рязанский проспект 39с1 история
Москвич
Мой район: Рязанский проспект
Железная дорога идет через бесконечные промзоны. От нее ответвляются пути, которые сворачивают в заброшенные пакгаузы давно исчезнувших и забытых предприятий. Вы идете по тропе между ржавых рельсов. По сторонам — бетонные заборы, а за ними — промышленные руины или утилизированные автомобили, превращенные в металлические гармошки. Через несколько сотен метров тропа заканчивается. Рельсы заросли кустарником и какими-то странными южными колючками. Видно, что никто не бывал здесь уже несколько десятков лет. Сквозь девственную зелень кустов проступают только груды старинного мусора. Какие-то аляповатые китайские игрушки начала 1990-х. Поломанные деревянные поддоны из советских 1970-х. Все остальное еще старше и бог весть, осколки каких эпох хрустят здесь под ногами…
В постиндустриальную эпоху, с ростом урбанизации, предприятия, которые раньше были на окраинах, оказываются практически в центре городов. Большинство из них стали невостребованными, и эти городские кластеры требуют существенных изменений. Главное, сделать это аккуратно, не разрушив существующую городскую ткань, органично вписав новое в исторический и архитектурный контекст.
Дорога на восток
Рязанский район — один из самых молодых внутри МКАД. Его создали в 1995 году из территорий, которые раньше входили в состав других районов, поселков и городов. У соседних муниципальных образований есть собственное прошлое. Где-то были рабочие поселки, как в Текстильщиках, где-то — целые города, как в Перово. В соседних Вешняках расположена роскошная усадьба Кусково, принадлежавшая роду Шереметевых. В Кузьминках сменяли друг друга Строгановы и Голицыны. А здесь, на Рязанке, не было ничего. Только дорога —бесконечная, как сама Россия, дорога на восток.
В древности дорогами были реки. В Рязань плыли по Москве-реке, а потом по Оке. Первыми путь посуху сюда протоптали лошади и верблюды кочевников. Зимой 1238 года к Москве с юго-востока, от Коломны, пришла орда хана Батыя. Город был окружен болотами и густым лесом. Тогда монголы «устроили такую широкую дорогу, что могли проехать рядом три-четыре повозки», подтянули к деревянным стенам тяжелые стенобитные и метательные орудия. Москва пала. Захватчики «град и церкви святыя огневи предаша, и манастыри вси и села пожгоша и много именья вземше отъидоша», рассказывает летописец.
Но годы шли. Город восстал из пепла. Московские князья из рода Ивана Калиты внимательно глядели на восток. Они собирали русскую дань и возили серебро в Орду. Но сами запоминали дорогу, чтобы однажды пройти по ней уже без раболепного заискивания. В конце XIV столетия до Коломны уже ездили посуху.
Этот путь называли Болвановской дорогой. Она, вероятно, и была первой версией будущего Рязанского тракта. Начинаясь от Таганки, от церкви Николы-на-Болванье, она пролегала мимо Андроникова монастыря, удаляясь севернее берега Москвы-реки в направлении Коломны. По ней въезжали в Москву послы золотоордынских ханов, которые привозили великому князю басму — особую грамоту с печатью и изображением хана, иногда басмой служила деревянная фигура, изображавшая хана, которую москвичи и называли болваном. Басмы принимались обычно великими князьями коленопреклоненно на подстилаемых собольих мехах, а затем выставлялись в определенных местах площади, на которой происходила эта унизительная церемония.
По проторенному дипломатами и монахами грунтовому пути все чаще стали шагать закованные в железо воины. И с каждым десятилетием солдаты все чаще ходили уже не с востока на запад, а, наоборот, от Москвы на восток, в сторону Казани и Булгара (в Южное Поволжье ездили другим путем, через Ордынку, Котлы и Серпухов). По Болвановской дороге пришла на Куликово поле часть русских войск. Иван Грозный этим путем отправился на завоевание Казанского царства.
В XVI веке Рязанский тракт уже был в числе главных дорог русского государства. Он входил в ямную систему. Через каждые 30–50 верст власти оборудовали специальные станции — ямы, где вестовые и царские посланники могли менять лошадей. Обслуживали их, соответственно, ямщики.
Век шел за веком. По Рязанской дороге шли полки, ездили царские посланники и сборщики податей. К тракту примыкали небольшие деревушки. Но большого значения они не приобретали. В 1812 году по этой дороге отступала из Москвы русская армия. Арьергард прикрывал обозы армии и беженцев от французских разъездов у деревушки Вязовки, примерно там, где сейчас стоит метро «Окская».
Придорожную судьбу будущего Рязанского района закрепило строительство в 1860–1862 годах Казанской железной дороги (сначала она называлась Московско-Рязанской).
Склады, заводы и дома
Придорожные земли у границы стремительно растущего города использовались для двух видов деятельности, которые вытеснили все остальные: промышленное производство и складирование. Рядом был огромный московский рынок. А по рельсам произведенную продукцию можно дешево отправить в любой уголок России. Вдоль железной дороги возникают заводы. Но перед погрузкой товары нужно хранить. И заводы обрастают громадными складами. Фабриканты стали строить пакгаузы и протягивать узкоколейки от основной магистрали к своим фабрикам. После революции Россия стала развиваться по-новому. Заводов стало еще больше, только их география стала чуть более рациональной. Индустриальные зоны начинались от Московской окружной железной дороги (ныне — МЦК). Производили электрическое оборудование, подвижной состав для железных дорог и метро, цемент. Вдоль самой магистрали советская власть стала строить здания заводоуправлений, конструкторских бюро и первые жилые дома. Эти сталинки до сих пор радуют глаз строгостью классических линий. А во многих дворах есть небольшие действующие фонтаны.
Но никакого района по-прежнему не было. Северная часть этой территории входила в состав города Перово. Юго-восточная была продолжением поселка Кузьминки. А земли вдоль Рязанского шоссе входили в Ухтомский, а затем Люберецкий район Московской области. К Москве их присоединили только в 1960-м, после строительства МКАД, которая приблизила столицу СССР к ее нынешним границам.
Юго-восток Москвы превратился в мощный промышленный кластер. Заводам нужно было все больше рабочих рук. И с 1960-х здесь началось массовое жилищное строительство. К северу и юго-востоку от Рязанского проспекта стали расти кварталы панельных пятиэтажек, бетонные панели для них выпускали на 2-м ЖБК — комбинате, занимавшем огромную территорию на пересечении Рязанского проспекта и Окской улицы. Выходя из его цехов, белые панели становились стенами домов вдоль соседних улиц.
И последние станут первыми
Но Москва не была бы Москвой, если бы кривая ее урбанистической эволюции не сделала бы еще одного крутого зигзага.
Начался редевелопмент. Под жилую застройку была определена добрая половина нынешнего Рязанского района. Большая часть этой территории все еще закрашена нежилым серым цветом на картах города, но первые участки уже начали осваивать.
Алексей Гинзбург — профессор МАРХИ и потомственный архитектор. Его дед Моисей Гинзбург был создателем советского конструктивизма, наследие которого изучают во всех архитектурных университетах мира. Он построил, например, дом сотрудников Госстраха на Малой Бронной и знаменитый дом Наркомфина на Новинском бульваре. Внук мирового признания такого уровня, как дед, пока не добился, но семейные традиции продолжает.
Алексей Гинзбург спроектировал жилищный квартал Balance, который строят на месте бывшего 2-го Комбината железобетонных изделий. Предприятие, годами создававшее крыши и стены для советских людей, теперь само станет местом для жизни. А новый квартал на территории безлюдной промзоны должен впитать в себя историю этого места, которое так долго использовалось для обустройства других.