примеры повышения налогов в истории

Из истории Российского налогообложения

примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории

примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории

примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории

Процесс развития налогообложения в России был весьма непростым. Как и в большинстве стран, самым главным налогом была дань – прямой налог, который местные князья собирали со своих поданных. При этом величина налога устанавливалась с обитаемого жилища или с плуга.

Дальнейшее развитие налоговой системы в России пошло по изобретению различного рода косвенных налогов. Например, в «Русской Правде» князя Ярослава Мудрого можно обнаружить следующие виды налогов:

Название налогаЗа что взимался
МытЗа провоз товаров через горные заставы
ПеревозЗа перевоз товаров через реку
ГостинаяЗа право иметь склады для товаров
ТорговаяЗа право иметь в поселении рынок
ВесЗа оказание услуг по взвешиванию товаров
МераЗа оказание услуг по измерению товаров

Затем, после поражения монгольскими ханами на Руси стал вводиться новый налог – мужской и головы скота.

Этот налог назвали «выход», и платить его должны были только русские вассалы, назначенные монголами, затем они передавали весь налог великому князю, и всё собранное отправляли в Орду. При этом накалялись споры о размере налога. Дмитрий Донской всё же добился от представителя «Золотой Орды» снижения «выхода».

Деньги на свои нужды государство получало за счёт косвенных налогов и внешней торговли. Желание увеличить поступления в казну возникли у Ивана Калиты (? – 1340) и его сына Симеона Гордого (1316-1353). Они начали присоединять новые земли к Московскому княжеству.

С увеличением площади государства росли и расходы на него, правительство было вынуждено ввести больше косвенных налогов. В результате Русь по вопросу организации двигалась по стопам Рима. Ничего хорошего это не предвещало.

Но перед сбором Иван III провёл полную перепись населения, чтобы идентифицировать всех налогоплательщиков. Такие шаги вполне совпадают с современными правилами налогообложения.

Благодаря переписи Иван стало возможным брать также налог за посошную подать. При этом размер налога применялся вполне грамотно – в зависимости не только от площади, но и от качества почвы.

Когда Иван IV Грозный упорядочил систему Ивана III, русская казна стала пополняться довольно успешно, однако на население легло слишком тяжкое налоговое бремя, недовольство нарастало. Сын Ивана Грозного был вынужден принять меры «государственной маскировки».

Чтобы убедить народ в «бедности» царя, он приказал переплавить из сокровищницы Кремля несколько сосудов в монеты. Это должно было убедить бояр и народ в бедности государства, что даже царь отдаёт часть своего имущества, поэтому неудивительно, что налоги велики.

Но с одной задачей пока не удалось справиться никому: слишком много царевых служб занималось сбором налогов, и разобраться, сколько денег поступило в казну было крайне сложно. Навести порядок удалось Алексею Михайловичу (1629-1676). Был создан Счётный приказ, и только теперь удалось создать точную картину государственных доходов.

Финансовая ситуация была благополучной, в 1680 г. Бюджет составил 1203367 руб, а расходы – 1125323 руб., был достаток в размере 78044 руб.

Но стоит обратить внимание на то, что 3% доходов составляли чрезвычайные сборы. Это значит, что всё время правительство измышляло новые временные подборы с населения. В конце концов это привело к налоговому, а точнее, «соляному бунту».

примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории

Дело в том, что прямой налог был слишком высок, и повышать его уже было некуда. Но царю Алексею срочно нужны были деньги. Тогда он решил повысить один из косвенных налогов – на соль. Соль покупают все граждане страны, и на первый взгляд налоговое бремя должно было увеличиться равномерно и несильно.

Всё оказалось не так. Было не учтено, что в стране много бедняков, они ловили рыбу в реках, а потом солили дешёвой солью. Когда соль подорожала, делать это было невозможно, рыба протухала, и бедные оставались без пищи. И тогда в 1648 году они подняли бунт, требуя снижения цен. Царю пришлось искать другой выход.

примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории

Такое «налоговое изобретательство» продолжалось долго, и получило особое развитие при Петре I. Он ввёл новую государственную должность – прибыльщик. Этот чиновник должен был придумывать новые способы источника дохода казны. Итогом деятельности прибыльщиков явились: налог на извозчиков, налог с печей, арбузов, орехов и даже религиозных верований.

Прибыльщики предложили Петру серьёзную реформу того времени. Смысл заключался в переходе от налогов, установленных «с двора» к налогам в расчёте на душу населения. Налог «с двора» удавалось собирать всё хуже и хуже. После того, как налог был введён в 1679 году, россияне быстро придумали, как его уменьшить: единым плетнем стали огораживать дворы соседей.

Чтобы лишить граждан такого способа уклонения от платы, прибыльщики организовали проведение подушной переписи населения России. Каждый гражданин должен платить 74 коп. (если он крестьянин), и 1 руб. 14 коп. (если городской). Такая налоговая ставка была велика, но она успешно покрывала все военные расходы Петра I. Это позволило императрице Екатерине I снизить подать (с 74 до 70 копеек).

Новый этап наступил с правлением Екатерины II. Система стал более продуманной, а налоговое бремя менее тяжким. Например, размер налога зависел от того, в какую гильдию входит купец. Тем более к высокой гильдии купец относился, тем больше налог он платил.

ХIХ и начало ХХ века были периодом построения эффективных систем налогообложения. Стоит произнести имена таких министров, как Канкрин, Витте, Сперанский. Они создали хоть не идеальную, но вполне приемлемую систему. Но и тогда страна жила с дефицитом бюджета.

В период советской власти основу налоговой системы составляли предприятия. Плата за здание, сооружения, оборудование, также налог с оборота. Все прочие налоги, включая подоходный (у всех составляла 13%) играли лишь вспомогательную роль в формировании доходов государства. При этом государство реально отбирало у предприятий почти все доходы.

Новый этап наступил в 90-ых годах. В эти годы Россия начала долгий и мучительный путь от старой эконмической системы до новой хозяйственной и общественной жизни. Это потребовало множества изменений в организации налогового хозяйства.

Интересный налоговый парадокс: В 1699 году Пётр ввёл так называемый налог на бороды, который должен был вносить каждый, кто не желал расставаться с бородой. Налог был большим – от 60 до 100 руб. Бояре были поставлены перед нелёгким выбором. Бородачи, не имевшие квитка о уплате налога, тут же лишались бороды тогдашней «налоговой полицией».

Источник

Топ-10 самых необычных налогов в истории

примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории

Каких только налогов не видывал мир в разные времена! Правительства некоторых государств действительно смогли выделиться в этом отношении среди других и наладить изъятие денег у своих граждан за такие объекты, которые на первый взгляд просто невозможно подвергнуть налогообложению. Fingramota.org отобрала десятку самых странных налогов, существовавших в разное время в разных уголках света, которые способны вас удивить, рассмешить, а заодно и озадачить.

Налог на туалеты

В начале нашей эры, в 70-х годах в Риме был введен Такой налог ввел римский император Веспасиан, живший в 70-х годах в начале нашей эры. Изнеженные римляне привыкли к мраморным общественным туалетам своего города и начали платить государству за это. Туалеты, как и бани, использовались не только по прямой надобности, но и ради встреч и бесед

Налог на бороды

В XVI веке в Англии покусились на святое. Король Генрих VIII с 1535 года решил обложить своих подданных налогом на ношение бороды. Чуть позже его дочь Елизавета Тюдор также учредила налог на растительность на подбородке, которая не брились более двух недель. Иностранный опыт пополнения государственного кошелька перенял через некоторое время российский правитель. Царь Петр Iввел аналогичный налог в конце XVII века и призвал горожан брить бороды. Носить лишнюю растительность бесплатно можно было только в деревне, в городе же за нее надлежало уплатить в казну 1 копейку. Оплатив пошлину на ношение бороды, граждане, желающие выглядеть презентабельно, получали в качестве квитанции об оплате медный жетон – «бородовой знак». Те же, кто заплатить отказывался, тут же попадали на каторгу за долги перед государством.

Налог на дымоходы и окна

В конце XVII века в той же Англии решено было взымать с населения деньги за наличие в их домах дымоходов и окон. С 1660 года был введен так называемый налог на очаг, с 1696-го – налог на окна со стеклом. Чтобы избежать первого, граждане стали возводить фальшивые стены, которые попросту прятали дымоходы. Чтобы избежать налога на стеклянные окна, предприимчивые англичане заколачивали окна и закладывали их камнем. Однако все это привело к тому, что в городах снизился уровень гигиены и люди начали болеть разными болезнями, в том числе, многие подхватывали в это время туберкулез. В 1851 году правительство, обеспокоенное ростом расходов на медицину, упразднило этот налог.

Налог на воробьев

Налог на цвет глаз

В России при царствовании Петра Великого творились сказочные вещи в налогообложении. Именно в это период был введен один из самых экзотических налогов – на глаза. В начале XVIII века в Башкирии граждане должны были платить государству налог в зависимости от цвета своих глаз. За черные казна получала 3 алтына, за серые – 8.

Налог на иностранцев

Многие государства вплоть до XX века практиковали налоги на иностранцев. Канада не стала исключением, и в 1885 году ее власти, увидев, что в страну пребывает слишком много детей Поднебесной, ввели налог на китайцев. Это действие привело к значительному уменьшению числа приезжих из Китая.

Налог на велосипеды

В начале XX века креативностью отличились российские власти. В марте 1910 года городская дума Симбирска (Ульяновск) приняла постановление, согласно которому каждый владелец велосипеда должен был за возможность ездить на нем по городским дорогам заплатить в казну налог в размере 50 копеек. Оплатившему выдавались «права» – книжечка, в которой подробно указывались правила езды и номерной знак, которым необходимо было оснастить транспортное средство.

Налог на пыль

В конце XX века в Армении ввели налог на пыль. Для борьбы с пылью во дворах, власти страны обязали население платить за расходы на уборку из расчета два драма за один квадратный метр.

Налог на тень

Чрезвычайно светолюбивым народом оказались итальянцы. С 1993 года в Венеции начали взимать налог на тень. Под налогообложение попали принадлежащие магазинам и кафе навесы и зонтики, тень от которых падает на коммунальную собственность – землю. В результате введения данного налога навесов в красивом городке заметно поубавилось.

Налог на загар

Совсем недавно, в 2010 году, в Германии, в городе Эссен было решено ввести налог на загар – городские власти начали собирать с жителей по 20 евро в месяц с каждого устройства для загара.

Источник

Лавуазье, Гайдар и Клинтон. Как налоговая политика меняет жизнь людей, свергает монархии и создает государства

«В этом мире нельзя быть твердо уверенным ни в чем, кроме смерти и налогов», — считал Бенджамин Франклин. Все мы так или иначе платим налоги. Однако мало кто задумывается над тем, как они появились, как влияют на политическую жизнь, как различаются в разных странах и в чем их особенности в России.

примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории

Даже в XVIII в. существовала практика так называемых откупов. При этой системе государство за деньги продавало какому-либо лицу (откупщику) право собирать налоги в определенной местности в определенное время. Легко догадаться, что откупщик в накладе не оставался, выколачивая из людей значительно больше отданной государству суммы. Откупщиков люто ненавидели.

Знаменитого французского химика Лавуазье во время Великой французской революции казнили за причастность к откупным операциям — несмотря на все научные заслуги.

Налоги — гибкий инструмент, которым государство может стимулировать различные сферы общественной жизни и добиваться нужных ему политических результатов. Все знают, что Пётр I ввел налог на бороды, заставляя своих подданных становиться европейцами по крайней мере внешне. Менее известны другие примеры налогового стимулирования в истории нашей страны.

Доходы федерального бюджета России заложены на уровне в 19,9 трлн руб., 20,2 трлн руб., и 20,9 трлн руб. в 2019, 2020 и 2021 годы соответственно. Профицит федерального бюджета России в 2019 году составит 1,9 трлн руб., в 2020 году — ожидается на уровне в 1,2 трлн руб., а в 2021 году — 0,9 трлн руб.

Согласно проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Минфина РФ.

Сейчас мало кто знает, но в СССР существовал налог на бездетность, введенный в 1941 году. Он составлял 6 %, его платили холостяки, одинокие и бездетные граждане, а деньги эти должны были, предположительно, идти на пособие многодетным матерям.

После распада СССР правительство Егора Гайдара, стремясь наполнить пустые прилавки магазинов страны, ввело нулевой импортный тариф (то есть ввозимые товары не облагались пошлинами).

Неосторожность в налогообложении легко может привести к взрыву общественного недовольства и серьезным политическим осложнениям. В качестве примера можно привести Соляной бунт 1648 года в Москве. В результате резкого повышения налога на соль (один из важнейших товаров в эпоху, когда не было холодильников) в Москве начались погромы, что привело к созыву нового Земского собора и принятию нового свода законов страны — Соборного уложения, формально действовавшего до 1830-х гг.

примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории

В современной истории такие случаи тоже есть, с той лишь разницей, что жертвами становятся, как правило, не сотни простых людей, а карьеры политиков.

Билл Клинтон был очень популярным губернатором штата Арканзас, он занимал этот пост пять раз. Один-единственный раз он проиграл выборы — именно в тот год, когда поддержал повышение местного налога на бензин. Через два года он признал свою ошибку и снова стал губернатором.

Не всегда, впрочем, недовольство налогами удавалось урегулировать. В этом случае налоги становились одной из причин революций и восстаний.

В 1634 году король Англии Карл I ввел корабельный налог, который должны были платить прибрежные города вместо строительства и снаряжения судов, которое они осуществляли ранее. Этот закон король объявил своим решением без консультаций с парламентом, что вызывало возмущение политической элиты страны. Такого рода законы вкупе с религиозными реформами привели Англию к Гражданской войне, а самого Карла на плаху.

Этот опыт, впрочем, не заставил английских политиков осознать важность налогов для политического спокойствия в государстве. В XVIII веке конфликт из-за введения нового налога стал причиной образования нового государства — Соединенных Штатов Америки.

Англичане рассматривали свои североамериканские колонии не как равноправных партнеров, а как место, откуда в метрополию поступают деньги. До поры до времени колонисты мирились с монополией Англии на торговлю с колониями и запретом на промышленное производство. Однако после Семилетней войны (1756–1763 гг.) Англия сильно поиздержалась, предоставляя обширные субсидии Пруссии для войны в Европе и воюя с Францией в Северной Америке.

Недостаток денег британцы решили возместить за счет колоний.

Особенно раздражал колонистов Акт о гербовом сборе 1765 года, согласно которому все торговые сделки и продажи газет, книг и даже игральных карт облагались специальным налогом. Через год под давлением американцев парламент Англии был вынужден отменить этот акт, но недовольство в колониях только росло.

примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории

Жители колоний не посылали своих депутатов в английский парламент — они даже не могли высказаться по вопросу о новых налогах. На просьбу допустить американцев в парламент Лондон ответил решительным отказом. Впоследствии, уже в независимых Штатах, профессия сборщика налогов стала одной из самых опасных.

Рассмотрим теперь налоги в России, тем более что в нашей стране есть много интересного по этой теме.

В 2017 году Федеральная налоговая служба РФ обеспечила рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в бюджет страны — более 17,3 трлн руб., что почти на 20 %, или на 2,9 трлн руб. больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1 % к ВВП.

По данным главы ФНС России Михаила Мишустина

Практически любой работающий россиянин знает, что подоходный налог (если быть точным, налог на доходы физлиц) в России составляет 13 %. Это так называемая плоская шкала налогообложения, при которой ставка налога не увеличивается, если увеличивается ваш доход. Впрочем, в случае выигрыша в конкурсах или играх, проводимых в целях рекламы, придется заплатить 35 %.

В принципе 13 % — это достаточно низкая ставка. В странах, где принята прогрессивная шкала налогообложения (это означает, что чем больше ты зарабатываешь, тем большую долю забирает государство), эта цифра, как правило, выше. Например, в Германии подоходный налог варьируется от 14 до 47,5 % в зависимости от дохода. А в Швеции вам придется заплатить государству до 57 %, если вы зарабатываете больше 477 000 крон — и это только подоходный налог, есть и другие.

Хитрость заключается в том, что в России (да и во многих других странах мира) мы платим значительно больше налогов, чем кажущиеся на первый взгляд 13 % от нашего дохода. Даже если исключить социальные отчисления, которые делает работодатель — а они составляют до 30 %, — то каждый из нас оплачивает как минимум налог на добавленную стоимость (НДС). Сегодня НДС есть в 137 странах мира, в том числе и в США, и включен в стоимость практически всех продаваемых в стране товаров.

Если покупатель платит этот налог в момент покупки, то государство получает НДС задолго до того: на всех стадиях производства при покупке сырья или услуг производятся отчисления НДС.

примеры повышения налогов в истории. Смотреть фото примеры повышения налогов в истории. Смотреть картинку примеры повышения налогов в истории. Картинка про примеры повышения налогов в истории. Фото примеры повышения налогов в истории

Следует сказать и о таком виде налогов, как акцизы, также распространенные во всем мире.

Акциз, как и НДС, — это так называемый косвенный налог, то есть тот, который устанавливается в виде надбавки к цене товара.

Акцизом облагается продукт массового потребления: бензин, алкоголь, табак, произведенный в стране. В составе многих товаров акциз составляет едва ли не половину стоимости. Например, в России более половины от цены бензина — это акциз. Акциз на алкоголь в зависимости от крепости может быть более 500 рублей за литр. Кстати, вы знали, что в 2016 и 2017 годах акцизы на алкоголь и табак повышались?

В России, впрочем, налоги используются еще и в качестве механизма региональной политики. Не все знают, что налоги в России (как и во многих других федерациях) делятся на федеральные и местные. К федеральным относятся, например, НДФЛ (те самые 13 %), налог на прибыль, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и др., а к местным — налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог и т. д.

В качестве наглядного примера того, как с помощью налогов можно управлять финансированием регионов можно привести следующий случай. Все, кто следит за общественно-политическими новостями в России, знают о планах повышения НДС с 18 до 20 %. Это означает, что вырастут цены на множество товаров, в особенности — на подакцизные: бензин, табак, алкоголь. В качестве компенсирующей меры в России отменили налог на движимое имущество.

Однако НДС — федеральный налог, эти средства идут в федеральный бюджет (между прочим, обеспечивая более трети его доходов), а НДИ — налог региональный: собранными деньгами распоряжаются местные власти. Таким образом регионы лишают миллиардов рублей, не снимая с них финансовых обязательств. Деньги могут вернуться в регион — но уже по договоренности с федеральным центром.

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан считает, что всего мы платим 48 копеек с каждого рубля. По его мысли, россияне плохо осознают, сколько денег они в действительности отдают в качестве налогов. Когда же понимание придет, полагает он, люди начнут задавать государству неприятные вопросы — вроде «А что я получаю за эти деньги?» Демократия налогоплательщиков, о которой говорит Аузан (и другие ученые в сфере общественных наук), не столь утопична, как может показаться. Заявления вроде «я плачу налоги» могут восприниматься пока что иронически, но это первый шаг на пути к осознанию того, что в отношениях гражданина с государством должником является именно последнее.

Источник

Краткая история налогов и налогообложения в России

Все основные вехи развития и возникновения налогов в России: от налогообложения в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.), налоговых реформ Петра I и изменений в актах законодательства в дореволюционной России до налогов эпохи «военного коммунизма», НЭПа в 1922—1929 гг., налоговых реформ в СССР и становления современной налоговой системы России, в кратком изложении.

1. История возникновения и развития налогов и налогообложения в дореволюционной России

1.1. Общие положения

Среди юристов в той или иной мере указанные вопросы исследовали С.В. Зaвaдcкий, Б.П. Распопов, Г.Ф. Шершеневич, А.Ф. Кисляковский, Ф.В. Тарановский и др. Кроме того, из дошедших до нас дореволюционных книг по праву хронологически самой ранней является изданный в Киеве в 1624 г. сборник церковного права «Номоканон», который содержит среди прочего положения об обязательных платежах в пользу церквей.

В современной науке отдельные периоды истории налогообложения и налогового права рассматриваются в работах М. Буланже, А.В. Брызгалина, И.С. Зуйкова, Л.В. Зуйковой, А.Д. Meльника, А.А. Тедеева, В.А. Тимошенко, Ю.П. Титoвa, А.В.Толкушкина, И.В. Торопицына, Д.Г. Черника и др.

1.2. Налогообложение в допетровскую эпоху (IX—XVII вв.)

По мере роста и усиления Киевского феодального государства дань перестала быть контрибуцией и превратилась в подать. Единицей обложения данью в Киевской Руси был «дым», определявшийся количеством печей и труб в каждом домохозяйстве, рало или плуг (известное количество пашни). Обложение «по дыму» известно с давних времен.

При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVII в. (раскладка мирских повинностей, деньги на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье — до начала XX в. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами — «по шлягу от рала» (под ралом понималась единица обложения — плуг или соха, а шляг — арабские монеты, платежное средство того времени на Руси).

Дань взималась двумя способами: «повозом» и «полюдьем». Под «повозом» понималась система привоза дани князю (великому князю), а под «полюдьем» — система сбора дани путем снаряжения экспедиций. Первоначально дань собиралась при личном участии князя и его дружины (полюдье), позднее устанавливались места сбора дани и лица, ответственные за ее сбор. Дань как прямая подать существовала в XI—XII вв. и первой половине XIII в.

Во времена Золотой Орды (1243—1480) появились различного рода подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. Известно 14 видов «ордынских тягостей», из которых главными были: «выход» («царева дань»), налог непосредственно монгольскому хану; торговые сборы («мыт», «тамка»); извозные повинности («ям», «подводы»); взносы на содержание монгольских послов («корм») и др.

В XIII в. дань взималась в пользу ханов Золотой Орды ( выход ордынский), платили ее князья начиная с Ярослава Всеволодовича (1191—1246), в 1236—1238 гг. княжил в Киеве, с 1238 г. — великий князь Bлaдимиpский) более 200 лет. В 1257 г. для сбора дани татарскими численниками были проведены первые переписи населения (Суздальской, Рязанской, Муромской, Новгородских земель). Выход взимался с каждой души мужского пола и со скота.

В XIV—XV вв. помимо ордынской дани со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну — в виде натуральных сборов. При Иоанне III (1440—1505, великий князь Московский с 1462 г.) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Хотя в договорных и духовных грамотах и после 1480 г. встречаются упоминания о выходе ордынском, но эти средства шли на содержание татарских царевичей, живших в России. Кроме того, Иоанн III закрепил исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво — медовая дань. В XV—XVI вв. существовала пошлина за право продажи алкогольных напитков — яеуся.

К XIV в. в московском государстве сложилась система кормлений — предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю (князю). Формально полномочия кормленщика ограничивались уставными грамотами. Кормленщик назначал своих слуг сборщиками пошлин (пошлинники) и прямых налогов (тиуны).

Обжалование действий назначенных кормленщиком сборщиков осуществлялось путем подачи челобитной (жалобы) великому князю (князю). Кормленщик получал доходный список, «как ему корм и всякия пошлины сбирать», а населению предоставлялось право челобитья на злоупотребления наместников. Сборы приурочивались к определенному времени — сбору урожая.

С конца X в. взималась дорожная пошлина (сначала в пользу Золотой Орды, затем — князей и монастырей). Взималась в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 г., а мостовщина и перевоз — в 1753 г.

В феодальный период (XIII—XIV вв.), кроме указанных видов налогообложения, появились судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. Гостиная пошлина взималась за право иметь склады, торговая — за право устраивать рынки. Судебная пошлина « вира» взималась за убийство, пошлина « продажа» — за другие преступления. К началу XVII в. данью или данными деньгами стали называть целую группу налогов (кроме дани — прямой государственной подати), взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей.

При Иоанне IV Грозном (1530—1584) в 1555 г. установлен сбор четвертовых денег (денег из чети), представлявших собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Сбор их осуществляли чети — центральные государственные учреждения (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К XVII в. функционировало шесть четей: Bлaдимиpская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая.

Еще во времена Золотой Орды появился термин «пошлинные люди», означавший знатных лиц, которые брали на откуп дань ханам. При Иоанне IV пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода пошлины, это аналог западноевропейских откупщиков.

С 1556 г. проводились реформы государственного и местного управления, были ликвидированы кормления (система содержания должностных лиц за счет местного населения), упразднена власть наместников и волостелей, вместо них учреждены губные и земские учреждения.

В период царствования Михаила Фeдopoвича (1596—1645, царь с 1613 г., первый царь из рода Poмaнoвых) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадах, обложили общим посадским тяглом. Под термином «тягло» порой понимались все виды прямых налогов.

Тяглом облагался не член общины, а определенная единица, округ, волость как совокупность хозяйств. От тягла освобождала гражданская служба по назначению от правительства, военная служба, дворцовая, придворная и отчасти принадлежность к купеческому сословию. С XVII в. эти привилегии стали подвергаться ограничениям.

В XV—XVI вв. (период становления централизованного государства) распространение получила подать, поступавшая в казну Московского князя (впоследствии — царя), взимавшаяся в качестве посошного обложения. Данный вид налогообложения получил свое название от «сохи».

Соха — единица обложения в Московском государстве с XIII в. до середины XVII в., когда соха стала заменяться новой податной единицей — «живущей четвертью». В различные периоды на отдельных территориях значение сохи неоднократно менялось.

1.3. Налоговая реформа Петра I (XVIII в.)

В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.

Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.

1.4. Налоговые реформы первой половины XIX — начала XX в.

Вводились новые обязательные платежи, например процентный сбор с доходов от недвижимого имущества; кибиточная подать; попудный сбор с меди.

Существенному пересмотру подвергалась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.

В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовый налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменены акцизными сборами со спиртных напитков ( винным акцизом).

Важнейшими источниками государственной казны стали: подушный налог; питейный и таможенный сборы; соляной налог (в 1862 г. введен акциз на соль); акциз на дрожжи (введен в 1866 г.); акциз на керосин (введен в 1872 г.); акциз на табак.

2. Налоги и налогообложения в СССР. Становление налоговой системы современной России

2.1. Налоги Советской России в эпоху «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа в 1922—1929 гг.

8 ноября (26 октября) 1917 г. в составе наркоматов учрежден Народный комиссариат финансов (Наркомфин) — центральный орган государственного управления отдельной сферой деятельности или отдельной отраслью народного хозяйства.

Одним из первых изменений налогового законодательства после Октябрьской революции стало принятие Декрета Совета Народных Комиссаров (Совнарком, СНК) от 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов». Декретом предусматривались твердые сроки уплаты налога и санкции за просрочку платежей или уклонение от уплаты «вплоть до расстрела».

В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право стали средством классовой борьбы. Так, Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНКот 30 октября 1918 г. введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог с целью «изъять у паразитических и контрреволюционных элементов денежные средства и обратить их на неотложные нужды революционного строительства и оборону страны».

Взимался этот налог по раскладочной системе: общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем — по плательщикам. Согласно декрету эта раскладка должна была «производиться таким образом, чтобы всей своей тяжестью налог пал бы на богатую часть городского населения и богатых крестьян». Городская и деревенская беднота полностью от уплаты налога освобождалась. Впрочем, экономический и политический эффект налога был невелик — вместо 10 было собрано около 1,5 млрд. руб.

Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах местных Советов от 3 декабря 1918 г. На основании принятых в 1919, 1921 и 1922 гг. декретов об изменении перечня местных налогов и сборов местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор за подвижную торговлю с лиц, производящих не облагаемую промысловым налогом продажу товаров вразнос или вразвоз, а также сбор за продажу скота на рынке.

Новая экономическая политика (НЭП) начала осуществляться в 1921 г. В число основных мероприятий нэпа входили: замена продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, мелких частных предприятий, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства; замена натуральной заработной платы денежной.

Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, повторившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. В этот период снова взимались: промысловый налог; подворный налог; военный налог; квартирный налог; налог с наследств и дарений; акцизы; пошлины; гербовый сбор.

Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный; сельскохозяйственный; подоходно-поимущественный; налог на сверхприбыль; сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства.

Кроме того, введен ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, налог на сверхприбыль, трудгужналог.

2.2. Налоговая реформа 1930—1932 гг.

Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложения во многом утратили значение для бюджета.

2.3. Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941—1965 гг.

Самый экзотический из применявшихся в СССР налогов — на холостяков, одиноких и малосемейных граждан — был введен с целью мобилизации дополнительных средств на оказание помощи многодетным матерям. Он был призван способствовать росту населения страны. Этот налог не имеет аналогов в истории и, кроме СССР, был установлен только в Монголии. Изначально налог вводился как временный, но просуществовал до начала 1990-х годов.

Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц; сельскохозяйственного налога; единой государственной пошлины; сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства; налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

Кстати, налогообложение киноиндустрии впервые было введено еще в царской России. Таков был результат бурного успеха первого российского полнометражного фильма «Осада Севастополя». Картина была показана членам императорской семьи и произвела столь внушительное впечатление, что император вечером того же дня повелел обложить «синематограф» налогом.

В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них было перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Но одновременно они уплачивали налог с оборота, поступления от которого составили, например, в 1954 г. до 40% доходной части бюджета СССР.

Кроме того, определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Например, неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд. Взыскание же задолженности с предприятий и организаций финансовые органы осуществляли во внесудебном порядке. В литературе это объяснялось различной природой финансовых ресурсов (форм собственности). Ведь ресурсы организаций и предприятий были всенародной собственностью, а колхозов — групповой, колхозно-кооперативной.

В 1960-е годы существенный поворот «вокруг собственной оси» произошел в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н.С. Хрущева была предпринята попытка осуществить постепенную ликвидацию налогообложения в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налоги с заработной платы трудящихся. Для этого был принят специальный законодательный акт — Закон СССР от 7 мая 1960 г. «Об отмене налогов с заработной платы трудящихся и служащих».

2.4. Реформы налоговой системы в СССР в 1985—1991 гг.

В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 ноября 1986 г. граждане до начала занятия индивидуальной трудовой деятельностью обязаны были получить регистрационное удостоверение или приобрести патент в финансовом отделе исполкома Совета народных депутатов по постоянному месту жительства. Виды деятельности, на которые мог быть приобретен патент, и размеры ежегодной платы за него устанавливали советы министров союзных республик. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.

Доходы от занятия индивидуальной трудовой деятельностью облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от их суммы и с учетом общественных интересов. Граждане, имевшие патенты на право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью, освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.

Кроме того, с принятием Закона СССР от 30 июня 1987 г. «О государственном предприятии (объединении)» началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а также для кооперативов и предприятий с участием иностранных организаций. Основными законодательными актами в этой сфере стали:

а) Закон СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»;

б) постановления Совета Министров СССР:

г) постановление Совета Министров СССР от 2 декабря 1988 г. «О дальнейшем развитии внешнеэкономической деятельности государственных, кооперативных и иных общественных предприятий, объединений и организаций».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы издан целый ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в Законе СССР от 14 июня 1990 г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот Закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: налог на прибыль; налог с оборота; налог на экспорт и импорт.

Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. При этом Совету Министров СССР к 1 января 1993 г. было поручено разработать и представить в ВС СССР предложения о проведении второго этапа реформы подоходного налога с граждан.

В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство использовалось бывшими союзными республиками в политических целях, которые принимали собственные налоги. Например, на территории России был введен особый «суверенный» режим налогообложения: Верховный Совет РСФСР принял Закон «О порядке применения Закона СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», согласно которому для предприятий, находящихся под российской, а не союзной юрисдикцией, устанавливался более благоприятный налоговый режим в виде снижения налоговых ставок и определенных налоговых льгот. Данное положение стимулировало кампанию по «переподчинению» предприятий и направление всех налоговых потоков в российский, а не в союзный бюджет».

В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной налоговой службой (с 1998 г. — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 г. — Федеральная налоговая служба). Кроме того, в 1991 г. указом Президента СССР в нашей стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

2.5. Становление налоговой системы современной России

Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и др.

Был принят Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения — Федеральную службу налоговой полиции России.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства Российской Федерации, процесс его кодификации: принимаются новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих налогах.

В июне 2003 г. Федеральная служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции переданы созданному в структуре Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию экономических и налоговых преступлений.

В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *