развитие графомоторных навыков самообразование

Программа самообразования «Методы развития графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

развитие графомоторных навыков самообразование. Смотреть фото развитие графомоторных навыков самообразование. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков самообразование. Картинка про развитие графомоторных навыков самообразование. Фото развитие графомоторных навыков самообразование Дина Макшаева
Программа самообразования «Методы развития графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№80» комбинированного вида

Программа саморазвития

учителя-логопеда Макшаевой Дины Ивановны

На 2019-2020 уч. год

На 2020-2021 уч. год

Тема «Методы развития графомоторных навыков у старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт дошкольного образования. Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечение качественного образования детей дошкольного возраста.

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов и технологий, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Одним из важных направлений коррекционной работы со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, является подготовка к обучению грамоте, профилактика дисграфии и дислексии. Письмо называют базовым навыком, т. е. навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе. Вот почему параметром школьной зрелости является уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и легкость формирования навыка письма. Письмо – это сложный координированный навык, требующей слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации всего тела.

* Изучение и внедрение в коррекционную работу инновационных средств развития графомоторных навыков у детей.

* Развитие зрительно-пространственной координации детей.

* Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

1. Совершенствовать и углубить свои знания в данной области.

2. Провести анализ уровня развития графомоторных навыков детей.

3. Включить в работу упражнения и задания по развитию мелкой моторики, графических навыков нетрадиционными методами и за счет применения этих методов:

* улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;

* улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;

* улучшить общую двигательную активность;

* содействовать нормализации речевой функции;

* развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Формировать интерес и мотивацию детей к работе с прописями.

5. Создать условия для сотрудничества родителей и детей.

Направления самообразования:

профессиональное, профессиональное, методическое.

Источники самообразования:

семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, Интернет-ресурсы, ГМО, методическая литература, журналы.

Форма самообразования: индивидуальная.

Срок реализации программы самообразования: 2020-2021гг.

открытые занятия, выступления из опыта работы на педагогических советах, ГМО, мастер-классы, конкурсы.

Основные этапы работы по теме саморазвития:

Прогностический

Определение целей и задач работы по выбранной теме, разработка системы работы, направленной на решение проблемы, планирование и прогнозирование результатов.

Подбор дидактического материала, разработка конспектов, изготовление наглядных пособий. Внедрение новых разработок в практику.

Дальнейшая педагогическая деятельность. Подведение итогов, оформление результатов работы

Использование полученного опыта в коррекционной работе, его распространение (семинары, мастер-классы, открытые занятия, родительские собрания, конкурсы)

1. Расширить знания по данной теме.

2. Повысить качество обучения детей графомоторным навыкам путем использования инновационной технологии.

3. Пополнить банк методических разработок.

1. Формировать интерес и мотивацию детей к работе в прописях.

2. Закреплять полученные навыки.

3. Развивать память, мышление, внимание, воображение.

Направления саморазвития.

1. Знакомиться с современными тенденциями по формированию графомоторных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи.

2. Пройти курсы повышения квалификации.

3. Посещать семинары разного уровня, ГМО, участвовать в обмене опытом.

4. Проводить открытые занятия для коллег и родителей.

5. Создать методическую копилку по формированию и развитию графомоторных навыков.

1. Совершенствовать свои знания в области педагогики и психологии.

2. Изучать современные технологии и методики взаимодействия с детьми.

Методическое:

1. Совершенствовать знания современного содержания процесса коррекции речи.

2. Знакомиться с новыми коррекционными технологиями, формами, методами и приемами обучения через издания и Интернет-ресурсы.

3. Изучать опыт коллег по данной теме.

4. Принимать активное участие в работе ГМО учителей-логопедов.

Формы представления результатов педагогической деятельности:

1. Проведение открытых мероприятий.

2. Проведение мастер-классов для воспитателей и логопедов.

3. Выпуск буклетов, памяток для родителей.

4. Представление результатов педагогической деятельности на сайте ДОУ, ГМО.

Содержание и формы работы на 2019-2020 уч. год

№п/п Содержание и формы работы. Сроки Отметка о выполнении

1. 1.Изучение литературы: Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2006.

3. Воробьева Л. В. Развивающие игры для дошкольников. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

4. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. –СПб: Дельта, 2001.

5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. –СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. –СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм,движение: Пособие для логопедов и родителей. –СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

8. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

В течение года. Выполнено

2. Изучение темы на образовательных порталах сети «Internet». В течение года. Выполнено

3 Обследование развития мелкой моторики. сентябрь

Предложить родителям тесты «Левша или правша» «Готов ли ваш ребенок к письму». октябрь

4. Подбор дидактического материала. Разработка конспектов. В течение года. Выполнено

5. Консультация для логопедов «Профилактика дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи». Ноябрь. Проведено

6. Семинар – практикум для воспитателей «Подготовка руки ребенка к письму» Декабрь. Проведено

7. Оформить для родителей папку – передвижку «Как научить ребенка правильно держать письменные принадлежности». Январь. Выполнено

8. Консультация – практикум для родителей «Игры для профилактики дисграфии». Февраль. Проведено

Отрытое занятие для родителей и педагогов детского сада.

10. Организация выставки пособий для развития мелкой моторики рук для педагогов детского сада. Апрель. Проведено

Содержание и формы работы на 2020-2021 уч. год

№п/п Содержание и формы работы Сроки Отметка о выполнении

1. В течение года Выполнено

2. Изучение темы на образовательных

порталах сети «INTERNET» В течение года Выполнено

3. Обследование графомоторных

навыков детей подготовительной группы. Проведено

4. Подбор дидактического материала. Разработка конспектов В течение года Выполнено

5. Семинар-практикум для воспитателей и учителей-логопедов «» Ноябрь Проведено

6. Консультация-практикум для родителей «Учимся писать графические диктанты» Декабрь Проведено

7. На сайте детского сада опубликовать консультацию для родителей «Моторная готовность к школе» Январь Выполнено

8. Участвовать в международных дистанционных конкурсах по данной теме В течение года Выполнено

9. На персональном сайте опубликовать конспекты НОД по развитию графомоторных навыков. В течение года Выполнено

10. Итоговая диагностика развития графомоторных навыков. Апрель Проведена

11. Показ открытого занятия для педагогов детского сада и родителей группы Выполнено

развитие графомоторных навыков самообразование. Смотреть фото развитие графомоторных навыков самообразование. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков самообразование. Картинка про развитие графомоторных навыков самообразование. Фото развитие графомоторных навыков самообразованиеИспользование лэпбука в работе по развитию графомоторных навыков Что такое лэпбук (лепбук? Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга). Если переводить дословно, то лэпбук — это книжка на коленях. Технология.

развитие графомоторных навыков самообразование. Смотреть фото развитие графомоторных навыков самообразование. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков самообразование. Картинка про развитие графомоторных навыков самообразование. Фото развитие графомоторных навыков самообразованиеИз опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Источник

План профессионального самообразования по теме «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования»

развитие графомоторных навыков самообразование. Смотреть фото развитие графомоторных навыков самообразование. Смотреть картинку развитие графомоторных навыков самообразование. Картинка про развитие графомоторных навыков самообразование. Фото развитие графомоторных навыков самообразование Смирнова Ирина Васильевна
План профессионального самообразования по теме «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования»

тема: «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

Цель: изучение эффективности систематических занятий с ребёнком рисованием для развития мелкой моторики пальцев рук, подготовки руки дошкольника к письму.

Проанализировать педагогическую литературу по данной теме.

Изучить и подобрать различные методики для развития графомоторных навыков.

Апробировать возможности использования данных методик.

Очень часто приходится слышать от воспитателя: «Интеллект моих дошколят развит хорошо. Разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем мире. Вот только не развита рука. Рисуют, заштриховывают, дорисовывают медленно, неуверенно».Встает вопрос: в достаточной ли мере развита рука ребенка? Можно ли её готовить к школе лучше и основательнее? Письмо ребенка это продукция работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд, и упражнения это не обязательно письмо. Рисование, которым так любят заниматься дошкольники одно из важнейших занятий, которые нам помогают развивать руку ребенка. Развитый мозг ребенка и неразвитая рука шестилетки это вполне закономерное при современном образе жизни явление, которое не должно повергать в панику педагогов и родителей. Слабую руку ребенка можно и необходимо развивать. И в этом нам поможет рисование

Что же такое графомоторные навыки? Графомоторика сложное слово,состоит из двух частей: графо. (от греческого grafo пишу) часть сложных слов,означающая: «относящийся к письму, почерку, начертанию» моторика в данном случае,имеется ввиду тонкая моторика: это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы пальцев рук. Таким образом, развитие графомоторных навыков это развитие мелких мышц пальцев рук для обучения ребенка письму. Эти движения не являются безусловным рефлексом, как ходьба, бег, прыжки, и требуют специального развития.

Развитие детской руки мелких движений пальцев, кистей рук, тренированности мышц, точности и координации движений является основой развития таких важных процессов, как внимание, зрительная и двигательная память, пространственные представления, мышление, необходимых ребёнку в его дальнейшей «взрослой» жизни.

Среди всех видов деятельности ребёнок нередко отдаёт предпочтение рисованию. Его привлекает игра манипуляция с яркими художественными материалами, а также возможность наблюдать продукт своей деятельности, что приближает его к миру взрослых и повышает значительность продуктивной деятельности. Именно через изобразительную деятельность и происходит развитие, т. к. она является одной из форм познания окружающей действительности, способствуя накоплению факторов, сведений об окружающем мире, создаёт основы для формирования представлений и понятий, формирует определённый объём знаний, навыков, познавательный интерес.

Чтобы нарисовать предмет, ребёнок должен рассмотреть его, произвести анализ, разделив мысленно на части, соотнести с имеющимися эталонами по форме, цвету, фактуре, размеру, местоположению.

В процессе восприятия красоты природы, формируются эстетические чувства, происходит развитие эмоций. В процессе рисования совершенствуется зрительно двигательная координация, мелкая моторика, формируется ручная умелость.

Как мы уже говорили ранее, усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом.

В школе детям надо одновременно освоить графические и орфографические навыки. Это требует серьёзных усилий и напряжения. Рисование может значительно развить и подготовить руку к написанию букв и освоению каллиграфии. Рисованиеимеет много общего с письмом: в процессе рисования и письма формируется учебная поза будущего школьника. Он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя.

В ходе освоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (при рисовании, знака (при письме) и его графическим изображением, начертанием, регулирующие усилия руки при нажиме.

Конечно, есть и существенные различия. При рисовании лист бумаги используется свободно, гораздо шире, чем при письме, а написание букв, слов, цифр строго ограничено в пространстве (клетка, строка, линия). Развитие движений руки, повышение её чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко делать ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения полезно упражняться в штриховке.

При этом дети учатся накладывать штрихи, регулируя силу нажима на карандаш.При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.

Полезно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные и вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, ромб, прямоугольник и т. д.). Для дошкольников интересны декоративные рисунки.

Декоративная деятельность развивает глазомер, точность в передаче формы, величины, пространственного расположения элементов, что очень важно в дальнейшем при освоении навыков письма. При рисовании орнаментов дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д., учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота, овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные).

Таким образом, в процессе рисования развиваются такие мысленные операции, как анализ, синтез, сравнение, ассоциативное связывание, систематизация. Мышление от наглядно действенного развивается в наглядно образное. Развитие произвольного воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи, памяти, внимания. Формируются нравственные качества поведения, развиваются навыки трудолюбия.

1.Проанализировать педагогическую литературу на тему: «Развитие графомоторных навыков в педагогическом процессе дошкольного учреждения».

2. Повышение знаний, сбор материала, изучение литературы по данной теме:

• Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.— СПб: изд. дом «Литера», 2006.

• Новотворцева Н. В.Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб. : КАРО, 2005.

• Федосова Н. А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.

• Федосова Н. А.Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч. 1. Псков, 1995

• Иванова Е. В. «Ступеньки» развитие ребёнка. // Ребёнок в детском саду, 2002.- №3.- С. 15-19.

• Выявить уровень развития графомоторных навыков детей старшей группы на начало учебного года

• Познакомить детей с понятием строка (упражнение со счетными палочками).

• Познакомить детей с «клеткой», научить ориентироваться в тетради в крупную клетку.

Предложить детям выполнить следующие задания:

Рисование по трафаретам.

Дорисовка (по принципу симметрии).

Дорисовка геометрических фигур.

Дорисовка не достающих деталей.

Упражнение «Оживи рисунок».

Дорисуй узор по клеткам и др.

4. Предложить детям выложить на листе бумаги в клетку орнамент по образцу счётными палочками.

5. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшей группы через использование разнообразных форм, методов и приемов (в течении всего года).

• Пальчиковая гимнастика, физкульт минутки.

• Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.

• Лепка из пластилина с использованием природного материала.

Конструирование: из бумаги в технике оригами, работы с конструктором Лего.

• Различные виды аппликаций.

Рисование по трафаретам.

Дорисовка.

• Игры с мелкими предметами.

1. Продолжать учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

2. Предложить детям дорисовать узоры («Укрась узором пояс», «Дорисуй узор на платках», «Дорисуй орнамент»).

3. Составление картотеки игр для развития мелкой моторики рук.

4. Изучение интернет-ресурсов по теме.

5. Предложить детям поиграть в игру по клеточкам.

6. Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности (включить в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физкультминутки, в свободную деятельность детей).

7. Составить конспекты занятий по развитию графомоторных навыков.

8. Предложить детям «Оживить рисунок»: обвести ладошку, а потом придумать, во что можно превратить получившийся рисунок.

9. Расширять знания родителей о том, как надо развивать графомоторные навыки у детей.

10. Предоставить родителям педагогическую информацию по данной теме.

11. Продолжать развивать у детей воображение и грфический навык.

12. Сделать консультацию для родителей «Развитие графомоторных навыков через элементы рисования».

13. Индивидуальные беседы с родителями по теме «Что такое мелкая моторика и почему надо ее развивать.

14. Предложить детям обвести по трафаретам различные изображения (например, фрукты и овощи).

1. Знакомство с опытом работы других воспитателей.

2. Продолжать изучать литературу по данной теме.

3. Продолжать развивать у детей графический навык.

4.Знакомство с литературой:

5.Предложить детям выполнить упражнение: обвести по точкам цветными карандашами, затем раскрасить рисунок.

6. Продолжать развивать у детей графомоторные навыки.

7. Продолжить знакомство детей с творчеством А. С. Пушкина («У Лукоморья дуб зелёный…») и с русской народной сказкой «Сивка-Бурка».

8. Включить пальчиковую игру в конспект занятия, развивать связную речь

9. Рисование по клеткам. Предложить детям дорисовать узор по клеткам.

10. Проведение графического диктанта.

11.Проведение открытого занятия в группе: «Приобщение к словесному творчеству».

12. Диагностика. Выявить уровень развития графомоторных навыков у детей на конец учебного года.

13. Предложить детям выполнить те же задания, что и в начале года.

14. Анализ результатов исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Большакова 1. С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. М. :ТЦ Сфера, 2006.

Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.СПб:изд. дом «Литера», 2006.

Новотворцева Н. В.Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. СПб. : КАРО, 2005.

Богатеева 3. Подготовка руки ребенка письму на занятиях рисованием// дошкольное воспитание, 1987. №8. С. 49 53.

Мастрюк Г.Детская рука: развитии навыков письма)// Дошкольное воспитание, 1976. № 11. С. 7778.

Мельникова С. С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки// Начальная школа, 1996. № 8. С. 1213.

Толбанова А. Пальцы помогают говорить// Дошкольное воспитание, 1988. №9. С. 8182 1989. № 10. С. 9495.

Федосова Н. А. Готовим ребенка к письму// Дошкольное воспитание, 1996. №4. С. 8084.

Федосова Н. А.Читаю и пишу: от рисунка к букве. 4.1. Псков, 1995.

Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород, 1995.

Матвеева Н. А. Развиваем пальчики играя. // Дошкольное воспитание, 2005.№3. С. 3538 №5. С. 4043 №6. С. 3841.

Иванова Е. В. «Ступеньки» развития ребенка. // Ребенок в детском саду, 2002.№3. С. 1519.

Алексеева Е. Н. Рука волшебница. Псков, 2005.

Ткачева М. В. Послушный карандаш. Послушный карандаш. М. : Дрофа, 2005.

Нищева Н. В. Тетради №№ 1 2 для средней и старшей логопедических групп детского сада. СПб. : «Детствопресс», 2005.

Новая иллюстрированная энциклопедия. Кн. 5. Ге Да М. : Большая Российская энциклопедия, 2004.

План самообразования «Художественно-эстетическое развитие дошкольников через нетрадиционные техники рисования» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 47 «Энже бортеге» г. Альметьевска».

План профессионального самообразования «Сенсорное воспитание детей 2–3 лет через дидактические игры» План профессионального самообразования воспитателя второй группы раннего возраста Зимарёвой Л. А. Тема: «Сенсорное воспитание детей 2-3.

«Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования». Отчет по теме самообразования Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее.

Отчет по теме самообразования «Развитие нравственных качеств старших дошкольников через художественную литературу» Слайд 2) «Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, ли чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества.

План самообразования «Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные формы изобразительной деятельности» Самообразование по теме: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности».

План самообразования по теме «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста» Тема: «Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста». Актуальность Современная система дошкольного образования в настоящее время.

Проект «Развитие графомоторных навыков у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста» В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к обучению в школе. Школа – это совершенно новая жизнь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *