пример кластера по истории
Применение приема «кластер» на занятиях по истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Применение приема «кластер» на занятиях по истории
Современная система образования ориентирована на формирование у учащихся самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
На занятиях по истории можно применять кластеры разных видов. Этот метод применяется на всех трех этапах: этап вызова, этап осмысление, этап рефлексии. На этапе вызова часто преподавателем применяется классический кластер, который строится вокруг ключевого понятия или темы. Студенты высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для мотивации к размышлению до начала изучения темы. Для первого этапа можно использовать и индивидуальную и коллективную форму работы. Например, сначала каждый студент в тетради создает свой собственный кластер. В ходе изучения темы, обсуждения нового материала составляется общая графическая схема на доске, или используется компьютер с проектором. Так, индивидуальная форма работы перетекает в коллективную.
На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал. При работе с кластером обучающим рекомендуется работа с учебником, интернет- ресурсами и другими источниками информации.
При подготовке кластера работа с текстом развивается по такому плану:
прочесть текст и выделить в нем смысловые единицы;
после обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков на листе бумаги в прямоугольных рамках записать принятые названия;
на основе текста вокруг каждой рамки в кружках (это «веточки» кластера) кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам);
попытаться установить связи между отдельными блоками и /или «веточками» кластера и соединить их стрелками;
Таким образом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическое отображение информации, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, развивает умение работать с текстом учебника, выделять смысловые единицы, формулировать собственные выводы, вести диалог, уважительно относиться к иной точке зрения.
Еще одна форма работа с кластером, когда из подобранных понятий и терминов студентам предлагагается самостоятельно составить кластер. Например, по теме «Внешняя политика Ивана Грозного» составляется кластер из следующих понятий, дат:
В итоге получается кластер, который впоследствии каждый студент расширяет самостоятельно. Или по теме: « Начало объединения русских земель. Возвышение Москвы» предлагаю составить кластер из следующих понятий;
«ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЪЕДИНЕНИЯ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ»
Усиление княжеской власти
Стремление князей подчинить бояр- вотчинников
Стремление бояр приобретать свои вотчины за пределами за своего княжества
Хозяйственный подъем русских земель,
Необходимость избавления от ига
Осознание единства Руси.
Роль русской православной церкви
Появление условного землевладения,
усиление феодальной эксплуатации, обострение борьбы
На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний. Студенты самостоятельно анализируют полученные знания, делают выводы.
Прием кластера развивает системное мышление, учит студентов систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, вырабатывать и высказывать свое мнение, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке. Кластер приближает студентов к самостоятельному поиску способов решения проблем, творческому применению знаний.
Применение кластер-технологии на уроках истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Кластер-технология на уроках истории
Прием кластеров («гроздья») универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Ø выделить главную смысловую единицу (тема);
Ø выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
Ø Конкретизировать фактами и мнениями.
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке.
Ø В центре – это наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
Ø Система кластеров охватывает большее количество информации, чем мы получаем при обычной работе.
Ø Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию, полученную до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Ø Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».
Как готовится кластер?
При подготовке первого кластера ученик,
прочитал текст учебника,
по-своему переосмыслил содержание параграфа,
выделил смысловые единицы учебной информации, причем не повторил предложенные в учебнике разбивки на подпункты,
в информационные блоки внес сведения из дополнительного текста,
стрелками обозначил связи между «веточками», относящихся к разным «гроздям».
Последовательность действий проста и логична:
1. В начале, посередине чистого листа (классной доски), документа Word, слайде Present Point написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. (Модель «планеты и ее спутники»)
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной теме.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Ø Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Ø Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Ø Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Система кластеров позволяет охватить избыточный объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Возможны следующие варианты:
Ø Укрупнение или детализация смысловых блоков (по необходимости)
Ø Выделение нескольких ключевых аспектов, на которых будет сосредоточено внимание.
Ø Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии, может быть способом мотивации мыслительной деятельности до изучения темы или формой систематизации информации по итогам прохождения материала.
Ø В зависимости от цели учитель организует индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную деятельность в виде общего совместного обсуждения.
Ø Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.
В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания новой темы, но и умения:
1) ясно и доходчиво объяснять новый материал;
2) представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения;
3) сформулировать собственные выводы и оценочные суждения;
6) корректно обсуждать спорные идеи;
7) уважительно относиться к иной точке зрения.
Все эти умения составляют основу критического мышления
Ø Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель.
Ø Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников.
Ø Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Кластер-технология на уроках истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Использование кластер-технологии на уроках истории и обществознания
Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Включение в учебный процесс работы по технологии развития критического мышления и дает возможность личностного роста ребенка, развития его индивидуальности. Я хочу поделиться своими наработками использования некоторых общеизвестных приёмов развития критического мышления на уроках истории и обществознания, которыми пользуюсь.
Что такое критическое осмысление учебного текста и в чем его особенности
В условиях современного образования, в условиях внедрения стандартов II поколения, которые предполагают различные источники исторической информации, вариативные образовательные программы и учебники, открытый и противоречивый поток сведений, необходимо развивать критическое мышление личности.
Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста, необходимо ознакомить учащихся с иными способами работы с источниками. Например, с приемом представления информации в кластерах.
Работа в кластерах
Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь; а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.
Как готовится кластер?
Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Многие учителя сравнивают этот приём с моделью солнечной системы. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем учащиеся получают при обычной письменной работе. При подготовке первого кластера ученик,
прочитал текст учебника,
по-своему переосмыслил содержание параграфа,
выделил смысловые единицы учебной информации, причем не повторил предложенные в учебнике разбивки на подпункты,
в информационные блоки внес сведения из дополнительного текста,
стрелками обозначил связи между «веточками», относящихся к разным «гроздям».
Таким образом, если опорный конспект ориентирован на максимально полное графическое отображение информации, не нарушающие логику авторов учебника, то кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные особенности в восприятии и осмыслении учебной информации, подвести ребенка к собственному выводу, вытекающему из собственной «раскладки» исторического сюжета»
Методические рекомендации по работе с кластерами
В младших и средних классах работа над кластером является одним из компонентов комбинированного урока и частью домашнего задания. В начале следующего занятия школьники в парах знакомятся с работами друг друга, по очереди озвучиваю отдельные «гроздья», отвечают на уточняющие вопросы одноклассника-эксперта. В результате каждый ученик может продемонстрировать не только знания новой темы, но и умения:
1) ясно и доходчиво объяснять новый материал;
2) представлять его под иным, чем в учебнике, углом зрения;
3) сформулировать собственные выводы и оценочные суждения;
6) корректно обсуждать спорные идеи;
7) уважительно относиться к иной точке зрения.
Все эти умения составляют основу критического мышления
Как мы убедились, современные приемы работы с учебной информацией помогают перейти к её критическому осмыслению. Способы познавательной деятельности школьников, направленные на историко-логический анализ представленной информации (планы, логические схемы, таблицы), постепенно дополняются методическими приемами и средствами, дополняющими не только содержание, но и критерии его отбора, и принципы изложения. Современные приемы работы с текстом учебника истории открывают широкие перспективы для развития познавательных способностей, обновления форм изучения истории.
Список используемой литературы
С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.
Н.Б. Кирилова Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.
Что такое кластер в истории
Вопрос, что такое кластер, может возникнуть у родителей, которые обучались до того, как одной из ключевых задач школьного образования стало развитие критического мышления. Современные школьники привыкли работать с кластерами, умеют их составлять и анализировать. Особенно на уроках истории, которая, как ни одна другая наука, способствует развитию критического мышления. Расскажем подробнее о кластерах и их применении в обучении истории.
Кластер: что это означает
Кластер — это понятие, пришедшее из английского языка. В буквальном переводе оно означает ‘скопление’ или ‘рой’. Близкими по значению к слову «кластер» считаются:
Термин «кластер» используется:
В педагогике термином «кластер» обозначают один из способов графической организации информации. Его суть состоит в том, что в изучаемой информации определяются смысловые единицы. Они фиксируются как схемы, в которых имеются пояснения по поводу связей. В результате получается наглядное изображение, которое помогает систематизировать, обобщить и излагать изучаемый во время урока материал. Как синонимичные преподаватели используют понятия «карта-схема» или «карта понятий», а также «ассоциограмма».
Фото: multiurok.ru: UGC
Кластер — один из методов технологии развития критического мышления. Он формирует у учеников такие навыки:
Освоив правила создания кластеров, ученики способны:
Иными словами, школьники таким образом освоили основы критического мышления.
Применение кластерного метода на уроке имеет ряд преимуществ:
Фото: maria-kudryavtseva.ru: UGC
Для успешного применения метода учитель должен соблюдать ряд принципов:
Кластеры по изучаемой теме могут быть созданы в результате групповой работы. Тогда учитель руководит созданием кластера на классной доске. Ученики могут поработать над созданием кластеров в малых группах и отобразить результаты на отдельных листках. Наконец, каждый ученик может разработать кластер индивидуально в рабочей тетради. Различные элементы кластеров целесообразно выделять разными цветами.
При коллективной работе с кластером записываются абсолютно все ассоциации до тех пор, пока у учеников не закончатся идеи. Лишь после этого вносятся изменения и производится перегруппировка понятий.
Специалисты предлагают учителям, использующим метод, следующий алгоритм:
Что такое кластер в истории: примеры, виды
Кластеры на уроках истории могут быть различных видов. Основными из них считаются:
Классический кластер строится вокруг ключевого понятия или темы. Например, учитель предлагает тему «Греко-персидские войны» и дает задание ученикам выделить слова и словосочетания, которые позволят рассказать об историческом событии.
Для составления кластера учитель раздает ученикам карточки, на которых написаны слова или отрывки текста и предлагает ключевое понятие.
Задача учеников — расположить полученные карточки вокруг него, чтобы получилась осмысленная схема. Например, к теме «Освободительная борьба казахского народа против Джунгарской агрессии» ученики должны расположить карточки с текстом по смысловым разделам: этапы, причины, ход, руководители и так далее.
Отлично подходит для проверки выполнения домашнего задания и на начальном этапе урока, когда необходимо актуализировать знания, которые уже имеются у учеников.
На первом этапе в результате мозгового штурма записываются все слова, которые касаются темы. Например, «Национально-освободительное движение в первой половине XIX века».
На следующем этапе работы учитель предлагает ученикам пронумеровать записанные слова в том порядке, в котором они будут встречаться при изложении темы.
И наконец, на завершающем этапе на основе пронумерованных слов ученики составляют связный рассказ.
Его еще называют арт-кластер. Идея состоит в том, что ученики получают картинки, относящиеся к теме. Их задача — расположить их вокруг ключевого понятия и обосновать, почему та или иная картинка должна находиться именно в этом месте.
Например, к теме «Этнические группы, проживающие в Казахстане» ученики получают картинки с изображениями различных народностей страны и образцами их материальной и духовной культуры.
Учитель предлагает ученикам кластер, в котором названы второстепенные понятия. Задача учеников — проанализировать их и вывести основные и ключевое понятие.
Подобный вид работы применяют и при изложении темы, которую ученики должны назвать самостоятельно. Например, в кластере присутствуют понятия «диаспора», «страны СНГ», «историческая родина», «Всемирный курултай казахов». На основе изучения и анализа ученики должны определить, что все они относятся к теме «Казахская диаспора».
Фото: docplayer.ru: UGC
Учитель называет тему и предлагает ученикам поработать в группах. Каждая из групп создает кластер по одному из разделов темы.
На следующем этапе урока полученные кластеры объединяются в один, чтобы составить схему к изучаемой теме. Например, ученики в группах выделяют ключевые понятия к разделам:
Из понятий получается наглядная схема к теме «Независимая Республика Казахстан».
Урок истории, построенный по технологии развития критического мышления, традиционно состоит из трех этапов.
На этапе вызова учитель совместно с учениками записывает все ассоциации, которые у них есть по теме. Таким образом стимулируется мотивация к изучению и познавательная деятельность.
На этапе осмысления ученики изучают материал самостоятельно или в группах и дополняют схему, полученную в начале урока.
На этапе рефлексии готовый кластер помогает систематизировать изученный на уроке материал.
Кластер — прекрасный инструмент развития критического мышления и самостоятельности учащихся, который применяется в современной школе.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Кластер-технологии на уроках истории
Класс: 8
Современная жизнь вносит большие коррективы в сферу образования. История – не исключение. В связи с модернизацией Российского образования образовательные учреждения переходят к новым стандартам, новым программам, новым учебникам. Требования меняются и к уроку, и к личности учителя, его педагогической деятельности. В учебный процесс включается возможность личностного роста ребенка, развитие его индивидуальности, раскрытие творческих способностей.
Требования при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории таковы, что обучающиеся должны владеть большим объемом исторической информации, уметь выстраивать исторические вертикали, знать историографию, уметь анализировать исторические документы, формировать свое отношение к историческим событиям.
Задача учителя – не только обеспечить усвоение обучающимися знаний по предмету, но и развивать критическое мышление, которое дает возможность развития индивидуальных способностей, роста ребенка, саморазвития и самовыражения.
Методов, форм, приемов работы существует огромное количество. Учитель сам решает, какие более эффективные, и как он их будет применять. Здесь многое зависит от особенностей того или иного класса.
Я хочу остановиться на использовании некоторых общеизвестных приемов развития критического мышления на уроках истории.
Работа с текстом на уроках истории занимает одно из ведущих мест. В своей работе я использую различные традиционные методические приемы: развернутые планы, объяснительное чтение, беседы по тексту, логические и опорные конспекты и др. Но в настоящее время, задача учителя – изменить привычный статус учебника как основного источника знаний, информация в котором не подвергается сомнению, научить ребенка критическому мышлению при работе с авторскими текстами учебника.
«Критическое мышление» – не от слова «критика». В настоящее время существуют различные определения этого понятия. Все они сводятся к тому, что критическое мышление – это оценочное, рефлексивное, открытое мышление, которое не принимает канонов, развивается путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.
Наряду с традиционными приемами прочтения и логической обработки текста, я знакомлю обучающихся с приемом представления информации в кластерах.
Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь, а также скопление, концентрация. В учебной деятельности кластерами называют графический способ организации материала.
Как же готовится кластер?
1. Нужно прочитать текс учебника и выделить большие и малые смысловые единицы. (Если возникают проблемы, помочь ученикам выделить эти смысловые единицы. Например, это могут быть ключевые слова и фразы, вопросы)
2. Взять лист бумаги и в прямоугольниках записать принятые названия.
3. Вокруг каждой рамки в кружках кратко записать сведения, соответствующие смысловым блокам («веточки»).
4. Попробовать установить связи между отдельными блоками и соединить их стрелками.
5. Обсудить в группе свои результаты (можно воспользоваться дополнительными источниками) и дополнить кластеры новыми «веточками» – сведениями, которых нет в учебнике.
6. Если необходимо остановиться на каком-либо смысловом блоке, надо сделать эту «веточку» ярче, можно выделить цветом.
В результате, кластер позволяет ученикам проявить индивидуальные способности в осмыслении учебной информации, выделить главное, подвести ребенка к собственному выводу, дает возможность ребенку самостоятельно найти и поработать с дополнительным материалом. (Например, изучая тему «Великая Северная война», одна из «веточек» – «Устав морской». В учебнике о нем, кроме названия, ничего не сказано. Ребята дополнительно изучили этот вопрос (узнали о «детище Петра I», итоговый документ включал в себя 5 томов) и дополнили «веточку» датой принятия). И таких примеров может быть огромное множество.
Современные приемы работы с учебной информацией дают возможность перейти от механического, а иногда и бездумного усвоения учебного текста, к критическому осмыслению.
Применение кластера имеет следующие достоинства:
— он позволяет охватить большой объем информации;
— вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
— учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний;
— ученики активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказывая свое мнение.
Мы живем в России и историю своей страны должны знать. Завершить мне бы хотелось словами российского историка В.О. Ключевского: «Без знания истории мы должны признать себя случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться».
Я хочу привести один из примеров кластера, составленного при изучении темы «Северная война»: