работник приобретший важные для фирмы навыки и знания стал требовать повышение заработной платы
Что делать, если сотрудник просит прибавку к зарплате
«Нетология» разбирается, что должен делать начальник, если к нему пришел сотрудник и попросил увеличить зарплату.
Евгений Пугачев,
региональный директор «Форт Капитал»:
Работал руководителем инженерно-аналитического центра, в подчинении 15 человек, периодически работники просили повышения зарплаты.
Требование с моей стороны всегда было одно: решение нетрадиционной или новой для сотрудника задачи. Де факто — повышение квалификации. При этом от прежних обязанностей его никто не освобождает.
Добиваемся одновременно двух вещей:
По факту имеем повышение квалификации и оптимальные рабочие процессы. Многие специалисты потом ушли на повышение закономерным образом.
Аналогично действовал при просьбах о повышении. Давал полномочия с момента поступления просьбы, через два месяца делал изменения в штатном расписании. Те, кто «не тянет», сливались сами.
Даниил Павлючков,
гендиректор Mailburn:
Изменение зарплаты без должности достаточно редкий случай. В 80% случаев это инициатива работника, который подходит и говорит о том, что «пора». Я не вижу в этом ничего плохого или зазорного, главное, чтобы просьба была обоснованной. Любой привкус угрозы, обиды или шантажа склоняет меня к увольнению, нежели к конструктивному диалогу.
Для меня как руководителя весомыми аргументами могут стать следующие слова:
Кирилл Клюшкин,
операционный директор Alconost:
В нашей компании главный критерий для повышения зарплаты сотруднику — его профессиональный рост. Мы несколько раз поднимали зарплату сотрудникам по собственной инициативе, потому что видели их динамику развития. Это что-то вроде благодарности и признания: «Вы растете, спасибо, и мы растем вместе с вами».
Разумеется, при этом важно, чтобы человек был лоялен, соответствовал нашему понятию качественного сотрудника и, самое главное, генерировал крутой результат.
Мы закладываем рост сотрудника и в свои ожидания по его обязанностям, и в его зарплату. На старте можно дать чуть ниже, но договориться через несколько месяцев вернуться к разговору об оплате снова.
Ведь если стартовая зарплата не очень большая, поднимать ее легко. И сотруднику для этого надо делать относительно небольшие шажки.
И это здорово мотивирует: растешь → видишь результат → растешь больше и быстрее. А если оклад и без повышения близок к психологическому максимуму, то от сотрудника для получения прибавки потребуется что-то качественно новое: расширить круг задач, взять на себя больше ответственности.
Постановка конкретных KPI у нас не работает. Обычно мы и так замечаем, тянет ли сотрудник и стремится ли делать больше, чем просят. И желание поднять зарплату возникает самостоятельно, как отражение того, что мы видим.
Андрей Куликовский,
директор по маркетингу Kideria:
Сотруднику нужно предложить конкретную схему, как он оптимизирует свои производственные издержки, сократив затрачиваемое на них время, и возьмет определенную нагрузку.
Мария Заикина,
руководитель пресс-службы «Связного»:
Не стоит объяснять необходимость повышения вашей зарплаты личными причинами. Всегда держите в голове, что это бизнес. Личность каждого важна, но невозможно учитывать каждое изменение в персональной жизни каждого сотрудника, особенно в большой корпорации, где их как минимум несколько тысяч.
«У меня много кредитов» — странный аргумент в пользу повышения. Если у вас случились неприятности и нужна поддержка, попросите компанию о разовой материальной помощи, а не о повышении зарплаты. По крайней мере это будет честнее.
Всегда используйте в качестве аргументов цифры. Вы сэкономили для компании ХХХ рублей, повысили узнаваемость бренда на YYY%, привели ZZZ новых клиентов либо сократили трудозатраты на AAA. Приходите с цифрами, и внимания к вашим аргументам будет намного больше. Также очень важен формат подачи цифр — пусть он соответствует специфике восприятия вашего руководителя.
Аналитику будет комфортно видеть в Excel, менеджеру проектов — информацию в формате, подобном, к примеру, Jira или MS Project.
Есть отличный пример, когда сотрудник креативного отдела принес своему менеджеру обоснование в виде инфографики. Его рассмотрели, результат был положительным, а про сам случай менеджер теперь порой рассказывает на конференциях, посвященных успешно выполненной инфографике.
Ирина Жебелева,
HR-менеджер PRT:
Зарплату повышают ценным сотрудникам. Соответственно, если вы хотите получить прибавку — увеличьте или наглядно продемонстрируйте свою ценность для работодателя.
Наглядная демонстрация: подготовьтесь к разговору заранее, подберите кейсы вашей успешной деятельности, с наглядными данными. Помните — платят за результат.
Увеличьте свою ценность: если результат вашей деятельность сложно измерим, но хочется профессионального и финансового роста. Да-да, работодатели ценят тех, кто ориентирован расти в первую очередь профессионально и, как следствие, финансово, а не только финансово.
Подумайте, что еще вы можете делать в этой компании? Возможно, вы можете помочь коллегам из соседнего департамента, попутно освоив азы новой профессии? Возможно, можете взять на себя какие-то дополнительные функции? Развить услугу или продукт, которых раньше не было?
Слегка переиначив известную поговорку, могу сказать: активность, терпение и труд — это вери, вери гуд! «Work, work, money will come».
Галина Евтягина,
директор по персоналу «КРАМ»:
В нашей компании действует система рангов («крамов»), которая учитывает три составляющие (без ранжирования по важности) и формируют ценность сотрудника для компании:
1. Знания и квалификация.
2. Специальные навыки.
3. Мотивация и лояльность.
Это — своего рода квалификационная шкала. Сотрудник, желающий получить прибавку к заработной плате, может заявить о своем желании пройти процедуру оценки (аттестации), что позволит ему получить следующий ранг и, соответственно, повышение постоянной части заработной платы.
Кроме того, у нас действует переменная составляющая заработной платы, которая соответствует текущим успехам сотрудника (например, в текущих проектах). Переменная составляющая связана с постоянной (процент), но ее выплата приурочивается к достижению финансового результата для компании.
Катерина Гаврилова,
гендиректор DigitalHR:
Прежде всего надо понять, почему сотрудник хочет повышения зарплаты. Возможно, он в последние несколько месяцев стал выполнять больше работы, чем это было оговорено при устройстве в компанию. В таком случае надо грамотно оценить весь фронт работ и соответственно повысить зарплату. В такой ситуации ничего не изменится — сотрудника будет ждать заслуженная повышенная компенсация.
Есть второй вариант. Бывают такие моменты в жизни, когда повышение зарплаты не может заставлять себя ждать. Надо помнить, что рабочие отношения прежде всего, поэтому вариант «разжалобить работодателя» своими рассказами — совсем не вариант. Готовьтесь, вам придется взять на себя больше работы: новая задача, общение с новым клиентом, возможно, участие в нерабочее часы в конференциях, курирование стажеров.
И, конечно, третий вариант. Простой шантаж в стиле «просто уйду на другую работу». Здесь нужно решить, насколько важен для компании такой специалист. Как показывает практика, даже в случае повышения зарплаты работодатели предпочитают расстаться с таким специалистом, когда нашли для него потенциальную замену. «Незаменимых» быть не должно. Потому что никто не может знать наверняка, когда такой сотрудник поставит палки в колеса и приостановит жизненные процессы в компании своим внезапным уходом.
Наталья Сторожева,
гендиректор центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива»:
Отвечу на вопрос с позиции сотрудника. Повышение собственной зарплаты — это классическая продажа начальнику своей ценности.
Будьте проактивны. Попросите руководителя о встрече, скажите, что вы хотите обсудить важные рабочие вопросы, что у вас есть идеи и предложения. Во время беседы демонстрируйте лояльность руководству, заинтересованность в работе, готовность трудится на благо компании.
Предложите нечто ценное, что могло бы изменить деятельность компании к лучшему. Хорошо, если вы знаете, как привлечь новых клиентов, повысить эффективность рекламной компании или сократить производственные расходы. Продемонстрируйте свою готовность взяться за воплощение в жизнь этих смелых идей и действительно будьте готовы это сделать.
«Монетизируйте» свои предложения. Сделайте предварительные расчеты и покажите, сколько денег поможет заработать или сэкономить ваша гениальная идея. И только после этого переходите к тому, что вы были бы не против, если бы зарплата такого уникального сотрудника, как вы, осуществившего суперпроект по привлечению в компанию крупного заказчика, поднялась на 10−15%.
Продемонстрируйте, что вы понимаете связь между результатами своего труда и ростом заработной платы, что вы не просите «денег вперед» и готовы активно работать. Важно, чтобы работодатель чувствовал в вас надежного сотрудника, на которого можно положиться.
Не пытайтесь вести себя как обиженный сотрудник, которого не ценят. Не ссылайтесь на то, что зарплаты по рынку выше, что вам не хватает денег на жизнь, что вы хотите купить новую машину или вас пилит жена. Это никого не мотивирует платить вам больше.
Не стоить шантажировать руководство написанием «демонстративных» заявлений об уходе и тем более угрозами ухода к конкурентам. Это может сработать на короткое время, и вам действительно могут повысить зарплату, но одновременно с этим работодатели всегда начинают искать замену такому сотруднику. Поставьте себя на их место и подумайте, кому нужен в коллективе вымогатель, готовый перебежать на сторону за серебреник.
Не поднимайте волну народного гнева, не смущайте коллег разговорами в стиле: «Тиграм мяса недодают!», не устраивайте профсоюзных собраний и не пытайтесь бороться за всеобщую справедливость. Решайте свою собственную задачу, если действительно хотите добиться результата.
Успешных вам переговоров!
Больше полезных советов в нашем сериале в письмах «Корпоративные истории». В нем «Нетология» рассказывает об офисной жизни двух менеджеров среднего звена — Коли и Толи. Мы присылаем по одному письму раз в две недели.
Как устроена индексация зарплаты
Как рассчитать, провести и оформить
Цены в магазинах постоянно растут. Чтобы поддерживать покупательную способность и средние реальные доходы людей, работодатели должны регулярно повышать зарплату работников — это и называется индексацией зарплат. Индексация — одна из основных государственных гарантий по оплате труда.
Законодательство об индексации зарплаты. По сути, оно сводится к одной статье трудового кодекса. В ней говорится, что повышение реального уровня зарплаты обеспечивается путем ее индексации, которая проводится:
Кроме того, в большинстве действующих федеральных отраслевых соглашений прописана обязанность работодателей проводить индексацию зарплат.
В чем отличие повышения окладов от индексации зарплаты. Как правило, работодатель повышает оклады по своему усмотрению — например, отдельным сотрудникам, а не всему персоналу — и если позволяют финансовые возможности компании.
Индексация — это гарантия по оплате труда. Она должна проводиться независимо от желания работодателя и в отношении всех лиц, которые работают по трудовому договору. Об этом не раз говорил Конституционный суд в своих решениях.
Проще говоря, индексация зарплат — обязанность работодателя, а повышение окладов — его право.
Между тем Верховный суд считает, что индексация — это всего лишь один из способов обеспечить реальное повышение уровня зарплаты. Поэтому если работодатель просто периодически увеличивает должностные оклады работников или выплачивает им премии, он выполняет требования трудового кодекса об индексации и дополнительно индексировать зарплату не должен. Но есть важный момент: в таком случае в локальном акте работодателя прямо должно быть прописано, что увеличение окладов и/или выплата премий приравниваются к индексации. Это тоже сказал Верховный Суд.
Суды уже взяли эту позицию на вооружение. Такая практика есть, например, в Мосгорсуде и в Самарском облсуде.
Причины индексации
Процесс инфляции в нашей стране — факт общеизвестный и доказыванию не подлежит. Это указывают даже суды в своих решениях.
Какие части зарплаты нужно индексировать
Минтруд полагает, что работодатель может сам определить, как индексировать зарплату сотрудникам — можно пропорционально увеличивать все выплаты, положенные работнику, или увеличивать только отдельные части, например, оклад.
Многие работодатели предпочитают индексировать оклад работника, установленный в твердой сумме — то есть в абсолютных значениях. В этом случае различные доплаты, надбавки и премии установленные в процентах от оклада, можно не индексировать. Ведь после индексации оклада названные выплаты будут рассчитываться от уже проиндексированной суммы.
Если эти выплаты установлены в твердых суммах, следует проиндексировать все вместе, чтобы не было реального снижения уровня зарплаты. Но работодатели, которые не относятся к бюджетной сфере, сами вольны определять в том числе и то, какие составные части зарплаты индексировать, а какие нет.
Кто обязан индексировать зарплаты
Проводить у себя индексацию должны все работодатели без исключения. Поскольку эта гарантия предусмотрена законом, они не вправе лишать ее работников и уклоняться от того, чтобы устанавливать у себя порядок индексации и следовать ему. Это позиция Конституционного суда.
Индексация зарплат бюджетников
В бюджетной сфере зарплаты индексируются по указанию сверху. Так, сотрудникам федеральных органов и учреждений последний раз поднимали оклады правительственным постановлением — с 1 октября 2020 года на 3%.
В федеральном бюджете на 2021 год и плановый период 2022—2023 годы уже заложены средства, чтобы частично компенсировать отдельным субъектам РФ их расходы на повышение зарплат региональных бюджетников. Но некоторые регионы сами, без федеральной помощи индексируют зарплаты работникам своих бюджетных учреждений. Например, с 1 января 2021 года на 3,7% повышены оклады московских бюджетников.
Для госслужащих предусмотрен свой порядок индексации. В законе о госслужбе сказано, что должностной оклад и оклад за классный чин госслужащего ежегодно индексируются с учетом уровня инфляции:
В отдельные периоды, например с 1 января 2014 года по 31 декабря 2017 года, официально оклады госслужащих не индексировались. Но с 2018 года индексация возобновилась и в 2019 году продолжилась. В 2020 году оклады госслужащих проиндексировали, а с 1 января 2021 года до 1 января 2022 года индексацию снова приостановили.
Индексация в коммерческой организации
Поскольку у нас в законодательстве нет единого порядка индексации для работодателей коммерческой сферы, трудовой кодекс разрешает таким работодателям устанавливать свой собственный порядок.
При этом в качестве коэффициента индексации они вольны выбрать любой из следующих показателей.
Индекс потребительских цен. Он официально устанавливается как в целом по России, так и по конкретному региону. Его каждый месяц публикуют, соответственно, Росстат и его территориальные органы по субъектам РФ. Так, за 2020 год индекс потребительских цен в России составил 104,21%.
Прогнозируемый уровень инфляции в РФ. Как правило, он предусмотрен в законе о бюджете на ближайшие три года. Так, на 2021 год запланирована инфляция в 3,7%, а на 2022 и 2023 годы — в 4%.
Величина прожиточного минимума. В целом по России эту величину ежеквартально определяет Минтруд, а по конкретному субъекту РФ — то ведомство, которое названо в соответствующем региональном законе.
На 2021 год прожиточный минимум трудоспособного населения составил 12 702 рубля.
Обратите внимание: все перечисленные величины не являются обязательными. Для индексации зарплаты работодатель может выбрать и любой другой ориентир — главное, чтобы он учитывал рост стоимости жизни.
Может ли индексация зависеть от финансового состояния работодателя
Верховный суд считает, что да. По его мнению, частные компании вправе выбрать для себя любой порядок и любые условия индексации в зависимости от конкретных обстоятельств. В том числе это могут быть экономические показатели фирмы и уровень ее платежеспособности. Получается, индексацию можно обусловить наличием прибыли и не делать ее, если прибыли нет.
Работодатели действительно иногда закрепляют в своем локальном акте подобное условие для индексации. Вот как оно может звучать:
…индексация заработной платы с целью обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы и покупательной способности работников проводится после утверждения результатов деятельности общества… при наличии определенных показателей…
И если компания в суде документально подтвердит свое тяжелое материальное положение, суд может встать на ее сторону и не удовлетворить требование работника о проведении индексации.
Например, так произошло в Башкортостане. Мужчина обратился в суд, требуя от работодателя, в числе прочего, проиндексировать ему зарплату. Действительно, в коллективном договоре компании индексация была предусмотрена. Но при этом в Положении по оплате труда и премированию работников было сказано, что все доплаты, премии и надбавки выплачиваются в зависимости от финансового состояния работодателя.
В суде компания представила справку о своих финансово-экономических показателях, где значился убыток более 7 млн рублей. Судьи встали на сторону работодателя. Они указали, что из-за убыточности и неплатежеспособности тот просто не имел реальной возможности провести индексацию.
Порядок индексации
Если работодатель собрался установить у себя порядок индексации, ему нужно определиться со следующими моментами.
Какие выплаты индексируются, а какие нет. Например, можно индексировать оклады, но не индексировать премии в твердой сумме. Также работодатель вправе установить пороговую сумму, в пределах которой доходы сотрудников будут индексироваться в полном объеме. Вот как это можно сформулировать:
1.2.1. Индексации подлежат следующие выплаты сотрудникам:
1.2.2. Индексации не подлежат:
Периодичность индексации. Ее можно проводить хоть каждый месяц. Но гораздо удобнее и целесообразнее делать это реже: раз в полугодие или ежегодно.
3.1. Индексация доходов сотрудников производится один раз в полугодие в соответствии с коэффициентом индексации.
Значение и расчет коэффициента индексации. Допустим, решено привязать индексацию к индексу роста потребительских цен в целом по РФ. Формулировка может быть такой:
3.2. Значение коэффициента индексации рассчитывается на основании официальных данных Росстата о росте индекса потребительских цен по России путем перемножения ежемесячных индексов за предыдущее полугодие. Полученный коэффициент применяется с 1 января и с 1 июля.
Документальное оформление индексации
Обычно порядок индексации прописывается отдельным разделом в тех локальных актах, которые приняты в компании. Это могут быть:
В локальном акте об индексации ни в коем случае нельзя писать, что на каких-то работников индексация не распространяется. Например, не индексируется зарплата совместителей или дистанционных работников. Это будет дискриминацией, за которую могут оштрафовать и компанию, и ее директора.
Совет. В трудовом договоре закреплять порядок индексации не стоит. В противном случае каждый раз, когда нужно будет что-то изменить в этом порядке, придется заключать со всеми работниками допсоглашения к трудовому договору.
Можно просто указать в трудовом договоре, что зарплата работника — это оклад с учетом индексации, и сделать отсылку на локальный акт.
Приказ на индексацию зарплаты. При проведении каждой индексации целесообразно издавать приказ за подписью руководителя, в котором нужно указать конкретное значение коэффициента индексации и дату, с которой он применяется. Приказ будет основанием для начисления бухгалтерией зарплаты работникам в увеличенном размере.
Ответственность за непроведение индексации
Работодателя, у которого вообще нет закрепленного порядка индексации либо он есть, но индексация не проводится, могут оштрафовать за нарушение трудового законодательства:
Такие разъяснения дал Минтруд, разобрав следующую ситуацию. В компании коллективным договором были установлены порядок и сроки индексации, но она не проводилась. Компания интересовалась, за что ее могут привлечь к административной ответственности: за невыполнение обязательств по коллективному договору или за нарушение трудового кодекса.
Интерес не праздный: в первом случае штраф совсем небольшой — от 3000 до 5000 рублей, а если повезет, можно отделаться и предупреждением. Но Минтруд выбрал второй вариант. В качестве аргумента он указал, что, если компания не индексирует зарплату, получается, что она выплачивает зарплату работникам не в полном объеме. А это уже административное правонарушение.
Если проверяющий трудинспектор других нарушений, кроме отсутствия закрепленного порядка индексации, не выявит, он, скорее всего, не будет сразу штрафовать работодателя, а выдаст предписание об устранении нарушения к определенному сроку. А вот если такое предписание не выполнить, тогда уже оштрафуют:
Налоговые последствия индексации
Никаких налоговых послаблений для работодателей, которые индексируют зарплаты, не существует. Наоборот, налоговая нагрузка может вырасти. Ведь в результате индексации оклады сотрудников повышаются, а значит, увеличивается и сумма страховых взносов — пенсионных, медицинских и на социальное страхование, — которые платят работодатели с выплат сотрудникам.
С другой стороны, те работодатели, которые применяют общий режим налогообложения и УСН «доходы минус расходы», смогут больше списать в затраты. Ведь и зарплата персонала, и страховые взносы, которые на нее начисляются, — все это уменьшает базу и по налогу на прибыль, и по «упрощенному» налогу.
Непростые разговоры о зарплате — советы специалистам и руководителям от HR-экспертов
Как специалистам повысить себе зарплату
Мало кто может набраться смелости и конструктивно поговорить с руководителем о повышении зарплаты. Без шантажа, угроз, демонстрации офферов и так далее.
Но на самом деле это не так страшно и сложно, если следовать нескольким правилам:
1. Перед разговором четко сформулируйте аргументы, на которые будете опираться в процессе. Например, вы:
— стали брать на себя новые обязанности;
— нашли новых клиентов;
— внедряете что-то полезное в работу команды;
— обучаете младших сотрудников;
— перевыполняете план по KPI.
Эти и подобные примеры — повод поговорить с руководителем об увеличении зарплаты.
2. Изучите, какие зарплаты сейчас в digital. Это поможет оценить ситуацию на рынке и понять, приемлемые ли деньги вы получаете. Свежие исследования всегда можно найти realhr.ru. Если вы пользуетесь «корпоративными плюшками» (страховка, бесплатные обеды, занятия спортом, английским и т. п.), то их стоимость тоже можно добавлять к зарплате.
3. Иногда разговор нужно отрепетировать. Можно с друзьями, а можно просто проговорить всё перед зеркалом, чтобы от волнения слова не вылетели из головы. Будьте готовы к тому, что руководитель может не согласиться с вашим мнением и привести контраргументы, их тоже нужно заранее отработать.
4. Разговаривать с руководителем стоит наедине, а не при коллегах. В противном случае можно получить демонстративный отказ, ведь на следующий день все остальные сотрудники тоже захотят прибавку к зарплате.
5. Избегайте шантажа и угроз в духе «Либо вы мне повышаете зарплату, либо я ухожу». Многие работодатели принципиально не ведут переговоры в таком ключе, предпочитая расстаться с сотрудником. Кроме того, это просто детский подход, ведь взрослый человек всегда знает, за что конкретно он хочет получить повышение / прибавку к зарплате.
6. Размахивать оффером от другой компании тоже не стоит. Возможно, это и сработает, желаемая зарплата будет у вас в кармане, но вас могут «взять на карандаш» как не слишком лояльного.
Словом, хорошие результаты работы, подготовка к разговору и конструктивные аргументы творят чудеса.
К встрече лучше подготовиться. Подумайте:
— Какие достижения у вас были за последние 6–12 месяцев. Приведите примеры и укажите конкретные цифры, если они есть.
— Какие вопросы могут быть у руководителя и как вы будете отвечать на них.
Перед встречей можно потренироваться перед зеркалом.
Встречу лучше ставить заранее и выбирать время после обеда. Как правило, люди добрее после еды.
Вести себя стоит спокойно и уверенно, а формат встречи зависит от ваших отношений с руководителем и регламентов в компании. В любом случае не стоит шантажировать руководителя и угрожать уходом в другую компанию. Театральных постановок тоже лучше избегать. Чтобы не волноваться, представьте, что самое страшное может произойти. И поймите, готовы ли вы на такой риск и что будете делать в случае неудачи.
В целом во многих компаниях принято повышать зарплату сотрудникам раз в год, поэтому получить прибавку к зарплате можно в этот период.
Если прозрачного процесса по повышению зарплаты в компании нет, то подумайте, за что руководитель может платить вам больше денег. Возможно, вы:
— совмещаете несколько ролей в рамках одной должности;
— успешно внедрили новый процесс, который привел к росту показателей или сделал работу коллег легче.
Эти и подобные истории — повод поговорить с руководителем о повышении зарплаты.
Если вы подготовились к разговору и в компании нет финансовых проблем, то руководитель, скорее всего, согласится поднять вам зарплату. Вполне вероятно, что он уже в курсе ваших достижений и готов вас поощрить.
Если вы всё же получили отказ, спросите руководителя о причинах и обсудите, что можно сделать. Как вариант, договориться о конкретных результатах, зафиксировать сроки, а после этого повторно обсудить вопрос о повышении зарплаты.
Что делать руководителям, если они не могут поднять сотрудникам зарплату
Что точно стоит сделать
1. Даже если вы боитесь потерять ценного сотрудника, нельзя по первому требованию бежать и поднимать ему зарплату. Иначе завтра все остальные ваши сотрудники тоже захотят зарплату побольше.
2. Диалог о повышении зарплаты это двусторонний процесс: ты — мне, я — тебе. Можете предложить сотруднику подготовить отчет о проделанной работе за последние 3, 6 или 12 месяцев: рассказать о результатах, проанализировать эффективные решения и ошибки. А уже после этого разговаривать о зарплате.
3. Стоит составить план задач и целей на следующие 3 месяца и зафиксировать договоренности, при соблюдении которых вы сможете поднять сотруднику зарплату. И тут два варианта: либо сотрудник выполнит план (а вы сможете справедливо повысить ему зарплату), либо он не будет работать по плану, а значит, и о повышении зарплаты говорить рано.
Чего делать нельзя
1. Оправдываться: «Ты пойми, сейчас в компании не лучшие времена», «Денег нет», «У нас кризис» и т. д.
2. Уходить от разговора. Удивительно, но я до сих пор встречаю руководителей, которые пытаются избежать подобных диалогов с сотрудниками и начинают от них прятаться (в буквальном смысле).
3. Обещать повысить заработную плату в каком-то ближайшем будущем (например, в следующем году). Подобные поступки руководителя демотивируют сотрудника и коллектив в целом, а это приводит к снижению эффективности в работе.
Что можно предложить взамен, если не можете поднять зарплату
— Один дополнительный выходной в месяц. В тот день, когда сотруднику он нужен. Очень часто работодатели бояться этой мотивации, а зря. В большинстве случаев сотруднику просто важно знать, что у него есть этот день. А пользуются данной привилегией (по моему опыту) лишь 27% сотрудников.
— Возможность иногда работать удаленно, если должность сотрудника позволяет это сделать.
— Подумать о партнерских программах, благодаря которым сотрудники смогут получать скидки в салонах красоты, фитнес-студиях и т. д
Этот список может быть бесконечным. Важно понимать, что ценно для ваших сотрудников, что их мотивирует, какие у них увлечения. Это поможет вам сформировать программу нематериальной мотивации для всего коллектива Огромная ошибка — создавать такую программу по схеме «Как у других». Так не работает.
Стоит ли искать другие варианты: например, предлагать сотруднику новую должность
Для начала разберитесь, насколько сотрудник ценен для вашего бизнеса. Применимы ли его навыки и компетенции на другой позиции, где зарплата более высокая? Готовы ли вы вкладывать время и деньги в обучение сотрудника? Если ответы утвердительные, то можно смело пробовать этот вариант.
Кроме этого, можно рассмотреть:
— Доплату за наставничество. Например, к вам обратился менеджер по продажам и просит повышения. При этом должность руководителя отдела продаж занята. Предложите сотруднику стать наставником и помогать новым коллегам.
— Дополнительные задачи, за которые сотрудник будет получать надбавку. При этом задачи могут и не относиться напрямую к его должности, главное, чтобы сотрудник смог их выполнить.
Напоследок скажу: если в компании есть гибкая система мотивации, оклад и бонусы, то таких разговоров, как правило, не возникает в принципе.
Если прямо сейчас вы не можете повысить сотруднику зарплату, то нужен честный и конструктивный диалог: расскажите, почему не можете поднять зарплату, и обсудите, что нужно сделать сотруднику, чтобы это было возможно в будущем. Зафиксируйте договоренности и сдержите свое обещание, конечно же.
Можно обсудить систему нематериальной мотивации. Для этого нужно поговорить с сотрудником и выяснить его мотиваторы: например, обучение, дополнительные дни отпуска или выходные. Если говорить о материальной мотивации, можно подумать над KPI или премиями, но это отдельная большая тема, которая требует проработки. Ещё можно предложить сотруднику другую должность, если у него есть желание и нужные компетенции.
У вас был подобный опыт? Поделитесь советами в комментариях.