проблемные вопросы по истории россии
Из опыта работы Проблемное обучение на уроках истории и обществознания
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 17 им В. С. Завойко»
Петропавловск-Камчатского городского округа
г. Петропавловск-Камчатский ул. Петра Ильичева д. 80 т/факс 210-370
Учителя истории и обществознания первой квалификационной категории Черний Е. Г.
Проблемное обучение на уроках истории и обществознания
На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений, навыков в той или иной образовательной области, приходят развивающие технологии, ориентированные помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, полученных от науки, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является проблемно-диалогическое обучение.
Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала, в котором знания даются в готовом виде, уроком «открытия» знаний, где учащиеся выступают в роли исследователей. Роль учителя заключается в том, что он лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний. Таким образом, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию учеников, а новые знания приобретают для детей личную значимость. Такая форма организации урока активнее формирует мышление и речь учащихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу.
Учебная проблема существует в двух основных формах:
как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.
Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1)побуждающий от проблемной ситуации диалог;
2)подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим при ѐ мом;
3)побуждающий от проблемной ситуации диалог
Данный метод постановки учебной проблемы состоит из четырех последовательно осуществляемых этапов:
1) создания проблемной ситуации — означает ввести противоречие, столкновение с которым вызывает у школьников эмоциональную реакцию удивления или затруднения.
2) побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации —представляет собой отдельные вопросы учителя, стимулирующие школьников осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.
3) побуждения к формулированию учебной проблемы представляет собой одну из двух реплик: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?»
4) принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.
Изучение истории и обществознания основывается на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.Проблемный метод обучения помогает активизировать учебную деятельность учащихся.
Этапы проблемного обучения.
Вопрос должен быть:
сложным, сопряженным с противоречиями;
увлекательным, но соответствующим логике науки;
емким, способным охватить широкий круг вопросов;
предполагающим научный спор;
создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.
Примеры проблемных вопросов по истории.
Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;
Россия в XVI веке на перепутье – парламентский путь или самодержавие?
Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?
XVII век в истории России – шаг вперед или назад?
Гражданская война 1918 – 1922 гг. – закономерность или трагическая случайность?
Примеры проблемных вопросов по обществознанию.
Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»
Сильная президентская власть в России: за и против».
Независимость судебной власти: миф или реальность?»
Свобода человека: вседозволенность или ответственность?»
Через углубление проблемного вопроса;
Через поиск разных граней его решения;
Через сопоставление разных вариантов ответов.
Исследовательская работа с историческими, правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления.
Модель урока-дискуссии по теме «Исторический портрет Николая II »
(История России 11 класс.)
Проблемный вопрос к уроку:
Николай II – «Кровавый» или «Святой мученик?»
Проблемный вопрос переводится в проблемную ситуацию.
В России царь был больше чем монарх. Он был отцом народа, царем-батюшкой, миллионы людей с восторгом пели «Боже, царя храни», солдаты шли на фронтах первой мировой войны со словами «За веру, царя и Отечества». Однако в 1917 г. не нашлось никого, кто встал бы на защиту царя и его смахнули с престола, как пушинку».
Класс делится на две группы:
2 группа – поиск информации, доказывающий, что «НИКОЛАЙ II – «Святой мученик».
Источники информации: исторические документы, историческая литература, Интернет, СМИ и т. д.
Результаты поисково – исследовательской работы.
Гибель людей на Ходынке во время коронации Николая II в 1996 году.
«Кровавое воскресение», 1905 год.
Людские жертвы во время русско–японской и первой мировой войны.
Рождение Николая II 6 мая, в день святого Иова Многострадального.
Покушение на цесаревича Николая во время кругосветного путешествия в Японии.
Неизлечимая болезнь долгожданного сына.
Расстрел царской семьи.
Подведение итогов дискуссии, выводы.
Николай II – последний император из династии Романовых.
Главная задача его внутренней политики: укрепление самодержавия;
Многие считали его слабым правителем;
Многие считали его идеальным семьянином;
НО его можно назвать и «Кровавым» и «Святым мучеником».
Проблемное обучение может проводится посредством решения проблемных задач, среди которых можно условно выделить несколько типов:
2.Задачи на противоположные высказывания одного человека .
Так, В.И.Ленин в 1919 году резко осуждал эсеровский принцип свободной торговли, а в 1921 году был провозглашен НЭП, одним из принципов которого была свободная торговля.
Задачи на оценку конкретной личности. Например «Н.С.Хрущев: черное и белое», « Иван Грозный: злодей или мудрец?», «И.В.Сталин: реформатор или деспот».
4. Задачи на сопоставление прошлого и современности, российских и западных аналогов. Учащиеся разрабатывают научно – исследовательские работы на темы: «Демографические взрывы и катастрофы», «Сила права или право силы?» и т. д.
Блок проблемных уроков по истории.
Урок 1. Становление Ивана Грозного как личности.
Проблемный вопрос к уроку: кто он, тиран или….?
Урок 2. Реформы 50-х гг.
Проблемный вопрос: была ли Россия сословно – представительной монархией?
Проблемное домашнее задание: в чем сходство и различие Земского собора в России, парламента в Англии и Генеральных штатов во Франции?
Проблемный вопрос: зачем понадобилось создавать опричнину?
Проблемное домашнее задание: была ли жестокость Ивана Грозного абсолютно бессмысленной?
Проблемный вопрос: Почему Россия победила на Востоке и проиграла на Западе и на Юге?
Урок 5. (семинар). Иван Грозный и его время.
Оценки современников, историков. Разрешение проблемного вопроса к теме.
Как оценивают деятельность и личность Ивана Грозного историки?
Альтернативные пути развития России при Иване
Рекомендации по применению проблемного обучения.
Для реализации главной цели социально – гуманитарного профиля: формирования исторического мышления необходимо:
1.Изучение истории и обществознания основывать на проблемном подходе и принципах системного исторического анализа.
2.На уроках необходимо использовать варианты проблемного обучения: поисковые и исследовательские методы.
Технологическая карта урока
Цели урока по линиям развития личности
Варианты формулирования целей
Картина мира в фактах
Учить использовать (такие-то факты и умения) в решении различных задач по объяснению картины мира
Картина мира в понятиях
Учить использовать (такие-то факты и умения) в решении различных задач по объяснению картины мира
Учить (на таком-то материале) решать задачи по
выявлению причинно-следственных связей (каких) в развитии общества
Создать ситуации, требующие выбора…
Создать ситуации, требующие выбора…
План урока (примерная форма)*
учитель при проектировании)
(доска и оборудование)
Основное содержание этапа
иллюстрацией, письменным заданием,
фрагментом фильма. Формы работы: в
парах/ в группах/индивидуально
На данном этапе развития человечества проблемное изучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует гармонически развитую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и само коррекции. Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Тем самым, войдя в жизнь, ребенок будет более защищен от стрессов.
Проблемные вопросы и задания по истории России (8 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проблемные задания в вопросы по Истории России ( XIX в)
Проблемное задание, вопрос
Российская империя в первой половине XIX в.
Российская империя в начале XIX века.
Какие явления в экономике свидетельствовали о разложении крепостнической системы в России?
Дворцовый переворот 11 марта 1801г.
Пушкин об Александре I и его правлении оставил нам два противоположных высказывания: «дней Александровых прекрасное начало» и « властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда». Были ли у поэта основания на такие высказывания?
Проект политических реформ М.М. Сперанского.
Почему Наполеон предлагал императору обменять Сперанского на королевство?
Внешняя политика России в начале XIX века.
В чём вы видите положительные и отрицательные последствия Тильзитского договора?
Отечественная война 1812 года.
Проблемный вопрос: «Кто победил в Бородинском сражении?»
Заграничный поход русской армии. Венский конгресс.
Проблемный вопрос: «Существовала ли небходимость заграничного похода русской армии?
Внутренняя политика Александра I после войны 1812 года.
В первой четверти XIX в. наиболее радикальные российские преобразования происходили в Прибалтике, Польше и Финляндии. В Польше законодательной властью становится сейм. Финляндия получила режим политической автономии, имела свои сенат и сейм. В Прибалтике крепостное право вначале было ограничено, затем вовсе отменено. Почему именно на западной окраине России осуществились преобразования, а, к примеру, не в центральных областях?
Объясните слова историка и государственного деятеля Александра Ивановича Тургенева, сказанные им об Александре I: «Республиканец на словах и самодержец на деле».
Выступление на Сенатской площади.
Кто же такие декабристы? Патриоты, злодеи, авантюристы? Почему декабристы потерпели поражение?
Восстание декабристов (1825 г.) не получило одобрения у крестьян. Почему? Ведь они находились под жесточайшим помещичьим гнетом?
Почему Николай I, вступая на престол, сделал выбор в пользу сохранения самодержавия? Что определяло его поведение – тщеславие, страх перед революцией или нежелание нарушать традицию?
Николай I – кто он: жандарм или рыцарь самодержавия, реакционер или «революционер сверху»?
Кавказская война. Зачем она нужна была Империи Российской?
«Восточный вопрос» и Крымская война.
Почему историки считают. Что Николай I проиграл войну ещё до её начала? Были ли шансы у России одержать победу в Крымской войне?
Подумайте, почему война, начавшаяся как русско-турецкая, привела к войне или «враждебному нейтралитету» с крупнейшими странами Европы?
Почему эта война в России называется «Крымской», а в Европе – «Восточной»?
Начало промышленного переворота в России.
Выявите общие черты и элементы ра
зличия промышленного переворота в Англии и России.
С большим трудом в России строились железные дороги – еще один важнейший элемент модернизации. Этот вопрос горячо обсуждался в печати и правительственных кругах.
У железных дорог обнаружились как сторонники, так и противники. Сторонники доказывали коммерческую выгоду нового вида транспорта, противники же убеждали, что железные дороги – прямой путь к революции.
Вопрос: Почему вопрос о строительстве железных дорог стал дискуссионным?
Западники и славянофилы.
Как вы понимаете слова А. Герцена об отношениях западников и славянофилов: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»?
Российская империя во второй половине XIX в
Почему к середине XIX века отмена крепостного права стала необходимостью?
Реформы 60-70-х годов XIX в.
Можем ли мы говорить о том, что реформы 60–70-х годов XIX века стали закономерным этапом в развитии России?
Период 60–70-х годов XIX века либеральные деятели назвали эпохой «великих реформ». Выскажите свою точку зрения по этому утверждению.
Сельское хозяйство страны после отмены крепостного права.
Крепостное право тормозило развитие страны. Почему же и после его отмены в стране наблюдался экономический спад?
Внешняя политика России. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
Продажа Аляски – политическая глупость царя или вынужденная мера?
В войне на Балканах (русско-турецкая война 1877— 1878 гг.) Россия победила Турцию.Почему же результатами войны стали заниматься европейские страны, а не только участники войны — Россия и Турция? Почему Россия согласилась на участие в Берлинской конференции, ведь не могла же она не понимать, с какой целью конференция собирается? Почему Россия отступила по ряду положений от накануне ею же подписанного Сан-Стефанского договора — она же была победителем?
Внутренняя политика Александра III – это контрреформы,т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования или продолжение великих реформ 60-70-х гг.
Присоединение Средней Азии к Российской империи.
При определении российской политики в Средней Азии столкнулись интересы двух влиятельных министерств — военного и иностранных дел, мнения которых были диаметрально противоположны. Как вы думаете, какую политику отстаивало военное министерство? Какую позицию занимало министерство иностранных дел?
Роль России в «концерте» мировых держав.
Обосновано ли прозвище Александра III – «миротворец»?
Культура России во второй половине XIX в.
В чем состоит особенность культурной жизни России первой половины XIX века?
Банк проблемных заданий для использовани на уроках истории и обществознания в основной школе «Какие проблемы?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Оглавление
«Какие проблемы?» Банк проблемных заданий для использования на уроках истории и обществознания в основной школе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Понятие о проблемном обучении.
Еще в античности эвристические беседы Сократа включали элементы проблемного обучения, а затем в эпоху Возрождения проблемные диалоги Галилея, проблемная педагогика Ж.-Ж. Руссо являлись основой просвещения. К.А. Тимирязев является примером проблемного обучения в истории отечественной педагогики. Специфические особенности высшей школы в эпоху инновационного обучения и тенденции развития высшего образования способствовали оформлению проблемного обучения в отдельное направление педагогики высшей школы и разработке его исходных понятий, педагогических принципов и приемов на основе результатов теоретических исследований.
Проблемное обучение заключается в том, что преподаватель ставит перед учениками нестандартные (проблемные) задачи, побуждая искать пути и средства их решения. Оно прокладывает путь к новым знаниям и способам действия. В этом случае новые знания даются не для сведения, а для решения проблемы.
При традиционном обучении педагогическая стратегия строится от знаний к проблеме. Поэтому ученики не могут выработать умений и навыков самостоятельного научного поиска, поскольку им даются для усвоения его готовые результаты. Решение нестандартных (проблемных) задач требует включения творческого мышления, так как репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации просто неэффективны.
Под проблемной (нестандартной) задачей понимается задача, при предъявлении которой учащиеся не знают заранее ни способа решения, ни того, на какой учебный материал оно опирается. К нестандартным относятся такие задачи, которые порождают для учащихся напряженную ситуацию, требующую для разрешения гибкости и критичности мышления, изобретательности, распределения внимания, выработки новых способов действий. При решении нестандартных задач активизируются формы проблемного обучения, и возникает совершенно новая группа мотивов – познавательно-побуждающие, которые являются мотивами бескорыстного поиска знаний и истины. Интерес к обучению возникает в связи с проблемой и развертывается в процессе умственного труда, связанного с поисками и нахождением решения нестандартной (проблемной) задачи.
Важнейшей чертой содержательного аспекта проблемного обучения является отражение объективных противоречий, закономерно возникающих в процессе научного познания, учебной или любой другой деятельности. Поэтому проблемное обучение можно назвать развивающим, так как его цель – формирование знания, гипотез, их разработка и проверка. При проблемном обучении процесс мышления включается лишь с целью разрешения проблемной ситуации, оно формирует мышление, необходимое для решения нестандартных задач. Основными предметно-содержательными характеристиками проблемного обучения при решении нестандартных задач являются различные противоречия, выявленные учителем совместно с учащимися, отсутствие известных способов решения, дефицит данных или теоретических моделей.
При этом проблемная ситуация имеет педагогическую ценность лишь в том случае, когда человек, столкнувшись с затруднением, может разграничить, что именно ему известно и что неизвестно, наметить пути решения. Так проблемная ситуация на основе анализа преобразуется в проблемную нестандартную задачу.
Правильно сформулировать проблему – значит уже наполовину ее решить. На начальном этапе в формулировке такой задачи не содержится ключ к решению. Поэтому в классификации нестандартных (проблемных) задач выделяют задачи с неопределенностью условий или искомого, с избыточными, противоречивыми, частично неверными данными. Главное в проблемном обучении – не мгновенный выход на решение, а сам процесс поиска и выбора верных, оптимальных решений, то есть путепроходческая работа, которую в нашем исследовании будем называть поисковым подходом. Учитель, которому с самого начала известен кратчайший путь к решению проблемы, ориентирует сам процесс поиска, шаг за шагом приводя учеников к преодолению проблемы и получению новых знаний.
Исследовательская атмосфера уроков проблемного обучения позволяет вовлечь учащихся в активный познавательный процесс. Меняется роль учителя. Он — консультант, помощник, наблюдатель, источник информации, координатор. Учитель становится организатором самостоятельного учебного познания учащихся. Если самостоятельное решение проблемы строится на основе изложения учителя, то такое изложение не должно включать личного мнения учителя. Именно тогда этот метод будет активизировать самостоятельную работу детей.
Адресность продукта
Данный продукт предназначен для учителей истории и обществознания, осуществляющих обучение учащихся по программам основного общего образования, которые хотят развить у учеников способность критически мыслить, разнообразить уроки, сделать более интересными формы контроля.
Структура продукта
Данный продукт состоит из пояснительной записки, перечня заданий по истории и обществознанию, распределенных по классам, а также списка использованной литературы и Интернет-ресурсов.
Актуальность продукта
Использование проблемного метода обучения сегодня является очень актуальным. Одной из главных задач школьных курсов истории и обществознания является подготовка к ГИА, в данной работе основное внимание уделено тестовым заданиям, основанным на проблемном методе обучения. Кроме того, навыки, полученные учениками благодаря использованию этого метода, позволят им находить решение различных, порой нестандартных жизненных ситуаций, оценивать сложившуюся обстановку с различных сторон, взвесить все «за» и против», после чего принять действительно взвешенное решение по какой-либо жизненно важной проблеме.
Создавая на уроках истории проблемные ситуации, используя другие способы проблемного обучения, учитель может выйти за пределы минимального образовательного стандарта и научить школьников применять творческие методы исследовательского характера (определение причин по следствиям, реконструкция целого по частям и наоборот и т.п.).
Особенно использование проблемного метода обучения актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь для тех, кто имеет физические ограничения, например, слепых и слабовидящих, поскольку они гораздо чаще встречаются с разнообразными жизненными и бытовыми проблемами, чем полностью здоровые люди. Использование проблемного метода в обучении позволяет отработать алгоритм решения проблемных задач, чтобы потом применять его в любых возникающих проблемных ситуациях.
Инновационность продукта
Проблемное обучение не только поддерживает интерес учащихся к истории, как к предмету школьной программы, но и как к науке. При этом, изложение материала в большинстве учебников ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше излагается фактический материал и не раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении.
Таким образом, инновационность данного продукта состоит в том, что он содержит в себе пример набора готовых заданий. Для каждого класса предусмотрен свой уровень сложности проблемных задач, соответствующих возрастному уровню развития мышления, знаний, умений, навыков учащихся. Взяв его за основу, каждый учитель истории и обществознания может сформировать свой собственный банк заданий, учитывающий особенности своих учеников.
Планируемые результаты применения продукта
При использовании предлагаемых заданий повышается подготовленность учащихся к заданиям второй части по истории и обществознанию, повышается сформированность УУД – анализ текста, выражение своей точки зрения, логическое мышление, грамотное и структурированное изложение материала. Кроме того, данные задания заставляют учащихся рассмотреть какое-либо явление с различных ракурсов, что вызывает у них интерес как к рассматриваемому явлению в частности, так и ко всему предмету в целом.
Методические рекомендации по использованию продукта
Настоящий продукт представляет собой банк проблемных заданий, которые можно применять на любых уроках истории и обществознания. Работа с банком может начинаться с создания проблемной ситуации. Стоит стараться в соответствии с содержанием темы подобрать такую жизненную ситуацию, разрешение которой было бы необходимым для учащихся в будущем. Проблемная ситуация представляет собой сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения нескольких уважаемых людей.
Существует два вида приемов введения проблемной ситуации: научный и методический.
Приемы введения проблемной ситуации:
1. Ознакомление с историей научной проблемы и борьбой в связи с поиском решения (строение атомного ядра: Томсон, Резерфорд, Бор и т.д.)
2. Ознакомление с методами науки.
3. Показ борьбы идей, теорий, концепций в современной науке.
4. Предоставление учащимся возможности выбрать собственную позицию при наличии спорных научных концепций (различные классификации методов обучения).
5. Освещение в лекции особенно интересного для учащихся материала не в полном объеме («А остальное узнайте сами по данной литературе»).
6. Привлечение учащихся к высказыванию прогнозов.
7. Постановка проблемы в конце лекции.
8. Постановка проблемно-риторических вопросов по ходу лекции («Сейчас ответа не требуется, подумайте дома»).
9. Создание в самом начале лекции проблемной ситуации.
10. Заострение реально существующих противоречий, столкновение несовместимых на первый взгляд явлений (почему, хотя; почему, несмотря на; если, то почему; если, то можно ли и т.д.).
11. Постановка вопроса, имеющего несколько ответов или путей решения.
Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
Можно создать ситуацию несоответствия, когда жизненный опыт слушателей противоречит научным данным, предъявленным в условиях задачи
Ситуация неопределенности возникает в случаях, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения.
Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию учащихся.
Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических событий
Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный.
Создав проблемную ситуацию, необходимо сформулировать проблемную задачу и подключить к ее решению учащихся. В начале решения проблемной задачи ставится вопрос или вопросы о том, как ее решить. Под проблемным вопросом понимается такой вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.
С помощью проблемных вопросов проблемная задача трансформируется в модель поискового подхода, где рассматриваются различные пути, средства и методы решения. В этой связи проблемный метод предполагает следующие шаги:
1) проблемная ситуация;
2) проблемная задача; 3) модель поискового подхода; 4) решение.
Для оптимизации проблемного обучения необходима вариативность, т. е. выбор такого варианта проблемного подхода к изучению материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну задругой, в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал и в конце провести опрос проблемного характера.
Решение проблемной задачи может осуществляться с помощью учебного фильма, медиапособий и т.п.
Большая положительная роль проблемного обучения не может, однако, сделать его универсальным способом вооружения учащихся знаниями. Его применение имеет свои пределы и ограничения. Такой метод не универсален, не всякая учебная информация содержит в себе противоречие и представляет собой учебную проблему. Такой учебный материал следует давать репродуктивными методами.
Есть учебные проблемы, которые непосильны для учащихся. Понизить уровень проблемности (т.е. что-то подсказать учащимся) можно только репродуктивными методами.
Есть учебные проблемы, которые очень легки для учащихся. Создать на их базе проблемную ситуацию просто невозможно, так как учащиеся решают их с первого предъявления. В этом случае более уместно применение репродуктивных методов.
Создать проблемную ситуацию на полном незнании невозможно. Чтобы вызвать у учащихсяпознавательный интерес, необходимо, чтобы они уже имели некоторый «стартовый» запас знаний. Создать этот запас можно только с помощью репродуктивных методов.
По сравнению с репродуктивными метод проектов требует значительно больших затрат времени на изучение учебного материала, более высокой педагогической квалификации преподавателя и больших затрат педагогического труда как при проведении проблемного обучения, так и на этапе его подготовки
К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения.