район ржевка пороховые история

Ржевка

Сегодня Ржевка – это большой район новостроек. От старины осталось одно название, которое возникло в городском обиходе из полного наименования – Ржевская слобода. Появилась она еще в 30-х гг. XVIII в., а имя свое получила от капитана В.Ф. Ржевского, владевшего здесь участком земли, граничившим с землей охтинских поселян.

Попутно заметим, что к пресловутому поручику Ржевскому, герою веселых анекдотов, этот Ржевский не имеет никакого отношения. Ведь легендарный герой анекдотов пошел от поручика Дмитрия Ржевского – героя пьесы Александра Гладкова «Давным-давно» (1940 г.) и комедии Эльдара Рязанова «Гусарская баллада» (1962 г.), снятой по пьесе Гладкова.

В 20-х гг. XIX в. в Ржевской слободе появилось одно из военных поселений, организованное по воле Аракчеева. До сих пор от того поселения сохранилось несколько зданий конюшен – одноэтажных кирпичных домов на нынешней Ржевской улице. Еще в середине XIX в. конюшни переделали в казармы для солдат – охранников Охтинского порохового завода. Некоторые дома еще и сегодня используются под жилье, а местные жители иногда находят рядом, на своих крошечных огородах, следы «аракчеевских конюшен» – бубенцы, остатки кожаной упряжи, стальные удила и даже старинные пуговицы от военных мундиров…

По данным одного из путеводителей по петербургским окрестностям конца XIX в., в Ржевской слободе числилось 58 домов и 519 жителей. Одним из своеобразных занятий жителей слободы было шитье кулей. Материалом для производства служили подержанные рогожные кули из-под овса и других зерновых хлебов, которые покупались в городе или у местных торговцев. Затем кули мыли, сушили, разбирали на «мочалу», из которой на разных самодельных станках делалась ткань и сшивался кулек. Готовые кульки сдавались петербургским мясным лавкам или местным скупщикам.

Близ Ржевской слободы осенью 1871 г. петербургское общество земледельческих колоний и ремесленных приютов устроило колонию для малолетних преступников 10 – 16 лет. По утверждению историко-церковной энциклопедии «Святыни Санкт-Петербурга», это было первое в России учреждение такого рода.

Подростки занимались здесь сельским хозяйством и получали начальное ремесленное образование. Они жили в деревянных домах и делились на небольшие группы, во главе которых стояли опытные воспитатели. В колонии была выстроена и своя церковь, средства на постройку которой выделили Артиллерийское и Морское ведомства и И.И. Смирнов. Однажды эту церковь посетил Федор Михайлович Достоевский – на рождественские праздники 1875 г. В «Дневнике писателя» он оставил такую запись: «Архитектура церкви действительно недурна, в несколько, впрочем, казенном, усиленно русском стиле, очень приевшемся».

Осенью 1916 г. колонию решили перевести в село Извары – имение Рерихов в Лужском уезде. Бывшая церковь детской колонии стала после революции приходской, а в 1923 г. ее закрыли и потом снесли…

Согласно исследованиям В.В. Иофе, «территории артиллерийского полигона на Ириновской железной дороге», где производились расстрелы, в наибольшей степени соответствует пустынный лесной участок Ржевского артиллерийского полигона, прилегающий к Рябовскому шоссе между бывшими станциями Ковалево и Приютино. Этот лес представляется тем более вероятным местом проведения казней, что он не только отделен от внешнего мира охраняемой внешней границей полигона, но и от самой территории полигона изолирован долиной реки Лубьи.

район ржевка пороховые история. Смотреть фото район ржевка пороховые история. Смотреть картинку район ржевка пороховые история. Картинка про район ржевка пороховые история. Фото район ржевка пороховые история

Установка закладного камня будущего мемориала в память о трагедии на станции Ржевка в марте 1942 г. Фото автора, март 2009 г.

Пустынность и изолированность этого леса в свое время привлекла внимание руководства полигона, и в центре участка, примерно в трехстах метрах от Рябовского шоссе, близ берега Лубьи, был построен обвалованный двухэтажный кирпичный пороховой погреб с караульным помещением и с подъездной дорогой. Исходя из имеющихся описаний процедуры проведения расстрелов, можно достаточно обоснованно предположить наличие в районе проведения казней какого-то центрального стационарного помещения (для хранения инвентаря, складирования снятой одежды и возможного использования в качестве накопителя для временного размещения осужденных), а также подъездной дороги, ведущей в глубь расстрельной территории. Всему этому идеально отвечает по месторасположению как сам уединенный пороховой погреб, так и караульное помещение перед ним…

Во время ленинградской блокады через станцию Ржевка проходила легендарная Дорога жизни. В 1967 г. на ее трассе от станции Ржевка до Осиновца установили сорок шесть памятных километровых столбов.

район ржевка пороховые история. Смотреть фото район ржевка пороховые история. Смотреть картинку район ржевка пороховые история. Картинка про район ржевка пороховые история. Фото район ржевка пороховые история

Здание вокзала на станции Ржевка снесли в конце 2005 г. при строительстве развязки Кольцевой автодороги

район ржевка пороховые история. Смотреть фото район ржевка пороховые история. Смотреть картинку район ржевка пороховые история. Картинка про район ржевка пороховые история. Фото район ржевка пороховые история

Жезнодорожная станция Ржевка в эпизоде фильма «Максим Перепелица» («Ленфильм», 1955 г.)

Еще не так давно о той мартовской трагедии 1942 г. напоминала мемориальная плита у переезда на станцию Ржевка, установленная в 1990 г. На небольшом мемориале у Ржевки кроме этой мемориальной доски находились «нулевой» столб, от которого шел отсчет километров Дороги жизни, памятник «Регулировщица», а также зенитное орудие – в память о защитниках неба над Дорогой жизни.

Когда началось сооружение развязки Кольцевой автодороги, мемориал демонтировали: он мешал развернувшему строительству. Его перенесли на новое место.

Большое значение для осажденного Ленинграда имел аэропорт «Ржевка», находившийся за Ржевским лесопарком. В те годы он назывался «Смольное» (поблизости протекает Смольный ручей, впадающий в Лубью; неподалеку находилась деревня Смольное) и играл важнейшую роль в обороне Ленинграда – это был единственный аэропорт, который удалось скрыть от врага благодаря прекрасной маскировке. Взлетно-посадочную полосу, сделанную в рекордно короткий срок, к сентябрю 1941 г., закрывали деревьями и кустами, укрепленными на специальных поддонах – их убирали только во время взлета или посадки самолетов и сразу же возвращали на прежнее место. Боевую технику в перерывах между полетами скрывали в лесополосе.

район ржевка пороховые история. Смотреть фото район ржевка пороховые история. Смотреть картинку район ржевка пороховые история. Картинка про район ржевка пороховые история. Фото район ржевка пороховые история

Триумфальные пилоны на улице Коммуны. Фото 2007 г.

Во время блокады на авиабазе «Смольное» наладили воздушный мост, связывавший Ленинград с Большой землей: по нему в город было доставлено свыше 5000 тонн продовольствия, 138 тонн почты, десятки тонн медикаментов. Обратными рейсами вывезли более 50 тысяч ленинградцев – детей, раненых, высококвалифицированных рабочих, провели операцию по эвакуации части рабочих и оборудования Кировского завода. Недалеко от «Смольного», в Бернгардовке, соорудили специальный ложный аэродром с макетами самолетов в натуральную величину. Именно он подвергался постоянным бомбовым ударам.

В 1960-х и 1970-х гг. аэродром широко использовался для пассажирских и грузовых перевозок. В 1976 г. аэропорт «Смольное» переименовали в аэропорт «Ржевка», а в 1978 г. здесь ввели в строй новый аэровокзал на 250 пассажиров в час. В 1984 г. «Ржевка» стала авиабазой для учебных, научных, любительских, аэрофотосъемочных полетов. В таком качестве он действует и сегодня…

И наконец, еще один эпизод, связанный с современной Ржевкой. Одним из ее символов служат триумфальные пилоны на улице Коммуны, установленные в честь защитников Ленинграда в годы Великой Отечественной войны в 1952 – 1953 гг. (архитектор В.Я. Душечкина, скульптор А.Е. Громов) и когда-то символизировавшие собой парадный въезд в Ленинград. Пилоны украсили барельефами с профилями вождей – Ленина и Сталина. В начале 1960-х гг., во время окончательного развенчания «культа личности» и выноса тела Сталина из Мавзолея, изображение «вождя народов» убрали, как и все памятники ему, существовавшие в Ленинграде.

В 2005 – 2006 гг. в ходе реставрации пилонов на улице Коммуны, проводившейся по инициативе местных муниципалов, на один из них вернули барельеф Сталина. Теперь это является фактически единственным персональным изображением Сталина в нашем городе (маленький барельеф на «Площади Восстания» со Сталиным на заднем плане – не в счет).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

9 Пересечение КАД с дорогой на Всеволожск (Ржевка)

9 Пересечение КАД с дорогой на Всеволожск (Ржевка) Развязка введена в эксплуатацию в 2006 году. Работает по временной схеме. Ориентировочно дорожные работы на ней будут завершены в 2008 году.Развязка двухуровневая, с усложненным профилем, изобилует поворотами и

Источник

achernega

Прогулки по Петербургу

заметки краеведа

В сети до сих пор ответы на эти вопросы давали только:
— статья «Пороховые: история и современность» http://www.aroundspb.ru/history/poroh/poroh.php
— рассказ «В районе Ржевка-Пороховые» http://www.logovo.info/main.mhtml?Part=36&PubID=730 (в 2-х частях)

Но есть интереснейшие материалы и в архивах. Мне удалось раздобыть два Проекта Детальной Планировки района Ржевка-Пороховые. Оказывается, первый ПДП был разработан ещё в 1962 году. Пока не знаю, почему он не был реализован, но застраивать эту местность собирались уже тогда. Конечно же, в основном пятиэтажными хрущёвками. Об этом проекте напишу в следующий раз.

В пояснительных записках к ПДП 1962 и 1974 годов кроме описания проектируемого нового «города-сада» есть и подробное описание территории, на которой должны появиться новостройки. Уникальные, надо сказать, документы. Предлагаю познакомиться с тем, что было на месте Ржевки-Пороховых 40-50 лет назад.

Территория Ржевки-Пороховых была включена в состав Ленинграда в 1960 году. Местные жители называли её «Порошки».

Меня интересует пространство южнее современного Ириновского проспекта. Этот район находится в пределах Приневской низменности в бассейне реки Охты и её притоков, представляет собой равнину с небольшим уклоном в сторону Охты. Центральная часть была покрыта сетью открытых канав и выработок бывших торфоразработок. Глубина заложения торфа доходила до двух метров, а на отдельных участках и более.

В крайней юго-западной части района Ржевка-Пороховые до сих пор находится золоотвал ТЭЦ-17, который в 1962 году находился в эксплуатации. Он ограничен земляным валом, возвышается над прилегающей территорией.

К середине ХХ века 60% территории принадлежало совхозу «Выборгский», который использовал её в основном под пашни. Здесь выращивали картошку и овощи, пасли скот. Центральная усадьба совхоза располагалась примерно на месте корпусов дома №6 по современной Ленской улице. Постройки простирались вплоть до нынешней Белорусской улицы. В 1974 году решением Совета Министров СССР земли у совхоза были изъяты и переданы Ленинграду. Последний урожай здесь был снят в 1975 году. На незанятой под пашни земле оставались болотистые луга, мелколесье и заросли кустарников.

В западной части района находилась деревня Малиновка. Она находилась западнее нынешней улицы Передовиков, в створе проспекта Ударников. Несколько домов располагались и чуть восточнее линии будущей улицы Передовиков, в том числе кирпичная овощебаза совхоза (на участке южнее детской поликлиники). Всего здесь было 52 двора, все дома деревянные одноэтажные.

Дома в Малиновке стояли вдоль четырёх улиц, проложенных почти по квадрату. На северо-восток от Малиновки уходило мощёное булыжником Объездное шоссе в Жерновку. Южной границей Малиновки служила речка Чёрная (она же Малиновка), длина которой составляла 8,5 километров. Сразу за поселением она превращалась в заболоченный ручей, протекающий по канаве шириной в 2-3 метра и высотой бровок до одного метра. К северу от Чёрной речки был естественный уступ, высотой три-четыре метра и шириной в один километр.

Исток Чёрной речки сохранился до наших дней. Южнее его находились кирпичные постройки совхоза Выборгский, за которыми были торфоразработки. На их месте теперь стоит торговый центр «METRO». На юго-запад от Малиновки в сторону Дачи Долгорукова вдоль совхозных построек, торфоразработок и золоотвала уходил Уткин проспект. Он пересекал соединительную ветку Финляндской железной дороги по охраняемому ж.д. переезду. Строительный мусор, оставшийся после разборки этой трассы, теперь можно видеть между краем золоотвала и трамвайными путями. Территория бывших торфоразработок простиралась отсюда далее на юго-восток, вплоть до начала современной Хасанской улицы.

В 1971-1972 годах поля совхоза Выборгский на правах аренды заняли ряд складских и производственных объектов трестов Главленинградстроя и Главзапстроя, а также склады КЭУ ЛенВО. С севера к золоотвалу примыкали склад Малоохтинского химзавода объединения «Лакокраска» и склад треста 101 Главленинградстроя. В связи со строительством продолжения Заневского проспекта в 1977 году склад химзавода перевели в посёлок Янино.

Южная граница жилой застройки Пороховых подходила к линии современного проспекта Косыгина, в его части рядом с улицей Коммуны. Здесь с запада на восток была проложена улица Заневский пост, застроенная с двух сторон частными домами. Трасса проспекта Косыгина была проложена примерно в 50-100 метрах севернее этой исчезнувшей деревенской магистрали, которая, изгибаясь змеёй, соединялась с улицей Коммуны перед ж.д. переездом. За переездом начиналось Колтушское шоссе, а перед ним на юг уходил ещё один очень короткий отрезок улицы Заневский пост. С другого конца улица продолжалась полевой дорогой к главной усадьбе совхоза.

К западной стороне улицы Коммуны прилегала жилая застройка. За ней параллельно улице Коммуны проходила Линейная улица. За домами по Линейной улице протекал Караулов ручей. В этой же части застройки находился фруктовый сад совхоза, площадью 10 га.

По трассе проспекта Наставников пролегала Хасановская улица, заканчивающаяся немного южнее современного пересечения проспектов Наставников и Ударников. Она упиралась в берег Жерновки. Западнее её, была ещё одна улица, которая по мосту пересекала Жерновку и уходила дальше в поле на юг, к главной усадьбе совхоза. Направление этой улицы сегодня можно обозначить проездом вдоль дворового фасада дома №40/1 по проспекту Наставников.

Школа №405 (пр. Наставников 40/2) находится на месте, которое было небольшим островом. Этот остров образовывался ериком Жерновки. В 1960-х годах его занимало два участка с деревянными жилыми домами.

В Военном городке находился ряд объектов Ленинградского Военного Округа: ремонтно-механические мастерские Политуправления округа, типография Воениздата, два гаража, склады воинских частей, автобаза и жильё военнослужащих. Их вывод отсюда осуществился в 1976 году в район улиц Якорной и Магнитогорской. Здесь же, на улице Лазо, размещался цех металлообрабатывающего заводе Министерства обороны, который к концу 1976 года был переведён на территорию топливного склада на Якорной улице. В ПДП 1962 года Военный городок назван воинской частью №33491.

Таким образом, жилая застройка Пороховых располагалась в кварталах, ограниченных современными улицей Коммуны, проспектами Ириновским, Наставников и Косыгина. Остальная её часть находилась севернее современного Ириновского проспекта.

Застройка деревень состояла в основном из одноэтажных деревянных домов с приусадебными участками. Основная масса деревянных построек была возведена в послевоенный период. Приусадебные участки были засажены декоративными и фруктовыми деревьями и кустарниками.

Капитальная каменная (кирпичная) застройка существовала лишь в Пороховых, в квартале между 5-й Жерновской и Отечественной улицами, а также (с конца 1960-х годов) западнее улицы Лазо. Тогда же, в послевоенные годы, часть дорог была заасфальтирована, проложены инженерные коммуникации, построен ряд обслуживающих учреждений.

Вдоль Ириновского проспекта были проложены трамвайные пути. По ним через Пороховые до Ржевки шли трамваи маршрутов №10, 12 и 30. С центром Ленинграда район связывали автобусные маршруты №37, 85 и 198. Маршрут №32 считался внутрирайонным, а маршруты №126, 127, 128, 129 и 130 вывозили жителей во Всеволожск, Колтуши, Воейково, Озерки и к заводу Красная Звезда.

С Ленинградом район связывали Армашевское шоссе на севере, Объездное шоссе и Партизанская улица на западе, а также Уткин проспект на юге. На восток, кроме Рябовского шоссе, через лес и поле уходили три дороги, которые не имели большого транспортного значения. В восточной части района проходила мощёная булыжником улица Коммуны, которая поворачивала на восток и пересекала железную дорогу перед станцией Заневский пост. Этот ж.д. переезд сохранялся до середины 2000-х годов, даже когда улица Коммуны была расширена и продлена на юг.

Ржевка-Пороховые превратилась в большую строительную площадку только после 1977 года, когда решением Исполкома Ленсовета депутатов трудящихся был принят Проект Детальной Планировки этого района.

Источник

Район ржевка пороховые история

5 июля 1971 года решением Исполкома Ленсовета депутатов трудящихся №556 был принят Проект Детальной Планировки (ПДП) района Ржевка-Пороховые. Он был создан ещё в 1962 году, после чего проходил согласования и уточнялся. Каким же видели архитекторы Ленинграда наш район в начале 1960-х годов?

Для возбуждения вашего интереса публикую эскиз планировки территории. Он кликабелен для увеличения и подробного изучения, как и последующие графические материалы:

Сам ПДП представляет собой том в 162 страницы машинописного текста с детальным описанием существующей на тот момент ситуации и планируемых масштабных изменений. Впечатляет, что здесь есть полная таблица с адресами и основными характеристиками ВСЕХ строений в Малиновке, Жерновке и на Пороховых. Указано что будет сносится, а что останется нетронутым.

ПДП района Ржевка-Пороховые 1962 года был разработан коллективом архитектурно-планировочной мастерской 10-го Проектного института «Ленпроект». Главным архитектором проекта был С. Г. Красников, который работал под руководством заместителя руководителя мастерской №10 архитектором Мецхваришвили И. Г.

Для ликвидации двух рек по расчётам требовалось 1 200 000 кубометров грунта. 950 000 кубометров собирались добыть за счёт строительства метро и водоотводного канала. Для подсыпки территорий проектируемых зелёных насаждений предлагался торфяной грунт, который вынимался бы на месте строительства новых зданий и дорог. Как я отметил в предыдущей статье об окрестностях Ржевки-Пороховых, застраиваемая территория была богата на торфяники.

Схема инженерной подготовки территории:

В южной части Ржевки-Пороховых планировалось создать два крупных жилых района площадью 232 и 208 га, разделённых продолжением Заневского проспекта. Каждый из районов делился на кварталы, состоящие из 2-3 микрорайонов с жилой площадью на 8000 человек в каждом (норма обеспеченности была принята 9 кв. м. на человека) и всеми видами микрорайонного обслуживания.

Из существующей в 1960-х годах застройки было решено сохранить только кирпичные дома между улицами Коммуны и Лазо, включив их в новую систему застройки. На тот момент этим домам было всего 10-15 лет.

Заводы на территории севернее Ириновского проспекта планировались к переносу или к перепрофилированию для уменьшения санитарных разрывов вокруг них. Освободившееся пространство также отдавалось под жильё.

Деревянные дома вдоль Рябовского шоссе и Жерновских улиц оставались бы до окончания срока их амортизации. Там бы только заменили печное отопление на газовое. После износа этих строений на их месте планировалось создать зелёные зоны с дополнительными обслуживающими район учреждениями.

Район Ржевка-Пороховые в 1962 году был рассчитан на проживание 148 000 человек (1 332 тыс. кв.м. жилья). После переноса промышленных предприятий севернее Ириновского проспекта планировалось построить ещё 495 тыс. кв.м. жилья.

Для укрупнения кварталов многие улицы Пороховых были ликвидированы. По бывшим совхозным полям в проекте проложили новые широкие городские магистрали.

План красных линий Ржевки-Пороховых, где показана вся территория района, в том числе севернее Ириновского проспекта:

Главной магистралью Ржевки-Пороховых должно было стать продолжение Заневского проспекта. Он не делал изгиб в месте пересечения с Жерновским проспектом (ныне Индустриальным), а шёл прямо, продолжаясь по линии Водопроводной улицы и просеки Ладожского водовода. Эта магистраль в перспективе продлевалась до Ладожского озера. Выезд из города через Колтушское шоссе ликвидировался. Фрагменты эскиза застройки продолжения Заневского проспекта:

Жерновский проспект (Индустриальный) в проекте пересекает район с севера на юг. Вдоль него запроектирована ветка метрополитена мелкого заложения. Фрагменты эскиза застройки Жерновского проспекта:

Улица Коммуны, как и было впоследствии реализовано, расширена и продлена на юг. Через виадук она соединялась бы с соседним районом (с улицей Лопатина). Намечалось также её продление на север, через реконструированную Охтинскую плотину.

Ленская улица в ПДП-1962 решена как подъездная магистраль к ж.д. станции Заневский пост, перед которой улица Коммуны расширяется паркингом. Станция Заневский пост рассматривалась в первую очередь как грузовая, с сохранением некоторой доли пассажирского потока.

Решение продолжения Ириновского проспекта совпало в тем, как его реализовали в конце 1970-х годов. Он включил в себя часть 4-й Жерновской улицы, был спрямлён, стал шире. Здесь планировалось сохранить трамвай, но впоследствии заменить его на линию метро.

Бокситогорская улица превращалась в Ново-Малиновскую улицу, которая шла вдоль всей соединительной ветки Финляндской железной дороги. На юге района она соединялась с Южной (ныне Хасанской) улицей. С Заневским проспектом эта магистраль пересекалась в разных уровнях.

Современная улица Передовиков в ПДП описывалась как «улица вдоль ЛЭП». Прототип проспекта Наставников указывался на схеме, но в описательной части ПДП не фигурировал. Проспект Ударников назывался продолжением Ново-Малиновской дороги. Посредством проезда под линией железной дороги он соединялся с Партизанской улицей.

Трассы современных Белорусской улицы и проспекта Энтузиастов в проекте 1962 года отсутствуют.

Основные перекрёстки новых автомобильных магистралей в первую очередь предлагалось организовать в виде круглых площадей (как пересечение проспекта Энергетиков и шоссе Революции). В перспективе эти перекрёстки развязывались бы в двух уровнях. Центральная часть продолжения Заневского проспекта проектировалась в некотором углублении, что позволяло бы проезжать всю магистраль без пересечения перекрёстков.

Территория Охтенского учебно-опытного лесхоза Лесотехнической академии превращалась в городской парк. Такое решение представлялось целесообразным, так как уже к 1960-м годам территория лесхоза стала местом массового отдыха проживающих в округе горожан. А при возникновении рядом крупного жилого массива, посещаемость парка только увеличится, что сделает невозможным использовать его в учебных целях.

Кроме того, в двух центральных кварталах планировалось создать районные сады. В профиль большинства проектируемых улиц включались посадки деревьев и кустарников. Ряд магистралей проектировались как бульвары.

Площадь всех зелёных насаждений общего пользования Ржевки-Пороховых по ПДП-1962 составила 282,5 га, то есть 19 кв.м. на человека. Если считать все зелёные зоны, включая внутриквартальные сады и бульвары, то расчётная площадь составляла уже 650 га, или 30% от всей территории района.

В кварталах №27 и №1 намечалось создание спортивных центров со стадионами. Первый из них располагался на левом берегу Жерновки, где планировалось создать водохранилище. Здесь предлагалось создать лодочную станцию, построить сооружения для занятий водными видами спорта.

Как уже было отмечено, проект предусматривал прокладку в Ржевке-Пороховых ДВУХ (. ) линий метрополитена. Вдоль Жерновского проспекта предлагалось создать шесть станций: у Шафировского проспекта, Анникова проспекта (продолжение проспекта Маршала Блюхера), шоссе Революции, Ириновского проспекта, продолжений Ново-Малиновской дороги и Заневского проспекта. Прокладка метро велась бы открытым способом, с западной стороны магистрали под бульваром шириной в 25 метров. Линия метро вдоль Ириновского проспекта проектировалась до станции Ржевка. В пределах Ржевки-Пороховых предлагались станции у Объездного шоссе, а также у пересечений с Жерновским проспектом и улицей Коммуны. До станции Ржевка в проекте также значилась остановка метро у Андреевской улицы.

Троллейбусные линии предлагалось проложить вдоль продолжения Заневского проспекта и улице Коммуны. Пассажирское сообщение поддерживали бы и автобусы, маршруты которых в проекте не описаны.

Гаражи для индивидуального транспорта предлагалось устроить под эстакадами на Заневском, Жерновском проспектах, Коммуны и Ново-Малиновской улиц, в кварталах жилой застройки.

При въезде в Ленинград через Заневский проспект проектировались автозаправка, гараж автопроката, гараж-гостиница и сервисная автостанция.

На берегу Охты создавалась стоянка автомобилей для чистки улиц. Водным путём сюда свозился бы песок, который зимой рассыпали по дорогам. О применении против гололёда соли в ПДП ничего не сказано.

Электроснабжение Ржевки-Пороховых предлагалось осуществлять за счёт уже существующих двух районных подстанций, и за счёт одной новой подстанции 110 кВ, которую собирались построить в 1967-1968 годах на Малой Охте (на углу Заневского проспекта и улицы Гусева).

Пересекающие поля Ржевки-Пороховых линии ЛЭП смещались на запад и шли по общей трассе. Таким образом, уже тогда проектировалась существующая сейчас линия электропередач вдоль современной улицы Передовиков.

Изучая приложения к ПДП я выяснил, что Водоканал мог обеспечить нормальное водоснабжение Ржевки-Пороховых только после 1967 года, когда была бы построена Северная водопроводная станция. В 1962 году она только проектировалась. Ленэнерго добавляло, что электроснабжение Ржевки-Пороховых может быть обеспечено только после ввода в 1967-1968 годах третьей подстанции. Таким образом, застройка могла начаться только после 1970 года, о чём прямо говорится в приложенной к ПДП переписке.

Второй Проект Детальной Планировки был готов уже в 1974 году. В нём значится новый норматив на обеспечение населения жилой площадью, который составил уже не 9, а 15 кв. м. на человека. К тому же, правительство Ленинграда торопилось с решением проблемы «коммуналок». В связи с этим было принято решение об уплотнении жилой застройки в новый районах. Пятиэтажная застройка Ржевки-Пороховых стала девятиэтажной. О новом и окончательном ПДП 1974 года я расскажу в следующей статье. Но уже понятно, почему проект 1962 года не был реализован.

В сети до сих пор ответы на эти вопросы давали только:
— статья «Пороховые: история и современность» http://www.aroundspb.ru/history/poroh/poroh.php
— рассказ «В районе Ржевка-Пороховые» http://www.logovo.info/main.mhtml?Part=36&PubID=730 (в 2-х частях)

Но есть интереснейшие материалы и в архивах. Мне удалось раздобыть два Проекта Детальной Планировки района Ржевка-Пороховые. Оказывается, первый ПДП был разработан ещё в 1962 году. Пока не знаю, почему он не был реализован, но застраивать эту местность собирались уже тогда. Конечно же, в основном пятиэтажными хрущёвками. Об этом проекте напишу в следующий раз.

В пояснительных записках к ПДП 1962 и 1974 годов кроме описания проектируемого нового «города-сада» есть и подробное описание территории, на которой должны появиться новостройки. Уникальные, надо сказать, документы. Предлагаю познакомиться с тем, что было на месте Ржевки-Пороховых 40-50 лет назад.

Территория Ржевки-Пороховых была включена в состав Ленинграда в 1960 году. Местные жители называли её «Порошки».

Меня интересует пространство южнее современного Ириновского проспекта. Этот район находится в пределах Приневской низменности в бассейне реки Охты и её притоков, представляет собой равнину с небольшим уклоном в сторону Охты. Центральная часть была покрыта сетью открытых канав и выработок бывших торфоразработок. Глубина заложения торфа доходила до двух метров, а на отдельных участках и более.

В крайней юго-западной части района Ржевка-Пороховые до сих пор находится золоотвал ТЭЦ-17, который в 1962 году находился в эксплуатации. Он ограничен земляным валом, возвышается над прилегающей территорией.

К середине ХХ века 60% территории принадлежало совхозу «Выборгский», который использовал её в основном под пашни. Здесь выращивали картошку и овощи, пасли скот. Центральная усадьба совхоза располагалась примерно на месте корпусов дома №6 по современной Ленской улице. Постройки простирались вплоть до нынешней Белорусской улицы. В 1974 году решением Совета Министров СССР земли у совхоза были изъяты и переданы Ленинграду. Последний урожай здесь был снят в 1975 году. На незанятой под пашни земле оставались болотистые луга, мелколесье и заросли кустарников.

В западной части района находилась деревня Малиновка. Она находилась западнее нынешней улицы Передовиков, в створе проспекта Ударников. Несколько домов располагались и чуть восточнее линии будущей улицы Передовиков, в том числе кирпичная овощебаза совхоза (на участке южнее детской поликлиники). Всего здесь было 52 двора, все дома деревянные одноэтажные.

Дома в Малиновке стояли вдоль четырёх улиц, проложенных почти по квадрату. На северо-восток от Малиновки уходило мощёное булыжником Объездное шоссе в Жерновку. Южной границей Малиновки служила речка Чёрная (она же Малиновка), длина которой составляла 8,5 километров. Сразу за поселением она превращалась в заболоченный ручей, протекающий по канаве шириной в 2-3 метра и высотой бровок до одного метра. К северу от Чёрной речки был естественный уступ, высотой три-четыре метра и шириной в один километр.

Исток Чёрной речки сохранился до наших дней. Южнее его находились кирпичные постройки совхоза Выборгский, за которыми были торфоразработки. На их месте теперь стоит торговый центр «METRO». На юго-запад от Малиновки в сторону Дачи Долгорукова вдоль совхозных построек, торфоразработок и золоотвала уходил Уткин проспект. Он пересекал соединительную ветку Финляндской железной дороги по охраняемому ж.д. переезду. Строительный мусор, оставшийся после разборки этой трассы, теперь можно видеть между краем золоотвала и трамвайными путями. Территория бывших торфоразработок простиралась отсюда далее на юго-восток, вплоть до начала современной Хасанской улицы.

В 1971-1972 годах поля совхоза Выборгский на правах аренды заняли ряд складских и производственных объектов трестов Главленинградстроя и Главзапстроя, а также склады КЭУ ЛенВО. С севера к золоотвалу примыкали склад Малоохтинского химзавода объединения «Лакокраска» и склад треста 101 Главленинградстроя. В связи со строительством продолжения Заневского проспекта в 1977 году склад химзавода перевели в посёлок Янино.

Южная граница жилой застройки Пороховых подходила к линии современного проспекта Косыгина, в его части рядом с улицей Коммуны. Здесь с запада на восток была проложена улица Заневский пост, застроенная с двух сторон частными домами. Трасса проспекта Косыгина была проложена примерно в 50-100 метрах севернее этой исчезнувшей деревенской магистрали, которая, изгибаясь змеёй, соединялась с улицей Коммуны перед ж.д. переездом. За переездом начиналось Колтушское шоссе, а перед ним на юг уходил ещё один очень короткий отрезок улицы Заневский пост. С другого конца улица продолжалась полевой дорогой к главной усадьбе совхоза.

К западной стороне улицы Коммуны прилегала жилая застройка. За ней параллельно улице Коммуны проходила Линейная улица. За домами по Линейной улице протекал Караулов ручей. В этой же части застройки находился фруктовый сад совхоза, площадью 10 га.

По трассе проспекта Наставников пролегала Хасановская улица, заканчивающаяся немного южнее современного пересечения проспектов Наставников и Ударников. Она упиралась в берег Жерновки. Западнее её, была ещё одна улица, которая по мосту пересекала Жерновку и уходила дальше в поле на юг, к главной усадьбе совхоза. Направление этой улицы сегодня можно обозначить проездом вдоль дворового фасада дома №40/1 по проспекту Наставников.

Школа №405 (пр. Наставников 40/2) находится на месте, которое было небольшим островом. Этот остров образовывался ериком Жерновки. В 1960-х годах его занимало два участка с деревянными жилыми домами.

В Военном городке находился ряд объектов Ленинградского Военного Округа: ремонтно-механические мастерские Политуправления округа, типография Воениздата, два гаража, склады воинских частей, автобаза и жильё военнослужащих. Их вывод отсюда осуществился в 1976 году в район улиц Якорной и Магнитогорской. Здесь же, на улице Лазо, размещался цех металлообрабатывающего заводе Министерства обороны, который к концу 1976 года был переведён на территорию топливного склада на Якорной улице. В ПДП 1962 года Военный городок назван воинской частью №33491.

Таким образом, жилая застройка Пороховых располагалась в кварталах, ограниченных современными улицей Коммуны, проспектами Ириновским, Наставников и Косыгина. Остальная её часть находилась севернее современного Ириновского проспекта.

Застройка деревень состояла в основном из одноэтажных деревянных домов с приусадебными участками. Основная масса деревянных построек была возведена в послевоенный период. Приусадебные участки были засажены декоративными и фруктовыми деревьями и кустарниками.

Капитальная каменная (кирпичная) застройка существовала лишь в Пороховых, в квартале между 5-й Жерновской и Отечественной улицами, а также (с конца 1960-х годов) западнее улицы Лазо. Тогда же, в послевоенные годы, часть дорог была заасфальтирована, проложены инженерные коммуникации, построен ряд обслуживающих учреждений.

Вдоль Ириновского проспекта были проложены трамвайные пути. По ним через Пороховые до Ржевки шли трамваи маршрутов №10, 12 и 30. С центром Ленинграда район связывали автобусные маршруты №37, 85 и 198. Маршрут №32 считался внутрирайонным, а маршруты №126, 127, 128, 129 и 130 вывозили жителей во Всеволожск, Колтуши, Воейково, Озерки и к заводу Красная Звезда.

С Ленинградом район связывали Армашевское шоссе на севере, Объездное шоссе и Партизанская улица на западе, а также Уткин проспект на юге. На восток, кроме Рябовского шоссе, через лес и поле уходили три дороги, которые не имели большого транспортного значения. В восточной части района проходила мощёная булыжником улица Коммуны, которая поворачивала на восток и пересекала железную дорогу перед станцией Заневский пост. Этот ж.д. переезд сохранялся до середины 2000-х годов, даже когда улица Коммуны была расширена и продлена на юг.

Ржевка-Пороховые превратилась в большую строительную площадку только после 1977 года, когда решением Исполкома Ленсовета депутатов трудящихся был принят Проект Детальной Планировки этого района.

В крайнем выпуске журнала «Капитель» (http://kapitel-spb.ru, журнал можно скачать в версии pdf) была опубликована статья «Райский сад на проспекте Косыгина». Авторский коллектив во главе с архитектором Иваном Ураловым предложил следующую концепцию переустройства парка, недавно официально названным «Малиновка».

Зимний сад предложено использовать для круглогодичных курсов цветоводства и ландшафтного дизайна. Здесь же, как в оранжерее, можно было бы даже зимой отдыхать среди зелени.

Пространство вокруг церкви обнесено аркадой, что создаёт некоторое замкнутое архитектурное пространство. Так как церковь посвятили Жёнам Мироносицам, то её облик архитектор приблизил к женским формам: покатый силуэт собора, увенчанный «продетым сквозь обруч платком» купол.

Надеюсь, что похожая на коробку постройка в парке временна. А если парк Малиновка позже будет преображён обозначенным выше образом, то следует возместить утраченную площадь зелёной зоны.

Предлагаю убрать ЛЭП, которая идёт вдоль проспекта Передовиков, под землю. Между проспектами Ириновским и Передовиков, рекой Охтой и новой дорогой (соединяющей проспект Косыгина и Якорную улицу) следует воссоздать пейзажный парк при усадьбе Жерновка. В отреставрированном усадебном доме уместен музей, выставочный зал, может быть и филиал ЗАГСа. По чертежам Кваренги возможно воссоздать павильон-пристань на берегу Охты и въездные ворота в усадьбу. Над откопанной до проспекта Передовиков частью реки хорошо смотрелся бы пешеходный мост с ажурной решёткой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *