приемы работы с текстом на уроках истории
Метод. рекомендации «Приемы работы с текстом на уроках истории»
Методические рекомендации «Приемы работы с текстом на уроках истории» содержат описание методики работы с текстовой информацией на уроках истории. Содержащиеся в пособии методические приемы можно использовать как для школьников, так и обучающихся средних учебных заведений.
Просмотр содержимого документа
«Метод. рекомендации «Приемы работы с текстом на уроках истории»»
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КУРСКИЙ АВТОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
Три уровня познавательной деятельности обучающихся.
Методика работы с текстовой информацией на уроках истории.
Компетентностный подход в обучении.
Приемы работы с текстом на уроках истории
как способ формирования общеучебных компетенций обучающихся:
прием «принятие решения»
приемы проведения рефлексии:
прием «двухрядный круглый стол»
чтение с остановками
таблица «что? где? когда?»
«толстые и тонкие вопросы»
приемы стадии вызова
Результат использования приемов работы с текстом.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Современный процесс образования требует от его участников совершенно иных подходов к планированию и организации деятельности. Должны применяться новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. Современный преподаватель не может придти в группу, выдать заранее заученный текст, проверить некое домашнее задание, полученное на прошлых учебных занятиях, и с чувством исполненного долга уйти из группы.
Меняется роль преподавателя. В первую очередь необходимо научить студентов самостоятельно добывать информацию из источников. Значит, нужны какие-то особые формы и методы преподавания. Пересматриваются способы преподнесения учебного материала. Нужно сделать так, чтобы обучающиеся ориентировались в бескрайнем море информации, умели отделять зерна от плевел (главное от второстепенного).
Историческое образование способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.
Развивающий потенциал системы исторического образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления обучающихся.
Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории.
Большую значимость приобретает информационно-коммуникативная деятельность обучающихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме и формируются общекультурные компетенции:
в источниках различного типа;
извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
отделения основной информации от второстепенной;
критического оценивания достоверности полученной информации;
передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации.
Студенты должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
ТРИ УРОВНЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Используя систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности, можно одновременно продуктивно работать со студентами различного уровня обучаемости. Выбор уровней определяется познавательными возможностями обучающегося и целями обучения.
1 уровень – воспроизводящий: Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.
2 уровень – преобразующий: Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.
3 уровень – творческо-поисковый: На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.
МЕТОДИКА РАБОТЫ С ТЕКСТОВОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ
Хорошо известно, что историкам по роду своей деятельности приходится часто использовать на учебных занятиях различные тексты и к этому сложно добавить что-либо новое.
То, что в настоящее время существует ряд проблем, имеющих прямое отношение к тексту. Неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать; неумение самостоятельно анализировать описанную ситуацию; отсутствие навыка целостного анализа информации.
Выявленные проблемы и трудности, возникающие у обучающихся при работе с текстом, обусловлены целым рядом причин.
Суть обозначенных причин сводится к следующему: обучающиеся не умеют понять прочитанное — мало думают сами, что является двумя сторонами одной медали. Соответственно, для разрешения сложившейся ситуации необходимо уделить внимание этим двум составляющим: во-первых, научить обучающихся работать с текстом, во-вторых — заинтересовать их в изучении информации.
Остановимся на первом направлении и постараемся выяснить, почему бывает сложно работать с текстовой информацией.
Текст — это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о наших учениках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения.
Чаще всего при работе с текстом обращают внимание на освоение уровней понимания текста и прохождение нескольких фаз чтения текста.
Выявление информации предполагает выбор определённых элементов информации, отделение главного от второстепенного, нахождение доводов автора в подтверждение выдвинутых тезисов, что позволяет раскрыть содержание текста.
Осмысление информации требует сопоставления, определения главной мысли и смысла текста, авторского замысла, позиции — всё это позволяет интерпретировать текст.
Наконец, преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит присвоение текста.
Как видим, работа с информацией неизбежно требует от обучающихся владения определёнными навыками, что, в свою очередь, позволяет им последовательно выполнять все указанные операции с текстом.
Однако успешность работы студентов с текстовой информацией зависит не только от того, насколько они владеют определёнными навыками, но и от умения преподавателя эффективно организовать работу с текстом на уроке. Таким образом, мы подошли ко второй составляющей — созданию условий для заинтересованной работы обучающихся с информацией.
В связи с этим следует отметить, что тексты на учебных занятиях истории изучаются достаточно часто, однако проблема заключается в том, что они являются, как правило, приложением к параграфу учебника. При таком использовании тексты не несут самостоятельной смысловой нагрузки и воспринимаются обучающимися как нечто обязательно-безусловное, требующее уже заложенного кем-то ответа. Подобный подход к работе с текстом не оставляет простора для творчества, поиска ответов, рассуждений, то есть не вызывает желания погружаться в текст и анализировать его.
Поэтому особо хочется подчеркнуть важность использования текста как самостоятельного объекта познания, а также как основы для изучения той или иной темы (вопроса). В такой ситуации ученики проявляют заинтересованность в работе с информацией, выдвигают и обосновывают свои предположения, вспоминают пройденный материал, самостоятельно получают новые знания.
Тексты следует привлекать не только для изучения новой темы, но и для того, чтобы разнообразить деятельность обучающихся на уроке. При этом наряду с дополнительной информацией можно использовать и параграф учебника, изменив способ его подачи и организацию работы с ним.
«Приемы работы с текстами на уроках истории и обществознания»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Приемы работы с текстами на уроках истории, обществознания в 5,6 классах.
Ковылова Наталья Владимировна
Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь.
Именно эти слова хочется взять в качестве эпиграфа к данной статье, т.к., на наш взгляд, они очень точно передают смысл того, что происходит в современной российской школе.
Современному обществу нужны нравственные, образованные, предприимчивые люди, которые:
• могут принимать решения самостоятельно, прогнозируя их возможные последствия;
• могут анализировать свои действия;
• способны к сотрудничеству;
• обладают чувством ответственности за судьбу страны.
Вопрос «Чему учить?» достаточно полемичен, но озвучен.
А поэтому сегодня современная школа стремится, чтобы учащиеся не просто усвоили определенный объем знаний, но и овладели инструментами по их применению. Главное, чтобы на уроке и во внеурочной деятельности формировались навыки самостоятельного и критического мышления, творческое мышление.
Клиповое мышление характеризуется рядом особенностей. Текст, который способен воспринимать ребенок, должен состоять из коротких фраз, он должен быть разбит на смысловые блоки небольшого объема. Фрагменты текста могут быть слабо связаны между собой и представлять некую мозаику с частично утраченными элементами.(4)
Привыкая воспринимать именно такую информации, учащимся трудно понять, что в истории, в жизни все процессы и явления связаны между собой. Поэтому использование различных приемов работы с текстом, в том числе на уроке, мы надеемся, поможет преодолеть данное противоречие.
Также особенностью современных школьников является обширная, но практически бессистемная информированность по всем вопросам. Если мы в прошлом испытывали определенный информационный голод, то сейчас школьникам доступна практически любая информация. Современные учащиеся умеют хорошо ориентироваться в постоянно меняющемся информационном пространстве. Но чаще всего они не умеют анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Возможное решение этой проблемы видится нами в разработке методических приемов по развитию у учащихся общеучебных навыков, необходимых для преобразования текстовой информации.
Нам с ледует помнить, что максимально усваивается информация, которая:
находится в зоне актуальности (т. е. согласуется с текущими, осознаваемыми потребностями и интересами человека);
подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, с известной информацией;
затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);
активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности обучающихся);
является базовой для принятия решения (т. е. требует разработки заданий по практическому использованию информации). (7)
А следовательно, необходимо организовать работу на уроке так, чтобы учащиеся максимально самостоятельно «добывали» нужную информация, анализировали ее, а затем и применяли на практике.
Уроки истории и обществознания позволяют научить ребят различным приемам работы с текстом. В данной статье мы остановимся лишь на некоторых из них.
«Кластер» («грозди»). Создание кластеров, также как и таблиц, опорных конспектов позволяет систематизировать материал, выделить в нем главное.
В ходе ознакомления с определенной информацией учащиеся ее анализируют, выделяют смысловые единицы и располагают их в определенном графическом порядке. (5)
Работать с кластером можно на любом этапе урока, а так же при выполнении домашнего задания.
Так, при изучении темы «Олимпийские игры» (5 класс, история) в качестве одного из заданий предлагается составление кластера на тему «Олимпийские игры в Древней Греции и сегодня». Причем учащиеся выбирают сами, будут ли они заполнять уже готовую схему кластера или самостоятельно создадут «новый продукт». Таким образом, на уроке произойдет связь прошлого и настоящего.
Возможно составление кластеров многократного применения. Такой кластер появился у нас при изучении тем, посвященных греко-персидским войнам (5 класс, история). Так как военные темы уже встречались, ребята сочли необходимым выделить следующие характеристики любой войны: причины, участники, события, итоги. Данный кластер мы предложили к использованию на уроках учащимся 6-х классов.
Опорный конспект. Учителя давно обратили внимание, что материал, включающий в себя графики, схемы, рисунки, знаки, символы усваивается и запоминается с большим интересом и гораздо легче.
Учащиеся достаточно быстро и легко усваивают то, что конкретно стоит за тем или иным элементом опорного конспекта. Живое воображение ученика позволяет ему ощущать за абстрактными знаками исторические картины прошлого. Ученики достаточно легко и цельно запоминают материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.
Работа с опорными конспектами интересна как сильным, так и слабым учащимся. Причем, это не простое воспроизведение материала по опорному конспекту, который составлен учителем, но и самостоятельное творчество: дополнение, исправление, и как завершающий этап – самостоятельное составление опорного конспекта.
В 5 классе нами была начата работа по составлению ОК. В результате, к концу 3-й четверти большая часть учащихся с удовольствием самостоятельно выполняет работу по составлению ОК. При работе над ОК нами используется определенный набор символов. Вначале эти символы предлагаются учителем, затем учащиеся сами включаются в эту «игру» и составляют понятийный аппарат.
При изучении темы «Македонские завоевания в IV в. до н.э.» был предложен ОК, который больше напоминал логическую цепочку. Учащиеся должны были прочитать текст параграфа, проанализировать данный конспект и при необходимости внести в него изменения.
Работа с текстами постоянно ведется и на уроках обществознания.
Так, при изучении темы «Труд и творчество» учащиеся 5-х классов получили задание подготовить сообщение на тему: «Творчество в искусстве» или «Творчество в науке». Оказалось, что это непростая задача для пятиклассников. У них возникло много вопросов, связанных с отбором материала и его преподнесением. И тогда мы решили разработать памятку по подготовке сообщения. Дома каждый индивидуально составил такую памятку, а на уроке мы вместе выработали единый «документ», отдали его для рецензирования учащимся 6 и 7 классов и только после этого приняли к исполнению. То есть в данном случае знания, которыми обладали учащиеся, можно было применить и практически.
Памятка по подготовке сообщения
Определи тему сообщения.
Составь план сообщения (простой или сложный).
Определи источники информации.
Отбери материал по теме.
Подумай, как ты будешь представлять данный материал.
если тебе будет интересно готовить сообщение, значит, его будет интересно слушать другим.
не отказывайся от помощи родителей.
Анализ различных приемов работы с текстом показывает, что их разнообразие на уроке способствует тому, что учащиеся не только учатся анализировать, сравнивать, сопоставлять. Они осваивают все новые формы работы, которые обязательно найдут практическое применение.
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
2.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. М. : Просвещение, 2011
3.Методические рекомендации по предованию истории и обществознания в условиях поэтапного введения ФГОС основного общего образования: учебно-методическое пособие/под общ. ред. Л.Н. Жиронкиной. – 2-е изд.испр. и доп. – Орел: БОУ ОО ДПО (ПК) С «Орловский институт усовершенствования учителей». Орел, 2014
5.Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011
6.Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие. СПб, КАРО, 2013
7. Методические рекомендации по проектированию современного урока. Казань, 2013
8. Ярославцева М.Ю. Методика работы с текстовой информацией на уроках истории. Курс лекций для дистанционного обучения. Журнал История 17\2009
Работа с текстом на уроках истории
Сейчас очень важно построить образовательный процесс таким образом, чтобы учащийся овладел неким комплексом, связывающим воедино знания, умения и действия, развить способность мобилизовать умения в конкретной ситуации. Реализация компетентностного подхода в обучении возможна через деятельностные технологии обучения, в основе которых лежит планирование и организация учебного процесса, в котором главное место отводится активности и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Поэтому, при изучении материала по истории серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе учащихся с учебным и оригинальным текстом, что позволит развить умение работать с проблемами и искать пути их решения, умение действовать в неопределенной ситуации, самостоятельно добывая недостающую информацию.
Использование различных форм и методов работы с учебным и оригинальным текстами на уроках истории и обществознания позволяет выделить ряд проблем:
1. Учащиеся недостаточно владеют навыками и умениями осуществлять поиск необходимой информации, анализировать и обобщать неупорядоченную информацию.
2. Учащиеся не владеют достаточным умением использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
3. Учащиеся не владеют достаточным умением осуществлять поиск информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма).
4. Учащиеся не владеют достаточным умением извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам.
Эти проблемы тем более актуальны, так как итоговая аттестация по истории и обществознанию в форме ЕГЭ включает в том числе и задания, связанные с анализом учебного и оригинального текстов (часть С). Поэтому перед учителем стоит задача: развить компетенции учащихся, т.е. сформировать комплекс умений и знаний в сфере работы с информацией – овладеть методами поиска, структурирования, свертывания, предъявления информации в различных формах.
Основные формы и методы работы с текстом, позволяющие решить эту задачу:
1. Составление вопросов к тексту и ответы на них.
3. Аналитическое чтение текста.
4. Разбить текст на смысловые части.
5. Составление тезисного плана.
6. Составление конкретизирующих, сравнительных, хронологических обобщающих таблиц.
7. Подбор примеров, раскрывающих основные идеи текста.
8. Составление логической схемы.
9. Преобразование цифровой информации, данной в тексте, в график, статистическую таблицу, диаграмму.
10. Реферирование текста.
При работе учащихся с оригинальным текстом предлагается алгоритм действий:
1. Внимательно прочитайте отрывок.
2. Определите видовую принадлежность документа:
— правовой документ: изложены нормы права,
— публицистический текст: основой текста являются оценочные суждения,
— статистический текст: представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта,
— политический документ: содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы, улучшения,
— информационные материалы: излагаются только факты.
3. Интерпретация текста:
— разделите текст на смысловые блоки,
— проанализируйте каждый блок, определите смысл текста,
— определите, к какой теме из изученного курса истории(обществознания) относится текст.
— раскройте всю полноту социальной информации источника.
5. Ответьте на вопросы к тексту, опираясь на знания по данной теме (темам).
Организуя на уроке работу с текстом, я использую рабочие листы, которые составлены на основе текста параграфа и включают задания разной формы. На таком уроке учитель выступает в роли консультанта, помогая учащимся разобраться с содержанием текста параграфа. Задания составлены таким образом, чтобы через разные формы работы с текстом развивать умение применять приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом.
Метод обучения: сочетание проблемного и поискового метода.
Способ обучения: коллективный – выполнение одного типа заданий, работа учащихся в коллективе 20-25 человек.
Основная форма проведения занятий- самостоятельная работа учащихся с учебным и оригинальным текстом, построенная на основе выполнения заданий разной формы и разного уровня сложности.
1. История средних веков. 6 класс. Учебник “История средних веков”, авт. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, изд. “Просвещение”, М., 2006г.
Тема: “Культура Византии”
Изучая тему “Культура Византии” вы должны узнать:
— чем можно объяснить более высокий уровень развития образования и науки в Византии,
— отличие архитектуры христианских храмов от античных,
— правила написания икон.
— структурировать содержание текста,
— применять полученные знания в практической жизни (при посещении храма, изучении икон).
1. Развитие научных знаний.
Область знаний Достижения
Область знаний: математика, медицина, химия, география, история.
Сделайте вывод: в Византии был более высокий, по сравнению с другими странами, уровень знаний, так как___________________________.
Работа с историческим источником.
“… Там есть храм…, и там же греческий папа, потому что они не подчиняются римскому папе. В этой церкви столько алтарей, сколько в году дней. Его богатства без числа, в него ежегодно приносят дань с двух больших островов и находящихся там замков и городов. Ни в одном из храмов мира нельзя встретить богатства, подобного этому. Внутри храма колонны и лампады из золота и серебра в таком количестве, что человек не может сосчитать. Там возле стены дворца есть место развлечения царя, называемое ипподромом. Ежегодно в день рождения Иисуса царь устраивает там великие зрелища. В присутствии царя и царицы даются представления( при помощи волшебства и без него), выводятся всевозможные люди. Выводят львов, леопардов, медведей и диких ослов одних на других и обычно также птиц, и ни в одной земле нельзя видеть подобного увеселения…”
(Путевые заметки Вениамина из Туделы, посетившего Константинополь в декабре 1117 г. Хрестоматия. История средних веков, ч.1, стр. 129-130., изд. 1980 г.)
1. О каком храме говорится в документе? Где он находится? Когда был построен?
2. Чем поразил путешественника этот храм? Чем этот храм отличался от других храмов?
Устройство храма Святой Софии.
Задание: на основе иллюстрации и текста учебника опиши храм. Назови основные части храма.
1) Перечисли основные виды живописи.
2) Изучи канон в оформлении храма, ответь на вопросы:
— где располагалась мозаика с изображением Христа в окружении ангелов?
— Где располагалась фигура Богоматери?
— Где изображались сцены земной жизни Христа?
— Где изображались пророки?
— Где помещались картины ада?
3) Перечисли основные правила написания икон.
4. Расставь буквы по местам и дай определение понятий:
2. История России, 10 класс. Учебник “История России с древнейших времен до конца XVII века”, авт. А.Н. Сахаров, В.И. Буганов, изд. “Просвещение”, М. 2005 г.
Тема “Феодальная раздробленность”
В процессе работы вы должны узнать:
1. Особенности развития Киевского, Черниговского, Галицко-Волынского, Владимиро-Суздальского княжеств, Новгородской земли.
2. Особенности развития культуры в период феодальной раздробленности.
3. Своеобразие политического устройства княжеств в период феодальной раздробленности.
1. Учебного моделирования (составление таблиц, схем).
2. Анализировать документы, извлекать необходимую информацию.
3. Приводить доказательства выбранной точки зрения.
1. Оценка периода феодальной раздробленности.
Докажите, рассмотрев причины феодальной раздробленности, что период феодальной раздробленности- закономерный этап в развитии феодального государства.
Ряд историков резко негативно оценивают последствия политической раздробленности Руси в XII-XIIIвв. Какая другая точка зрения о последствиях политической раздробленности Руси существует? Какую точку зрения Вы считаете наиболее убедительной? Подтвердите фактами избранную Вами точку зрения.
2. Общая характеристика развития княжеств в период феодальной раздробленности.
Княжество | Где находится | Особенности развития хозяйства, крупные города | Правители |
Заполните таблицу “Политическое развитие княжеств”.
Княжество | Политическое устройство | Функции и привилегии | |||
Князь | Бояре | Боярская Дума | Вече |
3. Особенности развития княжеств в период феодальной раздробленности.
Задание. Назовите княжества, с которыми связаны следующие черты развития:
1. В конце XII Святослав Всеволодович делил власть с правнуком Владимира Мономаха, Рюриком Ростиславичем. Так бояре иногда объединяли на престоле представителей враждующих княжеских группировок и избегали междоусобицы.
2. В этом княжестве у князей сложились особые отношения с половцами. Князья дружили с половцами, половцы помогали им в борьбе с Владимиром Мономахом.
4. Город славился мастерами кузнечного и гончарного дела и др. профессий. Улицы зачастую носили названия ремесленных профессий: Плотницкий конец, улица Кузнецкая, Гончарная, Щитная.
5. Большую силу в княжестве получили бояре-землевладельцы. Они входили в верхушку общества, так называемую аристократию.
6. Здесь княжили внуки Ярослава мудрого. Большой мощи княжество достигло при Ярославе Осмомысле. Княжество славилось своим богатством, развитыми международными связями, особенно с Византией, Венгрией, Польшей.
7. Объединение двух княжеств произошло при Романе Мстиславиче, впоследствии он присоединил к своим владениям Киевское княжество. Так выросло новое огромное государство, равное по территории Германской империи.
8. Земли княжества входили в состав “отчины” Мономаховичей. В середине XII века княжество из далекой окраины превратилось в обширное независимое княжество, которое проводило активную политику.
9. Князь построил великолепный белокаменный дворец в селе Боголюбово. В 1169 г. Взял штурмом Киев. Против него был заговор, в который были вовлечены жена и ближайшие слуги князя.
10. В этом княжестве князь Всеволод, укрепив свои позиции внутри княжества, стал оказывать все большее влияние на дела Руси: вмешивался в дела Новгорода, овладел землями на Киевщине, подчинил полностью своему влиянию Рязанское княжество.
4. Особенности политики русских князей в период раздробленности.
Задание № 1. Заполните таблицу:
Задание № 2. Соотнесите имя князя, княжество, содержание деятельности.
1. Князья: Рюрик Ростиславич, Ярослав Осмомысл, Даниил, Всеволод Мстиславич, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо.
2. Содержание деятельности:
А) В борьбе с боярством опирался не только на города, но и на дворянство. Прозвище получил за то, что имел большую семью: 8 сыновей и 8 внуков, не считая потомства женского рода. Укрепив свои позиции внутри княжества, князь стал оказывать большое влияние на дела Руси.
В) Князь прослыл смелым и талантливым полководцем. С его именем считались правители Европы. Когда ему было 4 года, бояре выгнали его с матерью из города. Повзрослев и собрав мощную дружину, князь смог постоять за себя и в 1221 г. захватил престол на Волыни.
Г) Князь был женат на дочери Юрия Долгорукого. Вел борьбу с боярами, побывал в изгнании и даже оказывался в темнице. Но в конце концов ему удалось сокрушить противника и усилить авторитет княжеской власти. Про него в “Слове о полку Игореве” говорилось, что “он подпер своими железными полками горы Угорские”.
Д) Князь неустанно воевал с Волжской Болгарией, с Новгородом, боролся за овладение киевским престолом. Союзником его был черниговский князь Святослав. Однажды оба князя встретились для переговоров и для дружеского пира в суздальском городке Москва в 1147 г.
Е) В юности князь совершил военный поход и прослыл смелым воином. Он стремился стать “самовластцем”. В 1169 г. Князь взял штурмом Киев. Действия князя вызывали все большее раздражение среди боярства. Родственники казненного боярина Степана Кучки организовали заговор и в 1174 г. убили князя.
Ж). Князь начал противоборство с Суздалем и потерпел поражение. Это переполнило чашу терпения жителей княжества. Против князя выступили бояре и “черные люди”. В 1136 г. князя с семьей по приговору веча заключили под стражу, затем выслали из города, обвинив в том, что он “не блюдет смерд”, т.е. не выражает интересов простых людей, плохо руководит войском.
Б) Новгородская земля
В) Ростово-Суздальское княжество
Г) Киевское княжество
Д) Галицкое княжество
Е) Галицко-Волынское княжество.
5. Культура княжеств в период раздробленности.
Задание. Выделите особенности культуры Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли (архитектура, иконопись), перечислите памятники культуры.
Сделайте вывод: каковы последствия феодальной раздробленности для развития страны?
3. История средних веков. 6 класс. Учебник “История средних веков”, авт. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской, изд. “Просвещение”, М., 2006г.
Тема “Франкское государство”
В процессе работы вы должны узнать:
1. Как возникло государство у франков.
2. Какие изменения произошли в управлении франков.
3. Какую роль играла церковь в жизни раннефеодального общества.
1. Раскрывать причинно-следственные связи.
2. Структурировать содержание текста.
3. Анализировать исторический источник.
Задание №1. Прочитайте документ “ Франкский историк VI века о случае с драгоценной чашей”, ответьте на вопрос :
Какие качества помогли Хлодвигу стать вождем?
Задание № 2. Распределите причины образования государства в логической последовательности:
Начало обработки железа, усовершенствование орудий труда, стремление вождя к личной власти, распад родовой общины, местные богачи поддерживали Хлодвига, появление неравенства, франки завоевали большие территории, это требовало более четкого управления.
Задание № 3. Проследите изменения в управлении франков к нач. VI в.
Вопросы | Племя | Государство |
1. Управление | ||
2. Войско | ||
3. Управление на местах | ||
4. Суд |
Сделайте вывод: чем власть короля отличается от власти вождя?
Сделайте вывод: чьи интересы защищали законы?
Задание № 6. Наведите порядок в организации христианской церкви:
Сделайте вывод: какова была роль церкви в обществе?