проблема развития общества в истории
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА.
Проблема 1 – социальной закономерности. Социальная закономерность – объективная, повторяющаяся, существенная связь явлений общественной жизни, характеризующая магистральное направление развития общества (Аристотель, А.Августин, Дж.Вико, Ш.Монтескье, Г.Гегель, О.Конт, К.Маркс).
Закономерные, направленные, прогрессивные изменения в обществе в ходе его исторического развития признавали философы-детерминисты.
По Г.Гегелю, история – «прогресс духа в сознании свободы», который развертывается через «дух» народов, сменяющих друг друга в истории по мере выполнения своей миссии. Объективная закономерность прокладывает себе дорогу независимо от желания отдельных лиц: это «хитрость Мирового разума», пользующегося индивидуальными интересами для достижения своих целей.
Согласно марксизму, развитие общества является процессом естественно-историческим: этот процесс объективен и закономерен, как и природные процессы, но является результатом коллективной деятельности людей. Однако законы истории носят не субъективный, а объективный характер: они создаются людьми, которые затем подчиняются им как чему-то сверхиндивидуальному.
Понятие общественно-экономической формации позволяет обнаружить в истории общую закономерность, поступательно-прогрессивный характер ее динамики. В истории существуют законы разной степени общности. Общие проявляются на всех этапах истории (закон соответствия производственных отношений уровню развития производительных сил); действующие в определенных формациях (классовая борьба в антагонистических обществах); свойственные отдельной формации (закон производства прибавочной стоимости при капитализме).
Сравнение | Природные закономерности | СОЦИАЛЬНЫЕ закономерности |
Время | Вечны, как и сама природа | Возникли вместе с обществом |
Механизм реализации | Действуют независимо от сознания и воли людей | Вырабатываются только людьми в ходе их коллективной деятельности |
Характер | Динамические и статистические | Преобладают статистические |
Степень точности | Динамические: реализуются неукоснительно, статистические – предполагают вероятность и случайность | Не столь неукоснительны и точны, учитывая свободу человека, его способность к совершению выбора |
Уникальность | Постоянно повторяются | Нет однозначных повторений |
Философы-индетерминисты отрицали закономерность и направленность изменений, общественный прогресс. В.Дильтей и неокантианцы В.Виндельбанд и Г.Риккерт разграничили «науки о природе» и «науки о духе (культуре)». В первых, в отличие от вторых, невозможно обобщение, выявление закономерности, «науки о духе» имеют дело с единичными и уникальными явлениями. Эта мысль воплотилась в идее О.Шпенглера о несравнимости локальных культур.
К.Поппер в труде «Нищета историцизма» философию истории К.Маркса расценил как «историцизм», основанный на масштабных обобщениях, пророчестве, предопределении. Свой подход К.Поппер назвал «антиисторицизмом».
Этот подход отрицает универсальные исторические законы, цель и смысл истории, единую историю человечества, общественный прогресс. Прогресс как движение к некоторой цели возможен только для людей, но не для истории. Прогрессировать могут только человеческие индивидуумы, защищая институты демократии, от которых зависит свобода. История может быть истолкована и как прогрессивный процесс (борьба с рабством), и как регрессивный (расизм). Прогресс относителен, не существует его объективных критериев. Марксизм же абсолютизирует прогресс как историческую неизбежность.
Проблема 2 – определяющего фактора развития общества.
Концепция | Сторонник | Главная идея |
Материалистический подход | ||
Экономический детерминизм | К.Маркс | Материальная, экономическая сфера является определяющей: производственные отношения (собственности на средства производства) – «реальный базис», определяющий политико-идеологическую «надстройку» |
Демографический детерминизм | Т.Мальтус | «Железный» или «естественный закон» – если народонаселение увеличивается в геометрической прогрессии, то материальные средства его существования – в арифметической. Следствием является бедность. Несмотря на «естественное» регулирование численности населения посредством голода, войн и эпидемий, наступает «абсолютное перенаселение», с которым необходимо бороться путем регулирования рождаемости |
Технологический детерминизм | Д.Белл, А.Тоффлер | Определяющую роль играет прогресс техники и технологии и вызываемое им отраслевое и профессиональное разделение труда. Переход к новому типу общества обусловлен технологической революцией и ее социальными последствиями, которые определяют облик новой цивилизации |
Натуралистический подход | ||
Географический детерминизм | Ш.Монтескье, Л.Мечников | Решающая роль географического положения и климатических условий. Ш.-Л.Монтескье: климат, почва, рацион питания и состояние земной поверхности определяют дух народов и характер их развития. Л.Мечниковв труде «Цивилизация и великие исторические реки»: неравномерность развития народов зависит от изменения роли водных ресурсов и путей сообщения. Три этапа цивилизации: речной – государства в долинах Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы; средиземноморский – от основания Карфагена; океанический – после открытия Америки |
Биологический детерминизм | Г.Спенсер, Ж.Гобино, Э.Уилсон | Г.Спенсер: учение социал-дарвинизма – развитие общества сводится к естественному отбору и борьбе за существование, социальные конфликты и войны – естественные и вечные проявления стремления человека к господству над другими. Ж.Гобинов работе«Опыт о неравенстве человеческих рас»: культура и социальные институты обусловлены расовыми особенностями. Э.Уилсон в теории социобиологии выдвинул идею генно-культурной эволюции:социокультурное развитие человека объясняется изменениями его генома, ведущих к появлению новых, значимых социальных качеств, техническим изобретениям, изменению образа жизни |
Космический детерминизм | А.Л.Чижевский, Л.Гумилев | Объясняет социальные процессы влиянием внеземных факторов. А.Л.Чижевский в работе «Земное эхо солнечных бурь»: примерно каждые 11 лет на Земле происходят войны, революции, кризисы в связи с циклами активности Солнца. Л.Гумилевв книге «Этногенез и биосфера Земли»: теория пассионарности – формирование народов обусловлено воздействием солнечной энергии: пассионарии ведут за собой большинство |
Идеалистический подход | ||
Ценностный детерминизм | Французские Просветители, О.Конт, И.Кант, К.Ясперс | Духовная сфера общества имеет определяющее значение. Философы Просвещения определяющим считали прогресс разума, образования и науки. О.Конт: прогресс человеческого духа состоит в совершенствовании способов объяснения мира. По И.Канту, всеобщий моральный закон – «категорический императив» – регулирует отношения между людьми, народами и государствами, способствуя искоренению войн. По К.Ясперсу, побудительным началом мировой истории выступает «осевое время» – эпоха духовного пробуждения единства человечества |
Проблема 3 – форм развития общества. Их две – эволюция (главным ее теоретиком был Г.Спенсер) и революция(главным теоретиком этого пути был К.Маркс). В первом случае общество развивается постепенно без резких изменений, во втором – имеют место резкие, глубокие преобразования. Социальные движения бывают реформаторские и революционные. Первые предпочитают путь реформ, которые в итоге могут привести к глубоким преобразованиям; вторые – делают ставку на насильственное ниспровержение существующего социального строя. Если существующие в обществе острые долгосрочные проблемы не решаются путем реформ, это может привести к революции, которая, в свою очередь, открывает новые возможности для эволюционного развития.
7.4. Проблема развития общества.
Человеческая жизнедеятельность протекает на основе его целей, мотивировок поступков, интересов, страстей, веры и многих других идеально – целеполагающих компонентов. Можно ли в этом случае говорить об объективности общественной жизни, присущи ли ей законы? Но жизнь общества глубже, чем нам даёт поверхностное представление. Как и любая отграниченная система, она функционирует и развивается по законам и закономерностям. Отличие их от законов природы в том, что они проявляются «через людей», в их сознательной деятельности. Например, закон соответствия сфер общественной жизни, закон единства производительных сил и производственных отношений, труд как необходимое условие человеческой жизни и т.д.
Но жизнь общества – это не только сохранение и воспроизведение социальных структур. Она развёрнута в историческом времени и социальном пространстве, представляет собой исторический процесс. Каковы причины, источники и направленность развития общества? Эта проблема имеет выход в общую проблему социального детерминизма и включает в себя:
– вопрос о закономерных и незакономерных, причинных и непричинных связях, о необходимости и случайности, динамических и статистических закономерностях и др.;
– обусловленность общественного развития, т.е. причины, факторы, обеспечивающие саморазвитие общества.
Большой вклад в решение проблемы внёс К.Маркс. Определяющую роль в развитии общества он отводил материальному производству, ввел понятие базиса как первоосновы общества, на которой формируется надстройка. Его плодотворные разработки теории социальной причинности легли в основу многих современных концепций общественного развития. Основные её положения сводятся к следующему:
Причинные связи в обществе реализуются только через деятельность людей.
Причинные связи в обществе – не отношения между объектами, отношения субъект – объектные и субъект – субъектные.
Причинные связи в обществе включают такие звенья, которых нет в природе: социальные потребности, интересы, цели и средства, идеальные мотивы.
Причинные цели имеют относительную самостоятельность, хотя, в конечном итоге отражают материальные процессы.
Особо важную роль в общественной жизни играет перенос информации от причины к следствию.
Причинные связи в обществе носят более многообразный характер.
Следует отметить, что понятие социальной причины и движущей силы истории не тождественны. Не любые действующие в обществе причины относятся к движущим силам исторического масштаба. Понятие движущих сил отражает особый вид социальных причинных связей, – они связаны с противоречиями общественного развития. Движущие силы истории – такие причинные связи, которые непосредственно возникают на базе присущих обществу коренных объективных противоречий. Они включают в себя противоречия в качестве своего начала, выступают как основные причины самодвижения, саморазвития общества. В отличие от частных – это причины общие, существенные, повторяющиеся.
В современной литературе присутствуют две основные концепции развития общества: формационная и цивилизационная.
Формационная концепция берёт своё начало из учения Маркса. Маркс вводит понятие общественно – экономической формации как конкретно – исторической формы бытия общества. Складывающиеся на определённой ступени развития общества производственные отношения составляют базис и формируют надстройку общества (идеи, институты, учреждения). Надстройка оказывает обратное влияние на базис. В этом случае развитие общества понимается как движение по ступеням: общий ход истории – последовательная смена формаций (первобытнообщинной, рабовладельческой и т.д.). Идея Маркса, направленная против идеалистических трактовок развития общества, всё же не учитывала всего богатства и разнообразия общественных процессов, своеобразия социокультурных условий того или иного общества, тем самым формализовала исторический процесс. Всё, что составляет историческую и национальную особенность народов, относится к чему-то несущественному, к пережиткам, подлежащих к изживанию. Внутриформационное пространство должно становиться всё более обезличенным. Формационная теория превратилась в запрограммированную историю жёсткой предопределённости единого для всех будущего. Кроме того, нельзя утверждать, что материальное производство есть определяющее (достаточное) условие общественной жизни, хотя и, бесспорно, необходимое. В действительности надстройка обнаружила способность приобретать возрастающую независимость от базиса и воздействовать на него. Основу этой независимости составляют меняющиеся качества человеческого субъекта – индивидуального и группового. Особенно это проявилось с возникновением и развитием техногенной цивилизации, которая развила и усложнила общественную систему, вводя новые связи, видоизменив старые.
Цивилизационный подход, предложенный в своё время А.Тойнби, не отмечает определяющую роль способа производства в существовании и развитии общества. Им за основу берутся другие факторы духовного и социально – политического порядка. Цивилизация, по Тойнби, – устойчивая общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. Движущими силами истории, по его мнению, являются:
– вызов, брошенный цивилизации из вне (невыгодное географическое положение, военная агрессия и т.п.);
– деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Творческое меньшинство цивилизации ведёт за собой инертное большинство. Каждая цивилизация конечна в своём существовании, она проходит четыре стадии: зарождение, рост, надлом, дезинтеграцию, завершающуюся исчезновением. Цивилизационный подход строит свои рассуждения на понимании цивилизации как активном, преобразовательном отношении к природе. Процесс развития понимается с точки зрения изменения характера воздействия на природу, совершенствования средств производства. На этом основании выделяют аграрную (традиционную), промышленную (индустриальную), информационную (постиндустриальную) цивилизацию. Сторонники этой теории движение общества видят как смену цивилизаций, но механизм процесса, глубинные причины до конца не объясняют.
Задача заключается в том, чтобы вычленить в самой деятельности человека некоторые всеобщие условия и моменты, выступающие её побудительными силами: потребности, интересы, цели, средства и т.д. Под влиянием внешних и внутренних условий формируется потребность. Она является мощным побудителем и стимулом человеческой деятельности. Стремление к удовлетворению потребностей побуждает человека, коллектив, группу, общество активно действовать. Потребности реализуются через интересы. Через интересы формируется более сложное отношение человека к обществу: отражается реальный статус, положение данных групп и личностей в обществе.
Различие интересов, их многообразие проявляется через общественные противоречия, которые и служат источником развития общества. Причём, взаимодействие интересов происходит через реальные общественные отношения, в реальных социокультурных условиях.
Таким образом, движущей силой развития общества выступает сам социальный субъект наряду с общественными противоречиями, борьбой, мотивами и интересами. Но как носитель общественных процессов, он, в конечном счёте, осуществляет переход от одного периода истории к другому. Движущие силы общества – это не вообще все силы, противоречия, причины и т.д., существующие в обществе. Это – деятельность людей, раскрытая с точки зрения её внутреннего механизма, её факторов и причин.
1. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., 2005. Разд. VII, гл. 2.
2. Кемеров В.Е. Социальная философия. – М., 2002.
3. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. Гл. 7, п. 2, 4.
Философское учение о развитии общества
Концепции общества в истории философии. Понятие общества
Многие науки изучают общество как объект. В основной массе это «науки о духе». Здесь история, социология, этнография, культурология и т.п. Также общество является специфическим предметом философской рефлексии. Отличие философии от научных дисциплин заключается в том, что она делает акцент на аксиологическую составляющую общества. Обращая внимание на проблемы значения и цели истории, уделов и перспектив человечества, направленности исторического процесса, слаженного социального порядка, адекватных и неадекватных действий людей в истории и многое другое, что не касается вопросов развития структуры и механизмов общества.
Философия – это та наука, которая раскрывает не только объективные знания относительно общества и истории, но и предлагает систему ценностей. С их помощью можно выразить представление об обществе и месте человека в нём. Философское знание в этом контексте приобретает мировоззренческие очертания касательно вопросов об обществе и человеке, таким образом, объясняя его очевидную природу.
Философия создаёт единый облик истории и исторических процессов, частным наукам об обществе эта функция недоступна.
Французский философ Э. Калло говорил, что философская наука способна одновременно объяснять исторические данные и синтезировать их, философы, в свою очередь, изучают историю, чтобы показать, как все события подчинены законам и целям.
Теория идеального государства Платона
Открытие в мире концепций общества и государства совершил ещё Платон. Он представил миру свою теорию идеального государства. Он уже тогда понял, что для достижения общего блага, что, по его мнению, является конечной целью государства, необходимо подчинить частные интересы людей. Согласно его воззрению, идеальное государство делится на три касты: философы или правители, воины или стражи, ремесленники и земледельцы. Такое разделение Платон сделал, опираясь на представление о составляющих человеческой души: разум, ярость, вожделение. Мыслитель утверждал, что душевные свойства человек приобретает ещё до рождения, а рождается представителем определённой касты.
Относительно государства он рассуждал в таком русле, что оно также может быть мудрым и честным, если его правитель наделён такими душевными свойствами. В силу того, что мудростью, по мнению Платона, наделены только философы, значит, они и являются наилучшими руководителями. Воины должны защищать от всех врагов. Роль ремесленников и земледельцев заключается в обеспечении всеми необходимыми материальными благами общество. Жизнь в государстве справедлива, если представители каждого сословия добросовестно подходят к выполнению своих обязанностей. Для этого земледельцам и ремесленникам нужна семья и собственность, остальные в этом не нуждаются.
Средневековая философия общества
В средние века философские воззрения на природу общества кардинально изменились. Сформировалась новая линейная концепция исторического процесса. История зарождается с момента грехопадения первых людей, а заканчивается в конечно итоге Страшным судом и вторым пришествием Христа.
Ключевыми идеями этого времени являются концепции, предложенные Аврелием Августином. Суть его воззрений заключается в том, что история человечества – это нескончаемая борьба добра со злом, а также процесс, направленный на спасения человечества во имя обретения им потерянного единства с Богом.
Философские представления эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения философы так же, как и в другие периоды развития общества, интересовались социальной составляющей. Ведущей фигурой этого времени стал Н. Макиавелли, который подошёл к проблеме общества и государства с новой стороны и принципиально изменил представления человека. Мыслитель утверждал, что политика должна стать свободной, в первую очередь, от философии, а также от других внешних установок. Церковь, этические нормы и др. не должны влиять на политику. Она должна быть свободной.
Данная концепция совершила в мире философии серьёзный переворот, ведь ее предметом стала политика действительности, а не идеализированное общество с умозрительными конструкциями.
Философские взгляды на общество в Новое время
Новое время тоже подарило миру свои оригинальные идеи и концепции относительно общества и политики. Концепция естественного права и общественного договора заняла ключевое место на позициях философского учения.
Относительно концепции естественного права и общественного договора Т. Гоббс высказывался, что человечество постоянно находится в состоянии соперничества, иными словами идёт война всех против всех. А заключение общественного договора – спасение для всех.
Общественный договор – это специфическая форма договора каждого с каждым, в основе которого лежит передача общей власти права управлять собой.
Тот факт, что человечество пришло к пониманию необходимости заключения общественного договора, говорит о переходе к гражданскому обществу. Наличие государства является определяющим признаком гражданского состояния. Заключение данного договора подразумевает передачу людьми своих прав власти держателю. Все ему подчиняются. Т. Гоббс также отмечал, что по общественному договору не все права передаются правителю. Подданные сохраняют за собой право на жизнь, право не свидетельствовать против себя, право на решение семейных дел, право на выбор места жительства, а также права покупать и продавать.
Д. Локк уточнил и дополнил естественные права, которые не могут быть отняты у человека от рождения и до смерти. Среди них право на жизнь, свободу и собственность. Именно на основе этих прав и базируются все гражданские законы.
Концепцию общественного договора постоянно совершенствовали и предлагали её новые формы. Философ и просветитель Ж.-Ж. Руссо утверждал, что люди всё же по природе своей добры, а значит, их естественному состоянию характерны счастье, простота и свобода. Переход от естественного состояния общества к гражданскому породил неравенство, поскольку основой последнего является частная собственность. Именно гражданское общество делает человека злым. Общественный договор в этом случае сможет сохранить справедливость гражданского состояния. Согласно положениям общественного договора каждый человек – подданный и суверен в одном лице, это и есть гражданин, по мнению Ж.-Ж. Руссо.
Идеалистические концепции философии
До середины XIX в. философская наука находилась под покровительством двух идеалистических концепций: субъективистской и объективистской. Придерживаясь концепции исторического субъективизма, можно утверждать, что развитие общества происходит благодаря действиям великих людей – правителей. От их действий напрямую зависит то или иное историческое событие. В купе эти события являются определяющим фактором хода истории.
Говоря об историческом объективизме, стоит сказать, что главную роль в истории играют надличностные силы. Здесь имеются в виду божественная воля, Абсолютная идея, Мировой дух. Процесс развития общества зависит от характера целей, но никак не от воли определённых личностей.
Конец XIX – начало XX вв. ознаменован новыми взглядами философской науки на историю. Сформировалось мнение, что исторический процесс не носит линейный характер, а является цикличным. История человечества представилась как ряд приходящих друг другу на смену цивилизаций.
Современные концепции философии
Современная философия также не смогла прийти к единому мнению о формировании и происхождении человеческого общества. Сегодня существует несколько подходов: формационный и цивилизационный. Несколько концепций: линейная, циклическая и др. Такая ситуация является отражением многообразной действительности исторической жизни людей, которая не может отвечать лишь одной определённой концепции философии. Такое разнообразие концепций является скорее достоинством современной науки.
Общество – это единая самоорганизующаяся система отношений между людьми.
Смысл общества состоит в том, что люди взаимодействую между собой, при этом общество является процессом взаимодействия, формой и результатом.
Общественные отношения – это взаимодействия между людьми, которые носят устойчивый и значимый характер, и в них индивидуальное отождествляется с социальным.
Общественная структура складывается из нескольких сфер:
Каждая сфера призвана удовлетворять определённый круг потребностей человека. Экономическая сфера соответствует материальным потребностям. Потребности в порядке организовывает политико-правовая, социальная сфера отвечает потребности в общении, а духовная ответственна за самореализацию и развитие личностных способностей.
Являясь целостной системой, общество состоит из связанных элементов. В силу этого стоит отметить, что ослабление работы хотя бы одной подсистемы, ведёт к негативному результату всей. Более того, существуют общие законы и положения, которые реализуются во всех сферах, регулируя их действия.
Общество – это система, из которой невозможно удалить даже одну её подсистему, не задев другие и не причинив урон. При этом каждая сфера общества тоже целостной системой с множеством элементов.