пушкин история создания медный всадник пушкин

История создания поэмы «Медный всадник» Пушкина: прототипы героев, история публикации

История создания поэмы «Медный всадник» Пушкина

История сюжета и прототипы

В основе поэмы лежит реальная история наводнения, произошедшего в ноябре 1824 года в Петербурге. Во время наводнения Пушкин был в ссылке в Михайловском, поэтому в поэме он описывал события по показаниям очевидцев.

История об «ожившем памятнике» могла быть взята Пушкиным из рассказа о том, как в 1812 году император Александр I хотел вывезти из Петербурга памятник Петру («Медный всадник»). Но императора остановили, сообщив о сне одного майора. В своем сне майор увидел, как «Медный Всадник» скачет по улицам Петербурга и, подъехав к императору, говорит ему: «Молодой человек! До чего ты довел мою Россию! Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться».

По другой версии, Пушкин мог заимствовать идею об ожившем памятнике из «Дон Жуана».

Беловая рукопись поэмы заканчивается пометкой: «31 октября 1833. Болдино 5 ч. 5 «.

Замысел «Медного Всадника», вероятно, возник у Пушкина до его приезда в Болдино. Возможно, некоторые наброски были сделаны в Петербурге.

«. 11-го получено мною приглашение от Бенкендорфа явиться к нему на другой день утром. Я приехал. Мне возвращают Медный Всадник с замечаниями государя. Слово кумир не пропущено высочайшей цензурою; стихи: «И перед младшею столицей. » вымараны. На многих местах поставлен (?). » (дневник Пушкина от 14 декабря 1833 г.)

Конечно, формального запрета на поэму не было, но многочисленные замечания «высочайшей цензуры» Пушкин справедливо расценивал как запрет.

Источник

История поэмы “Медный всадник” Пушкина

С самого момента основания города Санкт-Петербурга его реальная история интерпретировалась и описывалась различными авторами. Город описан в произведениях литературы и искусства с точки зрения реальной истории. Очень тонко история города описана у Пушкина, в ней он описал и историю создания города, и его великих создателей. История поэмы «Медный всадник» Пушкина сама по себе отличается оригинальностью. Но всему великому предстоит пройти сложный путь – это мы можем наблюдать как в самой поэме, так и на примере ее истории.

Реальное наводнение

Историческая основа произведения – наводнение в Петербурге, которое случилось осенью 1824 года. В это время Пушкина в городе не было. В произведении наводнение описано со слов очевидцев. Реальное историческое событие стало не только трагедией в обычной жизни. Оно послужило основой для создания художественного образа и получило вековую память в лице читателей произведения гениального автора. Наводнение унесло жизни множества людей, стало настоящей трагедией для города. После него были приняты меры, безопасность города была поднята на более высокий уровень. Тем не менее, трагедия успела случиться, унеся с собой жизни многих жителей город. Перед стихией оказался бессилен не только простой человек, но и цари, сам город, вся система.

Как была написана поэма

История создания «Медного всадника» не проста. Не смотря на то что поэма была написана в короткий срок – меньше чем за месяц, в октябре 1833 года, Пушкин вложил в нее много сил. Каждый стих Пушкин переписывал по несколько раз. В итоге ему удалось совместить в короткой поэме множество образов, символов, значений. Произведение было написано в Болдино, после путешествия Пушкина на Урал по местам, которые связаны с пугачевским бунтом. Возможно, образ ожившего памятника Пушкину пришел после того, как Александр I запланировал вывезти памятник из города. Но одному из майоров приснился сон, как Медный всадник скачет по городу, подъезжает к императору и говорит о том, что нынешний правитель довел жизнь в стране до трагедий, но пока памятник на месте- он следит за городом и ничего ему не будет страшно. Это остановило Александра, а поверье о хранителе города Медном всаднике живет до сих пор.

Цензура и публикация

Когда Пушкин вернулся из Болдино, он передал свою поэму на цензуру. Вернули ему произведением с большим количеством правок. Александр Сергеевич верил, что рукопись читал сам Николай, но позже выяснилось, что вычиткой занимались служащие политической полиции. Запрещена поэма не была, но Пушкин воспринял это как запрет. Автор пытался переписать забракованные фразы и места. Но это было выше его сил и он бросил эту затею. При жизни Пушкина поэма не была опубликована, вышло лишь вступление в журнале «Библиотека для чтения».

Источник

А. С. Пушкин, «Медный всадник»: история создания поэмы

История создания поэмы «Медный всадник» необычна и интересна. Александр Пушкин смешал реальное и вымышленное события — реальное наводнение 1824 года и легенду о явлении императору призрака Петра Великого. В небольшом произведении речь идет о трагедии бедного чиновника Евгения, сошедшего с ума, но также автор раскрывает тему «маленького человека», неспособного противостоять власти и государству, отстаивать свои интересы.

пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть фото пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть картинку пушкин история создания медный всадник пушкин. Картинка про пушкин история создания медный всадник пушкин. Фото пушкин история создания медный всадник пушкин

«Медный Всадник»: история создания поэмы

Над поэмой Пушкин работал интенсивно и закончил ее очень быстро – всего за двадцать пять октябрьских дней. В этот плодотворный период творчества Александр Сергеевич работал также над «Пиковой дамой», написанной им в прозе, и над стихотворной повестью «Анджело». Сюда органично вписался и потрясающий «Медный Всадник», история создания которого тесно связана не только с реалистическими мотивами и документами эпохи, но и с мифологией, сложившейся вокруг великого человека и города, возникшего по его высочайшей воле.



История создания

Датой написания «Медного всадника считается осень 1833 года. Это период так называемой болдинской осени Пушкина, когда его творчество достигает наивысшего расцвета. Написав поэму, поэт не смог ее издать – на печать этого произведения Николаем I был наложен запрет.

пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть фото пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть картинку пушкин история создания медный всадник пушкин. Картинка про пушкин история создания медный всадник пушкин. Фото пушкин история создания медный всадник пушкин

Лишь в 1837 году, после смерти поэта, она была напечатана в «Современнике». Однако цензура в лице В. А. Жуковского внесла ряд изменений в текст, которые исказили замысел произведения. Впервые в оригинальном варианте, без поправок цензуры, оно было напечатано лишь спустя много лет, в 1904 году.

Цензурные ограничения и споры вокруг поэмы

«Петербургскую повесть», так обозначил автор ее жанр, подверглась цензуре самого императора Николая Первого, который вернул рукопись с девятью карандашными пометками. Раздосадованный поэт напечатал текст вступления к поэме «Медный Всадник» (история создания стихотворной повести омрачена этим фактом) с красноречивыми пустотами на месте царевых пометок. Позже Пушкин все же переписал эти места, но так, чтобы смысл, вложенный в них, не изменился. Скрепя сердце государь разрешил публикацию поэмы «Медный всадник». История создания произведения связана и с горячей полемикой, разгоревшейся вокруг поэмы после ее выхода в свет.

Проблемы при печати

Разумеется, поэму от Пушкина не могли напечатать сразу без цензуры. Поэт передал ее на проверку в конце 1833 года по возвращении из Болдина. Вскоре рукопись вернулась с огромным количеством замечаний. Это не был формальный запрет, но рисковать Пушкин не стал. После возвращения автор попытался исправить работу, но проще было переписать стихи заново — исправлений было слишком много. Отказ в публикации сильно огорчил поэта, рассчитывавшего на заработок.

Примечательно, что Александр Сергеевич считал, будто его произведения читает сам государь Николай I. Экземпляр с пометками императора хранится в петербургском Пушкинском доме. Однако специалисты считают, что правили поэму сотрудники политической полиции. Напечатано произведение было несколько раз:

В 1949 году был показан одноименный балет композитора Глиэра. Музыка оттуда «Гимн Великому городу» стала официальным гимном Санкт-Петербурга в 2003 году.

Поэма «Медный всадник» является одной из самых известных у Александра Пушкина. Небольшая трагическая история о столкновении сломленного горем молодого человека и ожившего памятника поднимает философскую, историческую и социальную проблемы, а также имеет мистический уклон.

Точки зрения литературоведов

Споры не утихают и по сей день. Традиционно принято говорить о трех группах толкователей поэмы. К первой относятся исследователи, утверждающие «государственный» аспект, которым блещет поэма «Медный Всадник». Эта группа литературоведов во главе с Виссарионом Белинским выдвинула версию о том, что Пушкин в поэме обосновал право совершать судьбоносные для страны дела, жертвуя интересами и самой жизнью простого незаметного человека.

пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть фото пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть картинку пушкин история создания медный всадник пушкин. Картинка про пушкин история создания медный всадник пушкин. Фото пушкин история создания медный всадник пушкин

Гуманистическое толкование

Представители другой группы, возглавляемой поэтом Валерием Брюсовым, профессором Макагоненко и другими авторами, всецело приняли сторону другого персонажа — Евгения, утверждая, что гибель даже одного самого ничтожного с точки зрения державной идеи человека не может быть оправдана большими свершениями. Эту точку зрения называют гуманистической. Многие литературоведы склонны именно так оценивать повесть «Медный Всадник», история поэмы, в основу сюжета которой положена личная трагедия «маленького» человека, страдающего от результатов волевого решения власти, тому подтверждение.

Страшные события и поэма «Медный Всадник»

История создания поэмы, безусловно, прочно вписывается в культурно-исторический контекст того времени, когда она создавалась. То были времена споров о месте личности в истории и влиянии великих преобразований на судьбы обычных людей. Эта тема волновала Пушкина с конца 1820 годов. Взяв за основу документальные сведения о наводнении, случившемся в Петербурге 7 ноября 1824 года, о коем печатали газеты, гениальный поэт и мыслитель приходит к крупным философским и социальным обобщениям. Личность великого и блестящего реформатора Петра, «поставившего Россию на дыбы» предстает в контексте личной трагедии незначительного чиновника Евгения с его узко-мещанскими мечтами о своем маленьком счастье, не такой безоговорочно великой и достойной воспевания. Поэма «Медный Всадник» Пушкина поэтому и не исчерпывается одическим восхвалением преобразователя, открывшего «окно в Европу».

пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть фото пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть картинку пушкин история создания медный всадник пушкин. Картинка про пушкин история создания медный всадник пушкин. Фото пушкин история создания медный всадник пушкин

Жанр произведения «Медный всадник»

В литературной критике принято называть это произведение поэмой. Сам поэт назвал его «петербургской повестью». Однако определение жанра произведения «Медный всадник» рождает у критиков множество споров.

Стиль написания этого произведения сочетает в себе высокопарный, эпический стиль при описании Петра и мещанский, прозаический, с разговорными эпизодами — при упоминании о Евгении. Таким образом, определяя жанр произведения «Медный всадник», литературные критики сходятся во мнении, что оно представляет собой целую жанровую комбинацию, при которой совершенно разные стили сочетаются удивительно гармонично.

пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть фото пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть картинку пушкин история создания медный всадник пушкин. Картинка про пушкин история создания медный всадник пушкин. Фото пушкин история создания медный всадник пушкин

Контрастный Петербург

Северная столица возникла благодаря волевому решению царя Петра Великого после победы над шведами. Ее основание было призвано утвердить эту победу, показать силу и мощь России, а также открыть пути свободного культурного и торгового обмена с европейскими странами. Город, в котором ощущалось величие человеческого духа, явленного в строгом и стройном архитектурном облике, говорящей символике скульптур и монументов, предстает перед нами в повести «Медный Всадник». История создания Петербурга зиждется, однако, не только на величии. Построенный на «топи блат», в которую легли кости тысяч безвестных строителей, город охвачен зловещей и загадочной атмосферой. Гнетущая нищета, высокая смертность, первенство по болезням и числу самоубийств – такова другая сторона пышной венценосной столицы во времена, о которых писал Александр Пушкин. Два лика города, проступающих один сквозь другой, усиливают мифологическую составляющую поэмы. «Прозрачный сумрак» бледного городского освещения рождает у обитателей ощущение, что они живут в неком таинственно-символическом месте, в котором могут оживать и со зловещей решимостью двигаться памятники и статуи. И с этим тоже в немалой степени сопряжена история создания «Медного Всадника». Пушкина, как поэта, не могла не занимать подобная трансформация, ставшая кульминацией в сюжете. В художественном пространстве повести ожил гулко скачущий по пустынной мостовой холодный бронзовый памятник, преследующий обезумевшего от горя после потери возлюбленной и краха всех надежд Евгения.

пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть фото пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть картинку пушкин история создания медный всадник пушкин. Картинка про пушкин история создания медный всадник пушкин. Фото пушкин история создания медный всадник пушкин

Идея вступления

Но прежде чем мы услышим, как содрогается земля под копытом железного коня, нам предстоит пережить печальные и жестокие события, случившиеся в жизни несчастного Евгения, который обвинит великого Строителя за то, что тот поставил город на землях, подверженных разрушительному наводнению, а также осознать яркое и величественное вступление, которым открывается поэма «Медный Всадник».

Петр стоит на берегу дикой реки, на волнах которой качается утлая лодочка, а вокруг шумят дремучие сумрачные леса, кое-где торчат убогие избы «чухонцев». Но мысленным взором основатель северной столицы уже видит «дивный город», вознесшийся «горделиво» и «пышно» над одетой в гранит Невой, город, связанный с будущими государственными успехами и великими свершениями. Пушкин не называет имени Петра – император здесь упомянут при помощи местоимения «он», и это подчеркивает неоднозначность одической структуры вступления. Размышляя о том, как когда-нибудь «отсель» Россия будет «грозить шведу», великий деятель совсем не видит сегодняшнего «финского рыболова», который бросал в воду «ветхий» свой невод. Государь прозревает будущее, в котором устремлены корабли к богатым пристаням со всех концов земли, но не замечает тех, кто плывет в одиноком челне и ютится в редких хижинах на берегу. Создавая государство, властитель забывает о тех, ради кого оно создается. И это мучительное несоответствие питает идею поэмы «Медный Всадник». Пушкин, история для которого была не просто собранием архивных документов, но мостиком, перекинутым в настоящее и будущее, особенно остро чувствует и выразительно передает этот конфликт.

«Медный всадник»: краткое содержание

Поэма «Медный всадник», краткое содержание которой известно каждому школьнику, — это не просто вершина стихотворного искусства, но и содержательные размышления о государственности, нравственности и роли правителя в жизни населения.

Несомненно, Александр Сергеевич Пушкин, гений которого известен и за рубежом, умело воплотил в жизнь образ легендарного Петра Первого, отобразил тогдашнее настроение людей:

Вступление

Ищете краткий пересказ? «Медный всадник» начинается с описания экспозиции: на берегу Невы стоит государь Петр Великий и думает о том, какое будущее ждет это место. Тяжелое настроение передают детализированные пейзажи:

События, которые далее происходят, связаны с главным героем — Евгением. Мелкого чиновника из обедневшего рода делает главным героем Пушкин. «Медный всадник», краткое содержание которого помогает восстановить сюжет, рассказывает о судьбе маленького человека в большом городе.

Завязка и развитие сюжета

Описывая завязку сюжета «Медный всадник» кратко, отметим, что автор так характеризует Евгения:

Завязка сюжета поэмы, буря: YouTube / MyBook
Александр Сергеевич нарочно не упоминает ни фамилию, ни возраст, ни другие детали жизни главного героя. Евгений — образ собирательный. Он часть толпы, он и есть народ, угнетенный машиной государственности. Произведение «Медный всадник» начинается картиной кручины Евгения, который в непогоду добрался до своего темного жилища в Коломне.

Главный герой влачит свое жалкое существование на посредственной работе, с посредственной платой за труды и в посредственном окружении. Но единственная его радость, отрада в этой душной серости — пылкое чувство к девушке Параше, живущей по ту сторону Невы.

Кульминация

Краткое содержание «Медного всадника» обязательно включает рассказ о непогоде, что пришла в город в ноябре. Нева вышла из берегов и затопила все поселения, что находились неподалеку. Ничто не могло унять стихию, и людям оставалось только прятаться и молить Бога о спасении. Правительство не смогло предотвратить страшную трагедию, заявив: «С Божией стихией царям не совладать».

Катастрофа уносит жизнь возлюбленной Евгения Параши, а также ее старушки-матери. Это приводит героя в шок, делает его жизнь бессмысленной.

Развязка

Поэму «Медный всадник» читать рекомендуем внимательно, ведь каждая деталь, описанная Александром Сергеевичем, играет важную роль и создает особое настроение. После смерти Параши Евгений не мог найти себе места, его существование потеряло всякий смысл.

Только спустя год, кое-как оправившись от горя, главный герой решается выразить всю свою боль, как ему кажется, виновнику трагедии — памятнику Петру Первому. Мужчина сгоряча проклинает и Петра Великого, и созданный им город, который стал трагической точкой на карте его любви. Но, конечно же, статуя беспристрастно направляет взор вдаль, не снисходя к проблеме простого смертного.

Лей — внутренняя тревога, которая нарастает. Она вынуждает Евгения слышать топот копыт коня Петра: герою кажется, что государь преследует его. В конечном итоге это погубило мелкого чиновника: рыбаки выловили его труп возле пустынного острова и похоронили.

Поэма Пушкина «Медный всадник» — яркий пример трагической судьбы маленького человека, раздавленного безжалостной машиной государства.

Почему бронзовый всадник оказался в устах поэта медным?

Дело, конечно, не только в том, что литераторы 19 века не видели существенной смысловой разницы между бронзой и медью. Глубоко символично то, что это именно медный Всадник. История написания поэмы в данном случае смыкается с библейской аллегорией. Не случайно поэт именует изваяние Петра «истуканом» и «кумиром» — точно такими же словами говорят авторы Библии, повествуя о золотых тельцах, которым вместо Живого Бога поклонялись иудеи. Здесь истукан даже не золотой, а всего лишь медный – так автор снижает блеск и величие образа, сверкающего внешней ослепительной роскошью, но таящей внутри отнюдь не драгоценное содержание. Вот какими подтекстами дышит история создания «Медного Всадника».

пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть фото пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть картинку пушкин история создания медный всадник пушкин. Картинка про пушкин история создания медный всадник пушкин. Фото пушкин история создания медный всадник пушкин

Пушкина невозможно заподозрить в безоговорочной симпатии к державной идее. Неоднозначно, однако, его отношение и к выдуманной идиллии, сконструированной в мечтаниях Евгения. Надежды и планы «маленького человека» далеки от глубоких духовных исканий, и в этом Пушкин видит их ограниченность.

Вариант 2

Произведение «Медный всадник» Пушкину удалось написать меньше, чем за месяц. Именно данное произведение стало знаменитым, а также популярным. История создания этого произведения появилась еще очень давно. Однажды Пушкину удалось побывать на Неве. В это время Нева поднялась и потопила огромное количество городов и деревень, которые находились рядом. И от этого погибло очень много людей. Все это запомнилось автору и он решил изложить весь трагизм в своем произведении.

Конечно же, правительство могло бы помочь этим людям и вовремя их эвакуировать и тогда бы ничего не случилось бы, вот только им не хотелось всем этим заниматься, да к тому же у них имеются другие дела, которые не требуют отлагательств и их нужно решить очень быстро. С трагедии прошло около девяти лет и только тогда он, и решился обо всем рассказать. И во время написания он истратил очень мало черновиков, потому что ему ничего не пришлось выдумывать и он написал всю правду, которая может быть мало кому известна. Когда он заканчивал свое произведение, то был в Санкт-Петербурге и именно там и отдал его на проверку.

Пушкину было вынесено очень много замечаний, которые нужно было сейчас же изменить. Кроме этого им не совсем нравилось то, как он описывает правительство. Автор очень сильно расстроился, поэтому поводу, вот только ничего переписывать и изменять не собирался. А вот читать его начали только после того как Пушкин умер. И, конечно же, тут уже появились правки, которые делали другие писатели.

Главными героями здесь стал Петр первый, а также мещанин. Кроме этого здесь сочетается отношение, которое складывается между правительством и обычными людьми.

Сначала Петр первый правильно и точно выполняет свои обязанности и всем людям он очень нравится. Но постепенно все меняется и уже власть отрицательно на него влияет. При чтении города можно понять, что сначала он веселый, но спустя некоторое время он становится жалким и печальным. Постепенно жителям города становится очень трудно и тяжело жить в таких условиях, вот только ничего сделать с этим они не могут. Да и идти против него нельзя, ведь от этого жизнь их станет еще хуже, чем сейчас.

Кульминация и развязка сюжета

После красочного вступления и признания в любви к городу Пушкин предупреждает, что дальше речь пойдет о событиях «ужасных». Через сто лет после происходящего на берегу Финского залива петербургский чиновник Евгений возвращается после службы домой и мечтает о своей невесте Параше. С ней ему уже не суждено увидеться, поскольку ее, как и ее скромный домик, унесут «остервенелые» воды «взбесившейся» Невы. Когда стихия умолкнет, Евгений кинется на поиски возлюбленной и убедится в том, что той уже нет в живых. Его сознание не выдерживает удара, и молодой человек сходит с ума. Он скитается по неприютному городу, становится мишенью для насмешек местной ребятни, напрочь забывает дорогу домой. В своих бедах Евгений винит Петра, возведшего город на неподходящем месте и тем самым подвергшего людей смертельной опасности. В отчаянии безумец грозит бронзовому истукану: «Ужо тебе. » Вслед за тем воспаленным сознанием он слышит тяжелое и звонкое «скаканье» по камням мостовой и видит мчащегося за ним Всадника с простертою рукой. Через некоторое время Евгения находят мертвым у порога его дома и хоронят. Так заканчивается поэма.

пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть фото пушкин история создания медный всадник пушкин. Смотреть картинку пушкин история создания медный всадник пушкин. Картинка про пушкин история создания медный всадник пушкин. Фото пушкин история создания медный всадник пушкин

Стихия как полноправный герой

Какую роль играет здесь стихия, которая не зависит от человеческой воли и способна разрушить все до основания? Исследователи повести убеждены, что, разделяя людей, она связывает времена некой метафорической причинно-следственной цепью. Ею объединены два сюжета повести – внешний и внутренний – событийный и символический. Конфликт интересов словно бы пробуждает энергию стихии, которая во внешнем плане рушит судьбы и препятствует счастью человека. Разрешение этого конфликта таится в том, чтобы пропасть между величием державных замыслов и духовным пространством личности простого человека была преодолена, сомкнута. Таковы проблематика произведения Пушкина «Медный Всадник», история создания поэмы и начало мистической череды «петербургских» повестей и романов, которыми насытят русскую словесность творцы девятнадцатого и двадцатого веков.

Поэма и памятник

Открытие памятника Петру Великому на Сенатской площади в Санкт-Петербурге состоялось в конце лета 1782 года. Монумент, впечатляющий грацией и величием, был поставлен Екатериной Второй. Над созданием конной статуи трудились французские скульпторы Этьен Фальконе, Мари Анн Колло и русский мастер Федор Гордеев, изваявший бронзовую змею под неистовым копытом Петрова скакуна. В подножие статуи установили монолит, прозванный гром-камнем, вес его был немногим меньше двух с половиной тонн (весь памятник весит около 22 тонн). С места, где глыба была обнаружена и признана подходящей для монумента, камень бережно везли около четырех месяцев.

После выхода в свет поэмы Александра Пушкина, героем которой поэт сделал именно этот памятник, скульптуру нарекли Медным Всадником. У жителей и гостей Петербурга есть великолепная возможность лицезреть этот монумент, который без преувеличения можно именовать символом города, почти в первозданном архитектурном ансамбле.

Написание произведения

Поэма «Медный всадник» написана Пушкиным плодотворной Болдинской осенью 1833 года, хотя первые заметки могли появиться раньше. На создание потребовалось меньше месяца, хотя работа шла непросто. Практически каждый стих был переписан несколько раз, пока не удалось добиться идеальной формы. На чистовике указана дата: 31 октября 1833 года в 5 часов утра. История создания «Медного всадника» основана на нескольких ситуациях. Они помогли создать произведение:

Впрочем, все три ситуации могли повлиять на историю «Медного всадника».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *