пруд рубаха наполеона история
Пруд «Рубаха Наполеона» (Санкт-Петербург)
Один из прудов объекта Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО: список 540 (Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников), позиции 540-023 Усадьба Шуваловых, 540-023a Шуваловский парк.
Памятник садово-паркового искусства XIX века.
Площадь: 21566 кв.м.
Водоохранная зона: 0 м.
Прибрежная защитная полоса: 0 и.
Береговая полоса: 20 м.
Эти весьма необычные пруды вырыты на склоне паркового холма. Верхний, известный как «Шапка Наполеона», действительно имеет форму знаменитой императорской треуголки. Нижний же, именуемый «Рубаха Наполеона», в плане смутно напоминает хрестоматийный «серый походный сюртук» с рукавами.
Столь причудливые формы имеют прямое отношение к одному из эпизодов военной карьеры графа Павла Андреевича Шувалова, участника Суворовских походов, героя войны 1812 года и сына основателя парка. В 1815 году П.А. Шувалов в качестве особого комиссара от Российской империи сопровождал поверженного Наполеона в ссылку на остров Эльба. По существующей легенде, в дороге граф защитил бывшего императора от толпы бесчинствующих роялистов, за что получил от Наполеона в подарок саблю. Известно, что сабля эта хранилась в усадьбе Шуваловых до 1918 года, пока не была украдена красногвардейцами. Дарил ли Наполеон графу Шувалову свою треуголку и мундир — неизвестно.
Рассмотреть забавную форму прудов можно с вершины близлежащего искусственного холма, именуемого горой Парнас.
Пруд рубаха наполеона история
Историческая справка о графе Шувалове, прудах «Шапка Наполеона» и «Рубаха Наполеона» для тех, кто еще об этом не знает, но хотел бы знать подробнее.
Как генерал Шувалов спас жизнь Наполеону.
Особое место в коллекции Государственного исторического музея в Москве занимает сабля, принадлежавшая императору Франции Наполеону Бонапарту.
Клинок сабли выкован в конце XVIII века на мануфактуре Коло, а эфес, ножны и общая монтировка выполнены на Версальской оружейной мануфактуре знаменитым мастером Н. Буте. Роскошная сабля была подарена Наполеону в конце 1799 года «за Египетский поход». На булатном клинке выкована надпись: «Н. Бонапарт. Первый консул республики французов» («N. Bonaparte premier consul de la Republique Francuise»).
6 апреля 1814 года в Фонтенбло Наполеон подписал своё отречение от престола и вскоре был отправлен на остров Эльба.
Эскорт, сопровождавший Наполеона и его супругу Марию-Луизу в порт, состоял из эмиссаров каждой страны-победительницы. Среди эмиссаров стран-победительниц представителем от России был первый адъютант Александра I, граф Павел Андреевич Шувалов — участник суворовского похода в Италию, человек добродушный, благородный и храбрый, которому приходилось несколько раз исполнять дипломатические поручения. Его задачей было обеспечить безопасность низложенного императора Франции.
Гвардия и конный конвой лишь в начале пути сопровождали Наполеона. По прибытии в Авиньон кортеж окружила разъярённая толпа, которая с криками: «Долой тирана! Долой разбойника!» забросала карету булыжниками. В Оргоне крестьяне вновь окружили экипаж, десятки рук пытались вытащить Наполеона из кареты и разорвать в клочья. Из всех эмиссаров, поспешивших на помощь бывшему императору был только Шувалов. Он протиснулся сквозь беснующуюся толпу и грудью прикрыл Наполеона.
Решительный вид русского офицера немного образумил людей. Тем временем ямщики заложили лошадей, и кортеж спешно покинул деревню.
«Ваше величество, мы с вами одного роста, — якобы сказал он теперь уже бывшему французскому императору, — если вы отдадите мне вашу шинель, то злоумышленник, если таковой явится, убьет меня вместо вас». Наполеон был поражен: он никак не мог понять, почему русский генерал делает ему такое предложение? Шувалов ответил: «Мой император Александр поручил мне доставить вас к месту ссылки живым и невредимым. Я считаю долгом чести выполнить приказ моего императора».
Испуганный император, уже не полагаясь на защиту союзных эмиссаров, переоделся, накинув шинель Шувалова и пересел в его карету. Такая маскировка была мерой предосторожности, чтобы не допустить убийства бывшего императора враждебно настроенными к нему французами. Ныне эта шинель выставлена в венском Музее военной истории
В порту Шувалов поднялся на борт фрегата «Неукротимый», чтобы проститься с Наполеоном. Поблагодарив графа за помощь, Бонапарт просил его передать Александру I свою искреннюю признательность. Там же, на корабле, Наполеон в знак благодарности вручил Шувалову свою саблю. Наполеон Бонапарт не расставался с саблей со времен консульства.
Сабля букетного дамаска была преподнесена Первому консулу Франции Наполеону Бонапарту в 1801 году. На клинке имеется соответствующая надпись: «Н. Бонапарт. Первый консул Французской республики». Эфес сабли заканчивается львиной головой с кольцом. Перекрестье эфеса (к сожалению, в настоящее время поврежденное) Бутэ украсил несколькими символическими изображениями: голова Горгоны Медузы (аллегория устрашения), лавровый венок (знак божественного происхождения верховной власти), голова льва, поверженного Гераклом (олицетворение силы). Венчает композицию сова, атрибут Афины Паллады, символ мудрости. Вся комбинация читается как тема прославления и величия императора. Ножны из черной кожи украшены чеканными бронзовыми украшениями. Это одно из лучших произведений выдающегося французского оружейника Николя Ноэля Бутэ, чья подпись выгравирована на верхней обойме ножен: «Mf-re ; Versaille se Entrep Boutet».
После смерти Шувалова драгоценная реликвия хранилась в семье; в 1912 году наследники одолжили саблю для юбилейной выставки в Историческом музее. По окончании выставки сабля вновь вернулась к владельцам.
Кстати, саблю Шувалов привез в свое имение Парголово, в начале девятнадцатого века располагавшееся неподалеку от Санкт-Петербурга, а теперь – на его окраине. Усадьба пережила немало злоключений: в ней устраивали школу рабочей молодежи, дом отдыха, а потом передали ее Институту токов высокой частоты. О графе Павле Андреевиче и его времени там теперь напоминают только знаменитые шуваловские фигурные пруды: “Треуголка Наполеона” и “Рубаха Наполеона”.
Оба водоёма были искусственно вырыты у южного склона холма «Старый Парнас» в Шуваловском парке в 18 веке. Свои названия они получили после Отечественной войны 1812 года. Верхний, известный как «Шапка Наполеона», действительно имеет форму знаменитой императорской треуголки. Нижний же, именуемый «Рубаха Наполеона», в плане смутно напоминает хрестоматийный «серый походный сюртук» с рукавами. Водоемы являются объектами Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Памятниками садово-паркового искусства XIX века.
Пруд рубаха наполеона история
Парк сам по себе хорош, тенист и совершенно запущен, что, между прочим, составляет чуть ли не лучшую его сторону.
Строки из путеводителя по окрестностям Петербурга конца Х I Х века, приведенные в эпиграфе, хорошо отражают историю и современность и ныне заброшенного парка в бывшем парголовском имении Шуваловых и Воронцовых-Дашковых, богатейших помещиков России, на протяжении почти двух столетий. Этот крупнейший дворцово-парковый ансамбль в северных окрестностях Санкт-Петербурга расположен на холмистой, сильно пересеченной, с перепадом высот более 60 метров и с существенно различными уровнями воды в его прудах и озерах местности. В ансамбле парка большую роль играют открытые пространства и широкие водные перспективы.
При первых владельцах начались и работы в имении: в 1747 году по границам парголовского имения были поставлены межевые столбы, а в 1757 году был выкопан пруд и механик Нумер продолжил «строение машины», предположительно, для работы фонтанов.
Расположенные у подножия Парнаса каскадные пруды имеют неправильные геометрические очертания. Верхний из них — маленький Треугольный пруд, скрыт в зарослях. Находящиеся ниже два пруда соединены протоками. Обширный нижний пруд, трапецеидальный по конфигурации с полукружием в южной части, соединяется двумя каналами с расположенными по его сторонам малыми прямоугольными прудами и носит название «Рубаха Наполеона». Выше него еще один пруд — меньших размеров, отдаленно напоминающий по своим очертаниям треуголку и имеющий название «Шапка Наполеона». Названия прудов, очевидно, появились при третьем владельце имения — Павле Андреевиче Шувалове (1776–1823), участнике войны с Наполеоном, сопровождавшем в качестве представителя одной из победивших держав — России, низложенного французского императора в изгнание на остров Эльбу.
Следуя традиции русского культового зодчества, Брюллов поставил церковь на возвышенность — небольшой холм, открытый в сторону дворца и обсаженный кленами. В основе здания архитектор положил однонефную базилику с нерасчлененным внутренним пространством и одноалтарной абсидой, к которой с северо-запада и юго-востока примыкали восьмигранные башни, выступающие из объема здания пятью гранями.
Основное здание дворца было двухэтажным на подвалах, в 11 окон по фасаду, с «вальмовой» (четырехскатной) кровлей и высоким бельведером, украшенным куполом и флагштоком. Центральная ось фасада подчеркивалась двухколонным портиком, завершенным лучковым фронтоном, сохранившимся от первоначального дворца XVIII века. Дом имел бельведер, который был далеко виден из-за верхушек густых деревьев. В рисунке оформленных классицистическими наличниками окон бельведера и второго этажа, а также баллюстрады бельведера и подзора навеса крыльца просматриваются готические элементы. С правой стороны к дому примыкала одноэтажная пристройка. У дворца были устроены искусственные террасы и разбит парадный партер. На первом этаже находилась домовая Скорбященская церковь, отделанная по проекту А.П.Брюллова в 1831–1834 годах.
Существуют выполненные Джованни Бианки две фотографии этого дворца Шуваловых. На них виден двухэтажный дворец с центральной частью в три этажа, фасады которого членятся поэтажно широким ионическим антаблементом. Высокие полуарочные окна со сложным обрамлением архивольтами, импостами, пилястрами и постаментами являются организующим ритмическим элементом архитектурной композиции. В решении первого этажа использован мотив террас со свободно стоящими каннелированными колонками ионического ордера, а в обработке стен — мотив пилястр того же ордера. Стены второго этажа декорированы пилястрами коринфского ордера, парными и одиночными. Объем и композиция дворца органически увязаны с естественным ландшафтом. Декоративные элементы — эркеры, балконы, увитые зеленью, фигурные кровли, венчающие разновеликие объемы, обилие стекла, вертикальных и стрельчатых форм составляли единую живописную композицию, придававшую постройке живописность и особую воздушность.
К 1900-м годам дачное строительство на территории шуваловского имения еще более активизировалось. К этому времени относится сооружение особняка Тильманса на берегу Нижнего (Третьего) озера по проекту архитектора З.Леви — строителя здания Сестрорецкого курорта в 1989–1900 годах. В разновеликих кровлях и высокой готической башенке дома Тильманса также ярко прослеживаются черты стиля модерн. Тогда же на берегу Верхнего озера, на части территории, занимаемой в середине Х I Х века усадьбой «Ясная Поляна», в 1910-е годы в стиле неоклассицизма был сооружен каменный двухэтажный особняк купца А.Е.Кудрявцева.
Надо сказать, эта новая застройка хотя и нарушила первоначальное единство паркового ансамбля, но в то же время и внесла в него новые стилевые мотивы и более сложную гармонию, она стала неотъемлемой частью шуваловского ансамбля.
Еще до строительства нового Большого дворца С.С.Кричинский проектировал и построил для Парголовской мызы Конный двор 34 в скандинавском стиле из «дикого камня» (1907) и сторожку у въезда в усадьбу, а также перестроил Белый дом (Малый дворец), добавив к сохранившемуся с середины XVIII века основному объему с востока несколько помещений и полукруглую апсиду, вероятно, для церкви. С юго-западной стороны у Белого дома был разбит Собственный садик, обнесенный легкой решеткой, с цветами, фруктовыми деревьями и кустами смородины и крыжовника.