дача к п головкина
samara_history
Заметки по истории Самарского края
В детстве, когда бывал на спуске к Волге около НФС, постоянно залазил на холм и через железный забор рассматривал цементных слонов дачи купца Головкина. Это место было для меня каким-то мистическим и всегда притягивало. А еще мечтал побывать внутри этого дома. Совсем недавно сюда начали водить экскурсии, и этой мечте стало возможным сбыться.
Еще отметим, что модерн возник действительно повсеместно по всей Европе и не имеет национальных чёрт, потому что развитие и распространение модерна напрямую связано с первыми архитектурно-техническими выставками, которые проходили в крупных городах Европы. По результатам этих выставок издавались журналы, которые знакомили широкий круг творческих людей по всему миру с последними достижениями архитектуры модерна. Соответственно, многие проекты зданий брались за основу существующих построек. И у нас в Самаре есть несколько примеров зданий которые были скопированы с аналогичных образцов в Турине, Хельсинки, Барселоне (Театр-цирк Олимп, Крестьянский банк, здание Почты на Куйбышева). Но дача уникальна, прямых ее аналогов не существует, это авторский проект Константина Головкина.
Макет здания отличался от построенного.
Построенное в 1908-1909 годах, так выглядело здание изначально.
К сожалению, в советские годы главный фасад, выходящий на Волгу, реконструировался. Веранда в центральной части фасада была застроена, кардинально изменив первоначальный облик и объем этой части здания. Это фото примерно 50-ых годов.
Так выглядит здание сейчас и переживает не лучшее время.
Два огромных слона, которые и дали народное название даче, были изготовлены по эскизам самого Головкина в Самаре так, чтобы их было хорошо видно с проплывающих мимо судов, причем Константин Павлович сам участвовал в изготовлении скульптур.
Дача Головкина – одно из самых мистических и окутанных легендами мест в Самаре.
В 1916 году там был госпиталь, позже детский сад, потом пытались сделать клуб, дискотеку, но все это не приживалось. Веселье и радость были несовместимы с этим угрюмым домом.
Теперь пройдемся по самому дому, это его изначальный план. К большому сожалению, интерьеры дачи не сохранились из-за сильного пожара и реконструкции, внутренности здания обрели совершенно другой вид. Фотографий внутреннего оформления не сохранилось, поэтому, гуляя тут, приходится только включать воображение.
Заходим через веранду, раньше она была открытая.
Бывшая столовая, а сейчас раздевалка.
В бывшей гостиной узкие, щелевидные, подобно бойницам, окна.
Бывшая спальня и детская, а сейчас актовый зал.
Здесь раньше находилась веранда, а сейчас сцена.
Теперь на второй этаж. Эта лестница тоже новодел, причем очень дешевый.
На втором этаже витраж и несколько дверей, одна из них ведет в ту самую башенку, которая является доминантой здания, проход туда закрыт из-за аварийного состояния, и в мастерскую Головкина.
Впрочем, аварийное состояние и у всех комнат на втором этаже.
Это мастерская Константина Павловича, его обитель, которая была завалена его работами и набросками.
Каждому художнику нужна муза, для Константина Павловича его музой была Волга, вид на которую открывается поистине неповторимый.
На балкон выходить лучше по одному. Он тоже в аварийном состоянии.
Свет от окон падает рассеянный, что оптимально для работы художника. До перестройки такие же окна располагалось и на другой стене комнаты.
Благодарю за возможность сбыться давней детской мечте компанию Арт-Экускурсии. Советую обязательно здесь побывать.
Дача к п головкина
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Дом со слонами (1908—1909 год). Дача Константина Головкина
Дом со слонами — дача Константина Головкина, располагающаяся в Самаре по адресу:
улица Советской Армии, 296. Здание в стиле модерн.
Построено в 1908—1909 годах.
Дом построен по совместному проекту Головкина и архитектора В. В. Тепфера.
Интерьеры дачи и мебель для каждой комнаты создавались по чертежам хозяина, каждая комната имела свою цветовую гамму. В стены зала во всю их длину были вмонтированы широкие холсты с изображением летящих женских фигур в развевающихся одеждах. Эти полотна, так же как и расположенная рядом с домом скульптура девушки, предположительно образ Волги, были выполнены самим хозяином дачи. После того как здание в советское время несколько раз меняло функции, в нем расположился клуб насосно-фильтровальной станции. Интерьеры утрачены, но сам дом отреставрирован.
Константин Павлович родился в семье зажиточного самарского предпринимателя. По достижению совершеннолетия Константин Павлович получил часть наследства и сразу же поехал в Европу учиться живописи. Константин Головкин вернулся в Самару и открыл на улице Панской свой собственный магазин писчебумажных изделий, превратившийся в художественный салон. Он писал пейзажи Волги, Жигулей. Картины вез в Германию, где их распечатывали в виде цветных почтовых открыток. Все это давало прибыль, и предприятие Головкина процветало. Для вдохновения и творчества Головкину нужно было уединение. Он построил себе удивительную дачу (со слонами) в Студеном буераке, полученном по наследству. Красивое необычное здание в стиле модерн излучает таинственность. Подходим ближе и дом превращается в крепость с башней, бойницами. Возле входа на веранду поднимается статуя одинокой девушки. Ее силуэт кажется каким-то воздушным и легким. Она выскальзывает из белого постамента, как бы пытается оторваться от грешной земли..
Скульптуру в саду принято называть «Панночкой», однако я ее так называть не стану. В начале 1990-х появилось множество легенд, связанных с историей дачи и судьбе Головкина. В частности, есть несколько версий происхождения этой скульптуры. К примеру, вот здесь есть цитата с радио «Свобода»: «Впрочем, о «даче со слонами» известны и более мрачные легенды. (. ) там похоронена, вроде бы, дочь Головкина, под слонами»
«Демидовщина», начавшаяся в начале 1990-х не могла не задеть дочь Головкина. В 1992-м году 85-летняя Евгения Головкина-Овсянникова опубликовала статью в газете «Волжская Коммуна», опровергающие все эти домыслы и легенды. Привожу отрывок из статьи:
«Мистицизм и неоромантизм и тем более суеверие были чужды Головкину. И в его картинах и этюдах нет следа указанных новых веяний в живописи. Напрасно в статье упоминают великого нашего Н.В.Гоголя, ибо никто из женщин в семье Головкина не летал на метле и тем более в С.-Петербург за черевичками, да и с Панночкой не был знаком. В этом надо бы Гоголя с его юмором и любовью к людям оставить в покое.
Долгое время ходила легенда о скульптуре молодой женщины на террасе у южногго входа в дом. Мне, дочери Головкина, пришлось развеять эту легенду о себе: я не утопилась в Волге от несчастной любви, а жива доныне, и мне уже 85 лет. «
Константин Павлович Головкин
Рядом с водителем Константин Павлович
Дача на берегу Волги была построена из пустотелого кирпича и имела, по воспоминаниям современников, особую акустику. Если обратить внимание на дореволюционную открытку, мы заметим, что во время реконструкции здания в 1990-х, центральная его часть была перестроена. На открытке не видно существующего ныне выступа. Вместо него на фотографии открытая деревянная веранда.
После национализации дачи, в ней был устроен госпиталь, затем детский сад, а в 1929-м году здание передали самарскому водоканалу, в управлении которого он пока еще и находится.
На фотографии начала 1930-х над балконом виден ныне утраченный растительный декор. В 1980-х здание дачи было руинировано. Его называли не иначе как «графские развалины».
Вид на дом с Волги
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
История дачи со слонами — от Константина Головкина до гламурной тусовки
18 октября 2018, 12:58 7 956
Автор: Андрей Артёмов
Октябрь 2018 года станет еще одной вехой в истории легендарной дачи купца Константина Головкина. Памятник архитектуры федерального значения, который требует незамедлительной и тщательной реставрации, стал местом проведения гламурной вечеринки.
Сегодня мы вспомним историю дачи со слонами от момента ее постройки и вплоть до этой самой тусовки.
В этом году дача купца Головкина может смело отмечать свое 110-летие. В большинстве источников датой ее постройки называют 1908-1909 годы. Проектировал свою загородную резиденцию Константин Павлович лично, чем добавил гордое звание архитектора в длинный перечень своих компетенций (художник, автомобилист, фотограф и т.д.).
Впрочем, есть мнение, что помогал ему в этом нелегком труде профессиональный зодчий Валентин Тепфер (автор доходного дома Сурошникова на Фрунзе, 87-89). Внешний вид дачи со слонами, ее планировка ближе всего к стилистике венского сецессиона — австрийской интерпретации модерна.
Неотъемлемая часть дачной резиденции — скульптуры слонов и загадочной девушки (в народе — Панночка), которая судя по всему олицетворяет собой Волгу. Они также творения рук Константина Головкина, в подмастерьях у него ходил известный в будущем скульптор Василий Акимов.
Были еще и уникальные интерьеры, но, увы, от них остались лишь воспоминания: «Стены в комнатах были разных цветов, а гостиная была украшена холстами с изображениями парящих женских фигур в развевающихся одеждах».
Вот как описывает дачу со слонами архитектор Ваган Каркарьян в своей книге «Самара-Куйбышев-Самара»:
Что же произошло с дачей Константина Головкина после революции? Сведения об этом обрывочны и немногочисленны. В годы Гражданской войны здесь размещался госпиталь, затем дачу передали под детский дом. С ним связана одна весьма интересная и совсем свежая краеведческая находка.
Приведенные выше фото датируются 1922 годом. Воспитательница, присматривающая за беспризорниками — Елизавета Зиберт, женщина, которая спустя четыре года в Америке родит дочь от Владимира Маяковского. В 1929 году дача Головкина была отдана под клуб «Водоканала», который и был ее владельцем на протяжении всего советского периода.
Упоминается она в путеводителе по Куйбышеву 1935 года: «В конце Шестой просеки, на берегу Волги стоит очень красивая дача со слонами, принадлежавшая в прошлом писчебумажному торговцу Головкину». Напомним, что в 1930-х годах архитектурный стиль модерн со всеми его подвидами считался буржуазным и упадочным, а если построенные в нем здания и хвалили, то только за высокое качество строительных работ.
Упоминается она и в книге отпрыска знаменитого княжеского рода Сергея Голицына, который жил в Самаре в конце 1937 года:
«Вдоль левого берега Волги почти до самой Красной Глинки высились купеческие дачи, одна другой вычурнее. Купцы хорохорились один перед другим, как бы выстроить их почуднее. Последний из них воздвиг по сторонам здания двух гигантских алебастровых слонов, которых хорошо было видно с парохода. Я их застал уже облезлыми, у одного отломался хобот. Не знаю, что бы придумал архитектор для следующей купеческой дачи, но «помешала» революция».
Снимок американского фотографа Говарда Сочурека 1958 года
В советский период посещение дачи со слонами не было проблемой. Сюда привозили на экскурсии детей из пионерлагерей, здесь же устраивали фотосессии молодожены.
Само здание подверглось внутренней перепланировке, утеряло веранды, кованые элементы, украшавшие фасад и большую часть лепнины. По счастью, первоначальный план дачи сохранился, а в прошлом году дизайнер Ирина Павлова создала виртуальный макет здания.
В начале 1990-х годов в здании было решено провести центральное отопление (сам Головкин жил здесь с конца весны до начала осени), что вызвало просадки фундамента. Его было решено зафиксировать металлическими стяжками, однако от этого стали трескаться стены (дача построена из крупных бетонных блоков и пустотелого кирпича). Затем последовала длившаяся четыре года реставрация, после которой дача Головкина была обнесена забором и закрыта для посетителей.
Забвение длилось почти 20 лет, но в последние годы на территории дачи со слонами стали проводить экскурсии. В мае 2017 года в Музее модерна прошел круглый стол, на котором обсуждалась концепция нового музейного комплекса «Дача со слонами», реализацию которой наметили на 2019 год. На нем было представлено несколько проектов, достаточно сильно отличающихся друг от друга.
Проект, разработанный Музеем модерна
В завершение круглого стола министр культуры Сергей Филиппов сказал, что все представленные концепции дополняют друг друга. Их разработчики должны создать единый проект, а наиболее точное определение того, чем должна стать дача Головкина — «Дом искусств».
Первой вылазкой искусства на дачу со слонами должен был стать променад-спектакль «Дача» по мотивам произведений Леонида Андреева. Его должны были провести 26 августа, затем перенесли на конец сентября, а в итоге представление было и вовсе отменено. В таком печальном исходе был виновен собственник дачи Головкина — МП «Ремжилуниверсал». Подробности этой истории читайте здесь.
И вот, 13 октября этого года дача Константина Головкина вновь попала во все самарские СМИ. Накануне там прошла закрытая вечеринка в честь открытия магазина бренда Paul Smith.
Дом со слонами
Самой, пожалуй, известной самарской достопримечательностью является знаменитый Дом со слонами. Этот памятник архитектуры эпохи модерн, так популярной в начале 20 века в Самаре, объявлен объектом культурного наследия России, однако до сих пор он находится в крайне запущенном состоянии.
Средств на его восстановление пока не выделяется. Может это связано с его удаленностью от центра города, может есть другие причины, но для туристов пока это сооружение малодоступно. Хотя экскурсии туда организуются, но в принципе, смотреть внутри практически нечего.
Веранда Дома со слонами
Снаружи бывшая дача известнейшего городского художника и мецената К.Головкина тоже выглядит печально. А в начале 20 века – это было поистине выдающееся строение, которым любовались отдыхающие с проплывающих мимо по Волге пароходиков.
Вид с Волги на Дом со слонами
Константин Павлович Головкин – история жизни
К.Головкин на пленэре на волжском берегу
Да и общее образование у него было всего 7 классов самарского Реального училища, которое закончил и писатель А.Толстой, чей Музей-усадьба является сегодня архитектурно-литературным памятником.
Оставаясь художником-самоучкой и придерживаясь традиций реализма в живописи, Константин Павлович был активным организатором культурной жизни любимой Самары. Он собирал вокруг себя местных художников, организовывал выставки картин не хуже передвижников, выступал инициатором по организации создания городского Художественного музея, проведя для этого гигантскую организационную работу. Правда, в те времена Художественный музей представлял собой просто отдел, выделенный в краеведческом музее, но это было уже большим достижением.
Кроме того, К.Головкин увлекался спортом и проводил в городе велозабеги, был яхтсменом и конькобежцем. Занимался фотографией и издавал открытки с видами города и окрестностей, разработал концепцию организации идеального краеведческого музея. Он проектировал здания, занимался археологическими исследованиями, увлекался краеведением и астрономией. Его энтузиазма и любви хватало на все.
Видовая открытка, изданная К.Головкиным
Считается, что первый автомобиль, проехавший по улицам Самары в 1904 году, принадлежал Головкину, который став азартным автомобилистом, приобрел дорогущий немецкий «Опель». Он был любителем во всем, но Любителем с большой буквы, а это значит, что всем он занимался глубоко, вдумчиво, с азартом и большим желанием.
Автомобиль К.Головкина. 19 век
И все это он делал параллельно с ведением торговых дел, допоздна засиживаясь с финансовыми документами в конторе своего магазина, торгующим художественными принадлежностями. Торговые дела он вел тоже легко и талантливо, создав огромное состояние в два миллиона рублей! На свои деньги он мечтал построить в Самаре публичный Дом науки и искусств, который должен был украсить город и повысить его культурный потенциал, и даже создал архитектурный проект этого трехэтажного дворца, но увы..эти мечты, из-за бюрократических проволочек, остались на бумаге.
После революционных событий семья Головкина вынужденно перебирается в Иркутск, где, находясь в статусе беженца, Константин Павлович продолжает заниматься археологическими исследованиями в местном регионе. В конце 1918 года он побывал в Монголии, Китае и Японии, где собирал восточные редкости, покупая их в многочисленных антикварных лавках. Считается, что все эти экспедиции съели последние финансы бывшего купца.
К.Головкин с женой. Дореволюционное фото
В начале 20-х годов, Головкин возвращается в родной город с ценными экспонатами, найденными им во время археологических экспедиций и путешествий. Большинство привезенных экспонатов он отдает в Самарский краеведческий музей. В это же время он предлагает построить уникальное здание для краеведческого музея, проект которого он разрабатывал несколько лет, продумывая каждую мелочь – от организации витрин с сигнализацией до создания научных лабораторий и проведения экскурсий. Увы, этот проект тоже был неосуществлен.
В новой советской жизни места бывшему купцу и меценату не нашлось. Тем не менее, Константин Павлович и в этих условиях, работая архивариусом в городском архиве, продолжал предаваться своему «любительству» на альтруистской основе. До конца своих дней Головкин занимался краеведением, собирая и систематизируя материалы по истории самарской области.
Умер он в 1925 году от болезни в страшной нищете, находясь в городской больнице, где даже на смертном одре продолжал рисовать виды из больничного окна. Похоронен он был на Всесвятском кладбище, которое впоследствии было снесено и на его месте организован парк. Так что даже могилы этого достойнейшего жителя Самары не сохранилось.
Зато любимому городу от Головкина навсегда остался Художественный музей, в котором можно увидеть пять его картин, его дневник о путешествии по восточным странам, восточные редкости, привезенные им в 20-х гг. из далекого Иркутска; Дом со слонами и светлая благодарная память потомков.
Архитектура Дома со слонами
Особую славу К.Головкину и городу Самаре принесла дача художника, построенная им на высоком волжском берегу в стиле модерн. Это была собственная архитектурная разработка Константина Павловича, которому оказывал помощь архитектор В.Тепфер. Константин Павлович собственноручно делал множество макетов будущей дачи, для уточнения внешнего вида и пропорций. В результате получилось совершенно нетипичное для русского модерна сооружение.
Дом со слонами со стороны входа
Архитектурные специалисты находят здесь отголоски венского сецессиона (модерна). Во всяком случае, необычность архитектуры дачи Головкина сразу бросается в глаза. Монолитность и строгость фасадов, узкие бойницы окошек, ассиметричность составляющих частей здания – все слишком фундаментально, непривычно и таинственно.
Интерьерным дизайном хозяин тоже занимался сам. Для каждой комнаты он создавал отдельный дизайн проект в определенной цветовой гамме. Узкие окна создавали в комнатах таинственную и приятную затененность.
Комната второго этажа
А широкие, оригинальной формы окна с внутренний стороны открывали отличный панорамный вид на волжские просторы.
Стены центрального зала были покрыты авторскими холстами Головкина с летящими женскими фигурами в развевающихся легких одеяниях. К сожалению, на сегодня эти полотна утрачены. Женские фигуры на утраченных полотнах олицетворяли образ протекающей внизу Волги. Считается, что образ Волги воплощен Головкиным и в выполненной им женской скульптуре, украшающей лестницу, ведущую в сад.
Скульптура девушки в саду
Но самая главная часть скульптурного украшения монументальной дачи – это, конечно же, скульптуры двух огромных слонов. Эскизы этих массивных животных были нарисованы самим художником, который активно участвовал и в их изготовлении. Установили скульптуры в ракурсе, отлично просматривающемся с проплывающих речных судов.
Вид из окна дачи на слонов и на Волгу
По воспоминаниям современников, слоны и девушка – это скульптурные части ансамбля из фонтанов. Водяные струи изливались с двух сторон от девушки из находящихся там ваз, а слоны стояли в проточной воде. Также сохранилась версия, что в полых внутренностях одного из гигантов хранятся документы и фотоматериалы, относящиеся к проектированию и сооружению дачи.
Слон дачи К.Головкина хранит свою тайну
Уезжая в Иркутск, Головкин оставил свое любимое дачное сооружение новым властям, мечтая, чтобы там разместился детский дом. Но в Доме со слонами сначала организовали госпиталь, затем отдали его детскому саду. К концу 20-х гг. 20 столетия Дом со слонами стал клубом «Водоканала». В нем было оборудовано отопление, что отрицательно сказалось на состоянии фундамента.
Сцена Клуба «Водоканала» в бывшем зале Дома со слонами
Из-за постоянной смены владельцев Дом со слонами утратил свой великолепный интерьерный дизайн, его фундамент дал усадку, по стенам пошли трещины.
В 90-е годы 20 столетия в течение 4 лет велись реставрационные работы, которые помогли спасти здание от полного разрушения, но полностью обстановка дома и сады восстановлены не были.
Легенды и мифы Дома со слонами
Дом со слонами на протяжении своей более чем столетней истории оброс различными мифами и легендами. Это связано и с самим месторасположением дома на окраине в малозаселенной зоне, и с его внешним непривычным, несколько мрачноватым видом. Отсутствие больших дачных окон также наталкивает на мистические мысли, а в акустике дома, которая образуется за счет полых кирпичей стен, слышатся потусторонние голоса.
Внутри Дома со слонами
Одна из легенд рассказывает о девушке (считалось, что она была дочерью Головкина), которая решилась на самоубийство, утопившись в Волге из-за безответной любви. На самом деле, дочь Головкина прожила долгую жизнь и еще при своей жизни отрицали мистическую подоплеку Дома со слонами.
Другая версия приписывает смерть любовнице художника, которая также решила покончить с собой. Для сохранения памяти об умершей любимой Головкин якобы и построил эту дачу, воплотив ее образ в печальной девичьей скульптурной фигуре.
Скульптура девушки, выполненная К.Головкиным для дачи
Есть еще миф об убийстве неизвестной девушки, которая была похоронена в саду Дома со слонами. Во всяком случае, все легенды приписывают Дому печальную участь, связанную с чьей-либо смертью и с жизненной трагедией.
Таинственный Дом со слонами
Некоторые склонны видеть опасность, исходящую от каменных слонов, другие видят в скульптуре девушки отголоски гоголевской Паночки, которая может увезти в мир мертвых. Теперешнее полуразрушенное состояние Дома со слонами способствует поддержанию подобных мистичных домыслов и легенд.