профессиональные цифровые навыки включают в себе пять компетенций базовых цифровых навыков и
Профессиональные цифровые навыки включают в себе пять компетенций базовых цифровых навыков и
Аналитический отчет
АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка»
«ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ: ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ И ПЕРЕДОВЫЕ ПРАКТИКИ»
представляем саммери первой части аналитического отчета
ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВЫМ НАВЫКАМ:
Модели цифровых компетенций
Пилотный вариант данного отчета был представлен на III Международной
конференции «Больше чем обучение», которую Корпоративный университет
Сбербанка провел 26 октября 2018 г. совместно с Европейским фондом разви-
тия менеджмента (EFMD) при участии Благотворительного фонда Сбербанка
«Вклад в будущее», и которая в этот раз была посвящена теме «Как развивать
Более 700 экспертов из 13 стран приехали в кампус
Корпоративного университета Сбербанка в Истринском районе Подмосковья,
чтобы очно принять участие в конференции, и более 10 000 человек следили
за работой ее пленарных и секционных заседаний и участвовали в них дис-
Среди участников конференции были руководители крупнейших
российских и зарубежных компаний и корпоративных университетов, ректоры
ведущих университетов и бизнес-школ, а также мировые эксперты в образова-
нии, представители общеобразовательных школ и организаций дополнитель-
ного профессионального образования»
В ходе дискуссий на этой конференции ведущие мировые и российские экс-
перты в сферах образования и развития человеческого капитала в центр
внимания поставили следующие вопросы:
• модели компетенций для цифровой экономики в контексте непрерывного
• новая роль преподавателей в обучении цифровым навыкам;
• подготовка ИТ-профессионалов в области новых цифровых технологий;
• инновационные модели образования и передовые образовательные
• оптимальный баланс цифровых, профессиональных и «мягких» навыков.
Особенностью подхода является фокус на поиске инновационных
решений для новых вызовов, возникающих сегодня перед традиционными
Очевидно, что традиционная модель образования, направленная лишь на по-
лучение знаний, безнадежно устарела. Необходима трансформация самой
парадигмы образования и пересмотр существующих подходов и моделей
обучения, направленных на развитие навыков общей цифровой грамотности,
социальных и эмоциональных навыков для успеха в новом цифровом мире.
Мы предлагаем комплексное понимание цифровых навыков и подробно
разбираем их различные аспекты — нам представляется важным сразу
определиться с понятийным аппаратом проблематики развития цифровых
навыков, поскольку в имеющейся профильной литературе еще много
неустоявшихся терминов, а порой туманных и противоречивых толкований.
Мы рассмотрели процесс обучения с позиций принципа непрерывного обуче-
ния (lifelong learning) и описали новые образовательные решения, затрагива-
ющие все форматы обучения, как очные, так и дистанционные, виртуальные
и интерактивные. Именно интеграция новых технологий в уже сложившиеся
обучающие практики становится залогом успеха в цифровом образователь-
ном мире. Описанный нами опыт применения современных моделей обучения
в различных типах организаций, в том числе в таких поистине инновационных,
как École 42, является тому подтверждением.
Другим важным методом при подготовке отчета было изучение опыта по-
строения инновационных моделей обучения в России и в мире — например,
в компаниях Google, IBM, «Яндекс», и в таких известных своим новаторством
образовательных институциях, как École 42/Школе 21, Национальном исследо-
вательском университете «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и Корпора-
тивном университете Сбербанка.
Цифровая грамотность,
цифровые компетенции и цифровые навыки
Цифровая грамотность (digital fluency) определяется набором знаний и
умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования
лежат цифровые компетенции (digital competencies) —
— способность решать разнообразные задачи в области использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
— использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий,
включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с
Европейская комиссия в своем определении цифровой компетентности (digital
competency), подготовленном в рамках Плана действий по развитию
цифрового образования (DEAP), подчеркивает важность осознанного и
ответственного использования цифровых технологий в обучении, на работе,
в общественной жизни
Цифровая компетентность должна включать способность к цифровому
сотрудничеству, обеспечению безопасности и решению проблем.
Цифровая грамотность включает личностные, технические и интеллектуаль-
ные (цифровые) навыки, которые необходимы для того, чтобы жить в цифровом
Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать
устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанные
на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, комму-
никационных приложений и сетей для доступа к информации и управления
ей. Цифровые навыки позволяют людям создавать и обмениваться цифровым
контентом, коммуницировать и решать проблемы для эффективной и творче-
ской самореализации в обучении, работе и социальной деятельности в целом.
Но уже сейчас понятно, что значительное количество сотрудников с цифровы-
ми компетенциями на разных уровнях в компании обеспечит ей конкурентное
преимущество. В корпоративном мире выделяются компании — «цифровые
чемпионы», в которых уровень владения цифровыми навыками у сотрудников
ализированных сотрудников, чья работа связана с ИКТ, но и всего персонала
компании, и его менеджмента в первую очередь. Такие компании более эффек-
тивны в своей деятельности, в частности в связи с:
• применением более эффективных бизнес-моделей, адекватных
изменившимся потребностям цифрового мира;
• более коротким временем вывода на рынок товаров и услуг, использованием
цифрового маркетинга и приемов компаний-стартапов;
• эффективной структурой затрат благодаря использованию технологических
• высоким качеством цифровых продуктов, которое обеспечивают инвестиции
в цифровые таланты;
• высоким уровнем удовлетворенности потребителей качеством продуктов
• благодаря персонализированным предложениям и индивидуальному
Деятельность EC в области развития цифровых навыков населения опирается
на Европейскую модель цифровых компетенций для образования (EU Digital
Competence Framework for Educators)
Цифровые навыки, лежащие в основе цифровых компетенций, можно условно
поделить на пользовательские и профессиональные Пользовательские
навыки, в свою очередь, включают базовые и производные.
Пользовательские цифровые навыки:
1.1. Базовые цифровые навыки связаны с функциональной грамотностью
в использовании электронных устройств и приложений. Они необходимы для
получения доступа и использования цифровых устройств и онлайн-серви-
сов — критически важны для каждого человека. К ним можно отнести умение
работать с различными техническими устройствами, файлами, Интернетом,
онлайн-сервисами, приложениями. Сюда же можно включить психомоторные
навыки, например, умение печатать на клавиатуре (развитие мелкой мотори-
ки) или работу с сенсорными экранами (развитие жестикуляции).
1.2. Производные цифровые навыки связаны с умением осознанно применять
цифровые технологии в релевантном контексте в быту и на рабочем месте.
Овладение такими навыками нацелено на эффективное и осмысленное ис-
пользование цифровых технологий и получение практических результатов.
Здесь важны творческие навыки для работы в онлайн-приложениях и цифро-
вых сервисах (социальных сетях, мессенджерах, информационных порталах),
способность создавать цифровой контент и в целом умение работать с инфор-
мацией — собирать, структурировать, проверять на достоверность, хранить
2. Специализированные профессиональные цифровые навыки, связанные
с регулярным решением сложных профессиональных задач в цифровой сре-
де — навыки, лежащие в основе высокотехнологичных профессий (програм-
мисты, разработчики, web-дизайнеры, аналитики больших данных и т.д.). Для
их освоения необходимо получить специальное образование. Сюда можно
включить также умение работать в команде, креативность, критическое мыш-
Паспорт цифровых компетенций как модель развития цифровых навыков обучающихся
Кокорина Наталья Александровна,
педагог-психолог МАОУ «Лицей № 9» г. Новосибирска
Паспорт цифровых компетенций как модель развития цифровых навыков обучающихся
Все больше развитие и обучение ребенка проходит в цифровой среде. В последнее время мы наблюдаем цифровую трансформацию образования. Умение взаимодействовать и обучаться в виртуальном мире становится критерием успешности в коммуникации и образовании школьника. Для развития цифровых навыков у подрастающего поколения необходимо пересмотреть существующие модели и подходы обучения с учетом развития навыков общей цифровой грамотности.
Несмотря на то, что сегодня первые знания о цифровом мире и первые навыки использования цифровых устройств дети получают в семье, вопросы обучения детей информационным технологиям, в педагогическом смысле, являются предметом научных дискуссий многих российских ученых, таких как Ю.А. Первин, И.В. Соколова, Т.Б. Казиахмедов, А.А., Олейников, Е.В. Тихнов и др. [8,11].
Понимание важности развития цифровых компетенций представлено в различных областях и сферах деятельности. Начиная с 2016 года, когда понятие «четвертная промышленная революция» впервые стало темой Давосского форума [15], стремительно ускоряется прогресс цифровых технологий, набирает силу понимание новых реалий в организации работы и обучения, порожденных цифровизацией нашей жизни, становится актуальным повышение цифровой грамотности населения.
Под цифровой грамотностью понимается способность безопасно и надлежащим образом получать доступ, управлять, интегрировать, обмениваться, оценивать и создавать информацию с помощью цифровых устройств и сетевых технологий для участия в экономической и социальной жизни [5]. Цифровая грамотность включает в себя компетенции, которые в разных источниках включают ИКТ навыки, медиаграмотность, коммуникативные навыки для взаимодействия в цифровом мире и т.п.
С 2018 года Министерство просвещения РФ реализует проект «Цифровая школа», который нацелен как на переоборудование школ, так и на создание цифровой среды, обновление учебных курсов, направленных на развитие цифровых навыков у школьников [9].
Одной из важных государственных инициатив является программа по разработке цифровых компетенций и программ DigitalSkills в рамках чемпионата WorldSkills [16].
В настоящее время корпорация Ростех реализует проект Единой электронной образовательной среды, которая должна стать комплексной электронной инфраструктурой российских школ.
Ряд крупных компаний и государственных корпораций выражают заинтересованность в развитии цифровых навыков у будущий специалистов. Так, в 2018 году комплексное понимание цифровых навыков представил Корпоративный университет Сбербанка РФ [6]. В отчете представлены две модели. Одна из них, «Европейская модель цифровых компетенций для образования» представляет три ключевых направления:
1. Совершенствование применения цифровых технологий в преподавании и обучении.
2. Развитие навыков, необходимых для цифровой трансформации.
3. Опора на анализ и прогнозирование на основе данных в образовании.
Навык «программирование/робототехника/искусственный интеллект» является одним из надпрофессиональных навыков, которые необходимы будущим специалистам. Это один из одиннадцати универсальных навыков, описанных в Атласе новых профессий, разработанном при поддержке Агентства стратегических инициатив. Атлас является альманахом отраслей и специальностей, перспективных в ближайшие 15-20 лет, и дает представление о том, какие навыки потребуются от будущих специалистов, какие навыки являются универсальными, необходимыми для успешной профессиональной самореализации в ближайшем будущем. По мнению авторов Атласа, стандартного набора компьютерной грамотности скоро будет уже недостаточно, как минимум, полезно освоить программирование на базовом уровне [3].
Широкое распространение обучения цифровым навыкам населения наблюдается по всему миру. Например, принятая в странах ОСЭР (организации экономического сотрудничества и развития) концепция обучения населения цифровой грамотности исходит из того, что широкое распространение цифровых технологий в повседневной жизни требует от людей умения использовать и обрабатывать сложную информацию, думать системно и принимать взвешенные решения, постоянно обновлять свои навыки, чтобы соответствовать быстрым техническим изменениям на рабочем месте [4].
Другим примером служит «Модель цифровых компетенций для граждан» EU DigComp 2.1 [14]. Согласно этой модели, предлагается подробная классификация цифровой компетентности, включающая 5 областей и 21 цифровую компетенцию. Данная модель применяется в 21 стране Евросоюза и дает рекомендации для обучения людей.
В статье представлена модель «Паспорта цифровых компетенций» как способа классификации цифровых навыков и оценки их динамики развития у школьников. В данной статье под цифровыми компетенциями (digital competencies) понимается способность решать разнообразные задачи в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):
– использовать и создавать контент при помощи цифровых технологий, включая поиск и обмен информацией, ответы на вопросы, взаимодействие с другими людьми (общие компетенции);
– компьютерное программирование (профессиональные компетенции).
Под цифровыми навыками (digital skills) мы будем понимать устоявшиеся, доведенные до автоматизма модели поведения, основанной на знаниях и умениях в области использования цифровых устройств, коммуникационных приложений и сетей для доступа к информации и управления ей [5].
Последние социологические исследования уровня цифровой грамотности подростков говорят о том, что большинство российских детей и подростков знают о возможностях интернета, для них не составляет труда быстро разобраться, как работает новый гаджет, как получить информацию сразу с нескольких источников, однако не осознают угроз цифровой среды и склонны верить в ее безопасность [2]. Таким образом, актуальным становится системная работа по развитию цифровых компетенций у подрастающего поколения, в том числе включающая развитие навыков безопасного поведения и цифрового взаимодействия. Для описания такой системы цифровых компетенций может служить модель «Паспорта цифровых компетенций».
Модель «Паспорта цифровых компетенций» представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Модель «Паспорт цифровых компетенций»
Перечень цифровых компетенций
1. Математическая компетентность
1.1. умение оперировать знаками и символами, грамотная математическая речь;
1.2. умение обобщать математический материал с выделением главной и значимой информации, абстрагирование от определенных количественных отношений, оперирование отношениями и связями, способность решать текстовые задачи;
1.3. способность к логическому рассуждению, нахождению обоснований и выводов.
2. Информационная компетентность
2. 1. Работа с данными (умение пользоваться электронными таблицами);
2.2. Создание цифрового контента (медиа и текстовые файлы, сайты, личные страницы и т.п.);
2.3. Программирование, разработка приложений.
3. Цифровое взаимодействие (коммуникационная компетентность)
3.1. Владение инструментами для внутренней коммуникации (мессенджеры);
3.2. Работа в команде над проектом (умение четко ставить цели, оценивать риски, назначать ответственных и описывать результат работы, Agile-подход и т.п.);
3.3. Защита здоровья и благополучия (Понимание рисков и угроз в цифровой среде. Умение защитить себя и других от возможных опасностей в цифровой среде. Фишинговые письма и файлы, фейковые новости).
4. Профессиональная компетентность (дополнительные навыки)
4.1. Проектирование робототехники, создание роботов с помощью специальных конструкторов (умение определять функции и предназначение любых компонентов робота; умение рассчитывать основные данные; понимание последовательности работы).
4.2. 3Д-моделирование (знание как минимум одной 3-Д программы, основ полигонального моделирования, высокий уровень пространственного мышления).
4.3. Технические навыки (Применения основ электроники и робототехники на практике; Взаимодействие с микропроцессорной техникой, 3D-печатающими машинами, измерительной техникой, навыки взаимодействия с искусственным интеллектом).
Для мониторинга динамики развития цифровых компетенций в процессе обучения разработана таблица «Паспорт цифровых компетенций», которая представлена в Таблице 1.
Таблица 1. «Паспорт цифровых компетенций»
Уровень сформированности компетентности (высокий-3, средний-2, начальный-1)
Какие цифровые навыки нужны каждому в 2021 году
В очень спорной, но весьма увлекательной книге Александра Эткинда «Природа зла. Сырье и государство» история человечества рассматривается периодами, когда зависимость от одного вида топлива сменяла другую, и это всегда сопровождалось глобальными изменениями в укладе жизни. Сейчас мир зависит от нефти, но в будущем, считает автор, будет зависеть от программистов. Они станут незаменимым ресурсом, без которого не сможет функционировать ни одно производство, государство и общество в целом. Если оставить за скобками авторский взгляд и обратиться к прогнозам по рынку труда, то, например, согласно Roland Berger, к 2030 году в Европе откроется дефицит в 50 млн специалистов. Большая часть вакансий (но не все) будут связаны с ИТ-специальностями. Исследователи уверены в благах, которые несет с собой автоматизация, поскольку она не только отнимает, но и создает рабочие места, избавляя человека от рутины и скучной работы. Ее будут делать программы — осталось только научиться с ними правильно взаимодействовать.
Не только карьерный вопрос ставит на повестку дня цифровые навыки для каждого. Бытовая сфера тоже меняется, и, чтобы чувствовать себя комфортно, человеку приходится осваивать новые гаджеты и инструменты. Не нужно далеко ходить за примерами: во время карантина учителя и родители школьников оказались абсолютно не готовы к использованию такой базовой функции, как конференц-связь.
Эти пять групп навыков нужны сегодня каждому человеку.
Информационная безопасность
Развитие автоматизации открывает новые горизонты для мошенников, при этом новые вирусы порой создаются не только для извлечения прибыли, но и просто ради практики и забавы. Сегодня даже холодильник или навороченный чайник могут «поймать» вирус.
Поэтому навык защиты своих данных в современном мире приобретает все большую актуальность. Каждый пользователь гаджетов должен соблюдать хотя бы элементарные правила безопасности: вовремя обновлять программу-антивирус, не переходить по сомнительным ссылкам и не вводить свои данные на непроверенных сайтах. Смена паролей на устройствах должна войти в привычку, как смена постельного белья, чтобы, например, видео с вашей веб-камеры не оказалось в сети.
Кстати, сегодня в России штраф за утечку персональных данных составляет от 15 до 75 тысяч рублей, но в скором времени максимальная сумма наказания может вырасти до более ощутимых 18 миллионов рублей. Конечно же, если пользователь сам «сольет» свои данные, то никто его не накажет. Другое дело, если утечка произойдет на работе по причине халатности или невнимательности сотрудника.
Многие считают, что если в компании есть отдел кибербезопасности, то можно не забивать себе голову правилами цифровой гигиены: мощный антивирус и бдительный сисадмин вовремя заметят угрозу. Увы, это не совсем верно. Сегодня в мире набирают обороты новые виды кибератак — фишинговая рассылка на электронную почту рядовых сотрудников, которая имитирует деловые письма. Они не содержат подозрительных файлов, поэтому система защиты не распознает их как потенциально опасные. Вступив в переписку, человек попадается на крючок: дальше идут в ход психологические манипуляции и игра на эмоциях (в том числе желании угодить начальству). Пользуясь этим приемом, хакер вынудил сотрудника Nikkei America перевести ему 29 млн долларов.
Фото: Tyler Hendy/Unsplash
Интернет вещей
Интернет — это уже не просто сеть компьютеров, это сеть всевозможных устройств, от мобильного телефона и умных часов до машины, светофора, робота, транспортного дрона и автоматизированного промышленного станка. Интернет становится «сетью всего». Компания Transforma Insights опубликовала данные о продажах оборудования для интернета вещей: в прошлом году покупатели потратили порядка 465 млрд долларов на такие устройства, а суммарное их количество в мире выросло до 7,6 млрд штук.
Тренд набирает все большую популярность и, несомненно, требует от человека особого навыка владения всеми высокотехнологическими устройствами. Иначе однажды можно остаться голодным, не договорившись с собственным роботом-холодильником, или попасть в щекотливую ситуацию из-за умного унитаза. Осваивая умные гаджеты, напротив, можно поднять качество быта на новый уровень. Например, если нет возможности выходить с собакой на улицу в шесть утра, можно выгуливать ее при помощи дрона.
Работа с данными
Если вы еще не слышали словосочетания Data Driven, пора с ним познакомиться. Предельно упрощая — это подход к работе и бизнесу, полностью основанный на данных. Например, в крупнейшей нефтехимической компании «СИБУР» созданы полные цифровые двойники всех объектов и процессов производства. На практике это означает, что работу каждой единицы техники можно отследить на экране, совсем как в «Матрице». Это позволяет оперативно получать информацию, необходимую для принятия важных управленческих решений.
Рано или поздно все компании перейдут на работу с данными. Поэтому каждый сотрудник должен уметь собирать, обрабатывать и считывать информацию из отчетов, графиков и таблиц. Конечно, большинству не нужно изучать сложные инструменты, классического Excel будет вполне достаточно. Изучите все его функции вдоль и поперек — и будете чувствовать себя увереннее в будущем.
Цифровой этикет
Навыки удаленного общения довольно просты, но их применение существенно облегчает процесс для всех участников. Основной принцип цифрового этикета — избегать дискомфорта для собеседника. Каждый из нас наверняка хотя бы раз в жизни получал сообщение от незнакомого человека: «Привет! Насчет того, что мы обсуждали на прошлой неделе…» Но если в обычной жизни можно потратить время на выяснение личности собеседника (многие предпочитают использовать выдуманные имена), то с переходом на дистанционную работу незнание базовых правил общения может подорвать авторитет среди коллег и начальства.
Чего точно не нужно делать:
Эти правила пригодятся не только на работе, но и в повседневном общении.
Самообучаемость и адаптивность
Прогнозы говорят, что в недалеком будущем цифровые навыки потребуются от любого специалиста, чья профессия «выживет» в условиях конкуренции с роботами. Кстати, существует даже специальный сайт, где каждый может проверить риск исчезновения своей специальности. Механика ответа на базовый вопрос Will robots take my job? основывается на прогнозах аналитиков на ближайшие 20 лет. Например, согласно этому ресурсу, функции бухгалтера и аудитора будут полностью автоматизированы с 98-процентной вероятностью, а таксиста и водителя — с 89-процентной.
Можно не принимать во внимание такие далекие горизонты, а посмотреть на уже свершившееся. В прошлом году эксперты Burning Glass провели масштабное исследование, проанализировали миллиард вакансий по миру и выявили огромный сдвиг в устоявшемся наборе навыков в 250 разнообразных профессиях. Каждая восьмая из них предполагает принципиально новые компетенции, большая часть которых — цифровые.
Цифровые навыки — отнюдь не статичное понятие. Они устаревают с той же скоростью, с какой нашу жизнь перекраивают технологии. Поэтому обновлять их придется с завидной регулярностью. Это потребует еще одной важной группы умений — самостоятельного поиска информации, ее усвоения и быстрой адаптации к новым условиям. Как и любой навык, умение учиться можно развить, например, на специальном курсе Сoursera.
Непрерывная учеба должна стать стилем жизни в 2021 году и во всех последующих. Это позволит не упустить карьерные возможности и уверенней чувствовать себя в меняющемся мире.