рабочий лист сказка о царе салтане
Групповая работа к сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане. «
Содержимое публикации
Ипполитова Елена Викторовна
Учитель начальных классов
Задания для групповой работы к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне лебеди» на уроке литературного чтения в 3 классе по программе «Школа России»
Для каждой группы предполагаются раздаточные листы с заданиями
Задание №1 Вспомни сказку и ответь на вопросы:
Кого хотела в мужья третья девушка? – Царя.
Почему царь уехал из царства? – Была война.
Куда полетел комар, когда гости покинули остров? – В царство царя Салтана
Задание №2 Инсценировка отдельных эпизодов сказки
(первое посещение отца)
Задание №3 Собери пословицу
Проживет, злой, не, добре, человек, век, в.
Задание №4 «Угадай героя»
Все равны, как на подбор. (33 богатыря.)
Днём свет божий затмевает, ночью землю освещает. ( Царевна Лебедь.)
Он далёко бьётся долго и жестоко. ( Салтан.)
Растёт не по дням, а по часам. ( Гвидон.)
Задание №5 Подготовьте свой вопрос для другой группы.
Задание№6 Сделай иллюстрацию к своей инсценировке.
Задание №1 Вспомни сказку и ответь на вопросы:
1.В какое время суток начинается действие сказки? – Поздним вечером.
2. Что сделали бояре с царицей и её сыном, исполняя приказ царя?
3. Куда наутро отправились царица с царевичем? – В город.
4. Откуда появляются 33 богатыря в царстве Гвидона? – Из моря.
Задание №2 Инсценировка отдельных эпизодов сказки (2 посещение отца )
Задание №3 Собери пословицу
Душа, вместе, и, вся, на, месте, семья.
Задание №4 «Угадай героя»
1.Взмахнув крылами, полетела над волнами и на берег с высоты опустилася в кусты. (Лебедь).
2. Весь сияя в злате, сидит в палате на престоле и в венце с грустной думой на лице. ( Салтан.)
3. Тётке прямо в правый глаз…побледнела, обмерла и окривела. ( Повариха)
4. Эти витязи морские мне ведь братья всё родные. ( 33 богатыря.)
Задание №5 Подготовьте свой вопрос для другой группы
Задание№6 Сделай иллюстрацию к своей инсценировке.
Задание №1 Вспомни сказку и ответь на вопросы:
1.Какой праздник могла бы устроить первая девица? – Пир.
2. Какого ребёнка родила бы третья девушка? – Богатыря.
3. Кто помог выбраться бочке на берег? – волна
4. В кого обернулся во второй раз Гвидон, чтобы посетить царство своего отца? – В муху.
Задание №2 Инсценировка отдельных эпизодов сказки (приезд Салтана и счастливый конец)
Задание №3 Собери пословицу
Что, ничего, явным, бы, стало, не, нет, тайного.
Задание№4 «Угадай героя»
1.Ломит у дуба сук и в тугой сгибает лук. (Гвидон.)
2.Когти распустил, клёв кровавый навострил. (Коршун)
3.Гибель близкую торопит, бьёт крылом и в море топит. (Лебедь.)
4.Объехали весь свет, торговали соболями, чорнобурыми лисами.( Гости с корабля.)
Задание №5 Подготовьте свой вопрос для другой группы
Задание№6 Сделай иллюстрацию к своей инсценировке.
Задание №1 Вспомни сказку и ответь на вопросы:
Какая профессия была у второй девушки? – Ткачиха.
В каких родственных отношениях были все три девушки? – Сёстры.
Кто однажды заехал на остров к князю Гвидону?- Торговцы царя Салтана.
За кем охотился коршун? – За лебедью.
Задание №2 Инсценировка отдельных эпизодов сказки (Начало сказки)
Задание №3 Собери пословицу
Построишь, обмане, не, счастья, на.
1.Злыми жабами глядят. (Ткачиха, повариха и Барбариха.)
2. Эти витязи морские мне ведь братья всё родные. ( 33 богатыря.)
3. С берега душой печальной провожает бег их дальний. ( Гвидон.)
4. Кучки равные кладёт и с присвисточкой поёт при честном при всём народе. ( Белочка.)
Задание №5 Подготовьте свой вопрос для другой группы
Задание№6 Сделай иллюстрацию к своей инсценировке.
Международный открытый конкурс изобразительного искусства «ПОРТРЕТ: ЛЮДИ И ЛИЦА »
Всероссийская олимпиада по окружающему миру для дошкольников «НАВСТРЕЧУ ШКОЛЕ! Растительный мир »
Международный конкурс авторской фотографии к Дню Матери «МАМА, ТЫ ЛУЧШАЯ! »
Если вам понравилась статья, лучший способ сказать cпасибо — это поделиться ссылкой со своими друзьями в социальных сетях 🙂
Сказки А.С.Пушкина (рабочий лист)
СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА
В большинстве сказок у А.С. Пушкина описывается противостояние сил добра и зла. Чаще всего оно проявляется через столкновение отрицательных и положительных персонажей. При этом характеры героев четко определены писателем, они практически не меняются в ходе повествования.
Характерные черты в сказке раскрываются не через описание переживаний героев, а через их поступки. Такой подход характерен для фольклорных произведений.
Ф_ЛЬКЛ_Р — «народная мудрость»
Сказка о Медведихе
Сказка о Золотом Петушке
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Карточки для групповой работы на уроке литературного чтения А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки.
1.Имя персонажа
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонаж: царь Салтан
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.
Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки.
1.Имя персонажа
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонаж Царевна Лебедь
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.
Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки
1.Имя персонажа
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонаж: князь Гвидон
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.
Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки.
1.Имя персонажа
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонаж: Царица-мать
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки
1.Имя персонажа
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонаж: ткачиха и повариха
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.
Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки
1.Имя персонажа
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонаж: сватья баба Бабариха
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.
Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки
1.Имя персонажа
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонаж: Царевна Лебедь
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.
Предлагаю вам составить мини-характеристики героев сказки
1.Имя персонажа
3.Что делает?- 3 слова
4.Пословица или поговорка
Персонаж: Царь Гвидон
Подсказки:
2.Доверчивый, умная, покорная, славный, завистливая, наивный, мудрая, прекрасная, смиренная, достойный, мстительный, легковерный, благодарная, безропотная, видный, злопамятный.
3.Грустит, помогает, вредит, ждет встречи, плачет, печалится, советует, правит, переживает,
удивляется, каются, благодарит, наказывает, заботится.
Конспект урока по литературному чтению «Сказка о царе Салтане»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Подготовила: Четайкина Т.Ф.,учитель начальных классов МОУ « Средняя школа № 36»
Урок литературного чтения
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Эпиграф: «Сказка ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок!»
Тип урока: урок обобщения Форма урока: урок-беседа Цели урока: Обобщить знания о «Сказке о царе Салтане» и сделать необходимые выводы; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; отличать сказку от других произведений; учить характеризовать героев и их поступки; учить детей выделять главную мысль сказки; воспитывать доброту, милосердие. Воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства поэта. Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к истории родного края.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация, учебник, тесты, рисунки детей.
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
2.Актуализация знаний. Введение в тему.
Послушайте, пожалуйста, начало народной сказки «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц
— Вам ничего это сказка не напоминает? ( Сказку «О царе Салтане…»)
Эпиграф нашего урока «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
-Почему сказка ложь? ( В сказках выдуманные сюжеты, персонажи)
— О каком тогда намёке говорится в сказке? (Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)
— В чём сила сказок? ( Добро побеждает зло) – О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)
Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». У нас с вами заключительный урок и мы проведем его, в необычной форме. Это будет путешествие по сказке. А от вас потребуется знание сказки, внимание и память.
Переработав сюжет, Пушкин создает поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона, о его приключениях, об истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей семьей. Через 9 лет в далёком 1831 году появилась сказка созданная Пушкиным «О царе Салтане. », которую начал писать поэт в 1822 году
Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком.
· 1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)
· То на весь крещёный мир, приготовила б я пир 2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)
· То на весь бы мир одна, наткала я полотна
· 3 девица : Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)
· Я б, для батюшки – царя, родила богатыря.
· Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела
· И в светлицу входит царь, стороны той государь (кланяется третьей сестре)
· Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)
· Будь царица и роди богатыря
· Мне к исходу сентября.
· Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,
· Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.
· Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха.
-Назовите, пожалуйста, полное название сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».) — Что подсказывает название сказки? (Все перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании и герои не просто называются, им дается краткая характеристика, отношение к ним автора). – Вы слышали когда – нибудь имена героев в жизни? ( Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там, где рождаются сказки, у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из народных сказок.
3.Выборочное чтение. Работа по учебнику. А теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами из текста, зачитывая их.
1. Почему царь выбрал третью сестрицу? (с. 92)
2.Почему царю пришлось проститься с женой? ( с. 94)
3. Что же стало причиной несчастий молодой царицы? (с 94) 4.Кого родила царица? (с.94) 5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.94-95) 6.Какое указание дал гонцу царь? (с 95) 7 Как изменили настоящий приказ? (с.95) 8.Как чувствовали мать и сын себя в неволе? (с.96) 9.О чём просило дитя волну? (с.96) 10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.97) 11.О чём подумал сын, выйдя на волю? (с. 97-98) 12. Кого увидел царевич на море? (с.97-98) 13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.99-100)
Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался князь
( 1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)
14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.102)
15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.105,111,117-118)
(имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)
— Изобразите богатырей, выходящих из моря.
— Изобразите волны, набегающие на берег.
— Летящую царевну Лебедь.
— Гвидона, натягивающего лук.
— Танцующую белку, поющую песенки.
Кто из вас знает, что за музыка звучала?
— Это отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане» «Три чуда».
К творчеству Пушкина обращаются не только композиторы, но и художники. Особого блеска и выдумки достигает в своих иллюстрациях выдающийся иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.
5.Чтение понравившихся отрывков
Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.
Царь Салтан (добрый, щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)
Царь Салтан — добрый и справедливый, щедрый и очень доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и отпускает домой.
Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая, скромная, благодарная )
Царевна Лебедь — прекрасная и мудрая волшебница. Спасённая Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем становится его женой.
Ткачиха, Повариха, сватья Баба Бабариха (жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).
На какие группы можно разделить героев? (положительные и отрицательные герои) — Каких героев вы отнесли бы в группу положительных?
(Князь Гвидон, царица, царь Салтан.)
— Каких героев вы отнесли в группу отрицательных героев?
(Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха.
Действия, которые совершают положительные и отрицательные персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом случае победит!
При чтении сказок мы можем сделать выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убивай», «Почитай отца твоего и мать твою», «Не лжесвидетельствуй », «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие.
Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.
В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.
Сказка в жизни помогает, Принимать людей с добром!
9. Подведение итогов урока
— Вот и подошёл к концу наш урок. Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для себя что – то новое.
— Чему же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане? Начните со слов: Меня эта сказка научила… (доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а учиться радоваться за других людей и следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром.)
Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
И одно из чудес нашего урока, это подарок от белочки вам и нашим гостям.
Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Все молодцы!
Презентация к уроку
Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Задачи урока:
Ход урока
1. Организационный момент
Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!
2. Сообщение темы и задач урока
Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.
3. Работа над сказкой
— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).
— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)
— Что такое жанр произведения?
Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.
— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)
— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)
— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)
Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:
— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)
Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.
— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.
Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.
— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)
— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)
— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)
Слайд 16. Прочитайте об этом.
С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)
Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.
Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.
— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)
— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)
— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)
Гипербола – это преувеличение.
— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)
— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.
-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)
— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)
— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)
Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.
Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.
Слайд 23. Физкультминутка.
Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».
Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».
А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.
Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.
Итак, продолжаем работу над нашим призведением.
— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.
Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.
— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)
— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.
— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)
— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)
— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)
— Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)
— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)
— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)
— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)
— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)
— Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)
— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.
— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)
— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.
— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)
— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?
— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)
Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)
— Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.
— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)
— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)
— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)
— Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?
— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.
Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.
заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный
Слайд 33.
— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)
Сказка близится к развязке.
— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.
— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.
— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)
— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?
— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)
— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?
— Каких героев в сказке больше?
— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)
— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)
Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.
«Сказка о царе Салтане…»
Волшебные сказки
1. Нет зачина.
1. Начинается с зачина.
2. Троекратный повтор событий.
2. Троекратный повтор событий.
3. Волшебные события, герои.
3. Волшебные события, герои, предметы.
5. Зло прощено.
6. Сказочная концовка.
6. Сказочная концовка.
Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».
Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.
4. Заключительная часть
Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.
Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.
5. Домашнее задание
Выучить понравившийся отрывок наизусть.
Слайд 38. Спасибо за урок!