руководство по крестовым походам
Крестовые походы
Кресто́вые похо́ды — военные походы периода XI–XV вв., осуществлявшиеся под эгидой Римско-Католической церкви, формально имевшие целью освобождение христиан из-под владычества мусульман, защиту христианских святынь от поругания и осквернения (первые походы), распространение и утверждение католической веры (последующие походы).
Идея священной войны, в той форме, в какой её реализовывала Римская церковь, противоречит Божественным Заповедям, учению о Церкви и Царстве Божием. Несколько Римских пап позднее приносили извинения за грехи католиков-крестоносцев.
Какова предыстория крестовых походов?
Ко времени начала крестовых походов над многими областями некогда Православного Востока, с его древнейшими христианскими святынями, в том числе Гробом Господним, установилось господство мусульман.
Серьезная угроза со стороны иноверцев нависла над Константинополем. Он был сплошь обложен полчищами врагов. Не находя возможности противостоять опасности собственными силами, Византийский император Алексей Комнин стал слать письма на Запад, полагаясь на него едва ли не как на последнюю земную надежду.
Запад в то время и сам подвергался набегам иноверцев. Среди европейцев, как сверху, так и снизу, всё чаще раздавались призывы объединить усилия и идти на помощь Востоку, на священную битву с неверными. Все это не могло не отражаться на общем политическом фоне и настроении.
Одну из важнейших ролей в деле религиозного воодушевления народных масс сыграл Петр Пустынник (Амьенский). Обходя города и селения, он проповедовал так ревностно и так проникновенно, что многие почитали его за пророка. Тем временем, воинственный дух зрел и среди рыцарских кругов. Папа Урбан II поддержал идею крестового похода в своей речи в Клермоне. Успех был огромным. Многие тут же давали обеты идти и сражаться.
Каковы цели крестовых походов, помимо главной, заявленной?
Многие представители крестовых походов искренне верили, что отправляясь в поход, исполняют Божественную волю и являются орудиями Промысла Божия. Освободить (защитить) Иерусалим, Гроб Господень — всё это выглядело очень благородно и возвышенно.
Наряду с официально заявленными богоугодными целями существовали менее афишированные политические и экономические задачи, среди которых, конечно же, значились: демонстрация и усиление папской власти, желание распространить её на восточные области; подчинение европейскому влиянию восточных территорий; образование новых княжеств; контроль над торговыми путями; подавление могущества Византии.
Для огромной массы людей существовали и особые, частные причины отправляться в поход; строго религиозные мотивы отступали здесь на второй план: кто-то искал авантюры, грезил приключениями, а для кого-то главным стимулом служила банальная алчность, жажда наживы. Не в последнюю очередь именно это служило причиной того, что двигаясь по маршруту, участники ополчения грабили и убивали местное население, возбуждая в нём ужас (впрочем, иногда они встречали достойный организованный отпор).
Немалая часть крестового воинства представляла собой плохо дисциплинированный сброд: беглых крестьян и преступников, монахов, не ужившихся в монастырях, лихих праздных людей. Уже первые непосредственные знакомства Православных с крестоносцами сопровождались всплеском негодавания и разочарования в них как (якобы) в братьях по вере.
Крестовые походы: причины, история и последствия
Крестовые походы: причины
Крестовые походы — ряд религиозных военных экспедиций, продолжавшихся с 1096 по 1272 год. Они проходили под лозунгом борьбы за освобождение Святой земли от мусульман.
В 677 году Иерусалим оказался под властью арабов. Город был священным местом не только для христиан, но и для иудеев и мусульман. И, если сначала арабы не препятствовали тому, чтобы христианские паломники посещали Святой город, то с приходом к власти турков-сельджуков ситуация изменилась коренным образом. В 1071 году они закрыли доступ в Иерсуалим «неверным», то есть христианам.
В то время Европа переживала глубокий кризис. Засуха и неурожай на протяжении нескольких лет привели к тому, что феодалы не могли платить рыцарям за их службу. Кроме того, в конце XI века в Европе остро стояла проблема перенаселения. Неудивительно, что появилось огромное количество рыцарей, объединившихся в настоящие банды. Эти банды занимались грабежом, обкладывали поборами деревни. Назрела необходимость направить их воинственную энергию в нужное русло. Тем более, Римско-католическая Церковь стремилась распространить свое влияние на восточное Средиземноморье.
В 1095 году византийский император Алексей I Комнин обратился к странам Западной Европы с просьбой о помощи. Он опасался, что турки-сельджуки могут захватить Константинополь. В ноябре 1095 года на Клермонском соборе Папа Урбан II произнес свою знаменитую речь, призвав всех королей, сеньоров, рыцарей и простых людей отправиться в Святую землю, освободить ее от «ненавистных бусурман» и отвоевать Гроб Господень. Речь Папы Урбана II вызвала большое воодушевление. Тем более, что паломники, которые возвращались из Иерусалима, рассказывали о сказочно богатом Востоке.
Люди, пожелавшие отправиться в поход нашивали на свою одежду Кресты. Их стали называть «крестоносцами», а походы, в которые они отправлялись — «Крестовыми походами».
Крестовые походы были вызваны:
Крестовый поход «бедноты»
Первому Крестовому походу предшествовал так называемый «Крестовый поход бедноты», так как в него отправились в основном бедные крестьяне и рыцари. Папа Римский обещал участникам похода отпущение всех прошлых и будущих грехов, вероятно, поэтому на пути в Святую землю крестоносцы занимались грабежами и разбоем. Тем более, что обеспечить продовольствием и всем необходимым 80-тысячную армию не представлялось возможным.
До Константинополя дошло лишь около 40 тысяч человек. Византийский император Алексей I Комнин остался не в восторге от неорганизованной толпы, понимая, что она не сможет противостоять туркам-сельджукам. Видя, как крестоносцы занимаются грабежами в городе, он переправила их через Босфор. Вскоре крестоносцы были разгромлены напавшими на них турками-сельджуками. По некоторым данным спаслось только около тысячи человек, в том числе и французский священник Петр Пустынник, чьи проповеди перед Крестовым походом воодушевили многих людей.
Первый Крестовый поход (1096-1099 гг.)
Если первые крестоносцы представляли собой стихийную толпу, то следующий поход, начавшийся в 1096 году, был подготовлен гораздо лучше.
Около Константинополя силы этих армии объединились. Крестоносцы Первого Крестового похода были хорошо вооружены и организованы. На этот раз умелые воины смогли отбить большую часть Паслестины. В 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим.
В ходе Первого Крестового похода удалось достигнуть главную цель — отвоевать Святую землю и освободить Гроб Господень. Крестоносцы создали Иерусалимское королевство. Кроме этого королевства существовали и другие государства, в которых воины насаждали те же порядки, что и в европейском средневековом обществе. Этому подверглись:
Турки-сельджуки вынашивали планы возврата потерянных территорий. В 1144 году они отвоевали графство Эдесское. В связи с этим в Европе начал готовиться Второй Крестовый поход.
Второй Крестовый поход (1147-1149 гг.)
Второй Крестовый поход возглавили:
Еще по пути к Иерсуалимскому королевству воинство сильно поредело. Этому способствовали:
Поход оказался на редкость неудачным. Крестоносцы потерпели ряд поражений от арабов и были вынуждены вернуться домой.
В 1173 году на территории Египта появилось новое государство, правителем которого стал талантливый полководец и дипломат султан Салах ад-Дин (Саладин). Он начал войну против Иерсуалимского королевства и в битве при Хаттине разбил войско крестоносцев. После этого армия Саладина взяла в осаду Иерусалим, который вскоре капитулировал. Иерсуалимское королевство перестало существовать.
Третий Крестовый поход (1189-1192 гг.)
В 1189 году начался Третий Крестовый поход. Его главной целью было повторное отвоевывание Святой земли.
Третий Крестовый поход тоже оказался неудачным. Немецкие рыцари по пути лишились своего предводителя. Во время переправы через речку Селиф в Малой Азии, Фридрих Барбаросса, облаченный в тяжелые доспехи, упал с коня и утонул. После этого большая часть немецких крестоносцев повернула домой.
Английские и французские рыцари добрались до территории, где еще недавно было Иерусалимское королевство, но не пошли сразу освобождать Иерусалим, а решили осадить крепость Акру. Осада продолжалась два года. Французский король не дождался окончания осады и отбыл домой со своими рыцарями. Ричард «Львиное сердце» остался под Акрой в окружении войск Саладина.
Несмотря на то, что английский король все-таки взял Акру и даже одержал победу над войсками Саладина в битве при Арсуфе, дело закончилось мирными переговорами. Ричарду нужно было срочно вернуться домой, так как французский король Филипп воспользовался отсутствием английского короля и захватил почти все владения Англии на материке.
Результаты Третьего Крестового похода были весьма скромны. Христианским паломникам разрешили свободно посещать Иерусалим, но он по-прежнему принадлежал мусульманам. Акра и часть прибрежной полосы от Тира до Яффо оставались в руках крестоносцев.
Четвертый Крестовый поход (1202-1204 гг.)
В 1202 году начался Четвертый Крестовый поход. Он очень отличался от предыдущих. На этот раз крестоносцы решили предпринять морской поход. Однако не смогли расплатиться с венецианскими торговцами за корабли. Купцы уговорили рыцарей вместо Святой земли отправиться в столицу Византии.
Крестоносцы осадили Константинополь и выдвинули требование заплатить деньги за «защиту от неверных». Получив отказ, рыцари захватили город и жестоко разграбили его.
Четвертый Крестовый поход показал, что главной целью крестоносцев было не освобождение Иерусалима, а обогащение. На захваченной территории создали Латинскую империю. Ее жителям пришлось платить непосильные налоги.
Другие Крестовые походы
В 1212 году состоялся так называемый «Детский крестовый поход. Так как люди объясняли неудачные попытки освободить Иерусалим многочисленными грехами крестоносцев, решено было отправить в Святую землю детей из Франции и Германии. Дети были вооружены одной лишь молитвой. Участь малолетних крестоносцев оказалась печальной. Вместо того, чтобы доставить их в Палестину, купцы продали детей в египетское рабство.
Остальные четыре Крестовых похода прошли неудачно. Лишь в ходе Шестого похода (1228-1229 гг.) в результате мирных переговоров удалось вернуть христианам Иерусалим и часть земель, захваченных ранее Саладином.
Однако уже в 1244 году Иерусалим вновь заняли турки.
Седьмой Крестовый поход (1248-1254 гг.) и Восьмой Крестовый поход (1270 г.) под предводительством французского короля Людовика IX Святого закончились неудачно, а для самого короля трагично — он погиб.
Последствия Крестовых походов
Европейцы так и не отвоевали Святую землю. Несмотря на то, что Керстовые походы принесли много бедствий, они позволили Европе ознакомиться с достижениями Востока во многих областях:
В Средиземном море по итогам Крестовых походов господствующее положение заняли итальянские купцы. Это привело к росту европейской торговли. В целом можно сказать, что привнесение достижений Востока в области медицины, математики, географии подготовили благодатную почву для начала европейской эпохи Возрождения.
Читайте также:
Собираемся в крестовый поход: инструкция для непутевого рыцаря
Если в вашу голову закралась мысль пойти в крестовый поход, то мы, скорее всего, знаем причину. Пиры и прочие излишества изрядно подкосили ваш бюджет, крестьяне взбунтовались, а недруги жаждут мести. И совсем маловероятно, что вами действительно движет желание освободить христиан от мусульманского ига и отвоевать у неверных Гроб Господень в Иерусалиме. Потому что каждому крестовому походу предшествовали времена неурожая. А так как средневековые карты изображались в виде круга, где в центре был нарисован Иерусалим, то неудивительно, что вы хотите отправиться к месту, где с травинок течет масло, много золота, да и понтифик в придачу разрешит вам выплатить долги как-нибудь в другой раз.
Дождитесь папской буллы
Вам необходимо набраться терпения и дождаться, когда папа римский как предводитель и вдохновитель этого божьего воинства издаст буллу — документ, призывающий принять крест и «вырвать» Святую землю из-под власти язычников. Дождитесь того момента, когда одним прекрасным днем папа проснется и поймет, что невмоготу ему голодать больше и вообще надо спасать Святую землю.
Произнесите «клятву фазана»
Если вы герцог (пусть и обедневший), по традиции нужно закатить пирушку под названием «пир фазана» (banquet du faisan). Главным блюдом на столе, конечно же, должен быть фазан. Встаньте напротив него и произнесите торжественную клятву, в которой пообещайте, что, если король Франции или христианский принц решит взять крест и присоединиться к походу, вы не раздумывая встанете в ряды крестоносцев. Теперь разделите фазана между друзьями и расслабьтесь. Вряд ли король пойдет в поход.
Нашейте крест
Если вы все-таки ошиблись и король идет в поход, придется немного помудрить с одеждой. Нашейте на грудь символ христианства, любви Бога к человеку и веры в вечную жизнь — красный крест. Возьмите с собой иголку и нитки, потому что на обратном пути вам нужно будет перешить этот крест на спину. Научитесь внятно и внушительно произносить фразу «Deus vult!» («Бог того хочет!»). Эти слова — вдохновляющий клич крестоносцев.
Заплатите «крестовую деньгу»
Вам необходимо обеспечить свою семью примерно на три года вашего отсутствия, потому что все, кто не пойдет в крестовый поход, должны будут платить обязательный налог, так называемую «крестовую деньгу». Если точнее, вашей семье необходимо будет уплачивать 1/20 часть своего годового дохода. Если вы — кардинал, то тогда 1/10 часть дохода.
Откажитесь от рыцарских турниров
Как только объявят «Божий мир», будет запрещено проводить внутренние войны и даже рыцарские турниры. Поэтому, если вы с кем-то еще не выяснили отношения, придется отложить.
Примите обет
Отнеситесь к этому серьезно, потому что назад дороги не будет. После того как вы примете «заморский обет», любая фраза наподобие «я устал, я хочу домой, сдался мне ваш поход» означает смертный грех. Вас ждет суровое наказание и отлучение от церкви.
Получите разрешение у «начальника»
Если вы обычный рыцарь, решение воевать «за Гроб Господень» должно быть одобрено вашим вассалом (феодалом-землевладельцем). Если вы сами и есть вассал, то попросите разрешения у сюзерена, который знатнее и богаче вас, если вы крестьянин или горожанин — у сеньора, если вы клирик — у вышестоящего церковного иерарха. Помиритесь со всеми и искупите грехи.
Сообщите папе о долгах и о семье
Если на ваших плечах тяжким грузом висит долг или преступление, не раздумывая идите в крестовый поход. Подойдите к папе, скажите, что душа просится на Святую землю, и тогда папа заморозит временно все ваши долги и отменит уголовный приговор, а вашу семью и имущество возьмет под свою защиту. А так как, пока вы читаете эту статью, в мире начало XI века, то все ваши собратья по оружию еще пока не знают, как выглядит Иерусалим, поэтому будут принимать за него почти все крупные города на своем пути. Вас ждут грабежи, богатство, изнасилования, убийства, земли и слава. Ура!
Важнейшие крестовые походы их участники, цели и результаты (Таблица)
Справочная таблица содержит восемь важнейших крестовых походов в истории, их даты основных событий, основные участники и организаторы, а также основные цели и результаты этих походов.
Участники и организаторы
Основные цели и результаты
Возглавляли Людовиг VII Французский и германский император Конрад III. Рыцари из Франции и Германии.
Целью похода было вернуть Эдессу, взятую мусульманами в 1144 г. Окончательная потеря Эдессы (1148 г.) и полная неудача крестоносцев.
Возглавляли германский император Фридрих I Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский король Ричард I Львиное Сердце. Рыцари из Англии, Франции, Германии.
Возглавил юный провидец Стефан, собрал немецких и французких детей (около 25000)
Тысячи детей погибли в море так и не достигнув Полестины, или были проданы в рабство.
Герцог Австрии Леопольд VI, король Венгрии Андраш II, и другие
Был организован поход в Палестину и Египет. Потерпели провал наступления в Египте и в переговорах по Иерусалиму из-за того что отсутствовало единство в руководстве.
Германский король и император Римской империи Фридрих II Штауфен
18 марта 1229 года Иерусалим в результате заключения договора с египетским султаном, но в 1244 году город снова перешел к мусульманам.
Французкий король Людовик IX Святой.
Поход на Египет. Поражение крестоносцев, взятие в плен короля с последующим выкупом и возвращением домой.
Поход монголов-несториан под руководством хана Хулагу. Союзниками монголов были участники 7-го крестового похода. Осуществлён в результате консультаций нескольких папских посланников.
Крупнейших походов монгольской армии против иранских исмаилитов-низаритов, халифата Аббасидов, сирийских Айюбидов и мамлюков Египта.
Последний и неудачный. Рыцари потеряли все владения на Востоке, кроме о. Кипр. Разорение стран Восточного Средиземноморья. Победа мусульман.
10 «школьных» заблуждений о Крестовых походах
Крестовые походы — одно из главных исторических событий средневековой Европы. Сколько их было, когда они закончились, зачем рыцари отправлялись в Святую землю — обо всём этом люди имеют разные и не всегда верные представления. Мы разобрались с основными заблуждениями и мифами.
Если с первой датой можно согласиться, то дата окончания — весьма спорная.
Официально насчитывают семь или восемь Крестовых походов на Ближний Восток, но фактически их было намного больше. Историки нумеруют лишь самые крупные и известные мероприятия, и за скобками остаётся очень много «неучтённых». Например, первый морской поход на Святую Землю — венецианский 1122 года.
Крестовые походы проводились по инициативе католической церкви, и их целью, в широком смысле, была борьба с неверными — в первую очередь с мусульманами. В XIV веке это движение оставалось столь же активным, как и в XIII.
Целью походов XI–XIII веков стали не только Ближний Восток и Византия, но также Испания и Прибалтика. Взятие Смирны в 1344 году или Александрии в 1365-м, а также походы против турок, закончившиеся битвами при Никополе (1396) и Варне (1444), вполне можно отнести к крестовым.
Идея оказалось очень хорошей. Поэтому в XIII веке прошли Крестовые походы как против еретиков (альбигойцев в южной Франции или богомилов в Боснии), так и против политических противников папы римского.
Завершением Крестовых походов на Иберийском полуострове стало завоевание Гранады в 1492 году, после чего храбрые идальго отправились на другой берег Атлантики. А правильно ли относить битву при Лепанто (1571) или войну Священной лиги против Османской империи в конце XVII века к Крестовым походам? Можно привести аргументы и в пользу этого…
Термин «крестовый поход» его современникам и участникам был неизвестен. Использовались другие названия, например, Iter — путь.
2. Крестоносное движение зародилось внезапно
Крестоносное движение появилось не на пустом месте — у него были предтечи.
Во-первых, события на Иберийском полуострове. В 1085 году король Леона и Кастилии отвоевал у мавров Толедо, который когда-то был столицей вестготского королевства. К предшественникам можно отнести и норманнских правителей Южной Италии, которые с 1060 годов вытесняли арабов с Сицилии — то есть освобождали захваченные мусульманами христианские земли.
Во-вторых, создание Утремера — государства крестоносцев на Ближнем Востоке — было также предвосхищено. После сражения при Манцикерте предводитель норманнских наёмников на службе Византийской империи Руссель де Байоль в 1073 году основал в Малой Азии собственное княжество. Впрочем, тогда затея не удалась. Во время гражданской войны, охватившей империю, он попал в плен и был казнён.
Кроме того, к предтечам можно отнести и действия византийских императоров Македонской династии, которые на рубеже X–XI веков отвоевали у арабов часть бывших владений империи, в том числе Крит, Кипр и Антиохию.
3. Крестовые походы были захватническим мероприятием
Либо оборонительным — в зависимости от пристрастий авторов. Но там картина сложная, и в эти две категории походы не загнать.
И на Ближнем Востоке, и на Иберийском полуострове крестоносцы освобождали земли с христианами, которых ранее завоевали мусульмане (арабы и турки). В этом и была, в принципе, основная идея походов.
Первая армия крестоносцев была «крестьянской». Конечно, там были и рыцари, но основную массу составляли простые люди, увлечённые проповедями Петра Пустынника. Эту армию, вторгшуюся осенью 1096 года во владения сельджуков, вскоре в двух битвах разгромил султан Кылыч‑Арслан.
А вот следующая армия того же первого похода участвовала в византийской реконкисте. По соглашению с императором Алексеем Комнином, крестоносцы должны были вернуть Византии Антиохию и ряд отвоёванных земель. На остальной части крестоносцы становились вассалами Византии. Таким образом, земли, которые империя потеряла в результате арабских и турецких завоеваний, возвращались ромеям.
Византийцы помогали крестоносцам в этом походе, при этом успешно играя в «хорошего» и «плохого» полицейских. «Плохими» были крестоносцы, мстившие сельджукам за разгром армии Петра Пустынника, а ромеи обеспечивали защиту вовремя сдавшимся туркам.
Но всё получилось по-другому. Крестоносцы отказались возвращать земли своему христианскому союзнику. Поход быстро стал завоевательным, поскольку для массы восточно-христианского населения и турки-сельджуки, и крестоносцы представляли собой иноземных захватчиков. Неприязнь местных христиан к крестоносцам и отказ от союза с Византией и стали факторами, которые привели их к поражению.
А вот походы в Прибалтику против язычников и схизматиков на реконкисту не спишешь. Хотя, например, пираты Арконы были проблемой для всей Балтики. И с ними надо было что-то решать…
Кроме того, очень тяжело отнести к оборонительным и четвёртый поход, который начался с разграбления адриатического порта Задара (ныне в Хорватии), а завершился захватом Константинополя в 1204 году.
4. Крестоносцы шли не освобождать гроб Господень, а грабить
Византийский император Алексей I Комнин отчаянно нуждался в союзниках, чтобы противостоять сельджукам, которые после битвы при Манцикерте захватили Малую Азии. Именно на его просьбу откликнулся папа Урбан II, который для этого собрал Клермонский собор. Однако этот призывавший к походу папа был тогда не единственным главой католической церкви. В Риме тогда правил «антипапа» Климент III, и он был не в восторге от идеи.
Значительная часть людей отправилась в Святую землю под воздействием проповеди Петра Пустынника, который обладал невероятным даром убеждения.
Проповедник начал призывать к походу на Иерусалим ещё до собора в Клермоне. Возможно, идея обсуждалась в окружении папы, и когда Пётр услышал её, то сразу же озвучил. Deus Vult!
Почему же идея получила большой отклик? Тут сыграл целый ряд факторов.
Во-вторых, XI–XII века — это период, когда в Европе начала расти набожность. А паломники, посещавшие святые места, рассказывали, как сарацины притесняют христиан.
Однозначно мотивацию крестоносцев определить нельзя. Кто-то шёл за добычей, кто-то за славой. Кому-то было нужно отпущение грехов, обещанное папой. Как это бывает и в современных войнах, в одном человеке могли сочетаться самые различные мотивы.
Низкая дисциплина, постоянные свары между командирами и отрядами плохо сказывались на результатах. Поэтому в походе 1270 года, который проводил Людовик IX, не было никакой «махновщины». Все рыцари были связаны контрактами. Орднунг и только орднунг.
5. Армии крестоносцев спокойно проходили через европейские страны
Во время первого похода крестоносцы, которые по пути к Святой Земле сильно мародёрствовали в Венгрии, натолкнулись на отпор — и понесли большие потери. Один отряд, состоявший из германских рыцарей, был почти полностью уничтожен венграми.
Тогда же войско Петра Пустынника понесло большие потери после попытки захвата византийского города Наис (ныне Ниш в Сербии). И это было не единственное столкновение ромеев с европейскими воинами, которые, по идее, должны были помогать империи.
Последней армией, которая прибыла на Ближний Восток по суше через Константинополь, была армия Фридриха I Барбароссы. Отныне крестоносцы предпочитали маршруты морем. И если численность сухопутных армий первых Крестовых походов остаётся предметом ожесточённых дискуссий, сохранившиеся документы позволяют определить, например, сколько воинов, обслуги и лошадей собирался перевезти в Святую землю французский король Филипп II.
6. Крестоносцы побеждали благодаря рыцарской коннице
Была ли сюрпризом для мусульман тактика и вооружение крестоносцев? Арабы имели возможность познакомиться с ними ранее, в Испании и Сицилии, а турки — при встрече с западноевропейскими наёмниками, сражавшимися в рядах византийских армий.
Знакомство с европейской тактикой показали уже первые бои против крестоносцев в Малой Азии. Тактика лёгкой конницы заключалась в быстрых засадах и набегах: всадники засыпали противника стрелами и начинали притворное отступление. На прямое столкновение с крестоносцами эмиры решались только при серьёзном численном перевесе.
С другой стороны, крестоносцы были знакомы с этими особенностями турецкой тактики. Например, Боэмунд Тарентский перед походом на Святую землю участвовал в войнах на юге Италии и на Балканах против Византии, которая использовала конных лучников. Некоторые из участников похода ранее служили наёмниками в составе византийских армий либо имели опыт войны на Сицилии против местных исламских правителей.
Рыцари брали не столько вооружением, сколько энергичными и удачными действиями.
Мотивации им было не занимать. После захвата и Антиохии, и Иерусалима крестоносцы нанесли поражения деблокирующим мусульманскими армиям, которые шли на помощь осаждённым городам.
В любом случае на противника это производило впечатление — крестоносцы внушали ужас.
Помогало и отсутствие единства среди мусульманских правителей. В XII веке местные феодалы были заняты выяснением отношений между собой, а не с крестоносцами.
Как вспоминал атабек Мосула и Алеппо Имадеддин (Имададдин) Зенги, сумевший отвоевать в 1144 году у крестоносцев Эдессу, больше всего времени он провёл, воюя с турецкими эмирами.
Впрочем, единства не было и в рядах крестоносцев. Многие из них не дошли до Иерусалима, так как остались в захваченных городах, либо повернули назад.
7. Мусульмане сразу же организовали «джихад» против неверных
А ещё через пару лет, пока крестоносцы продолжали успешную кампанию завоеваний в Сирии, эмиры Дамаска и Алеппо стали соревноваться в перетягивании христиан на свою сторону. В ход шло всё: обещания военной помощи, богатые дары, готовность платить дань — что угодно, только бы рыцари обрушились на конкурента.
В битве при Тель Башире в 1108 году по обе стороны были христианско-мусульманские армии. Танкреду Антиохийскому и эмиру Алеппо Рыдвану противостояла армия эмира Мосула Бодуэна Эдесского и его кузена Жослена, правителя Тель Башира. И никого это не удивляло — господа феодалы решали свои внутренние дела. Кстати, войско Антиохии и Алеппо победило.
Объявлению джихада мешали и межрелигиозные распри. Например, шииты тогдашнего Египта не горели желанием идти на помощь «единоверцам» суннитам в Сирии и Палестине. Более того, они открыто допускали перемирие и временные союзы с крестоносцами.
Классический пример — поход 1204 года, закончившийся взятием Константинополя. За пару лет до него египетский султан Аль-Адиль связался с венецианскими купцами и начал прозрачно намекать, что «поход в Египет» звучит плохо. А вот их общий враг, Византия, прямо напрашивается на погром и разорение. Realpolitik восторжествовал, в профите оказались все участники сделки: египетский султан, венецианские купцы и крестоносцы. Только вот Византию слегка покромсали, но такое в истории бывает часто.
8. Взятие Иерусалима было очень кровавым, потому что крестоносцы были варварами — в отличие от утончённых мусульман
Падение Иерусалима действительно шокировало весь мусульманский Восток. Но не своей кровавостью — турки-сельджуки не уступали крестоносцам в этом деле. Всё дело в исламской эсхатологии.
Исследуя еврейские и ранние мусульманские тексты, ряд историков сделали вывод, что восприятие Иерусалима как святого города у мусульман базируется на еврейских легендах о приходе мессии. Предполагалось, что он придёт и освободит город. Когда мусульманское войско вступало в Иерусалим, еврейское население города радостно приветствовало его. Позаимствовав очень многое у восточного христианства и еврейских сект Аравии, ислам воспринял и особое отношение к Иерусалиму.
Для мусульман Иерусалим де-факто стоял на втором месте после Мекки, мало чем ей уступая. Именно Иерусалим был целью ранних арабских завоеваний. Мусульмане должны были удерживать его до скончания времён — ведь пророчество же сбылось, Иерусалим попал в руки «истинной религии».
И тут Иерусалим пал. Мусульман разбили. Власть над городом захватили враги ислама.
Захват Иерусалима для многих мусульман был сродни Апокалипсису.
Такого просто не должно было случиться. Отсюда и жуткие описания резни, несколько преувеличенные, и ужас от падения города.
Что касается кровавости, то отвоёвывание мусульманами последних городов крестоносцев в Палестине сопровождалось ровно такой же резней и продажей уцелевших жителей в рабство.
Одним словом, воины, ведущие «священные войны», оказались квиты.
9. Все завоевания крестоносцев в Средиземноморье были потеряны к 1291 году
С падением Акры в 1291 году эпоха крестоносцев на Ближнем Востоке действительно подошла к концу. Однако их завоевания не ограничивались Левантом. Родос европейцы удерживали до 1523 года, Кипр — до конца XVI века, а Крит — до XVII. Несколько греческих островов, которыми завладели венецианцы, так никогда и не захватили османы.
Последним наследником Крестовых походов стал орден иоаннитов, просуществовавший как государство на острове Мальта до 1798 года. Впрочем, этот орден есть и сейчас. Его штаб-квартира находится в Риме, и Итальянская Республика признаёт его как суверенное государство.
Сейчас Израиль иногда рассматривается как современный Утремер, то есть государство крестоносцев на Ближнем Востоке.
10. Термины «крестовые походы» и «крестоносцы» недавно ввели в моду американские пропагандисты
Это не так. Воюя за господство над Индийским океаном в XVI–XVII веках с османами, португальцы считали, что ведут «священную войну». Риторика и обоснования напоминали времена Крестовых походов. «Крестовыми походами» считались и действия мальтийских рыцарей против берберийских пиратов в XVII–XVIII веках.
Но наступила эпоха Просвещения, и религиозные войны быстро стали считаться образцом дремучего фанатизма и отсталости. Заикаться о том, что страна ведёт «крестовый поход» или «священную войну» против противника, было моветоном.
Всё изменилось в XIX веке. «Крестовый поход» стал ассоциироваться не столько с кровавыми войнами, сколько с героическим порывом.
Например, среди части русской публики и генералитета было популярно сравнение русско-турецкой войны 1877–1878 годов с «крестовым походом». Спустя 50 лет в эмиграции генерал Епанчин написал книгу «Памятка крестового похода 1877–1878 года».
Но, конечно же, класс по части использования этих терминов показали в XX веке США. «Крестовые походы» лепились буквально ко всему. Главком экспедиционных сил в Европе во время Второй мировой войны генерал Эйзенхауэр назвал свои мемуары просто: «Крестовый поход в Европу».
Так что когда Джордж Буш-младший объявил «Крестовый поход против терроризма», он не изобретал велосипед, а просто использовал давно устоявшееся выражение.
То же самое творилось по ту сторону баррикад. Мусульмане в XX веке использовали этот термин в антиколониальной пропаганде. После занятия Израилем Иерусалима термин приобрёл второе дыхание, так что Усама бен Ладен и без всякого Буша умел ввернуть пару ласковых про «крестоносных понаехов».
Оценки Крестовых походов люди могут варьировать в очень широком диапазоне, согласно законам информационной войны. Но всё же стоит помнить, что есть историческая правда, которая может разрушить самые глупые заблуждения, мифы и выдумки — и мы в этом будем ей помощниками.
Детский крестовый поход был самым эпичным
25 июля 1212 года немецкие крестоносцы прибыли в Шпайер. Местный хронист сделал такую запись: «И случилось великое паломничество, шли мужи и девы, юноши и старцы, и всё это были простолюдины».
20 августа войско достигло Пьяченцы. Местный хронист отметил, что они спрашивали дорогу к морю: ещё в Германии они двинулись в поход, уверяемые, что «море расступится перед ними», так как Господь поможет им в достижении их священной цели. В те же дни в Кремоне видели толпу детей, пришедших сюда из Кёльна.
Немецкие дети терпели ужасные лишения, пересекая Альпы на пути из Германии в Италию, а те, кто пережил путь, столкнулись в Италии с враждебным отношением местных жителей, которые ещё помнили разграбление Италии крестоносцами при Фридрихе Барбароссе. Дорога к морю через равнину для французских детей была существенно легче. Добравшись до Марселя, участники похода ежедневно молились о том, чтобы перед ними расступилось море. Наконец, два местных купца — Гуго Ферреус и Гийом Поркус— «смилостивились» над ними и предоставили в их распоряжение 7 кораблей, каждый из которых вмещал около 700 рыцарей, чтобы плыть в Святую Землю. Затем их след был утерян, и только 18 лет спустя, в 1230 году в Европе объявился монах, сопровождавший детей (и немецких, и французских детей, по всей вероятности, сопровождали церковники, хотя это никак и не доказано), и рассказал, что корабли с юными крестоносцами прибыли к берегам Алжира, где их уже поджидали. Оказалось, купцы предоставили им корабли не из милости, а сговорившись с мусульманскими работорговцами.
Вот это я понимаю, братья-христиане.
Если с первой датой можно согласиться, то дата окончания — весьма спорная.
Да, последним был крестовый поход Махария, закончившийся в 399.M41.
Иерусалим это святой город для евреев,все омтальные переписали еврейскую историю под себя!
да такие же походы, как и сейчас в защиту демократии. Кто-то воюет, кто-то руки греет, а в учебниках напишут только даты, да ещё и ошибутся со странами
Спасибо, интересно, плюс.
Примитивная статья имхо
Не мой немой
Я, вообще не отдупляя что к чему: А что это было?
Счастье в мелочах
Есть у нас с женой ребёнок усыновленный. Со сложной судьбой, и проблемами со здоровьем. Лечим, делаем все возможное, чтобы стало ему лучше. У нас он уже пол года. Сейчас ему 3 года и 5 месяцев. Научился разговаривать, состояние улучшается. В один из вечеров, когда он, как всегда, не хотел засыпать, я придумал сказку про паровозик по имени Тёма. Как вы, наверное поняли, имя выбрано не случайно. Так зовут сына. Нет, его зовут не «паровозик Артём», его имя Артём))) И, в общем, с тех пор паровозик Тёма один из наших любимых героев. А любовь к самим поездам у него и так была)))
Дабы сделать ребёнку приятное, в один из выходных дней на прогулке пошли на станцию встречать и провожать поезда (благо, недалеко идти). Сын очень хотел встретить того самого паровозика. Но на станции, к сожалению, были только вагоны. Мы сделали вывод, что паровозик Тёма их привёз, и уехал в депо отдыхать. Выходной же, как-никак. Но, вдруг вдалеке показался поезд. Артём твёрдо заявил, что это и есть тот, кого мы ждём. И, действительно, это был маневровый локомотив, который привёз вагоны для сцепки состава. Радость у нас была огромная. Когда локомотив приблизился, сын стал махать ему рукой в приветствие. И, о боги, паровозик ему ответил! Машинист просто ему посигналил в ответ! Но, ребята, вы бы видели, сколько восторга это вызвало у Артёма! Сколько было счастья! Казалось бы, такая, ничего не значащая мелочь, но вызвала такую бурю эмоций у ребёнка! До самой ночи были разговоры о поездах, и что паровозик Тёма ему подудел)))
Просто хочу сказать спасибо тому парню в локомотиве. И всем, кто делает такие приятные мелочи. Для взрослых людей это все незначительно. Но ребёнок, который в свои 3 года пережил много тяжёлых моментов, стал немного, но счастливее. И улыбнулся ещё один лишний раз.
Спасибо, если дочитали. Сумбурно получилось, но хотелось выговориться. Делайте добро!
Заставили надеть маску
Точнее и не скажешь
И что-то мне кажется, такая ситуация на большинстве крупных организаций.
Интеллигентная
Заходит дедок, двери закрываются, он стоит некоторое время над ней, потом пинает её по ноге грязным ботинком, и орет чуть ли не на весь вагон
— Проявила бы уважение к человеку который тебя старше, место бы уступила!
Девушка испуганно на него смотрит, наконец приходит в себя и поднимается. Потом язвительно ему говорит
— Уважение, это признание чьих либо положительных качеств. Я проявлю сострадание.
В наше время люди уже почти разучились так формулировать свои мысли )))
Варежки надевать на статуи нельзя
Принципиальный
От отрицания к принятию за три месяца (#comment_206629566):
В тюрьму, видимо, не взяли, пришлось прививаться (Вопрос к лиге. ):
Ну наконец то, первое грамотное объяснение необходимости вакцинации
Реабилитация от ковид
С праздником!
Перевод: «Страны, которые празднуют независимость от Польши»
Локдаун у каждого свой
Фото ж0пы на фоне храма
Прошу Следственный Комитет РФ рассмотреть эти фотографии на предмет оскорбления чувств верующих, найти виновных и наказать.
Хитрая козочка
Выходная неделя
3 ноября. Среда. Звоню в банк по работе.
— Приветствую. Девушка, мне перевод надо сделать.
— Здравствуйте, или сегодня или в понедельник 8 ноября.
— А почему завтра нельзя?
— Завтра настоящий выходной.
— Настоящий?! Сегодня тоже вообще-то выходной!
— Сегодня понарошечный.
— Какой?
— Ну все же всё понимают…
Михаил Трухин. По коридорам гостиницы «Душанбе» бегали вооруженные люди, искали, где живут русские
Молодой актёр Михаил Николаевич более, чем 30 лет назад играл роль советского солдата в художественном фильме «Афганский излом» (советский фильм режиссёра Владимира Бортко об Афганской войне), который снимали в Таджикистане.
Фильм «Афганский излом» примечателен ещё тем, что главную роль в фильме исполнял итальянский актёр и кинорежиссёр Микеле Плачидо, известный по роли комиссара Коррадо Каттани в итальянском телесериале «Спрут» (фильм о борьбе с организованной преступностью) 1984 года. Телесериал «Спрут» про итальянскую мафию был популярен в Советском союзе.
Киногруппа оказавшейся в Душанбе зимой в 1990 году невольно стала свидетелем проявления крайнего таджикского национализма, которая разыгралась на глазах съёмочной группы в Таджикистане.
Учась в актерской студии Александринского театра у Игоря Олеговича Горбачева, я снимался в «Афганском изломе» у Владимира Бортко. Мы полетели в Таджикистан, а там началась война. Мы застали несколько дней этой гражданской войны. Видели все в окно гостиницы, которая называлась «Душанбе». Баррикадировались в номерах, потому что по коридорам бегали вооруженные люди, искали, где живут русские. Администратора картины Никиту Матросова убили в первый же день беспорядков. Потом ОМОН оцепил гостиницу. Группу «Альфа» прислали из Москвы по распоряжению министра культуры Николая Губенко, чтобы нас эвакуировать.
Сначала на танках везли на военный аэродром и оттуда спецбортом в Ташкент. Самолет назывался «Черный тюльпан», на нем возили гробы из Афганистана.
Я был помоложе тогда, мало что соображал… 18 лет мне исполнилось. Порог инстинкта самосохранения в этом возрасте очень низкий. Мне это казалось каким-то увлекательным приключением. Колоссальный выброс адреналина, когда ты видишь неуправляемую разъяренную толпу, огромную биомассу, которая идет и давит все на своем пути. Вот как сель сходит с гор, так и эта толпа. Камнями в гостинице все стекла вышибли… Я чудом дозванивался домой и говорил маме:
«Если по телевизору увидишь, не волнуйся». А она и не волновалась. В новостях это не показывали.
Мы прилетели сюда снимать кино про исход Афганской войны, а из окон гостиницы наблюдали бои настоящие. На улицах избивали людей, особенно женщин некоренной национальности, грабили и громили магазины, выбивали стекла в нижних этажах зданий, нашей гостиницы в том числе (большая часть аппаратуры у нас была разбита).
Вечером того же дня погиб администратор нашей группы Никита Матросов. Его прошило автоматной очередью в тот момент, когда он выходил из подъезда дома, с балкона которого снимал любительским фотоаппаратом происходившее на улице Ленина.
У меня замечательные воспоминания о том времени, несмотря на то что съемки были действительно опасными.
Нам с большим трудом удалось выбраться из города и в ночи успешно добраться до аэропорта…
Съёмочную киногруппу из Душанбе (Таджикистан) в Ташкент (Узбекистан), эвакуировал советский спецназ «Альфа» на военном транспорте, а съёмки кинофильма «Афганский излом» были перенесены в Крым и Сирию.
Киногруппа не досчиталась администратора кинокартины Никиты Матросова, он погиб от рук таджикских националистов.
По данным Таджикистана русских в 1989 году в советской республике Таджикистан проживало 388 481 человек, а уже на 2010 год русских в независимом Таджикистане оставалось 34 838 человек.
Февраль 1990 года трагически прославился массовыми беспорядками с погромами в Таджикистане, возникшими на почте таджикского национализма.
Правда, о трагедии геноцида русского народа и до сих пор проявляющейся русофобии в постсоветской Средней Азии не принято вспоминать.
Телепередача «Михаил Трухин. Судьба человека с Борисом Корчевниковым» (интервью о Таджикистане смотреть с 19 минуты) на России 1.