рабство в китае история
Рабовладение в Древнем Китае
Развитие рабовладения
Если в сельском хозяйстве в V—III вв. по-прежнему ведущую роль играл труд свободных земледельцев-общинников, то в целом в хозяйственной жизни древнекитайских царств в этот период увеличивается роль рабского труда. Источники дают сведения о существовании в это время различных форм рабства и значительном распространении рабовладельческих отношений.
Для обозначения рабов употреблялось множество терминов: ну, бэй, тун, ши, фу, цзе, пу, ли и др. В зависимости от источника рабства, пола и возраста, принадлежности частным лицам или государству изменялось и наименование рабов.
Наиболее употребительными терминами рабства были ну, бэй и тун. Термин ну означал раба-мужчину, бэй—рабыню, ну-бэй—рабов вообще. Термин тун по большей части применялся по отношению к молодым рабам, принадлежавшим частным лицам и обычно занятым в хозяйстве, ремесле и т. п. Нередко рабовладельцы владели сотнями тун. Уже самое их число показывает, что они не могли быть только домашней прислугой. Такие термины, как ши, фу, цзе, обычно обозначали домашних слуг. Часто термины рабства употреблялись в сочетании друг с другом: например, ну-бэй, фу-бэй, тун-ну, пу-ну и т. п. Во многих случаях им предшествовали такие определения, как гуань — государственный, сы — частный, гун — дворцовый, цзя — принадлежащий частному хозяйству, семье.
Существовали две основные категории рабов: рабы частные и рабы государственные, причём для данного периода характерно развитие частного рабовладения.
Основным источником рабства по-прежнему было порабощение военнопленных. Войны с кочевыми и полукочевыми племенами и непрерывные войны между царствами давали большой приток рабов. «Когда связывают захваченных пленных, их делят как награду и пожалования», —сообщает «Гуань-цзы» На соседние племена древнекитайские царства смотрели как на потенциальных рабов. На это, в частности, может указывать тот факт, что появившихся в это время на северной периферии Китая гуннов китайцы называли «злыми рабами» — сюн-ну.
Важным источником государственного рабства было осуждение за преступления. В целях классового угнетения потомственная, родовая по своему происхождению аристократия, заинтересованная в сохранении в классовом обществе пережитков первобытнообщинного строя, стремилась закрепить старые обычаи и нормы. Нарушение древних традиций и законов каралось обращением в государственных рабов и преступника и членов его семьи. Теперь в связи с усилившимся разложением общины и укреплением права частной собственности появились новые, более суровые законы, направленные против бедных, воров и «разбойников». В рабство стали обращать неимущих бедняков, бездомных и бродяг. По свидетельству Сыма Цяня, в середине IV в. до н. э. в царстве Цинь «все неудачники и те, кто беден изза лени, были отданы в рабство вместе с жёнами и детьми». В зависимости от серьёзности проступка порабощение осуждённых могло быть временным, пожизненным и наследственным.
Порабощение преступников получило очень широкое распространение. Древний словарь «Шо вэнь», составленный в 121 г. до н. э., сообщает, что все мужчины, подвергшиеся уголовному наказанию, назывались ну, а женщины—бэй. Осуждение в рабство за нарушение законов на всём протяжении древней истории Китая являлось одним из основных источников государственного рабства. Поэтому чрезвычайно распространённый в источниках термин ту («осуждённый» или «преступник») часто употреблялся для обозначения рабов. Именно так его толкует один из ранних комментаторов «Исторических записок» Сыма Цяня, отмечающий, что «общим наименованием для мужчин и женщин ту являлся (термин) ну». Характерно, что термин ту часто употребляется в неразрывной связи с другими терминами рабства, например: ту-ну, ту-ну-бэй, ту-ли. Разумеется, не всегда осуждение вело к порабощению преступника, так как существовали и другие виды наказаний, и соответственно не во всех случаях и термин ту можно отождествлять с терминами рабства. Так называли всех, кто подвергся уголовному наказанию. Однако, поскольку порабощение, причём не только преступников, но и членов их семей в трёх поколениях, было очень распространённым видом наказания, термин ту, как утверждает ряд исследователей, в большинстве случаев означал государственных рабов.
Большие партии ту использовались государством на строительных, транспортных и ирригационных работах, а также в рудниках и государственных мастерских. Подобно другим рабам заклеймённые, с бритыми головами, закованные в железные ошейники, они были одеты в красные рубища — символ позорного наказания. Поэтому иногда источники называют их «одетыми в красное».
С разложением общины и разорением общинников развивалось долговое рабство, которое с этого времени становится одним из основных источников частного рабовладения. Акт продажи свободного в рабство, как и вообще акт покупки раба, оформлялся составлением покупного контракта, так называемого даньшу, который хранился у рабовладельца. Освобождение раба могло быть осуществлено только путём уничтожения даньшу.
Значительные размеры приобрела в этот период работорговля и, в частности, торговля рабами-некитайцами. Известно, например, что работорговцы областей Шу и Ба добывали рабов на территории современной провинции Юньнань и продавали их местным рабовладельцам. Рабов свободно продавали и покупали, дарили и отдавали за долги.
Рост частного рабовладения. Использование рабского труда
Труд рабов использовался на промыслах, в ремесле, на строительных работах, в скотоводстве. Появились крупные частные рабовладельческие хозяйства. Отдельные рабовладельцы имели по несколько сотен и даже тысяч рабов.
Например, 10 тысяч рабов (тун) имел известный торговец и землевладелец Люй Бу-вэй. Несколько тысяч рабов (тун) было у крупного землевладельца Мяо Ду. Источники сообщают о собственниках железорудных и соляных промыслов, использующих в своих предприятиях труд сотен рабов. По свидетельству Сыма Цяня, в царстве Ци, где рабовладение было менее развито, чем в других царствах древнего Китая, некий Дяо Цзянь приобрёл огромное состояние, используя труд рабов, в том числе и рабов-военнопленных (ну-лу), на рыбной ловле, в соляном промысле и при перевозке грузов. Труд рабов находил известное применение и в сельскохозяйственном производстве. Однако в связи со спецификой имеющихся в нашем распоряжении источников и сложностью анализа терминов, обозначающих непосредственных производителей материальных благ, вопрос о том, в какой мере труд рабов как в этот, так и в предшествующий период древней истории Китая использовался в земледелии, остаётся пока не решённым.
Показательно, что в источниках, относящихся к рассматриваемому периоду, рабы в целом ряде случаев выступают как главный вид собственности и основной критерий богатства. Так, приводя биографию Чжо-ши — крупнейшего собственника железоделательных мастерских из Линьцюна, жившего в III в. до н. э., Сыма Цянь отмечает, что его богатство «достигло 1000 рабов (тун)». В другом месте Сыма Цянь приводит следующие данные о богатых людях, проживавших в том же Линьцюне спустя несколько десятилетий: «В Линьцюне было много богачей, Чжо Ван-сунь имел 800 рабов (тун), Чэн Чжэн — несколько сотен».
Цитируется по изд.: Всемирная история. Том II. М., 1956, с. 462-463.
Рабство в Китае
Вы будете перенаправлены на Автор24
Формы рабства в Древнем Китае
Рабство в Китае особенно процветала в 4-3 веках до нашей эры. Несмотря на то, что в сельском хозяйстве были заняты свободные земледельцы-общинники, все они нуждались в дополнительной рабочей силе, так как территории пашен увеличивались. Именно по этой причине в хозяйственной жизни древнекитайского народа появилась острая нужда в том, чтобы использовать рабский труд. Согласно источникам, в Китае существовали различные формы рабства, а также распространялись разноуровневые рабовладельческие отношения.
Для того, чтобы обозначить рабов, в Китае существовало большое количество прозвищ и терминов. Среди них такие, как ну, бей, тун, ши, фу, пу и ли. В зависимости от пола и возраста раба, источника, в соответствии с которым он был понижен в статусе, а также принадлежности к тому или иному лицу менялось и наименование самого раба. Наиболее часто употреблялись термины ну, бей и тун. Тем не менее, в целом существовало две категории рабов в Китае:
Для данного периода развития китайского государства преимущественно характерно частное рабовладение. Основным источником возникновения рабов и постоянного увеличения их числа являлось порабощение пленных в ходе военных конфликтов и завоеваний. Войны и кочевыми и полукочевыми народами, непрекращающиеся войны между царствами давали самый большой приток рабов именно в тот исторический период. Изначально на любые соседние племена древние китайцы смотрели как на потенциальных рабов, даже если между ними завязывались деловые отношения, и они обменивались рабами друг с другом.
Что касается государственного рабства, то здесь главным источником становились преступления. Рабами являлись все те люди, которые совершали преступления и были осуждены за них по всей строгости закона. Считалось, что они не были достойны человеческого отношения, поэтому исполняли самую сложную и грязную работу во благо своих хозяев.
В целях классового угнетения аристократия, которая являлась таковой по роду своего происхождения, была заинтересована в сохранении пережитков первобытного строя. Именно поэтому высшие классы стремились закрепить устаревшие обычаи и нормы, которые предполагали четкое разделение на богатых и бедных, на рабов и рабовладельцев.
Готовые работы на аналогичную тему
Если кто-то хотел помешать закреплению устаревших законов и традиций, то этот человек получал жестокое наказание в соответствии со всей строгостью законов. Не только они превращались в преступников, а затем и в рабов, но и члены их семей. Так возникли новые, более суровые законы, которые были направлены против:
В рабство обращали всех, у кого не было средств к существованию, а также бродяг и бездомных. Таким образом, они трудились на рабовладельцев, а вместе с ними под этот гнет попадали их семьи.
К тому же, рабский статус передавался по наследству, поэтому на одну династию правителей могли трудиться целые поколения рабов, у которых не было шансов на то, чтобы поднять свой социальный статус.
Специфика рабства в Китае
Как мы уже отметили, в Китае рабами делали не только пленных, но и тех, кто не обладал достаточным объемом ресурсов и средств к существованию. Порабощение преступников со временем получило огромные масштабы, хотя исторические документы доказывают, что осуждение не всегда вело к порабощению преступника. Это связано с тем, что существовали и иные формы наказаний преступников. Например, это была физическая расправа, отправление в «ссылку», просто оставление преступника вне свободы до конца его жизни. Рабов обязательно клеймили. Те, у кого было клеймо, имели специфическую внешность: им брили головы, заковывали в железные ошейники. Одежда была преимущественно красного цвета – красные рубища. Все это было символом самого большого и позорного наказания, которое только мог получить человек за свои грехи.
С разложением общины и разорением большей части общинников развивалось так называемое долговое рабство. Оно со временем стало основным источником частного рабовладения. Акт продажи свободного человека в рабство, оформлялся в соответствии с составлением покупного контракта, который носил название «даньшу». Этот контракт в дальнейшем хранился у рабовладельца.
Освобождение раба было возможным лишь в том случае, если данный документ уничтожали, как основное доказательство того, что человек когда-то был не свободен и исполнял унизительные работы. Но в истории китайского народа такие случаи все же были редкостью, поскольку редко рабовладельцы хотели отпускать рабов просто так, если те могли исполнять работы.
Стоит отметить, что этот период характеризуется значительными объемами работорговли, ведь рабы стали основным товаром.
Рабочая сила, возможность эксплуатировать человека и его труд – это не только возможность содержать свои земли в порядке, но и хвастаться перед другими высокопоставленными лицами численностью рабов. Чем больше их было, тем выше был статус рабовладельца среди всех остальных. Это было знаком того, что он обладает достаточным количеством богатств, чтобы приобрести такое число рабов для обработки своих земель, а также для того, чтобы удовлетворять свои потребности.
Со времени рабство в Китае потеряло свои позиции. Безусловно, в этот период происходил расцвет китайского государства, но постоянные противоречия, а также возникшая на горизонте идея о гуманизме заставила многих китайских рабовладельцев отказаться от услуг рабов. Их судьба все же была незавидной. Те, кто был отпущен, так и не смогли найти свое место в жизни. Вместе с семьями они скитались, не имея возможности найти достойную работу и жилье. Все, что они умели – исполнять самую сложную и унизительную работу, но в этом уже не было необходимости, так как им на смену пришли наемные рабочие. Таким образом, рабство в Китае, несмотря на стремительное развитие, так же быстро зачахло и исчезло, оставив след лишь в некоторых исторических документах.
Рабство в Китае на протяжении всей истории принимало различные формы. Рабство было упразднено как юридически признанный институт, в том числе в законе 1909 года, полностью вступившем в силу в 1910 году, хотя практика продолжалась по крайней мере до 1949 года. Незаконные акты принудительного труда и сексуального рабства в Китае продолжают иметь место в двадцать первом веке, но те признанные виновными в таких преступлениях строго наказываются. Китайский термин «раб» ( нули ) также можно примерно перевести как «должник», «зависимый» или «подчиненный». Рабы в Китае составляли очень небольшую часть населения и могли включать военнопленных, жертв похищения или людей, которые были проданы.
СОДЕРЖАНИЕ
Общая история
Горстка императоров и официальных лиц на протяжении всей истории Китая предпринимала попытки ограничить рабство или объявить его вне закона. Ни один из них не увенчался успехом. В 100 г. до н.э. конфуцианский ученый Дун Чжуншу посоветовал императору У Хань ограничить количество земли и рабов, которыми могли владеть люди. В 9 году нашей эры Ван Ман приказал национализировать большие поместья и передать их фермерам. Частью его реформы было изменение института рабства, чтобы они стали налогоплательщиками, поскольку некоторые обнищавшие фермеры продали себя или своих детей в рабство. В 3 веке нашей эры юрист Ма Дуаньлинь провозгласил политику, ограничивающую количество рабов, принадлежащих чиновникам и простолюдинам, до 30. В 14 веке император Хуну приказал положить конец всякому рабству, но на практике рабство продолжалось, не обращая внимания на его команды. В 18 веке император Юнчжэн предпринял аналогичные попытки отменить рабство. В 1909 году Цин официально отменил рабство, но из-за внутренних беспорядков и его упадка институт просуществовал до 1949 года, когда была основана Китайская Народная Республика.
История рабства в Китае по эпохам
Древний
Династия Шан участвовала в частых набегах на окружающие государства, захватывая пленников, которых убивали в ритуальных жертвоприношениях. Ученые расходятся во мнениях относительно того, использовались ли эти жертвы как источник рабского труда.
В период Воюющих царств (475–221 до н.э.) рабство сократилось по сравнению с предыдущими веками, хотя в тот период оно все еще было широко распространено. С момента введения частной собственности на землю в штате Лу в 594 г. до н.э., которая привела к системе налогообложения частной земли и ознаменовала появление системы помещиков и крестьян, система рабства начала постепенно приходить в упадок по следующим причинам: столетий, как и другие государства.
Мужчины, наказанные кастрацией во времена династии Хань, также использовались в качестве рабского труда.
Выведение из ранее Легалиста законов, династия Хань набора на месте правила об уголовной ответственности преступников делают три года каторги или приговорен к кастрации при наличии их семьи захватили и держали в собственности правительства.
Во время тысячелетнего китайского господства во Вьетнаме они похищали или торговали людьми во Вьетнаме и использовали их в качестве рабов в Китае.
В 9 году нашей эры император Ван Ман (годы правления 9–23) узурпировал китайский престол и, чтобы лишить семьи землевладельцев их власти, провел серию радикальных реформ, включая отмену рабства и радикальную земельную реформу. Рабство было восстановлено в 12 году нашей эры до его убийства в 23 году нашей эры.
Средневековый
В период Троецарствия (220–280 гг. Н.э.) возник ряд промежуточных статусов между свободой и рабством, но считается, что ни один из них не превышал 1 процент населения.
Закон Тан запрещал порабощение свободных людей, но разрешал порабощение преступников и иностранцев. Однако свободные люди могли охотно продавать себя. Основным источником рабов были южные племена, и молодые рабыни были самыми желанными. Хотя различные официальные лица, такие как Кун Куй, губернатор провинции Гуандун, запретили эту практику, торговля продолжалась. Среди других народов, проданных китайцам, были турки, персидки и корейские женщины, которых искали богатые. Девочки-рабыни Юэ были эротизированы в стихотворении династии Тан越 婢 脂 肉滑. Термин Юэ (越) относился к югу Китая.
Ранний модерн
Война династии Сун (960–1279 гг. Н.э.) против северных и западных соседей привела к появлению множества пленников с обеих сторон, но были проведены реформы, чтобы облегчить переход от рабства к свободе.
Позже правители династии Мин, чтобы ограничить рабство из-за своей неспособности запретить его, издали указ, ограничивавший количество рабов, которых можно было содержать в семье, и взимали с рабовладельцев строгий налог.
Отмена рабства в нескольких странах после британского дипломатического давления привела к увеличению спроса на дешевую китайскую рабочую силу, известную как « кули ». Жестокое обращение варьировалось от условий, близких к рабству, которые поддерживали некоторые торговцы и торговцы в середине 1800-х годов на Гавайях и Кубе, до относительно опасных задач, данных китайцам во время строительства Центрально-Тихоокеанской железной дороги в Соединенных Штатах.
Среди других его реформ лидер восстания тайпинов Хун Сюцюань отменил рабство и проституцию на территории, находящейся под его контролем, в 1850-х и 1860-х годах.
В дополнение к отправке ханьских изгнанников, осужденных за преступления, в Синьцзян, чтобы они были рабами гарнизонов Знамени, Цин также практиковал обратное изгнание, изгоняя Внутреннюю Азию (монгольских, русских и мусульманских преступников из Монголии и Внутренней Азии) в сам Китай, где они будут служить в качестве рабы в гарнизонах Хань Баннер в Гуанчжоу. Русские, ойраты и мусульмане (Oros. Ulet. Hoise jergi weilengge niyalma), такие как Яков и Дмитрий, были сосланы в ханьский знаменный гарнизон в Гуанчжоу.
Рабство китайцев, не являющихся ханьцами
Династия Юань (1271–1368 гг.) Расширила рабство и ввела более суровые условия службы. В процессе монгольского вторжения в собственно Китай многие ханьские китайцы были порабощены монгольскими правителями. Согласно японским историкам Сугияма Масааки (杉山 正 明) и Фунада Ёсиюки (舩 田 善 之), во времена Юаня китайцам хань принадлежало также определенное количество монгольских рабов. Более того, нет никаких доказательств того, что китайцы хань подвергались особенно жестокому обращению.
Хао Цзин 郝 經 (1223–1275), ученый-юань, считал корейских женщин имеющими белую и нежную кожу (肌膚 玉 雪 發 雲霧), и среди «северян» было очень желательно и престижно иметь корейских служанок. в династии Юань, как упоминается в Тогон Темур (shùndì 順帝) Xù Zīzhì Tōngjiàn (續 資治通鑒): (京师 达官贵人 , 必得 高丽 女 , 为 家) и Caomuzi (草 木子) Е Цзыци (葉子奇), который цитируется в Jingshi ouji (京師 偶 記 引) Чай Сангом (柴桑).
Современная эра
В 2007 и 2011 годах инвалиды были в Центральном Китае порабощены для работы в печах.
По оценкам Глобального индекса рабства в 2018 году, в Китае порабощено около 3,8 миллиона человек. Большинство этих рабов работают в производственном секторе. В 2020 году США предостерегли американские предприятия от использования цепочек поставок с использованием китайских предприятий, использующих рабский труд.
Условия рабства в досовременном Китае
Рабов можно было либо покупать и продавать своим хозяевам, либо унаследовать свою роль от рождения. Большинство китайского невольничьего рынка состояло из подростков и молодых людей. Согласно китайскому законодательству, семьи могут продавать своих детей только при условии, что это спасет остальную часть их семьи от голода. Несмотря на этот закон, ограничения на продажу людей применялись редко. В некоторых случаях рабы рождались в семейном доме от существующего раба, тем самым становясь рабом этого домашнего хозяйства по рождению.
Рабские контракты
Условия жизни рабов в досовременном Китае
У рабов были очень плохие условия жизни, у них было мало времени для себя, и небольшое жилое пространство часто делили с другими рабами. Их держали в небольших глиняных или кирпичных хижинах, известных как ук-джай. Наказание и жестокое обращение с рабами были обычным явлением для рабов в Китае и иногда могли привести к серьезным необратимым травмам или даже смерти в некоторых случаях. О жестоком обращении редко сообщали или расследовали. Единственные случаи, когда подвергались сомнению жестокое обращение с рабами, заключались в том, что семья или хозяева находились под следствием полицией за другое преступление. После смерти хозяина его рабы равномерно распределяются между остальными членами семьи, как и все остальное имущество.
Мужчины-рабы
Из-за строгой патриархальной системы в истории Китая мальчиков покупали и продавали по одной из двух причин: чтобы стать наследником семьи без сына или стать рабом. Мужчины всегда пользовались большим спросом из-за их способности стать наследниками и более высоких физических возможностей. Следовательно, они были в четыре-пять раз дороже, чем рабыни, и принадлежали только элитным семьям, которые могли себе их позволить; дочери и даже земля были проданы раньше мужчин в семье. Рабам-мужчинам ( сайман) давались самые тяжелые и ответственные задания. После рабства мужчины-рабы либо были освобождены из главного дома, чтобы выжить сами по себе, либо они могли заключить для них браки, если их хозяева считали их чрезвычайно лояльными или трудолюбивыми. Тем, кто был выбран для вступления в брак, предоставлялась «незадачливая» женщина, обычно это человек с ограниченными возможностями или дочь другого раба. Если у раба-мужчины был сын, его статус раба передавался по наследству, и сын оставался собственностью хозяина своего отца.
Рабыни
Женщины-рабыни отличались семейным положением, а не тем, какую работу они выполняли. Замужние женщины, бывшие рабынями, были похожи на служащих; им выплачивалась заработная плата, и они могли свободно покидать семейный дом, когда не работали. Однако незамужним женщинам (так называемым биню или ятоу ) не платили и заставляли постоянно оставаться при исполнении служебных обязанностей. Замужних женщин признавали по замужней фамилии, а незамужним женщинам давали имена их хозяева. Дети рабыни не обязательно унаследовали ее статус рабыни, но была высокая вероятность стать рабами, чтобы избежать голода. Часто женщины, которые находили работу вне своей семьи, оказывались уязвимыми для похищений, торговли людьми и сексуального насилия.
Супружество
Супружеские отношения в Китае были неотъемлемой частью китайской истории. Раб, добровольно или не желая вступать в половые отношения со своим хозяином, считался скорее второй женой, чем рабом, независимо от того, думал ли о ней сам хозяин. Рабыня также могла стать наложницей, если она была продана или передана другому хозяину в подарок. Согласно китайскому закону, мужчина мог иметь только одну законную жену ( ци е), но мог иметь столько наложниц, сколько пожелал. В некоторых случаях жена выбирала наложницу для своего мужа, чтобы иметь сына и наследника по семейной линии. Независимо от того, родился ли ребенок от жены или от наложницы, жена считалась матерью.
Белые страдания Модные бренды публично осуждают рабство. Почему они до сих пор используют труд невольников в Китае?
«Выдрать их корни и разрушить род», — именно с таким намерением, как говорится в новом докладе правозащитной организации Human Rights Watch (HRW), власти Китая взялись за мусульманские народности Синьцзян-Уйгурского автономного района. Представителей национальных меньшинств сгоняют в лагеря и используют в качестве рабов на производстве хлопка. Это обстоятельство не на шутку встревожило крупнейших производителей одежды. Использование рабского труда противоречит принципам большинства мировых брендов, при этом Китай не только поставляет им сырье, но и сам является перспективным рынком. В ответ на критику европейских и американских производителей китайцы устроили настоящую травлю западных компаний в сети и начали отказываться от сотрудничества с ними. «Лента.ру» выяснила, смогут ли мировые бренды до конца следовать своим принципам и отказаться от «неправильного» китайского хлопка и помогут ли эти жертвы китайским рабам.
«То есть вы поддерживаете слухи и отказываетесь от хлопка из Синьцзяна, но в то же время хотите делать на китайцах деньги? Еще чего, H&M!» — в последние недели китайские социальные сети пестрят подобными публикациями. Страна громогласно объявила бойкот шведскому бренду одежды: осуждающий пост молодежной коммунистической лиги — китайского комсомола — с хештегом «белоснежный синьцзянский хлопок» (新疆雪白的棉花) за несколько дней собрал полмиллиона лайков.
Материалы по теме
Геноцид против сил зла
Большой китайский брат
К онлайн-кампании присоединились тысячи пользователей, крупнейшие СМИ и амбассадоры бренда в Китае — они один за другим отказались от сотрудничества. Китайцы устроили H&M настоящий диджитал-погром: рвали футболки на видео, убрали бренд с крупнейших маркетплейсов, а локации магазинов — из навигационных приложений. Закрылись и некоторые магазины в торговых центрах.
Достаточно быстро ситуация вышла из-под контроля: начались нападки и на рядовых сотрудников магазинов H&M. Это спровоцировало новые онлайн-призывы — оставить в покое простых сотрудников, ведь они к заявлениям бренда отношения не имеют. Впрочем, в некоторых городах волна негодования дала обратный эффект, и народ выстроился в очереди перед магазинами в ожидании скидок.
Угроза бойкота коснулась не только H&M. С критикой китайцы обрушились и на другие бренды — Nike, Adidas, Uniqlo, Gap, New Balance. В китайских телепрограммах даже замазали их логотипы на одежде. Компании стали очередными жертвами культуры отмены с китайской спецификой по одной простой причине: все они пытаются откреститься от использования «неправильного» хлопка из Синьцзян-Уйгурского автономного района.
Белое золото Синьцзяна
СУАР — один из крупнейших регионов Китая, расположенный на северо-западе страны. Там проживают малые народности, в основном исповедующие ислам. Под предлогом борьбы с экстремизмом, а также отсталостью и бедностью местных жителей Компартия Китая (КПК) установила в Синьцзяне особый режим безопасности. Данные о жителях собирают и вносят в базы, повсюду установлены камеры слежения, проводятся постоянные проверки. В общем, от пристального взора «большого брата» никому не скрыться. Доходит до того, что членов Компартии подселяют прямо в семьи — для «культурного обмена».
По данным исследователей, которые занимаются изучением происходящего в Синьцзяне, производство хлопка там тоже сопровождается принудительным трудом мусульман под надзором КПК. И такого сырья на рынке немало: на Синьцзян приходится более 80 процентов всего китайского хлопка и 20 процентов мирового. Несмотря на то что по большей части производство хлопка автоматизировано — его собирают при помощи комбайнов, а затем отправляют на фабрики для обработки, — до некоторых районов СУАР механизация еще не дошла. Высококлассный хлопчатник с длинными волокнами все еще собирают вручную на юге автономного района.
В последние годы в связи с повсеместным ростом доходов в Китае становится все дороже привлекать на плантации сезонных работников из других провинций. Так, сбор хлопка вручную на одном акре земли обходится примерно в 5,7 тысячи юаней (около 870 долларов). Комбайновый сбор выходит почти в пять раз дешевле. В Синьцзяне, чтобы сэкономить, в поля отправляют бедных местных жителей и, вероятно, заключенных из лагерей перевоспитания, говорится в докладе немецкого исследователя Адриана Зенца.
Ученый утверждает: согласно китайским документам, сотни тысяч сельских жителей каждый год отправляют на плантации в сентябре-ноябре в рамках правительственной программы по перемещению фермеров и пастухов на производства.
По мнению Зенца, практика разделения детей с родителями нарушает права человека. Правда, одновременно с этим в других отдаленных уголках Китая уже второе поколение родителей вынуждено отправляться в города на заработки, на годы оставляя в деревнях детей с пожилыми родственниками, которые не могут должным образом за ними ухаживать и заниматься их образованием. Интернаты для них не предусмотрены. В результате у оставленных детей и успеваемость хуже, и шансов преуспеть в жизни меньше.
В последние годы синьцзянцев отправляют и на так называемые тренинги, где учат дисциплине и объясняют, какими должны быть правильные — с точки зрения властей — политические установки. Это делается для того, чтобы изменить мышление представителей «отстающих в развитии народностей» с «мне нужно работать» на «я хочу работать».
В то же время на сборе хлопка трудятся они не на общественных началах. По официальным данным, за пару месяцев сборщики получают до 20 тысяч юаней. Это неплохой заработок, учитывая, что черта бедности в 2019 году в КНР составляла те же 20 тысяч юаней, только в год. В то же время Зенц отмечает: есть сведения и о куда более скромной оплате — 1,6-1,8 тысячи юаней в месяц. Однако он признает, что узнать, как дела обстоят на самом деле, весьма проблематично.
Отказаться от предложения работать местные не могут, но им позволяют выбрать предприятие. Некоторые, вероятно, и сами проявляют желание сменить сферу деятельности и уехать на заработки, получить новые навыки, указывает ученый. Однако из-за недостатка информации и тренда на все большую секьюритизацию Синьцзяна понять, сколько участников программы подписались на переезд добровольно, а сколько — принудительно, невозможно. В общем, заключает эксперт, хлопок в Синьцзяне с высокой долей вероятности производят с использованием принудительного труда. И мировым брендам лучше это учитывать.
«Американцам это понятие куда более знакомо», — отметил в недавнем интервью замминистра иностранных дел Китая Лэ Юйчэн. Чиновник указал, что, когда рабы трудились на плантациях в США, у них ни базовых прав не было, ни личных свобод, не принадлежали им и плоды их труда. «В Синьцзяне же люди свободны выбирать, на какую работу пойти, они добровольно заключают трудовые договоры. Их права защищены, к тому же сбор хлопка — это хорошо оплачиваемая работа в СУАР», — добавил Лэ. На Западе же руководствуются «презумпцией виновности» и не верят отчетам властей КНР лишь потому, что не хотят верить.
Снежный ком подозрений
Хотя мировые компании долгое время предпочитали не замечать результатов исследований Зенца, общественное давление росло. Осенью 2020 года одно за другим стали появляться заявления брендов о том, что они останавливают сотрудничество с Синьцзяном из-за «все менее приемлемых условий работы». «Нас беспокоят сообщения о принудительном труде и дискриминации этнорелигиозных меньшинств в СУАР», — говорилось в ноябрьском объявлении H&M. Компания заверила, что не работает с синьцзянскими поставщиками и не получает хлопок из региона.
Единственная странность — заявление H&M оставалось незамеченным в течение нескольких месяцев, и китайский комсомол вспомнил про него лишь в марте 2021-го. Это совпало с новостями о европейских санкциях против Китая. Евросоюз вслед за США ввел в отношении китайских должностных лиц, служащих в Синьцзяне, ограничительные меры за нарушения прав человека. Это стало первым подобным шагом со времен кровавого разгона китайскими военными демонстраций на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. На этот раз Пекин ответил зеркально, причем под санкции попали также и ученые, в числе которых автор докладов о ситуации в СУАР Зенц.
Материалы по теме
«Мир скатится к катастрофе»
Поднебесная сотня
Силы ответного удара из КНР оказалось достаточно, чтобы H&M пошел на попятную. Извинений пока не последовало, но компания поспешила выпустить новое заявление, на этот раз о приверженности китайскому рынку — одному из крупнейших для бренда — и желании вернуть доверие китайцев. Под давлением Пекина на сайте H&M даже появилась китайская версия карты КНР, в которую вошла акватория Южно-Китайского моря. Такая попытка «загладить вину» чревата новой волной бойкотов — теперь уже во Вьетнаме. Пекин и Ханой давно спорят из-за принадлежности Парасельских островов, попавших на карте H&M в число китайских владений.
Волна китайского негодования привела и к тому, что заявление о принудительном сборе в Синьцзяне исчезло с сайта организации Better Cotton Initiative — в нее входят многие мировые производители изделий из хлопка, в том числе и попавшие в опалу в КНР компании. BCI одной из первых в 2020-м заподозрила, что в СУАР что-то неладно с хлопковым производством, и именно с ее подачи бренды выпустили собственные заявления. Однако сейчас на странице, где когда-то сообщалось о «прекращении сотрудничества с Синьцзяном», висит говорящее само за себя объявление об ошибке с пояснением: «Как-то неудобно вышло, не так ли? Кажется, мы не можем найти информацию по вашему запросу».
Сила обиды
Некоторые бренды предусмотрительно либо удалили осуждающие заявления с сайтов, либо поспешили выпустить объявления о том, что ничего не имеют против синьцзянского хлопка. Среди них и испанская Zara, уже набившая шишки о китайских потребителей. На компанию в КНР обижались не раз: то в рекламе снимают китайскую модель с веснушками — выставили ее «уродиной», то бренд закрывает магазины в разгар протестов в Гонконге — «отпускает сотрудников на демонстрации».
Материалы по теме
«Детей нанимают из-за маленьких пальцев»
Играют по-черному
Китайские интернет-пользователи давно набили руку на критике компаний и знаменитостей, которые не согласны с курсом Компартии и не считаются с местным общественным мнением. К примеру, в 2017 году с новостями об установке американских систем противоракетной обороны THAAD в Южной Корее совпали бойкоты корейской продукции. Тогда корейскому конгломерату LOTTE так и не удалось оправиться: продукцию китайцы не покупали, магазины замучили проверками, новые точки открывать становилось все сложнее.
Эксперты советуют компаниям, попавшим в затруднительную ситуацию выбора между западными либеральными ценностями и восточными потребителями, залечь на дно и подождать, пока скандал уляжется. Хороший пример того, как работает такая тактика, — Национальная баскетбольная ассоциация. В 2019 году НБА запретили в Китае после того, как один из менеджеров высказался в поддержку гонконгских протестов. Несмотря на это, организация в небытие не ушла. В конце 2020 года, когда об инциденте забыли, американский баскетбол вернулся на китайские телеэкраны — ведь это один из самых популярных видов спорта в стране, а альтернативы ассоциации в мире пока нет.
Последовать примеру НБА советуют крупнейшим продавцам спортивных товаров в КНР — Nike и Adidas, пока их место не заняли китайские аналоги Anta и Li Ning. На фоне скандала продажи последних уже бьют рекорды.
Впрочем, потерять контракты на спонсорство зимних Олимпийских игр 2022 года, которые пройдут в Пекине, не хочет ни одна из сторон, поэтому у брендов большие шансы выйти сухими из хлопкового скандала. Более того, Международный олимпийский комитет уже определился с компанией, которая займется изготовлением официальной спортивной формы для мероприятия. Контракт достался китайской текстильной компании, связанной с синьцзянским хлопковым производством.
Подобных инцидентов, связанных не только с политическими или историческими, но и культурными (недавно спор разгорелся из-за того, кому принадлежит капуста кимчи) противоречиями, становится все больше. С 2009 года китайцы 120 раз объявляли компаниям о своем недовольстве, из них 40 пришлось только на 2019 год. Исследователи связывают это с растущей экономической ролью КНР в мире, что заставляет все большее количество компаний учитывать рынок страны и ориентироваться на него. Так, в прошлом году Китай первым стал выходить из коронакризиса и восстанавливать потребление, и местное население спасло многие международные бренды от убытков.
Приходится учитывать фактор китайского национализма, который уходит корнями в преодоление «ста лет унижений» — когда Китай полтора века назад оказался в полуколониальном положении и был вынужден подчиняться воле «заморских варваров», в первую очередь, британцев. Современный же онлайн-национализм берет начало со времен кампании патриотического воспитания, начатой после протестов 1989 года.
Хотя некоторые полагают, что спусковой крючок для начала подобных кампаний находится «наверху», представитель китайского МИД Хуа Чуньин заверяла иностранных журналистов: происходящее — просто проявление того, как китайцы пользуются свободой слова, в отсутствии которой обвиняют КНР. В то же время онлайн-акции позволяют властям избежать угрозы массовых скоплений особо активных граждан на улицах — ведь кто знает, чем еще они могут быть недовольны.
Скандал во благо
Насколько же подобные хлопковому скандалу методы привлечения внимания к внутрикитайским проблемам помогают их решить? С одной стороны, китайское руководство не раз давало понять, что внешнему влиянию его политика не подвержена. Вместе с тем такие ситуации скорее толкают власти на закручивание гаек, и речь не только о санкциях против исследователей-китаистов, но и о притеснении иностранных журналистов в КНР. Так, в разгар скандала вокруг хлопка страну из-за угроз вынуждены были покинуть корреспонденты «Би-би-си», чьи репортажи о происходящем в Синьцзяне — один из важнейших источников информации о регионе.
В то же время санкции Запада против китайских чиновников, якобы причастных к организации принудительного труда на плантациях, скорее символичные. Попавшие под ограничения китайцы лишь исполняют указы сверху, а по-настоящему ответственно за происходящее руководство страны. К тому же фигуранты санкционного списка вряд ли часто выезжают в Европу и держат деньги в европейских банках.
Пример Гонконга тоже не внушает оптимизма. Против Китая также вводили санкции из-за ограничения автономности этого специального административного района. Однако меры и ограничения не помешали властям принять Закон о безопасности и начать реформу избирательной системы, в результате которой Пекин сможет назначать все больше городских депутатов.
Как бы ни старались западные политики и правозащитники, пока огромный китайский рынок берет свое: сложно найти тех, кто не хочет отхватить кусок пирога и нажиться на растущем обществе потребления. И до тех пор, пока китайцы, пусть и с недовольными лицами, готовы покупать товары западных брендов, те вряд ли сделают решительный выбор в пользу ценностей и страдающих народов.