пять вечеров история создания фильма
Фильм 5 вечеров. Тайный смысл неопознанной песни
«Что же это за песня такая, которую бойцы РККА пели на фронте и которую через 13 лет уже никто не помнит?» Ведь каждый из вас помнит песни своей юности, причём, и через 30-40 лет. А тут – полное забвение. Да ещё и песни фронтовой. Не странно ли? Давайте разбираться.
Когда в 1978 году фильм вышел на советские экраны, эта «фронтовая», времён Великой Отечественной войны, песня публично не исполнялась нигде и неискушённый зритель воспринимал этот эпизод, мол, какая-то малоизвестная песня, ну и что тут такого?
Тем не менее, песня была известна, но … по ту сторону советско-германского фронта, а именно в казацких коллаборационистских формированиях, воевавших на стороне Третьего Рейха. Возможно и в других, но вряд ли в РККА. Ну, представьте последствия для красноармейца, который бы её исполнил со словами:
«Не для меня весной родня
В кругу домашнем соберётся,
Христос воскрес! — из уст польётся
В день Пасхи там — не для меня!»
Так значит, исполнение этой песни, известной ещё со времён Первой Мировой войны и популярной среди казаков Ильин смутно запомнил не в частях РККА? И как он, принципиальный и честный, исключённый из института за то, что «подлеца назвал подлецом», мог оказаться на стороне врага, а потом, получив немалый срок, оказаться «на Севере», но не вольным шофёром, а заключенным в лагере, и выйти на свободу через 13-14 лет после войны?
Короче говоря, переход Ильина на сторону врага не остался безнаказанным. Свой срок от 10 до 25 лет он получил. ВМН удалось избежать по причине введения в первые годы после войны моратория на смертную казнь. Отбыл ли он его полностью или вышел по «хрущёским амнистиям» тоже вопрос, не имеющий ответа. Как правило, отбывшим срок по 58 статье УК РСФСР, запрещалось жить в Москве и Ленинграде. А Ильин и не селился в гостиницах, не «светился», снимал комнату или угол. Крайний раз – у своей довоенной любви Тамары.
За кадром фильма «Пять вечеров»: На какую авантюру решились Никита Михалков и Людмила Гурченко
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Летом 1978 г. Никита Михалков был занят работой над первой частью фильма «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». Когда отсняли летнюю натуру, съемки нужно было отложить до зимы. Съемочную группу в таком случае пришлось бы распустить, и не было никаких гарантий того, что через несколько месяцев ее удастся вновь собрать в том же составе. Чтобы этого не случилось, а простоя в работе не возникало, оператору Павлу Лебешеву пришла смелая мысль: использовать эту паузу для того, чтобы снять еще один фильм. Олег Табаков поддержал эту идею и предложил взять за основу готовую пьесу, чтобы на создание сценария ушло меньше времени. «Пять вечеров» Александра Володина казались идеальным вариантом: действующих лиц немного, массовки нет, натурных съемок тоже – действие происходит в трех квартирах, да еще в ресторане и на почте.
Идея снять фильм за 25 дней казалась абсолютно неосуществимой – тогда никто не снимал кино в столь сжатые сроки. Когда на «Мосфильме» узнали о намерении Михалкова снять между двумя сериями «Обломова» еще один фильм, поначалу с режиссером не хотели даже разговаривать по этому поводу. Судьбу фильма неожиданно решила существовавшая в те времена система государственного планирования: одна из киностудий не справилась с запланированными съемками, годовой план находился под угрозой срыва, и показавшаяся сначала абсурдной идея Михалкова теперь выглядела спасительной. Ему даже пообещали дать во всем «зеленый свет» и разрешили утвердить всех актеров без проб. Дело оставалось за малым – получить согласие драматурга на экранизацию его произведения.
Пьесу «Пять вечеров» Александр Володин написал еще в 1959 г. Сам он ее не оценивал высоко и, читая ее в Большом драматическом театре, постоянно прерывался и говорил: « Извините, там очень бездарно написано. Я вот это исправлю, и это исправлю… ». Тем не менее спектакль по этой пьесе поставили, и хотя у зрителей он пользовался успехом, мнения критиков разделились: кто-то поздравлял драматурга с успехом, а кто-то обвинял его в пессимизме, искажении действительности, «узком бытописательстве», «мелкотемье» и «нездоровом интересе к маленьким людям и неустроенным судьбам».
Когда Володин узнал о намерении Михалкова снять по «Пяти вечерам» фильм, эта идея его не вдохновила: он считал, что режиссер слишком молод для того, чтобы адекватно воссоздать атмосферу послевоенного времени, да и сюжет самой пьесы казался ему безнадежно устаревшим для конца 1970-х гг., ведь все, что было неожиданным и новым в начале «оттепели», уже давно стало нормой. « Когда пьеса была написана, – вспоминал драматург, – одиноких женщин на сцене и экране ещё не существовало. Неустроенные судьбы были немыслимы. Но с тех пор одинокие женщины густо населили кинопроизведения, неустроенные судьбы стали ещё более неустроенными ». Михалков убедил Володина для начала приехать на съемочную площадку, понаблюдать за процессом работы над «Обломовым», а заодно обсудить перспективы будущих съемок. Творческий процесс так увлек Володина, что он поддался на уговоры. Все изменения в сценарии с ним согласовывали, но он ни разу не позволил вмешаться в работу и согласился и с трактовкой сюжета, и с выбором актеров на главные роли.
Людмиле Гурченко на тот момент было уже за 40, и она уже начала терять веру в то, что режиссеры могут держать слово – с момента ее триумфа в «Карнавальной ночи» ей многие обещали главные роли, но никто ничего стоящего так и не предложил. Никита Михалков уже давно заявлял о своем намерении поработать с Гурченко, он видел ее в главной роли в своем фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино», но тогда на других съемках Гурченко сломала ногу, и ждать ее выздоровления не стали, заменив ее другой актрисой. Однако Михалков сдержал свое обещание и на главную роль в «Пяти вечерах» утвердил ее без проб.
Для актрисы решение сняться в фильме, работа над которым длилась всего 25 дней, было не просто авантюрой – съемки продолжались с утра до позднего вечера, и для женщины выдержать такой ритм было физически сложно. Но Гурченко безгранично доверяла Михалкову как режиссеру и была готова стойко переносить любые сложности.
Главную мужскую роль Михалков предложил Станиславу Любшину – он уже играл в «Пяти вечерах», это был его дебютный спектакль на сцене «Современника», хотя тогда он исполнил другую роль. Перед актером стояла непростая задача – в пьесе автор давал понять, что главный герой не вернулся после фронта не потому, что предал свою любовь к Тамаре, а из-за того, что это время он провел в сталинских лагерях. Об этом не говорилось напрямую, в фильме не было политических подтекстов – только история любви. Любшин рассказывал: « Здесь какая еще сложность была, почему к пьесе поначалу придирались. Ильин ведь не только воевал, он же еще и сидел. В тексте было ясно, что человек прибыл из тех самых мест, где он очень много страдал. Сибирь, он шофер, он не рассказывает об этом – хвалиться-то нечем, но в поведении персонажа надо было найти такое качество, которое бы говорило, что это не пианист приехал, а человек, прошедший очень трудную жизнь. Он не педалирует, он все в себе держит, но видно, через что он прошел. Вот еще тонкость какая должна была быть. Кажется, мы это поймали ».
Результат его работы поразил даже автора пьесы. Володин признавался: « Когда я смотрел фильм, думал, что, сам того не ведая, написал своего Ильина специально для Любшина ». За эту роль актер получил приз на Международном кинофестивале во Франции и был признан лучшим актером 1979 г. по результатам опроса читателей журнала «Советский экран».
Репетиции «Пяти вечеров» начались еще во время съемок первой части «Обломова». Днем снимали, а вечером репетировали роли из нового фильма. Однако официально съемки «Пяти вечеров» еще не начались, а актерам нужно было выдавать суточные. Для этого Михалков затеял еще одну авантюру: он вызвал их якобы под предлогом съемок в «Обломове», и они действительно снялись в нескольких эпизодах – правда, из всех оставили только один с участием Гурченко. Михалков действительно уложился в запланированные сроки – съемки продлились всего на один день больше заявленного, 26 дней.
За рубежом «Пять вечеров» оценили высоко. Единственное, чего не могли понять иностранцы, – что такое «коммунальная квартира». И трактовали увиденное по-разному: кто-то решил, что в СССР есть такая традиция – все родственники живут вместе, кто-то воспринял фильм как абсурдистский – по квартире главной героини ходят призраки, возможно, это образы ее прошлых грехов. На самом деле никаких скрытых смыслов в этом не было, только реалии советского послевоенного быта.
Во время премьеры фильма драматург Александр Володин признался: в основу сюжета пьесы легла реальная история, которую он пережил сам. У него была точно такая же встреча со старой любовью, которая перевернула его жизнь. Поэтому он точно знает: каким бы долгим не был вечер, никогда нельзя забывать, что следующее утро обязательно начнется с рассвета!
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Пять вечеров»: как Михалков случайно снял легендарный фильм
Драматург, подаривший сценарии к таким фильмам, как «Осенний марафон», «С любимыми не расставайтесь», «Похождения зубного врача», написал пьесу «Пять вечеров» в 1959 году. История о встрече двух влюбленных через много лет после войны – его личная. Именно поэтому писатель поначалу сопротивлялся, когда молодой режиссер Никита Михалков в 1978 году решил «наскоро» экранизировать пьесу.
ПО ТЕМЕ
«Я пытался вернуть ее»: бывший муж о попытке суицида Гурченко перед смертью
Дело в том, что у режиссера был месяц простоя между съемками двухсерийного фильма по мотивам романа Ивана Гончарова «Обломов», и он боялся, что за это время киногруппу «растащат» по другим картинам. Тогда Олег Табаков предложил на скорую руку экранизировать пьесу «Пять вечеров» – история камерная, актеров нужно немного.
Кадр из фильма «Пять вечеров»
Александр Володин сомневался, что у Никиты Михалкова получится правильно передать атмосферу 40-50-х, а осовременивать пьесу драматург не собирался. Однако режиссер его убедил, отметив, что до этого уже снимал исторические картины и вполне успешно.
На главную женскую роль без проб утвердили Людмилу Гурченко. Никита Михалков обещал снять артистку в своей предыдущей картине, но она неудачно повредила ногу и вылетела с проекта. Станислав Любшин, сыгравший Ильина в «Пяти вечерах», уже работал с этой пьесой. «За двадцать лет до фильма Никиты Михалкова в «Современнике» шел спектакль «Пять вечеров». И я играл роль Славки после срочного ввода», – рассказал артист.
Актер и режиссер договорились, что будут снимать по два дубля в случае, если у них будут разногласия по поводу того, каким должен быть главный герой. При этом Александр Володин в съемочный процесс не лез. Он приезжал на площадку, однако советов не раздавал, полностью доверившись Никите Михалкову.
Кадр из фильма «Пять вечеров»
Станислав Любшин в одном из интервью вспомнил забавный момент, который произошел на съемках. «Володин на студию привозил бутылочку коньяка и ждал, когда у нас начнется перерыв. Съемки идут, мы работаем, ему хочется разговориться. Наконец его начинает раздражать, что мы так долго тянем: «Никит, ну хватит уже», – рассказал актер.
По словам артиста, у них на площадке была гримерша, интересная женщина, любившая красить губы алой помадой. «И вот они с Александром Моисеевичем куда-то вдвоем уходили, а возвращался он уже веселый и тоже весь в красной помаде. Тогда Никита, понимая все, объявлял перерыв. Потом Володин сидел до вечера уже такой тихий, чувствуя себя почему-то виноватым. Вот так работа продолжалась», – вспоминает Станислав Любшин.
Кадр из фильма «Пять вечеров»
В фильме «Пять вечеров» звучит песня «Губы окаянные» в исполнении Сергея Никитина. Изначально Никита Михалков попросил барда записать для картины народную песню «Думы окаянные», но музыкант, услышав название, рассмеялся. Как оказалось, песни совсем не народная, ее написал Юлий Ким, и она ушла в народ, получил массу интерпретаций.
За роль в фильме «Пять вечеров» Станислав Любшин получил звание лучшего актера 1979 года и приз на международном фестивале во Франции.
Кадр из фильма «Пять вечеров»
Картина «Пять вечеров» стала дебютом для Ларисы Кузнецовой и Игоря Нефедов. Ребята учились у Олега Табакова, и когда он предложил Никите Михалкову снять «Пять вечеров», то сказал, что пришлет на съемки своих самых перспективных студентов.
Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Музыка
—Рубрики
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
История создания фильма «Пять вечеров»
КАК СОЗДАВАЛСЯ ФИЛЬМ «« ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ »
1979 год. Людмиле Гурченко 42 года. Она уже сыграла довольно много. И роли попадались интересные. Но надо быть честным, что после «Карнавальной ночи» ей так никто ни разу не предложил роль, которая была бы целиком ее — без остатка! И она больше не верила режиссерам. Сколько раз она слышала от них: «Я обязательно приглашу вас на главную роль!
Она будет написана специально для вас!» Ну как правило, эти люди больше никогда о ней не вспоминали. Однажды ей позвонил Никита Михалков! И пообещал большую роль в «Неоконченной пьесе для механического пианино». Когда от режиссера слишком долго не было звонка, Людмила Марковна подумала, что он такой же, как все. Что ее снова обманули.
Тогда она согласилась на роль в музыкальной комедии. Оказалось, режиссер не звонил, потому что попал в больницу. «Механическое пианино» сняли без нее. Она боялась, что Михалков больше никогда никуда ее не позовет. Но он позвал. Он позвал ее без всяких проб на роль, о которой столько актрис мечтало в нашей стране — роль Тамары в «Пяти вечерах» по пьесе Александра Володина.
Более того, ее уже ждали на репетиции. Репетиции Михалков проводил прямо во время съемок первой части «Нескольких дней из жизни Обломова». Днем снимал «Обломова», а вечером и ночью репетировал «Пять вечеров». Именно «Нескольким дням из жизни Обломова» мы обязаны появлению «Пяти вечеров». «Обломов» Никиты Михалкова — фильм двухсерийный. И когда снимали первую серию, режиссер стал переживать, что за несколько месяцев, которые должны пройти до съемок второй серии киногруппа просто не сохранится. Пришлось искать выход. Это было в тот день, когда снимали сцену ссоры Ольги с Обломовым.
Собрались вместе всем коллективом. От режиссера до массовки. Оператор «Обломова» Павел Лебешев подкинул идею: А что если быстренько снять другую картину в тех же костюмах только черно-белую!
На что практичный Олег Табаков предложил: вы возьмите уже готовую пьесу, например, «Пять вечеров» Александра Володина. Пьеса хорошая, ее все знают. А героев там всего пять человек. И массовка не нужна. Идея Табакова всем понравилась.
Когда Михалков позвонил на Мосфильм с предложением сделать в кратчайшие сроки между двумя сериями «Обломова» совершенно самостоятельный фильм, поначалу с ним даже разговаривать не стали. Но его выручила существовавшая тогда система государственного планирования: какая-то из советских киностудий не справлялась со съемками.
Годовой план страны по фильмам находился под угрозой срыва. Тогда об авантюрном предложении Михалкова и его команды не просто вспомнили, а пообещали дать зеленый свет в решении всех, связанных со съемками проблем.
Оставалось самое сложное: чтобы добро на постановку дал автор пьесы Александр Володин. А он не считал эту пьесу шедевром. И немного ее стеснялся. Перед премьерой «Пяти Вечеров» на сцене ленинградского БДТ он стоял в дверях и всех знакомых предупреждал «Не стоит смотреть, это случайная, маленькая пьеса, не получилась…», но когда «Пять вечеров» вышли на сцене другого театра Володин обидел постановщиков словами: эту пошлятину я не писал!
Соавторы Никита Михалков и Александр Адабашьян опасаясь сурового характера Володина приглашая драматурга на встречу, разработали целый план, как добиться его расположения. Откуда им было знать, что Александр Моисеевич сам ехал к ним с большим пиететом, задавая себе вопрос, зачем режиссеру, снявшему непохожий ни на что фильм «Неоконченная пьеса для Механического пианино» понадобилась его устаревшая пьеса?
И первое что он сказал при встрече:
— Зачем вам это! Не позорьте себя, не позорьте меня!
Поначалу Александр Володин даже не разрешил с ним разговаривать про постановку Пяти вечеров. Заявил: вы меня пригласили сюда отдохнуть, вот я и буду отдыхать, наблюдать как вы работаете над Обломовым. Но очень быстро его так увлек процесс съемок, творческая атмосфера, которая царила на площадке, что он сам заговорил про свою скромную пьесу.
И конечно же они нашли общий язык. Договорились даже о том, что Володин дает им полную творческую свободу.
Когда актеров во время съемок «Обломова» вызывали для репетиции фильма «Пять вечеров», не было никаких разрешающих документов, чтобы заплатить им суточные. Нужно было придумать какую-то хитрость. И тогда Михалков решил их снять хотя бы по кадру, якобы для «Обломова».
Во время репетиций нужно было найти самую верную интонацию людей, в чьи судьбы вмешалась война. И у каждого для этого был свой настрой. Валентина Теличкина жила в одной комнате с Гурченко, которая привезла на репетиции написанные от руки странички будущей книги «Мое взрослое детство».
До Никиты Михалкова в нашей стране так фильмы не снимали. Съемочный период у «Пяти вечеров» составил двадцать шесть дней. Два дня — на озвучание. Меньше месяца на монтаж.
Для съемок Михалков использовал три квартиры и подъезд одного из домов, ресторан рижского вокзала и переговорный пункт, несколько сцен сняли в павильоне. Когда начались съемки, чтобы успеть в установленные сроки, пошли на ухищрения: обувь всех героев подбили войлоком, чтобы было не слышно шагов, и звук писали сразу, прямо на съемочной площадке.
Но все-таки по каким-то причинам им пришлось снимать на один день больше заявленного. И благодаря этому лишнему дню все сразу ощутили, в какой нагрузке находились весь невероятно короткий съемочный период.
Для себя, чтобы лучше почувствовать героев, придумали понятные и яркие образы. Например, Тамару Васильевну — создатели картины представляли как зернышко, брошенное в землю, но не проросшее, замкнувшееся от внешнего мира работой и заботами о племяннике.
Ильина — авторы фильма наоборот сравнивали с проросшим деревом с корнями, вывернутыми наружу. Ему кажется, что его жизнь интересна и наполнена, но это не так, потому что это жизнь без любви.
Но когда они встречаются, в их сердцах просыпается память чувства. Она взламывает привычный ход жизни. Эти два человека с полярных сторон начинают идти друг к другу. Это длинный путь. В целых пять вечеров.
Причем, когда в 1959 году пьеса появилась, темы неустроенности, тем более женской неустроенности на экране не существовало. До Володина неустроенные судьбы были немыслимы. А вот после появления пьесы на сцене, «Пять вечеров» буквально расхватали на цитаты.
И Людмила Гурченко вспоминала, что до съемок в этом фильме ей в разных ролях столько раз приходилось произносить скопированные у Володина тексты, что иногда она просила у Михалкова разрешения не повторять их здесь снова, например внутри этого монолога ей казалось уже невозможным еще раз сказать заезженное «Все парами, парами, только я одна». И она не стала.
У Станислава Любшина был свой сложный путь к образу Ильина. Он считал его своей знаковой ролью, ведь он дебютировал в «Современнике» именно в «Пяти вечерах», ну конечно, не Ильным, а Славкой.
А вот теперь, он пытался понять своего взрослого героя. Они договорились с режиссером, что будут делать по два дубля каждой спорной сцены. В одном дубле Любшин сыграет, как хочет Михалков, а в другом — как сам считает нужным.
Вместе с Гурченко и Любшиным на площадке играли 19-летняя Лариса Кузнецова и 18-летний Игорь Нефедов. Олег Табаков, когда предлагал снять именно «Пять вечеров», сразу же пообещал самых талантливых молодых артистов поставить на этот кинопроект.
Лариса и Игорь были тогда любимчиками Табакова. Особенно Игорь, с отцом которого Олег Павлович дружил еще когда жил в Саратове. Игорь знал Олега Павловича лет с 13. Как и Ларисе Кузнецовой, Нефедову повезло попасть в первый набор студии — прародительницы знаменитой «Табакерки». К сожалению, звездный путь Игоря рано и трагически оборвался.
В пьесе Володина нет отрицательных персонажей. Правда от других героев отличается своим характером Зоя, которую сыграла Валентина Теличкина. Но подбирая актрису на эту роль, исключая некоторые сцены из сценария, Михалков довольно сильно смягчает образ Зои. И она становится еще одним типичным образом женского одиночества.
Вся киногруппа полагала, что в роли Тимофеева Михалков снимется сам. Но осознавая ритм работы, он попросил эту роль взять на себя своего соавтора Александра Адабашьяна. Это он придумал странную походку своему герою и использовал для образа живот Обломова, который был изготовлен для Олега Табакова.
А когда он говорит по телефону, Тимофеев-Адабашьян намекает на день рождения Михалкова 21 октября, на который пришлись эти съемки: Я в курсе и 21 работаем и 22 с утра все должны выйти — я все приготовил машину нужно 20 числа
Александр Володин приезжал на съемки, и надо отдать ему должное, он ни разу не нарушил свое слово, что дает создателям картины творческую свободу. За все время съемочного периода он не внес ни одной правки, ни попытался оказать давление или продемонстрировать свое недовольство. Наоборот, ему было интересно, как при помощи порой крошечных деталей увеличивается объем его произведения, пьеса наполняется именно тем временем, о котором он писал.
Прическу у героини Теличкиной в самом начале фильма в честь фестиваля молодежи и студентов назвали «Ветер фестиваля». А песенку из тех времен, с которой начинается «Пять вечеров» «На бульварах московских зеленых» исполняют Людмила Гурченко и Иосиф Кобзон.
Вообще к деталям создатели фильма относились с невероятной тщательностью. Это им было нужно для атмосферы. Для той атмосферы со съемочной площадки, которую должны были уловить и зрители. У Александра Володина быт, окружающий его героев, с такой тщательностью не был прописан. Вся эта коммунальная квартира с многочисленными подробностями, соседи — их не было в пьесе.
Но они очень работали на замысел — окружить героев памятными всем многочисленными деталями 50-х, чтобы восстановить среду реальной жизни, в которой оказывался советский человек, когда приходил с работы.
И это было очень близко задумке и самого Володина — показать своих героев так, чтобы они были свободны от службы, суеты прошедшего дня, от ненужных людей, от обязательств и будней. И для этого нужны были не дни, а именно вечера, когда люди становятся наиболее уязвимы перед тем, что творится у них в сердцах. Когда люди становятся настоящими.
Актерам очень помогло то, что накануне весь фильм был тщательно отрепетирован. За тот промежуток, который у них оставался до съемок они в себе перемололи отрепетированный материал, наполнили его личным, своим, сокровенным. И уже с этим пришли на съемочную площадку. А из-за того, что все актеры и режиссер были очень сильными, то во время работы была невероятно высокой творческая планка.
При этом и Гурченко, и Любшин, и Теличкина, и Тер-Осипян, и Адабашьян играют не только свои роли. Их собственный опыт, накопленный за послевоенные годы, наложился на опыт героев и это космически расширило масштаб картины. Сделал его фильмом «на все времена». Не случайно вещи, которые мы видим в картине — не из реквизиторского цеха.
Это личное, родное, семейное, любимое. Для последней цветной сцены черно-белого фильма Людмила Гурченко и многие члены группы принесли старые фотографии из семейных альбомов.
И при сдаче картины комиссия «Мосфильма» задала режиссеру только один вопрос:
— Это вы для заграницы снимали коммунальные квартиры?
— Почему?
— Из-за вашего фильма заграничные зрители будут думать, что у нас до сих пор люди в коммуналках так и живут!
Причем комиссия, как выяснилось позже, была права. Что такое московские коммунальные квартиры иностранные зрители так и не поняли. Начали видеть в этом дополнительные смыслы. Кто-то, посмотрев фильм, решил, что у нас в стране такая традиция и все родственники должны жить вместе. А в одном из европейских городов «Пять вечеров» восприняли как абсурдистскую картину. По квартире бродят какие-то призраки, наверное, это образы ее давних грехов героини — подумали там.
Зашел В ресторанчик «Березка». Выпил, охмелел, стал расспрашивать у местных, не помнит ли кто эту песню?
Но слов уже никто не помнил. Кто помнил, тех уж не было на свете.
Эта песня нашлась совершенно неожиданно. Уже через тридцать лет после съемок фильма. Ее помнили и сохранили в одной из казачьих станиц. А исполнил Кубанский казачий хор! Вновь обретенная песня — это как судьба фронтовика, на которого приходило извещение «пропал без вести». И оно не подтвердилось.
Так удивительно только в 21 веке завершился трогательный сюжет, который начался с драматургом Александром Володиным на фронте, затем продолжился через четырнадцать лет после войны в написанной им пьесе, а и еще через 19 лет с такой достоверностью был рассказан на наших киноэкранах.
Когда картина вышла на экраны, кино в стиле ретро у нас еще не снимали. Поэтому было непредсказуемо, как фильм воспримут зрители. Будет ли им близко чувство ностальгии по не таким уж далеким пятидесятым. Не захотят ли они чего-то более конкретного, яркого, действенного, ведь Пять вечеров — это и не война, и не современность. Но зрители фильм расслышали.
Интонация искренности, которой он был пропитан, в конце семидесятых была столь же необходима, как двадцать лет назад, когда пьеса была написана. А главное фильм не стал перенесением на экран сценических воплощений пьесы. Он был абсолютно самостоятельным. По опросу журнала «Советский экран» Станислав Любшин был назван лучшим актером 1979 года.
А во время премьеры Александр Володин впервые в жизни признался, что рассказанная здесь история — его личная, что в этой пьесе он писал про себя. И свою старую любовь. И у него была точно такая встреча, которая все перевернула в его душе и изменила в его жизни. Поэтому он точно знает: каким бы долгим не был вечер, никогда нельзя забывать, что следующее утро обязательно начнется с рассвета.