Бесплатное второе высшее в области искусств: как и где его все-таки можно получить
30 октября 2021 года Правительство РФ приняло постановление о бесплатном втором высшем.
Под вторым высшим образованием подразумевается получение образования того же уровня, что уже было освоено ранее. Например, если у гражданина уже есть диплом бакалавра по экономике, то получение степени бакалавра по юриспруденции — это второе высшее.
Прежде его нельзя было получить бесплатно, теперь же возможно, но только в нескольких творческих областях и только в форме специалитета.
В тексте документа от 30 октября утверждены:
Курс о больших делах
Правила приема
Бесплатное второе и последующее высшее смогут получить лица, у которых уже есть высшее образование, подтвержденное дипломом, то есть те, кто окончил бакалавриат, специалитет или магистратуру.
Прием на выделенные места будет вестись только по программам специалитета, а значит, учиться придется минимум пять лет. О форме обучения документ не говорит, соответственно, могут подразумеваться все: и очная, и заочная.
Количество мест для приема ежегодно будет определять Министерство культуры, но в постановлении нет информации о сроках публикации этих данных.
Прием осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, которые проводят сами вузы. Результаты ЕГЭ не потребуются, даже если они еще действуют. В постановлении закреплены три вида вступительных.
Творческое испытание. Чтобы абитуриента допустили к экзаменам, он должен отправить в приемную комиссию портфолио. Во ВГИКе туда входят краткая биография, рассказ из жизни и 5—7 лучших фотографий, сделанных абитуриентом. Если портфолио поступающего понравится приемной комиссии, его пригласят на собеседование. Еще в творческое испытание входит письменная работа на предложенную тему.
Собеседование. Спросят о мотивах поступления и выбора творческой профессии, в случае ВГИКа «определят культурный уровень поступающего, склонность к художественному творчеству».
Профессиональное испытание во ВГИКе — на наблюдательность, образное мышление, фантазию плюс чтение вслух прозы, поэзии, басни.
В каждом конкретном случае точное содержание испытаний, размер минимальных и максимальных баллов для них будет устанавливать вуз. Еще абитуриенты могут заявить об имеющихся у них индивидуальных достижениях, например показать значок ГТО. Вуз учтет достижения, если они зафиксированы в правилах приема.
По результатам приема заявлений и экзаменов вуз формирует ранжированные списки поступающих. Конкурс на места для бесплатного второго высшего будет проходить отдельно от конкурса для тех, кто поступает в вуз на базе среднего общего или среднего профессионального образования — СОО и СПО.
Какие вузы участвуют в приеме
В постановлении указаны десять вузов: восемь московских и два петербургских. Так как постановление говорит о творческих специальностях, то и вузы в списке творческие.
Музыкальный ВУЗ и консерватория: сходства и различия, которые могут стать решающими для выбора абитуриента.
У многих выпускников сейчас стоит выбор профессии. Для отдельной категории особенно актуален вопрос «как поступить в музыкальный ВУЗ или консерваторию» и есть ли между ними различия? Всё по порядку.
Образовательная база
Образовательная база для поступления на музыкальную специальность:
Музыкальный ВУЗ
Музыкальный ВУЗ – это более обширная категория ВУЗов, в которых есть много направлений, пересекающихся между собой. В них открыто до 10 различных факультетов, помимо тех, на которых изучают музыку.
Консерватория
Консерватория – высшее учебное заведение только музыкальной направленности. В нём есть всего лишь 3 направления – это инструментальное, вокальное и для композиторов.
Документы
Для поступления нужно иметь документ о полном среднем образовании и сертификат о сдаче ЕГЭ по русскому языку и литературе. Отдельно стоит вопрос о музыкальной подготовке в рамках школ искусств. Для некоторых ВУЗов это не принципиально, если есть талант. Но для поступления в консерваторию этого мало, поскольку отдельно нужно сдать такие экзамены:
Минимальная отметка, с которой допускают к следующему экзамену, составляет 35 баллов. Ниже его – отказ без допуска к дальнейшим испытаниям.
Консерватория и музыкальный ВУЗ: перспективы
Разброс областей, в которых можно заняться выпускнику одного и другого заведения, невелик: артисты оркестров, преподаватели, реже – солисты или концертмейстеры. Но есть разница в том, что если студент передумал осваивать выбранную специальность, то в рамках музыкального ВУЗа особых проблем с переводом не будет: нужно лишь сдать академическую разницу. А у студентов консерваторий выбор ограничен. Многих манит это учебное заведение по трём причинам:
ТОП-3 востребованных музыкальных ВУЗов:
Это не просто ВУЗы – это знаменитые во всём мире образовательные учреждения, уровень преподавания которых привлекает не только отечественных абитуриентов, но и иностранцев.
Как поступить в консерваторию и получить высшее музыкальное образование
Эксперты по выбору профессии утверждают: главное — найти занятие по душе. Определиться в этом вопросе помогут увлечения и хобби. Если вы неравнодушны к музыке, умеете петь или играть на каком-то инструменте, то можете выбрать специальность в этом направлении. Для этого нужно получить высшее музыкальное образование.
Определиться с выбором будущей профессии и вуза для поступления абитуриентам помогут полезные советы в нашем телеграм-канале. Присоединяйтесь и будьте в курсе правил приема и актуальных рейтингов университетов и институтов.
Где может пригодиться музыкальное образование
Не все понимают, зачем нужно музыкальное образование: многие считают, что в этой сфере достаточно таланта. На самом деле даже при наличии способностей вокалисту или музыканту нужно обучение, при котором студент получит теоретические основы мастерства и приобретет необходимую базу.
Кем можно работать с музыкальным образованием
Кроме очевидных профессий (певца или музыканта), профильное образование понадобится в таких специальностях:
Не помешает профессиональное образование также музыковеду или музыкальному критику.
Как получить музыкальное образование
Музыкальная карьера строится еще в школьные годы: параллельно с общеобразовательной школой дети посещают специализированную музыкальную. После ее окончания можно получить профессиональное музыкальное образование в профильном училище.
Более высоким уровнем является обучение в консерватории или на профильном факультете вузов культуры.
Как поступить в консерваторию
Консерватория — профильный вуз для подготовки вокалистов, инструменталистов и музыкантов других специализаций.
Для таких учебных заведений действует особая процедура поступления: кроме сертификатов ЕГЭ (обычно по русскому языку и литературе), также требуется предоставить сертификат об окончании школы при консерватории или профильного училища.
Это не касается вокального факультета: обладая хорошими данными, туда можно поступить, сдав экзамен по специальности.
В остальном пакет документов для поступления в консерваторию не отличается от прочих вузов Москвы и других городов России:
Тем, кто интересуется, как поступить в музыкальный вуз, также нужно знать о профильных экзаменах:
Последний представляет собой собеседование, в ходе которого комиссия выясняет общий уровень знаний абитуриента и его мотивацию.
Кроме того, для поступления на композиторский факультет нужно продемонстрировать свои работы, а чтобы стать дирижером — показать умение работы с оркестром или хором.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Консерватория помогает хорошо освоить игру на выбранном инструменте или исусство вокала
Как получить музыкальное образование взрослому
Если вы решили получить музыкальное образование, не имея за плечами обучения в профильной школе, возможны несколько вариантов.
Любой из этих вариантов подойдет для получения знаний и навыков, но государственный диплом вам выдадут только в музыкальном училище.
Что дает музыкальное образование
Обучение в консерватории возможно на следующих факультетах:
У каждого из них своя специфика, но после 4-х лет обучения на бакалавриате на любом из них вы будете знать основы специальности, пройдете базовый курс игры на фортепиано и изучите теорию музыки.
Магистратура: музыкальное образование
Ели после бакалавриата вы решите получить диплом магистра, выбирайте из следующих образовательных программ:
Магистр может продолжить обучение в аспирантуре или ассистентуре-стажировке.
Как и на любой другой специальности, кроме профильных предметов в консерватории вас ждут и общие дисциплины. Справиться с учебной работой по любой из них могут эксперты студенческого сервиса. Они объяснят непонятную тему или помогут с подготовкой реферата, контрольной, курсовой.
Карина – противоречивая натура: любит фильмы Ларса фон Триера и песни Михаила Шуфутинского. В активе – два высших образования и тысяча прочитанных книг.
Внимание! Максимальное количество специальностей и (или) направлений подготовки, по которым поступающий вправе одновременно участвовать в конкурсе по программам бакалавриата и специалитета в каждой организации высшего образования, составляет 3.
Вступительные испытания проводятся очно и (или) с использованием дистанционных технологий.
Академия не осуществляет прием документов, необходимых для поступления, с использованием суперсервиса «Поступление в вуз онлайн» посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
БАКАЛАВРИАТ
53.03.01 Музыкальное искусство эстрады
ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВОЕ ПЕНИЕ
53.03.03 Вокальное искусство
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ
53.03.04 Искусство народного пения
СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ
53.03.05 Дирижирование
ДИРИЖИРОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ
53.03.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
МУЗЫКОВЕДЕНИЕ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СМИ
2. Приемные требования по русскому языку 3. Приемные требования по литературе 4. Приемные требования по русскому языку для иностранных граждан (внебюджет) 5. Приемные требования по литературе для иностранных граждан (внебюджет)
ЭТНОМУЗЫКОЛОГИЯ
МАГИСТРАТУРА
53.04.01 Музыкально-инструментальное искусство
БАЯН, АККОРДЕОН И СТРУННЫЕ ЩИПКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
(все образовательные программы)
1. Приемные требования творческой и профессиональной направленности
53.04.02 Вокальное искусство
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПЕНИЕ
53.04.03 Искусство народного пения
СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ
53.04.04 Дирижирование
ДИРИЖИРОВАНИЕ ОРКЕСТРОМ ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
ДИРИЖИРОВАНИЕ ОРКЕСТРОМ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
ДИРИЖИРОВАНИЕ ОПЕРНЫМ И СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ
МУЗЫКАЛЬНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА И РЕДАКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СМИ
2. Приемные требования по русскому языку 3. Приемные требования по литературе 4. Приемные требования по русскому языку для иностранных граждан (внебюджет) 5. Приемные требования по литературе для иностранных граждан (внебюджет)
53.05.02 Художественное руководство оперно-симфоническим оркестром и академическим хором
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО АКАДЕМИЧЕСКИМ ХОРОМ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РУКОВОДСТВО ОПЕРНО-СИМФОНИЧЕСКИМ ОРКЕСТРОМ
Когда я переходил в третий класс общеобразовательной школы, во время каникул увидел объявление о наборе в музыкальную школу. В то время мы жили в городе Нижнеудинске Иркутской области (мой отец — военный, и мы много ездили по стране). Мне сразу захотелось пойти учиться в музыкальную школу, мы с родителями поехали туда и записались. Эта школа была замечательной. После полугодовой общей подготовки нужно было выбрать специальность. Я в семье был первым, кто начал заниматься музыкой, поэтому с выбором возникла проблема. Учителя посоветовали выбрать баян или аккордеон, и мой выбор пал на второе.
Чисто профессиональный интерес к аккордеону у меня появился после посещения концерта Абкеримова: тогда я понял, что должен заниматься именно музыкой. Почему я не пошел в вуз сразу после школы, минуя колледж? Дело в том, что для поступления в музыкальный вуз нужно среднее специальное образование: неважно, после 9 или 11 класса общеобразовательной школы поступать, сначала нужно отучиться четыре года в колледже. Если ты окончил музыкальную школу, в колледж можно прийти учиться даже без диплома, разумеется, если есть соответствующие знания.
Подготовка к поступлению в колледж
Перед поступлением в колледж я полгода ходил на подготовительные занятия по сольфеджио и специальности. За год до поступления я только начал осваивать выборную систему: с ней были связаны некоторые сложности. Выборная система — это специальный конвертерный механизм, который переключает в левом корпусе аккордеона готовые аккорды на хроматику, как на баяне в правой клавиатуре, что позволяет исполнять произведения Баха и многие фортепианные произведения. Специально в школе я сдавал литературу, чтобы было легче готовиться к вступительным экзаменам по этому предмету. Я ходил на подготовительные занятия по сольфеджио и специальности при Гнесинке. Они дали мне определенную уверенность, недостающий пробел в знаниях.
На занятиях по сольфеджио мы писали диктанты, выполняли слуховой анализ, по специальности — отрабатывали технические моменты и, конечно же, учились правильному пониманию музыки. В барочной музыке есть свои правила исполнения, определённая артикуляция, так как оригинальное произведение написано для клавесина, фортепиано. Барочная музыка — период в развитии европейской академической музыки, приблизительно между 1600 и 1750 годами. В двух словах не опишешь: можно просто сказать, что это классическая музыка.
Поступление в колледж
Перед поступлением в вуз я отучился в колледже при МГИМ. Попал в него случайно, так как целенаправленно поступал в колледж при Гнесинке, однако по общей сумме баллов не прошёл на бюджетное отделение. По дополнительному набору я поступил в колледж при МГИМ имени Шнитке и ни капли об этом не жалею: там преподает замечательный педагогический состав.
Так как я поступал в колледж при МГИМ по дополнительному набору, единственным, что мне пришлось сдавать, был коллоквиум. В колледже при Гнесинке опрос проводился сразу после проигрывания программы по специальности, а следующие испытания практически одинаковы в обоих учебных заведениях.
Первый экзамен — по специальности — проигрывание программы (в Гнесинке он еще включает коллоквиум). Экзамен по сольфеджио — письменный диктант, слуховой анализ и пение с листа. Экзамен по русскому языку я не сдавал, так как у меня были результаты ГИА, а те, у кого их не было, или абитуриенты из-за границы писали диктант. На экзамене по литературе было довольно сложно. Билет включал три вопроса: первый — общий вопрос по произведению, второй — связанный с биографией писателя, и третий — нужно было прочитать наизусть стихотворение.
По общему количеству баллов я не прошёл в колледж при Гнесинке, и поступил по дополнительному набору в колледж при МГИМ имени Шнитке. МГИМ я выбрал, потому что по классу специальности только здесь преподает Сергей Осокин — один из лучших аккордеонистов нашего времени. Я хочу научиться у него мастерству исполнения. Поступать было довольно трудно — высокий проходной балл и приличный конкурс, но все прошло успешно. Для выпускников колледжа при поступлении в МГИМ никаких поблажек не было: все были на равных условиях.
Мне при поступлении зачли результаты вступительных испытаний в Гнесинке, поэтому досдавать пришлось только коллоквиум. Вопросы были самые разные, например: «Что связывает город, в котором ты живёшь, с Великой Отечественной войной?». Также спрашивали, например, в каком диапазоне записываются аккорды готовой системы в левой части инструмента. Кроме того, нам задавали вопросы об оригинальных композиторах, которые писали специально для баяна и аккордеона. Из произведений этих композиторов мне больше всего нравится музыка Семенова. Она действительно очень классная: раскрывает весь потенциал инструмента. Кроме того, Семенов пишет много интересной музыки о своих впечатлениях от путешествий по странам мира.
Высшая математика в музыке
На четвертом курсе колледжа со второго полугодия, уже в свободном порядке, в виде факультатива проходила подготовка к экзаменам по русскому языку, литературе, сольфеджио и гармонии. В конце первого полугодия четвертого курса колледжа мы сдавали экзамен по сольфеджио и гармонии с оценкой в диплом. Во втором полугодии был факультатив по этим предметам, на который ходили те, кто намеревался продолжать обучение, связанное с музыкой. Он проводился так же, как обычные занятия: мы закрепляли изученное за все время, решали задачи, писали диктанты, слушали на слух. Диктанты проводились так: нам играли на фортепиано двухголосные номера, и мы должны были записать их в нотной тетради нотами.
На занятиях по гармонии мы решали задачи. Нам давалась мелодическая линия — одна в сопрано, либо в басу. Их нужно было гармонизировать, то есть дописать недостающие голоса — альт и тенор (всего — четыре голоса). При этом существует ряд правил, которые нужно соблюдать при решении задач. Вообще это можно сравнить с высшей математикой.
Как мы определяли, какие именно голоса нужно дописать? При проигрывании мелодии образуются определённые слуховые ощущения, которые позволяют составить примерный план гармонизации задачи. Далее к каждой ноте ставится определённая гармония — аккорд в ней как раз и является недостающими голосами.
Однако, в отличие от математики, верный ответ в задаче может быть не только один.
Существует несколько вариантов: на одну ноту можно взять несколько аккордов, и это даёт огромное количество сочетаний.
Первые два года в колледже мы изучали общеобразовательные предметы, а также специализированные — сольфеджио, гармонию, полифонию, музыкальную литературу, специальность, ансамбль, оркестр, концертмейстерство, общее фортепиано, дирижирование, обработку народной мелодии, инструментовку, чтение партитур, родственный инструмент, музыкальную педагогику и психологию.
Не скажу, что мне было сильно сложно учиться. Если делать все своевременно, все будет хорошо получаться. А, если, вдобавок, к этому испытываешь большой интерес, все будет получаться еще лучше. Наиболее сложными предметами были гармония, сольфеджио, инструментовка, но прежде всего — специальность. Если ты поступил сюда, нужно будет много заниматься по этим предметам.
В середине полугодия мы играли два произведения по специальности. В конце мы сдавали экзамен — должны были сыграть ещё три произведения. Играли музыку различных направлений и эпох — начиная с эпохи барокко и даже раньше, заканчивая композиторами современности. Я играл и играю много всего: Пахельбеля, Баха, Скарлатти, Рамо, Куперена, Вивальди, Семенова, Анжелиса, Кусякова, Зубицкого, Пьяццоллу, Гальяно, даже всех не перечислить.
Поступление в МГИМ
В сам вуз было легче поступить, хоть и не обошлось без нервов. Все проходило в шесть этапов. Первым этапом, как и при поступлении в колледж, был экзамен по специальности — проигрывание программы, вторым — письменный диктант по сольфеджио, третьим — письменная задача по гармонии. На следующий день мы снова сдавали сольфеджио — на этот раз, цепочку на слух и пение с листа, и гармонию — гармонический анализ произведения в устной форме. Четвертым этапом был диктант по русскому языку для тех, у кого не было результатов ЕГЭ. Наконец, на пятом этапе мы отвечали на два вопроса по билетам по литературе, а шестым был коллоквиум.
Программу для поступления я сам составлял заранее. В нее входили следующие произведения: «Прелюдия и фуга» (D-dur ХТК, 2 том) И. С. Баха, «Соната H-dur» Д. Скарлатти, «Откровение» С. Войтенко, 2 и 3 части «Дивертисмента» Семенова. Некоторые из этих произведений я выбрал по наставлению педагога, некоторые мне самому понравились.
Педагог их выбирал по технической возможности, по моему темпераменту. «Откровение» мне нравится своей проницательностью, чувственностью; в произведениях Семенова нравится разнохарактерность, подача различных образов. Третья часть «Дивертисмента» имеет название «Карнавал»: в ней интересно обрисовывается тема праздника.
Во время экзаменов, в принципе, я был в себе уверен. Была только малая доля волнения, но это естественно. Все обучение в колледже я боролся с волнением: когда я выходил на сцену, у меня был тремор рук, что очень мешало при игре. Я справлялся с волнением благодаря довольно частым концертам и постепенно привыкал к сцене. Кроме того, помогали наставления педагога. В течение учебы в колледже я преодолел себя, и сейчас я наслаждаюсь музыкой, стараясь донести до слушателей свое понимание, хотя всё равно слегка волнуюсь.
Я совсем не пожалел о поступлении в МГИМ: учиться здесь — очень интересно. Мне нравится все: здесь работают профессионалы высокого уровня. Сейчас я учусь на первом курсе МГИМ, и хочу сказать всем, кто планирует связать свою жизнь с музыкой: вы не пожалеете, если выберете это учебное заведение.