референдумы в крыму история
Проведя анализ истории проведения референдумов о статусе Крыма с 1991 по 2014 годы, можно наблюдать, как политики и представители власти РФ манипулируют итогами референдумов для оправдания итогов проведения референдума 2014 года, результатом которого стало не определение независимого статуса Автономной Республики Крым, а фактически потеря суверенитета и вхождение в состав другого государства (РФ) с потерей права дальнейшего самостоятельного определения своего статуса. Рассмотрим коротко историю референдумов и их результаты, чтобы подтвердить сделанные выводы.
С 2002 года власти Украины проводят политику сотрудничества и ассоциации с Европейским Союзом. 30 марта 2012 года главами делегаций Украины и Евросоюза было парафировано Соглашение об ассоциации, 19 июля 2012 года — Соглашение об углублённой и всесторонней зоне свободной торговли. В июле 2012 года Украина и ЕС договорились о внесении дополнений в соглашение об упрощении визового режима. В марте-апреле 2013 года Верховная рада Украины и Европарламент ратифицировали эти договорённости.
Последний референдум в Крыму был проведен 16 марта 2014 года. На референдум были вынесены два вопроса: вхождение Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление Конституции Республики Крым 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. Согласно официальным результатам, в АРК 96,77 % проголосовавших поддержало присоединение Крыма к России при явке 83,1 %, в Севастополе за присоединение к России проголосовало 95,6 % избирателей при явке 89,5 %. 17 марта Россия признала независимость Республики Крым, провозглашённой на основании Декларации о независимости и результатов референдума, а 18 марта подписала с крымскими властями договор о присоединении Крыма к России. Вполне возможно, что этот референдум станет последним для жителей Крыма в вопросе выбора своего суверенитета.
Юридическую законность итогов проведенных референдумов 1991 года рассматривать смысла нет, так как с момента развала СССР все его законодательные акты, в том числе Конституция СССР и Закон СССР от 30 апреля 1990 года » О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Статья 3 Закона » утратили свою юридическую силу.
Результаты третьего референдума о провозглашения независимости Украины после официального распада СССР ( 90,32% по Украине и 54% по Крыму) никто оспаривать не имеет права без оспаривания юридической законности подписания в Беловежской Пуще соглашения о прекращении существования государства под названием СССР и оспаривания провозглашения своей независимости другими республиками, входящими в состав СССР, в том числе и РФ ( бывшей РСФСР). Стоит также напомнить, что СССР был союзом 14 республик с централизацией власти в Москве. А РСФСР ( Российская Федерация) была всего лишь одной из равноправных республик бывшего СССР, согласно Конституции СССР. Современная РФ, как правопреемница СССР не имеет юридического статуса СССР и не может ассоциировать себя с СССР или с Российской Империей, в которой не было разделения на независимые республики, а была единая страна с единым законодательством и суверенитетом. Кроме того, результаты третьего референдума юридически отменяют результаты двух предыдущих референдумов, определяющих статус Крыма, как независимой республики в составе СССР. Хотя, сегодня многие политики почему-то именно результатами этого референдума оправдывают результаты референдума 2014 года, забывая о том, что быть в составе СССР и в составе РФ разные вопросы и определение разного статуса Крыма.
Итоги последнего референдума 2014 также фактически отменили результаты референдума 1991 года о независимом статусе Крыма в составе СССР и в составе Украины, так как на референдуме не был поставлен вопрос о независимости Автономной Республики Крым от любой другой республики, как от Украины, так и от РФ. На момент проведения референдума АРК являлась субъектом Украины, а не независимой республикой, имеющий право самостоятельно решать свой статус в дальнейшем. Если бы на референдуме был поставлен вопрос о независимости и выходе из состава Украины, а затем был проведен второй референдум о вхождении в состав РФ или оставлении независимого статуса, то результаты такого референдума были бы более справедливыми и достоверными. Поэтому, проголосовавшие на референдуме русскоязычные избиратели, напуганные пропагандой о враждебности националистически настроенной новой власти ( фашистской хунты) пожертвовали своим независимым статусом и лишили права выбора украиноговорящих своих сограждан говорить на родном языке, навязывая им насильственную русификацию.
При этом избирателей даже не интересовали вопросы того, что вхождение в состав другого государства влечет за собой полное изменение их прав и обязанностей, социальных гарантий, пенсионной системы, перераспределение и переоформление всех имущественных ( домов, земельных участков, авто и др.) и финансовых прав ( ипотеки, кредиты, материнский капитал и др.). Также для осуществления трудовой деятельности многим новым гражданам России необходимо полностью проходить переквалификацию и перевод системы образования на российские стандарты, что ляжет лишней нагрузкой на школьников, учащихся и студентов. К сожалению, но желание вхождения в состав РФ для многих жителей АКР было вызвано только возможность говорить не русском языке после решения новых украинских властей сделать только украинский язык государственным языком. И вместо того, чтобы отстаивать демократическим способом свое право на оставления двуязычие на своей территории, они поддались пророссийской пропаганде и потеряли свой независимый статус.
Поэтому, чтобы решить вопрос принадлежности Крыма и его статуса, необходимо повторно провести референдум, но не местными властями, а третьей стороной, группой международных наблюдателей с участием украинских и российских представителей и СМИ. Естественно, без участия каких либо «зеленых человечков», с прозрачными урнами для голосования и свободного доступа международных наблюдателей при онлай- видео-трансляции. И подсчет результатов референдума также должны вести международная независимая группа с участием представителей Украины и России. На референдум поставить три вопроса: о независимом статусе УКР, об оставлении в составе Украины или о вхождении в состав РФ. Только после этого можно будет признать в волеизъявление жителей Крыма и признать новый статус республики. Если результаты референдума подтвердят результат референдума от 16 марта 2014 года, то признать законность присоединения УКР к Российской Федерации.
«Первый мощный опыт»: Как проходил в Крыму референдум 1991 года и почему без него не было бы Крымской весны
Тридцать лет назад, 20 января 1991 года, крымчане шли на свой первый референдум. Уже тогда жители полуострова ясно дали понять, что не хотят жить в составе Украины, хотя в течение последующих 25 лет пришлось: результаты референдума 1991 года политики просто «похоронили», и Крым вошёл в состав независимой Украины – до второго референдума 2014-го.
А каким был первый, корреспондентам «Крым 24» рассказали его организаторы и участники, а также эксперты.
«В архиве Крыма представлена основания масса документов, которые рассказывают о подготовке референдума. Это плакаты, статьи, агитационные материалы. Также непосредственно сообщения Центральных избирательных комиссий. К примеру, декабрь 1991 года, выборы президента Украины, проведение Всекрымского референдума. Такие статьи, в то время публиковали две газеты – Крымская правда и Крымские известия. Всё это доказательства и прямые факты того времени», – рассказывает начальник отдела использования информации документов в Государственном архиве Крыма Наталья Колышницына, демонстрируя экспозицию выставки, приуроченной к 30-летию первого референдума.
Документы бесстрастно рассказывают об истории полу острова. Переходя от стенда к стенду, можно увидеть, как в начале XX века объявили Социалистическую Советскую Республику Таврида, которая, хоть и просуществовала непродолжительное время, однако положила начало спорам о правовом статусе полуострова. Именно тогда началась разработка Конституции республики. Ценные документы, свидетельствующие об этом, существуют в единственном экземпляре и хранятся в Госархиве РК.
«Здесь важно не то, что мы видим проект первой Крымской Конституции, а само обсуждение: какой она должна быть. То, что в 1921 году на территории полуострова должна существовать Республика – этот вопрос считался решённым, даже не обсуждался. Поднимались темы технические, как это должно быть», – рассказала Наталья Колышницына.
1921 год. Образовывается Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика в составе РСФСР: туда вошла часть территории бывшей Таврической губернии Российской Империи. В 1945 году Крымская АССР становится Крымской областью.
«Уже в этом составе часть территорий понемногу передаются Украинской АССР. В частности, тогда от Крыма отошла полностью вся Арбаская стрелка», – рассказала сотрудник архива.
А в 1954 году полуостров полностью отошёл в состав Украинской ССР. Тогда жители не слишком-то почувствовали изменения, ведь Украина была частью единого Советского Союза. А в начале 1990-х, когда процессы, которые привели к развалу СССР, уже начались, в Крыму снова подняли вопрос о статусе региона и задумались о возвращении полуострову статуса республики.
Одним из инициаторов плебисцита стал Сергей Ефимов, депутат Верховного Совета Крыма I созыва.
«Крымская государственность обязана глобальным изменениям в надсистемном пространстве. Первые Советские Республики – это была Таврида. Попытка поиска ответа на ситуацию, связанную с распадом большого Российского государства. События 1991 года имеют такую же природу. Серьёзно актуализировалась региональная повестка – это было связанно с тем, что недостаточно адекватно были распределены полномочия между Центром и Крымской областью. Также начался процесс возврата ранее депортированных из Крыма граждан, а также каждому жителю полуострова нужно было дать себе ответ на вопрос с происходившими на Украине процессами национального возрождения», – рассказал инициатор референдума.
Ефимов уверен, что эти злободневные вопросы заставили сообщество Крыма осмыслить своё место в мире и предложить своё видение будущего.
«Главная цель – возможность жить своим умом. Принимать те решения, которые нужны сообществу. Конечно, варианты будущего предлагались разные. Как тогда, так и в последующем, большинство хотели единения с Россией. В 1991 году, осмысливая возможность реализации различных векторов, достигли понимания того, что нужно воссоздать вначале Республику и стать субъектом всех процессов государственного строительства. После этого решать главные вопросы», – пояснил депутат Верховного Совета Крыма I созыва.
Ефимов отметил, что свершилось главное – Крымский областной совет принял решение воссоздавать Республику путём референдума. Никакие другие способы не привели бы к легитимному, устойчивому итогу.
«Крым всегда был самодостаточным регионом», – подытожил Ефимов.
Решение о проведении всенародного голосования было принято 12 ноября 1990 года на внеочередной сессии крымского областного Совета народных депутатов. На голосование вынесли один вопрос: “Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?”
Референдум назначили на 20 января 1991 года. Шла подготовка, люди бурно обсуждали грядущее голосование. Журналисты тоже работали без передышки, в архиве сохранились интересные плёнки с интервью того времени.
«Мое глубокое убеждение в необходимости референдума, безусловно, он нужен. Я думаю, что народ Крыма откликнется на призыв к проведению референдума. И думаю, что вопрос будет решен положительно, и Крым приобретет статус автономии», – говорила в январе 1991 года крымчанка Любовь Серебрянская, заслуженный тренер УССР, мастер спорта и мать будущей олимпийской чемпионки по художественной гимнастике.
«Над временным положением о проведении референдума работала большая группа специалистов, включая юристов. Проводилась разъяснительная работа в коллективах, сейчас ведется подворный обход депутатами сельского районного совета, агитаторами по проведению референдума. Мнения очень разные. Есть люди, которые категорически отказываются от участия в голосовании, есть те, кто считают, что правильно поставлен вопрос, что нужна автономия Крыму, что это даст большую экономическую самостоятельность», – разъясняла в том же январе 1991-го Зинаида Довгалюк, зампредседателя колхоза «Победа» Советского района.
Далеко не всех тогда радовала возможность крымчан высказать свое мнение насчет вероятной автономии. Украинские власти предлагали «альтернативы» референдуму, предполагавшие гораздо большую зависимость региона от решений, принимаемых в Киеве.
«Референдум – это была реакция советских людей, крымчан, на тревогу в связи с так называемой «перестройкой». Тогда люди почувствовали, что в стране проходит что-то неладное. Мы понимали, что в случае каких-либо событий Крым может войти в состав Украины, выходя их Всесоюзного пространства. В 1989 году в общественных кругах Крыма, можно сказать неформальных, начали поступать предложения. Были разные варианты выхода из ситуации. Изучали эти настроения и главное, чтобы было – не ошибиться», – рассказал вспоминает политолог Александр Форманчук, который был в числе организаторов плебисцита.
Было ясно, что распад Союза может произойти стремительно, подчёркивает эксперт.
«Постепенно родилась идея воссоздания Крымской АССР. Речь шла об изменении территориального статуса. Согласовав все эти моменты, былопринято решение провести референдум», – пояснил Форманчук.
«Время было сложное – начинался процесс распада Советского Союза. В политическую жизнь страны вторгаются новые силы, высказываются новые разнообразные идеи, – так комментирует этот период член Общественной палаты Республики Крым, историк Андрей Мальгин. – Налицо кризис государственного единства, и в этих условиях руководство региона задумывается о будущем. Такие вопросы перед собой ставила общественность Крыма. Именно тогда вспомнили, что когда-то, до 1945 года, Крым был Автономной Республикой и обладал целым рядом полномочий, которые потом изъяли. Об этом факте всё чаще напоминало набирающие силу крымскотатарское политическое движение. Как раз в то время эта идея определения статуса Крыма оказалась близка всем. Наступил момент, когда такой исторический опыт стал востребован», – рассказал Мальгин.
По его мнению, каждая политическая сила в то время, ставила собственные цели – от вхождения в состав России до собственного государства под своим флагом.
«В итоге получилось так, что, несмотря на то, что говорилось о статусе Крыма как субъекта Союзного договора, такой возможности не было. Поэтому Крым остался в составе Украины. Эта память о Крыме как части Российской Федерации оставалась, и, в конце концов, этот замысел был реализован в 2014 году», – отметил Мальгин.
Он уточнил, в то время референдум (1991 год – прим.) позволил избежать конфликта среди общественности.
Явка на референдум была очень высокая. Люди шли, чтобы сказать своё слово, решить судьбу родной земли.
«День был прохладный, лежал снег. Была традиция ходить на выборы, которая сложилась ещё в советское время, – вспоминает журналист, политический обозреватель Николай Филиппов. – В этом случае ещё была тревожность и убеждённость в обществе: это надо сделать обязательно. Это был не такой сильный порыв, как в 2014 году, но состояние в какой-то степени сравнимое. Тогда это было впервые».
Первый заместитель председателя Государственного Совета Республики Крым Ефим Фикс уверен, что без референдума 1991 года не было бы референдума 2014 года.
«Впервые в истории Советского Союза прошёл референдум по статусу территорий. Такого до этого момента Советский Союз не знал. Первый мощный опыт. Безусловно, после 30 лет после проведения того референдума, можно сказать, что события 1991 года стали прообразом 2014 года. Если бы не было референдума 1991 года и решений, то это было бы сложно в политико-правовом поле в 2014 году. Люди почувствовали, что от них что-то зависит. Были и митинги: «Даёшь Республику!». Всё это сыграло свою роль», – отметил Фикс.
Несмотря на результаты референдума, Крым всё же вошёл в состав Украины, однако – в качестве республики, со своей Конституцией. У Крыма даже недолго был свой президент, но Киев делал всё, чтобы оставить региону как можно меньше политических полномочий.
Так, в марте 1995 года решением Верховной рады и президента Украины конституция Республики Крым была отменена, пост президента упразднён. 25 апреля Верховный совет Крыма принял решение провести 25 июня общекрымский референдум. Однако 31 мая парламент Крыма отменил своё решение о референдуме, согласившись с предложением Верховного совета Украины принять Конституцию Автономной Республики на основе Закона Украины «О разграничении полномочий между Украиной и Крымом».
В 1998 году в повестку дня сессии Верховного совета Крыма были внесены вопросы о проведении референдума, а также о снятии моратория на референдумы о статусе Крыма. Однако, в то время так и не пришли к единому мнению по поводу референдума.
За 25 лет нахождения в составе Украины крымчане так и не передумали, всё равно стремились вернуться в Россию. Воссоединение свершилось только в 2014 году, после второго референдума, который прошёл 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и Севастополе. Более 90% пришедших на участки высказались за вхождение Республики в состав России.
Верховный совет Крыма на основании результатов референдума принял постановление о независимости от Украины. Парламент также обратился с предложением о принятии Крыма в состав Российской Федерации в качестве субъекта.
На первом референдуме 20 января 1991 года был вынесен вопрос о воссоздании Крымской Автономной Республики, как субъекта СССР. Право голоса имели 1777841 крымских избирателя. В референдуме приняли участие 1441019 человек ( 83,3%). Из них положительно ответили 1343855 (93,2%) избирателей. При этом, 97% избирателей города Севастополя высказались статус Севастополя как города союзно- республиканского подчинения и главной базы Черноморского флота. На основании результатов референдума 12 февраля 1991 года Верховный Совет УССР принял Закон » О восстановлении Крымской Автономной Республики» в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР ( Ст.1 закона).
Второй, всесоюзный референдум проводился в соответствии с решением 4 Съезда народных депутатов СССР 17 марта 1991 года, на котором ставился вопрос о сохранении СССР как обновленной Федерации равноправных суверенных республик. В референдуме приняли участие 80% избирателей страны. Положительный ответ дали 76,4 % избирателей, по Украине- 83,5%. За сохранение Советского Союза проголосовали 70,2 %. В Крыму- 87,6% избирателей.
Последний референдум в Крыму был проведен 16 марта 2014 года. На референдум были вынесены два вопроса: вхождение Крыма в состав России в качестве субъекта федерации или восстановление Конституции Республики Крым 1992 года при сохранении Крыма в составе Украины. Согласно официальным результатам, в АРК 96,77 % проголосовавших поддержало присоединение Крыма к России при явке 83,1 %, в Севастополе за присоединение к России проголосовало 95,6 % избирателей при явке 89,5 %. 17 марта Россия признала независимость Республики Крым, провозглашённой на основании Декларации о независимости и результатов референдума, а 18 марта подписала с крымскими властями договор о присоединении Крыма к России.
Юридическую законность итогов проведенных референдумов 1991 года рассматривать смысла нет, так как с момента развала СССР все его законодательные акты, в том числе Конституция СССР и Закон СССР от 30 апреля 1990 года » О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». Статья 3 Закона » утратили свою юридическую силу.
Результаты третьего референдума о провозглашения независимости Украины после официального распада СССР ( 90,32% по Украине и 54% по Крыму) никто оспаривать не имеет права без оспаривания юридической законности подписания в Беловежской Пуще соглашения о прекращении существования государства под названием СССР и оспаривания провозглашения своей независимости другими республиками, входящими в состав СССР, в том числе и РФ ( бывшей РСФСР). Стоит также напомнить, что СССР был союзом 14 республик с централизацией власти в Москве. А РСФСР ( Российская Федерация) была всего лишь одной из равноправных республик бывшего СССР, согласно Конституции СССР. Современная РФ, как правопреемница СССР не имеет юридического статуса СССР и не может ассоциировать себя с СССР или с Российской Империей, в которой не было разделения на независимые республики, а была единая страна с единым законодательством и суверенитетом. Кроме того, результаты третьего референдума юридически отменяют результаты двух предыдущих референдумов, определяющих статус Крыма, как независимой республики в составе СССР. Хотя, сегодня многие политики почему-то именно результатами этого референдума оправдывают результаты референдума 2014 года, забывая о том, что быть в составе СССР и в составе РФ разные вопросы и определение разного статуса Крыма.
Итоги последнего референдума 2014 также фактически отменили результаты референдума 1991 года о независимом статусе Крыма в составе СССР и в составе Украины, так как на референдуме не был поставлен вопрос о независимости Автономной Республики Крым от любой другой республики, как от Украины, так и от РФ. На момент проведения референдума АРК являлась субъектом Украины, а не независимой республикой, имеющий право самостоятельно решать свой статус в дальнейшем. Если бы на референдуме был поставлен вопрос о независимости и выходе из состава Украины, а затем был проведен второй референдум о вхождении в состав РФ или оставлении независимого статуса, то результаты такого референдума были бы более справедливыми и достоверными. Поэтому, проголосовавшие на референдуме русскоязычные избиратели, напуганные пропагандой о враждебности националистически настроенной новой власти ( фашистской хунты) пожертвовали своим независимым статусом и лишили права выбора украиноговорящих своих сограждан говорить на родном языке, навязывая им насильственную русификацию.
При этом избирателей даже не интересовали вопросы того, что вхождение в состав другого государства влечет за собой полное изменение их прав и обязанностей, социальных гарантий, пенсионной системы, перераспределение и переоформление всех имущественных ( домов, земельных участков, авто и др.) и финансовых прав ( ипотеки, кредиты, материнский капитал и др.). Также для осуществления трудовой деятельности многим новым гражданам России необходимо полностью проходить переквалификацию и перевод системы образования на российские стандарты, что ляжет лишней нагрузкой на школьников, учащихся и студентов. К сожалению, но желание вхождения в состав РФ для многих жителей АКР было вызвано только возможность говорить не русском языке после решения новых украинских властей сделать только украинский язык государственным языком. И вместо того, чтобы отстаивать демократическим способом свое право на оставления двуязычие на своей территории, они поддались пророссийской пропаганде и потеряли свой независимый статус.
Поэтому, чтобы решить вопрос принадлежности Крыма и его статуса, необходимо повторно провести референдум, но не местными властями, а третьей стороной, группой международных наблюдателей с участием украинских и российских представителей и СМИ. Естественно, без участия каких либо «зеленых человечков», с прозрачными урнами для голосования и свободного доступа международных наблюдателей при онлай- видео-трансляции. И подсчет результатов референдума также должны вести международная независимая группа с участием представителей Украины и России. На референдум поставить три вопроса: о независимом статусе УКР, об оставлении в составе Украины или о вхождении в состав РФ. Только после этого можно будет признать в волеизъявление жителей Крыма и признать новый статус республики. Если результаты референдума подтвердят результат референдума от 16 марта 2014 года, то признать законность присоединения УКР к Российской Федерации.