промыть в древней руси это
Мыт (пошлина)
Полезное
Смотреть что такое «Мыт (пошлина)» в других словарях:
МЫТ (пошлина) — МЫТ, одна из древнейших русских пошлин (см. ПОШЛИНЫ) с торговли, а также место ее сбора. В письменных источниках мыт упоминается с 12 века. С середины 13 века мыт взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений; различался… … Энциклопедический словарь
Мыт (пошлина) — Мыт, одна из древнейших русских пошлин с товаров и лиц, а также место её сбора. Упоминается в документах с 12 в. С середины 13 в. М. взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Различался «сухой» и «водяной» М. Право… … Большая советская энциклопедия
Мыт (пошлина) — (Τελος, muta, Mauth) пошлина в древней России. Сперва это слово означало место, где останавливались возы и лодки; затем оно стало родовым названием всех торговых и проезжих пошлин. С введением тамги торговое значение М. переходит к ней, и М.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
мыт — 1. МЫТ, а; м. Вет. Инфекционная болезнь лошадей воспаление слизистой оболочки носа и глотки. 2. МЫТ, а; м.; МЫТО, а; ср. Ист. Налог, пошлина за провоз товаров, прогон скота через внутренние заставы в Древней Руси. Взимание мыта. ◁ Мытный, ая, ое … Энциклопедический словарь
пошлина — См … Словарь синонимов
мыт — ср. мыто См … Словарь синонимов
МЫТ — в Древней Руси государственная пошлина с торговли, взимавшаяся при провозе товаров через заставы. Отменена Торговым уставом 1653 г. (в Москве и Нижнем Новгороде только в 1753 г.) … Юридический словарь
МЫТ — в Др. Руси государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через заставы. Упразднена Торговым уставом 1653. В Москве и Нижнем Новгороде существовал в виде 5% ной пошлины до 1753 … Большой Энциклопедический словарь
МЫТ — 1. МЫТ1, мыта, мн. нет, муж. (ветер.). Острое инфекционное заболевание у молодых лошадей, ослов и мулов, которое выражается в истечениях из носа, опуханьи подчелюстных желез и сопровождается лихорадкой. Лошадь в мыте. 2. МЫТ2, мыта, мн. нет, муж … Толковый словарь Ушакова
МЫТ — 1. МЫТ1, мыта, мн. нет, муж. (ветер.). Острое инфекционное заболевание у молодых лошадей, ослов и мулов, которое выражается в истечениях из носа, опуханьи подчелюстных желез и сопровождается лихорадкой. Лошадь в мыте. 2. МЫТ2, мыта, мн. нет, муж … Толковый словарь Ушакова
Центральный музей таможенной службы
Инструментарий мытника
История российской таможни ведет свое начало с возникновения Древнерусского государства в 852-862 годах. В Лаврентьевской летописи сообщается, что в X веке на Руси существовала торговая пошлина – «мыто». Упоминание пошлины «мыто» содержится в договоре 907 года между Киевской Русью и Византией. Мыто в первоначальный период было не дифференцированно и обозначало общую сумму собираемых проездных, предпродажных, торговых и штрафных пошлин. В IX-X веках сборщиками мытных пошлин были члены княжеской дружины. Мыто собирали в «мытницах», которые располагались на городских торгах, на переправах, на пограничных заставах и в специально устроенных местах (погостах). Пункты сбора торговой дани нередко называли «мытами». По сообщению анонимного персидского автора «Книги пределов мира» (983) известно, что размер мыта, как торговой пошлины, составлял 10% с общего торгового оборота.
Главным свидетельством существования мытных операций служит практика пломбирования товаров, заимствованная из Византии. На территории ряда древнерусских торговых центров, на перевозах, волоках и пристанях найдено около 15 тысяч свинцовых пломб со знаками Рюриковичей, изображениями крестов и различными комбинациями букв. Широкое распространение пломб дрогичинского типа на территории Древнерусского государства свидетельствует о том, что пломбирование товара производилось в разных местах Руси, не только на границах, но и в торговых центрах. Инструментом мытника при взимании пошлин служили складные весы – «скалвы» с комплектом гирь-разновесов. На весах производилось взвешивание монетного серебра. Становление мытного дела на Руси характеризовалось появлением формальных обрядностей, ставших впоследствии общепринятыми: организация сбора пошлин, досмотр, взвешивание, пломбирование товара, свидетельство законности его происхождения, сопровождение грузов, охрана торговых путей, проверка провозных грамот («списаний»), заверенных купеческими печатями, контроль торгового инструментария. Мытник выступал в качестве свидетеля при совершении сделок купли.
Выпуск 88. Таможенные платежи в Древней Руси
С развитием внутренней торговли в Древней Руси появились первые торговые и таможенные пошлины. Купцы, провозившие товары через заставы у крупных селений, на рынках и у городских ворот, платили специальный торговый налог (пошлину) — мыт. Его собирали княжеские чиновники (мытники).
Существовало несколько видов мыта. Провоз товаров по земле облагался «мытом сухим», по воде — «мытом водяным». В документе 1150 года вместе с мытом упоминается перевоз. Эту пошлину собирали с тех, кто переправлялся через реку. Власти часто проводили сбор пошлины на волоке — участке суши между двумя водоёмами, через который перетаскивали суда. Здесь было легко посчитать количество товара, а уклониться от уплаты налога — почти невозможно.
С первой половины XII века на волоке между реками Ламой и Рузой находился Войницкий мыт. Через него шёл торговый путь из Новгорода в Рязанское и Владимиро-Суздальское княжества. Важным местом сбора мыта на торговом пути из северных земель во Владимир-на-Клязьме, а затем в Москву был волок между реками Яуза и Клязьма протяжённостью 8 километров. Он существовал с XII по XIV век и дал название подмосковному городу Мытищи.
С распадом Руси на удельные княжества появились новые таможенные сборы. В XIII веке, когда установилось монгольское иго, ввели новую торговую пошлину — тамгу. В документах XIV века указываются такие пошлины, как мостовщина, побережное, осмничее; в актах XV века — явка, головщина, порядное, роговое. С XVI столетия появляются пошлины замытные, свальные, подъёмные. Все их можно разделить на четыре группы: торговые, проездные (проезжие), пошлины обслуживания и штрафные пошлины.
Торговые пошлины
Тамга — сбор с торговых сделок, который был введён монголами в середине XIII века. Тамга пришла на смену мыту, её уплачивали в размере 3% от стоимости товара во время продажи. От слова «тамга» произошел глагол «тамжить», то есть ставить клеймо на тот товар, с которого сбор уже получен. Место, где ставили клейма, стали называть таможней, а сборщиков тамги — таможенниками.
Явка (явленное, явчая пошлина) — обязательный платёж для купцов, привозивших товары на продажу. Эту пошлину стали собирать с конца XV века, сначала с приезжих из других городов, а потом только с иностранцев.
Осмничее (осьмичее, восменичье) — пошлина, первые сведения о которой относятся к 1328 году. Она составляла 1/8 стоимости товара, откуда и пошло название. Пошлину полагалось уплачивать со всех товаров, кроме хлеба. Скорее всего, русское осмничее отличалось от введённой монголами тамги только названием.
Пятно (пятинные деньги) — изначально взималось с наложения клейма (пятна) во время покупки или продажи лошади. Впервые упоминается в 1404 году. Продавец и покупатель уплачивали пошлину в складчину — от одной до четырёх денег за клеймо.
Роговое (привозное) — пошлина за продажу скота на рынке. Уплачивалась с головы крупного рогатого скота. Размер составлял от полутора до двух денег, сумма делилась поровну между покупателем и продавцом.
Проезжие пошлины
Перевоз (перевозное) — пошлина, которую платили за переправу людей, скота и товаров между берегами реки. Государственные служащие и перевозимое ими имущество пошлиной не облагались.
Мостовщина — налог за проезд (проход) по мосту, который взимался мостовщиками. Упоминается со второй половины XIV века.
Побережное — сбор с судна, причалившего к берегу. Оплачивался деньгами или товарами.
Костки и головщина — вероятно, разные названия одного налога, который уплачивал человек, сопровождавший перевозку товаров. Головщина (налог с «головы») упоминается в документах конца XV века. Её уплачивали люди, проезжающие с товарами в города или мимо городов.
Задние калачи — вид головщины. Этот сбор выплачивался купцами на обратном пути, после продажи товара.
Пошлины за обслуживание
Гостиное — пошлина, которую вносили купцы, останавливаясь в гостином дворе. Это была дополнительная плата, помимо того, что платили за проживание. Со временем пошлина разделилась на несколько подвидов: подворное, или поворотное (за въезд на территорию гостиного двора), амбарное (за укладку товара в амбаре), свальное (за разгрузку товара) и привязное (за причаливание у торговой пристани).
Померное — сбор, который платили за измерение объёма сыпучих товаров при помощи бочек или вёдер.
Весовое (весчее) или контарное — пошлина, которую брали с продажи взвешенных товаров. Так же называли сбор за определение массы товаров на весах. Контарное — пошлина, которую необходимо было заплатить за проведение торговых операций с солью.
Штрафные пошлины
Промыт (промыта) — штраф, который платили за неуплату мыта. Его брали с воза или судна. До XV века размер штрафа составлял 6 алтын с одного транспортного средства.
Заповедь (заповедные деньги) — личный штраф с торговца, нарушившего таможенные нормы. Вначале взимался независимо от количества товара и транспортных средств. Со временем заповедные деньги стали брать за уклонение от уплаты пошлины во время покупки или продажи лошади, за складирование товара вне территории гостиного двора и другие нарушения.
Два человека вошли в храм помолиться:
один фарисей, а другой мытарь.
Фарисей… Боже! Благодарю… что я не мытарь.
Мытарь…Боже! Будь милостив ко мне грешнику!
От Луки 18:10, 11, 13
В княжествах Руси примерно в XI веке сформировались таможенные органы контролировавшие ввоз и вывоз товаров, в светских актах сбор пошлин называли общим термином «мыто, мытъ» (мыто сухое и водяное), а служащих именовали «мытарями» или «мытниками». Происхождение термина не определено, версии этимологов носят гипотетический характер.
По традиции, идущей с 1827 года флаг российской таможни – белый крест на зеленом фоне: «По высочайшему утвержденному фасаду главного строения Кронштадской Таможни, назначен на оном флаг. …Министр Финансов имеет счастье представить на Высочайшее усмотрение рисунок флага светло-зеленого с белым Андреевским крестом».
По настоянию генерал-адмирала Е.И.В. Константина Николаевича Романова флаг таможни с Андреевским крестом 1827 года был отменен в 1871 году. Великий князь считал, что Андреевский крест был исключительно принадлежностью военного флота; в России ввели новый таможенный символ, синее полотнище с национальным флагом в кантоне и скрещенными кадуцеями (жезлами) под ним.
Таким образом, первоначально небесное покровительство над Таможенной службой принадлежало святому Андрею Первозванному. Собственно в православии нет четко установленного положения; в католичестве, покровительство над таможенниками приписывают апостолу Матфею и Закхею.
1) Торговые отношения
См. подробно в ЕЭБЕ,
Благоприятное географическое положение на стыке континентов и удобные караванные пути обусловили участие Израиля в мировой торговле. 3 Царств 10:15: «сверх того, что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов, и от всех царей Аравийских и от областных начальников».
Первоначально таможенная система формировалась стихийно, главные принципы: защита местных производителей и получение из-за рубежа необходимых товаров и продуктов, которые в стране не производились. Таможенные пошлины развились из даров, которые купцы (мощные торговые организации) приносили местным правителям за покровительство, охрану караванов, путей, справедливое судейство и прочие необходимые мероприятия по защите имущества и жизни. Со временем сложились нормы торгового права и налогового обложения товаров, поступающих в страну из-за рубежа. С распространением иудеохристианства, многие нормы еврейского торгового права заимствуются племенным миром Европы.
* Ахмед ибн Фадлан (921/2 г.). Записка о путешествии на Волгу
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/fadlan.htm
Наиболее распространены были сборы за въезд в царство или в город и проведения в них различных торговых операций; пошлины собирались в местах торговли, у городских застав (ворот), на переправах и важных дорогах. Каждое городское торгово-ремесленное сообщество защищало свой небольшой (по тем временам) рынок сбыта произведенных товаров и продуктов.
2) Существующая этимология
* Мыто. Корень – мытарь. Значение: устар. таможенная пошлина.
Этимология по Максу Фасмеру
(Происходит от общеслав. формы – вставка неизвестного автора) *mуtо, ср: др.-русск. мыто «пошлина, налог, награда», русск. мыто, укр. мито, болг. мито, хорв. mito; из др.-в.-нем. m;tа «пошлина» (взятка).
* Этимологический словарь Макса Фасмера
3) Применение термина в русском языке
а) Словарь русского языка XI-XVII вв., АН СССР, М., 1982, вып. 9
http://etymolog.ruslang.ru/doc/xi-xvii_9.pdf
* Мыто, мытъ. 1. Плата, вознаграждение, мзда. XII в. 2. Пошлина за проезд и провоз товаров через установленные заставы (907); «не платити мыта», Радз. Лет. 3. Место сбора пошлин за проезд и провоз товаров. «А свободъ ти, ни мыт Новгородьской волости не ставити», Грам. Новг. и Псков., 1270; и т.д.
* Мытарь. 1. Сборщик податей, откупщик в древней Иудее…, «аки мытарь», Изб. Святос., 1076 г. 2. Сборщик налога, пошлины за проезд и провоз в древней Руси. (1399).
б) Национальный корпус русского языка
* Докончание вел. князя московского Василия Васильевича с вел. князем тверским Борисом Александровичем. Грамота в. кн. Бориса Александровича в. кн. Василию Васильевичу (1456): «А кто ся промытит, ино с воза промыты 6 алтын, а заповеди 6 алтын, колко бы возовъ ни было. А промыта то, кто обьедет мытъ. А проедет мытъ, а мытника оу завора не будет, ино промыты нетъ».
* С. М. Соловьев. История России с древнейших времен, т. 9 (1859): «Из Нарвы, Ижоры, Орешка и других порубежных мест нельзя проезжать извощикам в русские города, потому что берут с них большое мыто».
4) Обобщение и вывод
Все исследователи указывают, что термин возник в Иудее, применяется в греческом Новом Завете в форме «telonis» сборщик податей. От еврейского «корня» может вырасти….
Откуда в русских переводах Нового Завета появился термины «мытъ» и «мытарь» этимологи не объясняют. Для дешифровки понятия вероятно надо привлечь данные теологии и библеистики (научная дисциплина, изучающая библейскую литературу). Слова «мытъ» и «мытарь» могут быть образованы от различных терминов иврита, в любом языке есть омонимы, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова.
а) Мытъ, мыто, мытарь
Из библейских письменных источников ясно, что таможенная деятельность организовывалась в городах, крупных поселениях имеющих ремесленное производство и рынки сбыта для производимых товаров, а также находящихся на важных торговых путях. Доходы от пошлин шли первоначально в казну города, а затем переопределялись в системе власти, часть шла на содержание таможенного аппарата, благоустройство города и дорог.
Правитель города и совет горожан управляли налоговыми возможностями, исходя из военно-хозяйственных условий, разрешали или запрещали ввоз товара, уменьшали или увеличивали таможенные пошлины.
Организация древнерусского общества (города) строилась по библейским канонам, других идеологических доктрин регулирующих экономические и общественные отношения не было. Следовательно, в библейских текстах нам необходимо отыскать образ и термин служащего римской налоговой системы Иудеи, а затем сравнить его с анализируемыми понятиями.
* Апостол Левий Матфей, ивр. Mattithyahu or ивр. Mattay, «Дар Яхве»; автор Евангелия от Матфея. Известно только, что он был мытарем, сборщиком налогов; в католичестве считается покровителем бухгалтеров, таможенников и всех финансовых служб.
* Закхей (ивр. ЗКИ — достойный, чистый), начальник мытарей (сборщик налогов), богатый человек; в православии почитается как святой, упоминается в Евангелии от Луки 19:2,5,8.
У нас «очередное совпадение», еврейское имя мытаря Матфея (от ивр. М.Т.Т., МАТТАТ дар, вознаграждение) идентично с древнерусским словом-понятием МЫТ (одни согласные буквы). Возможно, что образ Матфея-мытника послужил основой для образования этого понятия. Если наши имена, по мнению многих исследователей, заимствованы из библейской терминологии, то какие могут быть препятствия для образования специального налогового термина из еврейского слова-понятия М.Т.Т.
Вывод
Целесообразно рассмотреть имя Маттитиаху в связи библейской терминологией и образами.
4) Терминология иврита и библейский образ
Имя Маттитиаху образовано от термина МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение; подавать (Иезекииль).
* МЫТЪ = М.Т.Т.Т, МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение, награда; подавать.
* МЫТНИК = МЫТН+ИК = М.Т.Н., МАТТАН (стронг 4976) подарки, подношение, дары.
* МЫТАРЬ = М.Т.Т.Т. + АРЬ = М.Т.Т.Т, МАТТАТ дар, подарок, подношение, вознаграждение, награда; подавать +А (связка) + РЕА друг, товарищ, компаньон, попутчик (см. стронг 7453); т.е. вознаграждение за товарищескую услугу (содействие), или товарищеский подарок.
См. стронг иврита 4991, МАТТАТ
б) Вариант термина «мытарь»
МЫТАРЬ = ивр. МАТАРА стража, охранник.
См. стронг иврита 4307, МАТАР
в) Библейский образ
* Притчи 25:14: «Что тучи и ветры без дождя, то человек, хвастающий ложными подарками (МАТТАТ)».
* Екклесиаст 5:18: «И если какому человеку Бог дал богатство и имущество, и дал ему власть пользоваться от них и брать свою долю и наслаждаться от трудов своих, то это дар (МАТТАТ) Божий».
* 3 Царств 13:7: «И сказал царь человеку Божию: зайди со мною в дом и подкрепи себя пищею, и я дам тебе подарок (МАТТАТ)».
Таким образом, рассматриваемые нами термины «мыто», «мытарь», «мытник» имеют прочную историко-лингвистическую, философскую, теологическую с библейской лексикой и образами. Оторвать русское слово-понятие от еврейского корня (образа и термина) невозможно, сразу же возникает несовместимость представлений, образная путаница в сознании, что мы и наблюдаем в бесплодных попытках этимологов объяснить русское слово.
Словари
264 мыт
Острая инфекционная болезнь лошадей (обычно жеребят), проявляющаяся в воспалении слизистой оболочки носа и глотки.
в Древней Руси государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через заставы. Упразднена Торговым уставом 1653. В Москве и Нижнем Новгороде существовал в виде 5%-ной пошлины до 1753.
острая инфекционная болезнь лошадей, преимущественно жеребят, вызываемая мытным стрептококком. Симптомы: лихорадка, воспаление слизистой оболочки носоглотки и подчелюстных лимфатических узлов.
Налог, пошлина за провоз товаров, прогон скота через внутренние заставы в древней Руси.
Мыт затяжной! Твер. Бран. Восклицание, выражающее гнев, негодование, возмущение. СРНГ 19, 63.
Мыт мытом. Влад., Яросл. Взад и вперёд (бегать, ходить). ЯОС 6, 71.
Чтоб тебе мыт пал! Смол. Бран. Восклицание, выражающее гнев, негодование в чей-л. адрес. СРНГ 19, 63.
мы́т, мы́ты, мы́та, мы́тов, мы́ту, мы́там, мы́том, мы́тами, мы́те, мы́тах
сущ., кол-во синонимов: 8
1. мыт/¹ (болезнь лошадей).
«понос», ряз. (РФВ 28, 59).
Родственно др.-инд. mū́tram «моча», далее см. мыть (В. Шульце, Kl. Schr. 113).
— Инфекционная болезнь лошадей.
— Государственная пошлина с торговли в Древней Руси.
Твер. Бран. Восклицание, выражающее гнев, негодование, возмущение. СРНГ 19, 63.
м. ср. 1. Государственная пошлина, взимавшаяся при провозе через заставы товаров, предназначенных для продажи (на Руси IX-XIII вв.)
Влад., Яросл. Взад и вперёд (бегать, ходить). ЯОС 6, 71.
МЫТѢЛ|Ь (1*), И с. Теплая вода или навар для мытья:
дивно видѣхъ землю Словеньску… видѣхъ банѣ древѧны. и пережьгуть ˫а велми. и съвлекутсѧ и будуть нази. и ѡбольютсѧ мытелью. и возьмуть вѣникы. и начнуть хвостати(с). ЛИ ок. 1425, 5.
— На берегу какой реки стоит город Грязи Липецкой области?
малоѥ приимъшаго пока˫аниѥ мытарево и блѹдьници. и разбоиниче и петровъ плачь. причти мене ѹнылаго раба твоѥго пока˫анию ихъ. СбЯр XIII, 88 об.; приѥмле(т) и павлово насаже(н)ѥ. ˫ако павлово i аполосово напоѥньѥ и двѣ цатѣ вдовица и мытарево смѣренье. и манасиино исповѣданье. (τοῦ τελώνου) ГБ XIV, 205а; Сп҃си мѧ избавителю, иже блѹдн(а)го въсприимъ. теплоѥ пока˫аниѥ. и мытарево къ сп҃сѹ въздыханьѥ смиреньѥ мнѣ же бѹдi мл(с)твъ б҃. ПКП 1406, 12в.
прил., кол-во синонимов: 17
прил., кол-во синонимов: 12
несов. перех. разг.-сниж.
Подвергать мытарствам; мучить, притеснять.
МЫТА́РИТЬ, мытарю, ришь, несовер., кого-что (разг.). Подвергать мытарствам, мучить, беспокоить, утомлять.
(сов. замытарить и измытарить).
прост. Подвергать мытарствам; мучить, притеснять.
[Екатерина Ивановна:] Ванюша мне всю ее жизнь обрисовал, всю опись ее терзаний, как над ней тюремные ключники измывались, по казематам мытарили. Афиногенов, Мать своих детей.
— Сколько он [муж] ее мытарил, а она его жалеет. Зря! Ажаев, Далеко от Москвы.
кого. Сколько он [муж] ее мытарил, а она его жалеет (Ажаев).
мыта́ривший(ся) 242 см. Приложение II
Не вести ж бесед тверезыми!
Пил нектар большими дозами
И ужасно нанектарился.
В. С. Высоцкий, Семейные дела в Древнем Риме
«Ай к смерти? Ай к свадьбе?
— Эх, спать бы и спать бы
М. И. Цветаева, Царь-Девица
волокитить, тянуть жилы, тянуть все жилы, мытарствовать, мучить, мучать, маять, мурыжить, гонять, мордовать, вытягивать все жилы, вытягивать жилы
кому. Новг. Доставлять кому-л. неприятности, хлопоты, заботы. Сергеева 2004, 165.
несов. неперех. разг.-сниж.
Испытывать мытарства; мучиться.
МЫТА́РИТЬСЯ, мытарюсь, мытаришься, несовер. (разг.). Испытывать всевозможные мытарства, невзгоды, лишения. Мытариться по белу свету.
1. Испытывать мытарства; мучиться. М. с детьми. М. с жильём. М. по дорогам.
2. над кем. Издеваться. М. над своей жертвой.
(сов. измытариться). прост.
Испытывать мытарства; мучиться.
— Все поди мытаришься, доля твоя такая. не обижает тебя этот кощей твой? Леонов, Вор.
мыта́ривший(ся) 242 см. Приложение II
Не вести ж бесед тверезыми!
Пил нектар большими дозами
И ужасно нанектарился.
В. С. Высоцкий, Семейные дела в Древнем Риме
«Ай к смерти? Ай к свадьбе?
— Эх, спать бы и спать бы
М. И. Цветаева, Царь-Девица
мыта́риться, мыта́рюсь, мыта́римся, мыта́ришься, мыта́ритесь, мыта́рится, мыта́рятся, мыта́рясь, мыта́рился, мыта́рилась, мыта́рилось, мыта́рились, мыта́рься, мыта́рьтесь, мыта́рящийся, мыта́рящаяся, мыта́рящееся, мыта́рящиеся, мыта́рящегося, мыта́рящейся, мыта́рящихся, мыта́рящемуся, мыта́рящимся, мыта́рящуюся, мыта́рящеюся, мыта́рящимися, мыта́рящемся, мыта́рившийся, мыта́рившаяся, мыта́рившееся, мыта́рившиеся, мыта́рившегося, мыта́рившейся, мыта́рившихся, мыта́рившемуся, мыта́рившимся, мыта́рившуюся, мыта́рившеюся, мыта́рившимися, мыта́рившемся
сущ., кол-во синонимов: 3
лжица, проныра, мытарщица
Мучения, страдания, невзгоды.
Ср. По крайности, могу теперь с спокойным сердцем на эти мытарства иттить.
Маркевич. Чад жизни. 8. Ранцов.
— Повесть русского писателя Семёна Подъячева.
МЫТА́РСТВО, мытарства, ср. (книжн.). Страдание, мучение (как физическое, так и нравственное), испытание, притеснение (срн. мытарь). Испытывать мытарство. Хождение по мытарствам (то же, что хождение по мукам, см. мука). Пройти через все мытарства.
[Полина:] Не на мытарство, не на тиранство я за тебя замуж шла. А. Островский, Доходное место.
[Дуняшка] после мук и мытарств, сопутствующих рождению нового человека, крепко спала в палате родильного отделения. Кочетов, Журбины.
Скитания, связанные с лишениями, бедствиями.
Мучения, страдания, невзгоды.
► Ведь я была молода, светик, мытарства-то эти я тоже проходила. // Тургенев. Накануне //
(церк. и разг. мучение, страдание)
Она волной судьбы со дна
Была к нему прибита.
Б. Л. Пастернак, Разлука (Стихотворения Юрия Живаго)
мыта́рство (не рекомендуется мы́тарство).
мыта́рство, мыта́рства, мыта́рств, мыта́рству, мыта́рствам, мыта́рством, мыта́рствами, мыта́рстве, мыта́рствах
сущ., кол-во синонимов: 17
См. мука, препятствие
пройти все мытарства.
прил., кол-во синонимов: 6
несов. неперех. разг.
Испытывать мытарства; мучиться.
мыта́рствовать, мыта́рствую, мыта́рствуем, мыта́рствуешь, мыта́рствуете, мыта́рствует, мыта́рствуют, мыта́рствуя, мыта́рствовал, мыта́рствовала, мыта́рствовало, мыта́рствовали, мыта́рствуй, мыта́рствуйте, мыта́рствующий, мыта́рствующая, мыта́рствующее, мыта́рствующие, мыта́рствующего, мыта́рствующей, мыта́рствующих, мыта́рствующему, мыта́рствующим, мыта́рствующую, мыта́рствующею, мыта́рствующими, мыта́рствующем, мыта́рствовавший, мыта́рствовавшая, мыта́рствовавшее, мыта́рствовавшие, мыта́рствовавшего, мыта́рствовавшей, мыта́рствовавших, мыта́рствовавшему, мыта́рствовавшим, мыта́рствовавшую, мыта́рствовавшею, мыта́рствовавшими, мыта́рствовавшем
прил., кол-во синонимов: 2
сущ., кол-во синонимов: 2
сущ., кол-во синонимов: 3
Сборщик податей, откупщик в Иудее (в библейских текстах).
Сборщик мыта [мыт II] в Древней Руси.
Тот, кто испытывает невзгоды, страдания, лишения.
1. В библейских текстах: название сборщика податей, откупщика в древней Иудее.
2. В древней Руси: сборщик мыта (2.М.).
3. По суеверным представлениям: душа человека, не нашедшая успокоения ни в аду, ни в раю. / О человеке, испытавшем страдания, невзгоды, лишения.
1. В библейских текстах: название сборщика податей, откупщика в древней Иудее.
2. ист. Сборщик мыта 2 в древней Руси.
МЫТАР|Ь (101), -Ѧ с. Мытарь, сборщик податей:
Имаши мытарѧ и блѹдьнааго с҃на. блѹдьницѫ и разбоиника въ ѥдиномь чѧсѣ. и ѥдинѣмь. чѧсоъмъ [так!] грѣхы расыпаюштѧ Изб 1076, 201 об.; велико орѹжиѥ мл҃тва аще съ съмѣреною мыслию молимъ сѧ аще въ пьрьси биѥмъ сѧ акы мытарь. Там же, 229; которымi бользньми и труды мытарь сп҃сесѧ. не простыми ли г҃лы смѣрениѧ. КР 1284, 213в; аще же и цр҃кве не || послѹшаѥть. да бѹдеть ти ˫ако поганыи и мытарь. ПНЧ 1296, 23-24; сь бѣ петръ мытарь. немл(с)тивъ зѣло. ПрЛ XIII, 25в; И˫аковъ х҃въ ап(с)лъ. бѧше с҃нъ алфѣѡвъ бра(т) же матфѣ˫а мытарѧ. Там же, 45в; мытарю ѹподобѧсѧ вопию ти ѡчисти мѧ х҃е ˫ако и ѡного. СбЯр XIII, 208; желаше развратити слово б҃иѥ, сѹщимъ со мною ст҃мъ чадомъ. Закхѣю, древле бывшю мытарю, и Варнава и Акѹла (τοῦ τελώνου) ГА XIII-XIV, 156в; ˫ако (ж) блудницю и разбоиника. и мытарѧ помиловалъ ѥси, тако и на(с) грѣшны(х) помилуи. ЛЛ 1377, 80 (1096); смѣрѧисѧ съ мытаремь сп҃сетсѧ бес труда Пр 1383, 152б; разумѣю разбоиника iсповѣданиѥмь сп҃сена. и мытарѧ мл(с)тынею ѡчищена. КТурКан XII сп. XIV, 225 об.; тро˫а бо вещи сѹть грѣшны въ житиискы(х). мытарь въ плотьскы(х) блѹдница въ смысльныхъ фарисѣи лѹкавнѹюшии. (οἱ τελῶναι) ПНЧ XIV, 31в; аще мытарѧ въ ѹчительство приобрѣтае(т). и дш҃вны˫а купца стварѧе(т). се же матфию. иже вчера мытарь бѣ. а днь(с) еуа(г)листъ. (τελώνας. τελώνης) ГБ XIV, 91б; Въстени акы мытарь. прибѣгни акы блудныи. ѹмилисѧ акы ахавъ ЗЦ к. XIV, 71б; спрѧже мытарь два конѧ. един(ъ) конь. зла˫а дѣла лихоимьство. неч(с)тота несытьство. а др(у)гии конь смирение. Там же, 103а; единѣмъ бо словомъ мытарь обрѣте оправданiе. СбТр к. XIV, 2; Сь въпросимъ. которiи звѣри пѹше; и ѿвѣща. иже ѿ живѹщи(х) въ лѣсѣ медьвѣдь и люти звѣрьѥ, а въ градѣ‹хъ› мытареве и кле‹ве›тници. (τελῶναι) Пч к. XIV, 69 об.; ˫ако же дрѣвле разбоиника. и блѹдницю и мытарѧ. ѡправдалъ еси. тако и мене Г(с)и Б҃же мои. ѡч(с)ти ѿ грѣхъ моихъ. ЛИ ок. 1425, 241 об. (1197);
им же достоить ѿврещи сего злаго наказани˫а. и начинани˫а. наѹчениѥмь и наказаниѥмь аще не послѹшаѥть ино ˫ако ˫азычникы мытарѧ им(ѣ)ти. КН 1280, 514г; то же МПр XIV, 110 об.; се чл҃ко˫адьць. и винопиица. мытаремъ и грѣшникомъ другъ. (τῶν τελωνῶν) ПНЧ XIV, 160б; могии ти пре(д) нами исходѧщи(м) намъ ѿ телесе. и за ны ѹмолити б҃а. и ѿ вра(г) на(с) избавити люты(х) мытаре(в). (φоρоλόγων) ЖВИ XIV-XV, 56а;
♦ недѣлѧ о мытари и о фарисѣи см. недѣлѧ.
(в Библии: сборщик податей)
С ним упадаю я нем,
С ним и воспряну, ликуя…
Только во мне-то зачем
И. Ф. А́нненский, «В небе ли меркнет звезда. »
Сведения о старой норме ударения:
Делая ударение мыта́рь, вы следуете старой норме.
мы́тарь, род. мы́таря; мн. мы́тари, род. мы́тарей.
— Тот, кто испытывает какие-либо невзгоды, страдания.