проанализируйте историю западноевропейских стран
Таблица по истории 9 класс Страны Западной и Центральной Европы
Аспекты развития | Франция | Германия | Австро-Венгрия |
---|---|---|---|
Политический строй, его изменение | Третья республика, согласно Конституции, принятой в 1875 г., Франция становилась парламентской республикой | Полуабсолютистская монархия с очень большими полномочиями монарха (кайзера) и слабым парламентом (рейхстагом), который имел очень ограниченное влияние на правительство | Конституционная дуалистическая монархия. Делилась на 2 части – Австрийскую империю, управляемую с помощью Рейхстага, и Венгерское Королевство, включавшее в себя исторические земли венгерской короны и подчиняющееся венгерскому парламенту и правительству |
Динамика экономического развития | Занимала 4 место по многим экономическим показателям, оставалась второй колониальной державой мира и вторым финансовым центром, формирующим мировую экономику. Отставала от темпов индустриализации | Накануне Первой мировой войны Германия вышла на второе место в мире после США по объёму промышленного производства | Крупнейшая по населению и территории в Европе |
Проблемы, события общественной жизни | Нехватка собственного сырья и угля, машин и оборудования. Сохранялось большое количество мелких предприятий ремесленного типа, где не применялась новая технология | Создание единой государственной собственности путём национализации железных дорог, почты, телефона. Введение монополии на табак и алкоголь. Создание общегосударственной судебной системы, принятие единых для всей страны гражданского и уголовного кодексов | Снизили имущественный ценз 1868 г. Чехия, Моравия и Силезия поставили вопрос об отделении от Австрии. Чехи провели своих представителей в депутаты австрийского парламента. Социального законодательства не было. Конфликты в стране не утихали |
Социальные движения | С ростом промышленности начало развиваться рабочее, профсоюзное движение. Под его влиянием в 1880 г. были приняты законы об ограничении продолжительности рабочего дня, о введении обязательного выходного дня, создании системы страхования по болезни и от несчастных случаев |
© 2021Copyright. Все права защищены. Правообладатель SIA Ksenokss.
Адрес: 1069, Курземес проспект 106/45, Рига, Латвия.
Тел.: +371 29-851-888 E-mail: [email protected]
Конспект по истории на тему «Страны Западной и Центральной Европы» (9 класс)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1» г.Вилючинск
Ведущие страны мира в сер. XIX – нач. XXв. Урок 3. Страны Западной и Центральной Европы
«Всеобщая история. История Нового времени 1801-1914» 9 класс. Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов.М: «Русское слово» 2020
Гудзишевская Нина Валентиновна
Цель: проследить эволюцию политического и социально-экономического развития стран Западной и Центральной Европы в конце XIX в. – начале ХХ в.
· рассмотреть процесс становления Третьей республики, характеризовать полити-ческую и экономическую жизнь Франции II пол. XIX в.;
· дать характеристику основным направлениям политики О. фон Бисмарка, выяснить её особенности; выяснить изменения политического курса после прихода к власти Вильгельма II ;
· проследить процесс образования двуединой Австро-Венгерской монархии, выяснить особенности её политического устройства и экономического развития;
· продолжить формирование умений сравнительного анализа, оценки исторических деятелей; умений формулировать аргументированную точку зрения по проблемам урока;
· развивать умения участвовать в «мозговом штурме», вести дискуссию
Тип урока: урок изучения нового материала с использованием технологии развития критического мышления, коллективного обучения, ИКТ
Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы, учебник «Всеобщая история. История Нового времени 1801-1914» 9 класс. Н.В.Загладин, Л.С.Белоусов.М: «Русское слово» 2020.
1. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, распределение учащихся по группам.
2. Мотивационно-целевой этап.
Слайд 1. Тема урока: Страны Западной и Центральной Европы. Запись темы в тетрадь.
Слайд 2. Сегодня на уроке я предлагаю в качестве рабочей гипотезы рассмотреть следующие тезисы:
В к. XIX в. в Западной и Центральной Европе завершился процесс перехода к индустриальному обществу. Результаты этого процесса нельзя оценить однозначно: наряду с достижениями в различных сферах общественной жизни индустриальное общество не только углубило существовавшие проблемы, но и породило новые.
Каким образом можно проверить верность гипотезы?
Слайд 3. Формулировка цели урока: проследить эволюцию политического и социально-экономического развития стран Западной и Центральной Европы в к. XIX в. – нач. ХХ в.
3.Изучение нового материала.
Слайд 4. План работы групп и проверки выполнения заданий.
1. Франция в к. XIX в. – нач. ХХ в.
1.1. Экономика Франции в к. XIX в. – нач. ХХ в.: достижения и проблемы.
1.2. Основные процессы политической жизни Франции.
2. Германская империя.
2.1. Экономическое развитие Германии к нач. ХХ в.
2.2. Государственное устройство Германской империи. Внутренняя политика О.фон Бисмарка.
Работа групп – 7-10 мин., затем проверка выполнения задания.
Слайд 5. Вариант выполнения задания 1 группы.
1.1. Экономика Франции в к. XIX в. – нач. ХХ в.: достижения и проблемы.
Факторы, определившие развитие экономики
Контрибуция 5 млрд.
Потеря сырьевых районов Эльзаса и Лотарингии
Преобладание мелких и средних предприятий тормо-зило внедрение новой техники
Низкая покупательная спо-собность основной массы населения – крестьян
Расширение железнодорожно-го строительства, появление акционерных обществ
Низкая урожайность зерновых
Промышленное производство в основном предметов роско-ши
Вывоз капиталов в ростовщи-ческой форме
Господство финансовой олигархии
Широкий слой рантье
В к. XIX в. – нач. ХХ в. Франция оставалась аграрно-индустриальной страной.
Слайд 6. Вариант выполнения задания 2 группы.
1.2. Основные процессы политической жизни Франции.
Факторы, определив-шие политическое развитие
Борьба сторонников восстановления империи и республиканцев
Закон «О свободе печати и собраний», появление различных СМИ, отмена запрета на политическую агитацию
Свобода профсоюзов и забастовок
Введение светского образования, государственных программ
Пенсии для рабочих; подоходный налог; социальное страхование.
Отсутствие реального всеобщего избирательного права
Коррупция государствен-ных чиновников: «панамский скандал», «дело Дрейфуса»
Главным результатом и достижением политического развития Франции к началу ХХ в. было сохранение и укрепление республиканского строя.
Слайд 7. 2. Германская империя.
Беседа с учащимися: Этот государственный деятель сыграл громадную роль в истории не только Германии, но и всей Европы, ему принадлежат слова: «Стоит только посадить Германию в седло, а уж поскакать она умеет». Кто этот исторический деятель? (Отто фон Бисмарк)
Слайд 8. Вариант выполнения задания 3 группы
Экономическое развитие Германии к нач. ХХ в.
Факторы, определившие развитие экономики
Контрибуция от Франции, вывоз оборудования
Наличие полезных ископаемых
Политика протекционизма, господдержка науки и изобретений
Типичные черты характера немцев
Появление передовых техноло-гий
Строительство железных дорог, создание торгового и военного флота
«Прусский путь» развития сельского хозяйства
Что, по вашему мнению, в развитии экономики могло стать проблемой не только для Германии, но и для всего мира? (милитаризация несла угрозу развязывания войны за передел мира)
Слайд 9. 2.2. Особенности государственного устройства Германской империи.
Комментарии к схеме:
Внутренняя политика О.фон Бисмарка.
Основные направ-ления внутренней политики
Контроль светской власти над образованием, регистрация браков в госучреждениях
Укрепление единства госу-дарства, отчуждение католи-ков от политической жизни империи
Борьба с социализмом
Рабочее законодательство: стра-хование от несчастных случаев, пенсии, ограничение рабочего дня, запрет детского труда до 13 лет
Усиление влияние реформа-торов в обновленной СДПГ
Лучшее социальное законно-дательство в мире
Пангерманизм: политика онеме-чивания, антисемитизма, милита-ризация экономики
Подготовка к войне
Оцените государственную деятельность О.фон Бисмарка с точки зрения его стремления усилить единство Германии (ответы учащихся в произвольной форме, основная задача подобрать правильную аргументацию в поддержку или опровержение вывода)
Слайд 12. Австро-Венгрия.
В состав Австрии вошли Чехия, Силезия, Далмация, Буковина, Истрия, Моравия, Галиция, Крайна. На территории Венгрии находились Трансильвания, Воеводина, Банат, Хорватия и Словения, Словакия, Закарпатье.
Слайд 13. Комментарии к схеме:
Слайд 14. Задание: стр. 121 последний абз. – 123, выясните основные тенденции в развитии Австро-Венгрии, выводы систематизируйте в таблице
4.Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся.
5.Обсуждение домашнего задания.
Слайд 15. Домашнее задание:
§ 14, закончить составление таблицы «Австро-Венгрия в к. XIX – нач. ХХ в.
Презентация/реферат* «Исторический портрет» (исторический деятель Франции, Германии или Австро-Венгрии по выбору учащихся)
Слайд 16. Источники:
Стр. 115-116 102 абз., дополнительный материал. Выяснить достижения и проблемы экономического развития Франции в к. XIX в. – нач. ХХ в., выводы систематизировать в таблице.
До 70-х гг. XIX в. Франция по объему промышленного производства занимала 2 место в мире, уступая только Англии. После франко-прусской войны темпы промышленного развития Франции замедляются, она переместилась на 4 место в мире.
Проблемой была выплата 5 млрд. контрибуции. По условиям мира, германская армия оставалась во Франции до полной уплаты долга. Контрибуция была выплачена в 1873 г.
Рост промышленности Франции тормозился нехваткой собственного сырья, угля, технического оборудования (до 80 % машин ввозилось из-за границы). В стране преобладали мелкие предприятия, на которых практически не применялись новые технологии. В основном Франция производила товары лёгкой промышленности, предметы роскоши, имевшие ограниченный спрос. Также рост промышленности сдерживался низкой покупательной способностью населения.
Около 70% населения страны составляли крестьяне. Большинство крестьянских хозяйств владели небольшими участками, что ограничивало их производительность. Крестьяне не могли себе позволить покупку сельскохозяйственных машин и удобрений и другие промышленные товары. Франция находилась на одном из последних мест по урожайности зерновых в Европе.
В к. XIX в. Франция оставалась аграрно-индустриальной державой, но, несмотря на частые кризисы в стране создавались крупные корпорации. К к. XIX в. было создано ок. 6 тыс. акционерных обществ, некоторые из них стали монополиями. Возникли крупные банковские монополии – ок. 200 семейств контролировали все финансы Франции.
Большую прибыль по сравнению с промышленностью, приносил вывоз капиталов. В отличие от английских банкиров, французские не вкладывали средства в экономику других стран, а ссужали их в форме займов правительствам разных государств под проценты. К к. XIX в. по размерам вывоза капитала Франция занимала одно из первых мест в мире.
Размещение французских капиталов к 1910г.
Такой вариант вывоза капитала получил название ростовщического. Вывоз капиталов приносил Франции не только прибыль, но и политических союзников. Должникам приходилось считаться с интересами Франции на международной арене.
Развитие Франции в к. XIX в. – нач. ХХ в.
Факторы, определившие развитие экономики
Вывод: оцените итоги социально-экономического развития Франции в к. XIX в. – нач. ХХ в.
Стр. 116 с 3 абз. – 117, дополнительный материал. Выяснить основные тенденции политического развития Франции, выводы систематизировать в таблице.
Конституция 1875 г. предусматривала учреждение двух палат: палата депутатов избирается всеоб-щим голосованием. Но избирательных прав не имели женщины и почти все коренное население французских колоний. Существовал ценз оседлости 6 месяцев. Рабочие часто переезжали с места на место в поисках работы, и оказывались лишенными избирательных прав.
Выборы были неравными: буржуазия обладала преимуществом по сравнению с рабочими изби-рателями. Сенаторы избирались органами местного самоуправления, которыми руководили капиталисты, деревенские богачи и духовенство. Состав Сената был реакционнее палаты депута-тов. Его роль в политической жизни Франции была велика – сенат утверждал любой закон.
В к. 1870-х гг. в стране начался период реформ: закон «О свободе печати и собраний» привел к появлению изданий, отражавшие взгляды всех политических партий. Перестал действовать запрет на политическую агитацию.
В 1884 г. разрешена свободная деятельность рабочих союзов и забастовки.
В 1880-е гг. приняты «школьные законы»: школа отделялась от церкви, образование становилось светским. Вводились государственные программы обучения.
Основные процессы политической жизни Франции
Факторы, определившие политическое развитие
Вывод: оценка основных итогов политического развития Франции.
Стр. 119, 2 – 4 абз., дополнительные источники. Выяснить особенности экономического развития Германии в к. XIX – нач. XX в., выводы систематизировать в таблице.
После франко-германской войны Германия получила от Франции большую контрибуцию. Эти деньги были направлены на развитие производства. С завоёванных территорий вывозилось оборудование, необходимое для фабрик и заводов.
Кроме того, Германия получила богатые залежами железной руды Эльзас и Лотарингию, много полезных ископаемых было в Рейнской области и Саарском бассейне.
Приоритетное развитие получила тяжёлая промышленность: развивалось машиностроение, строились железные дороги. К к. XIX в. Германия имела крупный торговый флот, строились военные корабли.
Государство поддерживало учёных и изобретателей. Именно в Германии появились первые автомобили, созданные Даймлером и Бенцом, Рудольф Дизель изобрёл свой двигатель. Основное внимание уделялось таким наукам как химия, оптика, электротехника.
Большую роль сыграли типично немецкие черты характера – бережливость, дисциплинирован-ность, трудолюбие.
В сельском хозяйстве также наблюдались изменения. Безземельные и малоземельные крестьяне становились батраками у юнкеров. Они трудились за получение небольшого участка земли. В результате у небольшого числа юнкеров было больше земель, чем у всех крестьян Германии.
Были приняты законы, позволяющие крестьянам выкупать свободу за большие суммы денег или земли крестьян. Такой способ развития капиталистических отношений в сельском хозяйстве получил название «прусский путь».
Экономическое развитие Германии к нач. ХХ в.
Факторы, определившие развитие экономики
Что, по вашему мнению, в развитии экономики могло стать проблемой не только для Германии, но и для всего мира?
Проанализировать текст стр. 1202-3 абз., дополнительные материалы, выяснить основные направления внутренней политики О.фон Бисмарка, дать им характеристику. Выводы систематизировать в таблице.
Первое получило название «культуркампф», или «борьба за культуру».
Бисмарк считал опасным для единства страны, к которому он стремился, влияния Католической церкви. В 1872 году были приняты законы, лишившие духовенство права надзора за школами, они были поставлены под государственный контроль. Запрещались любые политические высказывания во время служб. Из школ увольняли учителей богословия. Эта борьба продолжалась до 1891 г., и Бисмарк добился отчуждения католи-ков от политической жизни империи.
Вторым направлением стала борьба с социализмом.
В 1875 г. была образована Социал-демократическая партия Германии, разработана «Гот-ская программа», в которой ставилась цель проведения социалистической революции.
Бисмарк не мог допустить усиления социалистических настроений. В 1878 г. после поку-шения на императора были приняты «Законы против общественно опасных стремлений социал-демократии», известные как «исключительные законы». Деятельность СДПГ была запрещена на 12 лет. Репрессиям подверглись связанные с СДПГ профсоюзы.
Бисмарк был талантливым политиком и понимал необходимость создания рабочего законодательства. Были приняты законы «О страховании от несчастных случаев во время работы». В 1889 г. – закон «О начислении пенсии с 70 лет». В 1891 г. – закон «О введении 11-часового рабочего дня и запрете детского труда до 13 лет». В к. XIX в. в Германии было лучшее социальное законодательство в мире.
Третье направление получило название «прусский милитаризм», в основе которого лежала доктрина пангерманизма – учения о мировом господстве германской расы и расширения территории за счет восточных – славянских земель.
Бисмарк, известный как «железный канцлер», считал, что только военными мерами можно утвердить господство Германии в Европе. Во внутренней политике это получило проявление в возвеличивании германской, в частности прусской, нации и принижении других народов. Бисмарк презрительно относился к славянам: «Нужно уничтожить всех поляков, иначе в мировой истории не будет порядка».
Началось онемечивание жителей Познани, Восточного Поморья и Силезии – закрывались школы, костёлы, был запрещен польский язык.
Стали проявляться ростки антисемитизма – враждебного отношения к евреям. В основе лежало недовольство немце тем, что в городах значительная часть капиталов находилась в руках евреев.
Проанализируйте историю западноевропейских стран, которую вы изучили в данной главе. Выделите проявления черт модернизации в процессах
В 13:05 поступил вопрос в раздел ЕГЭ (школьный), который вызвал затруднения у обучающегося.
Вопрос вызвавший трудности
Ответ подготовленный экспертами Учись.Ru
Для того чтобы дать полноценный ответ, был привлечен специалист, который хорошо разбирается требуемой тематике «ЕГЭ (школьный)». Ваш вопрос звучал следующим образом: Проанализируйте историю западноевропейских стран, которую вы изучили в данной главе. Выделите проявления черт модернизации в процессах
После проведенного совещания с другими специалистами нашего сервиса, мы склонны полагать, что правильный ответ на заданный вами вопрос будет звучать следующим образом:
Великобритания, Франция, Голландия, Скандинавские страны
Германия, Италия, Япония, Россия, Австро- Венгрия
Раннее. Завершение промышленного переворота в п/п XIXв.
Более позднее (XVIIIв.) Завершение промышленного переворота во в/ п XIXв.
Внутренние факторы. Предпосылки модернизации созревали в экономическом секторе.
Внутренние, но под воздействием извне. Предпосылки модернизации не созрели.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ ЭТОГО ОТВЕТА:
Работы, которые я готовлю для студентов, преподаватели всегда оценивают на отлично. Я занимаюсь написанием студенческих работ уже более 4-х лет. За это время, мне еще ни разу не возвращали выполненную работу на доработку! Если вы желаете заказать у меня помощь оставьте заявку на этом сайте. Ознакомиться с отзывами моих клиентов можно на этой странице.
ПОМОГАЕМ УЧИТЬСЯ НА ОТЛИЧНО!
Выполняем ученические работы любой сложности на заказ. Гарантируем низкие цены и высокое качество.
Деятельность компании в цифрах:
Зачтено оказывает услуги помощи студентам с 1999 года. За все время деятельности мы выполнили более 400 тысяч работ. Написанные нами работы все были успешно защищены и сданы. К настоящему моменту наши офисы работают в 40 городах.
Площадка Учись.Ru разработана специально для студентов и школьников. Здесь можно найти ответы на вопросы по гуманитарным, техническим, естественным, общественным, прикладным и прочим наукам. Если же ответ не удается найти, то можно задать свой вопрос экспертам. С нами сотрудничают преподаватели школ, колледжей, университетов, которые с радостью помогут вам. Помощь студентам и школьникам оказывается круглосуточно. С Учись.Ru обучение станет в несколько раз проще, так как здесь можно не только получить ответ на свой вопрос, но расширить свои знания изучая ответы экспертов по различным направлениям науки.
ГДЗ история 8 класс Юдовская, Баранов Новое издание Просвещение 2020 Задание: § 1 «Европейское чудо»
Стр. 9. Вопрос в начале параграфа
Вспомните, как повлияли на жизнь Европы Великие географические открытия и Реформация.
В XV-XVI вв. были сделаны Великие географические открытия, европейцы вышли в Мировой океан. Старые представления о мире сменились более достоверными знаниями. Перед человеком открылись новые возможности и перспективы. Началась «атлантическая» эра европейской экономики, оживилась предпринимательская деятельность. Великие географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй. Складываются абсолютистские государства, имеющие национальные границы, одну господствующую религию (религию монарха), одну коренную национальность. Появление национальных государств совпадает с развитием капитализма. Происходит зарождение капиталистического хозяйства, основанного на частной собственности, свободных рыночных отношениях и применении наемного труда. Начавшаяся в XVI в. Реформация положила конец единству католической церкви. Учение Кальвина о Божественном предопределении рождает новую мораль, способствующую успехам трудовой деятельности. Европа раскололась на два лагеря – католический и протестантский. В XVI-XVII вв. в европейских странах в недрах традиционного общества зарождаются черты общества современного.
Стр. 20. Вопросы в конце параграфа
1. Как Реформация и Великие географические открытия помогли Европе выбиться в лидеры?
Великие географические открытия позволили Европе не только получить доступ к заморским ресурсам. Купцы богатели посредством торговли, население осваивало новые продукты питания, американское золото и серебро способствовали оживлению денежной экономики. Значительный импульс развитию континента дала Реформация – европеец получил возможность сам выбирать себе веру, со временем протестанты оказались больше, чем католики, нацелены на личное преуспевание, новые формы заработка, стремились занять более высокое положение в обществе. Стала процветать конкуренция и религий, и политических элит: прежняя «единая» Европа, миссия которой заключалась в том, чтобы нести христианскую веру остальному миру, ушла в прошлое. Начинается процесс модернизации – перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу.
2. Какое влияние оказала научная революция на «европейское чудо»?
Важнейший вклад в «европейское чудо» внесла научная революция и сопровождавшие ее открытия в астрономии, математике, механике, химии, физике, медицине. Человек начал активно познавать законы, которые лежали в основе окружающего его мира. Соединение науки с практикой породило череду открытий – телескоп, микроскоп, барометр, термометр, паровой двигатель, новые виды вооружений.
3. Какие европейские города были самыми крупными? Как вам кажется, почему?
Крупными городами Европы были Амстердам, Лондон, Женева, Генуя, Париж. Это связано с развитием международной торговли. Эти города становятся центрами международных займов, здесь находились биржи, которые были местами обмена товарами и ценными бумагами.
4. Каковы были последствия аграрной революции, что она изменила?
Аграрная революция перестроила сельское хозяйство ради увеличения его доходности. Так, например, в Англии вместо средневековой нормы – один кормит троих – крестьянин кормил 12-13 человек. Аграрная революция способствовала промышленной революции.
5. Какие новые возможности открыла транспортная революция?
Новые виды дорожного покрытия предохраняли дороги от разрушения при перевозке тяжестей. Новый виды повозок обладали большей грузоподъемностью. Активно строились платные дороги, по которым повозки передвигались намного быстрее. Большие деньги вкладывались в строительство каналов. Возможность перевозить по рекам и каналам тяжелые грузы позволила увеличить производство угля и понизить его стоимость, сделав его более доступным для предпринимателей. Транспортная революция внесла немалый вклад в оживление европейской торговли: довезти грузы до моря или до соседних стран стало проще и дешевле.
Стр. 20. Подумайте
1. Как вы думаете, в связи, с чем Европа получила возможность стать лидером мира?
Европейский континент оказался очень удачно расположен географически. Плодородные почвы позволяли получать достаточно большие урожаи. Европа избежала разрушительных набегов кочевников. Ни одно государство не смогло объединить Европу под своей властью. Соперничество между множеством государств позволяло развивать политическую и экономическую сферы жизни общества; такая конкуренция была залогом успешного экономического развития. Великие географические открытия позволило Европе осваивать новые продукты питания, получить доступ к богатым ресурсам, которые способствовало развитию экономики. Реформация стала толчком к преобразованию духовной сферы жизни общества, что способствовало развитию идей предпринимательства. Европейские страны использовали технические и научные достижения народов открываемых ими государств, аккумулируя их, сочетая со своими знаниями, что в итоге вывело Европу на новый научный и технический уровень. В Европе закладывается фундамент процесса модернизации – перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствие с требованиями времени. Все эти факторы способствовали тому, что Европа стала лидером мира.
2. Какие предпосылки для этого были заложены в XVI – XVII вв.?
В XVI-XVII вв. в Европе процветала конкуренция во всех сферах. Государства стремились гарантировать закон и порядок, соперничая между собой, что становилось залогом быстрого и успешного экономического развития. Реформация, сопровождавшие ее изменения в обществе, распространение грамотности и книгопечатания, публикация многочисленных политических, экономических и философских трактатов, появление и развитие капитализма расшатывали традиционный миропорядок. В Европе закладывается фундамент процесса модернизации – перехода от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу, приведения самой структуры общества, государства, экономики, культуры в соответствие с требованиями времени. Таким образом, в то время как большая часть мира жила в рамках традиционного общества, с его темпами развития и приоритетами, Европа все больше претендовала на то, чтобы стать лидером мира и постепенно училась диктовать ему свою волю.
3. Что с вашей точки зрения, заставило Европу провести модернизацию?
Развитие капитализма, изменения в обществе, связанные с Реформацией, Великие географические открытия способствовали развитию политических, экономических и философских мировоззрений. Развитие этих идей привело к пониманию необходимости перемен, что заложило основы модернизации и заставило страны пойти по этому пути.
4. Используя дополнительные источники, запишите в тетрадь, какие изменения принесла с собой аграрная революция.
1) Обеспечение продуктами питания быстро растущего населения Европы.
2) Аграрная революция создала огромное количество свободных рабочих рук.
3) Сложился рынок сбыта товаров.
4) Аграрная революция способствовала накоплению капиталов.
5) Аграрная революция обеспечила проведение промышленной революции.
5. Используя Интернет и другие источники, подготовьте сообщение о европейском разделении труда.
Общественное разделение труда существовало и играло большую роль в экономической жизни западноевропейских стран и до XVI в., хотя его масштабы были очень ограничены.
В XVI в. при достигнутом к этому времени уровне производительных сил передовые феодальные страны вступают в период более широкого и развитого по своим формам общественного разделения труда. Усложнение производственной техники само по себе делало необходимой все большую специализацию отдельных хозяйств в определённых видах производственной деятельности. В том же направлении действовали и связанные с развитием техники экономические и социальные процессы. В частности, рост производительности труда имел своим результатом увеличение массы прибавочного продукта и, следовательно, доходов господствующих классов и феодального государства, предъявлявших особенно большой спрос как раз на те изделия, которые производились городской промышленностью (предметы роскоши, военное снаряжение, корабли для флота и т. д.). Понятно, что следствием этого должно было быть дальнейшее развитие общественного разделения труда.
На этой новой, более высокой ступени общественного разделения труда достигли полного или почти полного обособления от сельского хозяйства горное дело, металлургия (как чёрная, так и цветная), некоторые отрасли металлообрабатывающего производства, кораблестроение, шелкоткацкая промышленность и т. д. В значительно большей, чем раньше, степени отделилась от сельского хозяйства шерстоткацкая промышленность. Началось отделение от сельского хозяйства льноткацкой промышленности, раньше обычно концентрировавшейся в деревне.
Стр. 21. Из трактата Т. Мальтуса «Опыт закона о народонаселении»
1. В чем Мальтус видит стоящую перед человечеством опасность в XVIII в.?
По мнению Т. Мальтуса, численность населения планеты постоянно возрастает, а количество производимых продуктов питания постепенно уменьшается. Таким образом, возникает проблема обеспечения постоянно растущего населения продуктами питания.
2. Почему, по вашему мнению, предсказания Мальтуса не сбылись?
Население планеты возрастает, однако оно не удваивается каждые 25 лет. К тому же с развитием технологий, население обеспечивается продуктами питания, так как используются одни лишь земельные ресурсы.
Стр. 21. Из книги судового врача А. Фальконбриджа «Отчет о работорговле на побережье Африки» (1788)
1. Каковы были условия содержания африканских рабов?
Условия были тяжелые, с африканскими рабами обращались крайне жестоко. Их практически не кормили, перевозили в помещениях, в которые набивали толпами, приковывая их ручными и ножными кандалами.
2. Как вы думаете, что заставляло работорговцев содержать их в таких условиях?
Работорговцы стремились сделать рабов послушными и безвольными.