реш история 6 класс урок 32
История. 6 класс
Московское государство в новых геополитических условиях
Урок посвящён первым шагам московского объединённого государства в новых геополитических условиях. В правление Ивана III и Василия III одновременно происходят знаменательные внутренние процессы, такие как ликвидация уделов, формирование новой социальной структуры российского общества и закрепление её в обновлённом законодательстве – Судебнике 1497г. и изменяется цивилизационный фон. На месте Византийской возникает Османская Империя, распадается Золотая Орда, сдвигаются границы Восток – Запад. Как всё это отражается на картине мира человека московской Руси, мы и попытаемся выявить на материале урока.
Цели и задачи
Цель: сформировать понимание того, что процесс объединения является закономерным этапом поступательного развития государства, определить место России в кругу соседних государств, выявить её своеобразие и объяснить его причины.
— описать процесс и результаты ликвидации уделов, складывание системы поместного землевладения и дворянского сословия;
— на примере нового Судебника рассказать о складывании единого правого поля централизованного Московского государства, появлении новых экономических и юридических взаимоотношений между землевладельцами и земледельцами, усложнение структуры общества.
Узнаем, научимся, сможем
— как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве и как изменилась система управления государством;
— о появлении новых групп населения и новых органов управления, о принятии общерусского судебника;
— объяснять понятие централизованное государство, доказывать на примерах, что к началу ХV в. влияние Московского княжества в русских землях значительно усилилось;
— давать определение понятиям: поместье, помещики, дворяне, объяснять различия в положении групп населения;
— называть признаки единого централизованного государства;
— находить на карте территории вошедшие в состав Московского государства при Иване III и Василии III;
— описывать новую государственную символику, атрибуты царской власти.
История. 6 класс
Московское государство в новых геополитических условиях
Урок посвящён первым шагам московского объединённого государства в новых геополитических условиях. В правление Ивана III и Василия III одновременно происходят знаменательные внутренние процессы, такие как ликвидация уделов, формирование новой социальной структуры российского общества и закрепление её в обновлённом законодательстве – Судебнике 1497г. и изменяется цивилизационный фон. На месте Византийской возникает Османская Империя, распадается Золотая Орда, сдвигаются границы Восток – Запад. Как всё это отражается на картине мира человека московской Руси, мы и попытаемся выявить на материале урока.
Цели и задачи
Цель: сформировать понимание того, что процесс объединения является закономерным этапом поступательного развития государства, определить место России в кругу соседних государств, выявить её своеобразие и объяснить его причины.
— описать процесс и результаты ликвидации уделов, складывание системы поместного землевладения и дворянского сословия;
— на примере нового Судебника рассказать о складывании единого правого поля централизованного Московского государства, появлении новых экономических и юридических взаимоотношений между землевладельцами и земледельцами, усложнение структуры общества.
Узнаем, научимся, сможем
— как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве и как изменилась система управления государством;
— о появлении новых групп населения и новых органов управления, о принятии общерусского судебника;
— объяснять понятие централизованное государство, доказывать на примерах, что к началу ХV в. влияние Московского княжества в русских землях значительно усилилось;
— давать определение понятиям: поместье, помещики, дворяне, объяснять различия в положении групп населения;
— называть признаки единого централизованного государства;
— находить на карте территории вошедшие в состав Московского государства при Иване III и Василии III;
— описывать новую государственную символику, атрибуты царской власти.
История. 6 класс
Конспект урока
Урок 32. Московское государство и его соседи во второй половине XV в
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
Юрьев День – время, когда крестьянин мог расплатиться с помещиком и перейти в другое имение. С 1497 года оно ограничивалось периодом за неделю до 26 ноября и неделю после, когда сельскохозяйственные работы обычно заканчивались.
Судебник – свод законов, единых для всего государства. Был введён вместо действовавшей до этого «Русской Правды», включив её в свой состав.
Пожилое – компенсация землевладельцу за потерю рабочих рук, выплачивалась при переходе от одного землевладельца к другому.
Черносошные (государственные) крестьяне – крестьяне, которые не были лично зависимыми от землевладельца, а потому платили налоги и исполняли повинности не в пользу помещиков, а в пользу Российского государства.
Казаки – представители военного сословия, образовавшегося на окраинах Русского государства и Речи Посполитой (объединённое польско-литовское государство); пользовались самоуправлением, исполняли службу по охране границ.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Расположите события в хронологической последовательности.
А) Начало правления Василия III.
Б) Взятие Смоленска русскими войсками.
В) Принятие первого свода законов Московского государства.
Г) Присоединение Твери.
Д) Ликвидация самостоятельности Новгорода.
Д) Ликвидация самостоятельности Новгорода.
Г) Присоединение Твери.
В) Принятие первого свода законов Московского государства.
А) Начало правления Василия III.
Б) Взятие Смоленска русскими войсками.
Задание 2. Вычеркните в тексте слово или словосочетание, которое является лишним в ряду.
Участниками событий, связанных со «стоянием» на реке Угре, были: Иван III, Ахмат, Даниил Холмский, Казимир IV, Улу-Мухаммед, Менгли-Гирей.
История. 6 класс
Московское государство в новых геополитических условиях
Урок посвящён первым шагам московского объединённого государства в новых геополитических условиях. В правление Ивана III и Василия III одновременно происходят знаменательные внутренние процессы, такие как ликвидация уделов, формирование новой социальной структуры российского общества и закрепление её в обновлённом законодательстве – Судебнике 1497г. и изменяется цивилизационный фон. На месте Византийской возникает Османская Империя, распадается Золотая Орда, сдвигаются границы Восток – Запад. Как всё это отражается на картине мира человека московской Руси, мы и попытаемся выявить на материале урока.
Цели и задачи
Цель: сформировать понимание того, что процесс объединения является закономерным этапом поступательного развития государства, определить место России в кругу соседних государств, выявить её своеобразие и объяснить его причины.
— описать процесс и результаты ликвидации уделов, складывание системы поместного землевладения и дворянского сословия;
— на примере нового Судебника рассказать о складывании единого правого поля централизованного Московского государства, появлении новых экономических и юридических взаимоотношений между землевладельцами и земледельцами, усложнение структуры общества.
Узнаем, научимся, сможем
— как и почему изменился характер княжеской власти в Московском государстве и как изменилась система управления государством;
— о появлении новых групп населения и новых органов управления, о принятии общерусского судебника;
— объяснять понятие централизованное государство, доказывать на примерах, что к началу ХV в. влияние Московского княжества в русских землях значительно усилилось;
— давать определение понятиям: поместье, помещики, дворяне, объяснять различия в положении групп населения;
— называть признаки единого централизованного государства;
— находить на карте территории вошедшие в состав Московского государства при Иване III и Василии III;
— описывать новую государственную символику, атрибуты царской власти.
История. 6 класс
Удельная система – закономерный этап развития средневековой Руси
Необходимо запомнить
После смерти старшего сына Владимира Мономаха Мстислава Великого в 1132 году начинается ожесточенная борьба за великокняжеский престол. В результате страна распадается сначала на 15 независимых княжеств, а к середине XIII века количество их доходило уже до 50. Дальнейший процесс был несколько замедлен нашествием войск Батыя, но позже продолжился, и в годы правления Ивана Калиты количество княжеств достигло 250. Процесс политической раздробленности – это закономерный процесс, т.к. складываются новые феодальные отношения, при которых землевладельцам уже не нужна сильная центральная власть. Если развитие государственности не нарушается чрезвычайными обстоятельствами, то на смену раздробленности закономерно приходит следующий этап – централизация и новое объединение.
Выборы посадника в Новгороде
Древнерусская культура
Спасо-Преображенский собор. Мирожский монастырь. Псков. XII в.
Собор Сан-Нико́ла-деи-Гре́чи (Марторана). Палермо. Сицилия. XII в.
Представьте себе, что Мирожский монастырь в Пскове наверняка создавался той же разъездной бригадой греческих художников, что и ансамбль Мартораны (Сан-Нико́ла-деи-Гре́чи) в Палермо на Сицилии, в норманнском королевстве. А в Новгороде найдена усадьба живописца Олисея Гречина, известного нам также и по письменным источникам. Скорее всего, он был человеком древнерусской культуры, однако провел много лет в Византии, перенял там греческие обычаи и поэтому получил своё прозвание. Так, через людей, осуществляется в истории взаимодействие цивилизаций и распространяются культурные достижения.