рабочая программа история средних веков 6 класс агибалова донской фгос
Рабочая программа по Истории 6 класс ФГОС Агибалов и Донской
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Департамент образования администрации Нижнеилимского района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Общеобразовательная средняя школа им. М. К. Янгеля п. Березняки»
Зам директора по УВР
Директор МОУ «Общеобразовательная средняя школа им. М. К. Янгеля п.Березняки»________
учитель Ладных Надежда Юрьевна
2016- 2017 учебный год.
I .Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для учащихся 6-х классов разработана на основе примерной программы основного общего образования по истории и авторской программы «История России, 6-9 классы, А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, Просвещение, 2010 г.
— История России с древнейших времен до конца XVI века, 6 класс, Данилов А.А., Косулина Л.Г. Просвещение, 2010 г.
— История Средних веков: учебник 6 кл. общеобразоват.учрежд./Е.В.Агибалова, Г.М.Донской; под ред. А.А.Сванидзе.- М.: Просвещение, 2016 г.
II . Общая характеристика учебного предмета
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
ф ормирования умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
овладение законченным систематизированным комплексом социально значимой информации, почерпнутой также на уроках обществознания, географии, литературы, естествознания.
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
III . Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме 350 часов, в 6 классе по 2 часа в неделю (70 часов), что является оптимальным для изучения дисциплины..
Предмет «история» в 6 – ом классе включает два курса: история средних веков – 30 часов и истории России – 40 часов (согласно Примерной программы основного общего образования по истории). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
В программе по истории изменений не предусмотрено.
Изучая историю в шестом классе учащиеся впервые получают представление об историческом пути России и судьбах населяющих ее народов, знакомятся с основными этапами, важнейшими событиями и крупными деятелями отечественной и мировой истории.
Место и роль исторического знания в образовании школьников обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
В современной России историческое образование служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан.
Роль учебного предмета «История» в подготовке шестиклассников к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.
История служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании.
Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего.
IV . Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета «История»
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
— осознание обучающимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
— усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважение прав и свобод человека;
— осмысление социально- нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
— понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Метапредметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
— способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;
— владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно- следственных и родовидовых связей);
— использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и интернетресурсов;
— способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
— готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
— владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.
Предметные результаты изучения истории учащимися основной школы включают:
— формирование у учащихся уважительного отношения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства; развитие у обучающихся стремления внести свой вклад в решение глобальных проблем, стоящих перед Россией и человечеством;
— формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнической, социальной, культурной самоиндификации личности, миропонимания и познания современного общества, его важнейших социальных ценностей и общественных идей: гражданственности и патриотизма, гуманистических и демократических ценностей, мира и взаимопонимания между людьми;
— овладение целостным представлением об историческом пути народов России, базовыми знаниями о закономерностях российской истории;
— формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий прошлого и современности, осмысления жизни в современном мире;
— развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию событиях и явлениях прошлого, раскрывая ее познавательную ценность;
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
Приобретение опыта активного освоения исторического и культурного наследия, стремления сохранять и приумножать культурное наследие;
— создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:
— ключевых исторических событий (время, место, участники, обстоятельства);
— периодизации ключевых явлений и процессов (хронологические рамки, основания);
— основных информационных источников по историческим периодам;
— наиболее распространенных и научно обоснованных интерпретаций и оценок событий, явлений прошлого, нашедших отражение в учебнике и рекомендованной литературе;
— извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);
— сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;
— различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;
— давать определения важнейших исторических понятий через род и видовые отличия;
— на основе фактов и с помощью исторических понятий описывать события прошлого и исторические объекты, характеризовать условия и образ жизни людей разных исторических эпох, выявлять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
— определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;
— применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.
V . Содержание учебного предмета, курса
История Средних веков (30 часов)
Введение. Живое Средневековье.
Что изучает история Средних веков. Дискуссии ученых о временных границах эпохи Средневековья. Условность термина «Средневековье». Место истории Средних веков в истории человечества. Этапы развития эпохи Средневековья. Источники, по которым ученые изучают историю Средних веков.
Тема 1. Становление средневековой Европы ( VI — XI вв.)
Древние германцы и Римская империя. Переселение германцев из Альп на территорию Римской империи. Расселение германцев в новых для них землях. Устройство германских деревень. Переход к оседлому образу жизни. Занятие и образ жизни германцев. Выделение знати и изменение отношений среди германцев . Верования германцев. Ослабление и падение римской империи. Падение Западной римской империи. Территории расселения германских союзов на бывшей территории Западной Римской империи.
Королевство франков и христианская церковь в VI — VIII вв. образование варварских государств. Франки. Хлодвиг. Складывание государства у франков. Сближение образа жизни и культур германцев и римлян. Налоги, суд и военная организация у франков. Складывание крупного землевладения и новых взаимоотношений у франков. Раздел Хлодвигом франкского королевства, Хлодвиг и церковь. Усобицы потомков Хлодвига.
Образование государства пап римских – Папская область.
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.
Новый король и династия королингов. Карл Великий. Папа римский и великий король франков. Внешняя политика Карла Великого. Образование и распад империи Карла Великого. Образование Лотарингии, Франции, Германии-Верденский договор. Структура франкского общества. Положение социальных слоев.
Культура Западной Европы в раннее Средневековье. Утверждение христианства в раннее Средневековье. Мировоззрение средневекового европейца. Учение Пифагора. Уровень грамотности населения Европы. Вспышка Королинского возрождения. Влияние античности на архитектуру. Открытие школ при монастырях. Семь свободных искусств. Обучение в средневековой школе. Развитие рукописного искусства. Появление новых жанров в литературе. Особенности национального эпоса.
Тема 2. Византийская империя и славяне в VI — XI вв. Византия при Юстиниане.
Культура Византии. Византия – наследница Античности и стран Востока. Рост потребности в грамотности и решение этого вопроса изменения в архитектуре. Изменение в значение храма. Появление и развитие иконописи. Византия – центр культуры Средневековья. Влияние Византии на культуру других стран.
Образование славянского государства. Направления продвижения славян и территория их расселения. Племенные ветви славян. Занятия и образ жизни славян. Управление и организация жизни славян. Вождь и дружина. Объединение славян. Образование государства у южных славян – Болгария. Соперничество Византии и Болгарии. Болгарское государство и его достижение. Славянские просветители Кирилл и Мефодий. Образование Киевской Руси. – государства Восточных славян. Образование Чехии и Польши.
Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.
Аравия – родина исламской религии. География, природные условия, образ жизни жителей Аравийского полуострова. Мухаммед – проповедник новой религии. Возникновение и распространение ислама. Образование Арабского государства. Семья и Коран. Влияние ислама на культуру народов покоренных арабами.
Арабский халифат. Халиф – заместитель пророка. Завоевательная политика Арабского халифата.
Культура стран халифата. Арабский язык. Образование. Медресе – высшая мусульманская школа. Научные знания арабов. Архитектура. Мечеть. Значение культуры халифата.
Тема 4. Феодалы и крестьяне.
В рыцарском замке. Период расцвета и зрелости Средневековья. Установление феодальных отношений. Архитектура, устройство и значение рыцарского замка. Рыцарь. Кодекс чести рыцаря.
Средневековая деревня и ее обитатели. Земля – феодальная собственность. Феодал и крестьяне. Зависимость и повинности крестьянства. Община, средневековая деревня. Натуральное хозяйство.
Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе.
Формирование средневековых городов. Развитие ремесла. Обработка железа. Причины возникновения городов. Город – поселение земледельцев и торговцев. Сеньоры и город. Борьба за городское самоуправление. Средневековый ремесленник. Объединение купцов. Развитие торговых отношений. Строительство дорог в Европе. Торговые пути. Ярмарки. Этапы появления банков.
Горожане и их образ жизни.
Особенности города. Управление городом. Городская знать. Структура и особенности жизни горожан. Обустройство средневекового города. Город – центр культуры. Университеты как явление городской среды. Развлечение горожан.
Тема 6. Католическая церковь в XI — XIII вв. Крестовые походы.
Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Складывание трех сословий. Успехи в экономическом развитии и недостаток земель. Рост самостоятельности и потребностей феодалов. Нужда в новых источников дохода. Усиление власти короля. Церковь – крупнейший землевладелец. Рост влияния церкви. Разделение церквей. Ослабление власти и авторитета папы римского. Движение еретиков. Католическая церковь и еретики.
Крестовые походы. Крестовые походы и крестоносцы. Цели участников Крестовых походов. Различия походов бедноты и феодалов. Последствия первого крестового похода. Значение и итоги крестовых походов.
Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Европе ( XI — XV вв.)
Как происходило объединение Франции. Экономические успехи французского государства. Объединение городов и крестьян-землевладельцев, части рыцарства вокруг короля. Поддержка королей церковью. Начало объединения Франции. Филипп II Август. Борьба французского и английского королей за французские территории. Укрепление власти короля. Людовик IX Святой. Утверждение единой денежной системы. Рост международного престижа Франции. Франция – централизованное государство. Оформление сословной монархии во Франции.
Что англичане считают началом своих свобод. Король Англии – Вильгельм Завоеватель, основатель нормандской династии. От завоевания к централизованному государству. «Книга Страшного суда». Генрих II Плантагенет и его реформы. Историческое значение реформ. Иоанн Безземельный и Великая хартия вольностей – конституция сословно-феодальной монархии. «Бешеный совет». Парламент – сословное собрание.
Столетняя война. Столетняя война: причины, повод. Готовность к войне, вооруженность армий противников. Основные этапы Столетней войны. Поражение французов у Креси. Победа англичан у Пуатье. Сражение при Азенкуре. Карл VII – новый король Франции. Партизанская война. Жанна д’Арк. Признание подвига национального геройства. Завершение Столетней войны.
Крестьянские восстания во Франции и в Англии. «Черная смерть» и Столетняя война. Положение крестьян. Рост крестьянского недовольства. Жакерия во Франции: ее победы и последствия. Гильом Каль. Ухудшение положения английских крестьян. Джон Болл. Восстание Уота Тайлера в Англии. Итоги и значение восстания.
Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Восстановление Франции. Усиление власти французского короля. Завершение объединения Франции. Установление единой власти во Франции. Последствия объединения Франции. Междоусобная война Белой и Алой розы в Англии итоги и последствия. Усилений власти английского короля.
Тема 8. Германия и Италия в XII – XV вв.
Усиление власти князей в Германии. Подъем хозяйства в Германии. Причины сохранения раздробленности в Германии. Слабость королевской власти. Образование самостоятельных централизованных государств в Германии. Усиление власти князей в Германии. Ослабление внутренних связей между княжествами. Усиление самостоятельности германских государств. Территориальные потери и приобретения Священной Римской империи.
Расцвет итальянских городов. Расцвет торговли и итальянских городов. Завоеванная свобода. Коммуна – средневековая городская республика. Борьба городов с феодалами. Борьба светской и духовной властей как условие складывания западноевропейской демократии. Оформление тирании в ряде городов Италии.
Тема 9. Славянские государства в Византии в XIV – XV вв.
Гуситское движение в Чехии. Возвышение роли Чехии в Священной Римской империи.
Завоевание турками – османами Балканского полуострова. Балканские народы накануне завоеваний освобождение болгар от власти Византии. Усиление и распад Сербии. Вторжение турок в Болгарию. Потеря независимости Болгарии. Переименование Константинополя в Стамбул – столицу Османской империи.
Тема 10 Культура Западной Европы в XI — XV вв.
Образование и философия. Расширение границ мира средневекового человека. Рост его активности в освоении окружающего мира. Путешествие Марко Полдо. Складывание центров перевода греческой литературы. Развитие светской культуры. Корпоративность средневекового общества. Возникновение университетов. Дискуссия о соотношении веры и разума в христианском учении. Логические рассуждения и оказательства как способ укрепления веры, познания Бога и мира. Спор между церковью и философами. Рационализм и мистицизм. Фома Аквинский – философ, соединивший веру и знание. Развитие знаний о природе. Опыт и наблюдение – методы познания природы в учении Роджера Бэкона. Роль философии в средневековую эпоху.
Средневековая литература и искусство. Влияние развития образования на культуру рыцарства. Трубадуры. Этический образ рыцаря. Крутуазная поэзия и культ Прекрасной Дамы. Труверы и миннезингеры. Рыцарская литература. Обращение к легендарному герою – королю Артуру. Сказачно-приключенческий куртуазный роман. Роман «Тристан и Изольда». Влияние рыцарской литературы на развитие светской средневековой культуры. Влияние школьного и университетского образования на формирование городской культуры. Городская литература – литература, создаваемая на национальных языках. Ваганты. Данте Алигьери. Влияние церкви на развитие искусства Западной Европы. Архитектура. Образы средневекового изобразительного искусства – памятники церковной архитектуры. Романский и готический стили. Скульптура как «Библия для неграмотных». Доступность искусства. Средневековая живопись. Книжная миниатюра. Фрески.
Культура раннего Возрождения в Италии. Торговые связи итальянских городов со странами Европы и Востока. Зарождение культуры раннего Возрождения в Италии. От «любителей мудрости» к возрождению античного наследия. Гуманисты и их идеал универсального человека. Критика духовенства. Отказ от религиозного и аскетического мировоззрения. Воспитание нового человека. Роль самовоспитания в формировании человека. Первые гуманисты – Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Идеалы гуманизма и искусство раннего Возрождения. Начало открытия индивидуальности человека. Портрет. Живопись. СандроБоттичелли.
Тема 11. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века
Средневековый Китай. Империя Тан – единое государство. Император – «Сын неба». Население страны – подданные одного господина – императора. Внешняя политика. Образование крупных поместий. Развитие феодальных отношений. Социальное напряжение. Борьба за право на землю. Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Империя Сунн в период зрелого феодализма. Монгольская опасность. Завоевание Китая монголами. Приобретение независимости. Хозяйственный подъем.
Индия. Государства и культура. Географическая и этническая разобщенности Индии. Культура – основа единства. Установлении феодальных отношений. Раджи. Особенности религии. Кастовое устройства общества. Междоусобные войны. Ослабление страны. Образование самостоятельных государств на территории страны. Хозяйство и богатства Индии. Наука. Обсерватории. Медицина. Архитектура, скульптура, живопись.
Государства и народы доколумбовой Америки. Население и занятия жителей Северной и Южной Америки. Территория расселения. Образ жизни. Достижения в хозяйстве, изучение природы. Устройства общества. Города и культура. Уникальность культуры доколумбовой Америки.
Африка. Неравномерность развития народов Африки. Территория расселения, занятия, образ жизни народов Центральной Африки. Кочевники пустыни Сахара. Государства Африки, их устройство и культура. Культурное наследие народов Западного Судана. Африканская скульптура. Освоение Африки европейцами.
Наследие Средних веков в истории человечества. Оформление образа жизни, традиций и обычаев, культуры в целом, характерных для Средневековья. Развитие политической системы феодального общества. Общая характеристика возникновения и становления феодальных отношений. Связь политической системы с собственностью на землю. Место церкви в феодальном государстве. Оформление основных черт и признаков демократии. Развитие и утверждение гуманизма в западноевропейской культуре. Великие географические открытия. Развитие образования, науки. Складывание нового образа человека и отношений.
VI . Содержание учебного предмета, курса
Тема 1. Русь Древняя.
Что изучает история Отечества. История России- часть всемирной истории. История региона – часть истории России. Факторы самобытности российской истории. исторические источники по истории нашей Родины.
Древнейшие народы на территории России. Появление и расселение человека на территории России. Условия жизни, занятия, социальная организация земледельцев и кочевых племен. Верования древних людей. Древние государства Поволжья, Кавказа, Северного Причерноморья. Межэтнические контакты и взаимодействия.
Древняя Русь в VIII – первой половине XII в.
Восточные славяне. Расселение, занятия, быт, верования, общественное устройство. Взаимоотношения восточных славян с соседними народами и государствами.
Образование Древнерусского государства. Предпосылки, причины, значение образования государства у восточных славян. Племенные княжения. Варяги. Центры восточнославянской государственности – Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Характер древнерусской державы: князь, дружина, полюдье, вече.
Первые русские князья. Внутренняя и внешняя политика. Принятие христианства: причины, обстоятельства. Христианство и язычество. Владимир Святославович. Русская православная церковь. Значение принятия христианства.
Внутренняя и внешняя политика Ярослава Мудрого. Русская Правда. Половецкая угроза и распад союза Ярославичей. Любеческий съезд князей. Правление Владимира Мономаха в Киеве. Древняя Русь и ее соседи.
Социально – экономический и политический строй Древней Руси. Управлений государством при Ярославе Мудром. Земельные отношения. Формирование древнерусской народности. Основные слои древнерусского населения. Древнерусские города. Развитие ремесла и торговли.
Древнерусская культура. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Иконы. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература (слово, житие, поучение, хождение). Деревянное и каменное зодчество. Живопись (мозаика, фреска). Значение древнерусской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Образ жизни князей и бояр. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни крестьян.
Тема 2. Русь Удельная в 30-е гг. XII – XIII в.
Раздробление Древнерусского государства. Социально – экономические и политические причины раздробления древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Княжеские междоусобицы. Идея единства Руси. Последствия раздробленности.
Крупнейшие политические центры Руси. Особенности географического положения, экономического, социально – политического развития.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии и на европейских рубежах. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Оборона Москвы, разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юга – Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского народа против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.
Русь и Литва. Формирование Литовского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель в XII – XIII вв. Общерусское культурное единство и образование местных художественных школ. Накопление научных знаний. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве»
Предпосылки объединения русских земель. Усиление московского княжества. Причины и предпосылки объединения русских земель. Политическая система Руси на рубеже веков. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Власть и церковь. Митрополит Алексий. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой накануне Куликовской битвы. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение.
Социально – экономическое и политическое развитие Руси в XIV – XV вв. Изменения в политической структуре и управлении. Усиление княжеской власти. Местничество. Кормления. Преобразование в войске. Зарождение поместной системы. Вотчина и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Структура общества. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Взаимоотношения церкви и князя. Теория «Москва – Третий Рим».
Культура и быт в XIV – XVI вв. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV – начале XVI в. расцвет культуры Руси после Куликовской битвы. Москва – центр складывания русской культуры. Развитие зодчества. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Внешняя политика и международные связи Московского царства в XVI в. Внешнеполитические успехи России в 1550-е гг. присоединение Астраханского и Казанского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана. Сибирское ханство. Поход Ермака. Присоединение Западной Сибири. Расширение территории государства и его многонациональный характер.
Культура и быт в XVI в. особенности культуры XVI в. просвещение, развитие научных знаний. Начало книгопечатанья. Иван Федоров. Четьи минея. Исторические повести. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведений декоративно – прикладного искусства.
Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда. «Домострой».