простая история 1999 смотреть
Простая история 1999 смотреть
ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ: ПОСЛЕДНЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ
– Кстати, вы давно в пути?
– Я в пути практически всю свою жизнь.
Из фильма «Простая история»
Режиссер: Дэвид Линч
Страна: США, Великобритания, Франция
Год: 1999
«Простая история» – нетипичное для Дэвида Линча кино. В нём нет символизма «Головы-ластика», мистического сюрреализма «Синего бархата» или пугающей загадочности «Малхолланд Драйва». Между тем фирменная линчевская эстетика никуда не делась: под чарующую музыку Анджело Бадаламенти мы можем наблюдать идиллические пейзажи американской глубинки, героев, в которых скрыто намного больше, чем нам кажется. Но (лучше разделить точкой) сами люди здесь – не более, чем марионетки, в руках кукловода, имя которому судьба.
В основу фильма лёг реальный случай. Элвин Стрэйт – семидесятитрёхлетний американец, отправившийся в четырёхсоткилометровое путешествие на старой газонокосилке с прицепом. Конечная цель его поездки – брат, у которого случился инсульт. Элвин хочет не только навестить захворавшего родственника, но и помириться с ним – десять лет назад братья крупно поссорились и с тех пор не общались.
Главную роль в постановке сыграл Ричард Фарнсуорт. Для пожилого актёра образ целеустремлённого (или лучше, учитывая возраст, сказать – упрямого) мужчины стал последним в карьере. Приступая к съёмкам, актёр был смертельно болен. Спустя примерно полтора года после премьеры «Простой истории», не в силах терпеть причиняемые болезнью муки артист застрелился из ружья у себя дома на ранчо.
Неизвестно, сказалось ли заболевание на игре Фарнсуорта, но роль мистера Стрэйта (игра слов: в переводе с английского «straight» – простой) была признана большинством критиков и зрителей лучшей в фильмографии американца. Способствовал этому и сценарий, благодаря которому всё внимание зрителя сосредоточено на ведущем актёре, и удачное сочетание сложных, острых вопросов с риторическими. Так, рассказ Стрэйта о моральных дилеммах Второй мировой войны контрастирует с безмолвными, умиротворяющими красотами Среднего Запада, а злоключения протагониста с лихвой компенсируются убаюкивающими диалогами о неизбежности смерти и необходимости делать выводы из своих поступков.
Элвин едет через горы, что, конечно, является метафорой жизненных взлётов и падений. Ошибки и простые радости, трагедии и вселенское счастье сопровождают человека от рождения до самой смерти. Но если обычно в картинах Линча персонажи – при всех своих достоинствах и недостатках – рано или поздно оказываются поглощены ядовитой трясиной зла, сдаются под напором обстоятельств, то в «Простой истории» они всё больше тянутся к свету.
Однако режиссёр не перебарщивает с сентиментальностью: мелодраматические сцены поданы отстранённо и разбавлены эпизодами созерцания природы. Замечательную работу проделал корифей операторского искусства Фредди Фрэнсис. Известный по фильмам «Сыновья и любовники», «Человек-слон» и «Доблесть» британец заставляет камеру «летать» над бескрайними кукурузными полями, «всматриваться» в мечтательно-отрешённого Элвина, «любоваться» густыми грозовыми облаками и звёздами. Это добавляет картине метафоричности.
Но чувствуется в «Простой истории» и страх перед окружающей действительностью. Обычно у Линча он предстаёт в виде потусторонних сил (сериал «Твин Пикс») или непостижимого зла («Шоссе в никуда»), но история Элвина Стрэйта превратила его в обстоятельную борьбу с, пожалуй, самым страшным противником человека – временем.
Иных антагонистов в постановке нет. Есть лишь немного запутавшиеся в самих себе, необычные, как и всегда у Линча, персонажи. Они причиняют другим не зло, но неприятности. Это и отчего-то непохожие друг на друга близнецы-автомеханики, пытающиеся обмануть главного героя, и односельчане старика, не слишком в него верящие, и сам Стрэйт, совершивший немало ошибок в прошлом.
Такая условность отлично работает на сюжет, а также подчёркивает меланхолическую задумчивость фильма. Мысли о вечном соседствуют в ленте с местечковыми проблемами, которые вынужден решать Элвин.
Чтобы наилучшим образом подготовиться к съёмкам, Линч вместе со своей командой проделал тот же самый путь, что в своё время осуществил Стрэйт. Вкупе с сильным ведущим актёром и уверенной режиссурой это дало впечатляющий результат: эмоции героев кажутся настоящими, а длинное путешествие Элвина вызывает неподдельное сопереживание. Даром что человек он самый обыкновенный.
Простая история
Война забирает многие жизни, так и мужа нашей главной героини Александры Потаповой убили на войне. После этого женщина посвятила всю себя колхозу. Её многие невзлюбили за прямодушие и непоколебимость нравов, но она все же получила должность председателя колхоза. Тяжко ей было напрягать тех, кто привык отлынивать от работы и, в общем, налаживать почти развалившееся хозяйство. Саше нравился Данилов, секретарь райкома, ведь он был достаточно смышленый и активный, но такая внезапная любовь сделала её жизнь труднее, хоть и счастливее. Ответит ли Данилов на её чувства или отвергнет?
Простая история является редким примером фильма, в котором сценарий писался специально под актрису. Будимир Митальников, сценарист кинокартины, после разговора с директором киностудии, решил написать о том, Как эта женщина председательствовала, о чем болит ее душа. По словам Н. Мордюковой, исполнительнице главной роли, Юрий Егоров – режиссер картины – совершенно не разбирался в теме, и ему повезло, что она была рядом. Также Нонна помогала сценаристу фактами о жизни своих земляков. Таким образом фильм пестрит реалистичностью того времени.
Простая история занимает 48-е место по популярности в истории кинопроката СССР. Актриса Нонна Мордюкова, исполняющая главную роль в фильме, получила за участие в кино Государственную премию имени братьев Васильевых в 1973 году. Песня о любви Марка Фрадкина в исполнении Валентины Левко стала по-настоящему народной. К сожалению, картина не получила не одной официальной награды, но снискала невероятную популярность у зрителя.
Простая история (фильм, 1999)
Джон Роуч
Мэри Суини
The Straight Story, Inc.
Asymmetrical Productions
Le Studio Canal+
Les Films Alain Sarde
The Picture Factory
Film Four
«Простая история» (англ. The Straight Story ) — восьмой полнометражный художественный фильм американского кинорежиссёра Дэвида Линча. Премьера состоялась 21 мая 1999 года на Каннском кинофестивале. Название фильма представляет собой игру слов: слово «straight» с английского переводится как «прямой, простой», а также является фамилией главного героя.
Содержание
Сюжет
Элвин Стрейт, старик, прошедший Вторую мировую войну, живёт в Айове вместе с дочерью Розой, страдающей врождённой заторможенностью. Однажды он узнаёт, что у его родного брата Лайла, живущего за сотни миль в Висконсине, случился инсульт. Пытаясь забыть о десятилетней вражде, Элвин хочет отправиться к нему. Однако он из-за плохого зрения не имеет водительских прав, а автобусы ненавидит, к тому же к месту проживания его брата автобусы не ходят. Поэтому он отправляется в путь на старой газонокосилке 1966 года, купленной перед поездкой.
В пути Элвин встречается с разными людьми, помогающими ему добраться до брата. В конце концов, после многонедельного путешествия, Элвин встречается с Лайлом. Братья поссорились за десять лет до этого, но теперь Элвин надеется, что они смогут забыть вражду.
В ролях
Съёмочная группа
Производство фильма
Предыстория
Подготовка к производству и съёмки
Примечательно, что фильм начинается и заканчивается показом звёздного неба, это может послужить отсылкой к другому биографическому фильму Линча — «Человек-слон», который оканчивается показом звёздного неба.
Премьера
График премьер
Даты приведены в соответствии с данными IMDb [9]
Выпуск на DVD
Саундтрек
Музыка к фильму была написана композитором Анджело Бадаламенти, также работавшем с Линчем над фильмами «Синий бархат», «Твин Пикс», «Дикие сердцем», «Шоссе в никуда», «Малхолланд-Драйв». Помимо его музыки в картине используются следующие композиции: «The Most Requested Song» (написана Middlejohn и Джоном Неффом), «Solo Spin Out» (написана The Radio Ranch Straight Shooters), «Y’Ready» (Спейда Кули) и «Happy Times» (Сидни Файн).
CD с оригинальным саундтреком Анджело Бадаламенти был выпущен 12 октября 1999 года.
The Straight Story | ||
саундтрек | ||
---|---|---|
Дата выпуска | Весьма неожиданный фильм великого и ужасного Дэвида Линча, приучившего нас к мрачным, гротексным и одновременно чуть смешным историям, извлекающим из обыденного подсознания бесчисленные запасы «мистической жути». Взяв за основу реальный эпизод из жизни старика, отправившегося за тридевять земель к пережившему инсульт брату на … газонокосилке, он снял очень светлую, душевную и необыкновенно трогательную сказку-одиссею, посмотрев к-ую, мало кто сможет удержаться от слёз. Очаровывает она всех и каждого подлинностью природной и человеческой красоты, волшебной музыкой Анджело Бадаламенти и, конечно же, незабываемой игрой Ричарда Фарнсуорта, к-ому на момент съёмок было без малого 80 лет и для к-го этот роуд-муви стал последней картиной. «ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ» (англ. The Straight Story) 1999, США-Франция-Великобритания, 112 минут
Элвин Стрейт, старик, прошедший Вторую мировую войну, живёт в Айове вместе с дочерью Розой, страдающей врождённой заторможенностью. Однажды он узнаёт, что у его родного брата Лайла, живущего за 250 миль в Висконсине, случился инсульт. Пытаясь забыть о десятилетней вражде, Элвин хочет отправиться к нему. Однако он из-за плохого зрения не имеет водительских прав, а автобусы ненавидит, к тому же к месту проживания его брата автобусы не ходят. Поэтому он отправляется в путь на старой газонокосилке 1966 года, купленной перед поездкой. В пути Элвин встречается с разными людьми, помогающими ему добраться до брата. В конце концов, после многонедельного путешествия, Элвин встречается с Лайлом. Братья поссорились за десять лет до этого, но теперь Элвин надеется, что они смогут забыть вражду. Сценаристы: Мэри Суини, Джоан Роач Ричард Фарнсуорт — Элвин Стрейт Производство фильма В основу фильма лёг реальный эпизод из жизни Элвина Стрейта: 73-летний Элвин 5 июля 1994 года начал шестинедельное путешествие длиной в 240 миль (390 километров) из Лоренса, штат Айова, к горе Зион, штат Висконсин. Он отправлялся к своему 80-летнему брату, с которым случился инсульт. К путешествию он снарядил бензином, едой, одеждой и туристическим снаряжением 10-футовый прицеп и с ним отправился в путь на газонокосилке, со скоростью не более 5 миль в час (что приблизительно равно 8 километрам в час). В пути он перенёс дожди и несколько аварий. Это путешествие стало объектом публикаций в прессе, в частности, в газете «The New York Times». Самому Стрейту не нравилось быть объектом повышенного внимания, поэтому отказался от участия в телешоу «Late Show» Дэвида Леттермана и «Tonight» с Джеем Лено. В 1996 году, спустя два года после путешествия, Элвин скончался. Подготовка к производству и съёмки Публикация в «The New York Times» привлекла внимание Мэри Суини, давней помощницы Дэвида Линча. Она отослала статью своему давнему другу Джону Роучу, который быстро заинтересовался этой историей. Они попытались приобрести права на сюжет, однако они уже были проданы. Возможность приобрести их появилась лишь в 1998 году. Тогда они защитили авторские права на себя и приступили к работе над сценарием. Чтобы придать сценарию убедительности, Суини и Роуч прошли по следам Стрейта от Лоренса (Айова) до горы Зион (Висконсин), попутно взяв интервью у людей, общавшихся со Стрейтом во время его путешествия. Также они встретились с детьми Стрейта, которые поначалу были недовольны проектом, так как считали, что фильм может дать неверное представление об их эксцентричном отце. Однако узнав отношение Суини и Роуча к этой истории, они предложили свою поддержку проекту, а также поделились со сценаристами воспоминаниями об Элвине и его фотографиями, чтобы сделать персонажа сценария наиболее походящим на реального Стрейта. Линч, с самого начала работы над сценарием знавший о проекте, им не был заинтересован, однако после прочтения окончательного сценария согласился снимать по нему фильм. Роль Стрейта предлагалась Джону Хёрту и Грегори Пеку, однако в итоге главную роль исполнил Ричард Фарнсуорт. Для него эта роль оказалась последней: на момент съёмок он был болен раком костей, и 6 июля 2000 года застрелился на своём ранчо в Линкольне, штат Нью-Мексико. Изначально Фарнсуорт отказывался от роли, ссылаясь на болезнь, однако Линч убедил его сниматься. Съёмки фильма начались в сентябре 1998 года и велись в строгой сюжетной последовательности, а закончились 19 октября 1998 года. Премьера картины состоялась 21 мая 1999 года на Каннском кинофестивале, где лента номинировалась на Золотую пальмовую ветвь. После успешного показа на фестивале и получения фильмом рейтинга G от MPAA, за распространение картины взялась компания «Walt Disney Pictures». Это единственный фильм Линча, получивший от Киноассоциации Америки рейтинг G, означающий, что фильм рекомендован к просмотру всем возрастам. Музыка к фильму была написана композитором Анджело Бадаламенти, также работавшем с Линчем над фильмами «Синий бархат», «Твин Пикс», «Дикие сердцем», «Шоссе в никуда», «Малхолланд-Драйв». Помимо его музыки в картине используются следующие композиции: «The Most Requested Song» (написана Middlejohn и Джоном Неффом), «Solo Spin Out» (написана The Radio Ranch Straight Shooters), «Y’Ready» (Спейда Кули) и «Happy Times» (Сидни Файн). Картина получила большое число положительных отзывов кинокритиков, лента получила 95%-ный свежий рейтинг на сайте «Rotten Tomatoes». Положительные отзывы получили игра Ричарда Фарнсуорта, Сисси Спейсек, музыка Анджело Бадаламенти, режиссура Линча, что нашло ответ в номинациях на конкурсах. Отмечалось, что фильм снят в нехарактерной манере как для Линча, так и для «Walt Disney Pictures». «Сравните это с „Малхолланд-Драйв“. Это день и ночь»; «Это не типичный диснеевский фильм. Это не о детях и собаках. Это о пожилых людях» — отозвался кинокритик Роберт Ротен. «Шедевр, гениально, классика… полностью, полностью замечательно» — отозвался журнал «Esquire». Издание «The New York Times» отметило лаконичность и честность игры Фарнсуорта. «Известное нездоровое воображение мистера Линча пересекает новый рубеж для изучения простых добродетелей и природной красоты. Результат: в высшей степени невероятный триумф» — заключила критик Дженет Мэслин из «The New York Times». Джеффри Оверстрит отметил, что герои у Линча всегда имеют недостатки, а злодеи имеют человечные черты, заставляющие поверить в их исправление, и «Простая история» — не исключение: Элвин имеет свои недостатки. Однако в отличие от многих других своих фильмов, Линч сконцентрировал внимание на положительных чертах своих персонажей. «В результате — духовно поднимающий и редкий опыт, кино, которое демонстрирует ценность наслаждения днём накануне того, как он придёт к нам, и призывает нас примиряться с теми, кто могут быть отчуждены от нас». Однако критик Харви Картен счёл фильм слишком медлительным, многие диалоги банальными, а основной негативной чертой ленты выделил отсутствие какой-либо конфронтации главного героя: ни с окружающими, ни с самим собой. Лицензионный релиз на DVD не содержит никаких дополнительных материалов о фильме, за исключением рекламного ролика. Также, на нём отсутствует возможность выбора сцен: Дэвид Линч хотел, чтобы фильм можно было смотреть только целиком. Съёмки сцен фильма продолжались в строгой сюжетной последовательности. Это первый из фильмов Дэвида Линча, в эпизодах которого он снимает своих родителей. Каннский кинофестиваль, 1999 год Европейская киноакадемия, 1999 год Оскар, 2000 год Золотой глобус, 2000 год «Феликс» в категории «Приз пяти континентов», приз «Независимый дух» за главную мужскую роль, Британская независимая кинопремия за лучший иностранный англоязычный фильм, «Бодиль» и «Роберт» в Дании за лучшую американскую ленту. Смотрите трейлер и фильм | 13 ноября 2009 года Киноклуб «Ностальгия» представляет фильм №8 (225) «ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ» Режиссёр Дэвид Линч, США О фильме «ПРОСТАЯ ИСТОРИЯ» посетители сайта http://www.kinopoisk.ru/ Самый непонятный, но самый душевный фильм Линча. Нетипичное кино для автора психологических триллеров. Но этим Дэвид Линч доказывает всем, что он Мастер и может снять фильм в любом жанре и он будет на уровне. Линч снимал ужасы («Голова-ластик`), биографические драмы («Человек-слон`), фантастику («Дюна`), сериалы («Твин Пикс`), короткометражки («Люмьер и компания`), клипы («Рамштайн`), психологические триллеры («Синий бархат», «Дикие сердцем», «Маллхоланд Драйв», «Шоссе в никуда`). Если человек талантлив, то он может снять хорошо все за что не возьмется. И не надо делать большие глаза что мол «Простая история» нетипичное кино. Да, здесь нет злобных карликов, страшных снов, различных уродцев, крови, секса, отрезанного уха, страшных загадок, зато здесь есть самое главное — история человека, людские отношения, доброта людей. … «Простая история» действительно необычное кино, несмотря на всю его видимую простоту, так как нет у Линча ординарных фильмов. Линч искусен, ему по силам снять хороший фильм любого жанра, что он в очередной раз доказал, сняв этот трогательный road movie под хорошую, спокойную музыку. Отличное кино! Добрая сказка о человеке и человечности. … Великий фильм великого Дэвида Линча о взаимопомощи, любви к людям и целеустремленности. Прекрасная режиссура, отличная операторская работа, спокойное музыкальное сопровождение и, конечно же, великолепная актерская игра Ричарда Фарнсуорта оставляет состояние гармонии в душе. Этот фильм непременно стоит посмотреть людям всех возрастов. Несмотря на «Простое» название и простую, довольно-таки широкую подачу, это вовсе не простой фильм, а наполненный на самом деле глубоким смыслом. На что готов пожилой человек, которого самого давно уже оставляют силы? Какой путь он готов проделать и в чем смысл всего этого? Как известно, Линч не снимает простых историй, каждый его фильм — это, если не трагедия, наполненная сверх всякой меры человеческими чувствами и переживаниями, то драма точно. Да и, к тому же, режиссерская манера Линча отпугивает многих любителей поп-корновых блокбастеров. Так и этот фильм, не позволяйте себе попасться в смысловую ловушку названия. При всей кажущейся простоте сюжета и изложения, это очень глубокий фильм, наполненный философским смыслом. О том, как нужно жить, чтобы не жалеть утраченных лет, как нужно относиться к родственникам, и просто о том, что даже в старости, когда, казалось бы, ты видел все, в жизни есть много удивительного и красивого. … Фильм для всех: те, кто любит жизнь, после просмотра смогут полюбить её еще больше, те, кто не любит, обязательно полюбит. Но и те, и другие поймут, что, если ты считаешь что-то необходимым сделать, делай, и тогда ты не будешь жалеть о прожитых годах. Этот фильм может стать любимым фильмом в вашей жизни. В него нужно влиться, ощутить эту неторопливость, как темп жизненной мудрости на закате лет. И он с легкостью вольется в сердце, и станет нашим. Это не обычное кино, оно ощущенческое и воспринимать его можно даже отчасти как чилл аут фильм. Но сколько же в нём мудрости. Линч снял фильм, который, по известной причине, обосабливается от всего его творчества. Невольно вспоминаются слова Сальвадора Дали: «… сначала ты должен доказать своими работами, что ты настоящий художник, после чего можешь творить всё, что твоей душе угодно…», и Линч доказал, но только не сначала, а чуть позже. Это действительно кино доступное, доброе, мудрое, эмоциональное. А также это то кино, которое просится к неоднократному его просмотру. А для меня лично это уже показатель глубины содержания. Я смотрел его не менее 10 раз, с каждым разом находя в нём что-то новое и переживая всё по-новому, и всё также ничуть не меньше наслаждаясь всеми составляющими: сценарием, текстом, кадром, музыкой, игрой артистов, юмором и «слезой». На мой взгляд, это один из лучших фильмов раздела «другое кино». |
Фильм посвящается памяти Элвина Стрэйта, и поставлен он, очевидно, на основе реальной истории его жизни, которую простой никак не назовешь. Дэвид Линч снял хороший фильм о хороших людях, чтобы разбудить лучшее в каждом, кто его посмотрит, выбрав при этом самую простую стилистику, прямую, как фамилия его героя (Стрэйт (Straight) переводится на русский язык как «прямой», название картины можно также перевести как «История Стрэйта»).
В 2000 году картина была номинирована на премию «Оскар» за лучшего актера (Ричард Фарнсуорт).
Впрочем, линчемана должно насторожить уже то, что фильм снимался на студии «Уолт Дисней». Угу…
Не знаю, о чем там думает Линч в последние годы, но все это очень похоже на индепенд-вариант самой популярной темы сегодняшнего Голливуда. Я это окрестил «фильмы о том, как американец пытается стать человеком, но у него не получается». Ну, всякие там психотерапевтические шлягеры о доброте, сострадании, поиске общего языка, типа «Мужчина любит женщину», «Лучше не бывает», «Мачеха», «Глубины океана». Которые смотришь с одной тоскливой мыслью: «Боже, какие ублюдки! Они же опасны!»
Экзистенциальная драма
Проще простого сразу же заявить, что эта работа культового американского режиссёра Дэвида Линча не имеет никакого отношения к его авангардно-сюрреалистическим, мрачно-эстетским фильмам, благодаря которым он и славен со второй половины 70-х годов — начиная с весьма странного игрового дебюта «Голова-ластик». А данная лента, в которой якобы можно выискать двойной смысл только лишь в обыгрывании фамилии главного героя, присутствующей и в названии, видится явно в стороне от того «шоссе в никуда», куда ранее неотступно следовал Линч, словно одержимый запредельным и непознаваемым миром.
Казалось бы, какое дело певцу своего рода НЧС (неопознанных человеческих сущностей) и прочих загадочных, аномальных явлений бытия-инобытия до скучнейшего путешествия упрямого американского старикана?! Уже почти на ладан дышит, передвигается с помощью палок, не имеет водительских прав на управление нормальными транспортными средствами — ан нет! Отчаянно пускается в долгое странствие на старой газонокосилке с несоразмерным прицепом, желая во что бы то ни стало помириться с братом после десятилетней ссоры. Ну, старческая причуда, маразматическая выходка айовского фермера, глупость «непрошибаемого» человека, не осознающего настоящей рискованности своего путешествия…
В крайнем случае, это действительно сгодилось бы для житейского анекдота в газете. Но зачем же Линчу, который считается творцом и почитателем некоей кинокунсткамеры, помещать пусть и любопытный, но всё же отнюдь не ущербный образчик человеческой природы в свою признанную коллекцию проявлений всевозможных отклонений?! У него вроде бы никогда не было абсолютно положительных, идеальных героев, без какого-либо душевного или физического изъяна. Даже заглавный персонаж картины «Человек-слон», единственный, кто обладает ангелоподобной душой, готовой унестись в небесные, звёздные сферы, является настоящим уродом, к тому же реально существовавшим столетие назад в Лондоне конца викторианской эпохи и начала развития кинематографа.
Вот тут и обнаруживается несомненное родство этих абсолютно несопоставимых героев — двух истинных людей среди множества придуманных или до неузнаваемости трансформированных богатой (кто-то добавит — и больной!) фантазией Дэвида Линча. Режиссёр уже в самом начале «Простой истории» даже позволяет себе почти буквально процитировать финал «Человека-слона» с кадром ночной звёздной бездны, а затем пару раз повторить его, хоть и привязав сюжетно к воспоминаниям Элвина Стрейта о том, как вместе с братом ещё в детстве он любил перед сном разглядывать тёмное небо со светящимися огоньками и думать вслух о возможности существования других обитаемых планет. Слоноподобный Джон Меррик и «замшелый старикашка» из Айовы, который выглядит значительно старше своих семидесяти трёх (актёру Ричарду Фарнсуорту было во время съёмок 78 лет, но в жизни он всё-таки не казался столь дряхлым), могли бы представить себя засланными из космоса, инопланетянами среди людей… Если бы оба не боролись так исступлённо за своё земное выживание, если бы не хотели в большей степени, чем другие, оставаться именно человеками до скончания века и хранить собственное достоинство в любых испытаниях, выпадающих на их долю.
Насколько же заблуждались те, кто всегда твердил, что Дэвид Линч не любит Америку, а тем более американцев из пригородов, лесных посёлков и фермерской глубинки. Может, они вообще не знают, что в детстве вместе с отцом, который работал в министерстве агрикультуры, будущий постановщик объездил немало штатов, и ему издавна ведома простая, естественная, не замутнённая «пороками городской цивилизации» жизнь самых обычных людей, кого исстари называли «солью земли». А параллельно со знаменитым сериалом «Твин Пикс» Линч был причастен к созданию документального телецикла «Американские хроники», где представала жизнь как она есть, а вовсе не той, какой кажется.
Получив возможность в игровом кино впервые использовать по-своему понятые типичные американские жанры road-movie и даже вестерна (бывшего каскадёра Ричарда Фарнсуорта раньше можно было видеть на экране верхом на лошади, а не за рулём допотопной сенокосилки), Дэвид Линч вовсе не впал в чрезмерную патетику. Хотя он и прибегнул к помощи сверхобщих кадров родной природы, снятых с высоты птичьего полёта, а в саундтреке применил стилизованные его постоянным композитором Анджело Бадаламенти музыкальные мотивы «кантри».
Сам немногословный, несуетный и преисполненный внутреннего величия реальный герой, которого с блеском сыграл Фарнсуорт (вот уж кому надо было вручать премию «Оскар»!), диктовал манеру мудрой дорожной баллады, не столько пропетой, сколько наговорённой вполголоса и неторопливо под ленивые звуки банджо. А тот экзистенциальный план, который каждый вправе вычитывать в «Простой истории», возникает не от намеренного умствования автора, а исподволь, стихийно, с течением времени, попутно. Ведь и в любом путешествии, которое предпринято с той или иной целью, можно испытать по дороге разное — и любопытство, и скуку, и восторг перед красотами пейзажей, и разочарование от каких-то неудобств, и радость общения с новыми людьми, и раздражение от тупости местных обитателей…
Но самое главное — человек отправился по стране чуть ли не своим ходом, увидел всё вблизи, а не в иллюминаторе самолёта или же в окне проносящейся мимо автомашины. И поневоле, как и уподобившийся ему постановщик, который заставил это сделать и зрителей, должен почувствовать человеческое измерение внешнего окружающего мира и уже по собственному желанию узреть во всём сущем присутствие высшего смысла. Вот подлинная общечеловеческая красота бытия, лишённая ныне модного американского оттенка!
«Стрейт» пугает, как пугает человек или общество, абсолютно уверенные в своей правоте, в безальтернативности и универсальности своего образа жизни. Все время тянет оглядеть линчевские пейзажи попристальнее: не спрятаны ли за секвойями телекамеры, как в идеальном городке «Шоу Трумена»? Но нет, философия «народного телевидения» здесь абсолютно адекватна режиссерскому взгляду.
- доска для пола петрович
- kia optima панорамная крыша