сколько весили богатыри на руси
Русский богатырь Илья Муромец не знал, что Киев — столица Украины
Русские богатыри
Большое значение в истории придается людям, защищавшим родную землю. Во все времена смуты, распрей и войн были свои герои, те, кто нередко ценой собственной жизни защищали родину. Порой и от одного человека может зависеть ход боя. Особенно, если эти люди руководили войсками, как Александр Невский, Дмитрий Донской, князья Игорь и Святослав.
Более других в этом преуспел род Рюриковичей. Испокон веков защищали они Русскую землю от набегов язычников. А как гласит история, Русь нередко подвергалась нашествию иноплеменников.
О богатырях стали говорить со времен правления князя Владимира. В 988 году Великий князь принял важнейшее в истории решение для русских земель. Но и после Крещения Руси земли ее подвергались многочисленным нападениям со стороны врагов.
Однако именно это и способствовало прославлению защитников, к которым причислен и русский богатырь Илья Муромец. Биография этого богатыря не до конца раскрыта. История сообщает и о самозванцах, желавших воспользоваться чужой славой.
Сколько весил меч Александра Невского? Есть мнение что Пять пудов
Взгляните на картину ниже. Она изображает Великого Князя в парадной форме, соответственно и меч большего объёма — для парада, для придания величия!
Откуда же появились 5 пудов? Видимо историкам прошлых столетий (а особенно Средневековья) было свойственно приукрашивать действительные события, выставляя посредственные победы великими, обычных правителей – мудрыми, некрасивых князей – прекрасными.
Это продиктовано необходимостью: враги, узнав о доблести, мужестве и могучей силе князя, должны были отступить под натиском страха и такой мощи
. Именно поэтому есть такое мнение, что меч Александра Невского «весил» не
1,5 кг
, а целых 5 пудов.
Чудо, подарившее Киевской Руси защитника
До 33 лет (в разных источниках имеются расхождения возраста) Илья Муромец не владел руками и ногами, будучи калекой от рождения. Однажды, когда он был дома один, подошли под окна старцы перехожие. Попросили у него милостыню и попить. Илья в дом их пригласил, но сказал, что милостыню подал бы, если б ходить мог. Тогда старцы приказали ему встать с печи и идти. Послушавшись их, будущий богатырь слез с печи и к своему великому удивлению пошел, вроде и не болел прежде.
А когда старцы воды, принесенной им, испили, приказали ему допить остатки. Выпил Илья воды и такую силу в себе почувствовал, будто землю всю сможет перевернуть. После чего старцы ему сказали коня найти и на служение к князю отправиться. Так и началась служба богатыря на защите Отчизны.
Былинный герой Илья Муромец
Главная / Прошлое славян / Былинный герой Илья Муромец /
Богатыри. Картина В.М. Васнецова (Илья Муромец — посередине)
Былинный герой Илья Муромец — был ли он в реальности, в какие годы жил, где служил, не его ли мощи находятся в пещерах Киево-Печёрской Лавры? История умалчивает. Но есть информация о нём в ноосферном слое Земли. В этой статье она и представлена, полученная автором.
Илья Муромец — реальный герой древней Руси. Служил при дворе Владимирского князя с 1238 по 1255 годы. Родом был действительно из села Карачарово вблизи Мурома. В двадцать лет от роду был замечен рекрутёрами князя и приглашён на службу. Служил рядовым бойцом в специальном отряде, возглавляемым старшиной Добрыней Никитичем. Можно перевести на современный язык название этого отряда как княжеский спецназ. В функцию отряда входило охрана княжеской семьи, разведка позиций вражеских группировок и участие в ключевых сражениях не только в составе Владимирского войска, но и в составе отрядов других княжеств. Бойцы этого отряда проходили очень серьёзную боевую подготовку и были очень грозной силой в сражениях даже с превосходящим по численности противником.
Воины жили и тренировались в каменном двухэтажном здании во Владимире, стоящем напротив Княгинина монастыря. Во Владимире и в Киеве проходили среди воинов различных княжеств соревнования. При этом использовались деревянные макеты. Абсолютным чемпионом всегда становился Илья. Он был также великолепным борцом. Отличался аскетизмом и духовностью.
Горе спецназовцев, всех владимирцев, княжеской семьи было огромным. Погибших хоронили этим же вечером на месте боя. В середине ставили из брёвен крест, вокруг него по кругу укладывали тела погибших головами к кресту, закрывали их тканью и засыпали землёй. До сих пор это возвышенное место сохранилось в пойме реки Клязьма, южнее Владимира, недалеко от посёлка Улыбышево. Траурная весть разнеслась по всем городам Руси. Илья Муромец стал русским национальным героем. Впоследствие некоторые воины русские брали себе в знак глубочайшего уважения и поклонения псевдоним Илья Муромец. Один из них монах и одновременно воин Киево — Печёрской Лавры. После его естественной смерти он был похоронен под именем Илья Муромец.
Позже на этом месте стали хоронить других погибших бойцов владимирского отряда. На поле возник некрополь. Была установлена деревянная часовня. На братской могиле стоял памятный камень.
Один знакомый, 80-летний владимирец, внук протоирея одного из владимирских храмов, рассказал интересную историю, передающуюся из поколения в поколение. Действительно, Илья Муромец служил во владимирском княжеском отряде и погиб недалеко от Владимира. Где-то за Клязьмой находится его могила. Его воинские доспехи хранились долгие годы в подвале одного из храмов города. Но в конце 18 века разом исчезла и могила, и его доспехи, а также вся информация о его жизни и доблести. Кому-то эти артефакты очень мешали. Лишить русских своей истории – значить лишить их патриотизма и любви к Родине!
Могила Ильи Муромца во Владимирщине — окрестности села Улыбышево (точное место отмечено стрелкой)
В связи с этим, автор предпринял попытку этим летом найти могилу Ильи Муромца. Провидение привело на поле действительно недалеко от посёлка Улыбышево, расположенного в 3 км от дороги Владимир – Улыбышево и в 18 км от Владимира. Большое заболоченное поле с множеством обводных каналов. Рядом находится песчаный карьер, который начал функционировать в 80-е годы. Пустые выработки карьера заполнились водой и поле заболотилось. Трава по грудь. Преодолеть последние метры к предполагаемому месту захоронения Ильи Муромца не удалось. Путь преградил широкий топкий канал (около 7 метров шириной, глубиной до 1,5 метров), заросший кустарником и ряской. Преодолеть его одному без снаряжения не удалось. Однако на пустом, относительно ровном поле было отмечено небольшое возвышение округлой формы. Местоположение холмика совпадает с ноосферной информацией. К сожалению, из-за плохой погоды сделать качественное фото не удалось (см.фото). Дело осталось за специалистами.
Портрет Ильи Муромца
Если с местом захоронения Ильи есть какая-то ясность, то с портретом героя, конечно, не было шансов. Изучение различных картин и портретов Ильи уже художников 19-20 веков, которые конечно представляли собой фантазии, привело к удивительному результату. При рассмотрении одного портрета была получена информация, что портрет очень близок к оригиналу. Только борода и волосы были короче, а их цвет был более серый. Лицо было мужественее, более выразительный взгляд. Форма носа и глаз очень совпадают (см. рис.). Удивительно! Вероятно, художник настолько проникся образом, что он подключился или его подключили к ноосферному слою и он увидел образ Ильи Муромца.
В любом случае это место необходимо обследовать, и если будет подтверждение захоронения, поставить скромный памятник героям.
Владимирская земля имеет богатейшую историю, уходящая корнями далеко вглубь древних времён. И как бы не старались «переписчики» истории Руси исказить её, историческая правда восторжествует!
15 Русских богатырей из былин и преданий
Исконными русскими «супергероями» были богатыри, защищавшие нашу землю сотни лет назад. В былинах и преданиях сохранились образы многих русских богатырей, и ними нас познакомит данный пост.
Илья Муромец. Святой богатырь
Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.
Добрыня Никитич. Богатырь со связями
Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».
Алеша Попович. Младшенький
Бова Королевич. Лубочный богатырь
Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.
Дюк Степанович. Богатырь-мажор
Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнает, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».
Микула Селянинович. Богатырь-пахарь
Вольга Святославович. Богатырь маг
Сухман Одихмантьевич. Оскорбленный богатырь
По мнению Всеволода Миллера, прототипом богатыря был псковский князь Довмонт, правивший с 1266 по 1299 год. В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнает, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.
Дунай Иванович. Трагический богатырь
Михайло Потык. Верный муж
Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, он сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.
Хотен Блудович. Богатырь-жених
Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тещей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».
Василий Буслаев. Рьяный богатырь
Никита Кожемяка. Змееборец
Аника воин. Богатырь на словах
имя то какое говорящее. Хотен Блудович
Добрыня Никитич раздавал «правильные» советы:
Кого-то мне напомнил этот конь
Вот видишь трёх богатырей? Дак в центре Муромец еврей!
Чет Никитиным повеяло )
Былинный сюр
Дата написания: 28.06.2019.
Попалась мне тут по случаю новгородская былина о Василии Буслаеве.
Раньше я про нее слышал мельком в пересказе, но теперь решил припасть, так сказать, к первоисточнику.
Сам сюжет былины в целом незамысловатый. Живет в Великом Новгороде богатырь Васька Буслаев. Силушкой своей богатырской, правда, пользуется только чтобы бухать как не в себя и заниматься крупным членовредительством.
Допьяна уже стал напиватися,
А и ходя в городе, уродует:
Которого возьмет он за руку, —
Из плеча тому руку выдернет;
Которого заденет за ногу, —
То из гузна ногу выломит;
Которого хватит поперек хребта, —
Тот кричит-ревет, окарачь ползет.
Тогда новгородцы делают ход конем. Они засылают гонцов к матери Буслаева с дорогими подарками и просьбой «унять свое чадо милое». Кстати мать Буслаева весь текст именуется не иначе как «матёра вдова Амелфа Тимофевна». Не знаю, у кого как, но у меня сразу заиграла в голове тема из «Крестного отца».
Подгон проходит успешно и тут начинается самое интересное. Матера вдова Амелфа Тимофевна отправляет за Васькой не абы кого, а «девушку-чернавушку». Которая попросту хватает в охапку богатыря, переколотившего треть Новгорода в одно лицо, утаскивает на двор и запирает в погребе. Девушка. Богатыря. Утащила домой, как куль с говном. Мой мозг завис, выдал синий экран смерти, ребутнулся и я полез в яндекс.
Но читаем дальше. Заперев Ваську в подвале девушка-чернавушка отправляется на Волхов по воду. Как говорится, богатыри богатырями, а работу по хозяйству никто не отменял, полы не мыты, куры не доены. Тем временем команда Васьки Буслаева, лишившись своего папки-тащера быстро осознает, что осталась лицом к лицу с толпой очень злых новгородских мужиков. Вечер стремительно перестает быть томным, а для многих и вовсе превращается в последний. Они в свою очередь бегут за помощью, но почему-то к той самой девке-чернавке. И она им почему-то помогает. Ну да, логикой повествования автор заморачивался еще меньше, чем сценаристы современных блокбастеров. Дальше просто цитата:
Бросала она ведро кленовое,
Брала коромысла кипарисова,
Коромыслом тем стала она помахивати
По тем мужиками новогородскиим,
Прибила уж много до смерти
Коромысла. Два. По одному в руку. Чорт возьми, кто-нибудь, отправьте этот сюжет в Марвел, Джону Ву, братьям Вачковски, Я ХОЧУ ЭТО ВИДЕТЬ!
И такой эпик-баттл тоже имел место
Делать нечего — новгородцы повторяют свой прошлый маневр с подгоном вдове.
Диалог выглядел примерно так. Ну почти.
— А уйми свое чадо милая, молода Василья со дружиною
Матера вдова Амельфа Тимофеевна (поглаживая полосатого кота, размером с небольшого теленка):
— Вы просите меня унять свое чадо, но вы просите без уважения.
Новгородцы понимают, что тут уже одними подарками не отделаешься и обещают вдове ни много ни мало, а процент со всей новгородской торговли. Вдова повторяет маневр с девкой-чернавкой, Ваську утаскивают на двор, всё кончается пиром и миром. Как новгородские морги еще неделю пахали в три смены остается как-то за кадром.
Во второй былине Васька Буслаев отправляется в Иерусалим замаливать грехи, прихватив всю свою гоп-компанию, а также пати-драккар с лаптой и срамными девками. В итоге помирает, сдуру навернувшись грудью об камешек. Действительно — жил грешно, помер смешно.
Администрация Пикабу предложила мотивировать авторов не только добрым словом, но и материально.
Поэтому теперь вы можете поддержать наше творчество рублем через Яндекс-деньги: 4100 1623 736 3870 (прямая ссылка: https://money.yandex.ru/to/410016237363870 ) или по другим реквизитам, их можно попросить в комментах. Пост с подробностями и список пришедших нам донатов вот тут.
Ответственный
Добрыня Никитич — легенда и человек
С картиной художника Виктора Васнецова «Богатыри» (да, именно так, а не «Три богатыря») так или иначе знакомы все. На ней изображены три былинных богатыря — Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алеша Попович. За каждым из богатырей стоит сформированный веками литературный тип героя. Илья Муромец — это воплощение могучей, почти стихийной силы, народный идеал героя-воина, героя-защитника. Алеша Попович — почти полная его противоположность. Он опирается не на силу, а на хитрость, эдакий Локи на минималках. Он лукав, увертлив, хвастлив, его проказы и шутки часто коварны и ведут к недобрым последствиям. Это классический герой-плут, так называемый «трикстер». А вот образ Добрыни Никитича собрал понемногу от двух этих крайностей и добавил в них нечто свое, уникальное.
Богатырь Добрыня Никитич в былинах состоит на службе у князя Владимира Красно Солнышко и часто отправляется выполнять различные его поручения, в том числе дипломатического характера. Помимо огромной физической силы Добрыня Никитич отличается природным «вежеством» (ученость, образованность). Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения. В некоторых былинах он прямо называется дальним родичем князя. Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, отлично стреляет, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Добрыня Никитич является главным героем шести былин. В них он сражается с многочисленными врагами, побеждает Змея, спасает племянницу князя Владимира Забаву Путятишну и добывает для князя невесту.
У каждого из богатырей есть реальный исторический прототип. У Алеши Поповича это ростовский боярин, отборный воин князя Всеволода Большое Гнездо. Он прошел долгий и славный ратный путь и погиб в битве при Калке в 1223 году. Илью Муромца чаще всего отожествляют с муромский воином и силачом Илейкой по прозвищу «Чоботок», который в конце жизни принял монашеский сан и позже был канонизирован, как преподобный Илия Печерский. А прообразом богатыря Добрыни Никитича послужил воевода Добрыня, родной дядя князя Владимира.
«Скромный» памятник святому братоубийце, насильнику и многоженцу. Не, канонизировать правителей — это дохлый номер…
Незаконная любовная связь вызвала гнев Ольги, и Малуша была сослана в село Будутина под Псковом, где она вероятно вскоре и скончалась. Ребенком Владимир воспитывался в Киеве под присмотром самой княгини Ольги и своего дяди, воеводы Добрыни. По законам того времени незаконнорожденный сын мог наследовать отцу, однако у Святослава уже было два старших сына, Ярополк и Олег. В таких условиях «байстрюку» не приходилось рассчитывать на многое. Но именно тут в судьбу малолетнего Владимира вмешался его дядя. В 970 году, стремясь предотвратить междоусобицу, Святослав решил разделить свои земли между старшими сыновьями. Добрыня подговорил послов из Новгорода, чтобы они выпросили себе на княжение младшего сына, Владимира. Новоиспеченному князю новгородскому было около 10 лет и нетрудно догадаться, в чьи руках оказалась реальная власть.
Спустя два года Святослав умирает и вскоре между Ярополком и Олегом разгорается борьба за киевский престол. После битвы под Овручем погибает Олег. Согласно летописи он вместе с остатками войска пытался укрыться в городе, но в панике свалился с моста в ров, а уж как там было на деле… Во всяком случае, Владимир не стал строить иллюзий по поводу своей судьбы и с ближайшим окружением скрылся из Новгорода в варяжские земли. Но в 978 году он возвращается с сильным наемным войском, изгоняет из Новгорода посадника Ярополка и выступает на Киев. Собственно этот эпизод объясняет, почему недавний фильм про Владимира называется «Викинг», вот только сценаристами он был радостно профукан. Как и много чего еще. Владимиру 18 лет, в те времена это уже возраст не мальчика, но мужа. И все-таки за его действиями видна рука гораздо более опытного воина и дипломата. Одним из главных союзников Ярополка был Полоцк. Сначала Владимир использует дипломатический подход — засылает послов с предложением взять в жены Рогнеду, дочь владетеля Полоцка Рогвольда. Классический союз через родство. Вероятно именно этот эпизод позже станет основой былинного сюжета про то, как Добрыня Никитич сватает князю невесту.
Владимир и Рогнеда, картина 1770 года. Ось так и було, ага.
После того, как в 980 году Владимир стал единоличным правителем, он поставил Добрыню посадником в Новгороде. Впрочем, тот продолжал принимать деятельное участие в делах государства. В 985 году он ходил вместе с Владимиром войной на богатую Волжскую Булгарию, где проявил себя не только как воин, но и как дипломат.
Под покровом темноты через Волхов переправился небольшой отряд отборных воинов под командованием воеводы Путяты. Не поднимая шума, они направились прямо к усадьбе Угоняя и легко захватили его. Бунтовщики как раз проводили совет и все лидеры восстания оказались в руках Путяты. Их переправили обратно через Волхов в лагерь Добрыни, а сам Путята укрепился в доме Угоняя. Восстание разом осталось без предводителей, освободить которых не представлялось возможным. Такой «спецоперации» позавидовали бы многие современные армии. Новгородцы огромной толпой подошли в усадьбе «обступиша Путяту, и бысть междо ими сеча зла». На стороне воинов Путяты были опыт и выучка, на стороне новгородцев — более чем десятикратное численное превосходство. В темноте, в ограниченном пространстве завязалась яростная резня. Воспользовавшись суматохой, через Волхов начала переправляться остальная армия Добрыни. Он приказал поджечь город, самому ему здесь терять было уже нечего. Оказавшись перед выбором — сражаться или тушить родные дома — новгородцы запросили мира. Добрыня принял предложение новгородцев, приказал прекратить поджигать дома и позволил жителям тушить подожжённые.
После было собрано вече, на котором обсудили условия мировой. Добрыни категорически потребовал от всех жителей Новгорода принять христианство. И всё равно многих новгородцев пришлось крестить насильно. «Идоша мнози (креститься), а не хотясчих креститися воини влачаху и кресчаху, мужи выше моста, а жены ниже моста». Века спустя новгородцам продолжали поминать это насильное крещение издевкой «А вас крестил Путята мечом, а Добрыня огнем». Для полного искоренения язычества были разрушены капища. С новгородским крещением связывают также обычай носить нательные кресты. Некоторые язычники стали выдавать себя за уже крещённых и проверить это было невозможно. Добрыня для отличия велел выдавать крестившимся крестики, которые обязаны были носить все православные христиане. Тем же, у кого крестика не оказывалось, «не верити и крестити».
Воевода Свенельд из фильма «Викинг». Вобрал в себя все черты Добрыни, а вот имя поменяли, видать чтобы в зрителе квас не бурлил. Ну и эльфийский КДВ, по традиции.