рабочая тетрадь практикум по истории для спо
Рабочая тетрадь по дисциплине «История» для СПО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
цикловой комиссией ООД дисциплин
Протокол № ____ от «__»_____________2016 г.
Председатель цикловой комиссии
Рабочая тетрадь разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта
Организация-разработчик: СОГБПОУ «Ярцевский индустриальный техникум»
Для средних специальных учебных заведений
Рецензия на рабочую тетрадь
по дисциплине «История»
преподавателя истории Курапиной Н.В.
Рабочая тетрадь разработана на основе ФГОС СПО III поколения.
Тетрадь содержит задания различных уровней сложности, предназначенные для закрепления знаний студентов, а также для углубления уже имеющихся знаний. Проблемно-познавательные задания позволяют отработать практические умения и навыки, на это направлены задания по группировке информации, установления хронологической и логической последовательности, задания на установление соответствия, анализ исторических источников. Вопросы и задания, предложенные студентам, требуют от них знания фактов, дат, наиболее важных понятий. В тетради уделяется внимание региональному компоненту.
Рабочая тетрадь даёт возможность лучше организовать самостоятельную работу студентов как на уроках, та и во внеурочное время – дома. При выполнении заданий как репродуктивного, так проблемно-познавательного уровней, совершенствуются навыки работы с материалом учебника и историческими документами, а также значительно облегчается работа по осуществлению контроля усвоения знаний на всех этапах учебного процесса.
ТЕМА 1. Первобытная эпоха.
Задание 1. Выберите правильный ответ
1. Палеолитическое хозяйство было производящим.
2. Первым металлом, использованным человеком была медь.
Задание 2. Расставьте этапы становления человека в хронологическом порядке.
3) Человек разумный
4) Человек умелый
5) Кроманьонец
Задание 3. Подпишите названия первых орудий труда человека.
____________ _____________ ____________ ___________ ____________
Задание 4. Впишите пропущенные слова в текст «Как была найдена пещерная живопись».
Около _______ лет назад один археолог обследовал пещеру _______________ в ___________. Он взял с собой _____________ ____________. Внезапно она закричала: «___________, __________!». ____________ засмеялся, но когда он поднял голову, то увидел на потолке пещеры огромные, написанные красками фигуры _____________.
Задание 5. Соотнесите название расы с признаками, которые её отличают от других рас.
Тёмные прямые волосы, специфический разрез глаз, лицевой скелет с выступающими скулами
Тёмная пигментация кожи, жёсткие курчавые волосы, слабый рост бороды и усов
Мягкие волосы, сильное развитие волосяного покрова, выступающий нос
Сочетание негроидных и европеоидных черт
Задание 6. Заполните таблицу.
Периоды первобытного общества
Ранний железный век
ТЕМА 2. Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока.
Задание 1. Восстановите социальную структуру Древнего Египта в иерархическом порядке.
Задание 2. В поучении говорилось: «Сделайся ______________! Он освобождён от повинностей, он охранён от всяких работ, он удалён от мотыги и кирки. Ты разодет, тебя возвеличивают…»
О какой выгодной должности в Египте идёт речь?
«Я – царь совершенный. Я начертал свои драгоценные слова на камне, чтобы сильные не притесняли слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове… Если кто-либо из людей уничтожит мои законы, сотрет мое начертанное имя на камне и напишет свое – будь то царь, будь то простой человек, пусть великие боги проклянут его судьбу». Так писал Хаммурапи, правитель Вавилонского царства.
Восстановите 5 законов царя, найденные на стеле.
Задание 4. Заполните таблицу «Социальная структура древнеиндийского общества»
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь-практикум предназначена для студентов всех специальностей, изучающих курс «Истории Иркутской области». Задания рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор студентов.
Включенные в тетрадь задания предусматривают разнообразные формы работы и могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочное время.
В пособии представлены различные тесты, задачи, исторические источники, проблемные вопросы, и иные формы контроля знаний студентов.
Все задания в методическом пособие соответствуют рабочей программе и календарному тематическому плану преподавателя
Условные обозначения:
Напишите ответ используя источник.
Выполни задание на компьютере в любых доступных тебе программах
Заполните таблицу, схему, кроссворд, семинар, викторина.
Отметь правильный ответ; установи соответствие между понятиями и определением, соотнесите даты и события.
Выполни контрольную (промежуточную, рубежную, итоговую) работу
Раздел 1. Наш край в древности.
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из
бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример
прошлого». Н.М. Карамзин
Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Иркутской области
«Бодайбинский горный техникум»
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ- ПРАКТИКУМ
« ИСТОРИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ»
(для студентов всех специальностей, изучающих курс «История Иркутской области)
Рабочая тетрадь-практикум предназначена для студентов всех специальностей, изучающих курс «Истории Иркутской области». Задания рассчитаны на более прочное усвоение, повторение и закрепление знаний. Некоторые задания содержат дополнительную информацию, расширяющую кругозор студентов.
Включенные в тетрадь задания предусматривают разнообразные формы работы и могут быть использованы как на уроке, так и во внеурочное время.
В пособии представлены различные тесты, задачи, исторические источники, проблемные вопросы, и иные формы контроля знаний студентов.
Все задания в методическом пособие соответствуют рабочей программе и календарному тематическому плану преподавателя
Напишите ответ используя источник.
Выполни задание на компьютере в любых доступных тебе программах
Заполните таблицу, схему, кроссворд, семинар, викторина.
Отметь правильный ответ; установи соответствие между понятиями и определением, соотнесите даты и события.
Выполни контрольную (промежуточную, рубежную, итоговую) работу
Раздел 1. Наш край в древности.
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из
бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример
Задание 1. Выбери правильный ответ используя карту.
Первые стоянки первобытных людей на территории нашей области были обнаружены археологами;
М.М.Герасимовым и А.П.Окладниковым;
М.М. Ломоносовым и Н.Карамзиным
В.О. Ключевским и С. Соловьевым.
Задание 2. Выбери правильный ответ:
Первые стоянки первобытных людей были обнаружены на территории:
на левом берегу Белой у селения Мальта в 1928 году;
на правом берегу Ангары, у селения Нижняя Буреть в 1936 году;
на берегах озера Байкал в 1935 году;
берега реки Лена и ее притоки в 1938 году;
Занятия первобытных людей в период палеолита.
Опишите по плану иллюстрацию.
Кто изображен на иллюстрации?
Почему первобытные люди так выглядят?
Как назывались жилища первобытных людей?
Что можно сказать о занятии людей и орудиях труда?
Задание 5. Расскажите о зарождавшемся искусстве у первобытных людей.
Задание 2. Выбери правильный ответ:
Религия первобытных людей Прибайкалья.
Раздел 2. Коренное население Прибайкалья. (работа в классе)
Задание 1. Заполните таблицу используя учебник стр.20-29 и атлас.
Вывод: что общего и чем отличались коренные народы Прибайкалья.
Раздел 2. Коренное население Прибайкалья. (проверка домашнего задания).
Опишите один из коренных народов Прибайкалья используя план.
место расселения народа.
быт (одежда, жилище, пища)
Почитайте документ и ответьтее на вопросы.
Из путевого дневника Эверта (Эберхарта) Исбранта Идеса о бурятах – коренных жителях Прибайкалья.
Этот край, вплоть до Байкальского озера орошаемый Ангарой, населен язычниками, называемыми бурятами (Buratti). В этой местности на холмах и долинах живет много бурят, которые весьма ‘богаты рогатым скотом, длинношерстными быками и коровами. Все они имеют весьма низкие жилища, сколоченные из дерева и покрытые дерном. Вверху, на крыше, ‘находится дымовое отверстие; огонь разводят они посредине жилища. Они не знают ничего о хлебопашестве или огородничестве. Их дома объединены в деревни, расположены обыкновенно около рек. Буряты не меняют своего местожительства подобно тунгусам или другим народам. Вблизи от их домов стоят воткнутыми в землю стрелы, жерди и копья, к которым прикреплено несколько козлов и овец. Весною и осенью объединяются толпами до ста человек и отправляются верхами на охоту на оленей, диких коз и овец; эта охота называется ablavo. Когда они приезжают в то место, ‘где они выслеживают дичь, разъезжаются они ио окрестности, чтобы удобнее настигнуть зверя и окружить его кольцом. Если они могут достать до него своими стрелами, то каждый стреляет из своего лука, так что редкий зверь остается в живых, потому что каждый стрелок один за другим может сделать тридцать выстрелов. По окончании охоты каждый охотник выдергивает свои стрелы (из убитого зверя). Случается при этом, что в суматохе попадают в лошадей и некоторых из них убивают. С убитой дичи снимается шкура, мясо отделяется от костей и затем высушивается на солнце. Когда запас (мяса) кончен, они вновь отправляются на охоту.
Как мужчины, так и женщины высоки ростом, крепкого телосложения и по-своему довольно красивы, лицом своим напоминая несколько китайских татар. Зимою и те и другие носят длинные халаты (Rocke) из овечьего меха и подпоясываются широким поясом, отделанным железом. Они имеют род шапок, которые они называют mala— chaven и которые зимою можно опустить на уши. Летом носят они одежду из скверного красного сукна.
Девушки заплетают свои волосы во много косичек, которые стоят и торчат во все стороны. Замужние женщины носят одну косу, свисающую сзади головы и украшенную оловянными фигурами.
Когда кто-нибудь из них умирает, то они погребают в красиво разукрашенных одеждах с луком и стрелами. Их богослужение состоит единственно в том, что они несколько раз в году с преклонением головы воздают некоторые почести дохлым козлам и овцам, которые прикреплены перед их жилищами. То же самое делают они, обращаясь к солнцу и луне, склоняясь на колени с протянутыми руками и не произнося при этом ни слова.
Когда кто-либо из них должен принести клятву, то они отправляются на озеро Байкал, близь которого находится гора, почитаемая ими священной. На этой горе приносят они свою клятву, кто же принесет ложно, тот, по их мнению, не сойдет живым вниз. На ней приносят они также в жертву убойный скот.
О чем говорится в документе?
Кто автор документа? Как автор описывает жизнь бурят в средневековье?
Как автор описывает религиозные культы бурят?
Раздел 3. Иркутская земля в средние века и образование Иркутского острога». Кроссворд на тему «Иркутская земля в средние века и образование Иркутского острога».
Присоединение «Брацкой землицы».
Первые остроги на территории нашего края.
Коренное население края: быт, занятия, верования.
Кликните на кроссворд для просмотра ответов
1. Первый русский землепроходец во время колонизации Прибайкалья(фамилия)
3. Самый крупный, один из первых землевладельцев в ангаро-ленском крае
4. Как называется приток Оки, на берегах которого произошло самое большое сражение русских с бурятами
7. Народность, называемая до 30-х годов хх века карагасами
8. Коренные обитатели Восточного Прибайкалья
10. Центральная башня Иркутского острога
12. С приходом русских Иркутская земля была разделена на
13. Век, в котором появились первые орудия из металла
15. Символ Иркутской области, изображенный на гербе
16. Основное занятие эвенков
17. Люди, которые разыскивают слюду
18. Эпоха, совпавшая с окончанием ледникового периода
19. Первое название Иркутского острога
21. Съезд и праздник у тофалар
22. Именование жителей Предбайкалья, в переводе означающее “лесные народы”
1. Кто заложил Иркутский острог в 1661
2. Традиционные сапоги у эвенков
4. Самая многочисленная народность тюркского происхождения
5. Первый острог в 1630 году
6. Первое каменное строение в городе Иркутске
9. Основная форма религии бурятского народа
11. Первый монастырь на Иркутской земле
14. Первый воевода в Иркутском воеводстве
20. Глава всех тофов
21. Шуба, сшитая шерстью наружу у бурятского народа
Раздел 3. Земля Иркутская в XVIII веке. (проверка домашнего задания).
Какое сословие играло главную роль в заселении края в XVIII веке?
а. крестьяне; в. буряты;
2. Численность населения края к концу XVIII века:
а. 150 т.ч; в. 102, 5 т.ч;
б. 170 т.ч; г. 102 т. ч,
3. Развитию хозяйства и торговли….
а. постройка Московского сухопутного тракта;
б. строительство железной дороги;
г. речной торговый путь;
4. Основной хлебной культурой в губернии была…
6.В XVIII веке в губернии появляются мануфактуры:
а. суконная; в. винокуренный завод;
б. шелкоткацкая; г. все перечисленное;
7. Открытие Иркутской городской думы состоялось:
8. Первая школа в Иркутске была открыта:
Проанализируйте описание Радищева А.Н об Иркутске конца XVIII века.
«Иркутск есть город, который, особливо благодаря его обширной торговле, заслуживает внимания отменного. Он есть склад всего торгового дела сей губернии, исключая те товары, что, не попадая в него, идут из Якутска прямо в Енисейск.
Иркутск, будучи теперь истинным центром сибирской торговли, будет распространяться паче и паче и, если можно проницать слабыми нашими взорами в будущее, он по положению своему определен быть главою оильныя и обширныя области.
Из сравнения Тобольска с Иркутском открывается, что хотя все в последнем начиналось позднее, по крайней мере полувеком, многое однако поровнялось и даже выпередило. Столь счастливое слияние надобно приписывать не разнице в широте, а собственно торговле кяхтинской. »
Каким Радищев видит Иркутск?
В чем автор видит главное предназначение города?
3. В чем главное отличие Иркутска от других городов Сибири по мнению Радищева?
Вставьте пропущенные слова в тексте. И составьте по алгоритму портрет именитой личности XVIII века Иркутска, с использованием алгоритма.
В Маратовском предместье г. Иркутска, недалеко от моста через р. Ушаковку, в ограде бывшего Знаменского монастыря стоит высокий старинный памятник на могиле знаменитого мореплавателя XVIII века………………………………., прозванного современниками «русским Колумбом». Надгробие было сделано русскими мастерами в Екатеринбурге, откуда доставлено в Иркутск в 1800 г. Выделяется стихотворная надпись, составленная известным русским поэтом…………………………….
«Колумб здесь росский погребен!
Преплыл моря, открыл страны безвестны,
И, зря, что все на свете тлен,
Стихотворная надпись на южной стороне памятника составлена поэтом …………………………….
Направил парус свой
Искать сокровищ торных неземных,
Как рассказать о политическом / государственном деятеле (алгоритм)
1. Социальное происхождение. Условия, в которых формировались характер, взгляды. Влияние среды или обстоятельств жизни на формирование личности.
2. Начало политической карьеры.
3. Интересы какой социальной группы или класса политический деятель выражал? В чем заключались особенности, исторические цели данной группы?
4. Личные качества. Насколько они подходили для достижения поставленной цели?
5. Средства и способы, которые он использовал для достижения политических целей. Насколько они соответствовали требованиям времени?
6. Каких результатов добился? Причины успеха (неудач).
7. Роль в истории. Влияние его деятельности на дальнейший ход событий.
Раздел 5. Отечественная война 1812 года и иркутская губерния.
1.Работа с документом. С помощью вопросов составьте ответ используя текст.
В Отечественной войне 1812 г. народы нашей страны совершили героический подвиг, разгромив наполеоновскую армию, вторгнувшуюся на территорию России.
Сибирские полки храбро сражались с неприятелем под Гжатском и Вязьмою, Малоярославцем и Смоленском, Гамбургом и Лейпцигом. Преследуя отступающего противника в составе русских армий, сибирские воинские части дошли до столицы Франции — Парижа. За боевые заслуги они были награждены знаменами, серебряными трубами и другими знаками отличия.
Патриотизм сибиряков в Отечественной войне 1812 г. выразился и в сборе денег для создания народных ополчений. Несмотря на то, что в Иркутской губернии три года, предшествовавших войне, были неурожайными, крестьяне продавали за бесценок скот и даже хлеб на корню и вносили пожертвования на разгром врага. Только в августе и сентябре 1812 г. граждане Иркутской губернии внесли в фонд обороны более 50 тыс. рублей, а за весь 1812 г.— более 170 тыс. рублей деньгами, золотом и серебром. В составлении фонда обороны активное участие принимало и бурятское население, вносившее, кроме денег, мясо, кожи, скот.
О патриотизме населения Иркутской губернии рассказывают многие документы, как, например, рапорты волостных правлений, извещавших губернские власти о том, что «. в доказательство преданнейшей любви к отечеству, призывающему ныне всех верных сынов своих на помощь против неприятельского нашествия, усугубили добровольные приношения, не щадя ничего возможного по уделению от избытков своих. »
1.Как проявили себя жители Иркутской губернии, в войне 1812 года?
2.О чем свидетельствуют факты.
ВЕДОМОСТЬ О ПОЖЕРТВОВАНИЯХ НАСЕЛЕНИЯ НИЖНЕ-ИЛИМСКОЙ ВОЛОСТИ НА НУЖДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 г.
ВЕДОМОСТЬ учинена в Нижнеилимском волостном правлении о пожертвованиях денежных приношениях на предмет нового в государстве ополчения по Нижне Илимской волости с 28 августа по 1 октября месяца 1812 г.
Куда деньги отосланы и у кого хранятся
С. Нижнеилимской волости
С. Нижнеилимской волости
Деревня Ярской, крестьянин Ефим Перфильев
В Карапчанских селениях
Вдова Арина Банщикова
Иван Федоров Зарубин
Василий Васильев Зарубин
Иван Спиридонов Ступин
Из числа значащихся по сей ведомости пожертвованных разными людьми на ополчение новых в государстве войск денег тысяча пятьсот один рубль Волостным головою Бубновым собраны полностью и хранятся у него в правлении все сполна на лицо, а прочие сто рублей семьдесят копеек еще от пожертвователей не получены
ВСЕГО 1151 Р.70 КОП.
В списке 92 человека из существующих до сих пор деревень Нижнего Илима и примыкающего Приангарья. Сбор пожертвований шел повсеместно по губернии. Иркутское мещанское общество внесло 5075 руб., жители Подымахинской волости — 343 руб., кудинские буряты —600 руб., верхоленские — 800 руб. и т. д. Больше всего пожертвований поступало из скудных средств простых людей, а богатые купцы ограничивались внесением 5—10 рублей.
В 1812 г. многие иркутяне добровольно шли в рекруты.
1.Проанализируйте полученные данные.
2.Сделайте вывод о поведении жителей Иркутской губернии в годы Отечественной войны 1812 года.
Памятка для оценки устного ответа на уроке истории.
1.Внимательно выслушай ответ своего одноклассника.
2.Обрати внимание: по существу ли поставленного вопроса отвечал твой одноклассник.
3.Верно ли воспроизведены в ответе факты, даты нужных событий, названия географических объектов, имена и фамилии участников событий.
4.Если есть необходимость, дополни ответ одноклассника.
5.Сделан ли вывод в конце выступления.
6.Попробуй оценить ответ.
•Оценка «пять» — материал изложен полно, дополнения не требуются. Речь грамотная.
•Оценка «четыре» — в изложении материала допущены незначительные неточности. Речь хорошая.
•Оценка «три» — в изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся).
Анализ исторических источников, ответы на вопросы к документу.
КРАЙ КАТОРГИ И ССЫЛКИ.
«Из вздохов заключенных рождаются бури, низвергающие дворцы».
Еще в 1649 г. «Уложение» царя Алексея Михайловича установило ссылку «на житье на Лену». Царизм отправлял в Сибирь многих своих политических врагов. Одним из первых ссыльных в Восточной Сибири был мятежный фанатик, раскольник протопоп Аввакум, который в середине XVII в. сидел в Братском остроге. В 1792—1797 гг. в илимской ссылке находился первый русский революционер А. Н. Радищев.
Массовая политическая ссылка в Иркутскую губернию началась с XIX века. Кроме того, Иркутск был главным распределительным и пересылочным этапом для всех политических каторжан и ссыльных, следовавших в Восточную Сибирь (Якутию, Нерчи-нскую каторгу и др.).
Через Иркутскую губернию прошли декабристы, участники польских восстаний 1830—1831 гг. и 1863— 1864 гг., петрашевцы, революционные демократы (Н. Г. Чернышевский, М. И. Михайлов, В. А. Обручев и др.), революционеры 70—80-х годов (В. Обнорский, П. Алексеев, И. Мышкин, Г. Лопатин, Д. Рогачев, П. Войнаральский и др.), первые марксисты (Н. Е. Федосеев, Л. Б. Красин, М. И. Бруснев и др.), почти вся старая большевистская гвардия, участники массового революционного движения в России.
В начале XX в. только в Восточной Сибири жило более 100 тыс.-ссыльных разных категорий. В. И. Ленин писал: «Все тюрьмы переполнены борцами за свободу. »
Политическая каторга в нашем крае началась с XIX в. Осенью 1826 г. в Усольский солеваренный завод и на винокуренные заводы, расположенные недалеко от Иркутска, прибыла первая группа декабристов: А. Якубович, Е. Оболенский, С. Волконский, С. Трубецкой, А.и П. Борисовы, А. Муравьев и др.
Мучительно тяжелым был каторжный путь. На каторжан надевали ручные и ножные кандалы и во избежание побегов приковывали друг к другу, и так шли. они от этапа к этапу, сопровождаемые охраной, к месту каторги, делая до 120 верст в неделю, невзирая на погоду и состояние здоровья. Измученные дальней дорогой, по прибытии к месту назначения каторжане попадали в ужасные условия. Непосильный труд, подчас никому ненужный и рассчитанный только на то, чтобы «занять время и истратить напрасно силы арестантов». Розги, кнут и палки следовали за малейшее неповиновение. Каторжанам брили половину головы, ставили клеймо на лице, позже на плече.
Политическую каторгу в Иркутской губернии (на Усольском и Усть-Кутском солеваренных заводах, Александровском винокуренном заводе, на строительстве Кругобайкальского тракта) отбывали польские революционеры.
Одним из наиболее жестоких мест каторги в России стала с 1873 г. «воспетая» в песнях и печально знаменитая на всю Сибирь Александровская центрально-каторжная тюрьма (Александровский централ) и при ней пересыльная тюрьма, через которые прошли виднейшие деятели большевистской партии В. К- Курнатовский, Ф. Э. Дзержинский, Г. К. Орджоникидзе, В. |В. Куйбышев, М. В. Фрунзе и др. В Александровской центральной каторжной тюрьме в особо жестком режиме содержались политические каторжане, половину которых после революции 1905—1907 гг. составляли рабочие.
Политические ссыльные сыграли значительную роль в изучении края, вели культурно-просветительную работу среди местного населения. Политические ссыльные и каторжане в самых тяжелых условиях не прекращали своей революционной борьбы. Декабрист М. Лунин в с. Урике продолжал выступать против самодержавия. В 1866 г. польские повстанцы, отбывавшие каторгу на строительстве Кругобайкальского тракта, смело подняли восстание с целью добиться свободы. Борьба против тюремного режима и произвола царских сатрапов не прекращалась и в Александровском централе. В 1902 г. под руководством Ф. Э. Дзержинского в пересыльной тюрьме заключенные выступили против произвола тюремной администрации. В 1910 г. политические заключенные во главе с С. Ф. Артемом (Сергеевым) организовали празднование 1 Мая.
В конце XIX века, находясь в иркутской ссылке, первые марксисты способствовали распространению идей марксизма в крае, создавали марксистские кружки. Л. Б. Красин выступил с пространной статьей, где одним из первых сделал марксистский анализ экономического развития Сибири в конце XIX века и его перспективах.
С революционной деятельностью ссыльных большевиков связано возникновение иркутской партийной организации, революционное движение в крае, установление Советской власти. Осенью 1905 г. в составе Иркутского комитета РСДРП работал ученик и соратник В. И. Ленина И. В. Бабушкин. В рядах иркутской большевистской организации находился виднейший деятель Коммунистической партии П. П. Постышев.
Князь Сергей Петрович Трубецкой Никита Михайлович Муравьев
Почему именно Сибирь становится местом каторги и ссылки?
В чем вы видите прогрессивность этого явления?
Какой вклад ссыльные и каторжане внесли в развитие нашего края?