развитие функциональной грамотности на уроках истории

Задания направленные на развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Задания на развитие функциональной грамотности у учащихся на уроках истории

Задания по формированию читательской и коммуникативной грамотности на уроках истории и обществознания

Задание № 1. Внимательно прочитайте текст, найдите в нем ошибки и исправьте. После выполнения задания, обсудите исправленные ответы в группе(задание дается после изучения с детьми темы урока в 5 классе для закрепления изученного материала при проведении исторического QUIZ а по теме Древняя Греция ).

Самый могущественный из древнейших греческих городов был город – Микены – он был расположен в Северной Греции на скалистом холме. На восточных берегах полуострова Малая Азия находилось Троянское царство. Троянские цари, жадные до чужих богатств, предпринимали далекие походы за добычей. Около 1300 года до н.э. против Микен выступило троянское войско.

Данный тип задания помогает проверить не только усвоение материала учащимися, но и развивает навыки читательской грамотности (смысловое чтение), насколько внимательно был прочитан текст, до конца ли его прочитал ребенок, все ли ошибки были исправлены.

Элемент урока в 5 классе с приемом театрализации по теме Спарта»

Играет негромкая музыка в кабинет входит учитель в костюме богини Афины и с ней 3 ученика в костюмах и масках жителей Спарты.

Учитель: Смотрите путники, кто это перед нами? (выходят 3 ученика переодетых в жителей Спарты).

1-ый ученик: Здравствуйте путники! Я когда – то жил в своём свободном, прекрасном государстве Лаконии, но потом пришли спартанцы и завоевали его, нас же превратили в рабов. Я работаю день и ночь на спартанских землях, почти весь урожай отдаю хозяину. Мы с семьёй живем в постоянном страхе, что в нашу хижину ворвутся спартанские воины и убьют нас.

3-ий ученик: Презренные людишки, чего вы постоянно жалуетесь. Мы спартанцы не знаем, что такое усталость и отступление. Мы горды, что наш город, единственный в Элладе, не имеет стен, ибо стенами его заменяет мужество юношей.

Учитель: Догадались ли вы путники, какие категории населения спартанского населения мы с вами сейчас повстречали? Давайте вновь обратимся к нашему путеводителю и узнаем, какие группы людей проживают в Спартанском государстве? Кто есть кто из наших новых знакомых? (Илоты-рабы, спартанцы-воины, периэки-ремесленники).

В Спарте была строгая дисциплина к чему приучали еще с детства. Приглядевшись, вы можете увидеть, что Спарта напоминает военный лагерь, вдоль улиц тянутся одноэтажные дома, похожие друг на друга, на улицах видны отряды марширующих спартанцев. Обедать дома воинам запрещается. Они вместе ели одни и те же кушанья: похлёбку, овощи, немного сыра изредка мясо или рыбу.

Учитель: Давайте с вами обсудим, чем общественное устройство Спарты отличалось от Афинского? (после обсуждений, учащиеся заносят новую информацию о Спарте в дневник путешественника)

Работа со схемамина уроке истории в 6 классе тема: Начало раздробления Древнерусского государства (урок проводится в игровой форме, учащиеся делятся на группы сословий Древнерусского государства и получают жетоны за верные ответы)

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Работа с раздаточным материалом.

Сначала вели усобицы сыновья Ярослава Мудрого, затем его внуки.Ведя войну между собой, князья не помогали друг другу, а половцы постоянно совершали набеги на Русь.

У вас на столах семейное древо Ярослава Мудрого. Определите, кем Владимир Мономах был Ярославу и чей он был сын. Назовите внука Ярослава.

Работа с картографическим материалом

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках историиДанный тип задания способствует развитию навыка работы с картографическими символами и способностью перевода полученной знаково-символической информацию в устный ответ. Картографические задания достаточно часто встречаются в заданиях ВПР, ОГЭ, ЕГЭ. Также развивает навык ориентирования учащихся на местности по карте, что важно, если они планируют продолжить обучение в другом городе, так как им придется учиться ориентироваться через программы «Яндекс Карта», «2ГИС» и т.п.

Задания по формированию коммуникативной, информационной грамотности на занятии кружка «Юный музеевед» по теме: Археологические раскопки

После введения учащихся в тему занятия, просмотра и обсуждения фильма об археологических раскопках. Учитель рассказывает учащимся о функциях приложения VideoEditor (которое они предварительно установили, оно бесплатное и довольно простое в использовании), затем перед учащимися ставится задача снять мультфильм о проведении археологических раскопок. Дети делятся на небольшие группы по 5-6 человек им выдается «Памятка о создании мультфильма в приложением VideoEditor », дополнительный реквзит (емкости с песком и землей, фигурки людей, машины, альбомные листы, кртон, карандаши, краски и т.д.) и предлагается приступить к съемкам.

Памятка «Создание мультфильма через приложение VideoEditor »

1. Подумайте о чем именно будет ваш мультфильм;

2. Распределите между собой роли (сценарист, декоратор, режиссер, монтажер, актеры озвучки);

3. Придумайте сценарий от начала до конца;

4. Подготовьте декорации;

5. Сделайте необходимое количество фотографий согласно сценарию;

a. чтобы мультфильм получился более качественным, телефон должен быть зафиксирован;

b. фотографий должно быть не менее 80;

c. старайтесь переставлять фигуры героев и техники на небольшие расстояния, чтобы выглядело более реалистично;

6. Далее откройте приложение для монтажа ( VideoEditor );

7. Соберите все фотографии в один клип, нажмите кнопку далее;

8. Войдите во вкладку «Изменить», выберите в меню «Обрезать» и расставьте длину кадров в соответствии со сценарием;

9. При необходимости, вы можете добавить подзаголовок, чтобы дать название своему мультфильму

10. Нажав на вкладку «Эффекты» вы можете выбрать эффекты для перехода между кадрами;

11. Также можно добавить музыку или фоновый звук, нажав на соответствующую вкладку;

12. Теперь приступайте к озвучиванию персонажей мультфильма, выбрав во вкладке «Эффекты» кнопку «Закадровый голос»;

13. По окончанию озвучивания, нажмите на стрелку в верхнем правом углу, для того чтобы сохранить ваш мультфильм в выбранном формате;

14. Поздравляем вас, ваш мультфильм готов к просмотру.

Создание мультфильма обычно проходит в течении 2-3 занятий. Учащиеся выбирают роли, обсуждают готовый сценарий, вносят коррективы, готовят декорации, репетируют роли, разбираются в приложении (при необходимости учтель может помочь, либо скорректировать работу). На втором занятии дети заканчивают подготовительный этап и приступают к съемкам и монтажу. На третьем занятии проходит просмотр отснятых мультфильмов, выявление недочетов, внесение корректировок для дальнейших работ. Затем проходит гоосование и команде снявшей лучший мультфильм, вручается «Оскар», остальным утешительные призы.

Данное занятие направлено на развитие творческих способностей учащихся, коммуникативной, информационной грамотности, общекультурной. Приобретенный опыт, можно использовать для создания учебных видеороликов для проектов и исследовательской деятельности учащихся.

Источник

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания» Учитель истории и обществознания МБОУ «Клюквинская СОШ» Зайцева Е.А Учитель истории и обществознания ОКОУ «Клюквинская школа-интернат» Зубкова Е.И.

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.

Параметры функциональной грамотности : языковая грамотность; компьютерная грамотность; информационная грамотность; правовая грамотность; гражданская грамотность;

Параметры функциональной грамотности финансовая грамотность; экологическая грамотность; способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели: Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем: выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

К какому году относится представленное на карикатуре событие? Кто из государственных деятелей здесь изображен?

Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Общая грамотность: совокупность способностей, знаний, умений и навыков, которые обуславливают познавательную активность человека при осуществлении речевой деятельности.

Примерные темы индивидуальных итоговых проектов Влияние межнациональных отношений на развитие российской государственности. Институты гражданского общества в современной России. Информационное общество и эволюция человеческих потребностей. Конфессии в России. Органы местного самоуправления в моём регионе. История Российского парламентаризма Подростковая преступность. Политические партии в современной России.

Цитаты для эссе по обществознанию: «Образование – лучший страж, чем развернутая армия» (Э. Эверетт). «В пользе безработицы больше всего уверены те, кто не знаком с ними по личному опыту». (Д. Гелбрейт). «Семья- это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». ( В. Сухомлинский). «Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего». (Т.Джефферсон). «Безнаказанность для преступника, как овация для актера». (Э.Севрус)

«Безнаказанность для преступника, как овация для актера». (Э.Севрус) Раскройте смысл высказывания, выделите одну или несколько основных идей, связанных с содержанием обществоведческого курса.

Спасибо за внимание

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Номер материала: ДБ-1346122

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Минпросвещения намерено включить проверку иллюстраций в критерии экспертизы учебников

Время чтения: 1 минута

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Минтруд предложил проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 1 минута

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Описание презентации по отдельным слайдам:

Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 8 Жукова Светлана Георгиевна

«РЕБЕНОК-ЭТО НЕ СОСУД, КОТОРЫЙ НАДО ЗАПОЛНИТЬ, А ФАКЕЛ, КОТОРЫЙ НАДО ЗАЖЕЧЬ». Д. К. УШИНСКИЙ

Читательская грамотность Компьютерная грамотность Картографическая грамотность Финансовая грамотность Правовая грамотность Коммуникативная грамотность Виды функциональной грамотности

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Номер материала: ДБ-1552663

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

«Спутник» объявили словом года в России

Время чтения: 2 минуты

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах

Время чтения: 1 минута

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Прослушивание музыки снижает усталость мозга

Время чтения: 1 минута

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год

Время чтения: 1 минута

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату

Время чтения: 2 минуты

развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть фото развитие функциональной грамотности на уроках истории. Смотреть картинку развитие функциональной грамотности на уроках истории. Картинка про развитие функциональной грамотности на уроках истории. Фото развитие функциональной грамотности на уроках истории

Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Выступление на совещании «формирование функциональной грамотности при изучении истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Формирование функциональной грамотности при изучении истории.

Подготовила учитель истории Бекмачева Г.П.

КГУ «Первый Темиртауский Классический лицей»

Каждый из нас неоднократно задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Используя ли я, наиболее эффективные формы и методы? Поиск ответов потребовал знания требований к компетентностям учащихся. Изучение теоретического материала позволило определить общую характеристику показателей уровней функциональной грамотности и ее развитие на различных этапах работы. История – особая наука. Учащиеся должны помнить изучаемые события, место и время их совершения, участников (т.е. факты, даты, географические названия, имена) и воспроизвести имеющиеся знания, использовать их в новой ситуации. Требования к компетентности лицеистов при изучении истории отражены в следующей таблице. На различных возрастных этапах изменяются критерии развития компетентностей учащихся.

Таблица 1. О бщая характеристика уровней показателей функциональной грамотности учащихся.

Х арактеристика уровневых показателей функциональной грамотности ученика. Этапы

Владение приемами самостоятельной работы. Выделение алгоритма в наборе понятий, терминов. Осмысление терминов, понятий, общеучебных умений и навыков.

Предъявляемое требование осознается частично. Ученик не знает, что ему надо сделать, часто отвлекается. Может выполнять лишь простейшие задания.

Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи.

Самостоятельно формулирует познавательные цели. По собственной инициативе выдвигает гипотезы, учебная деятельность приобретает формулу активного исследования.

Выделение алгоритма поиска необходимой информации

Ученик затрудняется в постановке вопросов к любому заданию. Построение замысла отсутствует.

Задание выполняет по предложенному алгоритму.

Процесс решения поставленной задачи осуществляется практически безошибочно. При этом четко определена исследовательская и исполнительская часть.

Выбор оптимального варианта для решения задачи. Анализ планов деятельности.

Ученик не умеет рассуждать и действовать логично. Выделяет несущественные признаки, что свидетельствует лишь о зачатках анализа.

Ученик не может самостоятельно найти принцип решения задания, ему требуются наводящие вопросы.

Ученик самостоятельно находит решение. Поисково-исследовательская активность у таких учащихся протекает преимущественно в умственном плане.

Умение работать с текстом, схемой, составлять опорный конспект.

Ученик способен выполнять учебные действия лишь по образцу.

У ученика имеет место большая степень самостоятельности. Ученик сам определяет способ выполнения задания.

Ученик способен включиться в нестандартную учебную ситуацию и отыскать средства для ее решения.

О ценка результатов.

Самооценка достигнутых общеучебных умений и навыков, самоанализ.

Ученик не не пытается оценить свои действия самостоятельно.

Свободно и аргументировано оценивает свои возможности в решении новых задач.

Приступая к решению задач, может самостоятельно оценить свои возможности решения, учитывая возможные изменения известных способов.

Показателями, выражающими усвоение истории, выступили:

2. Отдельные знания, полученные на основе самостоятельного поиска и отбора информации.

Школьники овладевшие к концу учебного года 1 уровнем функциональной грамотности придерживались репродуктивных стратегий, рассчитывали на помощь учителя, у них сформировалась совокупность исторических знаний, не связанных между собой, испытывали трудности при осуществлении анализа и синтеза.

Для учащихся, достигших 2 уровня функциональной грамотности свойственно частичное овладение продуктивной стратегией, организовывали свою деятельность с частичным направлением их деятельности учителем.

Учащиеся, овладевшие 3 уровнем функциональной грамотности, умеют самостоятельно конструировать образ истории, способны к самостоятельной работе.

т аблица 2. П оказатели функциональной грамотности по истории

У чащиеся усвоили и научились воспроизводить оценки, полученные в готовом виде. Учащиеся не изменили отношения к историческому опыту, продолжая рассматривать взаимодействие с ним как обязательное условие процесса обучения. У них сформировалась совокупность исторических знаний, не связанных между собой. В осуществлении познавательной деятельности эти лицеисты придерживались репродуктивных стратегий, рассчитывали на помощь учителя, испытывали трудности при осуществлении анализа и синтеза исторической информации.

Учащиеся самостоятельно конструируют отдельные исторические образы (культуру, государство и т.д.) Частичное владение продуктивной стратегией, усвоили способы деятельности, основанные на преобразовании собственного и чужого опыта.

Учащиеся обладают собственным осознанным отношением к истории (положительным, отрицательным, неакцентированным). Аргументированно представляют собственную оценку. Данный уровень характеризуется гибкостью продуктивной познавательной стратегии

Т аблица 3. У ровни формирования функциональной грамотности старшеклассника в образовательной деятельности по истории.

Уровни функциональной грамотности

Итоговые специальные умения по истории

Анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение

Выполнение заданий по алгоритму, пересказ, использование наглядности, описание фактов, объяснение понятий и терминов, изложение материала нескольких параграфов.

Работа с учебником, работа с документом, работа со справочником Мотивация деятельности

Определение индивидуальных и коллективных задач, соблюдение правил ведения тетради, оформления контурных карт

Анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, воображение.

Овладение сравнительной учебной деятельностью, оценка значения явления или события, выявление причин и следствий

Логическое изложение, рецензирование

Определение и корректировка учебных задач, анализ исторических фактов с опорой на теоретические положения. Сравнение однотипных процессов в отечественной и всемирной истории

Отвечать на вопросы, пересказ

Выборочное и комментированное чтение с использованием образца, описательный пересказ, соблюдение грамотного письма, осуществление наблюдения по алгоритму

Логическое осмысление и изложение. Проблемное изложение.

Изложение материала по сквозным проблемам из нескольких тем. Сравнительный анализ первоисточников. Характеристика общественных явлений в развитии, обоснованность суждений, самостоятельность выводов

Анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение, воображение.

Формулировка определения исторических понятий, анализ и обобщение на основе знаний по истории

Логическое изложение, рецензирование

Составление плана-конспекта по нескольким темам, написание докладов

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории при работе с текстом»

Для теста PISA важнейшими составляющими читательской деятельности признаны следующие три:

Ситуации – разнообразные цели чтения и контексты, в которых необходимо ориентироваться с опорой на текст.

Читательские умения – когнитивные стратегии и способы работы с текстом. Текст и читательские умения в тесте PISA представлены на разных уровнях сложности. Для того чтобы создать измерители этих трех составляющих читательской деятельности, необходимо определить их специфические характеристики, которые помогут соотнести тестовые материалы и задания к определенным уровням сложности. С помощью этих же категорий осуществляется анализ результатов работы с текстом. Принятое в исследовании PISA деление текстов и вопросов к ним на отдельные категории не означает строгой разделенности этих категорий. Существуют определенные группы текстов, которые используются на уроках истории:

Ситуации функционирования текстов

1. Личные тексты- дневники, воспоминания, рассказы о событиях, (письма, беллетристика, биографии). В личных ситуациях тексты обслуживают частные интересы человека – и практические, и эмоциональные, и интеллектуальные.

2. Общественные – В общественных ситуациях функционируют тексты, описывающие дела и заботы общественных организаций. Таковы, к примеру, официальные документы, информация об общественных событиях, газетные новости.

3. Деловые – так называемое «чтение для дела». Изучение инструкций.

4. Учебные – Чтение художественных текстов, текст учебника.

Описание – тип текста, информация которого относится к объектам и их пространственным свойствам. Главные вопросы, на которые отвечают описательные тексты: что это, какое оно? Сюда относят диаграммы, иллюстрации, карта, каталог, расписание и т.д.

Повествование – тип текста, информация которого относится к объектам и их временным свойствам. Вопросы, на которые отвечают повествовательные тексты: когда, в какой последовательности? Почему герои повествования в заданных обстоятельствах действовали (чувствовали) именно так – ключевой тип вопросов к повествовательному тексту. Художественные повествовательные тексты представляют собой объективный рассказ о событиях . Отчеты стремятся к объективному взгляду на события, которые могут быть проверены другими наблюдателями. Журналистские новости сообщают о событиях и их участниках так, чтобы дать возможность читателю сформировать собственную точку зрения. Примерами повествовательных текстов могут служить повесть, рассказ, пьеса, юмореска, биография, газетный репортаж.

Толкование – тип текста, который дает законченную характеристику понятия в сложном взаимодействии его элементов. Ключевой тип вопросов к этому типу текстов – как (Х связано с У)? В форме толкования могут быть написаны самые разнообразные тексты- эссе дается толкование понятий с точки зрения автора, определение объясняет связь термина или названия с другими понятиями, объяснение раскрывает эту связь в более развернутой, аналитической форме. Резюме – это синтетическое толкование, призванное выразить содержание текста в сжатом виде. Протокол – это краткое выражение содержания презентации или собрания. Комментарий к тексту – аналитико-синтетическая форма толкования значений текста – как художественного, так и любого другого.

Инструкция (иногда называемая предписанием, приказом) – тип текста, который содержит указания к действию и отвечает на вопрос «что делать?». Правило, устав, законодательный акт – примеры инструкций, требующие определенного поведения, основанного на анонимном авторитете общественного мнения или властных структур. Примерами житейских инструкций служат кулинарные рецепты, диаграммы, описывающие, как оказывать первую помощь, или руководства для пользователей любых приборов.

Переговорный текст направлен на организацию взаимодействия для достижения общей цели. Например, это переписка по поводу встречи – деловой или частной.

Сплошные тексты обычно состоят из предложений, которые соединены в абзацы.

Смешанные тексты соединяют черты сплошных и несплошных текстов. Вербальные и невербальные (например, графические) элементы смешанных текстов дополняют друг друга. Современные авторы все чаще используют смешанную форму презентации своих идей; сегодняшние журналы и веб-страницы по большей части состоят из текстов смешанной формы.

Измерение читательской грамотности.

По трудности задания теста варьируются от самых простых, требующих глубокого, изощренного, многоуровневого понимания. Трудность поиска и извлечения информации из текста определяют следующие факторы6 число единиц информации, которые читателю надо найти, количество «зияний» в тексте, которые читателю надо мысленно восстановить, объем и однозначность единиц информации, между которыми читателю предстоит сделать выбор, объем и сложность текста.

Трудность интеграции и интерпретации сообщений текста определяют следующие факторы: число единиц информации, которые читателю надо связать в единую картину, тип связи между единицами информации, который требуется установить (например, найти сходство, как правило, легче, чем найти различие), наличие конкурирующих единиц информации, между которыми читателю предстоит сделать выбор, характер текста: чем он длиннее, чем более абстрактен, чем меньше читатель знаком с предметом обсуждения, тем труднее соединить сообщения текста в общую картину.

Трудность осмысления и оценки сообщений текста определяют следующие факторы: требуемый тип

Осмысления (например, сравнить два факта легче, чем построить предположение на основе этих фактов), тип внетекстового знания, которое необходимо читателю для понимания текста (например, труднее ответить на вопрос, который требует не общежитейского, а специализированного знания), размер и степень абстрактного текста.

Трудность вопросов к сплошным текстам определяют следующие факторы: размер текста, четкость и прозрачность его структуры, наличие таких формальных характеристик текста, как абзацы, подзаголовки и другие знаки, структурирующие изложение.

Трудность вопросов к несплошным текстам определяют следующие факторы: объем информации в тексте, тип связи между частями текста (например, с простыми списками легче иметь дело, чем со сложноорганизованными реестрами), наличие формальных характеристик связи между частями текста (например, специальное форматирование), место расположения искомой информации (например, в основном тексте ее легче найти, чем в сноске).

Для того чтобы проследить тенденции в развитии читательской грамотности, в тесте PISA из года в год поддерживается общая пропорция открытых и закрытых вопросов в тесте. Открытые вопросы предполагают более или менее развернутые свободные ответы, требующие экспертной оценки. Ответы учащихся на закрытые вопросы не требуют экспертной оценки, они могут быть оценены в автоматизированном режиме. Наиболее классические закрытые вопросы предполагают выбор верного ответа из четырех-пяти вариантов, заданных в готовом виде. Более сложные типы закрытых вопросов предполагают, например, расположить события повествования во временной последовательности (поставить нужные цифры в заданном списке событий). В эту же категорию вопросов, не требующих экспертной оценки, попадают и такие, где читателю приходится самому написать одно-два слова, например, выписать слово из текста (при этом в тексте есть только одно слово, правильно отвечающее на вопрос).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *