рабочая программа по истории ставропольского края
Рабочая программа по истории Ставропольского края (6 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
Предгорного муниципального ОКРУГА
357350 Ставропольский край, Предгорный район, ст. Ессентукская
Рабочая программа по истории Ставрополья
Составитель: учитель истории и обществознания
Шатыркина Маргарита Михайловна
2021-2022 учебный год
Рабочая программа по «История Ставрополья» разработана на основе ФГОС, требований к результатам освоения основной образовательной программы ООО, муниципального бюджетного учреждения СОШ № 7 с учетом примерной программы основного общего образования по «Истории Ставрополья». Рабочей программы учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (5-9) классы (Автор: Н.Г. Масюкова).
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы составляют следующие документы:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 « Об утверждении федерального образовательного стандарта основного общего образования»;
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования
(одобрена решением федерального учебного методического объединения по общему образованию в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г.)
Рабочая программа ориентирована на учебник для 5-6 классов «История Ставрополья» авторы М.Е. Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов, Н.Г. Масюкова, В.А. Бабенко, С.Н. Котов и др., /Москва «Просвещение» 2021/.Учебно-методическое пособие для общеобразовательных организаций «История Ставрополья» 5-10 классы Москва
Согласно учебному плану на изучение «Истории Ставрополья» отводится 1 год.
В 6 классе 35 часов. Срок реализации рабочей программы 2021-2022 уч.год.
Цели и задачи изучения учебного курса «История Ставрополья»
• Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоиндентификации обучающегося, осмысление им опыта истории Ставропольского края как части российской истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
• овладение базовыми знаниями по истории Ставропольского края, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений.
• формирование умения применять знания по истории Ставропольского края для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном регионе;
• формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта Старополья и России;
• развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Планируемые результаты освоения учебного курса «История Ставрополья»
Формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, Ставропольскому краю, к прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа);
осознание этнической принадлежности, знание истории Ставропольского края, основ культурного наследия народов Ставропольского края (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов, находившихся на территории современной России);
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Ставропольского края.
Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов); формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
использовать информационно-коммуникационные технологии;
Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век до нашей эры, век нашей эры);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпоху Средневековья на территории Ставропольского края; соотносить хронологию истории Ставропольского края и Руси;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм средневековых обществ; б) основных групп населения; в) религиозных верований людей в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников средневековой культуры на территории Ставропольского края: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям истории Ставрополья средневекового периода;
локализовать хронологические рамки и рубежные события Средневековья как исторической эпохи, основные этапы региональной и отечественной истории периода Средних веков; соотносить хронологию истории Руси и истории Ставропольского края в Средневековье;
использовать историческую карту как источник информации о границах Руси и Ставрополья в Средневековье, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений — походов, завоеваний, колонизации и др.;
анализировать информацию различных источников по региональной истории Средневековья;
составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп Ставрополья в Средние века, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях региональной истории Средних веков.
систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по региональной истории Средних веков;
раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития Ставрополья в Средние века; б) представлений о мире и общественных ценностях; в) быта и художественной культуры Ставрополья в Средневековье;
объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов региональной истории Средних веков;
сопоставлять развитие Ставрополья и Руси в Средние века, сравнивать исторические ситуации и события;
давать оценку событиям и личностям региональной истории Средних веков.
соотносить хронологию истории Ставрополья, Руси и Всеобщей истории;
проводить поиск информации в исторических текстах, картах и материальных исторических памятниках Ставрополья;
объяснять причины и следствия ключевых событий региональной и отечественной истории периода Средних веков;
давать оценку событиям и личностям региональной истории этого периода.
Выпускник получит возможность научиться:
сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Ставрополья, объяснять, в чём заключается их художественные достоинства и значение.
Введение. Край наш Ставрополье или что изучает краеведение. (1ч.)
Региональная и локальная история, краеведение. Предмет истории Ставропольского края. История Ставрополья как неотъемлемая часть истории России. Факторы самобытности региональной истории. Природный фактор в региональной истории. Источники по истории Ставрополья. Особенности ра- боты с учебником.
Раздел II . Территория Центрального Предкавказья в эпоху Средневековья. (32ч.)
Тема1.Территория Центрального Предкавказья в эпоху Великого переселения народов (2ч.)
Понятие, хронологические и территориальные рамки Великого переселения народов. Появление в I в. аланов на Северном Кавказе. Походы аланов через Кавказ. Происхождение кочевых племен гуннов. Движение гуннов на запад начиная со второй половины II в. Появление гуннов на Боспоре. Приближение гуннов к границам Римской империи в 376 г. Влияние гуннов на города Боспора. Гунны на Северном Кавказе. Поход гуннов в Закавказье в конце IV в. н. э. Влияние гуннов на этническую картину Северного Кавказа в эпоху раннего Средневековья.
Тема2.Территория Центрального Предкавказья в эпоху раннего Средневековья. Шелковый путь (7ч.)
Появление Тюркского каганата. Поход тюрок на Волгу и Северный Кавказ в 552 г. Распад Тюркского каганата на Западный и Восточный в 603 г. Северный Кавказ в составе Западного Тюркского каганата. Влияние жителей среднеазиат ских городов на территории каганата в этот период. Объедине ние в V в. оногуров и утигуров в булгарский союз племен. Основные занятия и культура булгар. Создание в 632 г. Великой Булгарии со столицей в Фанагории. Влияние тюрок и булгар на хозяйственную жизнь региона. Складывание к середине VI в. Аланского царства. Географические рамки Аланского царства и его влияние на территории Ставропольского края. Значение Великого шелкового пути для международной торговли периода раннего Средневековья. Роль Северного Кавказа в возобновлении торговли на шелковом пути. Маршруты Великого шелкового пути на территории Ставрополья
Тема 3. Походы русов на Северный Кавказ. Тмутараканское княжество (5ч.)
Северный Кавказ и бассейн Каспийского моря — часть сферы интересов государства Русь. Транскавказский торговый путь через Дон, Нижнюю Волгу и Каспийское море. Транскавказский торговый путь — часть территории Хазарского каганата. Проблема определения термина «русы». Действия русов на транскавказском торговом пути. Походы русов на Каспий в IX–X вв. Восточный поход русского князя Святослава Игоре вича в 965 г. Победа Святослава над аланами и адыгами. Роль похода Святослава в судьбах народов Северного Кавказа. Возникновение Тмутараканского княжества и время его существования. Роль Тмутараканского княжества в торговой активности на Северном Кавказе. Расширение территории Тмутараканского княжества. Причины и последствия перехода Тмутаракани под власть Византии в XII в.
Ослабление влияния хазар на аланов в IX — начале X вв. Принятие христианства в Алании, роль Византии. Становление независимого государства Алания к 965 г. Развитие алан ского государства в XI в. Развитие земледелия в Алании, «хлебная страна». Роль и место скотоводства в экономике Ала нии. Совершенствование ремесла. Влияние транзитной торгов ли на экономику Алании. Духовная культура в X – XIII вв., роль христианства в регионе. Феодальная раздробленность второй половины XII в. Археологические памятники аланской культуры X – XIII вв. на Ставрополье. Появление половцев в северокавказских степях в конце XI в. Влияние половецкой экспансии на аланов. Роль монголов в упадке Алании.
Тема 5. Хазары и половцы в предкавказских степях (6ч.)
Междоусобная война в Западно-тюркском каганате в середине VII в. Укрепление хазар на восточном побережье Азов ского моря и в низовьях р. Кубани. Переселение хазарами части аланов на р. Северский Донец в XI в. Хазарская держа ва — первое централизованное государство Восточной Европы. Война хазарского государства с Арабским халифатом. Сосредоточение власти в руках узкого круга правящей элиты ха зар. Уничтожение Хазарского каганата киевским князем Святославом в 965 г. Влияние хазарской культуры на терри тории Ставропольской возвышенности. Складывание этниче ской общности половцев на Южнорусской равнине в IX в. Взаимоотношения половцев с Русью. Половцы на Северном Кавказе. Культурное влияние половцев на территории совре менного Ставрополья.
Тема6. Центральное Предкавказье в составе Золотой Орды. Золотоардынский город Маджар (6ч.)
Промежуточная аттестация (1ч.)
Раздел II . « Территория Центрального Предкавказья в эпоху Средневековья»
Итоговое повторение курса (2 ч.)
Тематическое планирование курса истории Ставропольского края
Рабочая программа спецкурса «История Ставропольского края» для 10 класса
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Левокумского района Ставропольского края
на МО Директор МКОУ СОШ №4
Протокол № от _____ ______ 2019 г.
от ____ ____2019 г.
На заседании методического совета
От ______ _______2019 г.
Рабочая учебная программа
« ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ»
основного общего образования
учителем истории и обществознания
высшей квалификационной категории
Пояснительная записка СПЕЦКУРСА
«История Ставропольского края»
Рабочая программа составлена на основе: Примерная программа основного общего образования по истории 5-11 класс для образовательных учреждений.
Региональный учебник для общеобразовательной школы «История Ставропольского края от древнейших времён до 1917 года»: под редакцией профессора, доктора исторических наук В.П.Невской Е.В., Ставропольский краевой ИПКРО, 2009.;
Цель курса : содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего края.
образовательные: структура программы позволяет познакомить обучающихся с многонациональным составом населения Ставропольского края, культурными учреждениями района, историей возникновения и развития Малой Родины;
развивающие: развивать в обучающихся наблюдательность, самостоятельность и инициативу; способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; этику общения; гордость за свою принадлежность к историческому прошлому СК.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и обучающегося;
научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, обучающиеся могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость в жизни края, актуальность, воспитательная ценность.
Занятия спецкурса проходят 1 раз в неделю в течение 1 академического часа, 18 часов в год.
Особенности организации внеклассной деятельности обучающихся по спецкурсу «История Ставропольского края» в 10 классе.
технология дифференцированного обучения;
технология личностно-ориентированного обучения;
технология информационно-коммуникативного обучения;
технология здоровьесберегающего обучения.
наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления обучающихся;
практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение обучающихся. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «История Ставропольского края » необходимо использовать такие формы проведения занятий как заочные путешествия в историю, устные журналы, экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют обучающимся почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям.
Требования к уровню подготовки ОБУЧАЮЩИХСЯ:
основные факты, подходы и явления, характеризующие данный период в истории Ставропольского края
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:
Обучающиеся 10 класса должны знать:
географическое положение края, символы края;
историю Ставропольского края от древнейших времен;
основные вехи развития средневековья степного края;
историю возведения Азово-Моздокской оборонительной линии;
основные вехи развития Ставропольского края в первой половине XX в.в.
основные вехи развития Ставропольского края во второй половине XX века.
находить Ставропольский край на карте России;
Знать и уважать историю и культуру народов, проживающих на территории Левокумского района, на территории на Ставропольского края.
проводить поиск необходимой информации в источниках разного типа;
критически анализировать полученную информацию;
участвовать в дискуссиях, в проектной деятельности, в учебно-исследовательской работе;
формулировать и аргументировать собственную позицию по различным вопросам;
Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает формирование таких компетенций и способностей школьников, как
— развитие личности и ее самореализация на основе готовности к непрерывному образованию,
— компетентности «научить учиться»;
— толерантности жизни в поликультурном обществе;
— высокой социальной мобильности.
Распределения учебного материала и учебного времени в 10 классе:
Объем учебного времени
Разделы примерной программы
Резерв учебного времени
Раздел I . Географическое положение края.
Раздел II. История Ставропольского края от древнейших времен.
Раздел III. Средневековье степного края.
Раздел IV. Степной форпост России.
Раздел V. Ставропольский край в первой половине XX века
Раздел V I . Ставропольский край во второй половине XX века.
Раздел V II . Культура, традиции, религия народов Северного Кавказа и Ставрополья.
Защита творческих работ
Настоящая Программа составлена на основе Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, ФГОС общего образования обучающихся ; авторской программы «Ставропольеведение». Ставрополь: Издательство СГУ, 2005г., автор – составитель Румынина Н.С.; материала под редакцией А.И. Кругова «Ставропольский край в истории России» и материала «История СК от древнейших времен до 1917 года» под редакцией профессора, доктора исторических наук В.П. Невской.
Рабочая программа спецкурса « История Ставропольского края» в 10 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся и способствует их умственному развитию.
Адресат: рабочая программа по спецкурсу « История Ставропольского края» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы.
Рабочая программа спецкурса « История Ставропольского края» включает в себя 7 разделов и 17 занятий.
Раздел – 1. Географическое положение края.
Географическое положение края, района, своего населённого пункта. Площадь. Границы. Административное деление края. Символы края.
Раздел – 2. История Ставропольского края от древнейших времен.
Древние племена на территории Ставрополья. Древние народы и цивилизации на Ставрополье: скифы и сарматы. Древние народы и цивилизации на Ставрополье: проникновение греков на Ставрополье. Экскурсия в районный музей.
Раздел – 3. Средневековье степного края.
Аланы, гунны и тюрки. Хазарский каганат. Половцы. Славяне-русы на Северном Кавказе. Хозяйство и культура Ставрополья в период раннего средневековья. Завоевание Северного Кавказа монголо-татарами. Ставропольская земля в составе Золотой Орды в 13-18 в.в. Народы Ставрополья (14-18 в.в.) Культура и быт народов в 14-18 в.в.
Раздел – 4. Степной форпост России.
Создание Азово-Моздокской оборонительной линии. Основание села Правокумского. Культура Ставрополья 18-19 в.в.. Выдающиеся деятели науки и культуры России на Кавказе. Декабристы на Кавказе. Кавказская война. Наш край во второй половине 19 века.
Раздел 5. Ставропольский край в первой половине XX в.в.
Социально-экономическое развитие Ставропольской губернии в начале 20 века. Культура в начале 20 века. Ставропольцы на фронтах войн в начале 20 века. Ставрополье в годы революций. Гражданская война и установление советской власти.
Ставрополье в 20 годы. Культурная революция на Ставрополье. Коллективизация. Ставропольцы в годы Великой отечественной войны. Левокумский район в годы войны. Герои Ставропольцы в годы Великой Отечественной войны.
Раздел – 6. Ставропольский край во второй половине XX века.
Раздел V II . Культура, традиции, религия народов Северного Кавказа и Ставрополья.
Защита творческих работ обучающихся по результатам учебного года
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по курсу » История Ставрополья. 5 класс»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« C редняя общеобразовательная школа № 12 станицы Незлобной»
Приказ № 238 от 30.08.2021
по курсу «ИСТОРИЯ СТАВРОПОЛЬЯ»
Рабочая программа составлена на основании:
История Ставрополья. 5–10 классы : учебно-методическое пособие для общеобразовательных организаций : [издание в pdf-формате] / Н. Г. Масюкова, С. Н. Котов [и др.]. — Москва: Просвещение, 2021. — 447, [1] с. : ил., карт. — Текст : электронный.
Срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Учитель истории и обществознания:
Савицкая Ирина Артуровна
Рабочая программа курса
«История Ставрополья» для учащихся 5 класса
Рабочая программа курса составлена на основе учебной программы «История Ставрополья. 5–10 классы» : учебно-методическое пособие для общеобразовательных организаций : [издание в pdf-формате] / Н. Г. Масюкова, С. Н. Котов [и др.]. — Москва: Просвещение, 2021. — 447, [1] с. : ил., карт. — Текст : электронный.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования, составляют следующие документы:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее — ФГОС ООО);
• Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, в редакции протокола № 1/20 от 4 февраля 2020 г.) (далее — ПООП ООО).
Рабочая программа учебного курса «История Ставрополья» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (далее — программа), разработана на основе требований ФГОС ООО и ПООП ООО к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, а также Концепции преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные обще- образовательные программы, включающей Историко-культурный стандарт.
Описание места учебного курса в учебном плане
Рабочая программа предназначена для 5 класса, рассчитана на 17 часов (1 час в неделю, 17 учебных недель во втором полугодии) и реализуется в соответствие с Основной образовательной программой основного общего образования на 2021 – 2022 учебный год.
Рабочая программа предусматривает использование УМК, включающего:
История Ставрополья. 5-6 классы: учебник / М.Е. Колесникова, Т.Н. Плохотнюк, Н.Д. Судавцов, Н.Г. Масюкова, В.А. Бабенко, С.Н. Котов и др. — М.: Просвещение, 2021. – 112 с.: ил., карты
Общая характеристика учебного предмета
«История Ставрополья» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 5–6 классов в сфере экономики семьи. Курс рассчитан на 17 часов (1 час в неделю, 17 учебных недель во втором полугодии)
Цели и задачи изучения учебного курса «История Ставрополья»
• Формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации обучающегося, осмысление им опыта истории Ставропольского края как части российской истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
• овладение базовыми знаниями по истории Ставропольского края, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
• формирование умения применять знания по истории Ставропольского края для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном регионе;
• формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта Ставрополья и России;
• развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней;
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Место учебного курса «История Ставрополья» в учебном плане
Программа отражает основные идеи Историко-культурного стандарта, в том числе положение о том, что «курс отечественной истории должен сочетать историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход будет способствовать осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре — как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи».
В соответствии с требованиями ФГОС ООО «учебный план организации, осуществляющей образовательную деятельность, должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные».
Кроме того, в ПООП ООО указывается на необходимость изучения региональной истории, а также на то, что часть примерного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет количество часов, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации.
Планируемые результаты освоения учебного курса «История Ставрополья»
• Формирование российской гражданской идентичности (патриотизм, уважение к Отечеству, Ставропольскому краю, к прошлому и настоящему многонационального народа России; чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, осознание и ощущение личностной сопричастности к судьбе российского народа);
• осознание этнической принадлежности, знание истории Ставропольского края, основ культурного наследия народов Ставропольского края (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов, находившихся на территории современной России);
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов Ставропольского края.
• Самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
• самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;
• создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе (находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов); формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• использовать информационно-коммуникационные технологии.
— Определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век до нашей эры, век нашей эры);
— использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности, Древнего мира на территории Ставропольского края; соотносить хронологию истории Ставропольского края и Руси;
— проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках;
— описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
— раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ; б) основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
— объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры на территории Ставропольского края: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
— давать оценку наиболее значительным событиям истории Ставрополья древнего периода
— определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
— использовать историческую карту как источник информации;
— проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Ставропольского края;
— рассказывать о событиях древней истории Ставрополья;
— объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства.
Выпускник получит возможность научиться:
— сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
— высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия Ставрополья этого периода в российской истории.
Содержание учебного курса «История Ставрополья» 5 класс
Край наш — Ставрополье, или Что изучает краеведение
Региональная и локальная история, краеведение. Предмет истории Ставропольского края. История Ставрополья как
неотъемлемая часть истории России. Факторы самобытности региональной истории. Природный фактор в региональной истории. Источники по истории Ставрополья. Особенности работы с учебником.
Раздел I. Территория Центрального Предкавказья в древности
Территория и природа Центрального Предкавказья
Географические границы Ставропольского края. Ставропольская возвышенность. Рельеф Ставропольской возвышенности. Разнообразие природных и климатических условий Ставропольской возвышенности. Растительность края. Животный мир региона. Северный Кавказ — один из древнейших очагов зарождения земледелия и скотоводства. Роль региона в торговых и культурных связях между Европой и Азией. Складывание основных черт современной этнической картины региона. Основные источники по древней истории народов России и Ставрополья. Начало изучения Северного Кавказа государственными и общественными деятелями во второй половине XVIII — начале XIX вв. Складывание школы историков-краеведов во второй половине XIX в. Деятельность краеведческих обществ по охране памятников истории и культуры края в первой половине XX в. Деятельность краеведов в послевоенный период.
Заселение территории Центрального Предкавказья в каменном веке
Проблема происхождения человека. Продолжительность и периоды каменного века. Основные достижения первобытных людей. Памятники палеолита на Кавказе. Развитие древнего населения Северного Кавказа в эпоху мезолита. Характеристика процесса «неолитической революции» на Северном Кавказе. Особенности материальной культуры и форм хозяйства древних жителей Северного Кавказа в эпоху энеолита.
Древнейшие земледельцы и скотоводы Центрального Предкавказья
Временные рамки и периодизация бронзового века. Значение бронзового века в истории человечества. Складывание майкопской археологической культуры в конце IV — первой половине III тыс. до н. э. Характеристика основных форм хозяйствования майкопцев. Земледелие. Скотоводство. Обработка металлов представителями майкопской культуры. Гончарное ремесло. Ключевые поселения майкопской культуры. Галюгаевское поселение. Ташлянское поселение. Курганы майкопской культуры на территории Ставропольского края. Скотоводческие племена ямной культуры. Формирование Северокавказской культуры во II тыс. до н. э. Смена ямной культуры катакомбной. Приход на Северный Кавказ с Поволжья племен срубной культуры.
Древнейшие очаги металлургии на территории Центрального Предкавказья
Начало использования меди в хозяйственной жизни и в военных целях. Переход к использованию металлических орудий как одна из причин роста производительности труда. Кавказ как один из основных центров древней металлургии. Освоение выплавки бронзы жителями горных районов Северного Кавказа. Очаги металлопроизводства на территории Ставрополья. Освоение производства железа. Переход в начале I тыс. до н. э. к изготовлению орудий труда и предметов вооружения из железа в Европе, на Северном Кавказе и в Закавказье. Сдвиги в хозяйстве и общественных отношениях, связанные с освоением железа.
Киммерийцы, скифы и сарматы. Греческая колонизация
Ухудшение климата и переход населения степных районов края к кочевому образу жизни. Появление первых государственных образований и мощных объединений кочевых племен. Киммерийцы в степных районах Северного Причерноморья и Предкавказья. Вытеснение киммерийцев скифами с территории их обитания. Формирование скифской культуры в VII в. до н. э. Основные особенности скифской культуры. Перемещение кочевников-скифов Центрального Предкавказья в причерноморские степи к V в. до н. э. Скифские племена на территории Ставрополья в период V–IV вв. до н. э. Начало эпохи греческой колонизации Причерноморья и прибрежных районов Северо-Западного Кавказа с IV в. до н. э. Основные свидетельства распространения влияния древнегреческой культуры на территории Ставропольского края. Появление племен сарматов в степях Предкавказья. Влияние сарматов на земледельческие народы Северного Кавказа и Предкавказья. Поселения сарматской эпохи на территории Ставрополья. Завершение господства сарматов в южнорусских степях в IV в. Следы пребывания сарматов в других регионах.