романов на мурмане история названия

Мурманск: город зимы в отлучке и радуги

Крупнейший в мире город, расположенный за Северным полярным кругом, Мурманск в советские времена был столицей самого милитаризованного региона огромной империи. По-моему, даже минобороны СССР не знало точно, сколько в округе расположено войсковых частей. А сейчас это вполне мирный и по-особенному веселый город. Там почему-то хочется улыбаться.

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия

Собственно, не только у меня всегда остается такое впечатление от встречи с Мурманском, городом военных, моряков, рыбаков и… приветливых улыбок. Мне, да и не только мне, кажется, что в атмосфере этого города витает не только морское дыхание теплых ответвлений Гольфстрима, но и какой-то теплый, особый семейный дух.

Как-то спросил своего бывшего сослуживца, с которым не один год провели в одном отсеке подлодки: а чего это у вас в Мурманске жители такие оптимисты? Бывший подводник, после службы осевшиq в портовом граде, пошутил: а нам, мол, нельзя не быть оптимистами — над нами только северный полюс, унывать нельзя. И действительно, если по карте, по меридиану от Мурманска — только море и полюс.

Для меня Мурманск всегда начинался со знаменитой площади «Пять углов». Вроде как не побродишь там — и в Мурманске не бывал. Поспрашивал — и у многих мох знакомых, бывавших в этом городе на Кольском полуострове, именно так. Не проходит ощущение приподнятости духа. Уж не знаю, как у коренных мурманчан, но у приезжих такое ощущение держится довольно долго…

Как гласят исторические хроники, «мурманами», «урманами» русские люди называли норвежцев, норманнов. Позднее это название было перенесено и на землю, где происходили события с участием иностранцев. «Мурманом» стали называть побережье Баренцева моря, а затем и весь Кольский полуостров.

По мнению многих кольских краеведов, и само слово «мурман» произошло от слова «norman», то есть в переводе со скандинавских языков означает «северный человек». Исходя из особенностей исторической замены звуков, звук «n» трансформировался в звук «m». Что касается произношения звука «o», то он в этом слове и по настоящее время как в шведском языке, так и в норвежском произносится как мягкий «у».

Планы устройства портового города за Северным полярным кругом появились в 70-х годах XIX века. Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году. Через три года, в 1915-м, во время Первой мировой войны, на восточном берегу Кольского залива Баренцева моря был основан Мурманский морской порт и при нём — портовый посёлок Семёновский, названный по имени бухты, где сооружались причалы у ближайшего озера. Создание порта было связано с понятным стремлением развивающейся неплохими темпами царской России получить выход к Северному Ледовитому океану через незамерзающий залив, чтобы бесперебойно доставлять военные грузы от союзников по Антанте в условиях блокады Чёрного и Балтийского морей.

Официальной датой основания города считается 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года. В этот день на невысоком холме, где сейчас, по-моему, располагается Дворец культуры и техники, состоялась торжественная церемония закладки храма в честь покровителя мореплавателей Николая Мирликийского. Город стал последним городом, основанным в Российской империи, его назвали Романов-на-Мурмане. Ну, а через несколько месяцев, уже 3 апреля 1917 года, после Февральской революции, он по понятным причинам получил своё нынешнее название — Мурманск. Причем, заметьте — очень многие коренные жители произносят название кольской столицы с ударением на втором слоге.

В 1917 году после переворота в Петрограде, в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе которого встали большевики. Но уже в марте 1918 года с военных судов Антанты, которые ещё до Февральской революции встали на якорь в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант: это стало началом интервенции. В 1919 году власть в городе перешла к белогвардейцам, а Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала Колчака, несмотря на то, что сам адмирал сидел за тысячи километров от Кольского, в Сибири.

Северная окраина бывшей империи сопротивлялась большевикам довольно долго. Лишь 21 февраля 1920 года в городе произошёл мятеж, советская власть утвердилась в городе 13 марта с приходом регулярных частей Красной армии. По свидетельствам историков, был он тогда очень маленьким городком — к началу 1920-х годов Мурманск насчитывал лишь около двух с половиной тысяч жителей и находился в полнейшем запустении.

Промышленность была представлена в основном кустарными артелями, рыбный промысел пришёл в упадок. Городской пейзаж составляли две-три улочки одноэтажных домов, перенаселённые рабочие бараки, беспорядочное скопление лачуг, приспособленные под жильё железнодорожные вагоны, брошенные интервентами «чемоданы» — дома из гофрированного железа с полукруглой крышей. Один из районов города получил даже прозвище «красная деревня» из-за теплушек красного цвета, приспособленных для жилья.

Но со второй половины 1920-х годов город стал невиданно быстро развиваться, поскольку у Советского Союза возникла стратегическая потребность в обустройстве крупного порта, транзит через который не зависел бы от отношений с соседними странами. С 1933 года Мурманск являлся одной из баз снабжения и судоремонта для Северного флота. Тут был создан знаменитый рыбный порт, который начал быстро развиваться, и уже через несколько лет обеспечивал поставки в другие районы СССР по двести тысяч тонн рыбы ежегодно.

В 1927 году появилось первое многоэтажное здание из кирпича. В 1934 году по Мурманску — от северной окраины до южной части города — пошёл первый маршрутный автобус. К началу Великой Отечественной войны в Мурманске насчитывалось уже несколько десятков кирпичных и каменных зданий, а население города достигло 120 тысяч жителей. А сама война — это совершенно особая страница, даже целый том в короткой, но невиданно емкой истории столицы Заполярья.

7 октября 1944 года советские войска в Заполярье начали знаменитую Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию и угроза Мурманску была снята. В ноябре 1945 года по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, наряду с Москвой и Ленинградом, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. И город возродился! В 1985 году за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне городу Мурманску присвоено звание «Город-герой» с вручением высшей награды Советского Союза ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Город весьма своеобразен, он вытянулся более чем на 20 километров вдоль скалистого восточного побережья Кольского залива, и заканчивается всего в полусотне километров от выхода в открытое море. Многие дома, стоящие на склонах сопок, имеют ступенчатый фундамент и переменную этажность. Дома выше шестнадцати этажей в Мурманске не строят — мешают вечная мерзлота и суровый климат, высокие дома были бы неустойчивыми. И самым высоким зданием, если верить официальной статистике, является восемнадцатиэтажная гостиница «Арктика». Та самая, в ресторане которой всегда, даже во времена горбачевской «засухи», было свежайшее кольское пиво. Но это так, ностальгия по молодости…

Парадокс — несмотря на то, что создается впечатление, будто город находится прямо-таки среди могучих гор, самая высокая точка Мурманска — безымянная сопка на востоке границы города высотой лишь 305 метров. А вот зелени тут, несмотря на высокую северную широту, очень много — например, по официальным данным, леса занимают аж 43 процента территории города.

И еще, в городе множество озёр: Семёновское, Среднее, Большое, Питьевое, Окуневое, Портянка, Ледовое, Глубокие, Карьерное, Рогозеро, Варничное, безымянные озёра на улице Щербакова и на улице Марата. В черте Мурманска шесть родников и три ручья: Варничный, Трифонов и Фадеев, до индустриализации в них, говорят, водилась кумжа и сёмга.

У города есть свои уже устоявшиеся традиции, хотя он по сравнению со многими сходными по размерам и народонаселению городами России довольно молод. Все-таки, кажется, я понял, почему у приезжих, да и у самих коренных мурманчан, чаще всего наблюдается оптимистичное настроение. Дело — в красках. Многие многоэтажки часто украшены разноцветной мозаикой, на улицах города можно найти раскрашенные камни всех цветов радуги — так горожане борются с цветовым голоданием: зимой, в полярную ночь, в Мурманске основные цвета белый и чёрный, а сама зима может длиться по восемь месяцев, а то и больше. Мурманчане шутят: у нас тут зима все время, просто она белых ночей не переносит и отлучается как бы по нужде. А белые ночи тут, как и в Питере, с середины июня примерно по середину июля. Ну, вот столько и лето тут длится, пока зима во временной отлучке!

Почти из всех точек города виден огромный памятник защитникам Советского Заполярья и морякам, погибшим в мирное время. Мурманский Алёша, как его тут называют, является одним из крупнейших памятников в России. Исполинский матрос — словно ангел, защищающий город…

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Источник

Романов-на-Мурмане — последний город, основанный в Российской Империи

Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 1870-х годах. Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году. С началом Первой мировой войны (28 июля 1914 – 11 ноября 1918) Русский Север приобрел огромное значение, он оказался единственным районом, открытым для связи с союзниками. Так как Черное и Балтийское моря были заблокированы вражеским флотом, через его порты осуществлялась переброска войск и доставка стратегических грузов от союзников. В условиях войны началось экстренное строительство железной дороги, порта.

Летом 1915 года гидрографическая экспедиция В.Е. Ляхницкого выбрала место для порта – урочище Семеновское в южном колене Кольского залива. Всем требованиям удовлетворяли большая глубина залива, доступность его для судов круглый год, длинная и ровная береговая полоса, примыкавшая к ней терраса для размещения большого города, наличие питьевой воды (ручьи Семеновский и Варничный), защита рейда от ветров окрестными сопками, удаленность от океана, что позволяло создать крепкую оборону, прямой выход судов в океан без прохода через проливы, контролируемые иностранными государствами. Здесь появился поселок Семеновский, в котором жили рабочие порта и их семьи.

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия
Мурманский берег (под красной линией) на карте Мурманской области

Официальной датой основания города считается 21 сентября (4 октября по новому стилю) 1916 года. В этот день посёлок Семёновский был провозглашён городом по личному указу Государя Николая II. Царь назвал город Романовым-на-Мурмане в честь 300-летия Дома Романовых, которое отмечалось в 1913 году. 21 сентября 1916 года архиепископ Архангельский Нафанаил (Троицкий) в присутствии военных моряков и железнодорожников совершил молебен у креста под открытым небом на закладку храма святителя Николая и основание города.

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия
Закладка храма и города Романов-на-Мурмане. 21 сентября 1916 г.

Никольская церковь так и не была построена, вместо нее на некогда освященном месте стоит теперь ДК имени С.М. Кирова. Закладная доска – небольшая медная пластина 27х20 сантиметров была изготовлена в Петрограде в 1916 году. 19 лет спустя закладную доску обнаружили во время строительства Дома культуры для рыбаков (ныне Дворца Культуры имени С.М. Кирова), и музей приобрел ее у неизвестного лица за 25 рублей. Эта доска является свидетельством о рождении города Мурманска. На доске с двух сторон гравированная надпись о закладке храма в новом городе:

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия
Медная закладная доска 1916 г. в экспозиции Мурманского областного краеведческого музея

Приведем отрывок из проповеди епископа Архангельского и Холмогорского Нафанаила по случаю молебна и закладки города:

Из-за трагических событий февральской и октябрьской революций и развала православной державы храм святого Николая в Мурманске не был построен. Через полгода, 3 апреля 1917 года, после февральской революции, город получил своё нынешнее название — Мурманск.

Источник

Романов-на-Мурмане

Порт на Баренцевом море. Расположен за Северным полярным кругом, в зоне распространения многолетней мерзлоты,
на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря (так называемый Мурманский берег),
вдоль которого вытянулся более чем на 20 км, в 50 км от выхода в открытое море.
Крупнейший незамерзающий рыболовный и торговый порт в России.

Содержание

История

До основания города

Планы устройства портового города за полярным кругом появились в 70-х годах XIX века.
Первые изыскатели пришли на Мурман для разведки новых мест в 1912 году.
Известный географ Фёдор Литке, побывавший в заливе, писал, что его берега в южной части покрыты «березовыми и еловыми рощами».

Основание

Официальной датой закладки города считается 4 октября 1916 года.

До строительства первых бараков и деревянных причалов хозяином здешних мест был старый помор Семён Коржнев. Имя старого помора сохранилось в местных названиях: Семёновскими в Мурманске называют гавань, отмель и озеро.

Основан город был в связи с созданием морского порта в Кольском заливе и проведением Мурманской железной дороги; до апреля 1917 назывался Романов-на-Мурмане. Мурманск в 1920-е годы был «красной деревней» — основу города составляли теплушки приспособленные для жилья, в которых жили трудоармейцы.

С 1921 — центр Мурманской губернии, с 1927 — Мурманского округа Ленинградской области, с 1938 — областной центр.

Мурманск во время второй мировой войны

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия

Во время Великой Отечественной войны 1941-45 через Мурманский порт шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии, так называемый ленд-лиз.

Город был практически сметен с лица земли бомбардировками. Оставались целыми сооружения порта и во всем городе — три здания. В одном из них сейчас находиться Мурманский политехнический лицей.

В январе 1942 года в блокадный Ленинград из Мурманска был отправлен эшелон с продовольствием, где было, в частности, 7500 кг рыбьего жира. Позже в город Ленинград был отправлен ещё не один десяток вагонов с рыбой.

Настоящее

Основа города — порт. Он состоит из трех частей: Рыбный порт, Торговый порт и Пассажирский.
В данный момент наблюдается тенденция вытеснения Торговым портом всех остальных.
Скорее всего это связано с тем, что началась активная добыча нефти на шельфе Баренцева моря.
Мурманск, точнее Торговый порт города Мурманска, служит перевалочным пунктом.
Город расширяется уже на противоположную часть залива.

Город изнутри

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия

Город вытянут на сто с лишним километров вдоль Кольского залива. Он довольно длинный, но узкий, и в любом месте если идти не по длине города, а по его широте, максимум за час ходьбы можно выйти либо к заливу, либо к лесу.

Мурманск стоит на сопках, это даёт городу определённое своеобразие. Например, если зайти в главное здание Мурманского Государственного Технического Университета, подняться на четвёртый этаж, пройти через переход в соседний корпус, оказываешься снова на первом этаже. И это характерно для всех многокорпусных зданий в Мурманске. Или если человек живёт в местности называемой «Гора дураков», то путь 300 метров от остановки автобуса до дома идёт в гору под углом 30 градусов.

Город сильно вырос в конце 70-х — начале 80-х годов XX века, поэтому основаная застройка практически в любом районе — это панельные девятиэтажные здания. Только в центре города можно обнаружить дома сталинской застройки, несколько домов осталось с довоенных времён, да ещё о прошлом напоминают послевоенные деревянные дома-полубараки. Дома выше шестнадцати этажей в Мурманске не строят — мешают вечная мерзлота и суровый климат, высокие дома будут слишом неустойчивы. Поэтому 16-ти этажная гостинца «Арктика» и стала достопримечательностью. Здания часто украшены разноцветной мозайкой, на улицах можно найти раскрашенные валуны — так борются с цветовым голоданием, ведь зимой в Мурманске основные цвета белый и черный, а зима длиться чуть ли не восемь месяцев.

Мурманск разбит на три округа: Первомайский, Октябрский и Ленинский. Первомайский — самый молодой округ, и самый южный. Производства там практически нет, поэтому его считают спальным районом. И это единственный район где не видно 18-ти метрового памятника защитникам Заполярья, «памятника Алёше», как его зовут местные жители.

Окружение Мурманска

Ближайший сосед с юга — город Кола. Мурманск, расширяясь, практически достиг южными микрорайонами этого города; расстояние между ними 20 минут ходьбы, то есть не более километра. Уже есть проект превращения города Колы в ещё один район Мурманска, впрочем не слишком приветствуемый мурманчанами: Кола не велика, но Кольская область довольна обширна и на её содержание уходит довольно много средств.

Сосед с севера — город Североморск. Попасть в него из Мурманска довольно трудно: Североморск — военный объект и въезд туда сугубо по пропускам. Несмотря на это многие мурманчане имеют там родственников, дети из Североморска ездят учиться в Мурманский Политехнический Лицей или другие специальные школы.

Вокруг Мурманска множество посёлков-саттелитов. Например, с западной стороны залива это Абрам-мыс, между Североморском и Мурманском — Росляково и Сафоново.

Образование, наука

В Мурманске находится Мурманский морской биологический институт, где исследуют состояния биоресурсов морей и проводят экологический мониторинг. Поскольку город является областным центром, в нём расположена областная научная библиотека, в её фонде более 2,5 миллионов единиц хранения.

Некоторые учебные заведения

Население

Администрация

7 сентября 2003 года на выборах мэра города победил Геннадий Гурьянов. Но уже через месяц из-за приступа инсульта он оказался недееспособен. Только через год он подписал заявление об уходе. Осенью 2004 начались повторные выборы, победителем в которых стал Михаил Савченко

Климат

Климат умеренно холодный, морской. Средние температуры января −8°C, июля 12°C. Осадков около 800 мм в год.

Источник

Романов на мурмане история названия

21 сентября (4 октября) 1916 г. был основан город Романов-на-Мурмане, впоследствии получивший современное название — Мурманск.

Первые проекты прокладки железнодорожного пути на Кольский полуостров появились ещё в последней трети XIX в., однако решающим толчком стала Первая мировая война. Прекращение работы всех российских балтийских портов, закрытие Турцией черноморских проливов крайне осложнили связь России с союзниками по Антанте, а замерзающий на зиму архангельский порт не удовлетворял резко возросшим потребностям грузоперевозок. Возникла срочная необходимость в устройстве новой гавани на незамерзающем берегу Кольского полуострова, и в начале 1915 г. началось активное строительство железной дороги от Петрозаводска, в конечной точке которой на берегу Кольского залива выросли несколько посёлков. Новый транспортный путь был построен в короткие сроки, и уже летом 1916 г. министр путей сообщения А. Ф. Трепов представил всеподданнейший доклад об устройстве нового города.

21 сентября (4 октября) 1916 г. состоялась торжественная закладка бронзовой плиты в основание храма святителя Николая Чудотворца Мирликийского, символизировавшая основание нового города. На церемонии присутствовали морской министр России И. К. Григорович, А. Ф. Трепов, архангельский губернатор С. Д. Бибиков и другие высокопоставленные лица. Город был назван в честь Николая II — Романов-на-Мурмане — и стал последним городом, основанным в Российской империи. В апреле 1917 г. он получил современное название — Мурманск.

После Октябрьской революции в Мурманске был создан временный революционный комитет, во главе с большевиками. Но уже в марте 1918 г. с военных судов Антанты, которые ещё до Февральской революции встали на якорь в Кольском заливе, был высажен на берег вооружённый десант, что стало началом интервенции. В 1919 г. власть в городе перешла к белогвардейцам; Временное правительство Северной области признало верховную власть адмирала А. В. Колчака. Осенью 1919 г. войска Антанты эвакуировались из Мурманска, а в феврале 1920 г. в городе утвердилась Советская власть.

Со второй половины 1920-х гг. Мурманск стал быстро развиваться как стратегический крупный порт, транзит через который не зависел от отношений с соседними странами. С 1933 г. город являлся одной из баз снабжения и судоремонта для вновь созданного Северного флота.

В 1920-1930-е гг., в связи с изменением административно-территориального деления, город неоднократно менял свой статус. В 1921 г. Мурманск стал центром одноимённой губернии, с 1927 г. — одноимённого округа в составе Ленинградской области, а с 1938 г. — Мурманской области.

Оборона Советского Заполярья продолжалась более трёх лет. 7 октября 1944 г. советские войска начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, и угроза Мурманску была снята.

К концу Великой Отечественной войны город был практически полностью сожжён. В ноябре 1945 г. по решению правительства Мурманск был включён в число пятнадцати городов страны, восстановление которых объявлялось первоочередной задачей. За послевоенные десятилетия город превратился в важнейший на Севере страны транспортный, промышленный и военно-стратегический центр. Значительное расширение территории и резко возросшая численность населения превратила Мурманск в крупнейший город в мире, расположенный за Полярным кругом.

В 1971 г. город был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 1982 г. — орденом Отечественной войны I степени. В 1985 г. за выдающиеся заслуги в Великой Отечественной войне Мурманску было присвоено звание «Город-герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В настоящее время Мурманск по-прежнему остаётся крупнейшим экономическим, культурным и промышленным центром европейского Севера России.

Лит.: Дмитриев Н. А. Мурманская область в послевоенные годы. Мурманск, 1959; Киселев А. А. «Город мой широкоплечий…»: Истор. очерк к 80-летию Мурманска. Мурманск, 1996; Он же. Как жили и сражались мурманчане в войну: менталитет северян в 1941-1945 годах. Мурманск, 2002; Он же. Мурман в дни революции и гражданской войны. Мурманск, 1977; Смирнов С. А. Мурманская область в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Мурманск, 1959.

См. также в Президентской библиотеке:

Источник

Создание Мурманского города-порта

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия

Открытие города Романов-на-Мурмане 21 сентября (4 октября) 1916 года.

Город Мурманск, несмотря на свой относительно молодой возраст, имеет очень насыщенную историю, в которой можно проследить взлёты и падения. Мурманск был построен в годы Первой мировой войны, которая послужила катализатором освоения этого далёкого края. Незадолго до этих событий к берегам Мурмана была проведена Мурманская железная дорога, о которой мы уже писали. После окончания войны над городом-портом нависла угроза запустения, но этого удалось избежать в межвоенный период, после чего Мурманск смог выстоять в Великой Отечественной войне, а к концу советской эпохи превратится в город, в котором проживало почти 500 000 человек. В этой статье мы поговорим о том, как на незамерзающем побережье за полярным кругом появился город-порт, строители которого предопределили его успех в XX веке.

Внешнеполитическая стратегия или экономика?

Ответ на этот вопрос объясняет, почему на берегу Баренцева моря возник этот порт. Мурманское побережье даже к началу XX века являлось удалённым, можно даже сказать – захолустным уголком на севере Российской Империи. Колонизация этого края на протяжении XVIII-XIX вв. происходила крайне медленными темпами. К концу XIX века ситуация напоминала замкнутый круг: освоение края было крайне сложным из-за малой заселённости этих мест, при этом увеличения численности населения не было из-за отсутствия какой-либо инфраструктуры. Мурман в то время имел более тесную связь с Норвегией и Финляндией, чем с Россией. Финны и норвежцы активно переселялись на эти земли, да и администрация проявляла к ним больше внимания, чем впоследствии к русским[1]. Меры, направленные на привлечение русских колонистов, не увенчались успехом. Почему создалась такая ситуация?

Понятно, что такие трудные условия никак не способствовали привлечению населения, а к началу Первой мировой войны ситуация почти никак не изменилась. Что касается горнорудного дела, то Александровский уезд (район Кольского полуострова) был богат озёрными и серебросвинцовыми рудами, однако это тоже не стало весомым аргументом в пользу строительства здесь города-порта.

Ключевой причиной освоения этих далёких мест государством были внешнеполитические и военно-стратегические цели и задачи. Здесь показателен пример Мурманской железной дороги. На вероятность её строительства обратил внимание Александр III, лишь в 1889 году, когда ему было рассказано о возможности создания на берегу Мурмана незамерзающей военно-морской базы. Строительство самой дороги откладывалось около двадцати пяти лет. Только когда балтийские и черноморские порты были блокированы Германией и Турцией, началось активное строительство мурманской железной дороги, а затем и мурманского порта. Причём эти объекты были построены в довольно сжатые сроки, и возможности на это нашлись. То есть главной причиной появления Романова-на-Мурмане (первоначальное название Мурманска) было решение военно-стратегических задач – это важно запомнить для дальнейшего понимания истории этого города, а пока что перейдем к его строительству.

Валериан Ляхницкий и строительство Мурманского порта

Валериан Евгеньевич Ляхницкий родился в 1885 году в Берне, в семье обрусевших православных поляков. Он окончил Первую Варшавскую гимназию, а затем, с отличием, – Петербургский государственный институт путей сообщения. Валериан Ляхницкий не промахнулся со специальностью инженера-путейца, ведь в России на рубеже веков завершился промышленный переворот и активно развивались железнодорожный и морской транспорт. После окончания института Валериана Ляхницкого на два года направили за границу изучать передовой опыт, он успел побывать в Англии, Бельгии, Германии, Франции, Нидерландах, в США он изучал опыт строительства Панамского канала. Талант инженера был усилен сведениями из широкого зарубежного опыта, что делало Ляхницкого незаурядным специалистом.

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия
Валериан Евгеньевич Ляхницкий

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия
Нагрудный знак выпускника Института инженеров путей сообщения императора Александра I (предмет с мини-выставки «Валериан Евгеньевич Ляхницкий» в Музее Арктики и Антаркитики).

С началом Первой мировой войны Ляхницкий был назначен начальником Управления портовых изысканий на севере и направлен в Архангельск руководить своим первым масштабным проектом по увеличению навигации замерзающего Архангельского порта. Изначально решить вопрос блокирования морских гаваней пытались именно через Архангельск, путём строительства аванпорта в месте, которое замерзает позже. Однако Ляхницкий поставил под сомнение целесообразность этой постройки, поскольку это потребовало бы немало ресурсов, но не решило бы главную проблему – сезонность замерзающего порта. Наоборот, именно Валериан Ляхницкий предложил построить порт на Мурмане следом за строившейся с начала 1915 года мурманской железной дорогой. Уникальность Мурманского порта была в том, что он не замерзает из-за тёплого течения Гольфстрим, которое «дотягивается» до вод Баренцева моря. Следовательно, этот порт был должен решить поставленную задачу. После этого Валериан Евгеньевич Ляхницкий направился с экспедицией на Кольский полуостров.

Местом для изысканий подходящего места стал Кольский залив, который делится на несколько частей (колен). Изыскательные работы здесь проводились и до приезда Ляхницкого, однако именно после его назначения в 1916 году начальником Управления мурманских портовых изысканий процесс выбора места для строительства порта пошёл гораздо активнее. Было создано два изыскательных отряда, и даже куплена двухмачтовая яхта «Любовь». База поисковых работ была организована в Александровске-на-Мурмане – единственном очаге цивилизации в этих краях.

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия

Фотокамера «Кодак», принадлежавшая В.Е. Ляхницкому (предметы мини-выставки «Валериан Евгеньевич Ляхницкий» в Музее Арктики и Антаркитики).

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия

Практические занятия по фотографии. В. Е. Ляхницкий – справа (Фото из книги «Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт»).

Приближалось завершение строительства мурманской железной дороги, но плана строительства порта ещё не было. Однако под руководством Валериана Ляхницкого было определено наиболее удобное расположение для будущего порта – южное колено Кольского залива, здесь, в Семёновской бухте, уже начинали строить первые пять глубоководных причалов. Ляхницкий говорил, что «силой вещей» возникла здесь первая пристань, показывая удачное месторасположение. Но почему же именно в этом месте? Семёновская бухта стоит далеко от входа в залив, и в военное время её было проще защитить, а во-вторых, она располагалась ближе всех к участку железной дороги Кандалакша – Кола. Сам Ляхницкий также объяснял выбор тем, что северное и среднее колена залива не имели подобных преимуществ и были больше подвержены океаническому волнению, а берега местами были мелководны. Также выбранная территория давала возможность образоваться крупному поселению вокруг порта. Расположение будущего порта было выбрано крайне удачно: даже современный вид мурманского порта схож с проектом Ляхницкого.

Строительство порта велось в крайне тяжёлых условиях, не хватало рабочей силы и строительных материалов. В условиях свободного рынка труда было очень сложно привлечь рабочих: те, кто отработал свой контракт, возвращались домой, также шла война, которая требовала ставить под ружьё мужчин призывного возраста. Однако несмотря на эти трудности, строительство шло. 6 июля 1916 года посёлок у железнодорожной станции Мурман был переименован в Романов-на Мурмане, а открытие города состоялось 21 сентября 1916 года. В марте 1917 года постройка пяти глубоководных причалов была завершена. Также были построены электростанция, временный водопровод для питания судов, грузооткатные средства. Посёлок, который возник вблизи порта, насчитывал около двух десятков бараков, больницу, столовую и другие служебные здания. Была построена военно-морская база, защищавшая порт и обеспечивавшая стратегические интересы России и связь с союзниками. Уже с 1915 года, когда были созданы лишь временные пристани и даже не была построена мурманская железная дорога, объём грузов (в основном – вооружение, боеприпасы и провизия) от союзников уже принимался, а дальше только наращивался.

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия
Мурманск в 1927 году. Слева – первая электростанция 1917 года. На заднем плане виднеется одно из первых каменных зданий – здание Транспортно-потребительского общества (Мурманский областной художественный музей).

Поворотный момент в развитии города

После Февральской революции и отречения Николая II Романов-на-Мурмане был переименован в Мурманск. Когда закончились Первая мировая и Гражданская войны над Мурманском нависла большая опасность. На севере окончательно закрепилась советская власть, наступило мирное время. Вместе с долгожданным миром надобность в Мурманске будто бы начала отпадать. Как мы уже упоминали, Мурманский порт был создан исходя из военно-стратегических задач, а не благодаря экономическим стимулам, поэтому над городом нависла угроза запустения.

Однако Мурманск вновь показал свою необходимость, когда Петрограду и Русскому Северу потребовались тепло и хлеб в послевоенное кризисное время. В 1920-е годы советское правительство пересмотрело политику в отношении мурманского края. Экономист и исследователь природных богатств Кольского полуострова К.В. Доброхотов в своей книге 1922 года[4] определяет экономические задачи Мурманской губернии. Помимо тех, что были сформулированы ещё в царское время, можно выделить оленеводство, пушной и охотничий промыслы, добычу полезных ископаемых Хибинских гор. С 1920 года в районе Западной Арктики работали отряды Севэкспедиции, которой руководили многие крупнейшие учёные того времени. География работ охватывала Печору, Белое море и, конечно, побережье Мурмана. Заготовками оленины здесь занимался оленеводческий отряд, геологический отряд исследовал Хибины. Севэкспедиция также занималась разведкой рыбных запасов края, а вслед за этим развивались мурманские рыболовецкие промыслы, которые должны были решить продовольственную проблему северо-запада и Русского Севера.

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия

Причал мурманского порта, 1920 г. (Фото из книги «Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт»).

Сам Мурманск впервые не на словах, а на деле занял место главного порта Северного морского пути. Торговое значение он приобрёл, благодаря внутренним и внешним товарообменным экспедициям, а также благодаря круглогодичному выходу в акваторию Баренцева моря и Северного Ледовитого океана. Однако после Гражданской войны мурманская железная дорога была частично разрушена, а порт почти не функционировал. Эти объекты пришлось восстановить и нарастить их эксплуатацию. Организованные советской властью Карские товарообменные экспедиции привозили лес и зерно из западной Сибири, а туда завозились промышленные товары из центра. Объём перевозок через порт за 1921-1925 годы составил около 200 тысяч тонн, а к 1927 году уже 552 тысячи тонн[5]. Мурманск также участвовал и в отправке сырья за границу, в основном это были хлеб, лес, пенька, обработанная древесина, кожа. Через Мурманск шли импортные промышленные товары: машины, сталь, станки, и др. Привозился английский и норвежский уголь. Незамерзающий порт имел преимущества не только перед Архангельском, но даже перед Петроградом, что позволило и после Первой мировой войны сохранить контакты с европейскими государствами и составить конкуренцию крупным портам РСФСР.

В 1920-е годы рос не только торговый порт, но и население города. При советской власти впервые заговорили об электрификации как о первостепенной задаче для города, погружающегося в полярную ночь. Также шла разведка энергетических мощностей кольских рек, для строительства энергостанций. Росло население Мурманской губернии. Если с 1913-го по 1919 годы население Александровского (ранее – Кольского уезда) выросло на 8 тыс. чел. (с 10.8, до 19,1 тыс.), то с 1920 по 1926 годы население выросло с 19 до 32,2 тыс. чел. Резко сократилась смертность городского населения. В годы НЭПа самостоятельность колонистов была поставлена в приоритет, стояла задача привлекать сюда «крепкого пионера-хозяина» и проводить так называемую «канадизацию», по опыту освоения северной Канады. Однако здесь можно отметить и позитивные изменения, и их отсутствие. Например, колонистам государство выдавало различные ссуды на обустройство своего хозяйства, но почти не проводило подготовку края к колонизации, не создавало цельного плана действий, в котором могли участвовать колонисты.

романов на мурмане история названия. Смотреть фото романов на мурмане история названия. Смотреть картинку романов на мурмане история названия. Картинка про романов на мурмане история названия. Фото романов на мурмане история названия
Погрузочные работы (фото из книги «Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт»).

В заключение стоит сказать, что после того, как советское правительство увидело в Арктике транспортный и экономический потенциал, Мурманский порт обрёл вторую жизнь после трудностей Первой мировой и Гражданской войн. Мурманск не остался захолустным городком на окраине огромной страны, а стал играть важную роль основного порта в советской Арктике и даже составил конкуренцию Архангельску и Ленинграду в зимний период. С развитием порта разрастался и сам город – к началу 1930-х годов здесь проживало уже около 29 тыс. человек. За годы НЭПа была заложена база, которая позволит Мурманску в годы первых пятилеток войти в число индустриальных районов страны и активно участвовать в освоении всей советской Арктики.

Автор: Илья Андреевич Рудь, научный сотрудник Российского государственного Музея Арктики и Антарктики (РГМАА), Санкт-Петербург.

[1] Доброхотов К. В. Природные богатства Мурманской губернии и ее экономические задачи. С. 7.

[4] Рубинский В. И. Колонизационные задачи в районе мурманской железной дороги. Благовещенск, 1917 г.
[5] Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт. C. 61, 63.

1. Начало большого пути. Валериан Ляхницкий и Мурманский морской торговый порт. Мурманск, 2018 г.

3. Доброхотов К. В. Природные богатства Мурманской губернии и её экономические задачи. Мурманск, 1922 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *