происхождение шампанского и его история
История шампанского
Маркиза де Помпадур утверждала, что «шампанское – единственное вино, которое оставляет женщину прекрасной», и это действительно так. Искристое, игривое, быстро пьянящее лёгкое шипучее вино, без которого немыслим Новый Год в России или любой праздник победителей в Европе, – один из любимых дамских праздничных напитков уже несколько столетий.
Ещё одно известное имя в виноделии и производстве шампанских вин – Клико. В 1772 году Филиппе Клико основал свою фирму по производству и продаже вина. Через некоторое время он сосредоточил свои усилия на игристых винах Шампани. После смерти Филиппе его сын Франсуа возглавил компанию и значительно усилил репутацию фирмы с помощью друзей и единомышленников. Однако в 1805 году Франсуа умер, оставив все дела своей супруге Клементине. Вдова Клико, женщина 28 лет, обладающая кипучей энергией, продолжила дело своего мужа, и вскоре имя Клико было известно не только во всей Франции, но и за её пределами – в Англии и остальной Европе. В 1812 году дела фирмы резко пошатнулись из-за войны Франции и России. В стране царил хаос, и госпожа Клико решает спасти хотя бы часть своих запасов вина, отправив в 1814 году 20 000 бутылок шампанского в Россию. Партия вина с большим трудом и потерями достигла российской границы, и принесла мадам Клико 73 000 российских рублей, что по тем временам – целое состояние! Фирма была спасена от разорения и получила возможность развиваться.
В 1815 году вся Россия пила шампанское вдовы Клико, среди офицеров и гусар вошло в моду игристое белое вино. В последующие годы шампанское стало так популярно, что поставки в Россию стали основным источником дохода французской фирмы.
В 1831 году управлять фирмой стал молодой винодел Эдуард Берне, который ещё более усилил славу имени Клико, а с 1866 года и сам стал владельцем марки в возрасте 88 лет.
Отдельно стоит рассказать об истории шампанского в России. Первые игристые вина в России появились ещё в середине 17 века в донецких станицах Цимлянской и Кумштатской. Сведений об этом крайне мало, и точных описаний вина не сохранилось. Вероятно, что это было совсем не то шампанское, которое мы хорошо знаем, однако известно, что в вине содержалось изрядное количество газа. В 1799 году в Судаке было создано опытное хозяйство, начавшее эксперименты по изготовлению игристых вин. В 1804 году там же было открыто училище виноделия. Известно, что только часть белых вин шла на изготовление шампанского. В 1812 году было основано первое винодельческое хозяйство, занимавшееся только игристыми винами, немного позже второе – хозяйство Крига, который получил за свою работу премию на симферопольской выставке 1846 года. С 40-х годов 19 века в России выпускается шампанское под маркой «Ай-Даниль», производимое в усадьбе князя Воронцова. Знатоки шампанского уверяли, что качеством оно не уступало самым именитым французским маркам. В середине 19 века крымская война (1853-1856 гг.) надолго подкосила производство шампанских вин. Англичане и французы вырубили все виноградники в Крыму, а оборудование и документацию по технологическим процессам уничтожили. Почти полвека длилось восстановление былого мастерства. Одним из главных подвижников стал князь Лев Сергеевич Голицын. В собственном крымском имении Новый Свет князь путём длительных опытов, проб и ошибок создал базу по производству игристых вин. Венцом этого труда был тираж в 60 000 бутылок, выпущенный в 1899 году. Вино из имения Голицына подавалось на коронации Императора Николая Второго. А в 1900 году вино из этой партии было представлено на Всемирной промышленной выставке в Париже. Русское шампанское стало безусловным победителем, взяв Гран-При выставки. Такую оценку труду русских во главе с князем Голицыным дали эксперты, съехавшиеся в Париж со всего мира! С тех пор на голицынских бутылках красовалась надпись «Русское шампанское». Позже фраза была изменена на «советское шампанское», но качество вина оставалось высоким долгие годы. Ещё задолго до выставки русское правительство в лице соответствующего чиновника решило, что крымские шампанские вина ординарны, и поручило Голицыну найти новый район для производства игристых вин. Последний тираж вина из Нового Светы был сделан в 1905 году, после чего последовал долгий 30-летний перерыв.
В 1870 году князем Голицыным и специально приглашённым специалистом из Франции, шампанистом Тьебо были выбраны земли, находящиеся у озера Абрау и речки Дюрсо. В этих местах было создано специальное имение, принадлежавшее царской фамилии. Последующие десять лет подготавливалась почва и закладывались виноградники. Решено было ограничиться сортами Алиготе, Каберне, Рислинг, Совиньон, Шардоне и Пино. Уже первые урожаи поразили всех своими качествами. Вино получалось великолепным по аромату, вкусу и цвету и было, несомненно, высочайшего качества. С 1890 по 1895 год в Абрау-Дюрсо были выстроены глубокие тоннели, в которые поместили первые 16 000 бутылок вина первого урожая. В начале производства технологами на заводе были французы. В 1916 году они спешно покидают Россию, и 3 года винодельни Абрау-Дюрсо не выпускали тиражей. Уже в 1919 году производство шампанского возглавил А.М. Фролов-Багреев, восстановивший и наладивший не только весь технологический процесс, но и рассекретивший тайные записи французов, не хотевших по понятным причинам делиться винодельческими знаниями. Фролов-Багреев полностью реорганизовал производство, привлёк к работе самых передовых научных сотрудников, подобрал наиболее подходящие сорта для производства шампанского, оптимизировал состав купажей. Кроме того, Фролов-Багреев разработал и внедрил систему шампанизации вина в больших резервуарах, за что получил Сталинскую премию в 1942 году. Качество советского шампанского было высоким долгие годы, и в этом заслуга трудолюбивых и талантливых русских виноделов.
Шампанское не могло появиться без изобретения пробки, которая плотно закупоривает горлышко бутылки и сохраняет газ. Пробку изготавливают из коры пробкового дуба. Она имеет цилиндрическую форму, с расширяющейся нижней частью. Для того чтобы пробка вошла в бутылку, в прошлые века использовали горячий водяной пар для размягчения коры. Остывая, пробка плотно прижималась к стенкам горлышка и не выпускала газ. Сверху пробку фиксировали шпагатом, а впоследствии стальной проволокой «мюзьле». В современных разливочных станках используются специальные закупореватели, сжимающие пробку до 17 мм и проталкивающие в горлышко с давлением более 2 тонн.
Чтобы вкус шампанского порадовал своей полнотой и гармоничностью цвета, аромата и играющих пузырьков газа, необходимо соблюдать несложные правила при открывании бутылки. Знаменитый хлопок при откупоривании бутылки шампанского на самом деле портит вкус и уменьшает количество газа в напитке, а уж выстрел с вспениванием совсем может испортить его вкус. Для того, чтобы не испортить вкус вина, придерживайте пробку до тех пор, пока не снимите её, затем, не вынимая бутылки из ведёрка со льдом, аккуратно поворачивая бутылку (а не пробку) из стороны в сторону, дайте выйти пробке из горлышка. Держите бутылку под углом в 45°, поворачивая именно бутылку, пробку же держите плотно зажатой и неподвижно. При этом возможен лёгкий дымок и несильный хлопок. Именно так открывают бутылки шампанского профессионалы.
Шампанское перед открыванием необходимо охладить до температуры 7-9°С. При этом вино не любит быстрого охлаждения. Нельзя закапывать в снег, помещать в морозильник или на верхнюю полку холодильника. Достаточно лишь поставить за день до планируемого праздника нужное количество шампанского (лучше с запасом – вина в праздник всегда не хватает!) на нижнюю полку холодильника и достать в назначенный час охлаждённые бутылки. Есть мнение, что наливать шампанское следует, наклонив бокалы под углом, однако сомелье рекомендуют наполнять бокалы в вертикальном положении, не касаясь его стенок. Бокалы для игристого вина должны быть из прозрачного гладкого стекла, продолговатые, напоминающие по форме тюльпан. Это идеальная форма для шипучего вина, впрочем, как и для многих других вин.
И в заключение несколько слов о подделках. Традиционно мошенники стараются подделать самые дорогие марки, такие как «Вдова Клико» (Veuve Cliquot) и «Кювье Дом Периньон» (Cuve Dom Perianon). Для того чтобы отличить оригинальное шампанское от поддельного порой требуется специалист-криминалист. Но и обычные покупатели могут уберечь себя от нежелательной покупки или же сразу смогут распознать фальшивку по доступным признакам. Например, французские высокосортные дорогие шампанские вина никогда не укупориваются пластиковой пробкой, это свойственно только ординарным сортам или «Советскому шампанскому». Этикетки должны быть ровно наклеены, не должны иметь потёков краски, клея или дефектов полиграфии. Общее состояние бутылки должно быть близким к идеальному. Фольга на горлышке свёрнута аккуратно, а пробка – из коры пробкового дуба. Если видны царапины, окружные полосы на стекле – это признаки фальшивки. Лучше воздержаться от сомнительной покупки, чем рисковать здоровьем и кошельком.
Недорогие относительно французских марок российские сорта шампанского подделываются значительно реже. Здесь признаками доброкачественного продукта можно считать кроме всех вышеперечисленных специфическую для «Советского шампанского» толстостенную бутылку. Подмечено, что наибольшее количество фальшивого шампанского появляется в последние 2 недели перед новогодними праздниками. Обезопасить себя, да и сэкономить в этом случае можно заблаговременной покупкой. Добрых вам праздников и будьте здоровы!
История шампанского, или откуда родом игристое вино
Как-то Айседора Дункан сказала: «Характер ребёнка определён уже в утробе матери. Перед моим рождением мать переживала трагедию. Она ничего не могла есть, кроме устриц, которые запивала ледяным шампанским. Если меня спрашивают, когда я начала танцевать, я отвечаю — в утробе матери. Возможно, из-за устриц и шампанского.»
Моя же мама, выбирая мне имя, решила остановиться именно на Christine, так как оно созвучно названию великого шампанского «Cristal», которое французский Дом Louis Roederer создал специально по заказу русского Императора Александра II. Аналогия с выдающимся шампанским нравится мне куда больше, чем то, что написано относительно имени Кристина в этимологическом словаре. (Там сказано, что имя имеет греческое происхождение и переводится как «посвящённая Христу» — вот уж точно не про меня!) Поговорим о шампанском и о регионе Шампань, где рождается этот потрясающий игристый напиток.
Подлинное шампанское производят только во французской провинции Шампань — точка. Все остальные напитки являются игристыми винами – иногда очень достойными, но всё же «заменителями» шампанского.Виноград в провинции Шампань начали выращивать ещё в III веке, но истинное развитие культуры виноделия началось на тысячу лет позже. В тот период в Шампани делали обычные красные вина, получавшиеся слегка газированными. Они обладали фруктовым вкусом, и их было легко пить. Но эти вина имели одну неприятную особенность: у них была тенденция к вторичному брожению в бочках. А бочки иногда взрывались, за что вино из Шампани называли «дьявольским».
Виноград растёт на минеральных мелованных почвах, которые и придают вину характерный вкус. Обычно выделяют два вида шампанского: «blancs de blancs» (фр. «белое из белого») из сорта шардоне, и «blancs de noirs» (фр. «белое из чёрного»), получаемое из красных сортов винограда.
Но вернёмся к «Cristal». В 1833 году Луи Родерер I унаследовал компанию по производству шампанского, основанную его дядей в 1776 году. Он сразу же назвал Дом своим именем и начал активное продвижение по всей Европе. Позже его преемник, Луи Родерер II, сфокусировал все усилия на России, и результат не заставил себя долго ждать — совсем скоро сам царь наслаждался шампанским месье Родерера.
Напиток так полюбился царю Александру II, что тот попросил сохранять для него лучшее Кюве каждый год. Было решено, что мастер погреба царского двора будет наведываться в Реймс с визитом раз в год, чтобы продегустировать и одобрить царское Кюве.
Однажды, царь обратил внимание своего сомелье на то, что его шампанское ничем не отличается от того, что любой из его гостей может приобрести сам. Все сервируемые к столу бутылки были из зелёного стекла и подавались обёрнутыми в одинаковые белые салфетки. В результате Луи Родерер обратился к известному фламандскому мастеру-стеклодуву, который создал новую бутылку: из прозрачного хрусталя с плоским дном, украшенную гербом российского императора.
Так появился «Кристаль» в своей прославленной бутылке, призванной демонстрировать эксклюзивность царского шампанского. И с этого момента родилась концепция самого первого Кюве де Престиж. Вот уже более 100 лет внешний вид запатентованной бутылки «Cristal» сохраняет свою уникальность и неизменность..и имеет множество подражателей. Сегодня вкус этого шампанского несколько отличается от одноимённого напитка XIX века — раньше добавляли больше сахара – около 100 грамм на литр, тогда как сейчас количество сахара не превышает 10-15 грамм. Но в остальном, это по-прежнему «Cristal» — шампанское, достойное монарших особ.
Позже, уже во время правления Николая II Дому Родерер был присвоен статус официального поставщика Российского императорского двора. Но Октябрьская революция 1917 года положила конец почти полувековым отношениям. И компания начинает упорно работать над завоеванием новых рынков, в частности, английского и американского.
Катаклизмы начала ХХ века не могли не нанести вреда деятельности Дома. Октябрьская Революция в России лишила Louis Roederer самой преданной и щедрой клиентуры. Следующим ударом после потери русского рынка стал «сухой закон» 1919 года и Великая депрессия 1929 года в США. В тридцатые годы хозяйство находилось на грани разорения. Вдобавок ко всему в 1932-м умирает глава Дома — Леон Орли-Родерер. Но этот период становится началом новой поистине легендарной истории. Вдова Леона, Камилла Орли-Родерер, берёт на себя все бразды правления. Эта выдающаяся женщина, известная железным характером, а также своими пышными приёмами, посвятила последующие сорок три года жизни (вплоть до 1975 года) восстановлению производства и былого престижа. Именно она и спасла Дом Louis Roederer. Камилла была невероятной женщиной, всецело преданной своему делу. Когда её спрашивали, в какое время лучше пить шампанское, она отвечала: «В любое, но оставьте шампанское extra-dry для второй половины дня». Говорят, она особенно любила именно это шампанское.
Политика Дома предполагает выпуск ограниченного количества бутылок под маркой «Cristal», дабы поддерживать высочайший уровень качества. Всё дело в происхождении винограда, используемого для создания этого роскошного Кюве: только лучший виноград идёт на производство. «Кристаль» можно охарактеризовать как Кюве, обладающее утончённостью и элегантностью, деликатностью букета и совершенным балансом. И несмотря на то, что единогласно признаётся исключительным вином, всё ещё совершенствуется с неиссякаемым усердием. В основе оригинальности этого шампанского лежит искусный ассамбляж вин разных терруаров.
И по сей день Луи Родерер остаётся независимой семейной компанией. Дом возглавляет Фредерик Рузо, правнук Камиллы Орли-Родерер. Компания продаёт около 2,9 миллиона бутылок в более чем 80 странах мира.
Вот что рассказывает о процессе производства Cristal нынешний управленец-энолог Фредерик Рузо: «Шампанское Christal состоит на 55-60% из пино нуар. Луи Родерер очень любил этот сорт и полагал, что пино нуар – это основа вина и его магия. Для «Cristal» мы выбираем только урожай наших лучших винодельческих лет, а хорошие годы для шампанского становятся всё более редкими в связи с глобальным изменением климата. Сбор винограда приходится на сентябрь, затем наступает черёд первого брожения, и только в декабре мы начинаем работать над ассамбляжем. Как только ассамбляж завершён, вина разливаются в бутылки с небольшим количеством ликёра. Второе брожение длится около трёх месяцев, в это время и происходит «формирование пены». Затем в течение трёх лет бутылка «вылёживается» в погребе. Наконец, мы удаляем образовавшийся осадок и добавляем немного ликёра, который нейтрализует горький вкус шампанского. Так рождается «шампанское без года» («multimillésimé»), например, наш «Brut Premier». Кстати, «Cristal» пребывает в погребе вдвое дольше остального шампанского, то есть шесть лет».
Погреба Louis Roederer, подобно нескончаемым лабиринтам, растягиваются на огромные расстояния. У входа стоит бюст Александра II. «Мы купили его на аукционе – это дань почтения императору Александру II и нашей собственной истории», — рассказывает управляющий.
Гости, приезжающие в поместье, могут разместиться в отеле на территории владений Louis Roederer. Архитектура и внутренние интерьеры представляют собой классический стиль загородной резиденции — роскошный, но без излишеств с лёгкими нотками декаданса. Сложно представить более подходящее место для торжественного обеда с устрицами и «Cristal».
Рассуждая о правильных гастрономических сочетаниях еды и шампанских вин, нельзя не упомянуть лобстеров, креветок, карпаччо из морских гребешков и фуа гра. И, конечно же, классика жанра и непременный атрибут dolce vita — маленькая ложечка чёрной икры.
Не следует забывать и ещё об одном символе буржуазности — о чёрных трюфелях. Что же касается десерта, то шампанское может стать как прекрасным дополнением к разнообразным сладким и фруктово-ягодным блюдам, так и самостоятельным завершением ужина. А плавный переход от основного блюда к десерту — сырная тарелка.
Во время прогулок по владениям Louis Roederer во мне проснулось чувство грусти и ностальгии по безвозвратно ушедшим временам, в которых я никогда не жила. Когда Россия была великой державой, а лучшие французские виноделы считали за честь поставлять ко двору наших царей свои великие вина. Увы, сегодня не только революция лишила мою страну права на «Christal», но и одно нелепейшее постановление Роспатента, которое вопреки здравому смыслу, недавно вступило в силу.
Патентное бюро отказало в регистрации товарного знака «Cristal» на территории России в связи с тем, что название французского шампанского «Cristal» слишком похоже на отечественную водочную марку «Кристалл».
Таким образом официальная продажа французского Кюве де Престиж находится под полным запретом на всей территории РФ. Louis Roederer ещё может оспорить решение палаты в арбитражном суде. Пока же, нашим соотечественникам придётся довольствоваться шампанским Cristal, привезённым собственноручно из зарубежных поездок.
Ещё одна беда, свалившаяся на Дом Louis Roederer — нувориши. Владельцы марки высказали опасения, что их бренд теряет статус из-за того, что стал слишком популярен среди американских рэп-исполнителей, которые используют «Cristal» для вульгарной демонстрации личного богатства. Между тем, разбогатевшие гангстеры из американских гетто — это, мягко говоря, не совсем та целевая аудитория Дома, который со времён русской монархии всегда ассоциировался с аристократией и самыми состоятельными и уважаемыми деловыми людьми Европы. Увы, в наше время аудитория изменилась. И владельцы Дома уже ничего не могут с этим поделать. Не продавать свой продукт людям, у которых есть на это деньги, они не могут. Вследствие чего руководство Louis Roederer придерживается следующего принципа: главная цель — создать утончённый идеально сбалансированный напиток, за исключительное качество которого Дом несёт полную ответственность. Но как только шампанское покидает Шато, любой человек, кому по карману ценовая политика Louis Roederer, может стать его покупателем.
Сristal – вершина винодельческого искусства. Всё лучшее, что можно получить из винограда Шардоне и Пино Нуар, заключено в известной всему миру прозрачной хрустальной бутылке с двуглавым орлом. Изысканный сложный вкус с фруктовыми нотками груши, клубники и красного грейпфрута, а также насыщенный многослойный аромат — от белых весенних цветов и миндаля, до кофейных зёрен и кожи. У шампанского длительное послевкусие и искрящийся золотой цвет. Всё это делает «Cristal» Louis Roederer настоящим сокровищем.
«Одержав победу, мы заслуживаем шампанского; потерпев поражение, мы нуждаемся в нём», — любил говорить Наполеон. Неудивительно, что этот напиток создали именно французы — тонкие ценители прекрасного и признанные эксперты по части изысканного времяпрепровождения. Шампанское – это праздничное вино, и Луи Родерер с радостью принимает это призвание. Но праздников много, и шампанское Луи Родерер подходит не для каждого из них: оно не впишется в шумные бурные гуляния. Праздник с Луи Родерер – это более интимное и эпикурейское событие с лёгким налётом эгоизма.
Полная история возникновения шампанского во всем мире
Мы подробно рассмотрим уникальную историю появления шампанского. Началась она около 2000 лет назад.
Происхождение слова шампанское было создано в честь древней французской провинции Шампань. Там и появилось это замечательное вино.
Оно пережило столетия войн, революций, эпидемий и научных открытий.
У Наполеона был собственный особняк в этой провинции. Там он останавливался перед каждым крупным сражением.
Король Людовик 14 был коронован в Шампани и с тех пор не пил ничего кроме шампанского.
А русские цари требовали создание бутылок особой формы, которые должны подаваться только к их столу.
Шампанское менялось долгие века.
И такие знаменитые виноделы, как Дон Периньон и Вдова Клико помогли превратить его из обычного вина, каким оно было в древности, в игристый напиток наших дней.
В бутылке шампанского содержится примерно 50 миллионов пузырьков.
Мы расскажем вам, как оно появилось. А также, как виноградники, посаженные римлянами, подарили миру напиток королей.
Все началось с римлян
Хотя в наше время слово шампанское имеет много значений, на самом деле, Шампань — это провинция во Франции. Находится она всего в двух часах езды от Парижа.
Виноградники здесь растут уже 2 000 лет. И все началось с римлян.
Юлий Цезарь захватил этот регион приблизительно в 50 году до нашей эры. Поселившиеся тут римляне назвали его Кампанья, что означает открытый ландшафт.
Первым делом они посадили виноградники.
Римское вино, сделанное в Шампани, не было игристым. На это уйдет еще несколько столетий.
Но даже тогда все отметили особый вкус вина с этого региона. И на то есть своя причина. Причем геологическая.
Виноградники Шампани растут на почве с массивным пластом мела. Он достигает 1000 метров в глубину.
Это тот же самый пласт, который подымается в Англии в виде белых скалдубра.
Пропитанные мелом скал почвы придают винограду особый минеральный привкус, а также дают другие преимущества.
Она отражает солнечный свет, отдавая винограду больше тепла и к тому же хорошо впитывает воду.
Мел очень пористый.
Он впитывает капли дождя и подземные воды. Поэтому даже в самые засушливые летние месяцы, корни найдут воду в его крупных порах.
Мел сыграл важную роль в истории шампанского.
Римляне выкапывали его чтобы делать блоки для строительства города Реймс (Reims) прямо над пластом.
Как только они прорывали глубокую яму и уже не могли добывать из нее мел, то выкапывали другую.
Шахты, которые оставили после себя римляне, были долгое время заброшены. Вплоть до начала 18 века.
Затем некоторые компании по производству шампанского сделали из них погреба.
С тех пор огромные галереи протянулись на более чем сотню километров. Так образовался целый подземный город.
Здесь хранится более миллиарда бутылок.
Так как погреба находятся на глубине 30 метров от поверхности земли, условия для хранения тут идеальны.
Вино выдерживается при постоянной температуре в 55 °F.
Здесь нет шума и света. Поэтому вино находится в нужных условиях и при выдержке приобретает особый аромат.
Некоторые историки считают, что эти меловые погреба когда-то использовались первыми христианами, как убежище.
Со времен римлян Шампань захватывали более 30 раз. Поэтому этот регион стал как пропускной пункт.
Становление Франции
Когда Римская империя пала, провинцию Шампань заселили франки. Именно они дали названию стране — Франция.
В Шампании король франков Флодвиг принял христианство. Причем на том же самом месте, где сейчас стоит кафедральный собор Реймса.
Именно благодаря этому, коронация французских королей проходила исключительно в Реймсе.
И все правители страны приходили в этот собор Нотр-Дам-де-Реймс вплоть до 1825 года.
Именно в этом соборе в 15 веке Жанна Дарк бросила вызов английским оккупантам, приведя французского монарха Шарли 17 сюда на коронование.
В ответ Англия сожгла ее на костре, как ведьму.
Каждый год в Шампани смелый поступок Жанны Дарк празднуют на улице у собора Реймса.
Вина лились рекой, и слава о них разнеслась по всему миру.
И естественно, другим королям тоже хотелось взять с собой вина. Поэтому его пили не только в Реймсе, но и в других странах.
И только во Франции вино стало экспортироваться.
Английский король Генрих 8 купил виноградник в Шампани. И как французский монарх Людовик 14, он впервые узнал о шампанском на своей коронации.
С тех пор он пил только его, называя шампанским действительно, приемлемым напитком.
Золотые годы провинции Шампань
К началу 16 века о шампанском было уже известно, как стандартный напиток королей и принцев.
Шампань стала богатой провинцией. Многие местные дворяне стремились показать всем свое состояние.
Де шато Де Лувуа несколько раз перестраивался за столетие своего существования. Ведь когда-то он принадлежал министру обороны Людовика 14 Мишелю Летилье.
Он был построен в точности, как Версаль. В связи с чем, Летилье вскоре завершил свою карьеру.
Это был очень амбициозный человек.
Он захотел построить свой собственный маленький Версаль. Так он и сделал. Но в итоге, оказался в тюрьме.
Особенности обычного вина того времени
Одна из компаний, которая поставляла вино тех времен, до сих пор существует. У фирмы Gosset есть документ, который подтверждает, что они продавали вино в 1584 году.
Тогда Пьер Госсе был мэром города Аи (Ay) провинции Шампань и как-то встречал французского короля.
В то время в шампанском не было пузырьков. Это просто было обычное вино.
Причем в те времена оно было слегка мутным, как столовое вино ниже.
Оно имело фруктовый привкус и было очень кислым, что идеально подходило к острой пище тех времен.
Тогда хранить продукты, особенно мясо, было проблематично. Поэтому повара использовали много специй.
И сюда требовалось вино с особенным сильным вкусом чтобы оно подходило к мясу и другим продуктам.
И хотя шампанское тех времен не было игристым вином, в нем часто замечали пузырьки газа.
Никто не мог понят, с чем это связано.
Но как выяснили ученые несколько веков спустя, причина в том, что ранние зимы в этом регионе приводят вино в состояние зимней спячки.
Во время брожения (в древних бочках или современных резервуарах), газ обычно уходит в воздух.
Однако в древности не было современных технологий. Ранние зимы в Шампани часто усыпляли дрожжи до того, как они успевали доделать свою работу.
Когда они снова просыпались весной следующего года, то оказывались уже в бутылках.
В итоге, газ, который они начали производить, накапливался в пузырьках.
История происхождения шампанского Дом Периньон
В 17 веке виноделы Шампани начали делать эксперименты. Благодаря этому, случайно появляющиеся пузырьки станут главной особенностью знаменитых игристых вин.
Самым известным из этих экспериментаторов был монах по имени Дом Периньон (Dom Pérignon).
Игра пузырьков
Феномен пузырьков в шампанском очень стар, как Библия. В ней написано: «Вино, которое само движется.» Однако пузырьки возникали сами по себе.
Так кто же создал игристое шампанское?
Никто не знает этого наверняка.
Но один из главных кандидатов жил и работал в одном из монастырей, расположенном посреди виноградников Шампани.
Долгие века монахи делали вино для религиозных служб. А также на продажу чтобы оплачивать расходы монастырей.
Здесь в Аббатстве Сен-Пьер-д’Овиллер в конце 17 века жил монах по имени Дом Пьер Периньон (Dom Pierre Pérignon).
Он стал одним из самых известных производителей игристого вина.
Дом Периньон и раньше славился своими тихими винами. Они очень высоко ценились по всей Франции.
Эксперименты с пузырьками газа стали делом его жизни.
Он вел научную работу. Человек был очень талантлив и достигал успехов постепенно.
Создание подходящей пробки для игристого вина
Самой большой проблемой для него была уже существующая технология. В конце 17 века винные бутылки не закупоривали пробками.
Их закрывали куском обычного дерева и заворачивали паклей. При этом воздух мог попасть внутрь, и газ выйти из бутылки.
Такая пробка постоянно вылетала, потому что не могла выдержать давления.
Дом Переньон видимо, узнал о пробках в Испании. Там растут лучшие пробковые деревья.
Они гораздо более эластичные. В итоге, пробки из такого дерева хорошо закупоривают бутылки.
Но от этого родилась еще одна проблема.
Решение других проблем
От внутреннего давления бутылки лопались. И тогда Периньон стал использовать более прочное английское стекло.
Оно плавилось на углях, а не на дровах.
Теперь у монаха было все, чтобы удержать пузырьки в бутылке. Однако на этом проблемы не закончились.
Мыши в погребах Овеллье полюбили паклю и пробки.
Тогда монаху приходилось обмазывать горлышки бутылки воском чтобы грызуны не смогли добраться до пробки.
Когда появилось первое шампанское и как его приняли
Новое игристое шампанское было разгромлено критиками в начале 18 века.
Кто-то называл его мерзостью и вином дьявола. А один писатель предположил, что пузырьки появляются потому что в вино добавляют свиной навоз.
И тем не менее, новый напиток вскоре стал писком моды во французском обществе.
Гедонисты французского королевского двора сделали его неотъемлемым атрибутом повседневной жизни.
Один граф писал: «Ни одна оргия не начнется до тех пор, пока все не придут в радостное настроение после распития шампанского.»
И даже фужер для шампанского в виде блюдца был создан специально по форме груди королевы Марии Антуанетты.
Первое заведение, специализирующееся на продаже шампанского — Ruinart, появилось в 1729 году.
Вскоре за ним открылись и другие.
Аристократы продолжали пить шампанское во время французской революции.
Многие из них перед казнью выпивали бокал игристого. Для них это было высшим удовольствием.
Также им разрешалось покупать шампанское и пить его в тюрьмах.
Наполеон Бонапарт — заядлый любитель шампанского
В послереволюционный период появился еще один знаменитый любитель шампанского — Наполеон Бонапарт.
Этот французский полководец заезжал в Шампань перед каждым серьезным сражением чтобы запастись напитком.
Там он всегда останавливался у дома своего старого друга, сокурсника по военному училищу, винодела — Жан-Реми Моэт (Jean-Rémy Moët).
Но когда Наполеон стал императором в 1804 году, Моэт построил ему два особняка близнеца с садом в городе Эперне.
Месье Моэт понял, что его дом стал слишком мал для приема императора.
Поэтому он решил расширить жилую площадь чтобы у него смог разместиться не только император, но и его свита.
И только после того, как дом был достроен (где-то между 1804 и 1807 годами), месье Моэт смог снова пригласить к себе старого друга.
Копия дворца Grand Trianon для Наполеона
Особняк стал постоянным местом отдыха императора на пути к новым битвам.
И только однажды он не стал останавливаться в этом доме. А именно, на пути к Ватерлоо — месту своего поражения.
Спустя 100 лет произошла ошибка такая же катастрофическая по масштабам, когда владельцы Титаника не стали брать в путь шампанское.
Есть такая примета.
Если вы направляетесь на крупное сражение (военное или деловое), то не забудьте взять с собой бутылку шампанского. Оно может вам пригодиться.
История шампанского Моет Шандон
В 1743 году Клод Моет основал шато Эперне для поставок шампанского. Напиток данной марки хорошо ценился среди знати.
Даже сама Маркиза Де Помпадур хорошо отзывалась от данной продукции. Вследствие, она больше подогревала интерес к данному напитку.
Однако главным популяризатором бренда стал Наполеон.
Он не только любил шампанское, но был лучшим другом Жана Реми (внука основателя Моет Шандон).
Последнему император даже лично вручил медаль Почетного Легиона.
Затем в 1832 году Жан Реми передал половину бизнеса зятю. Так торговая марка обрела свое современное название.
История создания шампанского Вдова Клико
Пока Наполеон завоевывал и терял Европу, производители шампанского вели свои битвы. Они старались добиться того вкуса, который мы знаем уже сегодня.
Одной из самых серьезных проблем было то, что зачастую напиток получался мутным. Потому что мертвые дрожжевые клетки образовывали осадок внутри бутылок.
Но как же виноделам избавиться от осадка, при этом не лишившись пузырьков?
Ответ пришел неожиданно!
Загадку разгадала молодая вдова, которая по истечению обстоятельств занялась виноделием.
Когда Барба-Николь Клико-Понсарден (Barbe-Nicole Clicquot-Ponsardin) овдовела в 27 лет, она решила управлять компанией мужа самостоятельно под его фамилией.
И так появился бренд Вдова Клико.
Мадам Клико была одержима идеей решить проблему осадка, который портил вкус и вид шампанского.
Чтобы найти решение, она стала по вечерам тайком бродить по погребам и ставить различные эксперименты.
Она там поставила кухонный стол. Просверлила в нем отверстие чтобы можно было класть в них бутылки горлышком вниз.
И так она выяснила, что, когда бутылки переворачиваются вручную, под действием гравитации весь осадок собирается на пробке.
Раз за разом она ставила эксперименты, переворачивая бутылки определенным образом на определенное время, пока не достигла результата.
Заручившись поддержкой дегустатора компании, она в итоге, пришла к идее сделать наклонные столы. В них бутылки можно будет переворачивать с периодичностью в несколько недель.
А как только осадок попадал в горлышко, пробку вынимали. В итоге, весь осадок выплескивался наружу.
Затем пока давление газа не полностью ослабло, в каждую бутылку доливали старого вина, немного сахара и снова закупоривали.
И вскоре бутылка была готова отправиться на самые дорогие столы Европы и Америки. Причем шампанское становилось светлым и без осадка.
Метод переворачивания бутылок вручную от мадам Клико до сих пор используется многими компаниями спустя 200 лет после его открытия.
Обученные мастера виноделия могут перевернуть до 15 000 бутылок за день.
Вклад Луи Пастера в развитие игристого вина
Еще одна проблема, которую нужно было решить виноделам, заключалась в самих бутылках. Они продолжали взрываться.
Все заметили, что добавление сахара в бутылку повышает количество газа в шампанском. Однако никто не мог объяснить почему.
Это оставалось загадкой вплоть до 1859 года. Тогда Луи Пастер (Louis Pasteur) сделал ряд открытий, касающихся дрожжей и процесса брожения.
Так что сахар добавляли буквально на глазок. А если его клали слишком много, то бутылка превращалась в часовую мину.
В некоторых погребах от взрывов терялось до половины годового запаса шампанского. Рабочие тогда носили железные маски для защиты лица.
После открытия Пастера, давление в бутылки было приведено к стандарту 90 фунтов на квадратный дюйм. Это такое же значение, как и в шинах современных автобусов.
С введением этого стандарта, а также с применением более прочного стекла, шампанское было готово завоевать любые рынки мира.
Экспорт шампанского в другие страны мира
В середине 19 века экспорт шампанского резко возрос. Поэтому торговцы этим напитком стали путешествовать в поисках новых рынков сбыта.
Один из них Чарльз Камиль Хайдсик (Charles Heidsieck) нацелился на Соединенные Штаты Америки.
В 1852 году он решил поехать в Америку, потому что всегда мечтал прославиться в этой стране.
И ему это далось довольно легко.
Ведь американское общество приняло его довольно тепло. Его даже прозвали шампанским Чарли.
Хайдсик всегда ездил в места боевых действий в гражданскую войну чтобы продвигать свой бизнес.
К сожалению, он согласился перевезти сумку французского дипломата в Новый Орлеан в 1861 году, как личное одолжение консулу.
Американский генерал Бенджамин Франклин Батлер (Benjamin Franklin Butler) обыскал сумки.
Он нашел в ней письменные предложения французов помочь северным повстанцам и бросил Шампанского Чарли в тюрьму на Миссисипи.
И только через 8 месяцев правительство Франции смогло выкупить его.
Появление игристого вина на российском рынке
Самый крупный рынок французского шампанского был в России.
В 1876 году царь Александр 2 потребовал, чтобы вино разливали в бутылки особой формы.
Фирма Louis Roederer (Луи Редерер) взялась выполнить этот заказ. В итоге, бутылка была сделана из хрусталя.
Главной задачей было найти что-нибудь особенное, что заметили бы гости, когда шампанское разливается по бокалам. И единственное, что они решили, это сменить цвет стекла.
В то время почти все бутылки были такого цвета.
Но по специальному заказу царя было решено сделать бутылку из прозрачного хрусталя.
Когда появилось свое первое шампанское в России
Документально, первые эксперименты по созданию российского шампанского проходили в 1799 году в Судаке (Крым). А уже с 1812 года такое вино было поставлено на поток.
В середине 19 века крымская война нанесла значительный урон по российскому виноделию. Было уничтожено много виноградников и оборудования с технической документацией.
За восстановление отечественного виноделия взялся Лев Голицын.
Он начал проводить многочисленные исследования в усадьбе Новый свет в Крыму, в Абрау-Дюрсо на Кавказе и даже в самой Шампани.
В итоге, в 1899 году он смог выпустить большую партию своего игристого вина.
А в 1900 году русское шампанское хорошо оценили на Всемирной промышленной выставке в Париже. Тогда оно получило Гран-При.
После отмены сухого закона в 1924 году советское правительство решило удешевить производство игристого вина и сделать его доступным для каждого.
За выполнение этой задачи взялся химик Антон Михайлович Фролов-Багреев.
Первое Советское шампанское было создано в 1928 году по распоряжению Иосифа Сталина. Однако лишь в 1937 году началось его массовое производство.
Как американская тля чуть не погубила все виноградники
К концу 19 века для производителей шампанского все складывалось идеально. Продажи росли.
А вино было снято в одном из первых коммерческих видеороликов в истории.
Создали его пионеры французского кинематографа братья Люмьер для фирмы Champagne Mercier в 1889 году.
В том же году было завершено строительство Эльфовой башни.
Но несмотря на оптимистические прогнозы, невидимый и безмолвный враг уже пробирался на виноградники Шампани, угрожая уничтожить всю индустрию.
Враг был родом из Америки. Его называли Филлоксера (Phylloxera).
Это микроскопическая виноградная тля.
Она впервые была замечена в долине Миссисипи. Однако местные виноградники не были подвержены ее воздействию.
Она перебралась во Францию на торговых суднах и распространилась, как лесной пожар по всей стране.
Тля поражала беззащитные корни французских виноградных лоз, убивая растение.
К 1910 году было уничтожено 15 000 акров виноградников.
Виноделы пытались бороться с Филлоксерой всеми мыслимыми способами, включая сжигание и затопление виноградников.
Но ничего не помогало!
Многие фермеры в провинции Шампань подумали, что скоро шампанское просто исчезнет. Ведь не было никаких успехов в борьбе с этим вредителем.
Решение проблемы
В итоге, единственным выходом было выкорчевать практически все виноградники. А затем завести американский виноград, корневище которого не поедала тля.
Плодоносящие ветви французского винограда скрещивали с американскими корневищами. И этим гибридным растением засаживали все виноградники.
Нужно было проделать такую масштабную работу, что даже детей Шампани учили это делать.
Впрочем, это делается и в наши дни. Ведь Филлоксера все еще живет в почве Шампани.
Она готова уничтожить любое французское корневище. Поэтому скрещивание идет постоянно с помощью клонов американских корневищ.
Но даже по прошествии столетия наука все еще не может до конца решить эту проблему.
В Шампани уникальная насыщенная мелом почва. Это затрудняет прививку винограда в наше время. Привитый виноград не всегда приживается в земле.
Успех составляет всего лишь 35-40%.
Уникальные виноградники Шампани
Как не странно, несколько виноградных лоз пережили нашествие Филлоксеры и сохранились до наших дней.
В этом небольшом садике растет виноград 19 века. Он ни разу не подвергся заражению. И никто не знает причины.
Старый непривитый виноград дает ягоды меньшего размера. Однако они более насыщенны соком, чем современные сорта.
Когда делают шампанское из данного винограда, то у него такой вкус и аромат, которого нет у современных сортов.
Первая Мировая война
Не успели ученые побороть нашествие Филлоксеры, как появилась другая угроза. Шампань стал центром боевых действий Первой Мировой войны.
Немецкая армия ворвалась в Шампань в сентябре 1914 года, направляясь в Париж.
Но именно в Шампани союзники сосредоточили свои войска. Это привело к ожесточенным сражениям в течении 4 лет прямо посреди виноградников.
Но несмотря на военные действия, многие виноделы продолжали свою работу.
На винограднике Поммери (Pommery) в центре Реймса попало 300 000 снарядов. Но рабочие продолжали сбор урожая.
Обычно, это делали ночью на четвереньках.
Потому что если они вставали в полный рост, то по ним тут же открывали огонь. Многие из них погибли на этих виноградниках.
Немецкая артиллерия обстреливала Реймс тысячу дней, превратив большую часть города в руины.
Огромный готический собор Notre-Dame de Reims, из которого было удобно вести наблюдение, лишился крыши под градом снарядов.
И также сильно пострадали его стены, что вызвало протесты по всему миру.
Обстрел Notre-Dame de Reims
Эта бомбардировка вызвала такой общественный резонанс, что американские нефтяные магнаты (семья Рокфеллеров) оплатила реставрацию собора, чтобы вернуть его былое великолепие.
Скрываясь от бомбардировок, многие жители Шампани переселились в подвалы. Некоторые даже принесли туда печи и кровати.
Они жили так 2 года.
В подземелье проходили школьные уроки и даже устраивали концерты.
А виноделием в это время занимались в основном женщины. Потому что все их мужья ушли на войну.
Войска союзников держали оборону в Шампани. И это сыграло решающую роль в войне.
На территории виноградников осталось множество могил французских, британских, американских и австралийских солдат, погибших на поле боя.
В очередной раз Шампань пережила вторжение, и производство вина постепенно вернулось на былой уровень.
Но впереди ожидала очередная катастрофа.
Закрытие рынков сбыта французского шампанского
Рынок шампанского, который создавался почти столетие, оказался в глубоком кризисе.
Битвы Первой Мировой войны нанесли серьезный урон индустрии виноделия в Шампани.
Однако не успели виноделы оправиться от них, как на их головы свалились новые беды.
В 1917 году большевики захватили власть в России. Они практически за одну ночь перекрыли самый крупный рынок сбыта шампанского.
Помимо этого, они отказались от долгов царской семьи.
Другие рынки исчезли, когда в Соединенных Штатах Америки из Скандинавии был введен сухой закон.
Из-за великой депрессии, даже оставшиеся клиенты сократили заказы до минимума.
И вот в погребах накопилось огромное количество бутылок шампанского. Но их цена была почти нулевой. Ведь никто не хотел его покупать.
Времена были настолько трудными, что поставщики винограда не могли продать свой товар в крупные магазины.
Появление новых кооперативов в виноделии
Кризис изменил всю структуру винодельческой индустрии.
Многие современные кооперативы и семейные бизнесы родились именно в период Великой депрессии и были созданы от отчаяния.
Из-за депрессии крупным американским фирмам стало не хватать денег на покупку винограда у фермеров, и они снизили закупочные цены в десять раз.
В итоге, крестьяне перестали продавать виноград и стали заниматься виноделием. Многие до сих пор делают собственное вино из своего винограда.
Улучшение экономических условий произошло в конце 30-х годов 20-го века. Как раз в это время Шампань принимала еще одних нежданных гостей — гитлеровскую армию.
Приход Гитлера в Шампань и опустошение запасов вин
Немцы быстро захватили Шампань и начали опустошать погреба. Они посылали по 300 000 бутылок в неделю своим подразделениям по всей Европе.
С такими темпами все запасы шампанского вскоре должны были закончиться.
Поэтому чтобы спасти индустрию, фермеры и виноделы Шампани создали объединенный фронт.
13 aпpeля 1941 гoдa был создан Межпрофессиональный комитет вин Шампани (Comite Interprofessional de Vin de Champagne, или CIVC).
Это нужно было чтобы вести переговоры с захватчиками и хоть как-то помочь индустрии виноделия.
Но директор комитета Роберт Жан де Вог (de Vogue) был отослан в концлагерь по подозрению в препятствии отправки товаров.
Все надежды жителей Шампани возлагались на победу союзников.
Но, когда объединенные силы начали готовить атаку на Шампань, гитлеровские военные принялись минировать все погреба перед отступлением.
Однако американская армия генерала Джорджа Смита Паттона (George Smith Patton) вошла в Шампань в августе 1944 года.
То есть быстрее, чем этого ожидали немцы. И уникальные погреба чудом удалось сохранить.
Во время войны Сэр Уи́нстон Леона́рд Спе́нсер Че́рчилль (Sir Winston Leonard Spencer Churchill) выпивал по бутылке шампанского почти каждый день.
Он часто говорил: «Побеждая, мы заслуживаем его, а проигрывая, нуждаемся в нем.»
Дальнейший успех и развитие шампанского во всем мире
Со времен Второй Мировой войны шампанское всерьез расширило свою географию и количество продаж.
Оно стало жертвой собственного успеха.
Название Шампанское используется подражателями по всему миру.
Если мы поедем в другие страны, то там можно увидеть бутылки под названием шампанское. Но качество таких напитков будет очень низким.
В итоге, человек купив такую бутылку, потом ни за что не будет покупать настоящее шампанское от французских производителей.
Кто не рискует тот не пьет шампанского — значение
Эта фраза довольно давно вошла и крепко засела в нашей жизни. Ведь ее смысл подходит под различные ситуации.
Главное значение заключается в том, чтобы получить награду, нужно иногда рисковать. Нужно иметь решимость, чтобы совершить рискованный поступок.
А риск — это благородное дело. Потому что не у каждого хватает смелости идти на отважный шаг.
Если не рисковать, то будет меньше шансов получить награду. Это касается, как бизнеса, так и других сфер жизни.
А в качестве награды, тут приводят шампанское, как элитный напиток того времени.
Точно не известно, когда появилась эта фраза. Но считается, что она зародилась, когда от большого количества сахара, бутылки в погребе начинали взрываться.
В то время пострадало немало рабочих. Поэтому в погреб спускались только в металлической защите.
Отсюда и пошла данная фраза.
Вот такая вот история шампанского вина. Если вам есть, что дополнить, то напишите пожалуйста ниже в комментариях.