профессиональные запросы учителя истории и обществознания
Дополнительное профессиональное образование
работников образовательных организаций
Запросы учителей-предметников на совершенствование / формирование профессиональных компетенций
Запросы педагогов-предметников в 2016 году.
Ниже представлен обобщенный запрос педагогических работников образовательных организаций города Москвы на повышение квалификации, направленное на совершенствование профессиональных компетенций в области преподавания трудных тем предметного содержания.
В исследовании приняли участие 938 учителей русского языка и литературы, математики, английского языка, информатики, физики, химии, биологии, истории и обществознания, географии.
Данные материалы предназначены организациям столичной системы ДПО для планирования разработки ДПП.
Запросы педагогов-предметников в 2015 году
Представлен обобщенный запрос педагогических работников образовательных организаций города Москвы на совершенствование / формирование профессиональных компетенций, необходимых для качественного осуществления профессиональной деятельности.
Запрос составлен на основе исследования педагогических коллективов образовательных организаций г. Москвы. В исследовании приняло участие 4498 педагогических работников.
Представленные результаты основаны на самодиагностике педагогических работников, структурированы следующим образом:
Данные материалы предназначены организациям столичной системы ДПО для планирования разработки ДПП.
I. Общая характеристика респондентов, принявших участие в исследовании
II. Запросы учителей-предметников
(без распределения по преподаваемым предметам)
Что должен знать и уметь учитель истории и обществознания по ФГОС
История и обществознание — популярные дисциплины, которые часто выбирают при сдаче ЕГЭ, поэтому учителям, которые их преподают, нужно уделять максимум внимания подготовке учеников к экзаменам. Кроме того, во многом от профессионализма педагога, преподающего эти дисциплины, зависит, насколько хорошо дети знают свои корни и историю собственной страны, как они относятся к другим народам, а главное — умеют ли они разделять реальные факты и их оценку в интерпретации разных людей.
Компетенции учителя истории и обществознания
Квалификация: Учитель истории и обществознания
Согласно ФГОС, учитель истории и обществознания должен:
Знать историю и особенности культуры разных народов и относиться толерантно к каждому из них.
Выстраивать учебную программу с учетом возраста детей, проверенных методик и технологий.
Помогать детям систематизировать свою картину мира.
Придерживаться принципов профессиональной этики и понимать роль педагога в формировании характера и личности ребенка. Аморальные поступки недопустимы для учителя даже вне стен школы.
Относиться к каждому ученику как к личности и помогать ему развиваться. Недопустимо отношение через призму успеваемости или особенностей поведения (например: «этот ученик троечник, незачем уделять ему особое внимание, он все равно не поймет материал»).
Включать в учебный процесс даже замкнутых детей, которые не хотят идти на контакт.
Выявлять одаренных, талантливых детей, помогать им в подготовке к олимпиадам по истории и обществознанию. Мотивировать отстающих учиться лучше, помогать им освоить материал.
Уметь анализировать, обрабатывать и систематизировать большие объемы информации. Преподаватель должен знать, как строить графики и таблицы, готовить наглядные учебные материалы.
Замечать конфликтные ситуации и вовремя пресекать их.
Разбираться в азах дефектологии, психологии, логопедии, работать совместно со специалистами этих профилей, если потребуется.
Из опыта работы учителя истории и обществознания. Описание педагогической деятельности.
Содержимое публикации
Описание результатов профессиональной педагогической деятельности учителя истории и обществознания Мартыщенковой Валентины Николаевны.
Целью реализации основной образовательной программы лицея является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, создание благоприятных условий для становления и развития личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости путем эффективного использования ресурсов образовательного учреждения и общества в социально-экономических реалиях города Красноярска. Для достижения данной цели необходимо решить задачу по профессиональной ориентации обучающихся путём предоставления высокого уровня образовательных услуг.
В соответствии с этим, главной целью в своей работе считаю создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
В своей работе приоритетными считаю блок личностных универсальных учебных действий, направленных на профессиональное самоопределение старшеклассников, а также блок регулятивных действий, которые помогают обеспечить организацию учащимися свою учебную деятельность. Исходя из этого, критерием качества определяю не с усвоением всё большего количества информации или способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения и оценки.
Качество современного образовательного процесса напрямую связано с совершенно новыми технологиями урока. Я использую интерактивные методы обучения, тестирование, проекты, исследования с применением электронных ресурсов. Что мне позволяет повышать эффективность и качество образовательного процесса в условия перехода на ФГОС
Работая в данном направлении, опираюсь на-пособие для учителей академика А.Г.Осмолова «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли». Теоретические знания, получаемые мною, позволяют использовать различные технологии и методы, обеспечивающие реализацию требований ФГОС для получения предметных и метапредметных результатов. Так, например, в 8х классах в проектной деятельности на уроках краеведения в рамках предмета истории, а в 10х и 11х классах на уроках ОРР, учащиеся узнают не только об исторических процессах края, но и об экономике, географических особенностях, менталитете сибиряков, культуре и искусстве региона и выдающихся личностях края. Работая над проектом и защищая его, каждый ученик показывает свой личностный результат.
В настоящее время система общего исторического образования пересматривается с учётом содержания концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включая Историко-культурный стандарт. Внедрение ФГОС предполагает перенос акцента с содержания образовательных программ на их усвоение. Поэтому в своей педагогической деятельности стараюсь создавать психолого-педагогические условия для построения эффективного образовательного процесса. Одним из критериев которого является практическая направленность познавательной деятельности учащихся, т.е. применение компетенций в социуме.
Я определяю свою методическую тему: «Организация проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания с целью формирования коммуникативной компетенции, личностного результата и гражданской позиции». Интерактивное обучение позволяет развивать коммуникативные умения и навыки, приучать работать в команде, обеспечивать учащихся необходимой информацией, развивать умения анализировать, синтезировать, ставить цель.
Данные методы обучения позволяют мне организовать учебный процесс так, чтобы все учащиеся оказались вовлечёнными в процесс познания на уроке, имели возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых учащиеся чувствуют свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает содержание урока продуктивным и качественным.
Критерием успешности работы в качестве учителя истории и обществознания является позитивная динамика учебных достижений обучающихся.
По итогам сдачи ОГЕ и ЕГЭ результаты последних лет показывают качественную подготовку выпускников за период с 2016 г. по 2019 г.
Статистика результатов ЕГЭ по истории и обществознанию 2015-2016г.
Индивидуальный маршрут учителя истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Майорская средняя общеобразовательная школа
Индивидуальный образовательный маршрут педагога
Фроловой Ирины Михайловны
(учитель истории и обществоведения)
х.Майорский, Орловского района, Ростовской области
2020-2012 учебный год
Информационная справка об авторе ИОМ
ФИО : Фролова Ирина Михайловна
Занимаемая должность: учитель истории, обществознания.
Образование: средне-специальное (ГБПОУ «Зимовниковский педагогический колледж»)
Дата прохождения аттестации: 28.11.2020 приказ № 365
Квалификационная категория: — квалификационная категория
Дата прохождения курсов повышения квалификации:
Педагогический стаж: 1 год
Цели индивидуального образовательного маршрута
1. Формирование и совершенствование компетентности в разработке методических, дидактических материалов с учётом ведущих модальностей и способностей обучающихся;
2. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на формирование ценностного отношения к своему здоровью;
3. Формирование педагогической компетентности в области обеспечения информационной основы педагогической деятельности: освоение современных педагогических технологий;
4. Формирование и совершенствование педагогической компетентности в организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий;
5. Формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД
Методическая тема школы:
«Реализация компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности как средство формирования духовно-нравственного и физического здоровья личности школьника»
«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях внедрения ФГОС»
Индивидуальная тема по самообразованию:
« Проектная деятельность как способ формирования УУД в рамках компетентностного образования »
Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса.
ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы самостоятельно уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «самостоятельная деятельность – личность».
Целью деятельностного подхода является воспитание самостоятельной личности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Как получить новый образовательный результат?
Для этого нужно ответить на 3 вопроса:
-Чему учить (изменение содержания)?
— Как учить (изменение методики)?
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Чему должен научиться ребенок.
Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, её значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили актуальность и определили выбор темы моей индивидуальной образовательной программы.
Вопрос этот не нов. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся был центральным в педагогической системе К. Д. Ушинского, который писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». (Собрание сочинений, том 6, 1949, с.256). Он обосновал некоторые пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения.
А. Н. Бекетов, А. Я. Герд в 70-80-х предложили систему организации разнообразных практических самостоятельных работ (опыты, наблюдения и пр.).
Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных её модификаций («новое воспитание», «педагогика действий», «школа активности») решали проблему самостоятельности учащихся в учебном процессе путём стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основного воспитательного средства ручной труд. В 90-х гг. 19в. практическая самостоятельность учащихся, их личный опыт, были провозглашены основными источником знаний. Не смотря на то, что новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности, функционирующая в настоящее время система подготовки учащихся, которая всё ещё опирается на репродуктивные формы и методы обучения, затрудняет развитие самостоятельности у учащихся. Развитие самостоятельности обеспечивается взаимодействием педагогической целостности: субъект, окружающий мир, действенные методы для развития самостоятельности, развивающие и самого учащегося и окружающий мир.
Во многом это зависит от умения педагога по созданию педагогических условий становления самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Так как наиболее распространённым видом самостоятельной работы, является работа с учебником. Это знакомство и практическое применение алгоритма работы с параграфом учебника как целостностью, взаимосвязью всех его частей будет способствовать развитию самостоятельности у учащихся.
Современные дети не воспринимают учителя как единственный источник информации и поэтому часто не слушают его рассказы и объяснения. В связи с этим необходимо сместить акцент в преподавании и уделять больше внимания самостоятельной деятельности учеников на уроках, максимально используя внутренний потенциал каждого.
Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориентироваться в ситуации.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.
К самостоятельности стремится большинство людей: это заложено в них природой. Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле «сам задумал – сам сделал».
Самостоятельными не рождаются. Это качество формируется. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь, прежде всего, на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.
Курс учебного предмета «физика» открывает ряд возможностей для этого.
Курс физики в средней школе подразумевает: освоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Речь идет не только, и не столько о самостоятельном выполнении учащимися домашних заданий, а о самостоятельности в поисках информации, самостоятельности мышления, самостоятельности наработки навыков решения задач, выполнения практических заданий, самостоятельности в обобщениях и т. д.
Одна из основных задач учителя – организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия.
Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно.
Работа с учебником или любым другим учебным текстом должна стать обязательной частью урокабиологии и химии, так как является одним из важных методов обучения. Самостоятельная работа учащегося с учебником (текстом) направлена на усвоение готовой информации, т. е. ее понимание и запоминание. В основе понимания лежит аналитико-синтетическая деятельность, этот процесс требует умственной активности. При работе с текстом, ученику необходимо выделить главную мысль параграфа, уяснить логику рассуждений, последовательность изложения материала, этапы вывода формулы и т. д. Именно в процессе понимания, а затем перекодирования информации в другую форму (план, тезисы, конспект), ученик осваивает различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.
Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности учащихся. Ведь в современных условиях от рабочего, а тем более от специалиста, требуется профессиональная мобильность, т. е. способность самостоятельно повышать, апорой и видоизменять свою квалификацию. Все это указывает на необходимость целенаправленно обучать учащихся приемам работы с книгой.
Самоанализ моей деятельности как учителя-предметника выявил, что традиционно реализуемая мною позиция «учитель управляет, школьник исполняет» направлена только на отработку умения работать по образцам, алгоритмам.
Из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема умения учащихся самостоятельно добывать знания на уроках, правильно читать и понимать текст, и как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Как разбудить в ученике стремление работать самостоятельно? Какие приёмы работы с текстом будут способствовать развитию навыков смыслового
Цель профессионального развития:
Изменение организации учебного процесса преподавания физики и химии, направленного на развитие самостоятельности учащихся, развитие навыков смыслового чтения через системно-деятельностный подход.
Задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу по формированию навыков смыслового чтения.
2. Выявить дидактические средства, методы и приёмы, способствующие формированию самостоятельности учащихся на уроках физики и химии и навыков смыслого чтения.
3. Проверить эффективность методик КУЗ в реальной практике.
4. Внедрять в учебном процессе технологию критического мышления
5. Провести анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы.
6. Оценить результаты педагогической деятельности с точки зрения развития УУД учащихся.
Инновационные процессы, происходящие в начале XXI века в системе образования, наиболее остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки высокообразованной, интеллектуально развитой личности.
Для современной школы необходимо создавать новые, совершенно иные образовательные условия. Они должны не только учитывать скорость информационного потока, но и быть нацеленными на развитие у ребят навыков критического анализа информации, планирования своей деятельности и эффективного воплощения идей. Из пассивного поглотителя знаний ребенок должен превратиться в их активного добытчика, искателя истины, первооткрывателя, мыслителя, разработчика, для которого любимое утверждение: «Я сам!». И здесь на помощь приходят информационные технологии. Один из путей их применения – смешанное обучение, синтез классно-урочной системы и дистанционного обучения.
развитие у учителя навыков раскрытия и эффективного использования личностных ресурсов, собственного потенциала для успешной самореализации
1. внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся;
2. повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения технологии «Перевернутый класс»;
3. разработка учебных, методических и дидактических материалов.
Форма самообразования : проведение самоанализа работы учителя за год, рефлексия деятельности
Предполагаемый результат (для учителя, для обучающихся)
• повышение качества преподавания
• разработанные программы, сценарии и др.
• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
• разработка и проведение открытых уроков
• обобщение опыта по исследуемой проблеме.
Сроки работы над проблемой: 2020-2022 уч. годы
Индивидуальный образовательный маршрут
Цель : ликвидация пробелов по истории
Задания, способы работы
Отметка о выполнении
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании.
1.Таблица дат по истории
3.Рабочая тетрадь по истории
4. Таблица определений по истории.
Способы работы: консультация дистанционно.
Прорешать задания к документам в сборнике заданий повышенной сложности ( Р.В Пазин «Анализ исторического источника» )
Тестовые задания. Задания повышенного уровня сложности.
Обобщить и систематизировать материал по теме.
Прорешать задания в сборнике Р.В Пазина «Тематические задания высокого уровня сложности». Уметь подтверждать и опровергать точку зрения.
Домашняя контрольная работа Работа над ошибками.
Выяснение степени усвоения материала.
Анализ выполнения контрольной работы. Работа над ошибками
Профессиональные запросы учителя истории и обществознания
Изучила много педагогических технологий в теории. На мой взгляд, обучение истории и обществознанию обучающихся старшей ступени школы происходит более эффективно через следующие технологии: интерактивного обучения, проектно – исследовательского обучения, использование ИКТ, лекционно – семинарской системы. Использование каждой технологии преломляю на содержание обучения, уровень обучаемости подростков.
Часть уроков, особенно по обществознанию, стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных обучающихся. Моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках. Конечно, строить каждый урок в такой модели очень тяжело, да и, на мой взгляд, не эффективно. Поэтому чаще на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока.
На мой взгляд, дискуссия лучше «заводится» с конкретной проблемной ситуации, поэтому начала собирать коллекцию проблемных задач. Также толчком к дискуссии использую притчи и афоризмы, как источники мудрости и вариантов мнений.
Во всех диспутах стараюсь воспитывать у подростков толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли.
Мною составлен свой каталог информационных ресурсов, что позволяет быстро осуществлять поиск информации. Имею разработки уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ, методические материалы размещены в электронном СМИ «ЗАВУЧ.ИНФО», на региональном сайте Тамбов Вики в сообществе учителей истории, обществознания и права, в социальной сети работников образования nsportal создала свой персональный сайт и разместила свое электронное портфолио (http//nsportal.ru/ponafidina—elena—aleksandrovna) (приложение стр.138-144).
Являюсь членом районной команды тьютеров по тиражированию опыта и обучению педагогических кадров образовательных учреждений использованию ИКТ в образовательном процессе (приложение стр. 132-133). Мои авторские разработки применяют многие учителя района на своих уроках. Их пропагандирует, использует в своей работе МУ « Информационно – методический центр» Уметского района. В 2008 – 2009 уч. год мною был дан открытый урок «Крестовые походы и их последствия» для молодых специалистов района в рамках семинара «Применение инновационных технологий на уроках истории». Однако, самой большой сложностью, использования ИКТ, является то, что кабинеты не оснащены компьютерами и достаточно сложно бывает в нужное время попасть в компьютерный класс.
В условиях современной профильной школы, должны измениться формы и методы учебной деятельности, а значит и формы контроля. Применяю групповые формы проверки знаний, при которых ученики одного звена спрашивают друг друга. При такой организации воспроизводится материал всеми обучающимися, выясняются непонятные вопросы. Это способствует развитию речи обучающихся и усвоению системы знаний, содействует повышению уровня самоконтроля. Невозможно регулировать процесс усвоения и коррекции знаний без должной организации контроля и мониторинга. Для этого использую тестирование, по его результатам подвожу итоги, анализирую их, выявляя типичные ошибки. Ребята обязательно знакомятся с результатами работы, проводится коррекция знаний с учётом допущенных ошибок. Особое внимание уделяется работе с теми обучающимися, у которых наблюдается снижение результатов.
Одним из важнейших для себя направлений деятельности определила развитие собственных личностных качеств. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»; сказал в свое время Д. Дидро, а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового, не учится всегда и везде, не совершенствует свои знания, не идет в ногу со стремительно набирающей темп жизнью. Считаю, что современный учитель должен быть не только предметником и методистом, а в первую очередь, Личностью, интересной себе и окружающим, способной эффективно решать любые задачи, которые перед ним поставила сама жизнь. Для этого изучаю работы многих психологов – практиков. Работая над собственным развитием, пытаюсь реализовать свои достижения в педагогической и повседневной деятельности. Успехом в этом считаю повышение собственной стрессоустойчивости, развитие умений адекватной оценки ситуации, принятия решений в сложных ситуациях, брать на себя ответственность за принятие непопулярных решений, а также готовность к постоянным переменам в стране вообще и в образовании в частности.