: воссоздать целостную систему изучения огромного культурного и исторического наследия нашего края.

Развивающая цель использования регионального компонента: способствовать умению учащихся систематизировать свои знания по истории родного края, развивать навыки самостоятельной поисковой системы. Способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять их различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и настоящего.

Воспитательная цель использования регионального компонента: воспитание интереса к истории родного края, чувств патриотизма и интернационализма.

Сегодня в обществе слово «патриотизм», «любовь к родине» вновь обретают своё высокое значение. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек, воспитанный в духе патриотизма, уникальная личность, готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Именно данными аспектами я руководствуюсь в использовании регионального компонента на уроках истории.

Для реализации практической части данной темы в летний период планируется поход

В календарно-тематическом планировании тем выделяется несколько свободных часов, куда я постоянно вставляю темы по изучению родного края в определённый отрезок времени. Например, по истории новейшего времени в 9 классе, где после каждого блока есть время для изучения особенностей развития социально- экономических, политических и культурных особенностей нашего края. При этом используются данные СМИ, как мной, так и учащимися в качестве дополнительных заданий.

При изучении истории в 5 классе широко использую основы вспомогательных исторических дисциплин, перекладывая их значения и расшифровывая понятия при изучении края.

Например, ономастика это область знаний с помощью, которой на уроках мы подробнее изучаем значение собственных имён, фамилий, названий рек, посёлков и местностей. Вникая в суть идеи, дети самостоятельно анализировали происхождение названий Медведка, Шемонаиха, Усть-Каменогорск, Кандыковка, Пругерово, Волчанка, Кабано-Разина более подробно изучая историю данных мест.

При изучении древней истории Казахстана я использую свой опыт, полученный при археологических раскопках широко демонстрируя практическую сторону исторических источников. В частности с помощью археологических находок (глиняный горшок эпохи неолита, часть конской сбруи, рубило эпохи палеолита, осколок андроновского кувшина, клинопись древней Руси) учащиеся учатся анализировать, классифицировать и определять примерное время исторических источников. Также большой материал для размышления как 5, так и 6 классы получают из фильмов и презентаций об археологических раскопках и изучения источников предоставленный ВКГУ.

Великая Отечественная Война нанесла материальный и моральный урон оставшаяся в сознании чёрным смерчем не только наших дедушек и бабушек, но и для нас. Учащиеся также не остаются равнодушными к этой теме, так как у каждого из них есть уже минимальная накопленная информация полученная от рассказов прародителей, оставшихся монет, наград, медалей и писем того времени, которые они с радостью демонстрируют классу.

Основное внимание на занятиях уделяется не фактологической стороне, а анализу, сравнению, осмыслению, обоснованию своей точки зрения и т.д. Поэтому, этап знакомства с новой информацией занимает как можно меньше времени. Большая часть времени отводится самостоятельной работе учащихся, индивидуальному и групповому выполнению творческих заданий по изучаемой теме.

Изучение регионального компонента очень интересная работа, как для педагогов, так и для учащихся. Изучать историю родного края необходимо, потому-то народ, забывший свою историю, осуждён пережить её заново.

Источник

Реализация регионального компонента на уроках истории посредством краеведческой работы

Класс: 7

Концепция модернизации российского образования провозглашает необходимость сохранения национальных традиций в области образования. Воспитание гражданина и есть одна из традиций российской педагогики. Сравнительный анализ государственных документов последних лет: Закона Российской Федерации “Об образовании” (1995 г.), Национальной доктрины образования в РФ (2000 г.), А так же ФГОС и требования Историко-культурного стандарта позволяет сделать вывод о том, что воспитание гражданина, гражданственность относятся к числу важнейших ценностей современного образования. Вопросы гражданского воспитания, построение гражданского общества, вытекающие из Национальной доктрины образования в Российской Федерации. Требуют от школы гражданско-патриотичкского воспитания. Поэтому задача учителя-предметника, а тем более историка, как мне видится, состоит в том, чтобы развить в своих учениках начало гражданского самосознания. Во основе гражданского самосознания, осознания себя гражданином своей страны лежат такие ценности, как толерантность; уважение человеческого достоинства; уважение к правам человека; готовность к компромиссу; равенство людей перед законом; уважение к национальной культуре и традициям как части мировой культуры, любовь к Родине и т.д. В том смысле особое значение имеет изучение национально-регионального компонента. Воспитание гражданина не может происходить само по себе. Гражданина нужно растить с самого детства, и его становление и развитие может происходить только на чем-то значимом и важном для всех, т.е. на основе ценностей. В этой связи история как школьный предмет становится и важнейшим условием и средством гражданского воспитания. Одним из действенных способов выполнения поставленных задач перед историческим сообществом является проведение занятий, которые направленные на всестороннее изучение родного края. История это тот предмет, где реализация изучения регионального компонента является необходимым для учебного процесса.

Основной целью данной деятельности является формирование самосознания учеников, воспитание у них патриотических качеств, пробуждение интереса к своему краю и углубленные знания о нём. Всё это лучше воспринимается учащимися через краеведческую работу, участие в выполнении краеведческих заданий, в экскурсиях, написании НПК, проектной деятельности. Подобная форма работы не только воспитывает у учащихся необходимые патриотические качества, но и расширяет их кругозор, даёт необходимые для жизни навыки и умения, содействует выработке коллективизма и ответственности.

Образовательная цель использования регионального компонента: воссоздать целостную систему изучения огромного культурного и исторического наследия нашего края.

Методики и приемы реализации национально-регионального компонента на уроках истории

Развивающая цель использования регионального компонента: способствовать умению учащихся систематизировать свои знания по истории родного края, развивать навыки самостоятельной поисковой системы. Способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять их различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к проблемам прошлого и настоящего.воспитание интереса к истории родного края, чувств патриотизма и толерантности.

Сегодня в обществе слово “патриотизм”, “любовь к родине” вновь обретают своё высокое значение. Строить здоровое общество и сильное государство может только человек, воспитанный в духе патриотизма, уникальная личность, готовая внести свой вклад в построение правового государства и гражданского общества. Именно данными аспектами я руководствуюсь в использовании регионального компонента на уроках истории.

Количество часов 34 ч. Например, по истории новейшего времени в 9 классе, изучаются особенности развития социально- экономические, политические и культурные нашего края. При этом используются данные СМИ, как мной, так и учащимися в качестве дополнительных заданий. При изучении истории в 5 классе широко использую основы вспомогательных исторических дисциплин, перекладывая их значения и расшифровывая понятия при изучении края. Например, ономастика это область знаний с помощью, которой на уроках мы подробнее изучаем значение собственных имён, фамилий, названий рек, посёлков и местностей. Вникая в суть идеи, дети самостоятельно анализируют происхождение названий р.Сок, название поселков: Сергиевск, Сургут, Суходол, Серноводск изучая историю данных мест. При изучении истории основания своего села Сергиевск ребята анализируют документы и материалы районного краеведческого музея села Сергиевск.

Великая Отечественная Война нанесла материальный и моральный урон оставшаяся в сознании чёрным смерчем не только наших дедушек и бабушек, но и для нас.

Учащиеся также не остаются равнодушными к этой теме, так как у каждого из них есть уже какая-либо информация полученная от рассказов дедушек, бабушек, оставшихся наград, медалей и писем того времени, которые они с радостью демонстрируют классу. Основное внимание на занятиях уделяется не фактологической стороне, а анализу, сравнению, осмыслению, обоснованию своей точки зрения и т.д. Ребята изучают материал о наших земляках героях Советского Союза. Проводят экскурсии в школьном музее, рассказывают о нашем земляке Герое Советского Союза Ганюшине П.М., чьё имя носит наша школа. В музее оформлена экспозиция: “ Подвиг во имя Родины!”, посвященная этому человеку. Проходят встречи с ветеранами, Уроки мужества, творческие вечера, вечер- портрет, посвященный выпускнику нашей школы Макаренко C., погибшему в Чечне, краеведческие беседы, День музея в которых с большим интересом участвуют ребята. Выполняют творческие задания, презентации. Формы и методы работы могут быть разнообразными.

Результативность работы: ребята принимают участие в НПК в секции “Краеведение”, районных и областных краеведческих конкурсах, областных профильных сменах краеведческой и музейной направленности занимая призовые места.

Изучение регионального компонента очень интересная работа, как для педагогов, так и для учащихся. Изучать историю родного края необходимо, потому-то народ, забывший свою историю, осуждён пережить её заново.

Источник

Использование регионального компонента на уроках истории и обществознания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Использование регионального компонента на уроках истории и обществознания Из опыта работы преподавателя Красноярского монтажного колледжа Т.Д.Пуртовой.

В статье рассматривается актуальная проблема преподавания региональной истории в контексте общеобразовательного курса Всеобщей истории, предлагается модель интеграции региональной истории на материалах истории Красноярского края с учётом требований ФГОС. Сегодня эта тема особо актуальна, т.к. совсем недавно наш край отметил своё 85-летие.

Воспитание бережного отношения к родному краю, чувства гордости за свою малую Родину – одна из задач, поставленных перед современным образованием. А в системе СПО – это одно из приоритетных направлений, т. к. большая часть выпускников колледжа остаётся жить и трудиться в своём регионе. Знание истории родного края, города, района, их традиций, особенностей помогут молодым специалистам определить свою жизненную позицию и влиться в жизнь региона. В процессе обучения, студенты накапливают свой интеллектуальный потенциал, что служит основой для реализации личностью своих гражданских свобод, прав и обязанностей. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала человека и гражданина.

Особая роль в этом процессе отведена преподаванию истории и обществознания. В последние годы, всё чаще сталкиваемся с проблемой низкого уровня знаний по истории вообще, а по истории края знания, поступивших на первый курс обучающихся, практически отсутствуют. Это чётко прослеживается после проведения в сентябре входного контроля во всех группах первого курса. Поэтому одной из целей деятельности преподавателя является повышение качества знаний за счёт внедрения регионального компонента на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности обучающихся. Почему так? Да потому что через познание родного, близкого, знакомого проще и интереснее познать всеобщее и далёкое, а история именно такова.

Эта работа одновременно и интересна и трудна, так как она сама по себе предполагает неизбитые штампы и формы обучения, а разнообразные и зачастую незнакомые обучающимся. Значит, ты сам себе постоянно и методист, и педагог в одном лице. Но в большей степени она увлекательна, так как чувствуешь себя новатором и первопроходцем, она требует творчества и поиска, чем и привлекает. Эта работа на перспективу. Каким он будет будущий выпускник колледжа? Кем он станет в жизни? Каким специалистом, гражданином?

Владея современными педагогическими технологиями, широко применяю их на практике. В своей учебной и внеклассной работе использую:

приёмы развивающего, проблемного, индивидуального обучения;

привлекаю обучающихся к работе в группе, в проектной деятельности;

применяю методику здоровьесберегающих технологий.

показать в наиболее доступной и привлекательной форме приёмы и последовательность выполнения работ с картой, тестом, историческим текстом.

подготовить к уроку разнообразный раздаточный материал (например, тестовые задания, фрагменты контурной карты, иллюстративный материал) с большой экономией времени. При этом обучающиеся имеют возможность выбрать форму работы, предлагаемую компьютерной программой, посмотреть на экране выполнение типовых заданий и получить распечатки предлагаемых для выполнения заданий;

позволяет активизировать самостоятельную практическую деятельность каждого обучающегося: применение дифференцированных тестов по предметам делает проверку качества знаний более эффективной.

Провожу тренинговые уроки (деловая игра) по истории России, обществознанию для обучающихся 1 курса; тестовые проверочные работы, позволяющие осуществлять текущий контроль знаний обучающихся, закреплять пройденный материал.

Решая в колледже важную задачу по реализации материалов регионального компонента на уроках истории и обществознания безусловно сталкиваешься с определенными трудностями. Первая из них – нехватка учебного времени ( примерная программа рекомендует использовать региональный компонент, но не отводит для этого часов). Поэтому приходиться придумывать такие формы работы, которые позволяют сочетать общее и частное.

При проведении уроков с использованием регионального компонента нет наглядного материала, нет настенных карт по истории Красноярского края, наборов иллюстраций по определённым темам уроков.

И потому – подготовка к каждому уроку – это постоянный поиск информации, его переработка и творческий процесс, в котором находится преподаватель. Но не каждый раз

есть возможность оснастить свой урок наглядностью, как хотелось бы. В реальной жизни все бывает сложнее и прозаичнее.

В последние годы значительно возросло количество методических материалов Усилиями красноярских ученых краеведов, созданы иллюстрированные учебники по краеведению, например «Красноярье: пять веков истории », «История Красноярского края: культура и традиции», «На Енисейских берегах», «Енисейская губерния», «Наш Красноярский край» и др., что свидетельствует о наличии достаточно неплохой базы учебно-методической литературы и даёт возможность проводить интересные занятия.

Применение регионального компоненте в учебной и внеурочной деятельности помогла добиться определённых результатов, а именно:

наблюдается динамика роста качества знаний учащихся по истории и обществознанию;

промежуточную аттестацию по предмета «История» и «Обществознание» студенты в основном проходят на «хорошо»;

Преподавателю истории и обществознания, важно не только дать обучающимся прочные знания, научить грамотно, говорить, логически мыслить, не менее важно, но и знать кем и какими станут они в жизни.

Благодаря занятости во внеурочное время обучающиеся не совершают правонарушений, становятся соучастниками единого педагогического процесса. Они активны и инициативны. Могут отстоять свою точку зрения, умеют поступать по совести и быть благодарными.

Результативность такой работы не измеряется цифрами. Если обучающиеся доверяют преподавателю, считают его старшим товарищем, стремятся к сотрудничеству – это моральная награда, она дорогого стоит.

1. Проведенное среди выпускников колледжа анкетирование показало, что после внедрения в образовательный процесс регионального компонента значительно повысилась познавательная активность обучающихся и процент выпускников, желающих остаться работать в регионе, возрос.

2. Полученные на уроках знания, формируют потребность у обучающихся в углублении этих знаний через участие во внеурочной деятельности ( при подготовке к юбилею колледжа первокурсники с удовольствием работали с архивными материалами, фотодокументами, воспоминаниями ветеранов, а многие готовы принять участие в создании музея колледжа, работа по созданию которого началась совсем недавно)

3.Внедрение регионального компонента привело к тому, что при выпуске мы имеем не только рабочего специалиста, но и личность, имеющую четкую гражданскую и идейно-нравственную позицию, гражданина, умеющего выразить себя как в слове, так и в деле, имеющего самобытное мышление, умеющего вести диалог, то есть соответствующего требованиям современного социума.

1.Требования ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413

2. Концептуальные основы историко-культурного стандарта.

3. Артёмов В.В. История. Учебник СПО, М., Академия, 2017

4. Самыгин П.С. История. Учебное пособие СПО, М., 2018

5. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению в трёх частях. Красноярск,2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *