речь папы римского перед крестовым походом
Речь папы римского перед крестовым походом
Anno Domini | История Средних веков запись закреплена
В году 1095-м большой собор был созван в Оверни – в городе Клермоне. Среди присутствующих бы ли римские епископы и кардиналы и папа Урбан II. Съехалось также множество епископов и князей из Галлии и Германии. Когда церковные дела были решены, папа вышел на просторную площадь – поскольку не было помещения, способного вместить всех собравшихся, – и обратился к людям с такими словами:
«Народ франков! Вы пришли из-за Альп, вы избраны Богом и возлюблены им, что показано многими вашими свершениями. Вы выделяетесь из всех других народов по положению земель своих и по вере католической, а также по почитанию святой церкви; к вам обращается речь моя!
Поднимайтесь и помните деяния ваших предков, доблесть и славу короля Карла Великого, и сына его Людовика, и других государей ваших, которые разрушили царства язычников и раздвинули там пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего Гроб, которым ныне владеют нечестивые, и святые места которые ими подло оскверняются и постыдно нечестием их мараются. О могущественнейшие рыцари! Припомните отвагу своих праотцев. Не посрамите их!
И если вас удерживает нежная привязанность к детям, и родителям, и женам, поразмыслите снова над тем, что говорит Господь в Евангелии: «Кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во стократ и наследует жизнь вечную». Не позволяйте собственности или семейным делам отвлечь вас.
Эта земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью. Она не очень богата и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа, землю, которая была дана Господом нашим детям Израилевым и которая, как гласит Писание, течет млеком и медом.
Когда папа Урбан в своей искусной речи сказал это и многое в этом роде, тех, кто там был, соединило общее чувство, так что все возопили: «Так хочет Бог! Так хочет Бог!» Услышав это, достопочтенный владыка римский возвел очи к небесам, возблагодарил Бога и, мановением руки потребовав тишины, заговорил снова:
И тот, кто решит совершить это святое паломничество, и даст о том обет Богу, и принесет ему себя в живую, святую и весьма угодную жертву, пусть носит изображение креста Господня на челе или на груди. Тот же, кто пожелает, выполнив обет, вернуться домой, пусть поместит это изображение на спине промеж лопаток. Тем самым такие люди выполнят заповедь Господню, которую он сам предписывает в Евангелии: «И кто не берет креста своего и следует за мною, тот не достоин меня».
Когда все это было сказано, один из римских кардиналов, по имени Григорий, прочитал «Конфитеор» для всех присутствующих, которые теперь опустились на колени. Все они били себя в грудь, просили отпущения грехов. Когда отпущение было дано, последовало благословение, а после благословения толпа разошлась.
На следующий день в Клермоне состоялось итоговое заседание собора. На этой встрече была достигнута договоренность о деталях организации похода. Епископ Ле-Пюи Адемар, которого Урбан посетил в августе, был избран папским легатом. Ему предстояло возглавить Крестовый поход в качестве личного представителя папы Урбана. Вероятно, на этой же встрече была назначена дата начала похода – 15 августа 1096 года. Это давало епископам время для чтения проповедей и вербовки новых рекрутов для участия в походе. Это также давало время рыцарям, которые собирались участвовать в походе, урегулировать все домашние дела.
Речь папы Урбана II на Клермонском Соборе
Речь папы Урбана II на Клермонском Соборе
В году 1095-м большой собор был созван в Оверни – в городе Клермоне. Среди присутствующих бы ли римские епископы и кардиналы и папа Урбан II. Съехалось также множество епископов и князей из Галлии и Германии. Когда церковные дела были решены, папа вышел на просторную площадь – поскольку не было помещения, способного вместить всех собравшихся, – и обратился к людям с такими словами:
«Народ франков! Вы пришли из-за Альп, вы избраны Богом и возлюблены им, что показано многими вашими свершениями. Вы выделяетесь из всех других народов по положению земель своих и по вере католической, а также по почитанию святой церкви; к вам обращается речь моя!
Поднимайтесь и помните деяния ваших предков, доблесть и славу короля Карла Великого, и сына его Людовика, и других государей ваших, которые разрушили царства язычников и раздвинули там пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господень, Спасителя нашего Гроб, которым ныне владеют нечестивые, и святые места которые ими подло оскверняются и постыдно нечестием их мараются. О могущественнейшие рыцари! Припомните отвагу своих праотцев. Не посрамите их!
И если вас удерживает нежная привязанность к детям, и родителям, и женам, поразмыслите снова над тем, что говорит Господь в Евангелии: «Кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во стократ и наследует жизнь вечную». Не позволяйте собственности или семейным делам отвлечь вас.
Эта земля, которую вы населяете, сдавлена отовсюду морем и горными хребтами, она стеснена вашей многочисленностью. Она не очень богата и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Из-за этого вы друг друга кусаете и пожираете, ведете войны и наносите другу множество смертельных ран. Пусть же прекратится меж вами ненависть, пусть смолкнет вражда, утихнут войны и уснут всяческие распри и раздоры. Начните путь к Святому Гробу, исторгните землю эту у нечестивого народа, землю, которая была дана Господом нашим детям Израилевым и которая, как гласит Писание, течет млеком и медом.
Когда папа Урбан в своей искусной речи сказал это и многое в этом роде, тех, кто там был, соединило общее чувство, так что все возопили: «Так хочет Бог! Так хочет Бог!» Услышав это, достопочтенный владыка римский возвел очи к небесам, возблагодарил Бога и, мановением руки потребовав тишины, заговорил снова:
И тот, кто решит совершить это святое паломничество, и даст о том обет Богу, и принесет ему себя в живую, святую и весьма угодную жертву, пусть носит изображение креста Господня на челе или на груди. Тот же, кто пожелает, выполнив обет, вернуться домой, пусть поместит это изображение на спине промеж лопаток. Тем самым такие люди выполнят заповедь Господню, которую он сам предписывает в Евангелии: «И кто не берет креста своего и следует за мною, тот не достоин меня».
Когда все это было сказано, один из римских кардиналов, по имени Григорий, прочитал «Конфитеор»[20] для всех присутствующих, которые теперь опустились на колени. Все они били себя в грудь, просили отпущения грехов. Когда отпущение было дано, последовало благословение, а после благословения толпа разошлась.
На следующий день в Клермоне состоялось итоговое заседание собора. На этой встрече была достигнута договоренность о деталях организации похода. Епископ Ле-Пюи Адемар, которого Урбан посетил в августе, был избран папским легатом. Ему предстояло возглавить Крестовый поход в качестве личного представителя папы Урбана. Вероятно, на этой же встрече была назначена дата начала похода – 15 августа 1096 года. Это давало епископам время для чтения проповедей и вербовки новых рекрутов для участия в походе. Это также давало время рыцарям, которые собирались участвовать в походе, урегулировать все домашние дела.
Папа Урбан провел следующие восемь месяцев во Франции, занимаясь церковными делами <3>. Скорее всего, он и сам вербовал рекрутов в славный поход, который провозгласил в Клермоне. 15 августа 1996 года, в день официального начала Первого крестового похода, Урбан пересекал Альпы, возвращаясь в Италию. Он был спокоен. Крестовый поход начался.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
Убийство в соборе
Убийство в соборе Пятном на репутации Генриха II лежит убийство Томаса Бекета, архиепископа Кентерберийского. Впрочем, в защиту Генриха следует подчеркнуть, что не он один повинен в этой смерти. Об этом не так часто говорят, но отчасти вина лежит на Франции.Обстоятельства
2. Лев II, папа, 682 г. — Бенедикт II. — Условия, в которых происходило избрание папы. — Иоанн V, папа. — Раздоры при выборах папы после смерти Иоанна. — Конон. — Духовенство, войско, народ. — Сергий I, папа. — Приезд экзарха Платины в Рим, 687 г.
2. Лев II, папа, 682 г. — Бенедикт II. — Условия, в которых происходило избрание папы. — Иоанн V, папа. — Раздоры при выборах папы после смерти Иоанна. — Конон. — Духовенство, войско, народ. — Сергий I, папа. — Приезд экзарха Платины в Рим, 687 г. Через год и семь месяцев по смерти
1. Павел I, папа, 757 г. — Послания римлян к Пипину. — Дружественные отношения папы к этому королю. — Дезидерий усмиряет возмутившихся герцогов Сполето и Беневента. — Дезидерий вступает в Рим. — Политика Павла I. — Отношения папы и Рима к Византин. — Мир с Дезидерием
1. Павел I, папа, 757 г. — Послания римлян к Пипину. — Дружественные отношения папы к этому королю. — Дезидерий усмиряет возмутившихся герцогов Сполето и Беневента. — Дезидерий вступает в Рим. — Политика Павла I. — Отношения папы и Рима к Византин. — Мир с Дезидерием Стефан
5. Рескрипт Конрада II о подчинении папской области действию римского папы. — Блестящий поход Конрада в Южную Италию и возвращение из похода. — Бенедикт IX, юноша из тускуланского дома, возводится в сан папы. — Полная распущенность этого человека. — Ужасные условия того времени. — treuga dei. — Бегс
5. Рескрипт Конрада II о подчинении папской области действию римского папы. — Блестящий поход Конрада в Южную Италию и возвращение из похода. — Бенедикт IX, юноша из тускуланского дома, возводится в сан папы. — Полная распущенность этого человека. — Ужасные условия того
2. Св. Бернард содействует признанию во Франции права Иннокентия II на папский престол. — Лотарь обещает Иннокентию проводить его в Рим. Приезд в Рим папы и Лотаря. — Смелое поведение Анаклета II. Коронование Лотаря. — Отъезд его. — Вторичное изгнание папы Иннокентия. — Собор в Пизе. — Рожер I овлад
2. Св. Бернард содействует признанию во Франции права Иннокентия II на папский престол. — Лотарь обещает Иннокентию проводить его в Рим. Приезд в Рим папы и Лотаря. — Смелое поведение Анаклета II. Коронование Лотаря. — Отъезд его. — Вторичное изгнание папы Иннокентия. —
1. Гуголин Конти делается папой под именем Григория IX. —Он требует от императора крестового похода. — Отправление, обратная высадка и отлучение императора. — Манифесты императора и папы. — Императорская партия нагоняет Григория IX из Рима. — Крестовый поход императора. — Вторжение папы в Апулию в 1
1. Гуголин Конти делается папой под именем Григория IX. —Он требует от императора крестового похода. — Отправление, обратная высадка и отлучение императора. — Манифесты императора и папы. — Императорская партия нагоняет Григория IX из Рима. — Крестовый поход императора. —
4. Фамильный раздор в доме Колонна. — Кардиналы Иаков и Петр враждуют с Бонифацием VIII. — Оппозиция против папы. — Оба кардинала лишены их звания. — Фра Джакопоне из Тоди. — Манифест против папы. — Колонна отлучены. — Пандульфо Савелли пытается быть посредником. — Крестовый поход против Колонна. —
4. Фамильный раздор в доме Колонна. — Кардиналы Иаков и Петр враждуют с Бонифацием VIII. — Оппозиция против папы. — Оба кардинала лишены их звания. — Фра Джакопоне из Тоди. — Манифест против папы. — Колонна отлучены. — Пандульфо Савелли пытается быть посредником. —
3. Французский план низвержения папы. — Шиарра и Ногаре являются в Италию. — Заговор латинских баронов. — Сведения о том, как было основано в Лациуме могущество дома Гаэтани. — Катастрофа в Ананьи. — Возвращение папы в Рим. — Его отчаянное положение в Ватикане. — Его
1. Петрарка приветствует Урбана V. — Франция и Италия. — Состояние Рима в эту эпоху. — Урбан упраздняет правление бандерези и ставит консерваторов. — Приезд в Италии» Карла IV. — Въезд его и папы в Рим. — Постыдный выезд императора из Италии. — Перуджия непокорна папе. — Император византийский в Рим
1. Петрарка приветствует Урбана V. — Франция и Италия. — Состояние Рима в эту эпоху. — Урбан упраздняет правление бандерези и ставит консерваторов. — Приезд в Италии» Карла IV. — Въезд его и папы в Рим. — Постыдный выезд императора из Италии. — Перуджия непокорна папе. —
13. УБИЙСТВО В СОБОРЕ
13. УБИЙСТВО В СОБОРЕ В 1476 году, на следующий день после Рождества, при входе в церковь, Галеаццо, герцог Миланский, был заколот тремя вельможами. Население выступило в поддержку его жены Боны Савойской, но ввиду непрекращающихся интриг, в которых были замешаны братья
РЕЧЬ УРБАНА II. НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ
РЕЧЬ УРБАНА II. НАЧАЛО КРЕСТОВЫХ ПОХОДОВ Крестовые походы сами по себе стали целой эпохой, причем героической и одновременно одной из самых сомнительных страниц в истории рыцарства, католической церкви и всей средневековой Европы. Проводимое «в угоду Богу» мероприятие
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ
В УСПЕНСКОМ СОБОРЕ Все свидетельства современников сводятся к тому, что русские церкви по пути следования великой армии были обращены в конюшни. Над входом собора в Малоярославце красовалась надпись углем: «Ecurie du General Guilleminot» (Конюшня генерала Гильемино).«Церкви, –
История в цитатах: поход, которого «хочет Бог»
«Так хочет Бог!».
26 ноября 1095 года речь папы Урбана II
открыла эпоху Крестовых походов
Выдающийся историк Жак Ле Гофф утверждал, что Крестовые походы открыли христианам лишь абрикос. Спорный постулат — во всяком случае, цель накормить Европу фруктами явно не была первостепенной для крестоносцев. Если же вникнуть в предысторию этого крупнейшего военного события Средневековья, то она представится триумфом военно-политических технологий.
«В год от воплощения господня тысяча–девяносто–пятый, на пределах Галлии торжествовался великий собор… В городе, именуемом Клермон. На нем присутствовал папа Урбан–Второй, с епископами и кардиналами», — писал хронист монах Роберт Реймский. И хотя помимо духовенства в Клермон съехался и цвет французского рыцарства, ничто не предвещало начала новой войны. Напротив, собор сделал положение о «мире Божьем» обязательным к исполнению всеми католиками. Отныне под высочайшим запретом оказывались междоусобные распри и пролитие крови единоверцев вообще в течение большей части недели – с конца среды до рассвета понедельника.
Следом Урбан II подтвердил состоявшееся годом ранее отлучение от церкви короля Франции Филиппа I Капетинга. Формальной причиной стал мезальянс монарха с графиней Анжуйской Бертрадой де Монфор. Похитив её у супруга, первенец королевы Анны Русской возмутил епископов разводом и новой свадьбой. Если на тот момент Филипп I пренебрегал мнением клира, то вскоре ему пришлось горько пожалеть об этом — интердикт лишал его права и возможности участвовать в отвоевании Иерусалима. Будучи не просто современником Первого крестового похода, а и правителем королевства, Филипп I был вынужден пропустить его из-за собственной любвеобильности… Пожалуй, истории известно не так и много примеров такой неудачи. Вассалы Филиппа I отныне не подчинялись ему с благословения папы, а корону в походе представлял брат короля граф Гуго Вермандуа.
Безусловно, церковный характер этих мероприятий Урбана II был мнимым – они напрямую касались политики. Папа старательно готовился к главному событию собора, без преувеличения изменившему мировую историю. 26 ноября 1095 года понтифик обратился к собравшемуся в Клермоне священству и мирянам.
Подлинника речи Урбана II не сохранилось. Канонической версией её текста считается запись, сделанная тем же Робертом Реймским. Уже первые строки речи папы поражают:
«Я хочу вам поведать, что привело меня стать пред вами. От пределов Иерусалима и из города Константинополя к нам пришла важная грамота, и прежде часто доходило до нашего слуха, что народ персидского царства, народ проклятый, чужеземный, далекий от Бога… напал на земли тех христиан, опустошил их мечем, грабежем и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил».
Крестовые походы зачастую ассоциируют исключительно с Иерусалимом в качестве главной цели. Однако Урбаном II он упоминается наряду со столицей Византии. Ещё и полвека не миновало со времён Великого раскола 1054 года, когда Константинополь и Рим обменялись проклятиями. Теперь же папа возвещает об угрозе турок-сельджуков стольному граду схизматиков, добавляя: «Кому же может предстоять труд отмстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам?».
Конечно, глобальное соперничество церквей не сошло на нет. Однако в нём наметился перевес в сторону католичества. Не случайно за год до Клермонского собора император Алексей I Комнин обратился к Урбану II с просьбой о помощи, а не наоборот. Справедливости ради, Византия слала сигналы бедствия на все четыре стороны света: в западные графства, русские княжества и даже половецкие степи. Папа римский просто не мог упустить такой момент — и не упустил его. Ну, а Иерусалим явился лучшей из мыслимых целей благословенного Господом похода.
«Предпримите путь ко Гробу святому; исторгните ту землю у нечестивого народа и подчините ее себе», — призывал Урбан II, и толпа в неистовстве восклицала в ответ: «Так хочет Бог!». Не сходя с места, сам оратор вооружился этим кличем, а затем снял с плеч свою сутану. Из её ткани были выкроены первые алые кресты – символ крестоносцев на их одеянии.
Четыре года спустя папа доживёт до взятия Иерусалима христианами, но не успеет получить известие об этом. Однако эхо его речи будет греметь над миром ещё без малого две сотни лет.
Крепкое слово Урбана II.Как одна речь обернулась враждой на два столетия.
В ноябре 1095 года Папа Римский Урбан II произнес речь, положившую начало «эпохе крестовых походов».
ИМПЕРАТОР ПРОСИТ ПОМОЩИ
История соперничества Востока и Запада, мусульманской и христианской цивилизаций, насчитывает сотни лет. В ней были разные периоды — и чрезвычайно кровавые, и относительно мирные. Но и сегодня на взаимоотношения христиан и мусульман незримо влияют события, начало которым было положено более 900 лет назад — события, вошедшие историю под названием «эпоха крестовых походов».
В XI веке исповедовавшие ислам турки-сельджуки стремительно захватывали все новые территории в Передней Азии. К 1085 году они взяли под контроль большую часть Ирана и Месопотамии, Сирию и Палестину, включая Иерусалим, отняли у византийцев всю Малую Азию, овладели Антиохией.
Положение Византийской империи стало критическим — турки стояли практически у стен Констанинополя. Военные силы империи были серьезно ослаблены предыдущими войнами, и император Алексей I Комнин обратился за помощью к Папе Римскому Урбану II.
Император апеллировал к христианскому состраданию понтифика — Иерусалим захвачен неверными, Гроб Господень в их руках, а паломники-христиане подвергаются гонениям.
На самом деле это было правдой лишь отчасти. Действительно, имели место эксцессы, связанные с действиями отдельных мусульманских правителей и религиозных фанатиков, однако тотального истребления христиан и их святынь не было и в помине. Спасать необходимо было не веру, а Византийскую империю.
До Алексея I Комнина византийские императоры обращались за помощью в Рим неоднократно, однако сейчас это происходило в совершенно иной ситуации — в 1054 году произошел раскол в христианстве, известный также под названием «Великая схизма». Западные и восточные отцы церкви предали друг друга анафеме, и в этих условиях обращение императора Византии было крайней мерой
МИРСКИЕ ЗАБОТЫ ЦЕРКОВНОГО ВЛАДЫКИ
Папа Римский Урбан II взошел на папский престол в 1088 году. В миру он носил имя Одо де Шатильон де Лажери, и был представителем знатного, но не очень богатого французского рода из Шампани.
В этот период католическая церковь вела ожесточенную борьбу за влияние на светскую власть. Побочным явлением этого стало появление у Папы Римского конкурента — антипапы Климента III, который досаждал не только Урбану II, но и двум его предшественникам, а также одному преемнику.
Социально-экономическое положение в Европе в этот период было крайне тяжелым — процесс закрепощения крестьян сильно ухудшил их условия жизни, а к этому добавилась целая череда бедствий в виде масштабных наводнений, эпидемий и целых семи неурожайных лет подряд.
Низшие слои общества видели в происходящем признаки конца света, что способствовало резкому обострению религиозных чувств.
Кроме того, утверждение феодального строя создавало в рыцарском классе значительный контингент лиц, обученных военному делу, но не имевших на родине ни дела, ни средств к достойному существованию. В первую речь идет о младших сыновьях знатных родов, которые в новых условиях единонаследия не получали земель своих родителей, достававшихся старшим братьям.
Просьба Алекcея I Комнина оказалась как нельзя кстати. Урбан II увидел в ней возможность решить сразу несколько проблем — восстановление христианского контроля над Святой землей, повышение авторитета и восстановление единства христианской церкви, избавление Европы от тысяч шатающихся без дела вооруженных молодых представителей знати.
Идея похода на Восток во имя освобождения Гроба Господня к тому периоду уже носилась по Европе, распространяемая проповедниками. Одним из самых ярких из них являлся Петр Амьенский, он же Петр Пустынник, талантливый оратор, призывавший к крестовому походу.
Петр Пустынник добился аудиенции у Урбана II, который к этому времени утвердился в необходимости реализовать задуманное. Поэтому Петр Пустынник получил от понтифика благословение на проповедь и обещание всяческого содействия.
В ноябре 1095 года Урбан II созвал во французском Клермоне церковный собор для решения различных административных и политических вопросов.
Но главное событие собора произошло 26 ноября 1095 года, когда Урбан II выступил с речью перед представителями духовенства, светской знати, а также перед тысячами представителей низших слоев.
Выступление проходило за городом, в поле, где для этого был построен специальный помост. Разумеется, микрофонов тогда не было, поэтому слова Урбана II передавали из уст в уста.Речь Урбана II сегодня признается одной из самых ярких и эффективных в истории человечества.
Начал Папа Римский с описания страданий христиан на Востоке. Урбан II не жалел красок, так что вскоре тысячи собравшихся зашлись в рыданиях. Закончив с описанием ужасов, он перешел к практической части: «Земля, которую вы населяете, сжата повсюду морем и горами и поэтому сделалась тесной при вашей многочисленности. Богатствами же она не обильна и едва прокармливает тех, кто ее обрабатывает. Отсюда происходит то, что вы друг друга кусаете и пожираете, как псы алучщие, ведете войны, наносите смертельные раны. Пусть же теперь прекратится ваша ненависть, смолкнет вражда, стихнут войны и задремлет междоусобие Божье! Мир здесь, война — там! Идите к Гробу Святому, и Святая Церковь не оставит своим попечением ваших близких. Освободите Святую Землю из рук язычников и подчините ее себе. Земля та течет медом и молоком. Кто здесь горестен и беден, тот будет радостен и богат».
КАК СУТАНУ ПОНТИФИКА ПОРВАЛИ НА КРЕСТЫ
Эффект от речи оказался потрясающим. Присутствующие в массовом порядке становились на колени и давали обет освободить Святую Землю. «Так хочет Бог!» — восклицали они. Здесь же, в поле, многие нашивали себе на одежду отличительный символ нового движения — красные кресты. На это благое дело Урбан II пожертвовал свою пурпурную сутану.
Отправлявшиеся в поход крестьяне не имели никакого представления о расстоянии до Иерусалима. Вскоре у стен городов Европы стали появляться странные люди с красными крестами на одежде, пугавшие встречных вопросами: «Скажи, не этот ли город Иерусалим?»
Всего, по разным оценкам, в поход на Иерусалим двинулось от 100 до 300 тысяч простолюдинов, не имевших, как правило, никаких припасов, ни малейшего понятия об организации и дисциплине.Возглавили это, с позволения сказать, «воинство», Петр Пустынник и французский рыцарь Вальтер Голяк, прозванный так за крайнюю бедность.
ОБРЕЧЕННЫЕ НА ЗАКЛАНИЕ
К осени 1096 года десятки тысяч крестоносцев Вальтера Голяка и Петра Пустынника добрались до Константинополя. Император Алексей I Комнин поначалу принял их радушно, но очень скоро понял, что вместо армии профессиональных военных к нему прибыла неуправляемая толпа озлобленных жизнью людей.
Император понимал, что ничего хорошего из дальнейшего похода этого «войска» на Иерусалим не выйдет, и предлагал Петру Пустыннику дождаться подхода отрядов рыцарей.Однако в это время крестоносные бедняки в буквально смысле начали стирать Константинополь с лица земли — они разграбили и спалили десятки домов, несколько дворцов, сотни купеческих лавок и даже церкви, хотя греческое население неустанно снабжало их продовольствием и давало приют.
Алексей I Комнин понял, что должен спасать собственную столицу от подобных «освободителей Гроба Господня».Византийский флот переправил отряды крестоносцев через Босфор, предоставив их самим себе. В и без того неорганизованном войске начались внутренние распри, из-за чего силы оказались разделены.
Армия турок-сельджуков добилась легкой победы. 21 октября 1096 года основные силы крестоносцев попали в засаду в узкой долине между Никеей и селением Дракон, и были наголову разбиты. Это даже трудно было назвать сражением — схватка превратилась в побоище, в котором турки при минимальных потерях уничтожили, по разным данным, от 25 до 40 тысяч человек. Наиболее молодых и сильных взяли в плен и продали в рабство. Вернуться обратно в Константинополь удалось единицам. Среди тех, кто избежал гибели, был Петр Пустынник, а вот Вальтер Голяк погиб в бою
СОЮЗНИКОВ МУСУЛЬМАН СТАЛ ТИФ
Катастрофа, постигшая крестоносцев-крестьян, никоим образом не повлияла на намерения рыцарства. Знать отправилась в поход в сроки, заранее определенные Урбаном II — 15 августа 1096 года.
Граф Раймунд Тулузский вместе с папским легатом Адемаром Монтейльским, епископом Ле-Пюи, повел за собой рыцарей Прованса. Норманнов Южной Италии возглавили князь Боэмунд Тарентский и его племянник Танкред. Братья Готфрид Булонский, Эсташ Булонский и Балдуин Булонский были военачальниками лотарингцев, а воинов Северной Франции повели граф Роберт Фландрский, Роберт Нормандский (старший сын Вильгельма Завоевателя и брат Вильгельма Рыжего, короля Англии), граф Стефан Блуаский и Гуго Вермандуа (сын Анны Киевской и младший брат Филиппа I, короля Франции).
Несмотря на все сложности, споры между вождями похода за первенство, отсутствие нормального снабжения войска, вылившееся опять-таки в грабежи местного населения, рыцари в своем начинании были куда более успешны.
В 1097 году после осады крестоносцев капитулировала Никея. Осенью того же года войско подошло к Антиохии, и 21 октября осадило ее. После восьми месяцев осады, ранним утром 3 июня 1098 года, крестоносцы ворвались в город. Началась настоящая резня. Эмир города бежал, но был настигнут и обезглавлен.
Сражение с подошедшими на помощь отрядами мусульман завершилось полной победой крестоносцев. Окончательно Антиохия пала 28 июня, когда была захвачена цитадель на юге города.
Осада Антиохии привела к серьезным потерям у крестоносцев. К тем, кто погиб в сражениях, добавились и те, кто умер в результате эпидемии тифа, разразившейся уже после овладения городом. Поход к Иерусалиму был отложен на полгода.
КРЕСТНОЕ ШЕСТВИЕ С ПОСЛЕДУЮЩИМ ШТУРМОМ
Часть крестоносцев вернулась на родину, не добравшись до главной цели похода. Были образованы два государства крестоносцев, Эдесское графство и княжество Антиохия, чьи новые властители, Балдуин I Булонский и Боэмунд I Тарентский, отказались от участия в дальнейшем походе.
Лишь в январе 1099 года крестоносцы начали поход к Иерусалиму, которого достигли 7 июня. К этому времени город контролировали уже не сельджуки, а фатимидский халиф.
Началась осада, затрудненная отсутствием продовольствия и воды — колодцы вокруг были заблаговременно отравлены мусульманами.
13 июня первая попытка штурма была отбита. К тому же появились сведения, что на помощь Иерусалиму из Египта идет фатимидская армия.
8 июля крестоносцы шокировали осажденных — босые рыцари устроили крестное шествие вокруг стен Иерусалима. Вдохновившись таким образом, на рассвете 14 июля они пошли на новый штурм. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен камни, лили кипяток, сбрасывали утыканные гвоздями «просмоленные деревяшки, обертывая их в горящие тряпки». Сражение продолжалось весь день, но город держался. Ночь обе стороны провели без сна, а утром начался новый этап штурма. Крестоносцам удалось частично засыпать ров вокруг города и подвести к его стенам осадные башни. Рыцарей охватил невероятный религиозный экстаз, в котором они ринулись на штурм городских стен. Защитники не выдержали давления и стали отступать.
Ворвавшиеся в город крестоносцы не знали пощады. Перед началом штурма защитники изгнали из города всех христиан, и поэтому рыцари не считали нужным кого-либо щадить. В частности, была сожжена синагога вместе с укрывшимися в ней евреями. Всего при взятии Иерусалима 15 июля 1099 года было убито не менее 10 000 горожан. Рыцари не только совершили массу убийств, но и полностью разграбили Иерусалим.
После взятия Иерусалима было образовано новое Иерусалимское королевство, правителем которого стал Готфрид Бульонский. Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня.
Первый крестовый поход завершился победой крестоносцев, но создал проблем куда больше, чем разрешил. Большинство рыцарей после окончания похода возвращались в Европу, где для них по-прежнему не было места. Вновь созданные государства крестоносцев постоянно подвергались атакам мусульман и не могли выстоять без помощи извне.
Но самое главное, что кровавые расправы над мусульманами, буднично совершавшиеся христианскими рыцарями во время похода, вызвали ответную реакцию со стороны мусульман, которые теперь рвались мстить за братьев по вере, не различая правых и виноватых. И глядя на современный Ближний Восток, становится понятно, что то, что началось 900 лет назад, не закончилось и по сей день.
А главный вдохновитель крестового похода Папа Римский Урбан II умер 29 июля 1099 года, спустя две недели после взятия Иерусалима. Но во времена, когда не было телеграфа, телефона, радио и интернета, двух недель для передачи новостей из Иерусалима в Рим оказалось недостаточно — об «освобождении Гроба Господня» узнал уже новый понтифик