рабочая программа элективного курса по истории 10 класс трудные вопросы истории

Программа элективного курса по истории 10 класс: «Дискуссионные вопросы изучения истории России XX века»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Элективный курс по истории 10 класс.

Трудные и дискуссионные вопросы изучения истории России. XX век.

Курс разработан в соответствии с документами:

Базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования  Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);

Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов общего  образования, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (для VI-XI (XII) классов).

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29 декабря 2010 г. № 189;

Приказа Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 26.05.2006г. № 119-И «О реализации содержательной линии регионального компонента государственного образовательного стандарта «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности»;

Документы школьного уровня :

Устава МКОУ Обуховская СОШ, утвержденного постановлением главы муниципального образования Камышловский муниципальный район от 08.07.2015 года № 522;

Программа развития МКОУ Обуховская СОШ, утвержденная Советом школы от 13.01.2012г., протокол № 8;

Образовательной программы МКОУ Обуховская СОШ (новая редакция), утвержденной приказом директора МКОУ Обуховская СОШ от 18.06.2015г. № 61/2.

Программа курса предполагает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна быть направлена на формирование целостной и всесторонней картины исторического развития России в XX веке.

Программа элективного курса « Дискуссионные вопросы в изучении истории ХХ века» разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования и основными положениями концепции профильного обучения.

Она выделяет три важнейших периода – Российская империя, Советское государство, Российская Федерация и основные проблемы (к примеру, проблемы модернизации, войн и мира, революции и реформ, взаимоотношение власти, общества и личности, основных тенденций постсоветского развития и др.)

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий.

Актуальность : Особенность данного факультативного курса заключается в том. Что он предполагает анализ проблемных, дискуссионных вопросов при изучении истории, альтернативные подходы к оценке проблем прошлого, прогнозирование событий и явлений, неоднозначные оценки хода событий. Знакомство с проблематикой данного факультатива поможет каждому ученику занять активную гражданскую позицию в этом сложном и быстро меняющемся мире.

Цель курса: содействие становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности; как гражданина и патриота.

Данная цель курса реализуется посредством решения ряда задач:

– обеспечить учащихся возможно более достоверными сведениями об основных событиях, тенденциях и проблемах общественно-политического, социально-экономического развития России в ХХ веке;

– повышать мотивацию учебной деятельности за счет нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности;

– воспитывать патриотизм, гражданскую ответственность, гуманизм, уважительное отношение к историческому прошлому своего и других народов.

– находить, систематизировать и анализировать историческую информацию;

–– определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Методы преподавания данного элективного курса определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.

Элективный курс рассчитан на 34 часа.

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века

Дискуссия с элементами моделирования (1 ч)

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

Дискуссия в форме «круглого стола» (2 ч)

Лекция, работа с документами

Тема 3. Гражданская война: новые подходы

Пресс-конференция (2 ч)

Альтернативно-проектное моделирование (2 ч)

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система

Урок-«киностудия» (деловая игра-обсуждение) (2 ч)

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика?

Урок-судебное разбирательство (1 ч)

Тема 6. Триумфальное поражение?

(Размышления о советско-финской войне)

Урок-альтернатива (1 ч)

Тема 7. Споры вокруг тезиса о превентивном ударе СССР против Германии

Семинар с использованием видеоматериалов (2 ч)

Тема 8. Страх или свобода?

Урок-исследование (2 ч)

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной», или мир, расколотый надвое

Деловая игра-обсуждение (2 ч)

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года…

Проблемно-проектная дискуссия (2 ч)

Моделирование – 2 ч

Нетрадиционные уроки – 11 ч

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века

Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие». Три группы стран и их роль в мировом экономическом процессе. Попытки внедрения « британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.

Второй вариант модернизации, предложенный «народниками», его анализ.

Процесс модернизации в советский период и его последствия. «В ожидании шестой революции».

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? (6 часов)

1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков.

Тема 3. Гражданская война: новые подходы (4 часа)

Гражданская война – трагедия русского народа…

Проблема периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система

Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги социалистической индустриализации.

Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.

«Незначительные жертвы» индустриализации.

Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923–1933 гг.

Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.

Тема 6. Триумфальное поражение? (О советско-финской войне 1939 –

Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.

Кто проиграл «зимнюю войну»?

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время

Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 года.

Тема 8. Страх или Свобода? (О причинах победы под Сталинградом)

Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.

Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом.

Цена победы – большая кровь.

. Не страх, а свобода – главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего народа, его патриотизм – залог Победы.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.

Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»?

Истоки «холодной войны. Противники (создание военных блоков).

Горячие точки «холодной войны». и Разрядка окончание «холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.

Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий войны.

Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 года …

Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 года на самом деле: взгляд через годы…

«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 года. «Жесткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий.

Методические рекомендации к курсу

Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ в.

Задачи темы: охарактеризовать и проанализировать первую и вторую «волну» модернизации, выявить особенности российского варианта модернизации с учетом взаимосвязи и взаимовлияния экономического, внутренних и внешнеполитических факторов; обсудить проблемы модернизации России начала ХХ века и вырабатывать свой взгляд на пути и варианты развития страны.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: модернизация, органическое и догоняющее развитие стран, антиглобализм.

Рекомендуемая форма проведения занятия – практикум, дискуссия с элементами моделирования.

Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года?

Задачи темы: охарактеризовать и проанализировать возможности исторического выбора России в 1917 году: либеральный и революционный; , Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: историческая доктрина, объективные и субъективные предпосылки, ментальность социальных слоев, радикализация масс.

Рекомендуемая форма проведения занятия – практикум, дискуссия в форме «круглого стола, работа с документами.

Тема 3. Гражданская война: новые подходы.

Задачи темы: познакомиться и обсудить основные проблемные и дискуссионные вопросы Гражданской войны; смоделировать альтернативные сценарии отдельных эпизодов Гражданской войны.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: цивилизационный конфликт, нравственные ценности, интервенция. Гражданская война, альтернативно-историческая модель.

Рекомендуемая форма проведения занятий – пресс-конференция, альтернативно-проектное моделирование.

Тема 4. Индустриализация и командно-административная система.

Задачи темы: изучив ресурсные материалы о ходе проведения индустриализации, определить и рассмотреть круг дискуссионных вопросов, обсудить альтернативные варианты методов осуществления индустриализации.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: ускоренная индустриализация, эмиссия, стахановское движение, фронты пятилеток.

Рекомендуемая форма проведения занятий: нетрадиционный урок, обсуждение.

Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина – труженика?

Задачи темы: выявить причины и сущность сталинского «великого перелома», проанализировать этапы проведения коллективизации, ее итоги и последствия.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: ускоренная коллективизация семейно-трудового крестьянского хозяйства, семейный подряд.

Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, нетрадиционный урок-версия, нетрадиционный урок – судебное разбирательство.

Тема 6. Триумфальное поражение?

Задачи темы: познакомившись с ресурсными материалами о советско-финской войне 1939–1940 гг., обсудить версию Виктора Суворова о ее итогах и значении, выработать собственную позицию.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «зимняя», «неизвестная» война, линия Маннергейма.

Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, нетрадиционный урок-альтернатива.

Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР против Германии.

Задачи темы: «Проиграть» сценарии возможного превентивного удара и обсудить вероятность предсказанных событий.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «превентивный» удар» «фашизм – Ледокол Революции».

Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, семинарское занятие с использованием видеоматериалов.

Тема 8. Страх или свобода? (О причинах победы под Сталинградом).

Задачи темы: исследовать вероятные версии причин победы советского народа во время Сталинградской битвы и выбрать наиболее значимые для понимания и оценки событий тех дней.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: заградительные отряды, штрафные батальоны, идеологический пресс, патриотизм.

Рекомендуемая форма проведения занятий – нетрадиционный урок-исследование.

Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.

Задачи темы: работая с ресурсными материалами, познакомиться с международной обстановкой послевоенного периода. Попытаться найти пути выхода из этого тупикового варианта.

Перечень основных понятий, отвечающих профильному характеру обучения: «холодная война», «железный занавес», гонка вооружений.

Рекомендуемая форма проведения занятий –, деловая игра-обсуждение.

Тема 10. Если бы ГКЧП взял власть пришел к власти в августе 1991 года…

Задачи темы: проследить хронологию августовских событий. Познакомиться с версиями-объяснениями причин путча.

Рекомендуемая форма проведения занятий – практикум, проблемно-проектная дискуссия.

Активные формы организации учебной деятельности на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории России ХХ века»

Работа в малых группах

Одной из распространенных активных форм работы на занятиях по элективному курсу «Дискуссионные вопросы изучения истории ХХ века» должна быть работа в малых группах: «мозговой штурм» или «мозговая атака». Суть работы в малых группах состоит в том, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении той или иной проблемы у всех участников работы.

Партнерство в данном случае выступает важным фактором раскрепощения, максимальной раскованности личности, свободы воображения. Каждый участник понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности каждого члена группы.

Что дает работа в малых группах? Она позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Работа в малой группе помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или по крайней мере в роли ответственного представителя группы при проведении исследования, презентации ответа или мнения группы.

Использование игровых моментов

Сюжетно-ролевая игра является одной из активных форм обучения. В данном элективном курсе она основывается на реальных жизненных событиях, смоделированных в образовательных целях. Игра должна иметь сюжет, связанный с решением какого-либо дискуссионного вопроса.

В каждой конкретной игровой ситуации участники игры получают свои роли, которые отличаются по точкам зрения. Например, сторонники официальной точки зрения и альтернативных вариантов моделируют свои сценарии. Сюжетно-ролевые игры предусматривают работу в малых группах.

Играющие получают опыт общения, опыт поиска информации и нахождение компромисса на основе полученных знаний. Они могут услышать иное мнение и попытаться найти верное решение.

Источник

Рабочая программа элективного курса по истории в 10 классе «Подготовка к ЕГЭ по истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Рабочая программа элективного курса

по истории в 10 классе

«Подготовка к ЕГЭ по истории»

учителя истории и обществознания Черкашиной Л.А.

Введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) по истории как формы государственной (итоговой) независимой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений требует серьезного отношения к организации подготовки к сдаче ЕГЭ. История, наряду с обществознанием, традиционно относится к «разговорным» предметам. Учащиеся привыкли к развернутым ответам, наводящим вопросам учителя, помогающим не упустить нечто важное в освещаемом вопросе. Письменные формы проверки знаний по истории еще совсем недавно не часто встречались в практике части учителей. Тестовые материалы использовались в текущей работе нерегулярно. Поэтому часть выпускников нередко испытывает трудности при подготовке к ЕГЭ по истории.

Экзаменационная работа по истории состоит из огромного количества заданий, основными объектами проверки которых являются:

Знание исторических фактов;

Усвоение исторических концепций;

Умение извлекать информацию из исторических источников, применять ее для решения познавательных задач;

Владение приемами исторического описания;

Наличие представлений об оценках исторических событий, явлений, процессов, навыков оценочной деятельности.

Для системной подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ учебного времени, отводящегося на овладение учебной программы по истории, явно недостаточно. Кроме того, по результатам выполнения работ по истории России выявлен ряд проблем в знаниях и умениях выпускников. Самым «слабым звеном» в подготовке учащихся по истории часто оказывается незнание дат исторических событий, периодов. Проблемной частью являются вопросы истории общественного движения, культуры. Очень серьезные пробелы имеются в усвоении сведений об исторических личностях, причем по всем периодам и разделам курса отечественной истории. Задания на сравнение событий и явлений, анализ исторических ситуаций имеют худшие показатели в части 2

Программа «Подготовка к ЕГЭ » призвана сделать данную подготовку более системной и эффективной. Использование образцов контрольных измерительных материалов (КИМов) позволяют придать содержанию программы практическую направленность. Содержание программы акцентирует внимание на анализ наиболее трудных вопросов курса истории, на технологию работы с тестовыми заданиями разного типа и уровня сложности. Отработка во время практикумов, тренингов типовых конструкций тестовых заданий позволит практически не тратить время на экзамене на понимание инструкции, на точное оформление ответа по всем направлениям.

Целью данной программы является углубление знаний учащихся в области истории. Кроме того, она призвана придать более глубокую научную направленность подготовке выпускников по курсу истории, отвечать наиболее сложным требованиям государственного стандарта к знаниям теоретического характера и уровню развития комплексных познавательных действий.

Программа «Подготовка к ЕГЭ по истории» рассчитана на 34 годовых часа (1 час в неделю). Программа может быть реализована как в 10-х, так и в выпускных 11-х классах с соответствующей корректировкой. Конкретные примеры заданий помогут учащимся подготовиться к ЕГЭ и систематизировать большой объем исторической информации.

Осуществление технологии выполнения тематических заданий по истории при подготовке к ЕГЭ.

Углубление и развитие знаний учащихся по курсу истории России за счет расширения представлений о содержании заданий КИМ Федерального банка.

Ознакомление учащихся с кодификатором, спецификацией и демоверсий КИМ по курсу истории России.

Изучение отдельных тем предмета истории в виде различных письменных заданий, в том числе подобных ЕГЭ.

Изучение инструкций по выполнению экзаменационной работы, ее частей и различных заданий.

Приучение учащихся к различным формам тестовых работ.

Разработка психолого-педагогических рекомендаций по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.

Принцип последовательной оптимизации деятельности – предполагает оптимальный отбор теоретического содержания и практического материала в оптимальной форме. Предусматривает минимально необходимое количество ключевых упражнений, творческих заданий.

Принцип адекватности действий учителя и ученика – предполагает обучающую роль педагога в сочетании с активной практической деятельностью самого ученика.

Принцип результативности обучения учащихся – предполагает постепенный переход обучающихся к выполнению заданий с большим уровнем сложности и ученической самостоятельности.

Словесный (консультация, объяснение, диалог)

Проблемный (разбор заданий части )

Деятельностный (письменные работы, тесты, эссе)

Аналитический (графики, диаграммы)

Реализация данной программы позволит осуществлять отработку практических навыков учащихся при подготовке к ЕГЭ.

Реализация программы поможет учащимся в понимании качества подготовки и особенностей проведения ЕГЭ.

Содержание программы позволит учащимся познакомиться со структурой и содержанием КИМ

Реализация программы позволит учащимся позитивно настроиться на предстоящий ЕГЭ.

«Подготовка к ЕГЭ по истории»

II . Правила для сдающих единый государственный экзамен (3 часа):

1. Изучение инструкций к ЕГЭ :

Инструкция, предваряющая всю работу (она носит вводный характер, ее назначение состоит в том, чтобы подвести учащегося к выполнению работы);

Инструкции, предваряющие или завершающие отдельные части работы (они обращают внимание на специфику заданий части, формулировку и запись ответов на них);

Инструкции, предваряющие отдельные блоки заданий (например, задания к текстовому фрагменту);

Инструкции, относящиеся к отдельным заданиям.

2. Ознакомление с кодификатором элементов содержания по истории для составления контрольных измерительных материалов (КИМ) единого государственного экзамена 2009

III . Работа с заданиями части I с выбором ответа (базового уровня) (6 часов):

Решение заданий на проверку истоIIрических дат ;

Решение заданий на проверку исторических фактов (места, обстоятельств, участников событий) ;

Решение заданий на проверку понятий и терминов ;

Решение заданий на проверку осмысления характерных признаков событий и явлений ;

IV . Работа с заданиями части II с открытым развернутым ответом (высокого уровня сложности) (11 часов):

Решение заданий на установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов.

Решение заданий на соотнесение двух рядов информации – дат и названий событий, имен исторических деятелей и названий политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества и т.д.

Комплекс заданий для работы с источниками :

Атрибуция документа, определение событий, явлений, личностей, о которых в нем идет речь ;

Разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте (на основе текста и с привлечением знаний по курсу истории) ;

Анализ позиции автора, рассмотрение версий и интерпретаций событий.

Комплекс заданий с развернутым ответом по предложенной теме, проблеме :

Задание на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала ;

Задание на анализ исторических версий, оценок;

Задание на анализ исторических ситуаций;

Задание на сравнение исторических событий и явлений.

V . Тематические тренировочные задания повышенной сложности (10 часа):

История России с древности до конца XIII века

История России XIV – XVI века

Период 1900 – 1945 гг.

Период 1945 – 2009 гг.

VI . Варианты тренировочных заданий по истории России в соответствии с содержательными линиями школьного курса (3 часа).

1. Буганов, В. И., Богданов, А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. – М., 1991.

2. Васяева, М. Н. Смутное время – время упущенных возможностей // Преподавание истории в школе. – 2001. – № 6. – С. 22–29.

3. Великие государственные деятели России. – М., 2012.

4. Древнерусская литература: книга для чтения. – М., 1993.

5. Жития и творения русских святых. – М., 2011.

6. Замалеев, А. Ф., Овчинникова, Е. А. Еретики и ортодоксы: очерки древнерусской духовности. – Л., 1991.

7. Иловайский, Д. И. Краткие очерки русской истории // Учебники дореволюционной России по истории. – М., 1993.

8. Иоанн Грозный. Петр Великий. Меншиков. Потемкин. Демидовы: биографические повествования. – Челябинск, 1994.

9. История государства Российского: жизнеописания. IX–XVI вв. – М., 2011.

10. История государства Российского: жизнеописания. XVII век. – М., 2012.

11. История Отечества в лицах: с древнейших времен до конца XVII века: биографическая энциклопедия. – М., 1993.

12. Ишимова, А. О. История России в рассказах для детей. Т. 1. – СПб., 1993.

13. Карамзин, Н. М. Об истории государства Российского. – М., 2009.

14. Карамзин, Н. М. История государства Российского. Т. I–XII. – Калуга, 1993.

15. Ключевский, В. О. Русская история: полный курс лекций: в 3 кн. – М., 2011.

16. Ключевский, В. О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли. – М., 1990.

17. Кирпичников, А. Н. Александр Невский: между Западом и Востоком // Вопросы истории. – 1996. – № 11–12.

18. Костомаров, Н. И. Господство дома святого Владимира: Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. – М., 1993.

19. Кучкин, В. А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. – 1995. –
№ 5–6.

20. Кучкин, В. А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. – 2005. – № 10.

21. Кучкин, В. А. Юрий Долгорукий // Вопросы истории. – 1996. – № 10.

22. Лютых, А. А., Скобелкин О. В., Тонких В. А. История России: курс лекций. – Воронеж, 1993.

23. Морозова, Л. Е. Гермоген, патриарх всея Руси // Вопросы истории. – 1994. – № 2.

24. Морозова, Л. Е., Демкин, А. В. История России в лицах: государственные деятели XVI века. – М., 2001.

25. Найденова, Л. П. Священник Сильвестр // Преподавание истории в школе. – 2002. – № 3. – С. 24–27.

26. Никольский, Н. М. История Русской церкви. – Минск, 2007.

27. Обухова, Л. А. Рассказы и чтения по русской истории. – М., 1995.

28. Перхавко, В. Б. История России в лицах: IX–начало XVII в. – М., 2000.

29. Рассказы русских летописей. – М., 1993.

30. Романовы. Исторические портреты: кн. первая: Михаил Федорович – Петр III. – М., 1998.

31. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.

32. Сорокин, Ю. А. Алексей Михайлович // Вопросы истории. – 1992. – № 4–5.

33. Страницы российской истории / сост. П. П. Афанасьев. – М., 1995.

34. Путилов, Б. Н. Древняя Русь в лицах: боги, герои, люди. – СПб., 2012.

35. Соловьев, С. М. Об истории Древней Руси. – М., 2010.

36. Федотов, Г. П. Святые Древней Руси. – М., 1997.

37. Хрестоматия по истории России. – Т. 1. – М., 2005.

38. Хрестоматия по истории России. – Т. 2. – М., 2005.

39. Бравина М.А. Исторический портрет на фоне эпохи. Ульяновск.2010

Календарно-тематическое планирование элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по истории» 34 часа

Общие сведения об экзаменационной работе по истории

Изучение инструкций к ЕГЭ

Инструкции, предваряющие или завершающие отдельные части работы (они обращают внимание на специфику заданий части, формулировку и запись ответов на них);

Знакомство с демоверсией по истории 2017г.

Работа над кодификатором элементов содержания по истории для составления КИМ 2017 г.

Правила заполнения бланков ЕГЭ по истории

Особенности заполнения бланков ЕГЭ по предмету.

Работа с заданиями части 1 с выбором ответа (6 ч)

Алгоритм выполнения задания с открытом ответом

Решение заданий на проверку исторических дат

Систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов

Решение заданий на проверку исторических фактов (места, обстоятельств, участников событий)

Структура и специфика заданий на анализ документов

Решение заданий на проверку осмысления характерных признаков событий и явлений

Особенности заданий 12,16,18

Решение заданий на понимание суждений о причинах и следствиях событий, а также понимание связей единичных фактов и общих явлений

Специфика заданий 11,15

Решение заданий на установление последовательности событий в рамках значительных исторических периодов

Разновидности заданий и задач

Решение заданий на соотнесение двух рядов информации – дат и названий событий, имен исторических деятелей и названий политических партий, к которым они принадлежат, имен деятелей культуры и сфер их творчества и т.д.

Работа с заданиями части 2 с открытым развернутым ответом (высокого уровня сложности)(11ч)

Общая характеристика заданий части 2

Ознакомление с заданиями части 2 и особенностями их выполнения

Специфика заданий 20,21,22

Атрибуция документа, определение событий, явлений, личностей, о которых в нем идет речь

Решение исторических ситуаций в контексте текста

Разъяснение сущности характеризуемой в источнике проблемы в историческом контексте (на основе текста и с привлечением знаний по курсу истории)

Структура и специфика заданий 23

Анализ позиции автора, рассмотрение версий и интерпретаций событий

Структура и специфика заданий 24

Комплекс заданий с развернутым ответом по предложенной теме, проблеме

Анализ исторических версий и интерпретаций событий

Задание на обобщенную характеристику, систематизацию исторического материала

Историческое сочинение как творческая работа выпускника

Общие критерии выполнения задания по написанию исторического сочинения

Особенности написания исторического сочинения

Критерии написания исторического сочинения согласно требованиям К1 и К2

Особенности написания исторического сочинения

Критерии написания исторического сочинения согласно требованиям К3 и К4

Особенности написания исторического сочинения

Критерии написания исторического сочинения согласно требованиям К5 и К6, К7.

Тренировочное написание исторического сочинения

Выявление типичных ошибок при выполнении задания по написанию исторического сочинения

Тематические тренировочные задания повышенной сложности(10ч)

История России с древности до конца

Выполнение тренировочные задания повышенной сложности периода История России с древности до конца XIIIвека

История России XIX века

Выполнение тренировочные задания повышенной сложности периода История России XIX века

Период 1900 – 1945 гг.

Выполнение тренировочные задания повышенной сложности периода 1900 – 1945 гг.

Период 1945 – 2009 гг.

Выполнение тренировочные задания повышенной сложности периода 1945 – 2009 гг.

Типичные ошибки при выполнении задания ЕГЭ по истории

Выявление типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ и пути решения исправления выявленных недостатков в I части

Типичные ошибки при выполнении задания ЕГЭ по истории

Выявление типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ и пути решения исправления выявленных недостатков во II части

Типичные ошибки при выполнении задания ЕГЭ по истории

Выявление типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ и пути решения исправления выявленных недостатков при работе с картой

Типичные ошибки при выполнении задания ЕГЭ по истории

Выявление типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ и пути решения исправления выявленных недостатков при работе с иллюстрированным материалом

Варианты тренировочных заданий по истории России в соответствии с содержательными линиями школьного курса

Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории

Выработка навыков решения тренировочных заданий по истории

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *