рабочая программа по истории россии 7 класс торкунов фгос 2020 2021
Рабочая программа по истории 7 класс 2021-2022
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Железнодорожный лицей им. А.А. Абрамова
Новоургальского городского поселения
Верхнебуреинского муниципального района
Рассмотрено на заседании УМС
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Приказ от «___»_____20__ г.
Срок реализации: 1 год
учитель Гадянова Г.В.
2021-2022 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Учитель: Гадянова Г.В.
Рабочая программа по учебному предмету «история» для обучающихся 7 А класса МБОУ ЖДЛ разработана на основе авторской Программы курса «история». 5-9 классы /авт.-сост. Дмитриева О.В.. Всеобщая история. История Средних веков: учебник для 7 класса общеобразовательных организации- 5-е изд.-М: ООО «Русское слово», 2016г.
Пчелов Е.В. Лукин П.В. История с древнейших времен до начала XVI века.: учебник для 7 класса общеобразовательных организации.-3 изд.,-М ; «Русское слово»,2017г.
Реализация рабочей программы предполагается в условиях классно-урочной системы обучения, на ее освоение по учебному плану школы на 2021-2022 учебный год отводится 70 час. в год, 2ч. в неделю.
Рабочая программа реализует Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями);
Структура рабочей программы соответствует актуальной редакции Положения о рабочей программе МБОУ ЖДЛ на соответствующий учебный год.
Исход н ыми д о кум е нтами д ля со с тавл е н и я рабоч е й п рогра м мы п о и с т о р ии 7 клас с е ФГОС явил и с ь :
1.
Фед е р а ль н ый з акон Ро сс и й скойФедер а ц и и№273-ФЗ » Об об р азов а н и ив Рос с и й ской Фед е р а ц ии «от 29.12.2012 г.
3. При к аз Мин и ст е р с тва образов а н и я и н а у ки Р Ф от 29 д екабря 2014г. № 1644
4. При к аз Мин и ст е р с тва образов а н и я и н а у ки Р о с си й скойФед е р а ц и и о т31 ма рта 2014 г. №253 « Об у тв е р жден и и ф ед е рал ь н ого п ер е чня у че б ни ков, реком е н д у е мых к и спользован и ю п р и реализации имеющ и х г о с у д арств е н н у ю аккред и тацию образов а тель н ых п рогра м м нач а ль н ого общего, о с новного общего, ср е дне г о общего образован и я » (р е д а к ти ров а н 26.01.2016 г. №38)
5. Постановление Главного государственного санитарного врача № 28 от 28.09.2020 года «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
6. Постановление Главного государственного санитарного врача № 16 от 30.06.2020 года «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1./2.4 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»;
7. Постановление Главного государственного санитарного врача № 2 от 28.01.2021 года «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
9. Полож е н и е о р а боч е й п рогра мм е МБОУ ЖДЛ
10. Уч е б н ый п лан МБОУ ЖДЛ
Рабочая программа разработана в соответствии с Положением об утверждении программы учебной дисциплины (программы учебного и элективного курса), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Часть рабочей программы – программа по Новой истории разработана на основе программы курса и тематического планирования С.В. Агафонова и О.В. Дмитриевой к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени». Программа полностью соответствует стандарту основного общего образования (5-9 кл.) Это обеспечивает системность и преемственность знаний по всемирной истории, позволяет сформировать целостное представление о мировой цивилизации и исторических процессах. Данный учебно-методический комплекс входит в федеральный перечень учебников на 2019-2020 учебный год и рекомендован МО РФ.
Часть рабочей программы – программа курса «История России. XVII – XVIII века» в 7 классе ведется по учебнику Е.В. Пчелова и П.В. Лукина, который входит в федеральный перечень учебников на 2021-2022 учебный год и рекомендован МО РФ. Кроме того, он логически продолжает курс истории России с древнейших времен до конца Х V века, способствуя формированию у учащихся целостного представления об истории нашей Родины, приобщении их к культурным и национальным традициям России, воспитанию патриотизма. Данная программа составлена на основе программы курса Е.В. Пчелова и П.В. Лукина и полностью соответствует стандарту основного общего образования. На изучение истории России отведено 42 часов.
Программа рекомендована учащимся для обучения истории в 7 классе общеобразовательной школы.
Особенности программного материала
Предлагаемая программа построена на основе УМК Инновационная школа издательства «Русское слово». Базой данного курса является учебник, который полностью соответствует современным методологическим концепциям обучения, богат социокультурным компонентом, а также предлагает новые педагогические технологии, направленные на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта в практической деятельности учителя. Объем и качественное представление материла данного УМК не входит в противоречие с типовой государственной программой.
Программа соответствует параметрам:
Ступень образования – основная школа.
Вид занятий – основные уроки.
Уровень освоения программы учащимися – расширенный.
Характер классов – общие.
Принцип организации учебного материала – расширение содержания исторического материала программы для общеобразовательных классов.
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
В преподавании истории предполагается реализовать компетентностный, системно-деятельностный, личностно-ориентированный подходы. В
Формы организации учебного процесса
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, уроков-бесед, практических занятий, экскурсий, конференции, игровых занятий. уроки – практикумы с печатными и раздаточными материалами, видео- уроки, уроки медиа-презентации.
Взаимосвязь коллективной и индивидуальной работы обучающихся.
При изучении курса для обучаемых предусмотрены большие возможности для самостоятельной работы, а именно использование заданий, требующих поиска, переработки и представления информации в новом виде. Освоение курса предполагает изменения роли ученика и учителя в учебном процессе относительно традиционной парадигмы, а также учета динамики передачи ученику ответственности за собственное учение. В ходе прохождения программы, обучающиеся самостоятельно могут выбирать уровень сложности и характер задания, роль и характер участия в групповой работе, выполнять исследовательские задания на разрешение проблем и проектные работы.
Основу школьного курса истории составляют следующие содержательные линии:
Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
Исторические пространство – историческая карта мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, этнических, социальных характеристик развития человечества.
эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;
формирование и развитие человеческих общностей – социальных, религиозных и др.;
образование и развитие государств, их исторические формы и типы;
история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных учений; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Формами текущего и итогового контроля являются контрольные срезы, тестовые формы контроля, выполнение практических работ, работа по источникам, контрольные работы в форме тестов по типу ГИА.
Объем и сроки обучения
Преподавание истории в 7 классе рассчитано на 70 часов – 2 часа в неделю. Предполагается, что в начале идет изучение всеобщей истории, которая представлена Новой историей, I часть (конец XV – конец XVIII веков). Во втором полугодии изучается история России со второй половины XVI века до конца XVIII века. Далее отдельно разбираются особенности преподавания этих курсов.
Курс входит в число дисциплин включенных в учебный план для образовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования представлений о единстве и многообразии исторического и культурного пространства мира Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 350 часов, в 7 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины.
Предмет «история» в 7 – ом классе включает два курса: история средних веков – 28 часов и истории России – 42 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
В рабочей программе увеличено количество уроков на прохождение темы, связанных с историей и деятельностью князей. На 2-х уроках по изучению нового материала, выделено время для проведения проверки знаний дат и понятий (15-20 минут).
Реализация данной программы предполагает широкое использование межпредметных связей с географией, изобразительным искусством, литературой, обществознанием.
Учебно-методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией данной программы, планируемыми результатами.
Учебно-методическое обеспечение включает :
· С.В. Агафонова, О.В. Дмитриева «Программа курса и тематическое планирование к учебнику О.В. Дмитриевой «Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс», Москва «Русское слово», 2013
· С.В. Агафонов «Схемы по всеобщей истории.7 класс к учебнику О.В. Дмитриевой «Новая история. Конец XV-XVIII вв.», Москва «Русское слово» 2008
· С.В. Агафонов «Схемы по истории России. 7 класс. К учебнику Е.В. Пчелова «История России. XVII-XVIII вв.», Москва «Русское слово», 2008
библиографические сведения об исторической литературе, исторические документы, отрывки трудов историков
исторические фотодокументы, репродукции
исторические фотодокументы, записи песен, гимнов, речей
справочные и дополнительные материалы по истории
исторические понятия, персоналии
Кулагина Г. «Сто игр по истории»; 1967г.
«Атлас Средних веков », для 6 класса.
«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» в 10-ти дисках.
«Всеобщая история» 5-6 классы, в 2-х дисках.
«Институт новых технологий. Живая география. Цифровые исторические карты».
«Элективные курсы: история, обществознание, право».
«Энциклопедия классической музыки»
Григорьева Н.А.История и мировая художественная культура
Требования к уровню обучающихся по данной программе
Предполагается, что изучение данного курса истории способствует развитию у учащихся значительного круга компетенций:
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Учащиеся должны знать:
хронологию, работу с хронологией;
исторические факты, работу с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
Работу с историческими источниками: читать историческую карту с опорой на легенду; проводить поиск необходимой информации в одном источнике
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы,
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника,
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории
-способность сознательно организовывать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками,
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений,
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Учащиеся должны владеть:
чувством патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами.
Универсальные учебные действия.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом значении) термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Функции универсальных учебных действий включают:
обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться. Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1)учебные мотивы, 2)учебную цель, 3)учебную задачу, 4)учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).
Виды универсальных учебных действий.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, можно выделить четыре блока: 1)личностный; 2)регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3)познавательный; 4)коммуникативный. В основу учебной программы положен личностно-ориентированный подход к младшему подростку на основе компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знания» + «деятельность».
Рабочая программа по истории 7 класс 2020-2021 г.
Рабочая программа по истории 7 класс 2020-2021 г. ФГОС
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по истории 7 класс 2020-2021 г.»
Рабочая программа по истории 7 класса составлена на основании Государственного Федерального стандарта основного (общего) образования, Примерной программы основного (общего) образования по истории Примерной программы по истории для основной школы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, на основе авторских программ И. Л. Андреева, О. В. Волобуева, Л.М. Ляшенко и др. по истории России и А.А. Вигасина, О. С. Сороко-Цюпы по Всеобщей истории. Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Всеобщая история. История Нового времени, 1500 – 1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искандерова. М. : Просвещение, 2017.. История России: XVI – конец XVII в. 7 кл.: учебник / И. Л. Андреев, И. Н. Федоров, И. В. Амосова. – М. : Дрофа, 2017г.
В Рабочей программе отведено на Всеобщую историю – 28 часов и на историю России – 42 часа. Всего 70 часов. 2 часа в неделю.
Планируемые образовательные результаты изучения содержания курса
К важнейши личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
— осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
— освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
— воспитание личной гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству как к многонациональному и мультикультурному образованию;
— развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно относится к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской позиции, истории, культуре;
— формирование толерантного отношения к религии, традициям, языку и ценностям народов России.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
— освоение обучающимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни ;
— развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего;
— умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, использовать информационно-коммуникационные технологии;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в процессе образовательной, творческой и других видов деятельности
— умение формировать и осваивать универсальные учебные действия, ставить для себя новые задачи в познавательной деятельности;
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
— овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
— способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
— умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
— расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
— готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
— усвоение системы исторических знаний, гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания;
— расширение элементов социального опыта, опыта творческой деятельности;
— приобретение опыта историко-культурного и цивилизационного подхода к оценке различных явлений;
— освоение приемов установления причинно-следственных связей.
I. Урочные традиционные
II. Урочные нетрадиционные
1. Вводный урок. От Средневековья к Новому времени.
Хронологические рамки и основные проблемы Новой истории. Периодизация Новой истории и различные подходы к ней. Происхождение и содержание понятия «новая история». Аграрные цивилизации. Индустриальная цивилизация.
Европа на исходе Средневековья. Европейская средневековая цивилизация к концу XV в. Влияние природно-климатических условий на хозяйственную деятельность. Совершенствование техники, развитие товарного хозяйства в Европе. Предпосылки возникновения цивилизации Нового времени в Европе. Политическая карта Европы
2.Технические открытия и выход к мировому океану.
Технические изобретения, благодаря которым стали возможны дальние морские путешествия.
3. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия.
Начало складывания колониальной системы. Политические и экономические предпосылки великих географических открытий. Технические изобретения, благодаря которым стали возможны дальние морские путешествия. Организационная подготовка морских плаваний. Генрих (Энрике) Море-плаватель. Плавания португальцев вокруг Африки.
Плавания X. Колумба и открытие Нового Света. Открытие Васко да Гамой морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание Ф. Магеллана. Открытие Тихого океана. Начало колониальных захватов и создания колониальных империй. Завоевание испанцами и португальцами Нового Света. Европейцы в Северной Америке. Выход западноевропейской христианской цивилизации за пределы Европы, начало синтеза культур и цивилизаций в Новом Свете. Европейцы в странах Азии и Африки.
4. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. абсолютизм в Европе.
Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламент. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Армия на службе короля. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор. Елизавета Тюдор. Яков I Стюарт. Людовик XIV Бурбон.
5.Дух предпринимательства преобразует экономику.
Политика меркантилизма и ее последствия. Развитие техники и новая организация труда, распространение мануфактур, их типология. «Революция» цен и кризис средневековых социально-экономических отношений. Разрушение натурального хозяйства. Развитие товарно-денежных отношений. Мировая торговля, возрастание значения банков и бирж.
6. Новые ценности преобразуют общество.
Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.
7. Европейское население и основные черты повседневной жизни.
Главные беды – эпидемии, голод и войны.
8. Высокое Возрождение
Истоки и предпосылки Возрождения в Италии. Гуманизм и гуманисты. Гуманизм и церковь. Принципы гуманизма в искусстве итальянского Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль). Возрождение в других странах Европы. Значение Возрождения для формирования принципов европейской цивилизации Нового времени.
9. Рождение новой европейской науки.
10.Начало Реформации в Европе. Обновление христианства.
Предпосылки Реформации. Сущность учения М. Лютера, принципы лютеранской церкви.
11. Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформаци.
Протестантская Реформация в странах Европы. Крестьянская война в Германии. Учение Т. Мюнцера. Движение анабаптистов.
Вероучение Ж. Кальвина и Реформация в Швейцарии. Организация кальвинистской церкви. Распространение кальвинизма в Европе.и..
12. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на морях.
Королевская Реформация в Англии. Протестантизм как элемент западноевропейской цивилизации.
13. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции.
Предпосылки Контрреформации. Деятельность иезуитов, И. Лойола. Причины религиозных войн. Религиозные войны в Германии и Франции. Варфоломеевская ночь. Значение Аугсбургского мира и Нантского эдикта для формирования новой религиозно-политической системы в Западной Европе.
14. Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия
Положение Нидерландов в составе владений испанских Габсбургов. Реформация в Нидерландах и усиление противоречий с испанской монархией. Испано-нидерландская война как социальная революция, ее буржуазный характер. Создание республики Соединенных Провинций Нидерландов. Роль протестантского вероучения и протестантской морали в формировании основ нового государства.
15. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии.
Пуритане и англиканская церковь: усиление недовольства результатами «королевской реформации». «Великая ремонстрация» и ограничение власти короля. Гражданские войны и их итоги. О. Кромвель как политик и военный деятель. Казнь короля и провозглашение республики в Англии. Переплетение социально-политических и религиозных противоречий в Английской революции. Внутренняя и внешняя политика Англии в период протектората О. Кромвеля.
Реставрация Стюартов и их политика. Угроза восстановления католицизма в Англии при Якове II. «Славная революция» 1688 г. и установление в Англии конституционной монархии.
Политическая ситуация в Европе после Реформации и Контрреформации. Система союзов европейских государств, баланс сил между ними. Тридцатилетняя война – последняя религиозная война в Европе. Вестфальский мир и изменение соотношения сил в Европе. Международные отношения в XVIII в. Роль России в европейских международных отношениях.
Развитие научных взглядов и кризис средневековой картины мира. Революция в естествознании. Складывание мировоззрения Нового времени. Научные открытия и появление механической картины мира. Рационализм.
Общественная мысль эпохи Просвещения. Энциклопедия и энциклопедисты. Теория общественного договора, идеи правового государства, разделения властей. Экономические идеи Просвещения. А. Смит.
19. Промышленный переворот в Англии.
Экономические и политические предпосылки промышленного переворота в Англии. Технические изобретения и создание первых машин. Прялка «Дженни», паровая машина Дж. Уатта. Начало использования энергии пара. Появление фабрик и замена ручного труда машинным. Социальные и экономические последствия промышленного переворота. Формирование новых классов и возникновение противоречий между ними. Зарождение индустриального общества.
20.Английские колонии в Северной Америке.
Английские колонии в Северной Америке: географическое положение и природные условия. Религиозный и национальный состав европейских переселенцев. Белые переселенцы и индейцы – взаимодействие и конфликты. Экономические противоречия между Англией и ее колониями. Движение за отмену гербового сбора. «Бостонское чаепитие». Идеи Просвещения в Северной Америке.
21. Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки.
Первый Континентальный конгресс и начало Войны за независимость. Основные этапы и события Войны за независимость. Дж. Вашингтон. Декларация независимости США. Т. Джефферсон. Конституция 1787 г., «Билль о правах». Формирование политических основ американского общества. Окончание Войны за независимость США. Война за независимость как буржуазная революция.
22.Причины и начало Великой французской революции.
Кризис французского абсолютизма. Влияние идей Просвещения на общественное сознание во Франции. Французское общество и королевская власть накануне революции. Причины созыва Генеральных штатов. Мероприятия Национального и Учредительного собраний. Начало Великой француз-ской революции. Взятие Бастилии. Антифеодальное законодательство Учредительного собрания. Декларация прав человека и гражданина и ее значение. Основные политические течения во время революции. Виднейшие деятели революции: Мирабо, Лафайет, Робеспьер, Марат, Дантон. Установление конституционной монархии во Франции. Королевская власть и революция.
23. Великая французская революция. От монархии к республике.
Законодательное собрание. Политика жирондистов. Начало революционных войн Франции, их причины и ход. Установление республики во Франции. Казнь короля и ее воздействие на ситуацию во Франции и вокруг нее. Законодательство Конвента. Свержение власти жирондистов и установление якобинской диктатуры. Якобинская политика террора и ее последствия. Термидорианский переворот. Причины краха якобинской диктатуры. Военные успехи республики. Влияние Великой французской революции на другие страны. Характер и итоги революции.
24. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта.
Внутренняя и внешняя политика термидорианцев. Буржуазия, народные низы и власть в период термидорианского Конвента. «Заговор равных» Г. Бабефа. Переворот 18 брюмера. Консульство Наполеона Бонапарта. Особенности развития буржуазных отношений и формирования гражданского общества во Франции в конце XVIII в.
25. Начало европейской колонизации.
Мир испанцев, мир индейцев.
26. Основные черты традиционного общества. Кризис и распад империи Великих моголов в Индии.
Цивилизационные особенности Востока.
27. Маньчжурское завоевание Китая. Япония в эпоху правления Токугавы.
Взаимовлияние Востока и Запада. Начало европейской экспансии на Восток, колониализм.
28. Повторительно-обобщающий урок по теме: Мир в эпоху раннего Нового времени.