притча царь и мудрец
Возможно, эта книга поможет вам и вашей семье получить первые религиозные знания о православии, Святой Апостольской Церкви.
В моем писании будет много цитат из Библейских текстов, чтобы подготовить вас к ее чтению в полном объеме.
Не подготовленному человеку порой бывает трудно из повседневного русского языка, засоренного иностранными терминами и словами из просторечия, привыкшему к очень простым текстам детективов и другой легкой литературы, сразу же погрузиться в прекрасный язык, на котором изложены старинные писания Библии.
Кроме глубокой мудрости в каждом слове, вы услышите прекрасную неповторимую мелодию Божественного писания. Читайте и слушайте голос Вековой Мудрости Божией!
Для тех, кто захочет более подробно прочитать Ветхий и Новый Завет, после выбранных мест из Библии в этой книге: в скобках даны ссылки, по которым их очень легко найти.
В первой части наших бесед читатели подробно ознакомились с Учением о православной христианской вере, о Православной Апостольской Церкви, Богослужении в Церкви и таинствах, о годовом круге Богослужения, духовной жизни верующих.
Священное Писание включает в себя Божественное послание нам людям в особой форме, которые изложены в Притчах Соломона, Книге Екклесиаста или Проповедника, Книге Премудрости Соломона, Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова.
Божественные Откровения, изложенные в них, проникнуты Любовью Бога к своим созданиям – людям.
В этой части бесед познакомимся с этими Божественными откровениями, которые посланы людям в форме притчей или Божественного разговора со своими человеческими созданиями, как Отца с сыновьями.
Божественные откровения записаны тысячелетия тому назад, но и сейчас мы нуждаемся в этих мудрых советах, как нам людям строить свою жизнь на земле.
1.Книга Притчей Соломоновых
О царе Соломоне в Ветхом Завете написано так:
Соломон, как следует из Ветхого Завета, жил тысячелетия тому назад.
Был он человек с данной ему Богом мудростью, «великим разумом», умом и «был мудрее всех людей».
Этим в Библии подчеркивается, что Соломон был особо выделен Богом и представлен нам, как вещатель Божественной мудрости, так как эта мудрость была дана Соломону Самим Богом.
Многие притчи Соломона восприняты в Новом Завете и на эту связь мы вам укажем.
В каждом разделе будут приведены некоторые выдержки с указанием их места в Библии, для желающих прочесть их в полном объеме.
1.2. Премудрость и мудрость
В своих притчах Соломон проповедует нам откровение о Божественной премудрости:
То есть премудрость принадлежит Богу и существует прежде всего созданного Им.
Людям же Бог заповедал мудрость.
Тяжело православному христианину слушать людей не верящих в Бога, с легкостью отрицающие основные законы мироздания и сути происхождения человека.
В первой части наших бесед о православии, мы уже говорили что, к сожалению, в России с началом «перестройки», о нравственности в обществе как бы забыли и началась в народе смута.
Призывы к обогащению человека в прямой и скрытой форме звучат со всех сторон.
Свои услуги для этой пропаганды предлагает множество книг, газет, журналов, телевидение и кино.
Так называемые «горячие линии» и «эксклюзивные (исключительные, доверительные) интервью» с преступниками или с мест кровавых убийств, спешат сообщить зрителям об этом репортеры телевидения и газет.
Совсем не ясно, для чего и в каких целях надо так подробно информировать простых людей, о жестоких преступлениях.
Можно конечно представить, что цель – показать к чему ведет преступление, о деградации личности, ведущей к преступлению, но ведь отдельные люди могут подумать, что их куда-то зовут, к чему-то приглашают.
Можно только сожалеть, что после информации о преступлении нет размышлений о причинах морального падения преступника, указать обществу на недопустимость подобного злодеяния.
Если представить, что общество может самовоспитаться и преобразоваться на фоне безудержного показа кинобоевиков, кровавых сцен с мест преступлений, и, при этом, ничего не говорить о Библейских заповедях «не убий» и «не укради», можно предположить, что общество ждет печальное будущее.
Очень актуально звучит сейчас Библейская притча Соломона:
Мудрость эта касается не только предупреждения о возможности вовлечь себя в страшный грех – убийство ближнего.
Она касается и тех, кто захватывает чужое добро хитростью и обманом.
Приватизация государственной собственности, имеет результат, по которому в стране образовалась группа людей, где-то в десяток процентов, сосредоточившая в своих руках огромные национальные ценности.
Такой способ приватизации, когда основная масса людей была обманута, не может быть правильным.
Создание «первоначального капитала» при всеобщем обеднении населения не справедливо.
В притчах, отсутствие у людей знания страха Господня, приводит к наказанию за нарушение Заповедей Божьих:
Он сокрушает сильных без исследования и поставляет других на их места; потому что Он делает известными дела их и низлагает их ночью, и они истребляются. Он поражает их, как беззаконных людей пред глазами других, за то, что они отвратились от Него…(Иов.34.24-27)
Жизнь показывает, что «тайное, рано или поздно, становится явным».
Информация о Преступлениях, обманах, хитростях в обкрадывании других, воровство, совершенное государственными чиновниками, отдельными «предпринимателями», мутным потоком хлынуло на экраны телевизоров, на страницы газет в связи с выборами в думу и президента России.
Преступные сообщества сами выносят приговоры и их исполняют, не дожидаясь вмешательства сил правопорядка.
Убийства, взрывы, стрельба, расправа «своих» над «своими», это своеобразное наказание руками криминальных сообществ за нарушение Заповедей Божьих «не укради», «не убий».
Стараются и органы правопорядка – ловят преступников, судят, сажают в тюрьмы.
В этих условиях обществу настоятельно необходимо вспомнить Притчи Соломона, в которых проповедуется так:
«Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется.» ( Притч. 10.8)
«Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость.» (Притч. 10.23).
Создано
Юрий Дремов
пос. Развилка
13.12.2011г.
Ветхий Завет
Притчи Соломона
Глава 1.
17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, 18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.
19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.
20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, 21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою:
22 «доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?
23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.
24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; 25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.
26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; 27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.
28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.
29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, 30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; 31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.
32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, 33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла».
Ветхий Завет
Притчи Соломона
Глава 15.
1 [Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость.
2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость.
3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых.
7 Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так.
11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
12 Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет.
13 Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает.
14 Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью.
15 Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир.
16 Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога.
17 Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть.
18 Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
20 Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою.
22 Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся.
23 Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!
24 Путь жизни мудрого вверх, чтобы уклониться от преисподней внизу.
25 Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит.
27 Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить.
28 Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло. [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями.] 29 Далек Господь от нечестивых, а молитву праведников слышит.
30 Светлый взгляд радует сердце, добрая весть утучняет кости.
31 Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми.
32 Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум.
33 Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение.
Глава 16.
1 Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка.
2 Все пути человека чисты в его глазах, но Господь взвешивает души.
3 Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся.
4 Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия.
7 Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним.
8 Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою.
9 Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его.
13 Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит.
16 Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра.
19 Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.
20 Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен.
21 Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению.
23 Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его.
25 Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти.
26 Трудящийся трудится для себя, потому что понуждает его к тому рот его.
27 Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий.
28 Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.
32 Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
Притча царя Соломона где собрана вся мудрость мира
Это, пожалуй, одна из лучших притч царя Соломона, где собрана вся мудрость мира:
Когда царь Соломон спустился с горы, после встречи восхода Солнца, собравшиеся у подножия сказали:
— Ты источник вдохновения для нас. Ты родник, горный ключ слова. Твои слова преображают сердца. А мудрость твоя просветляет разум. Мы жаждем слушать тебя. Скажи нам: кто мы?
Он улыбнулся и сказал:
— Вы — свет мира. Вы — звёзды. Вы — храм истины. В каждом из вас Вселенная. Погрузите ум в сердце, спрашивайте своё сердце, слушайте через свою любовь. Блаженны знающие язык Бога и творящие его на земле.
— Жизнь — это путь, цель и награда. Жизнь — это танец Любви. Ваше предназначение — расцвести как Дивный Цветок. БЫТЬ, ЖИТЬ, ТВОРИТЬ — это великий дар миру. Ваша жизнь — история Вселенной. И поэтому Живая Жизнь прекраснее всех теорий. Относитесь к жизни, как к празднику, как к труду, ибо жизнь ценна сама по себе. Жизнь состоит из настоящего. А смысл настоящего — быть в настоящем и сейчас, в этом МИГЕ.
— Почему несчастья преследуют нас?
— Что сеяли, то и собираете. Несчастья — это ваш выбор. Бедность — творение человеческое. А горечь — это плод невежества. Обвиняя, теряете силу, а вожделея, рассеиваете счастье. Проснитесь, пробудитесь, ибо нищий тот, кто не осознает себя и путь свой. А не нашедшие внутри Царство Божие — бездомные. Бедным становится тот, кто впустую тратит время. Не превращайте жизнь в прозябание. Не позволяйте толпе погубить вашу душу. Да не будет богатство вашим проклятием.
— Как преодолеть несчастья?
— Не осуждайте себя и других. Ибо вы божественны. Не сравнивайте и не разделяйте. За всё ниспосланное вам благодарите. Радуйтесь, ибо радость творит чудеса. Любите себя, ибо любящие себя любят всё и всех. Благословляйте опасности, ибо смелые обретают блаженство. Молитесь в радости — и несчастье обойдет вас. Молитесь, но не торгуйтесь с Богом. И знайте, восхваление — лучшая молитва, а счастье — лучшая пища для души.
— Каков путь к счастью?
— Счастливы ЛЮБЯЩИЕ, счастливы благодарящие. Счастливы умиротворенные. Счастливы нашедшие рай в себе, в своём СЕРДЦЕ. Счастливы дарящие в радости и счастливы принимающие дары с радостью. Счастливы ищущие. Счастливы пробудившиеся. Счастливы внимающие голосу Бога. Счастливы исполняющие своё предназначение. Счастливы познавшие Единство ВСЕГО МИРА. Счастливы изведавшие вкус Богосозерцания. Счастливы пребывающие в гармонии и в ладу. Счастливы прозревшие красоты мира. Счастливы открывшиеся Солнцу. Счастливы текущие, как реки. Счастливы готовые принять счастье. Счастливы мудрые. Счастливы осознавшие себя. Счастливы возлюбившие себя. Счастливы восхваляющие жизнь. Счастливы созидающие. Счастливые творящие. Счастливы свободные. Счастливы прощающие.
— В чем секрет изобилия?
— Жизнь ваша — величайшая драгоценность в сокровищнице Бога. А Бог — драгоценность сердца человеческого. Богатство внутри вас неистощимо, а изобилие вокруг вас безгранично. Мир достаточно богат, чтобы каждый стал богатым. Поэтому чем больше даёте, тем больше получаете. Счастье стоит у порога вашего дома. Откройтесь изобилию. И превращайте всё в золото жизни. Блаженны нашедшие сокровища в себе.
— Пейте из каждого мгновения жизни, ибо непрожитая жизнь порождает печали. И знайте, что внутри, то и снаружи. Мрак мира — от мрака в сердце. Счастье — это восход Солнца. Богосозерцание — это растворение в свете Зари Озарений. Просветление — это сияние тысячи солнц. Блаженны жаждущие ясного света.
— Как обрести гармонию?
— Живите просто. Не приносите никому вреда. Не завидуйте. Пусть сомнения очищают, а не приносят бессилие. Посвятите жизнь прекрасному. Творите ради творчества, а не ради признания. Относитесь к ближним, как к откровениям. Преобразите прошлое, забыв его. Приносите в мир новое. Наполните тело любовью. Станьте энергией любви и добра, ибо Любовь всё одухотворяет. Где Любовь и Добро — там Бог.
— Как достичь совершенства жизни?
— Счастливый и радостный преображает многих. Несчастные остаются рабами, ибо счастье любит свободу. Воистину, радость там, где Свобода. Постигайте искусство счастья. Откройтесь миру и мир откроется вам. Отказавшись от противостояния, вы становитесь владыкой. И, посмотрев на всех с любовью, он добавил: — Но многое ещё вам откроет Безмолвие… Только будьте Собой!
Живите в гармонии и в ладу! Будьте собой! Живите сейчас!
Православная Жизнь
Самый мудрый царь Израиля изрёк 3000 притч. Они записаны в книгах Притчей и Премудрости Соломона. Многие из них стали поговорками.
Каждый из нас слышал:
«Кто роет яму, тот упадёт в неё, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится» (Притч. 26:27).
«Не хвались завтрашним днем» (Притч. 27:1).
«Лучше сосед вблизи, нежели брат вдали» (27:10).
«Дающий нищему не обеднеет (рука дающего не оскудеет)» (Притч. 28:27).
Это не притчи в нынешнем смысле слова — с сюжетом и развёрнутым повествованием. Так раньше называли пословицы, афоризмы и краткие поучения. Притчи Соломона вместе с книгами Премудрости Соломона и Иисуса сына Сирахова, Екклесиастом и книгой Иова называют «литературой мудрости» или дидактической поэзией. На самом деле в них кроется нечто большее, чем просто нравоучения. О чём же они?
Древняя поэзия
Притчи Соломоновы — это стихи. Они составлены по законам древнего стихосложения, с параллелизмами и особым ритмом. Многие перекликаются с псалмами:
«Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых»(Притч. 4:14) — «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных» (Пс. 1:1).
«Праведные будут жить на земле, и непорочные пребудут на ней; а беззаконные будут истреблены с земли, и вероломные искоренены из нее» (Притч. 2:21-22) — «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6).
«Не убоишься внезапного страха и пагубы от нечестивых, когда она придет; потому что Господь будет упованием твоим и сохранит ногу твою от уловления» (Притч. 3:25-26); «Не приключится праведнику никакого зла» (Притч. 12:21) — Ср. Пс. 90.
«Праведник во веки не поколеблется, нечестивые же не поживут на земле» (Притч. 10:30). — «Добрый человек милует и взаймы дает; он даст твердость словам своим на суде. Он вовек не поколеблется; в вечной памяти будет праведник» (Пс. 111:5-6).
«Не утвердит себя человек беззаконием; корень же праведников неподвижен» (Притч. 12:3), «Надеющийся на богатство свое упадет; а праведники, как лист, будут зеленеть» (Притч. 11:28). — «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром» (Пс. 1:3-4); «Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего» (Пс. 91:13-14).
Стихотворная форма помогала древнему читателю легче запомнить поучения, чтобы затем применять их в своей жизни. В переводах поэтические особенности этой книги утрачены: она воспринимается как проза.
По структуре эта книга — сборник сочинений разных эпох. Непосредственно притчи царя Соломона начинаются только с 10 главы. Она имеет такое надписание. В книге также собраны притчи загадочных царя Лемуила и мудреца Агура, сына Иакеева (30 и 31 главы). Никто не знает, кто это такие. Некоторые видят в первом имени псевдоним царя Соломона («Лемуил» значит «преданный Богу») или царя Езекии, при котором, как считают, произошло собирание разрозненных свитков притч в один сборник.
Ветхозаветное Добротолюбие
Главная тема притч Соломона — как стать мудрым. Этот израильский царь получил мудрость от Бога. Он не приобретал её долгим и трудным путём учёбы, собственного опыта, исполненного проб и ошибок, но и читателя не призывает пройти им. Автор притч рассказывает о том, как обрести благословение Господа. Ведь только от Него можно получить этот дар — мудрость: «Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Притч. 2:6).
Книга Притчей — Добротолюбие ветхозаветного времени. Она должна стать настольной у бедного и богатого, знатного и простого человека, юноши и старца… Автор обращается к своему читателю «сын мой» и с любовью даёт отеческие советы. О чём же они?
Страх Божий
«Начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7 и 9:10). Эти слова несколько раз повторяются в книге Притчей как её лейтмотив.
«Страх Господень — ненавидеть зло» (Притч. 8:13).
«Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся» (Притч. 10:27).
Этот страх — не рабский. Тот, кто его познал, становится сыном Богу:
«В страхе пред Господом — надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти» (Притч. 14:26-27).
Надежда на Господа
«Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Притч. 3:5). Какого человека сегодня назовут мудрым, если он скажет, что не нужно полагаться на разум? Царь Соломон призывает читателя именно к этому. Всецелое возложение надежды на Бога — залог успеха в этой временной жизни, по мысли автора Притч:
«Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся» (Притч. 16:3).
«Коня приготовляют на день битвы, но победа — от Господа» (Притч. 21:31).
Послушание
«Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей» (Притч. 1:8-9).
Умение уклоняться от зла
Послушание не всегда уместно в жизни верующего человека. Иногда надо уметь сказать «нет» даже самым близким людям:
«Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся…» (Притч. 1:10-19).
Милосердие
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его. Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе (Притч. 3:27-28).
«Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою» (Притч. 11:17).
«Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся» (Притч. 14:31).
«Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко» (Притч. 12:10).
«Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Притч. 19:17).
«Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» (Притч. 28:27).
Однако некоторые поучения вполне в духе «Домостроя»: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч. 13:24).
Правдивость
Мудрый царь Соломон не просто напоминает заповедь не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. Он даёт руководство, как избежать лживого человека. Это настоящий трактат по психологии. Здесь в подробностях приводятся жесты, которые помогут распознать неправдивого собеседника:
«Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит — без исцеления».
Автор Притчей почти не проводит грани между грехами лжи и убийства — они оказываются тесно связаны:
«Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями» (Притч. 6:12-19).
Терпение
«У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление» (Притч. 12:16).
«У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость» (Притч. 14:29).
«Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю» (Притч. 15:18).
«Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою [лучше] завоевателя города» (Притч. 16:32).
Смирение
«Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч. 14:30).
«Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость» (Притч. 15:1).
«Погибели предшествует гордость, и падению — надменность» (Притч. 16:18).
«Домогаться славы не есть слава» (Притч. 25:27).
Хранение уст
«Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (Притч. 12:18).
«Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Притч. 13:3).
«Радость человеку в ответе уст его, и как хорошо слово вовремя!» (Притч. 15:23).
«Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло» (Притч. 15:28).
Трудолюбие
«Пойди к муравью, ленивец, посмотри на действия его, и будь мудрым. Нет у него ни начальника, ни приставника, ни повелителя; но он заготовляет летом хлеб свой, собирает во время жатвы пищу свою. Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего? Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник» (Притч. 6:6-11).
«Собирающий во время лета — сын разумный, спящий же во время жатвы — сын беспутный» (Притч. 10:5).
«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен» (Притч. 12:11).
«Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» (Притч. 15:20).
Отношение к богатству
Настоящее богатство, по мысли автора книги Притчей, достигается трудолюбием:
«Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает» (Притч. 10:4).
«Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью» (Притч. 12:24).
«Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно» (Притч. 12:27).
«Нерадивый в работе своей — брат расточителю» (Притч. 18:9).
«К неправедным приобретениям он относится с презрением:
«Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет» (Притч. 22:16).
«Лучше любого богатства автор ставит мудрость и добродетель:
«Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота» (Притч. 22:1).
«Лучше бедный, ходящий в своей непорочности, нежели тот, кто извращает пути свои, хотя он и богат» (Притч. 28:6).
Мудрец призывает не осуждать бедных — ведь каждый, кто живёт сегодня в достатке, может в один прекрасный момент оказаться на их месте:
«Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным» (Притч. 17:5).
«Не заботься о том, чтобы нажить богатство; оставь такие мысли твои. Устремишь глаза твои на него, и — его уже нет» (Притч. 23:4-5).
Отношение к богатству и бедности раскрывается в молитве Агура, которая приводится в конце книги Притчей:
«Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся [Тебя] и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» (Притч. 30:7-9).
Целомудрие и верность в браке
В книге Притчей много наставлений о верности и целомудрии, как образных: «Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя» (Притч. 5:15), так и самых прямых: «Заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни, чтобы остерегать тебя от негодной женщины, от льстивого языка чужой. Не пожелай красоты ее в сердце твоем, и да не увлечет она тебя ресницами своими; потому что из-за жены блудной [обнищевают] до куска хлеба, а замужняя жена уловляет дорогую душу» (Притч. 6:23-26).
Трезвый подход к жизни
«Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид… и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. [И скажешь]: били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притч. 23:31-35).
Любовь к ближним
«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи» (10:12).
«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (17:17).
Исполнивший всё это разделит пир с Премудростью и услышит её похвалу.
Тайна Премудрости
Образ Премудрости в книге Притчей очень необычен. На первый взгляд, это объясняется поэзией. В рамках поэтического текста Премудрость вполне может взывать на площадях и ждать в воротах, строить себе дом и готовить пир. Почему бы и нет? На второй же взгляд слишком многое в словах о Премудрости перекликается с Новым Заветом и наводит вдумчивого читателя на размышления.
«Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего… Когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота. Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня» (Притч. 1:24-28). — «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7:24-27 и др.).
«Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец» (Притч. 4:7-9). — «И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет. 5:4 и др.).
«Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой? Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях; она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые — разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих — правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие — мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание» (Притч. 8:1-9) — «Как Я истину говорю, то не верите Мне. Кто из вас обличит Меня в неправде? Если же Я говорю истину, почему вы не верите Мне? Кто от Бога, тот слушает слова Божии. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин. 8:45-47); «Се, стою у дверей и стучу» (Откр. 3:20) и «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29).
Восьмая глава Притчей — песнь Премудрости. Это слова, произнесённые от её имени в прекрасной поэтической форме.
«Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (8:17) — «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14:21); «Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит» (Мф. 7:8).
«Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони» (8:22) — «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» (Ин. 1:1-3).
«От века я помазана, от начала, прежде бытия земли» (Притч. 8:23) — «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:7-8).
Чем больше вчитываемся в эти строки, тем более понимаем, о Ком на самом деле идёт здесь речь:
«Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою».
Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
Когда Он уготовлял небеса, [я была] там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя [была] с сынами человеческими» (Притч. 8:24-31).
Книга Притчей Соломоновых явственно раскрывает учение о Сыне Божием, ранее прикровенно, но очевидно изложенное в псалмах.
Следующая глава говорит о неком доме Премудрости:
«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских: «кто неразумен, обратись сюда!» И скудоумному она сказала: «идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума» (Притч. 9:1-6). — сравните с евангельской притчей о брачном пире, где слуги Царя ходят по улицам и зовут всех разделить с Ним трапезу (Мф. 22:1-14, Лк. 14:16-24).
Эти слова из книги Притчей читаются за богослужением в каждый богородичный праздник. Они понимаются как пророчество о Рождестве Христа от Девы Марии и об устроении новозаветной Церкви, основанной на семи таинствах.
Ряд поучений книги Притчей перекликается со словами Христа в Евангелиях:
«Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твои» (Притч. 25:6-7). — «Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится »(Лк. 14:7-11).
«Не вступай поспешно в тяжбу: иначе что будешь делать при окончании, когда соперник твой осрамит тебя?» (Притч. 25:8). — «Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу; истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта» (Мф. 5:25-26).
А эти слова из ветхозаветной книги приводит апостол Павел в послании к Римлянам:
«Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие], ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе» (Притч. 25:21-22 и Рим. 12:20).
В отношении к враждующим против нас и во многом другом Притчи призывают действовать вопреки человеческой логике, а учение о мудрости полностью противоречит тому, какое ожидает найти читатель, впервые открывающий эту книгу. По-настоящему мудр не тот, кто имеет недюжинные умственные способности и приобрёл много знаний, а тот, чья жизнь выстроена в соответствии с Законом Божиим. Мудр тот, кто думает и действует в этом мире в унисон с Премудростью Божией — Автором человеческого разума.