развивать навык осознанного чтения

Упражнения для развития сознательного (осознанного чтения)

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтения Кротова Екатерина Васильевна
Упражнения для развития сознательного (осознанного чтения)

Первая группа – логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они отличаются?

Мел-мель, мал-мял, мыл-мил

2. Назовите, одним словом.

чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

ножницы, клещи, молоток, пила, грабли, шарф, варежки, пальто, кофта; телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

картофель, свекла, лук, капуста;

лошадь, корова, свинья, овца;

туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;

липа, береза, ель, сосна;

курица, гусь, утка, индейка;

зеленый, синий, красный, желтый.

3. Какое слово лишнее и почему?

красный, синий, красивый, желтый;

дорога, шоссе, тропинка, путь;

молоко, сметана, простокваша, мясо;

Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;

ель, сосна, кедр, осина;

лук, огурец, морковь, яблоко;

гриб, ландыш, ромашка, василек.

4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа стакан.

У них одинаковое количество букв;

Они состоят из двух слогов.

5. Путём перестановки букв составь слово.

6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Молоко, нерест, тарелка.

7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Пуговица, молоток, лава.

Поворот, пороша, канава.

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

9Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти существительных тоже связь. Найди четвертое слово.

— аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;

б) школа- обучение, больница-?

— доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

-вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

-мороз, день, январь, осень, сани.

10. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.

Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол.

Апельсин, автобус, абрикос, яблоко, автомобиль, трамвай, груша.

Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

12. Какие буквы, слог, слово лишние.

река, речка, ручей, ручка, ручеек

Вторая группа – игры по составлению слов со словами.

2. Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы:

З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.

Начало – голос птицы,

Найдете без труда. (Картина)

С буквой к живу в лесу.

С буквой ч овец пасу. (Кабан – чабан)

3. Найди животное среди строк.

и шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

4. Составь слова, в которых один из слогов должен начинаться с буквы м

мати си рамуло ка до

Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами.

1. Составь текст (перестановка предложений).Тексты подбираются к теме урока.

2. Составь предложения (3-4) к теме урока.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мальчики, удочки, улов, чайки.

Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу…

Дима и Коля дежурные. Они пришли в школу рано. Коля полил цветы на окне…

Четвертая группа – работа с текстом (учебник).

1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

2. Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос (Вопросы написаны на доске.)

3. Задай вопросы по тексту или по части текста.

4. Определи, сколько частей в тексте. Определи, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

5. Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его тестом.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

6. Выборочное чтение.

7. Пересказ по вопросам и без них.

8. Составление плана текста.

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтенияИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Игры и упражнения для развития речи дошкольников Воспитатель ГБДОУ №11 Приморского района г. Санкт-Петербург Майкова Юлия Павловна «Чей это голос?» Цель игры: Различать взрослых животных.

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтенияКонсультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Уважаемые родители!Психолог Н. И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее.

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтенияКонсультация для родителей «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Консультация «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» Наверное всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет.

Упражнения для развития дыхания для младшего дошкольного возраста 1. Снежинки Возьмите кусочек ваты, порвите её на маленькие (кусочки) снежинки. Положите маленькие снежинки на одну руку (на обе руки). Снежинки.

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтенияУпражнения для развития мелкой моторики рук с помощью карандаша Можно с детьми проводить несложные упражнения для развития мелкой моторики рук, а также для развития кисти, координации движений руки, ловкости.

Упражнения и игры для развития мелкой моторики детей Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных.

Источник

Методические рекомендации «Развитие навыков беглого, выразительного и осознанного чтения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Развитие навыков беглого, выразительного

и осознанного чтения ».

В последние годы увеличивается число детей, испытывающих затруднения при усвоении школьной программы. При этом у многих учеников общеобразовательной школы препятствием для обучения становятся трудности при чтении. Без чтения невозможно получить знаний. Нарушение чтения может не только препятствовать обучению, но и отрицательно влиять на формирование личности школьника. Неудачи при овладении чтением способны вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность. Слабо читающие ребята испытывают трудности не только на уроках чтения, но и при решении задач, при подготовке к уроку окружающего мира, у них слабо развита речь, они не умеют высказывать своё мнение, пишут безграмотно.

Коррекционная работа не будет полноценной без участия в ней родителей. Педагог должен объяснить взрослым, как необходимы их поддержка и помощь ребёнку. В приложении № 2 содержатся рекомендации родителям.

Упражнения для развития навыков беглого чтения

У каждого человека индивидуальные особенности темпа деятельности, и мы никогда не добьёмся, чтобы все обучающиеся нашего класса читали 100 слов в минуту. К тому же если ребёнка заставлять читать быстро на начальных этапах, можно нарушить механизм чтения, что приведёт к « угадывающему» чтению. Поэтому развивать скорость чтения надо не навязчиво, порой даже не заметно для ребят фиксировать результат чтения, а не стоять над ним с секундомером в руках. Для решения этой задачи можно включать следующие упражнения (приложение № 3). Чтобы ребята читали ежедневно, завели читательские дневники, в которых родители ставят свою подпись, тем самым, подтверждая, что ребёнок читал все дни, даже в выходной.

Упражнения для развития навыков выразительного чтения

Упражнения для развития навыков осознанного чтения

Ещё Я.А. Каменский писал: «Читать и не понимать – то же, что совсем не читать».

К сожалению, требования высокой скорости чтения приводят к чтению с ошибками. Формируя навык чтения, следует помнить, что техника чтения, скорость чтения важны не сами по себе, а только как основа понимания текста. Для развития навыков осознанного чтения используйте следующие упражнения ( приложение № 5).

Если ребёнок в начальных классах хорошо овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения.

Задания для диагностики и коррекции

Трудности при чтении

Психологические и другие причины

Задание № 1. школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

аммадама реберге ассамаса гесклалла ессаннессас даталатта

еналсстаде енадслат етальтаррс усокгата лиммодора клатимор

ретаберта норасотанна дебаруга каллихарра филитадерра

ватерпроофета серафиннетастолье еммаседатонов

се – се ес со се ес со се ос ес се

где – гед дег гло гед егд глее гло дог гед где

кот – ток отк кот кит так нок кто кот кто

Беру старые книги, раздаю детям и даю задание, например, букву а подчеркнуть, букву о зачеркнуть.

Задание № 3. Внимательно прослушайте и постарайтесь с первого раза запомнить слова. Интервал 2-3 секунды. Примерный набор слов: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мёд. Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов.

Мак, ромашка, роза, лук.

Чашка, блюдце, суп, стакан.

Молоко, сметана, каша, сыр.

Чайник, стул, стол, шкаф.

Задание № 5. «Свяжи слова». Даны два ряда слов, между которыми отсутствуют смысловые связи. Учитель зачитывает пару слов, а ученик запоминает второе слово пары, стараясь для этого установить какую-либо связь между словами (интервал между парами слов 5 секунд). После прочтения всех пар учитель читает левые слова, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда.

-пропускать при чтении каждое второе слово;

— каждое слово предложения прочитывать по два раза подряд.

Задание № 9. «Найди слова»

( Таким образом часто зашифровываю тему урока. Усложняю задание: даю текст, в котором все слова в предложении написаны слитно, а позднее надо разделить текст и на предложения и на слова).

Повторное считывание той же строчки;

— потеря строки при чтении;

— «механическое чтение» непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла;

— прочитывание слов с ошибками (перестановка слогов, замена букв);

— низкая скорость чтения.

-Неправильное чтение похожих по начертанию букв;

Источник

Формирование навыков осознанного, выразительного, правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы

Проработав в школе учителем начальных классов больше 20-ти лет, я убедилась, что чтение-основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.

Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.

Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.

Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём занимают сегодня аудиовизуальные средства информации.

Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. Поэтому, беседуя с родителями, посещая квартиры, я интересуюсь наличием детской библиотеки в доме. Удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно, но родители читают их с детьми редко.

Поэтому, у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем – к чтению определённой литературы.

В межаттестационный период, взяв за основу новаторские идеи В.Н.Зайцева по совершенствованию общеучебных умений в начальной школе, я разработала технологию, направленную на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.

Цель обучения мне видится в следующем: активизация познавательной деятельности учащихся через уроки чтения.

Исходя из этого, поставила задачи:

Концептуальной основой моего опыта являются следующие положения:

– обучение должно идти впереди развития;
– системность и целостность содержания учебного материала;
– включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы обучаемого;
– особая доверительная атмосфера между учителем и учеником.

Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Я не учу ребёнка любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше.

Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.

Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу чтения своего товарища, его ответа, могут дать советы.

Даже изучению новой буквы у детей должно предшествовать ощущение праздника, радостного, волнующего ожидания. Дети на уроках отгадывают с помощью загадок, ребусов, шарад, какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в скороговорках, пословицах, придумывают слова сами с этим звуком. Они встают, поднимают руки, хлопают в ладоши, если услышат нужный звук в словах. Играем на уроках в разные игры, например, “Буква заблудилась”, “Доскажи словечко”. Интересные игры “придумывают” для ребят и сказочные персонажи – Айболит, Вини-пух, Мурзилка и др. Приходит в гости и Весёлый карандаш, умеющий рисовать картинки, оживающие с помощью детей.

Занимательный материал на уроках я даю в виде сюжетных картинок, поэтических минут, игровых и проблемных ситуаций: игр, связанных с перестановкой букв в слове, с прибавлением к слову или исключением из него буквы или слова. Игра словом, “воспитание словом”, по выражению С.Маршака, помогает раскрывать в ребёнке творческие начала, воспитывает чувство юмора и развивает его всесторонне.

Набирая 1-й класс, я на подготовительных занятиях выявляю для себя уровень подготовки ребёнка к школе. И уже, начиная учебный год, готовясь к урокам, учитываю индивидуальную подготовку ребят. Нечитающих детей беру на особый контроль, много занимаюсь с ними индивидуально, и когда ребёнок, преодолев трудности, наконец, начинает правильно по слогам читать, у него появляется радость успеха. Чувство своей силы рождает интерес к предмету, к чтению.

Для меня очень важно, работая с детьми нечитающими, не упустить тех детей, которые хорошо читают. Для них я готовлю задания посложнее, они каждый вслух читают перед классом карточки (на них печатаю отрывки из рассказов, небольшие стихотворения, загадки), книжки-малышки, рассказы из детских книжек (сами приносят), что вызывает восхищение у остальных. Некоторые становятся моими помощниками, они учатся слушать своих одноклассников, помогая им овладевать навыками чтения.

Для развития фонетического слуха и артикуляции провожу “речевую зарядку”, используя пословицы, поговорки, скороговорки.

Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа – ему уделяю большое внимание. На всех уроках чтения обязательно провожу работу над трудными словами и сочетаниями. Я их выписываю перед уроком на доске или карточках. Значение слов объясняют сами дети, если же они не могут объяснить, учу пользоваться толковым словарём, объясняю сама. Эта работа помогает детям приобрести навыки уверенного чтения.

В своей практике использую резервы обучения чтения, предложенные В.Н.Зайцевым. Это ежеурочные пятиминутки чтения, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения, работа с деформированным текстом, чтение слов справа налево.

Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.

Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.

Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность.

Для формирования правильности чтения обеспечиваю на уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.

Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ:
– чтение текста про себя, комментирование его;
– чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части;
– чтение жужжащее;
– чтение хором;
– чтение в темпе скороговорки;
– “прыжки” (чтение через слово)
– круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)

Для формирования выразительности использую такие упражнения:
– артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов;
– чтение труднопроизносимых слов;
– выделение голосом то одного, то другого слова в предложении;
– чтение одного предложения с разной интонацией;
– “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией;
– чтение по ролям.

Для формирования осознанности чтения использую группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов, антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.

Вместе с библиотекарем школы проводим библиотечные уроки с целью формирования у учащихся умения самостоятельно пользоваться различной литературой.

Начиная со 2-го полугодия 3-го класса все учащиеся имеют тетради для записей, рисунков, составляют план к текстам, вопросы к прочитанному. Также дети делают зарисовки к отдельным моментам (чаще всего это домашнее задание). Записи вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть внимательными к чтению текста, к предложению, обогащается словарный запас детей.

Самые активные книголюбы “творят” свои книжки, сочиняют свои рассказы о животных, стихи о своих семьях.

Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса к чтению, я пользуюсь следующими формами организации учебной деятельности:

Использование межпредметных связей положительно сказывается на идейно-тематическом анализе произведения.

Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению, привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих уроков – руководство самостоятельным чтением учащихся разнообразной и доступной по содержанию литературы.

Большое место отвожу работе с родителями. Практикую на родительских собраниях анкетирование. Родители отвечают на такие вопросы:

Даю рекомендации родителям, как помочь ребёнку научиться плавному слоговому чтению, как привить интерес к книге:

Быструю оперативную связь между мной и детьми обеспечивают такие формы организации учебной деятельности, как фронтальная и индивидуальная.

Парную применяю при проверке домашнего задания – в 3–4-х классах (взаимопроверка), при проведении занимательных упражнений, при кратком пересказе, при чтении диалогов, стихотворений.

Групповую форму применяю при проведении познавательных игр, при работе над большим текстом (у каждой группы своё задание, своя часть), в минитеатре у каждой группы – свой герой, учащиеся дают ему характеристику, изображают его. С целью повышения интереса к чтению, воспитания толерантности, развития речи учащихся, кроме традиционных форм использую элементы драматизации и театрализации.

Периодически посещаем спектакли в драматическом театре “На окраине” и другие спектакли в учреждениях культуры города. Считаю, что очень полезно сравнивать результаты, достигнутые учеником, с его прежними достижениями. У всех ребят есть личный листок учёта скорости чтения. В нём отмечается дата проведения проверки и количество слов, прочитанных в минуту. Каждый ребёнок видит рост, убеждается, что труд приносит успехи.

С первых уроков я знакомлю детей с требованиями к урокам обучения грамоте, урокам чтения. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной четверти, учебного года.

Формирование познавательной деятельности младших школьников не может проходить на одинаковом уровне, т.к. каждый ребёнок индивидуален.

Выделяю три уровня формирования познавательной деятельности учащихся– ученический, алгоритмический, эвристический.

Используя условные обозначения, составляю диагностическую карту Мои ученики являются активными участниками международного конкурса игры “Кенгуру” (2007 г. – два ученика заняли 2–3 место в школе), всероссийского конкурса “Русский медвежонок– 2007”– 2 место в школе, участие в этих конкурсах принял практически весь класс.

В 2007 г. моя ученица заняла 3-е призовое место в районной олимпиаде по русскому языку. Учащиеся моего класса являются активными участниками всех общественных дел, конкурсов (“Мисс очарование”– 2006 г., 2007 г. – 1 место в школе, в городском конкурсе-2 место), спортивных мероприятиях (2006 г. – 1–2-е место в городской спартакиаде младших школьников, 2008 г. – 3-е место в вольном стиле по плаванию на открытом первенстве ДЮСШ р.п. Краснозёрск).

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтения

Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том, что мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене, полагаю, мне удаётся достаточно эффективно формировать навыки осознанного, выразительного правильного чтения; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работ и творческих проектов учащихся.

Таким образом, цель, поставленная в начале моей работы, достигнута.

Критерии формирования познавательной деятельности учащихся.

1-й уровень навык чтения не сформирован;
(ученический)

2-й уровень – навык чтения на стадии формирования;
(алгоритмический)

3-й уровень – сформированы навыки чтения;
(эвристический)

Приложение 1. Итоговая таблица по формированию навыков чтения.

Приложение 2. Диагностическая карта познавательной деятельности учащихся.

Источник

Виды специальных упражнений для улучшения качества чтения у учащихся начальных классов

Содержание

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата
3. Упражнения, развивающие боковое зрение и обрабатывающие прямой взгляд
4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям
5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания
6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух
7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания
8. Упражнения, развивающие логическое мышление
9. Упражнения на развитие навыка осознанного чтения
9.1 Логические упражнения
9.2 Игры по составлению слов
10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения
11. Упражнения на развитие выразительности чтения

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з.
Пусть летит!

2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

4) Читаем цепочку слогов:

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтения

5) Читаем слова с наращиванием:

3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд

1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтения

2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)

Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят её всю целиком.

«Сажаем морковку»

а) На доске или на бумаге изображается ящик с морковкой. По рисунку – вопросы и комментарии.

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтения

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтения

– Если морковка находится в ящике, какая её часть будет видна? (Хвостик)
– Вот именно, на хвостик и будет направлен прямой взгляд. Глядя на первый слог, увидишь все слово на морковке.
Для упражнения могут быть взяты различные слова из читаемого текста, однако при подборе слов следует учитывать, что ребенок в состоянии увидеть боковым зрением не более пяти букв.

б) «Длинная морковка»

– Что делать, если морковка вырастет слишком большая и слово на ней внутри ящика не помещается, так как содержит более пяти букв и выходит за пределы прямого взгляда? Тогда морковка будет выглядеть таким образом:

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтения

– Что в этом случае мы видим, глядя на ящик с морковкой? (Хвостик и кончик, а середина в ящике.) Следовательно, прямой взгляд можно переносит с хвостика на кончик.
В данном упражнении отрабатывается не только боковое зрение, но и умение управлять прямым взглядом, контролировать ту часть слова, которую ребенок видит боковым зрением, умение ориентироваться в слове и избегать ошибок при чтении окончаний. Ведь в момент, когда взгляд направлен на хвостик, боковое зрение улавливает то, что написано на морковке в ящике. Перенося взгляд с хвостика на кончик, ребенок снова видит середину слова, контролируя себя. Перегнув таким образом, взглядом с 1-го слога на последний и увидев при этом середину слова, ребенок, уже не прочитывая, может быстро ее проговорить.

«Робот»

Встречая новое, труднопрочитываемое слово, ребенок не может воспользоваться боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при этом искажая его. Слово печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики – контакты.
У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка.
Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети прочитывают слово целиком, без ошибок.
Для того чтобы добиться умения не только узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, но и ориентироваться прямым взглядом в слове, упражнение усложняется. Учитель с большей скоростью проводит указкой по различным частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно показанный участок.

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:

1) Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтения

2) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.

Скороговорки

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

а) Прочитай скороговорки орфографически.
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием:

«Дом, который построил Джек»

Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве.
В некотором царстве, в некотором государстве.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был.
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец.

5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

«Найди лишнюю букву»

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Найди лишнее слово»

Прочитай. Обоснуй свой выбор.

СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР
ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА

«Фотоглаз»

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов. » Например:

ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

«Да или нет?»

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

«Дополни предложение»

6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух

«Игра в прятки»

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

Чтение со счетом слов

1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

Чтение под звуковой ориентир

На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Если в классе нет магнитофон, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».

7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания

1) Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтения

2) Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло (кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

3) В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтения

4) Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

развивать навык осознанного чтения. Смотреть фото развивать навык осознанного чтения. Смотреть картинку развивать навык осознанного чтения. Картинка про развивать навык осознанного чтения. Фото развивать навык осознанного чтения

«Вкусные слова»

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

халва бублики чай лимонад
вафли виноград вишня мандарин

8. Упражнения, развивающие логическое мышление

Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

1) Выполни математическое действие и прочитай слово:

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

Собака погналась за курицей.
Школьники не смогли поехать на экскурсию.

4) Учимся выражать мысли другими словами.
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

5) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

9. Упражнения на развития навыка осознанного чтения

9.1. Логические упражнения

1) Что общего в этих словах и чем они различаются?

2) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.

3) Какое слово лишнее?

Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.

4) Чем похожи следующие слова?

5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.

7) Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол.
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

9.2. Игры по составлению слов

1) Найди слово в слове.

гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка

2) Закончи предложение.

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр.

Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда,
А целое в музее
Найдется без труда.

4) Найди название животных среди строк.

Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной.

10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения

1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).

2) Повтори, что сказал учитель:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).

4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.

5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

6) Чтение «перевертышей».

11. Упражнения на развитие выразительности чтения

1) Чтение предложений с разной интонацией.

2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

3) Словарь настроений.

В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение).

После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

«Словарь настроений и состояний»

Беспокойное, боевоеПриветливое, радостное
Бодрое, боязливоеПрихотливое, робкое
Бурное. веселоеСветлое, сердитое
ВозбужденноеСерьезное
ВозмущенноеСкорбное
ВолшебноеСмешное
ГероическоеСонное, солнечное
ДобродушноеСочувствующие
ЖуткоеСпокойное
ЗагадочноеТаинственное
ЛикующееТоскливое
ПечальноеШутливое
НасмешливоеХвастливое

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *