рассказать историю жизни жителей часовни

Как жители Бызовой строят часовню и пишут продолжение «Несвятых святых»

«Навряд ли вы найдете в нашей деревне что-то по православной тематике, ведь у нас никогда не было даже храма», – волновалась краевед Ирина Синцова, когда мы первый раз ехали в ее родную деревню Бызовую, расположенную в Печорском районе Коми. Но первая же встреча, первый же герой заставили усомниться в словах Ирины Дмитриевны, ведь уже в начале своей работы в деревне я увидела, что бызовчане хоть и живут без храма, но о Боге не забывают. Начну все по порядку.

Сенсационная находка в окрестностях деревни

Бызовчане хоть и живут без храма, но о Боге не забывают

Если вы думаете, что Бызовая – далекая, затерянная где-то в лесах Коми деревенька, то вы ошибаетесь. Деревня Бызовая Печорского района Коми известна во всем мире! И благодаря тому, что в 1962 году в километре от Бызовой была обнаружена стоянка древнего человека, которая по названию деревни тоже была наименована «Бызовая». Ее открытие стало сенсацией в научном мире. Ведь до этого считалось, что человек начал осваивать субарктические широты Евразии только после окончания ледникового периода – около 10 тысячелетий тому назад. Возраст же стоянки «Бызовая» по последним данным составляет 30–34 тысячи лет. То есть это одна из древнейших стоянок Европейского Севера. Расположена она на речной террасе в крутой излучине реки Печоры. А обнаруженные в большом количестве кости мамонтов не оставляют сомнений в том, что это типичное их кладбище, которое использовалось первобытными людьми для получения как поделочного материала (бивня, кости), так и для пополнения продовольственных запасов.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Из д. Бызовой открывается удивительный вид на р. Печору

В 1997 и 2000 годах в рамках российско-норвежского проекта «Печора», посвященного истории климата и развития человеческого общества в бассейне реки Печоры за последние 40 тысяч лет, проводились международные геолого-археологические экспедиции на стоянке «Бызовая», в состав которых входили ученые и студенты из Сыктывкара и Норвегии. В 2009 году на стоянке «Бызовая» в рамках международного научного проекта, посвященного исследованию ранних этапов человеческого общества на северо-востоке Европы, работала российско-французская экспедиция. Один из результатов этих исследований – публикация в мае 2011 года статьи в журнале «Science» Американской ассоциации развития науки.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Материалы археологических раскопок на стоянке Бызовая. Экспозиция Печорского историко-краеведческого музея

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Находки на стоянке Бызовая: бивни и зубы мамонта, слона и лошади. Экспозиция Печорского историко-краеведческого музея

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Орудия труда и кости мамонта, обнаруженные на стоянке Бызовая. Экспозиция Печорского историко-краеведческого музея

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Палеолитическая стоянка Бызовая

Но не только своими археологическими находками известна сегодня маленькая северная деревня. С 2011 года Бызовая является местом, где проходит гастрономический фестиваль «Черинянь гаж» («Праздник рыбного пирога»), известный далеко за пределами Республики Коми. Мастерицы из разных населенных пунктов Печорского района съезжаются на фестиваль и пекут рыбные пироги по старинному рецепту, которые получают в подарок самые активные участники праздника.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Анатолий Петрович читает нам свои истории

Домашний музей

Широко известен за пределами Коми и домашний музей Анатолия Апанасенко в Бызовой. Анатолий Петрович открыл его в 2006 году вместе со своей супругой Надеждой Васильевной. В этом году после тяжелой и продолжительной болезни завершила свой земной путь Надежда Васильевна.

– Этот музей был ее вотчиной, – с грустью делится Анатолий Петрович. – Надежда Васильевна могла здесь в течение нескольких часов рассказывать гостям о каждом предмете.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Красный угол в доме Анатолия Апанасенко Экспонаты для домашнего музея помогала собирать вся деревня, а помимо этого Анатолий Петрович и Надежда Васильевна сохраняли старинные вещи. Сейчас в музейной экспозиции представлена коллекция утюгов – от угольных до электрических, и для каждого посетителя музея Анатолий Петрович заводит старенький патефон.

Стены музея украшаю портреты родных Анатолия и Надежды Апанасенко.

– Надежда Васильевна нашла родственников до 6–7-го колена даже за Уралом. Мы ездили к ним на встречу, и они тоже гостили у нас. В Ленинградской области супруга отыскала своего родственника, и он тоже приезжал к нам и написал уже две книги по нашей общей родословной, – продолжает рассказывать Анатолий Петрович.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Старенький патефон все еще работает

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Фрагмент домашнего музея Анатолия Апанасенко

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Чум и олениха Шонда

Дело в том, что Мартын Кузьмич водил стада оленей через Уральские горы на запад Ханты-Мансийского автономного округа. Ходил за Урал, в Саранпауль и сначала со своей семьей жил в чуме, а потом выстроил дом в Бызовой.

В память о деде-оленеводе разводит семья Апанасенко и северных оленей. И каждую осень заготавливает для них ягель.

После осмотра музея и подворья мы устроились в уютной гостиной Анатолия Петровича для дальнейшей беседы. Здесь я сразу приметила на рабочем столе открытую книгу «Несвятые святые» митрополита Тихона (Шевкунова).

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни «Несвятые святые» – любимая книга Анатолия Петровича

Сборник «Случайности не случайны» Анатолия Апанасенко

В памяти моей хранится немало историй, связанных с чудесным вмешательством Бога в жизнь моих земляков и спасением их от верной гибели

– Однажды мой товарищ принес мне эту книгу «Несвятые святые», которую приобрел в Псково-Печорском монастыре, где заказывал поминовение моей супруги Надежды Васильевны. Книгу я прочел залпом за несколько вечеров и решил, что буду писать продолжение! – удивляет меня Анатолий Петрович.

– О ком? У вас ведь даже храма в деревне нет! – восклицаю я.

– Дело в том, что в памяти моей хранится немало историй, связанных с чудесным вмешательством Бога в жизнь моих земляков и спасением их от верной гибели. Поэтому сборник этих рассказов я так и назвал – «Случайности не случайны».

– Расскажите! – прошу я.

Бызовские «папанинцы»

Спасение пожилых рыбаков

– А два года назад он также поднялся ночью и вышел на берег полюбоваться Приполярным Уралом. Но вдруг услышал слабое эхо человека, просящего о помощи: «Помогите!» Он сразу определил, что это на противоположной стороне реки в 2 километрах от берега. А он стоял на горе, поэтому эхо хорошо мог слышать. Опять он побежал к хозяину лодки, и вместе они отправились к кому-то на помощь. Заглушили они мотор и послушали, откуда кричат. Подъехали к этому месту и видят, как два деревенских мужичка сидят по пояс в воде и держатся за ветки деревьев. Оказалось, что это тоже наши жители-пенсионеры, которым уже за 60 лет, приехали на рыбалку и стали на один борт ставить сетку, лодка у них перевернулась, и они оказались в воде. И никого не было, кто бы мог им помочь. И как их спасение не связать с Божиим вмешательством?

В деревню нас Бог привел

– А в деревне как мы оказались! Тоже считаю, что нас Бог сюда привел! – словно вспомнив этот факт только что, воскликнул Анатолий Петрович. – Отработал я в Печорском речном пароходстве 20 лет и прошел все суда: сухогрузные, наливные, буксирные. Из них 12 лет трудился капитаном «Ракеты».

Потом ушел в геологию и там еще восемь лет отработал. Когда все разваливаться стало, устроился в строительную организацию. И уже работая здесь, решил, что хочу построить дом в деревне. А мама моей супруги – Анна Мартыновна – как раз родилась здесь, в Бызовой. И вот я пошел к теще и говорю: «Мама, ты бызовская и заслуженная учительница, тебе должны пойти навстречу, давай возьмем участок земли и будем строить дом!» Она написала в печорский сельсовет, и ей выделили землю. Строились мы долго. В то время по 6–8 месяцев зарплату не платили. Да и стройматериалы тогда какие были – доска, фанера, бревно. Это сейчас чего только нет в магазине, но потихоньку дело наше со строительством дома продвигалось. В 1991 году я лес начал пилить, выкорчевывать пеньки на участке, все распланировал, огородился, и к 2003 году уже удалось построить вот это все!

«Я никогда не сочинял рассказов»

– Чудесным событием своей жизни я считаю и то, что вдруг стал сочинять рассказы, чего никогда раньше делал. А тут мне дочь Ирина вдруг говорит: «Папа, пиши! Тебе же есть, что вспомнить».

Дочь вдруг говорит мне: «Папа, пиши! Тебе же есть, что вспомнить»

А я рыбачить и охотиться любил. И вот однажды, когда сидел у костра, взял тетрадку и стал думать, что написать и как. Так появились первые наброски. Но все равно прежде, чем отнести свои опусы в редакцию местной газеты, я показывал их супруге Надежде Васильевне, и она редактировала мои тексты.

А потом внук принес старенький компьютер и со словами: «Вот, дед, печатай!» – отдал мне эту чудо-технику. «Только что я буду печатать? Я в жизни ничего не печатал», – размышлял я, а потом одним пальчиком один рассказ набрал, второй, третий… – улыбается мой собеседник.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Социокультурный центр Бызовой

Но усиленно писательским ремеслом Анатолий Петрович занялся во время болезни супруги. За Надеждой Васильевной необходимо было ухаживать, приходилось ночами не спать, вот и сидел он подолгу за компьютером. И за два месяца написал 30 рассказов, которые стал публиковать на сайте «Проза.ру» под псевдонимом Анатолий Бызовской. Всего же опубликовано уже более 130 его рассказов.

– Если раньше я писал их 3–4 дня, то сейчас мне требуется всего 1–2 часа. Но я стараюсь сразу не выкладывать свои истории в Интернет – пусть день-два полежат, вдруг светлая мысль придет, и я что-то подредактирую в этих рассказах, – объясняет деревенский писатель.

– А не хотели бы вы отдельной книжкой издать свои произведения? – поинтересовалась я.

– Я издал уже две книги. Одна – автобиографическая, о нашей семье, но именно эти рассказы, которые вы услышали сегодня, я хотел бы предложить известному автору книги «Несвятые святые» митрополиту Тихону, – настаивает на своем Анатолий Петрович.

А я прощаюсь со своим героем и иду в социокультурный центр на встречу с другими жителями деревни.

Деревенские активисты

Побеседовать со мной пришли активные жительницы Бызовой: староста деревни Ольга Хохлач, бывшая завклубом Евдокия Филиппова, краевед деревни Ирина Синцова, швея Людмила Головина, старожил деревни Люция Каликова и другие.

Но в их рассказах передо мной предстала уже иная Бызовая – деревня, которая, несмотря на свою известность, не избежала судьбы многих российских деревень.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Летом Бызовая оживает – приезжают дети и внуки

В этих рассказах передо мной предстала уже иная Бызовая – деревня, которая, несмотря на свою известность, не избежала судьбы многих российских деревень

– Молодежь уехала в город, потому что работы для нее в деревне нет. И наша Бызовая превратилась в обычную пенсионерскую деревню, – рассказывает Ольга Хохлач. – Хотя прописано в ней много, но живет до 100 человек. Летом, конечно, деревня оживает – приезжают дачники, внуки. Но Интернета нет, связь очень плохая – где-то есть, а где-то нет. А средоточием жизни деревни является социокультурный центр, открытый в здании бывшей школы. Теперь здесь находятся клуб и фельдшерско-акушерский пункт.

– Чем же вы тут занимаетесь?

– Трудимся на своем подворье, занимаемся сельским хозяйством, ловим рыбу, заготавливаем лесные и луговые дикоросы, – рассказывает Ольга Петровна. – И под руководством заведующей клубом и местной мастерицы Александры Рогачевой рисуем, делаем поделки из теста, глины и в технике декупаж.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Сувениры из глины бызовских мастериц

Бызовчане активно изучают историю родной деревни

Стеллажи с глиняными северными сувенирами, выставки связанных крючком изделий, бумажные цветы местных мастериц, которые никогда не завянут и даже не потеряют своей яркости, можно увидеть в клубе повсюду. А их картины и фото украшают фойе социокультурного центра.

А еще бызовчане активно изучают историю родной деревни, которой увлекла земляков местный краевед Ирина Синцова.

Бызовской летописец

одины!Родины!Рродин– Изучение истории родной деревни началось с того, что я стала собирать материал по своей родословной. Но моя семейная летопись оказалась тесно переплетена с историей Бызовой, которую я тоже стала изучать.

Составление летописи Бызовой Ирина Дмитриевна начала с уточнения списков фронтовиков родной деревни.

– Работала также с Книгами памяти Республики Коми, собирала и систематизировала материалы, полученные от детей и внуков фронтовиков, – рассказывает краевед.

Благодаря поисковой деятельности Ирины Дмитриевны в далеком селе Сомово Орловской области к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне была установлена дополнительная памятная доска с именами земляка Ирины Синцовой, бызовчанина Василия Ефимовича Канева, и его однополчанина Василия Григорьевича Аржаных – бойцов 26-го отдельного истребительно-противотанковой дивизиона 397-й стрелковой дивизии.

За труд в годы войны награды получили даже школьники Бызовой

А дальнейшее изучение истории родной деревни привело к тому, что Ирина Дмитриевна сделала интересные открытия.

– Когда в 1946 году награждались труженики тыла разных городов и сел страны, то только в маленькой деревеньке Бызовой ордена получили 12 тружеников тыла, среди которых оказались и наши деревенские школьники: Гервасий Канев и Галина Шомысова, – рассказывает Ирина Синцова. – Для сравнения: в больших городах и крупных селах таких наград были удостоены всего по 18 человек.

«Наша деревня никогда не была чем-то великим»

– Ирина Дмитриевна, а есть еще в истории деревни что-то особенное? – продолжаю беседовать с краеведом.

– История у нас богатая. В 2023 году Бызовой исполнится уже 125 лет!

Основана она выходцами из села Ижма и окружающих поселений: Мохча, Щельяюра, Сизябска и Пильегоры. Наша деревня никогда не была пьющей, – рассказывает далее Ирина Дмитриевна. – И никогда не была чем-то большим и великим. Она всегда была, есть и будет маленькой деревенькой, в которой живут очень трудолюбивые люди, работающие от зари и до последних петухов.

А в подтверждение своих слов Ирина Синцова приводит следующую статистику:

– Так, сегодня на 60 бызовских дворов здесь есть жители, отмеченные за многолетний и добросовестный труд знаками «отличник народного просвещения», «отличник здравоохранения», «отличник погранслужбы». У нас даже есть свой почетный донор России! Этого высокого звания удостоен Михаил Александрович Головин.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Бригадир Лира Шахтарова

Деревня Бызовая славилась и своими тружениками, выполняющими и перевыполняющими планы по заготовке сельскохозяйственных кормов, выращиванию картофеля, по надоям молока и откорму молодняка фермы «Бызовая».
Был у деревни Бызовой даже свой депутат Верховного Совета Коми АССР, бригадир фермы «Бызовая» Лира Шахтарова. Как рассказывают земляки, благодаря Лире Шахтаровой со временем в Бызовую появилась дорога, и маленькую деревню стали посещать известные личности.

Летчик-космонавт в гостях у бызовчан

Среди почетных гостей Бызовой был даже Герой Советского Союза летчик-космонавт Василий Лазарев!

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Встреча с жителями деревни Бызовая

На встрече с жителями деревни Василий Григорьевич рассказал бызовчанам о развитии космонавтики и космосе, освоение которого должно служить людям всей Земли. Деревенские жители в свою очередь буквально закидали именитого гостя вопросами: их интересовала работа космонавтов, их общественная деятельность, жизнь в Звездном городке, биография гостя.

Вся уникальная история Бызовой была бережно собрана и издана в книге «Живет моя деревня»

Посетил Василий Лазарев и местную ферму. Бригадир Лира Шахтарова рассказала о фермерских трудовых буднях. Космонавт интересовался породностью скота, продуктивностью стада, условиями труда и жизни животноводов.

Вся эта уникальная история маленькой деревни была бережно собрана и издана в одной из книг, посвященной Бызовой, – «Живет моя деревня».

Не менее интересной оказалась и сегодняшняя жизнь маленькой деревни.

Часовня

Так, с удивлением я узнала, что жители деревни уже несколько лет пытаются построить православную часовню – первую за всю историю существования Бызовой!

– В Бызовой ярых поклонников, борцов какой-либо веры не было, – рассказывает Ирина Дмитриевна о духовной жизни деревни. – В метрических книгах Архангельской духовной консистории по Усть-Кожвинскому приходу 2-го Печорского округа, к которому относилась и Бызовая, в записях о рождении детей, как правило, было указано, что вера обоих родителей – православная.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Часовенка, сделанная детьми Но в июле 1943 года в Бызовую приехали три семьи из соседней деревни Красный Яг. Они придерживались старообрядчества. Их даже навещал наставник из деревни Медвежской.

Родственники моей собеседницы, судя по ее рассказам, тоже были старообрядцами.

– Моя бабушка из Головиных приехала с семьей в Бызовую в июле 1943 года. За занавеской, за печкой, на узенькой треугольной полочке у бабушки стояли старинные квадратные иконки и складень. Бабушку в молитве никогда не видела.

А из архивных документов на своего прадеда, Федора Евстафьевича Головина, я узнала, что он «придерживается раскола».

На встрече со мной другие жители Бызовой уже даже не могли с точностью сказать, какой веры придерживались их предки, но сами они были крещены в Православие.

Только вот ближайший храм находится в городе, куда надо добираться либо на такси, либо на автобусе. «А нам бы в своей деревне помолиться за наших родных!» – в один голос заявили женщины. – Часовня нам очень нужна!»

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Бревна для часовни

Инициатором строительства часовни в Бызовой является Ирина Шахова, дочь Анатолия Апанасенко.

– Идея возвести часовню очень интересно родилась, – рассказывает Ирина Анатольевна. – Мы с семьей готовились к муниципальному конкурсу «Мастер – золотые руки» и делали макет своего подворья: дом, банька, качели, олени, кролики и так далее. И мои дети (дочери тогда было 4 года, сыну – 8) тоже решили сделать свой вариант подворья, но за забором у них появилась почему-то и часовенка. А на мой вопрос: «Почему? Ведь у нас в деревне нет часовни», – они хором ответили: «Будет!». Дальше по роду своей деятельности я познакомилась с батюшкой из города Печоры отцом Богданом. Он сумел организовать временные службы в клубе Бызовой. Потом священника перевели в другой город. На его место пришел отец Климент (Лямин), и он помог нам приобрести бревна для сруба, которые мы и доставили в деревню.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Макет подворья с часовенкой

На мои слова: «Ведь у нас в деревне нет часовни», – дети хором ответили: «Будет!»

Они так и лежат в сарае одного из пустующих ныне домов в Бызовой уже пять лет.

– Ирина Анатольевна, а в честь кого вы хотели возвести в деревне часовню? – интересуюсь напоследок.

– В нашей семье хранится икона великомученика и целителя Пантелеимона и из поколения в поколение передается связанный с этим образом рассказ о чудесном исцелении нашего родственника, – рассказывает далее Ирина Анатольевна.

Так я выяснила, что бабушка моей собеседницы верила в Бога, и у нее даже был свой уголок, в котором стояла икона великомученика Пантелеимона. Но ранее образ принадлежал ее родной сестре, муж которой, напротив, был богоборцем – ломал иконы, не разрешал ей молиться, а она ему все время говорила: «Ты не молись, я молюсь за всех». И вот однажды он на сенокосе попал себе косой в пах. И семь месяцев у него не заживала рана. И он, видимо, уже так устал, что подошел к этой иконе и сказал: «Ну, вот ты – целитель, так исцели меня! И если ты меня исцелишь, я сделаю тебе рамку, да еще и со стеклом». А в то время было трудно найти стекло. И через две недели его рана зажила. И он сделал киот для иконы и после этого случая с уважением стал относиться к иконам.

рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть фото рассказать историю жизни жителей часовни. Смотреть картинку рассказать историю жизни жителей часовни. Картинка про рассказать историю жизни жителей часовни. Фото рассказать историю жизни жителей часовни Семейная реликвия Апанасенко-Шаховых – икона великомученика и целителя Пантелеимона

Икона целителя Пантелеимона до сих пор хранится в семье Анатолия Апанасенко в красном углу вместе с другими образами.

Местные жители идею строительства часовни во имя великомученика и целителя Пантелеимона поддержали. А в один из моих приездов в Бызовую даже показали место ее возведения – рядом с деревенским кладбищем.

Наталья Прокофьева
Фото: автора, из фондов Печорского историко-краеведческого музея
и архива Ирины Синцовой

Уважаемые читатели портала «Православие.Ru»!

Помочь жителям Бызовой достроить православную часовню – первую в истории деревни – можно, перечислив деньги на карту Сбербанка: 2202 2032 8316 8559, зарегистрированную на имя Ольги Петровны Хохлач. Карта привязана к номеру телефона: +7 (912) 137-69-76. В сообщении укажите, пожалуйста: «На строительство часовни».

Да хранит вас Господь!

[1] Чум – традиционное жилище конической формы. Состоит из рамы, которая составляется из жердей и в зависимости от обычаев или сезона покрывается корой (например, берестой или корой лиственницы), ровдугой, оленьими шкурами или войлоком. Жилища такой формы распространены по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана у финно-угорских, кетско-енисейских, тюркских и монгольских народов.

Источник

Анализ рассказа И. А. Бунина Часовня (Из цикла Темные аллеи)

Анализ рассказа «Часовня» (Бунин И. А.)

Анализируемый мной рассказ И.А. Бунина «Часовня» входит в цикл «Тёмные аллеи» и является в нём самым коротким, но от этого не менее значимым, он несёт в себе довольно глубокий философский смысл.

Само название данного произведения достаточно символично и обладает определённой семантикой: часовня представляется нам тихим, уютным местом, где можно побыть наедине со своими мыслями, обратиться к Богу, помолиться.

Но по мере прочтения рассказа перед нами предстаёт совершенно противоположный образ: полуразрушенное кирпичное здание с зияющим окном, из которого «ничего не видно, оттуда только холодно дует». И вообще, она являет собой скорее усыпальницу, где «в железных ящиках лежат какие-то дедушки и бабушки и еще какой-то дядя, который сам себя застрелил», а не тихую молельню.

Нарратором в рассказе выступает сам автор, однако пространственно-временная организация текста указывает на то, что он повествует о событиях в ретроспективе, интерпретируя их детским взглядом. В отличие от взрослых, дети воспринимают всё через образы, и этот прием помогает Бунину передать контрасты окружающего мира наиболее ярко.

Заглядывая «в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли», они ощущают, приближение к чему-то новому, потустороннему: «Везде светло и жарко, а там темно и холодно…». «Всё это очень интересно и удивительно», прикасаясь к «смерти», дети познают жизнь.

Молодость и старость – тоже противоположны, но в контексте данного произведения мы понимаем, что их объединяет тот факт, что жизнь может прекратиться и в молодом и в старом возрасте. Помимо гробов со стариками, в часовне лежит молодой человек, который «был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя». Автор простыми, наивными детскими словами передаёт всю трагедию данного обстоятельства. Хотя любовь являет собой прекрасное удивительное глубокое чувство, она может стать причиной большой человеческой драмы.

Таким образом, становится понятно, что основным приёмом данного произведения является антитеза, а именно противопоставление композиционных образов, создающее эффект резкого контраста. Конфронтируют настоящее и прошлое, молодость и старость, свет и тьма, тепло и холод, жизнь и смерть… А символической границей между противоположными мирами является «разрушающаяся кирпичная часовня», а точнее давно разбитое окно этой самой часовни, которое является художественной выделительной деталью в миниатюре Бунина.

Финальная фраза рассказа: «И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна» подтверждает, что вся наша жизнь построена на контрастах, таков закон бытия.

В начале урока учащиеся получают текст новеллы.

Вступительное слово учителя.

Рассказ об обстоятельствах работы И.А. Бунина над циклом «Тёмные аллеи». Затем учитель читает рассказ-миниатюру.

Прослушав рассказ, учащиеся говорят о том, какое настроение у них вызвало это произведение — грустное, элегическое, минорное. Они обратили внимание на то, что миниатюра напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: это эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность.

Какие ассоциации вызывает у нас слово «часовня”? Покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира — момент истины для человека.

Обращаемся к анализу композиции. Нетрудно заметить, что в её основе — антитеза: противо­поставляются холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, дети и взрослые… Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг — буйный рост трав и в то же время — часовня «разрушающаяся”. Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами. Обобщая всё сказанное, выделяем доминирующую антитезу: жизнь — смерть

. Окружающая природа борется с разрушением, но время всесильно и непобедимо. «Река времён” уничтожает, кажется, всё, что встаёт на её пути. Но властна ли она над человеческой памятью, любовью?

Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда «холодно дует”. Детское повествование заканчивается репликой: «…всегда стреляют себя…”.

Если обратиться к анализу художественного времени, то можно заметить, что это два разных мира: лето, день, солнце (настоящее время) и ночь, холод, тьма (прошлое). Как видим, в основе миниатюры опять антитеза. Но противопоставляются и ещё две «формы” времени: «всегда” (знаменательно, что это слово обрамляет произведение) и «давно”, «молодой” и «старые” (последний эпитет относится и к разрушающейся, заброшенной усадьбе). Приходим к выводу, что в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей. Кроме этого, все глаголы рассказа — в форме настоящего времени. Создаётся удивительное ощущение, что эту историю рассказывает немолодой человек, вспоминающий своё детство. Но как гармонично переплетаются воспоминания и как будто сегодняшние переживания!

Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного — к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.

В начале урока даю задание двум ученикам выписать слова — приметы художественного пространства. Ребята приходят к выводу, что и здесь господствует противопоставление. Поле, сад, усадьба, «синее море неба” — здесь. Здесь

— солнце, цветы, жара.
Там
— темно и холодно, там «железные ящики”. Границей между двумя мирами является характерный для художественного мира Бунина образ окна. Кроме того, в миниатюре происходит равномерное чередование тьмы и света, холода и солнца, «своего” и «чужого” мира, прошлого и настоящего, жизни и смерти. Таким образом, всё в жизни, природе взаимосвязано и находится в гармонии, равновесии. И последнее предложение служит тому подтверждением (записываем его): «И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна”. Оно всё построено на противопоставлениях:
жарче–холоднее, солнце–тьма, печёт–дует, чем–тем
. И если соединить эти слова друг с другом, то «проявятся” весы, качели, символизирующие равновесие, гармонию жизни.

Так гениально соединяются в рассказе француз­ская старость и русское детство — два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде — мгновение и вечность.

Приходим к выводу, что построенное на противопоставлениях произведение говорит о вечности незыблемых законов жизни, о естественном поступательном ходе времени, о памяти и забвении.

После комментария эпиграфов к уроку учащиеся получают на дом задание

: письменно ответить на вопрос: «В чём смысл названия рассказа Бунина «Часовня»?”

Часовня

— Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя…

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.

Разделы: Литература

выявление особенностей понимания любви Буниным, авторской позиции, художественной манеры писателя; активизация исследовательской деятельности обучающихся, развитие навыков творческого чтения, углубляющего понимание и переживание событий рассказа.

Оборудование: ПК, м/м проектор, интерактивная доска.

Запись на доске: “Душевный строй истинного поэта выражается во всем вплоть до знаков препинания”. А.А.Блок

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя: Сегодня на уроке мы будем делать целостный анализ текста художественного произведения. Это рассказ И.А. Бунина из его знаменитого цикла “Темные аллеи”. Все рассказы этого цикла посвящены одной теме – они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в “Темных аллеях” Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою “философию любви”. В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла.

“Темные аллеи” любви – это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать, но которые во многом определяют его жизнь.

Рассказ датирован 2 июлем 1944 года, он один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь — не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.

3. Чтение рассказа (читает подготовленный ученик, у каждого ученика текст на парте)

4. Анализ рассказа по вопросам:

Определите художественное время и художественное пространство рассказа.

пространствовремя
РоссияЛето
Старая усадьбаИюль (цветущая рожь)
Кладбище

Воссоздадим картину, нарисованную Буниным.

На доске лист ватмана разделенный на две половины голубую и зеленую. Приклеиваем на ватман заранее заготовленные макеты (часовня, облака, солнце, цветы, кресты, дети, окно часовни).

Место действия заброшенное кладбище. Почему кладбище заброшено?

Кладбище семейное, скорее всего принадлежало господам из усадьбы: или все умерли, или уехали за границу)

Вместе со словом “заброшенное” в рассказ входит тема забвения. Все замерло. Как в кинофильме – стопкадр. Как с помощью синтаксических средств автор показывает, что время остановилось? Рассмотрим первое предложение текста. Охарактеризуйте его.

В предложении четыре подлежащих (день, поле, кладбище, часовня), предложение односоставное, назывное.

Почему нет сказуемого?

Нет движения, время остановилось.

Через чье восприятие дает автор изображение?

Через детское восприятие, на кладбище пришли дети.

Данный рассказ – это рассказ–воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства. Как вы думаете, почему?

Интересно, что Бунину важно передать именно “детское” восприятие всего описываемого. Может быть, это объясняется тем, что дети острее и тоньше чувствуют. Детский взгляд не затуманенный, естественный. Дети чувствуют острее и тоньше, их ум и душа еще не так слепы, как у взрослых. У взрослых – неестественный, стереотипный взгляд на жизнь, они не видят остроту бытия.

Что же открывается взору детей? Чтобы ответить на данный вопрос нужно внимательно перечитать текст и разделить его на две части, ведь дети видят две картины.

здесьтам
Солнце, поле, за садом старой усадьбы заброшенное кладбищеНочь, тьма
У нас
цветы, трава, шмели, бабочки
Там ничего не видно, оттуда только холодно дует
Светло и жаркоТам темно и холодно

Какой художественный прием использует автор?

Что такое антитеза?

Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны — заброшенное кладбище, тьма, неизвестность, тайна.

Продолжим заполнение таблицы.

Мы можем играть, бегатьОни всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках
Дети (живые) ЯВЬМертвые НАВЬ
Именно эти слова создают антонимичную картину.

Что находится между двумя этими мирами?

Часовня, а точнее разбитое окно на уровне земли, которое делит пространство детей на “свое” и “чужое”, которое всегда таит в себе какую-то опасность. Окно — граница между двумя мирами.

А у окна кладбище – тоже граница, соединяющая настоящее и прошлое.

Когда приходили враги, люди прежде всего охраняли кладбище, ведь это память о семье, предках, ведь кладбище — это история целого рода.

В.Катаев, известный советский писатель, говорил: “Кто я? Песчинка на лице Вселенной”. И, действительно, человек – лишь маленькая песчинка в огромном скоплении людей, населяющих Вселенную.

Как дети оценивают увиденное в окне?

Что говорит о том, что детям интересно?

Они смотрят ЗОРКИМИ глазами, т.е. всматриваются.

1) хорошо видящий дальние и мелкие предметы;

2) пристальный, проницательный.

Какое из двух значений соответствует слову из данного текста? (2)

Что привлекает детей? Почему им жутко, весело, интересно и удивительно одновременно?

Что же дети открывают для себя там, в неизведанном мире за окном, в глубине часовни?

Приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, ее основу – любовь. Автор подчеркивает, что среди гробов с “бабушками и дедушками” был гроб с молодым дядей, “который сам себя застрелил”.

Почему он это сделал?

Один из детей объясняет, что этот человек был очень влюблен, а “когда очень влюблен, всегда стреляют себя…”. Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. За этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.

Ими можно объяснить и Бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях.

Часовня — молитвенный дом, храмик без алтаря, где можно читать молитвы.

5. Домашнее задание: Напишите сочинение – рассуждение по высказыванию Д.Гранина: “Час земной сверяй со смертным часом”

Анализ рассказа Бунина “Часовня” (Из цикла “Темные аллеи”)”

Рассказ И. А. Бунина “Часовня” входит в знаменитый цикл “Темные аллеи”. Все рассказы этого цикла посвящены одной теме – они описывают различные проявления любви между мужчиной и женщиной. Именно в “Темных аллеях” Бунин выразил свое отношение к этому чувству, изложил свою “философию любви”. В какой-то мере бунинский взгляд отражает уже название цикла. “Темные аллеи” любви – это то, что глубоко спрятано внутри каждого человека, это его инстинкты и желания, его эмоции, которые он подчас не понимает и не может контролировать,

Рассказ “Часовня”, датированный 2 июлем 1944 года, один из самых коротких в цикле. Но, в то же время, и один из самых философских, глубоких, на мой взгляд. Всего несколько строк, а сколько за ним стоит авторских размышлений, раздумий зрелого уже человека… Мысли писателя здесь – не только и не столько о любви, сколько о сути человеческого бытия, о смысле жизни, о законах мироздания.

“Часовня” – это рассказ-воспоминание. Несмотря на то, что повествование ведется в настоящем времени, мы понимаем, что рассказчик вспоминает случай из своего детства.

Взору детей в рассказе открывается странный, но очень яркий контраст. С одной стороны, они видят торжество жизни. Рассказчику вспоминается солнечный летний день, насыщенный светом, красками, теплом и светом. С другой стороны, детей интересует нечто другое – их притягивает заброшенное кладбище и окна полуразвалившейся часовни.

С самых первых строк произведения Бунин показывает, что жизнь – это соединение контрастов, противоположностей, компромисс между светом и тьмой, добром и злом. И нельзя однозначно сказать, где заканчивается одно и начинается другое.

Так, все кладбище заросло цветами и травами: “бугры в высоких цветах и травах”. На этом фоне торжества жизни еще более одинокой выглядит полуразвалившаяся часовня. Детей, как магнит, притягивает именно она, а вернее то, что находится внутри, за узким разбитым окном. Рассказчик говорит, что ему и его друзьям, ничего не видно, они лишь чувствуют холодное дуновение – прикосновение другого мира. Дети еще не могут рационально объяснить свое любопытство, но на уровне чувств они понимают, что прикасаются к чему-то очень важному, потустороннему, скрытому – к какой-то великой тайне: “Везде светло и жарко, а там темно и холодно…”

Их благоговейный интерес усиливает тот факт, что внутри часовни находятся тела давно умерших людей. Возможно, в этот момент дети впервые прикоснулись к одному из важнейших вопросов человечества – вопросу смерти. Конечно, они еще не понимают всей его глубины и трагичности, но что-то заставляет их и дальше всматриваться вглубь часовни, где “лежат холодные ящики” с телами.

И опять мы сталкиваемся с контрастом – приближаясь к смерти, дети учатся познавать жизнь, саму ее основу – любовь: “…у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте…”

Смотрите так же: Чем часовня отличается от церкви

Автор подчеркивает, что среди гробов с “бабушками и дедушками” был гроб с молодым дядей, “который сам себя застрелил”. Почему он это сделал? Рассказчик передает краткий диалог, который произошел, судя по всему, между детьми. Один из них объясняет, что этот человек был очень влюблен, а “когда очень влюблен, всегда стреляют себя…” Всего несколько слов, по-детски наивных и простых, и больше никаких объяснений и комментариев. Но больше ничего и не нужно – за этими словами кроется огромная жизнь души, глубокая человеческая трагедия, очень сильное и яркое чувство.

Этими словами, в сущности, можно объяснить и бунинское понимание любви. Это чувство, считает писатель, всегда связано с трагедией, с темным и бессознательным, оно построено на контрастах, также, как и сама жизнь. Контраст, сочетание несочетаемого – вот универсальный закон человеческого бытия в целом и во всех его частностях, говорит нам Бунин-философ и писатель. Это подтверждают и финальные строки произведения: “И чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна”.

Название рассказа – “Часовня” – конечно, неслучайно. Эта полуразвалившаяся постройка стоит как бы на грани двух миров, жизни и смерти, света и тьмы. Часовня призвана напоминать о вечном, о высоком, о тайном – о самом главном в жизни. Об этом нам говорит и автор, призывая читателя остановиться, задуматься, поразмышлять…

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *