пролог кому на руси жить хорошо план
Урок литературы для 9-го класса по теме: «Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?» «Пролог»
Разделы: Литература
Народ освобожден,|
но счастлив ли народ?
Цель: определить историческую основу поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” и замысел автора через анализ “Пролога” (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия произведения.
Ход урока
I. Организационные моменты
II. Вступительное слово учителя:
Замысел произведения. История создания “Кому на Руси жить хорошо?”(1863-1877гг.)
III. Беседа с учащимися:
Время создания поэмы – послереформенная Россия. Особенности исторического развития страны.
Определим время действия событий в произведении. С чего начинается “Кому на Руси жить хорошо?” (С загадки)
В какой земле – угадывай…(1 строфа)
Вывод: оседлая Россия начинает сдвигаться с места. Давайте докажем это примерами из текста:
Неосознанный еще шаг крестьян – уход из дома (но одновременно у многих)
Случайная встреча + объединение и путь рядком.
А какой путь лежит перед ними? Они не знают.
Мотив “Поди туда не знаю, куда,
Найди то, не знаю, что”.
Психология человека меняется, но нет ясного представления о том, что его ожидает в будущем.
7 мужиков, настоящих мастеровых.
7 странников,7 правдоискателей. (обобщенный образ)
7,3.- значения цифр. Связь с устным народным творчеством.
Какие черты фольклора, сказки отражены в “Прологе”? Каковы образы, мотивы, приемы (с приведением примеров).
Герои живут в сказке, верят ей
Сказочная атмосфера придает событиям всенародное звучание + удобный способ изложения материала (всеобъемлющий охват) + авторская ирония над несформированным сознанием крестьянина.
Что же движет сюжет? Путешествие. Зачем этот мотив введен автором?
1) Сопоставление с “Путешествием из Петербурга в Москву” Радищева, “Мертвыми душами” Гоголя. Эпическое изложение событий, взгляд на русского человека изнутри, показ жизни, всеобъемлющий охват.
Пока еще крестьянин слит с природой, ее народной мудростью, он ищет себя по-своему, через драку, сумятицу. Его долгий путь за счастьем, чтобы найти его для себя, для своих близких.
IV. Вывод
Цитатный план поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Часть первая. Пролог.
1. Сошлись семь мужиков: семь временнообязанных.
Сошлися — и заспорили: кому живется весело, вольготно на Руси?
1. — В чем счастие, по вашему?
Покой, богатство, честь —
Глава вторая. Сельская ярмонка
1. Ушли в село Кузьминское. Сегодня там и ярмонка…
«Не там ли он скрывается, кто счастливо живет. »
2. Расхвастался Вавилушка, и старому и малому
Подарков насулил, а пропился до грошика!
3. Да был тут человек, Павлуша Веретенников…
Так он Вавилу выручил — Купил ему ботиночки.
4. Зато крестьяне прочие так были разутешены, рады, словно каждого он подарил рублем!
Глава третья. Пьяная ночь
1. Пьем много мы по времени, а больше мы работаем.
2. Нет меры хмелю русскому. А горе наше меряли? Работе мера есть?
3. В деревне Басове Яким Нагой живет, до смерти работает, до полусмерти пьет. »
Глава 4. Счастливые.
1. «Эй! нет ли где счастливого? Явись!
2. Оборванные нищие, и те пришли доказывать, как счастливы они.
3. Эй, счастие мужицкое! Дырявое с заплатами, горбатое с мозолями, проваливай домой!»
4. Коли Ермил не выручит, счастливцем не объявится…
6. Теперь я сам грешнее вас: Судите вы меня!»
7. И стал он пуще прежнего всему народу люб.
1. Соседнего помещика Гаврилу Афанасьича
Оболта-Оболдуева та троечка везла.
2. «Звонят не по крестьянину! По жизни по помещичьей звонят.
3. «Порвалась цепь великая, порвалась — расскочилася
Одним концом по барину, другим по мужику. »
Вторая часть. Глава первая. Последыш
1. Теперь порядки новые. А он дурит по — старому.
2. Не только над помещиком, привычка над крестьянином сильна.
3. Шутили мы, дурачились, да вдруг и дошутилися до сущей до беды.
Крестьянка (из третьей части)
1. Молва идет всесветная, что ты вольготно, счастливо живешь.
2. Мне счастье в девках выпало.
Савелий, богатырь святорусский
1. Его «клейменым, каторжным» честил родной сынок.
2. Я в землю немца Фогеля Христьяна Христианыча живого закопал.
3. А жизнь была нелегкая. Лет двадцать строгой каторги, лет двадцать поселения.
1. Заснул старик на солнышке, скормил свиньям Демидушку придурковатый дед.
2. Терпи, многострадальная! Нам правды не найти.
1. Давно простила, дедушка!
2. Да, видно, бог прогневался. Как восемь лет исполнилось сыночку моему.
3. Простить. а бабу дерзкую примерно наказать!
1. Чуть справились с бесхлебицей — рекрутчина пришла.
1. Потом — в дорогу тронулась.
2. Как брошусь я ей в ноги: «Заступись!»
1. Ославили счастливицей, прозвали губернаторшей Матрену с той поры.
2. Не дело — между бабами счастливую искать.
1. Про холопа примерного, Якова верного.
2. Повел рассказ Ионушка «О двух великих грешниках».
3. Ну, сказывай! Что за великий грех!
4. Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!
Эпилог. Гриша Добросклонов
1. Григорий твердо знал уже, кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрет.
2. В минуты унынья, о родина-мать! Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать. Но ты не погибнешь, я знаю.
3. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка-Русь!
4. Звуки лучезарные гимна благородного — пел он воплощение счастия народного.
«Кому на Руси жить хорошо» анализ поэмы Некрасова – жанр, тема, план, проблемы произведения
Масштабное произведение «Кому на Руси жить хорошо», повествующее о семи крестьянах, отправившихся на поиски счастливого человека, принадлежит перу великого русского писателя Н. А. Некрасова. Предлагаем ознакомится с кратким литературоведческим анализом поэмы Некрасова по плану. Данное изложение материала может пригодиться для работы на уроках литературы в 10 классе, и подготовке к ЕГЭ. Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не имеет конкретного года написания, так как писатель создавал поэму с первой половины 1860 г. по 1876 г.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Кому на Руси жить хорошо.
Год написания – 1866 – 1876 гг.
История создания – История создания была продолжительной, и писатель задумывал еще несколько частей поэмы, но предчувствие приближающейся кончины, не дало возможности претворить планы в жизнь.
Тема – Поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного гнета, и главной ее темой является полученная крестьянством свобода. Деревенские мужики, свободные и вольные, отправляются на поиски счастья, они идут по всей родимой земле, где повсюду работают люди, и поэма наполнена темой счастья, труда, и Родины.
Композиция – Структура поэмы сложилась из четырех частей, которые успел создать автор.
Жанр – Писатель назвал свой труд «эпопеей крестьянской жизни», и жанр «Кому на Руси жить хорошо», является эпической поэмой.
Направление – Реализм, в который добавлены фольклорные фрагменты и сказочные детали.
История создания
Свою работу над поэмой, писатель начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд писателя. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова мешало закончить поэму. В 1876 году, уже будучи в тяжелом состоянии, писатель закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо?» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины.
Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам писатель.
В поэме «Кому на Руси жить хорошо» анализ произведения будет неполным, если не разобрать его проблематику. В глобальном произведении Некрасова существует большое количество актуальных проблем того времени.
Философские и нравственные вопросы, касающиеся все сферы жизни крестьянства, получившего долгожданную свободу, становятся автором на первое место. Смысл произведения выражается в том, что у крестьянства растёт степень самосознания. Тема свободы, счастливого будущего, преодоление рабства в самом себе, это главная идея поэмы, ее основная мысль.
Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки. Необходимо сплочение объединение трудового народа для достижения всеобщего равноправия и независимости. Лишь совместные усилия, и общий сознательный труд во имя родины, могут привести к усилению и процветанию. Счастье состоит в том, чтобы жить для народа, из анализа произведения можно сделать вывод, что главным счастливым в поэме является Гриша Добросклонов, идейный борец и патриот своей страны.
Композиция
Композиция незавершенного произведения отличается сумбурностью, что делает ее по – своему уникальной, она была собрана единомышленниками автора по его наброскам и черновикам.
Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка развития действия: после возникшего спора, герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».
Основная, большая часть поэмы, состоит из множества фрагментов и эпизодов. Шагая в поисках счастливого человека по бескрайней родной земле, герои становятся участниками многих событий, встречают на своем пути различных людей. Для некоторых из этих людей, счастье заключается в самых простых и обыденных вещах – выросла крупная репа, и уже счастье. Но, постепенно, по мере продвижения странников, все больше растет и самосознание крестьян, они начинают видеть счастье уже в более высоких сублимациях.
Кульминационным моментом является встреча с Гришей Добросклоновым, которого можно назвать счастливым человеком. Это уже идейный революционер, лидер, побуждающий народ к борьбе за всеобщее счастье. Он твердо убежден, что его предназначение в служение истине, готов принести свою жизнь в жертву высоким идеалам, ради своей Отчизны.
Сам автор «Пир на весь мир» относил ко второй части поэмы, но, когда понял, что уже не сможет завершить произведение, перенес ее в финальную часть, как бы оставив свое поэтическое завещание, выраженное чисто революционным содержанием.
Средние части поэмы в новых изданиях располагают по – разному, но от этого поэма не теряет своего глубокого содержания, и смысла произведения.
Благодаря творческому своеобразию великого поэта, каждая из частей поэмы может существовать как отдельное произведение, так и складываться в единое целое, глубокого содержания сочинение.
Некоторые критики отнеслись к поэме Некрасова неоднозначно, но большинство литературоведов и исследователей его творчества, высоко оценили это масштабное эпическое произведение. По их мнению, только Николай Алексеевич, как никто другой, понимал и чувствовал русский народ, мог думать и мыслить его понятиями.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Кому на Руси жить хорошо».
В основании произведения использованы два рода литературы: лирика и народный эпос, и его можно с полной уверенностью обозначить, как эпическая поэма.
Эпическая составляющая в том, что в поэме описан целый исторический период России после 1860 года, ней описано огромное количество героев, так же включает в свое повествование элементы фольклора.
Поэма написана стихами, где присутствуют типичные символы поэзии, лирические отступления, своеобразные художественные средства. Главным направлением поэмы является реализм, с вкраплениями фантастических и сказочных элементов. Композиционная форма выдержана в виде путешествия, что позволяет вмещать в себя многообразие жизненных картин.
Финал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отображает собственную точку зрения писателя на жизнь России в после крепостнический период.
Анализ пролога поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Анализ пролога поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Именно в прологе впервые появляется рефрен – «кому живется весело, вольготно на Руси», который пройдёт через всю поэму. В каком году – рассчитывай, В какой земле – угадывай, На столбовой дороженьке Сошлись семь мужиков…
Поэт сообщает, что русский мужик упорен в достижении цели, причём не практической, а именно «блажи», поиске истины. При этом говорится, что спорщики были заняты своими обычными делами: один из них шёл в кузницу, другой «соты медовые нёс на базар», третьи «ловили коня упрямого». Однако все будничные занятия оставлены, потому что крестьян охватила общая забота найти, «кому живётся весело, вольготно на Руси».
Подобной авторской характеристикой крестьянства и спорщиков читатель психологически подготавливается к восприятию картин жизни и судеб русских людей. Уже в прологе возникает образ автора-повествователя. Автор обращается к читателю напрямую, создавая впечатление непринужденного разговора. Ой, тени! Тени чёрные! Кого вы не нагоните, Кого не перегоните? Вас только, тени чёрные, Нельзя поймать-обнять!
Реальные мужики, сложившиеся на водку, начинают пьяную драку, которая разрастается в грандиозное побоище, потрясающее целый лес, взывающее к силам самой природы: Весь лес переполошился, С летающими птицами, Зверями быстроногими И гадами ползучими. И стон, и рев, и гул!
Описание «разгула» эха интересно не только положенной в его основу гиперболой-олицетворением, но и близостью автора к миру природы. Описывая разбуженный лес, поэт использовал слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («зайка», «галчата», «пеночка», «птенчик», «гнёздышко»), метафоры («плачет пеночка», «кукушечка старая… надумала», филины «любуются побоищем»), сравнение («А их глазище желтые// Горят, как воску яркого//Четырнадцать свечей»).
Этот разговор строится на олицетворении. На олицетворении строилась и загадка об эхе: «Без тела – а живёт оно, без языка – кричит». Сова уподоблялась «заморской княгине», «лисица хитрая» наделялась «любопытством бабьим».
Таким образом, открывающие «Пролог» семь мужиков уже к концу его становятся семью странниками – правдоискателями.
С прологом из поэмы уйдёт и сказка. Мы входим в мир реальной жизни. Но именно пролог ввёл нас в этот мир больших измерений – времени и пространства, человеческих судеб и народной судьбы – эпос.
Анализ «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов
Всего получено оценок: 4088.
Всего получено оценок: 4088.
Масштабное произведение «Кому на Руси жить хорошо», повествующее о семи крестьянах, отправившихся на поиски счастливого человека, принадлежит перу великого русского поэта Н. А. Некрасова. Предлагаем ознакомиться с кратким литературоведческим анализом поэмы Некрасова по плану. Данное изложение материала может пригодиться для работы на уроках литературы в 10 классе, и при подготовке к ЕГЭ. Произведение Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» не имеет конкретного года написания, так как поэт создавал поэму с первой половины 1860 г. по 1876 г.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Кому на Руси жить хорошо.
Год написания – 1866–1876 гг.
История создания – История создания была продолжительной, и писатель задумывал еще несколько частей поэмы, но предчувствие приближающейся кончины не дало возможности претворить планы в жизнь.
Тема – Поэма была создана через некоторое время после отмены крепостного права, и главной её темой является полученная крестьянством свобода. Деревенские мужики, свободные и вольные, отправляются на поиски счастья, они идут по всей родимой земле, где повсюду работают люди, и поэма наполнена темой поиска счастья, тяжёлого крестьянского труда и темой будущего Родины.
Композиция – Структура поэмы сложилась из четырех частей, которые успел создать автор.
Жанр – Писатель назвал свой труд «эпопеей крестьянской жизни», и жанр «Кому на Руси жить хорошо», является поэмой.
Направление – Реализм, в который добавлены фольклорные фрагменты и сказочные детали.
История создания
Свою работу над поэмой поэт начал после реформы 1861 года. Развитие тяжелой болезни на некоторое время приостановило труд поэта. Потом он продолжил создание произведения, но развитие недуга снова помешало закончить поэму. В 1876 году, уже будучи в тяжёлом состоянии, Некрасов закончил главу «Пир на весь мир». «Кому на Руси жить хорошо?» – неоконченное повествование, о чём очень сожалел автор в разговоре с сестрой, незадолго до своей кончины.
Изначальный замысел автора предполагал 7 или 8 частей, но болезнь внесла свои коррективы, и поэт успел создать лишь четыре части, предположительно, они следуют одна за другой не в том порядке, как задумывал сам поэт.
Анализ произведения «Кому на Руси жить хорошо» будет неполным, если не разобрать его проблематику. В глобальном произведении Некрасова существует большое количество актуальных проблем того времени.
Философские и нравственные вопросы, касающиеся всех сфер жизни крестьянства, получившего долгожданную свободу, становятся автором на первое место. Смысл произведения выражается в том, что у крестьянства растёт степень самосознания. Тема свободы, счастливого будущего, преодоление рабства в самом себе – это главная идея поэмы, ее основная мысль.
Главное, чему учит поэма – это ее правдивые жизненные уроки. Необходимо сплочение объединение трудового народа для достижения всеобщего равноправия и независимости. Лишь совместные усилия и общий сознательный труд во имя родины могут привести к усилению и процветанию. Счастье состоит в том, чтобы жить для народа, из анализа произведения можно сделать вывод, что главным счастливым в поэме является Гриша Добросклонов, идейный борец и патриот своей страны.
Композиция
Композиция незавершенного произведения отличается сумбурностью, что делает её по-своему уникальной, она была собрана единомышленниками автора по его наброскам и черновикам.
Пролог является экспозицией поэмы, где встречаются герои, семь мужиков из разных деревень. Следом происходит завязка действия: после возникшего спора герои дают клятву не возвращаться в родные края, пока не найдут виновника спора, того, «кому на Руси жить хорошо».
Основная, большая часть поэмы состоит из множества фрагментов и эпизодов. Шагая в поисках счастливого человека по бескрайней родной земле, герои становятся участниками многих событий, встречают на своём пути различных людей. Для некоторых из этих людей счастье заключается в самых простых и обыденных вещах: выросла крупная репа – и уже счастье. Но, постепенно, по мере продвижения странников, все больше растёт и самосознание крестьян, они начинают видеть счастье уже в более высоких сублимациях.
Кульминационным моментом является встреча с Гришей Добросклоновым, которого можно назвать счастливым человеком. Это уже идейный революционер, лидер, побуждающий народ к борьбе за всеобщее счастье. Он твёрдо убеждён, что его предназначение в служении истине, готов принести свою жизнь в жертву высоким идеалам ради своей Отчизны.
Сам автор «Пир на весь мир» относил ко второй части поэмы, но когда понял, что уже не сможет завершить произведение, перенёс её в финальную часть, как бы оставив своё поэтическое завещание, выраженное чисто революционным содержанием.
Средние части поэмы в новых изданиях располагают по-разному, но от этого поэма не теряет своего глубокого содержания и смысла произведения.
Благодаря творческому своеобразию великого поэта, каждая из частей поэмы может существовать как отдельное произведение, так и складываться в единое целое, глубокого содержания сочинение.
Некоторые критики отнеслись к поэме Некрасова неоднозначно, но большинство литературоведов и исследователей его творчества высоко оценили это масштабное лиро-эпическое произведение. По их мнению, только Николай Алексеевич, как никто другой, понимал и чувствовал русский народ, мог думать и мыслить его понятиями.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Кому на Руси жить хорошо».
В основании произведения использованы два рода литературы: лирика и эпос, и его можно с полной уверенностью обозначить, как поэма.
Эпическая составляющая в том, что в поэме описан целый исторический период России после 1860 года, ней описано огромное количество героев, так же включает в свое повествование элементы фольклора.
Поэма написана стихами, где присутствуют типичные символы поэзии, лирические отступления, своеобразные художественные средства. Главным направлением поэмы является реализм, с вкраплениями фантастических и сказочных элементов. Композиционная форма выдержана в виде путешествия, что позволяет вмещать в себя многообразие жизненных картин.
Финал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» отображает собственную точку зрения писателя на жизнь России в посткрепостнический период.