развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста
Елена Вассерберг
Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста
Доклад на тему: «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста».
Тема моего выступления «Формирование и развитие коммуникативных навыков у дошкольников старшего возраста». Данную тему я выбрала не случайно. В современном обществе она является актуальной. С проблемой формирования коммуникативных навыков я столкнулась на практике. Многие дети испытывают проблемы в общении. Поэтому я, как воспитатель считаю, что мы вместе можем повлиять на развитие коммуникативных навыков общения у детей. Но получится у нас это только при одном условии, если действовать мы будем сообща не только между собой, но и с родителями.
Ведь мы с вами знаем, что первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном общении, становятся близкие взрослые. Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним,но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. С таким ребенком нам проще. Но, к большому сожалению, бывает и так, что в семье принят агрессивный, неискренний, эмоционально сухой стиль общения. Или же часто можно встретить такую ситуацию, когда родители пытаются заменить непосредственное общение с малышом дорогими игрушками, компьютером. Разговаривают с ребёнком резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Поэтому и ребенок будет вести себя настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить, не умея наладить контакты с окружающими.
В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование коммуникативных навыков — важное условие нормального развития.
Таким образом, одной из важнейших задач воспитателя является, ввести ребёнка в мир человеческих отношений, научить общаться, иначе говоря нам просто необходимо развить коммуникативные навыки у наших детей.
По словам специалистов, можно насчитать около 50 различных коммуникативных умений, конечно же, не всеми ребенок должен обладать в детском саду.
Давайте перечислим основные коммуникативные умения, которыми должен владеть каждый ребенок.
«До свидания», «до встречи», «пока», «удачи», «счастливо», «всего доброго», «доброй ночи». Из необязательных жесты помахать рукой.
Вы замечали наверняка,как малыши кричат в пространство: я не могу найти свой рисууунок! ой, суууп разлился, спаааасибо! Они просто затягивают свою речь или когда у них что то не получается плачут. они просто неумеют просить о помощи. Важно, чтобы ребенок и сам отзывался на обращение, когда к нему обращаются.
Просьба о помощи, поддержке, услуге
Оказание помощи, поддержки, услуги
Если ребенка просят о помощи и он эту помощь в силах оказать, то он может это сделать с комментарием: «Хорошо», «Пожалуйста». Ведь помощь можно не только принимать, но и оказывать. Если ребенок видит рядом с собой человека, который может нуждаться в помощи, то прежде чем кидаться ему помогать,необходимо свою помощь или услугу предложить: «Давайте я вам помогу», «Тебе помочь?»
«Волшебному слову» ребятишек учат чуть ли не с грудничкового возраста, так что с известным «Спасибо!» трудностей обычно не возникает.
Для извинения используются слова, которыми мы признаем свою вину и просим прощения у пострадавшего. «Извини меня, пожалуйста, я больше так не буду!», «Простите!» «Прошу прощения» (сразу скажем: форма «извиняюсь» неграмотна и неверна). Если ребенок может сформулировать, за что он просит прощения («Прости, Лиза, что я сломал твою игрушку»).
Это слова и жесты, которыми можно показать обидчику, что его извинения приняты, вопрос снят, мы больше не держим на него зла и можно продолжать жить мирно. «Хорошо», «Ладно», «Я тебя прощаю, но в следующий раааз…»
Помните, мы говорили о просьбе? Так вот требование отличается от просьбы категоричностью и непреклонностью. В просьбе нам еще могут отказать и мы воспримем это спокойно, а вот требование должно быть выполнено – поэтому для требования подбираются серьезные формулировки – без всяких волшебных слов и улыбок. «Немедленно отдайте!», «Я требую!», «Прекратите сейчас же!»
Казалось бы, а чего тут уметь? Сиди да слушай. Но умение по-настоящему слушать заключается в том, чтобы следить за речью другого – и понимать, слышать речь. Именно этот навык позволяет не перебивать другого, а спокойно ждать, когда он закончит мысль.
Развернутое высказывание
Исходя из вышесказанного могу сказать, что нам просто необходимо, как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу с детьми по формированию у них коммуникативных навыков, данная работа не только обогатит опыт детей, но и смягчит и даже полностью устранить сказанные выше проблемы. Что в свою очередь окажет благоприятное влияние на формирование желаемой модели детского поведения.
Так вот мы в нашей группе поставили перед собой такие задачи, как
• создать атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и любви;
• обучать умению слушать и слышать другого;
• учить гибко, использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
• развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях;
• учить использовать, формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
• воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
• упражнять детей в словообразовании по аналогии.
В своей работе, при развитии коммуникативных навыков,я опираюсь на следующую учебную литературу:
— Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6
— Чеснокова Е. Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9.
— Кулигина Е. А., Кислякова Е. В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5.
— Громова Е. В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5.
— Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва «Просвещение» 1982г.
— Г. А. Широкова «Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста».
При проведении игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, во время режимных моментов было замечено, что способность детей при общении с другими повысилась. Дети стали более доброжелательны друг к другу. Стали активнее общаться со сверстниками и взрослыми.
Спасибо за внимание!
Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованную деятельность Современные условия общества, нестабильность в семейных отношениях, недостаточное общение и внимание со стороны родителей приводят к обострению.
Конспект НОД «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии» Конспект непосредственно образовательной ситуации «Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в хореографии» в рамках хореографического.
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.
Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе сюжетно-ролевой игры Игра — ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. Прежде всего, в игре дети учатся.
Формирование коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста Одну из основных задач, которую на сегодняшний день пытаются решить коррекционные педагоги – это оптимизация коррекционно-развивающей работы.
Проект «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность» Проект В старшей группе «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театральную деятельность». Значимость.
Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством игры Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать.
План по самообразованию «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников» Тема: «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников». Цель: Формирование у детей ценных навыков и способов поведения в отношении.
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
Галина Драевич
Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста
психологического развития ребенка.
А так же одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
У детей наблюдается отсутствие навыка организации игры и потребности играть со сверстниками. Всё больше и больше детей страдают от одиночества и изоляции.
Трудности в общении вызваны недостаточным развитием у ребёнка игровых умений и навыков;
неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.)
отсутствием умения управлять своим
наличием отрицательных мотивов
общения (преобладанием у ребёнка
эгоистических мотивов, стремления
к абсолютному самоутверждению).
это процесс,связанный с :отработкой языковых навыков, речевых умений
форм специально усвоенного поведения
Диалоговые, коммуникативные навыки:
вербальные (умение вести диалог,
умение выслушать другого, участвовать в обсуждении, выполнять словесные
выражать свои мысли)
невербальные (умение использовать при разговоре жесты, мимику)
Особенности коммуникативных способностей
ребёнка старшего дошкольного возраста
Дошкольникчасто общается со взрослым ситуативно:
в одной ситуации – это один ребёнок и одни формы поведения, в другой – тот же ребёнок резко меняется. Он по-другому двигается, по-другому разговаривает.
Несмотря на ситуативность, у ребёнка-дошкольника вырабатывается определённый стиль поведения с разными взрослыми. Общение, постепенно, начинает носить деловой (содержательный) характер.
Социально-коммуникативное
развитие дошкольников происходит через ИГРУ, как ведущую детскую деятельность
Игра – это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребёнка. Игра даёт возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Именно в игре дети учатся общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми
активно вступать в диалог, задавать вопросы,
слушать и понимать речь,
строить общение с учётом ситуации,
легко входить в контакт,
ясно и последовательно выражать свои мысли,
пользоваться формами речевого этикета,
регулировать своё поведение в
соответствии с нормами и правилами.
Во время игры происходит социальное,
эмоциональное и психическое становление
Подвижная игра – как фактор развития диалога
В подвижных играх происходит обогащение словаря, воспитание звуковой культуры речи. Общие интересы, цели, задания способствуют воспитанию положительных взаимоотношений между сверстниками.
Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития.
Театрализованные игры развивают у детей способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.
Сюжетно-ролевые игры помогают :
обучать детей формированию
диалоговой речи как средству коммуникации
формировать культуру общения,
обучать слушать и слышать собеседника,
поддерживать тему разговораучить рассуждать, выражать свои чувства;
формировать социально-нравственные отношения детей друг с другом и взрослыми;
воспитывать интерес к окружающим людям, удовлетворять потребность в общении;
обучать анализировать и оценивать поведение детей, литературных персонажей, сказочных героев.
формировать адекватное поведение в обществе, способствовать наиболее полному развитию личности ребёнка и подготовки его к жизни.
расширять общий кругозор детей
-помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях.
-развивают коммуникативные навыки детей.
Игры коммуникативной направленности
-развивают способности воспринимать и использовать вербальные и невербальные средства общения
-формируют развитие делового сотрудничества и общих игровых интересов,
-обеспечивают психологическое здоровье ребёнка,
-развивают навыки социального поведения, чувства принадлежности к группе, умения быть коммуникабельными, открытыми для новых контактов. Условия для коммуникативных игр
рефлексивный характер игровой деятельности,
коллективный характер на основе добровольного участия, отсутствие соревновательного начала в играх.
Прикреплённые файлы:
Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Введение Театр – искусство прекрасное. Оно облагораживает, воспитывает человека. Тот, кто любит театр по настоящему, всегда уносит из него.
Игры на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста Развиваем умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам «Зайчики и лиса» Дети (зайчики) собираются у одной из стен,.
Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности» Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности При формировании и укреплении дружеских отношений.
Памятка для родителей «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно выражаясь, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают.
Педагогический опыт «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»Обоснование перспективности и актуальности опыта. Его значение.
Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста при помощи математических игр и упражнений План самообразования воспитателя Бичиковой Татьяны Анатольевы Тема: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного.
Развитие исследовательских способностей у детей старшего дошкольного возраста. Консультация для родителей В современной школе уделяется много внимания формированию восприятия и развитию исследовательских способностей. Это предусмотрено содержанием.
Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность Яковлева Надежда Петровна, воспитатель МАДОУ №29 «Сказка» Развитие коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через.
Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе лего-конструирования Развитие математических способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе легоконструирования. Легоконструирование – это интереснейшее.
Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта Яковлевой Н. П. по теме: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального.
Особенности развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте
Тема: Особенности развития коммуникативных навыков в старшем дошкольном возрасте.
Важным направлением развития ребенка дошкольного возраста является его коммуникативное развитие. Результатом коммуникативного развития является коммуникативная компетентность в общении детей со взрослыми и со сверстниками.
Компетентность означает владение (или обладание) человеком соответствующей компетенцией, которая в свою очередь включает в себя его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
По определению С. И. Поздеевой, коммуникативная компетентность – это умение эффективно общаться, взаимосвязь внутренних ресурсов, которые необходимы для достижения эффективного общения в различных коммуникативных ситуациях.
Важным моментом является изучение особенностей и развития общения дошкольников со сверстниками. В период дошкольного детства у детей постепенно начинает переключаться внимание со взрослого на сверстника. Постепенно интерес к общению со сверстниками увеличивается.
М. И. Лисиной было выдвинуто четыре критерия выявления наличия у детей потребности в общении.
Первым критерием наличия у ребенка потребности в общении выступают внимание, интерес к другому человеку. В данном критерии обнаруживается направленность на познание другого, который становится объектом особой активности ребёнка.
Второй критерий, по мнению М. И. Лисиной, это эмоциональное отношение к другому человеку, которое свидетельствует о неравнодушном к нему отношении.
К третьему критерию относятся все инициативные действия, направленные на привлечение внимания партнера к своей личности. Целью таких действий выступает желание вовлечь партнера в совместные действия, проявить себя, а также увидеть свои возможности через реакцию другого человека.
Четвертым критерием выступает чувствительность ребёнка к отношению другого. Здесь обнаруживается готовность принять инициативу другого и ответить на нее. В этом критерии выявляется также способность ребёнка воспринять оценку и отношение к себе партнёра по общению, согласовать (или перестроить) свои действия в соответствии с ними.
По мнению Л. Д. Столяренко, коммуникативные навыки представляют собой способность использовать свои знания, вербальные и невербальные умения для достижения целей, связанных со спецификой выбранной деятельности.
Е. О. Смирнова под коммуникативными навыками понимает осмысленные действия ребенка (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности, а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.
Принято выделять два вида коммуникативных навыков:
— вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы);
— невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса).
Говоря о коммуникативных навыках, имеются ввиду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует пример общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.
Состояние коммуникативных навыков человека включает в себя такие аспекты,как:
— формирование навыков речевого общения, зависимость их формирования от деятельности личности;
— соотношения процесса формирования языковой среды и коммуникативных способностей;
— зависимость реализации языковой способности от степени сформированности коммуникативной, как условия социальной адаптации личности и овладения культурой общения.
К основным коммуникативным навыкам Е. О.Смирнова относит:
— вступать с инициативой в контакт;
— выстраивать благоприятное первое впечатление;
— уметь задавать вопросы и отвечать на них;
— точно и кратко выражать свои мысли;
— стимулировать собеседника к прояснению его позиции, высказываний;
— уметь слышать и слушать партнера;
— осуществлять ответную реакцию, т. е. передать собеседнику, что его услышали и поняли;
— выравнивать эмоциональное напряжение в беседе, в дискуссии;
— считывать и грамотно интерпретировать невербальные сигналы собеседника (взгляд, мимику, жесты, позы);
— управлять собственными экспрессивными сигналами в процессе общения;
— результативно взаимодействовать с другими,осуществляя совместную деятельность:
— владеть моделями общения;
— использовать в процессе взаимодействия разнообразные стили общения;
— понимать специфику речевых жанров и коммуникативных средств достижения цели при взаимодействии.
Развитие коммуникативных навыков у дошкольников – это воспитание способности эффективного общения и успешного взаимодействия с окружением. Оно основано на нескольких особенностях личности дошкольника: желании вступить во взаимодействие, способности слышать и сопереживать собеседнику, разрешать сложные вопросы взаимодействия, владеть правилами эффективного общения.
Необходимо отметить, что зона ближайшего развития коммуникации также динамична, как и развитие в целом. Она представляет собой множество «кругов на воде» от центра по радиусу расширения – от имеющегося навыка через усвоение очередного умения – к закреплению данного умения и превращению его в очередной навык. Затем движение повторяет свою динамику только в отношении следующего умения и, соответственно, закрепления очередного навыка.
Опять же, опираясь на теорию Л. С. Выготского, считается, что основное обучение и ознакомление дошкольников с некоторыми вопросами коммуникации (правилами, понятиями морали и нравственности, упражнениями в диалогической монологической речи) должно происходить в специально организованной деятельности (непосредственно-образовательной, беседах, решении проблемных ситуаций, которая выступает в качестве «зоны ближайшего развития». Закрепление же и отработка навыка – в режимных моментах, повседневном общении, самостоятельной деятельности детей, то есть в «зоне актуального развития».
Исходя из вышеизложенного, становится ясной основная задача педагогов в процессе развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста – выстроить процесс развития коммуникации по основным точкам развития умений, чтобы впоследствии, работая принципу Л. С. Выготского от зоны актуального к зоне ближайшего развития, и превращая умения в навыки, не потерять связь между этими основными точками, а, следовательно, целостности всего процесса.
Все методы должны применяться только на почве игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. Ведь «в игре ребёнок познаёт смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать своё место в ней.
Итак, понимание коммуникации, как смыслового стержня общения, подводит педагогов к осознанию потребности в становлении, формировании и развитии у дошкольников коммуникативных умений и навыков – элементарных единиц довольно сложного процесса. Данная потребность усиливается осознанием того, что старший дошкольный возраст – это не только сенситивный для развития детской коммуникации период, но и своеобразный «мостик» между детским садом и школой, когда перед ребёнком встают новые требования к организации собственного общения.
Коммуникативная компетентность старшего дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией.
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в шести-семилетнем периоде развития ребенка в условиях обучения,называются: диалог, создание сюжетных ситуаций, организация самостоятельной деятельности, игровые ситуации.
Известно, что игра позволяет выявить задатки ребенка и превратить их в способности, развить умения и навыки, поэтому мы подобрали и систематизировали игры по выбранному направлению. Любая из этих игр многофункциональна, но у всех есть общая цель – развитие коммуникативных навыков.
Игры позволяют открыть новые возможности для эффективного формирования коммуникативных умений, так как основываются на таких естественных способностях человека как:
— способность к подражанию от рождения до семи лет;
— потребность в общении;
— природная предрасположенность человека к игре;
— реализация воображаемых ситуаций;
— свобода выбора и свобода действий и др.
Игра, по мнению Д. Б. Эльконина, насыщенная переживаниями деятельность, где интериоризуются правила и нормы поведения, формируется отношение, способы взаимодействия со сверстниками, обеспечивается возможность личностного развития. В игре ребенок получает возможность свободного самовыражения.
Рппс и сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте «Мы играем в детском саду» «Мы играем в детском саду» (РППС: сюжетно-ролевые игры) Анализ психолого – педагогической литературы показывает, что СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ.
Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.
Фотоотчет «Коммуникативные игры в старшем дошкольном возрасте» 13 ноября отмечается Всемирный день доброты, а 16 ноября Международный день толерантности (терпимости) В формировании доброты и толерантности.
Консультация «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» Консультация на тему: «Организация поисково-познавательной деятельности в старшем дошкольном возрасте» (из опыта работы).
Консультация «Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте» Рекомендации для родителей по чтению художественной литературы в старшем дошкольном возрасте. Возвращаясь из детского сада, занимаясь домашними.
Мастер-класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте Здравствуйте, уважаемые коллеги! Представляю вам мастер – класс по рисованию человека в старшем дошкольном возрасте. К сожалению, эта.
Развитие связной речи детей в старшем дошкольном возрасте Процесс развития речи ребенка протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активность.