приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Статья » Разнообразные формы работы при изучении биографии писателя на уроках литературного чтения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Разнообразные формы работы при изучении биографии писателя на уроках литературного чтения.

Уроки, на которых изучается биография писателя, чаще всего проходят как лекция учителя. Как сделать этот монолог увлекательным для учеников? Если на уроках будет звучать только речь учителя, встреча учеников с писателем не состоится. Как превратить изложение биографии в урок-размышление»? Такие вопросы я ставлю перед собой, когда готовлюсь к занятиям. Знакомство ребят с жизнью и миром писателя должно вызывать у учащихся интерес и желание прочитать его произведения.

Для этого использую разнообразные приёмы и методы работы. Формы уроков могут быть самыми разнообразными. Не обязательно начинать сообщение с того в каком году и в какой семье родился писатель. Можно уточнить, что уже известно ребятам из биографических справок. К урокам, на которых происходит знакомство с биографией писателя, стараюсь подобрать материал, которого нет в книге. Важное место занимает на уроке иллюстративный материал: портреты, рисунки, репродукции, альбомы. Несколько минут уделяю работе с портретом писателя, задаю ряд вопросов: о внешнем облике, о деталях, характеризующих эпоху, о позе, выражении глаз, деталях одежды. Хорошим подспорьем на таких уроках бывают грамзаписи, фрагменты видеофильмов. Провожу также заочные «экскурсии» по памятным местам, связанным с именем писателя. Заранее назначаю ведущих. В четвёртом классе даю разноуровневые задания для подготовки дома: подобрать материал о детстве писателя; собрать отзывы современников; материал о творческом пути и т.д. Такого рода задания помогут принять участие всему классу. На любом уроке можно использовать викторину, составленную на материале биографии писателя. Часто использую карточки и работу с текстом биографии писателя.

Карточки для ознакомления с биографией писателя

Источник

Изучение биографии писателя на уроках литературы

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературыприемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Номер материала: 184335092453

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Школьных охранников предлагают обучать основам психологии

Время чтения: 2 минуты

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Минцифры предложило разработать «созидательные» компьютерные игры

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Эффективные приёмы изучения биографий писателей на примере биографии А. С. Пушкина

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Дата публикации: 13.03.2021 2021-03-13

Статья просмотрена: 206 раз

Библиографическое описание:

Белоусова, М. Г. Эффективные приёмы изучения биографий писателей на примере биографии А. С. Пушкина / М. Г. Белоусова, Т. Н. Пожидаева, С. В. Савинова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2021. — № 4 (45). — С. 91-96. — URL: https://moluch.ru/young/archive/45/2405/ (дата обращения: 31.10.2021).

Изучая дисциплину «Литературное чтение», я увидела, что невозможно правильно понять литературное произведение, не познакомившись с биографией его автора. Однако писателей и поэтов множество. Я узнала, что огромное количество школьников задаётся вопросом: как легко запомнить все события жизни писателей и не путать их? Этот вопрос и определяет актуальность нашего проекта.

Существует традиционный, привычный способ работы с информацией — линейный текст. Он является основой обмена информацией. И школьный учебник состоит из текста. Однако школьники (за редким исключением) очень часто испытывают трудности в работе с линейным текстом: при большой учебной нагрузке биографию писателя или главу из учебника очень трудно запомнить. А запомнив, через долгое время трудно не спутать с другой информацией. Наверняка есть альтернативные, более эффективные способы запомнить информацию.

Я обнаружила, что одним из наиболее эффективных способов работы с информацией в наше время признан майндкартинг, т. е. составление схематичных карт памяти. Одним из создателей этого приёма считается английский психолог Тони Бьюзен. Интересно, что же эффективнее сегодня: традиционный линейный текст или недавно придуманная майндкарта? Этот вопрос и раскрывает проблему нашего проекта.

Для проверки гипотезы необходимо объект проекта (биографию писателя) реализовать в предмете (майндкарта биографии писателя). Т. е. решить ряд задач:

Целью нашего проекта является проверка обозначенной гипотезы.

Для достижения цели в нашем проекте мы применяли:

Научная новизна заключается в следующем. С времён Аристотеля человек ищет самые эффективные способы запоминания информации. Но в разные периоды истории у человека разные задачи, разные условия жизни и требования общества, разные объёмы и уровни сложности информации. Потому на разных исторических этапах эффективными становились разные приёмы работы с информацией. В нашем проекте мы пытаемся выявить максимально эффективный способ запоминания и использования информации в наши дни, в современных условиях и требованиях к школьнику.

Выводы нашего проекта помогут школьникам быстрее и надёжнее определиться с методикой запоминания биографий писателей (и не только биографий!), что реально повысит эффективность их обучения — поможет сэкономить время и силы на сам процесс запоминания материала и гарантирует, что через долгое время школьник будет хорошо помнить выученный материал и не будет путать его с другой информацией. Более того, по результатам эксперимента я планирую создание серии майндкарт биографий писателей для того, чтобы облегчить процесс их запоминания моим одноклассникам. В этом состоит практическое применение результатов нашего проекта.

Нужна ли биография на уроке сегодня?

Сегодня мы живём в период поиска. Взрослые ищут новые нормы, которые помогут быть уверенным в сегодняшнем и завтрашнем дне. Дети ищут своё место в жизни. Сначала в игре, позже — осознанно. И найти своё место в мире, не зная, каким мир должен быть, сложно. В наши дни взрослые люди постоянно спорят о том, какой должна быть медицина, экономика, политика, искусство, образование.

Министры, учителя, родители и ученики берут любой элемент, составляющий школьный урок, и рассуждают — нужен ли этот элемент в современной школе? Полезен или уже вреден он? Если его менять, то как? Если убрать, то чем заменить? Те же вопросы задаются и о таком элементе дисциплины «Литературное чтение», как биография.

Биографии изучались на уроках с момента возникновения школ в Древней Греции. Но мне кажется, что ещё древние люди, живущие в пещерах или шалашах, обмотанные шкурами зверей, рассказывали своим детям о том, как именно их прапрадед первым из всех смог завалить на охоте огромного хищника. И тем самым объясняли детям, почему сегодня они на охоте действуют так же. Прежде всего изучение биографии человека, сделавшего что-то важное и значимое, это передача опыта из поколения в поколение. Залог развития, эволюции. И культурной идентификации. Потому как в соседнем племени хищников принято добывать совсем другим способом! Но мы — потомки своих предков, потому будем следовать их опыту, усовершенствуя его.

Биография на уроке Литературного чтения — это не только передача опыта (жизненного, творческого). Биография писателя или поэта помогает ученику посмотреть на мир глазами автора. Современным детям, больше привыкшим общаться с гаджетами, часто бывает крайне трудно понять замысел художественного произведения. Это влечёт за собой полную потерю интереса к произведению, к литературе как к предмету, к чтению вообще. Найти своё место, своё призвание в жизни с такой позицией будет просто невозможно. Вот почему так важно привить любовь ученикам к литературному произведению именно через ПОНИМАНИЕ. Ю. М. Лотман писал: «Для того, чтобы ученик полюбил произведение, оно должно перестать быть безликой книгой на полке и тем более «заданием». Читатель должен почувствовать стоящую за книгой личность автора, его судьбу, его радости и страдания, цели и надежды, время» [4, с. 4]. Конечно, Лотман сказал это очень давно. Но мне кажется, что это актуально и сегодня. Как наш алфавит, в современном нам виде созданный в 1918 году, актуален по сей день.

У нас, детей второго десятилетия XXI века, уже нет врождённого чувства, что произведения Толстого, Гоголя — свои, родные. Мы не чувствуем, что было создано раньше — «Сказка о царе Салтане» Пушкина или «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя. Для нас каждое произведение воспринимается отдельным, самостоятельным, не зависимым ни от истории, ни от личности автора — словно в вакууме. Взрослым приходится объяснять нам всё это. Показывать наглядно. И это очень сложно! Вот тут на выручку приходит недооценённая, часто забытая биография писателя. Для нас сегодня это прежде всего связь с историей. История — тот ключ, который помогает восстановить хронологию событий, хронологию появления в истории литературы каждого писателя, а значит, мы начинаем понимать, что Гоголь учился у Пушкина, а Булгаков — у Гоголя… Сегодня как никогда важно видеть за биографией писателя не «парадный, условный его портрет, а живую личность, способную вызвать непосредственный читательский отклик» [4, с. 4]. В наше время не понимают абсолютный авторитет. В прошлом (я знаю по рассказам родителей и бабушки) было принято идеализировать писателей, представлять их правильными людьми, которые не делали ошибок ни в жизни, ни в творчестве. Мне кажется, чтобы современный ученик захотел посмотреть на мир глазами писателя XVIII, XIX, XX веков и прислушаться к их мудрым словам, нужно показать их как реальных людей. С уважением к личной жизни, непременно, но и не превращать их в идолов, которые, не зная нас, учат нас жить.

Я понимаю, что я, скорее всего, далеко не одна и далеко не первая, кто предлагает такой подход к изучению литературы. Но мне бы хотелось сделать это предложение взрослым ещё раз, чтобы этот принцип стал обязательным для всех школ нашей страны. И я понимаю, что это, наверное, очень сложно для взрослых.

Чтобы стало легче работать с таким сложным предметом, как литература, и учителям, и ученикам, имеет смысл попробовать другие методики работы с текстом. Например, майндкартинг.

Почему майндкарта?

Идея майндкартинга, можно сказать, не имеет одного автора: примерно в одно время многие люди пытались найти способ излагать и запоминать информацию, отличный от привычного. Наиболее известным специалистом в области майндкартинга принято считать Тони Бьюзена, английского психолога [1,2,3]. Он половину жизни изучал физиологию человеческой памяти, и на основе полученных знаний создал свою теорию майндкартинга. Не менее известны работы его ученика, Хорста Мюллера [6] (имеет сертификат тренера по майндкартингу, выданный Центром Тони Бьюзена (Пул, Великобритания)).

Исследования Бьюзена привели к его к нескольким простым выводам, которые он воплотил в принципах организации майндкарты.

Прежде всего наш мозг «мыслит» образами, проще говоря картинками и схемами. Какое-либо сообщение, законченную мысль, мозг лучше воспринимает в виде системы, которую можно наблюдать разом, одновременно, а не разделённую на части, например, изложенную на нескольких страницах. Когда человек переворачивает страницу, он видит следующую, но не может видеть предыдущую, поэтому целостность восприятия уже нарушается, нейронные связи формируются с трудом, и процесс запоминания не такой эффективный как хотелось бы. Когда человек впервые видит какое-либо изображение, его внимание прежде всего концентрируется в центре картинки, а потом кругами расходится в стороны. Если человек смотрит на схему, мозг лучше запоминает отношение частей этой схемы в том случае, если эти соотношения показаны не прямыми с углами, а плавными линиями с изгибами, похожими на ветви дерева. Человеку природой дана возможность цветового зрения. И язык цвета значительно повышает эффективность запоминания материала. Как уже отмечалось, для нашего мозга образ важнее слова. И именно поэтому Бьюзен активно советует в любом возможном месте майндкарты, на каждой ветви, размещать цветную картинку, изображающую ключевую деталь каждой мысли.

Скажем, необходимо определить какой-то термин. Мы помещаем его в центр майндкарты, снабжаем яркой картинкой, отображающей его сущность. От него будут отходить ветви первого порядка — самые распространённые определения (снабжаются портретами их авторов). От каждого определения отходят ветви третьего порядка — кратко: в чём отличие этого определения от других и тоже, по возможности, с картинками.

Учитывая эти главные выводы, Бьюзен предложил, чтобы майндкарта выглядела примерно так [1]:

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Если обратить внимание на описание свойств информации, которую мозг с лёгкостью «запоминает», мы увидим, что практически ни одним из этих свойств не обладает традиционный линейный текст.

Почему же линейный текст имеет массовое применение, а майндкартинг, несмотря на то, что первые свои статьи на эту тему Бьюзен начал публиковать ещё в 70-х годах ХХ века, до сих пор имеет армию противников?

Эта проблема меня заинтересовала. Тем более, что я нахожусь в поиске аффективного средства запоминания материала. Самое время для эксперимента.

Александр Сергеевич Пушкин — мой любимый поэт и писатель. Поэтому именно его биография легла в основу моей экспериментальной майндкарты. Создавая её, я изучила биографию Пушкина [5, c. 21–185] и выделила основные этапы его жизни и творчества и постаралась учесть все основные принципы Бьюзена. Итак, майндкарта — информация, распределённая иерархически, с использованием картинок-образов. В центре помещается ключевая информация — в нашем случае это Портрет Пушкина, даты и места его рождения и смерти (ключевая информация первого порядка). От центральной информации отходят ветви основных идей. В нашем случае — это основные периоды жизни и творчества Пушкина (ветви второго порядка). От названия каждого периода отходят ветви третьего порядка, раскрывающие суть каждого периода — главные события жизни и творчества.

Для того, чтобы визуально отличать один период от другого, каждый имеет свой цвет. Так сложилось, что основных периодов в жизни Пушкина 7, как и цветов в радуге. И каждый период у нас имеет цвет радуги: с помощью языка цвета будет намного легче запомнить, количество и содержание периодов жизни поэта!

По теории Бьюзена, майндкарта должна содержать не только текст в виде схемы, но и картинки. Они играют ключевую роль, ведь наш мозг мыслит образами. И в нашей майндкарте присутствуют портреты значимых для Пушкина людей, мест и т. д. Получилось следующее:

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Майндкарта готова. Решая задачи нашего проекта, теперь следовало приступить к её апробации.

Эксперимент: майнд vs линейный текст

Мы провели эксперимент в двух классах одной из общеобразовательных школ г. Волгограда (уровень успеваемости классов примерно равен).

В 3 «Б» мы дали ученикам ознакомиться с биографией А. С. Пушкина в виде линейного текста и провели тестирование на знание фактов биографии поэта. После этого дали ознакомиться с той же информацией, но уже в виде майндкарты. Повторный тест на знание (факты те же, вопросы сформулированы иначе) класс показал гораздо более высокий уровень усвоения материала.

Для чистоты эксперимента в 3 «В» мы дали ознакомиться с биографией А. С. Пушкина, но сразу в виде майндкарты. Результаты теста на знание биографии были практически так же высоки, как и результаты второго теста в 3 «Б».

приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Смотреть картинку приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Картинка про приемы работы с биографией писателя на уроке литературы. Фото приемы работы с биографией писателя на уроке литературы

Эксперимент показал: усвоение материала биографий писателей, изложенного в виде майндкарты (по принципам Тони Бьюзена) намного эффективнее, чем работа с линейным текстом. Это объясняется тем, что методика составления майндкарт в гораздо большей степени учитывает свойства мозга, в частности, механизмы запоминания и воспроизведения информации.

Справедливости ради необходимо заметить, что результаты усвоения материалов биографии по одной только майндкарте на 0,2 ниже, чем после линейного текста+майндкарты. С одной стороны, 0,2 — мелочь. С другой — необходимо признать, что линейный текст сам по себе не особенно эффективен. Как и образное содержание майндкарты через очень долгое время может оказаться сложным ребусом.

Таким образом, результаты эксперимента дают нам возможность сделать следующий вывод. Майндкарта и линейный текст как способы запоминания биографии писателя эффективнее всего работают вместе: майндкарта как основной способ выражения и запоминания биографии, а линейный текст, дублирующий содержание майндкарты, существует «на всякий случай», как вспомогательные материалы. Опытные пользователи майндкартинга утверждают, что прибегали к помощи линейных текстов только в начале работ с майндкартами. Примерно через год необходимость в линейной подстраховке уже исчезла.

На разных этапах существования человека эффективными становились разные способы запоминания информации. Но в любые времена таких способов всегда было несколько — ведь одни люди легче запоминают визуальную информацию, другие — на слух, третьим нужны какие-нибудь свои хитрости. Это индивидуально. Однако все люди обладают прежде всего фотографической памятью — это гены наших далёких предков, ещё не имеющих письменности.

Сегодня, как и всегда, тоже имеется широкий выбор разных методик запоминания информации. Но опыт показывает, что в наши дни наиболее эффективным из всех является майндкартинг, по необходимости подкреплённый линейным текстом (в начале применения).

Наш проект призван опытным путём проверить общую статистику, которая часто слишком общая, на конкретном опыте конкретных учеников. И тезис о большей эффективности майндкарты перед линейным текстом подтвердился.

Майндкарта биографии А. С. Пушкина, «солнца русской поэзии», — только начало большого проекта для меня и моих одноклассников. Я планирую создать целую серию таких майндкарт биографий писателей и поэтов. На данный момент в разработке находится майндкарта биографии М. Ю. Лермонтова.

Очевидно, что с помощью майндкарт можно излагать не только биографический, но и любой другой учебный материал. Занятия с майндкартами позволят значительно повысить эффективность учебного процесса. Не только для детей, но и для взрослых. Всем больших успехов!

Источник

Из опыта работы. реферат » Методика изучения биографии писателя на уроках литературы»

І. РОЛЬ И МЕСТО БИОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ………..5стр

ІІ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ…….15 стр

2.1Принцип концентризма в изучении биографии………………………………..16 стр

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. реферат » Методика изучения биографии писателя на уроках литературы»»

І. РОЛЬ И МЕСТО БИОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ………..5стр

Основные виды жанровой организации биографических материалов………9 стр

Очерк как вид изучения биографии писателя……………………………….10 стр

ІІ. МЕТОДИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОГРАФИИ ПИСАТЕЛЯ…….15 стр

2.1Принцип концентризма в изучении биографии………………………………..16 стр

2.2Принцип линейности в изучении жизненного и творческого пути писателя..20 стр

2.3Схема планирования изучения биографии писателя в монографической теме…………………………………………………………………………………….22стр

Вопрос о том, какое место должна занимать биография в школьном изучении литературы, давно является объектом пристального внимания и споров педагогов-словесников и методистов. Еще в дореволюционных школах сложилась традиция изучения писательских биографий как средства воспитания человека и гражданина. В изложении биографий и рекомендациях к их изучению во главу угла ставились неповторимые черты человека, имя и поступки которого сохраняются для потомков.

Учителю важно «обеспечить» подлинное нравственное воз­действие биографии писателя на школьников. К. Паустовский в «Книге скитаний» писал: «Каждая написанная книга является как бы ядром некоей отбушевавшей в человеке туманности, звездой, которая родилась из этой туманности и приобретает свой собственный свет. Может быть, только одну сотую нашей жизни мы вводим в тесные границы наших книг». Очевидно, одна из задач школьного изучения биографии писателя состоит в том, чтобы показать, как и какие впечатления жизни и искус­ства переплавляются художником в его произведении.

Возрастное развитие учащихся обусловливает именно в старших классах усиление их интереса к психологии писателя, внимание к внутренней динамике его жизни. Эволюция взглядов и настроений художника, социальные, нравственные и эстети­ческие стороны этой эволюции должны быть «представлены» на уроках по изучению биографии, художников конкретно. Следует глубже освещать причины психологического и творческого свое­образия писателей, чаще сопоставлять их судьбы, взгляды, чувства.

Своеобразие личности художника, единство его жизненного поведения и творческой программы откроются ученикам, если мы при изучении биографии выделим идеологические, нравствен­ные и эстетические проблемы, которые интересны определенному возрасту и органичны для самого автора произведения. Про­грамма различным образом определяет жанры изучения лично­сти писателя в старших классах.

Учитель ищет в классике то, что созвучно нашей эпохе, близко сердцу сегодняшнего подростка, что живо во все времена. Это- Человек, личность в эпохе, среди людей и наедине с собою. И эта личность предстает в облике писателя- в его характере и судьбе, в его нравственно- философских исканиях, социальном опыте, художественных творениях.

Когда речь идет о Пушкине, Толстом, Горьком, программа предлагает проследить жизненный и творческий путь художника, т.е. развернуто дать ученикам смену этапов их жизни и литературной деятельности. Когда в программе говорится о необходимости дать биографию, учитель может предложить классу обобщенный портрет писа­теля, не прослеживая последовательно хронологическую канву его жизни. Наконец, есть в программе и такая формулировка: «Жизнь и литературная деятельность». Здесь необходимо показать связь биографии и литературной работы, в большей степени обратить внимание на творческую деятельность писателя.

В данной работе освещены следующие положения:

Работа над писательскими биографиями, сориентированная на понимание учащимися биографии не только как биологического процесса жизнедеятельности человека от момента рождения до смерти, но как пути духовно-нравственного развития писателя, позволит школьникам более полно и глубоко представить индивидуальные черты каждого автора.

2. Изучение писательских биографий, основанное на классификации
биографических жанров, служит действенным средством повышения
интереса к личности автора, анализируемым произведениям и к литературе в
целом.

3. Постепенное и поэтапное формирование знаний о жизни и творчестве
писателей в каждом из биографических жанров открывает школьникам
новые грани личности автора, позволяет глубже освоить изучаемые
произведения и способствует становлению личности учащихся

І. РОЛЬ И МЕСТО БИОГРАФИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

В методике преподавания литературы в школе существует несколько методов и приемов изучения биографии писателя. Рассмотрим некоторые из них.

Предлагается и такой путь: вначале изучается творчество писателя под руководством учителя, биография же его рекомендуется учащимся для самостоятельного чтения, а на итоговом занятии учитель обобщает весь жизненный путь художника.

Однако эти подходы к освещению биографии не реализуют основных задач ее изучения, так как рассмотрение образной системы вне авторского отношения к изображаемому приводит к снижению уровня нравственного влияния литературы. Эффективность решения проблемы по В.Н. Дроботу достигается при изучении жизненного и творческого пути писателя в их органическом единстве. Такой подход позволяет на конкретных примерах показать двустороннюю связь, художественного произведения с личностью творца, его жизнью, определить, в каких компонентах стиля и как выражается авторская индивидуальность. Ведь биография художника не только знакомит с фактами его жизни и творчества, поисками и противоречиями, свойственными любому человеку, но и помогает понять позицию писателя, а следовательно, глубоко и полно постигнуть произведение, которое изучается в классе. Именно в процессе анализа художественного текста выясняется, насколько серьезно и глубоко учащиеся уяснили взгляды автора.

В начале изучения художественного произведения определяется место и время, которое необходимо отвести на ознакомление учащихся с творческой лабораторией писателя, продумывается, как это осуществить, как заинтересовать их психологией творческого процесса, пробудить к наблюдениям и самостоятельным исследованиям.

Необходимость характеристики авторского замысла в школе объясняется несколькими причинами: он помогает точнее раскрыть основную мысль произведения, его эволюцию, творческую концепцию, дает возможность показать, какие жизненные впечатления пробудили чувства и мысли художника и ознаменовали начало творческого процесса. Наконец, характеристика замысла позволяет школьникам увидеть жизненный путь, пройденный писателем, узнать, как он мыслил, творил, страдал, и таким образом приблизиться к волнующей тайне создания художественного произведения.

Обращение к творческой лаборатории писателя не должно ограничиваться только изучением художественного замысла. Ознакомление со сложным и оригинальным замыслом дает возможность постичь не только идейный стержень произведения, но и его почерк.

Следует также рассмотреть начальную стадию творческого процесса, когда зарождается идея произведения. Глубокие думы и переживания писателя формируют главную мысль, которая своими корнями уходит в мировоззрение художника.

Таким образом, изучение биографии, рассматриваемой как духовный портрет в единстве индивидуально-личностного и творческого аспектов, с исследованием лаборатории художника слова дает возможность осмыслить его творческий путь как процесс, а не только как результат, и содействует духовному росту школьников, повышению их читательской культуры и интереса к литературе.

1.1 Основные виды жанровой организации биографических материалов

Школьной программой по русской литературе для старших классов предусмотрены три основных вида жанровой организации биографических материалов: краткие биографические сведения о жизни и творчестве писателя, жизненный и творческий путь и очерк жизни и творчества.

Краткие биографические сведения даются о тех писателях, творчество которых представлено в программе одним произведением или отрывками из него. В этом случае характеризуются условия и то окружение, которые оказали благотворное влияние на формирование мировоззрения и воспитание нравственных идеалов будущего писателя, основные его произведения, время написания и творческая их судьба.

Более подробно следует остановиться на периоде жизни художника, связанного с созданием произведения, изучаемого текстуально: возникновении замысла, его развитии и воплощении, самом процессе работы над произведением. На этом этапе целесообразно перейти к анализу художественного текста. Завершается тема общей характеристикой жизни писателя, оценкой его творчества.

Таким образом, краткое знакомство с основными сведениями о жизни и творчестве мастера слова представляет собой форму завершенного рассказа. Изучаемое произведение воспринимается учащимися как факт из жизни великого человека.

Изучение жизненного и творческого пути крупнейших художников слова дает возможность добиться органической взаимосвязи в освещении биографии и творческого процесса. Знакомство с несколькими произведениями, позволяет обратить внимание школьников на эволюцию личности писателя, познакомиться с его художественными концепциями, основной тематикой и идейным пафосом творчества, обстоятельно охарактеризовать основные этапы жизненного и творческого пути. Опираясь на знания о жизни и творчестве классика, полученные школьниками в средних классах, учитель не только дополняет биографию новыми фактами, но и строит ее изучением тесной взаимосвязи с общественным движением, характеристикой всего творческого пути. Например, при изучении темы «Начало поэтической деятельности А.С.Пушкина», учитель одновременно с рассказом о жизни поэта анализирует то или иное стихотворение, ибо труд писателя и его жизнь- это нерасторжимое целое. Связь анализа лирических произведений поэта со временем и обстоятельствами их создания способствует лучшему восприятию материала. Учащиеся, с одной стороны, наглядно убеждаются в том, как биографические сведения характеризуют и объясняют творческое развитие автора, с другой, что анализируемые стихотворения являются фактом его жизни.

Очерк как вид изучения биографии писателя

Опираясь на знания, приобретенные школьниками в средних классах, необходимо обогащать учащихся новыми сведениями и представлениями о жизни писателя, вызывая интерес в неповторимой личности художника, приобщая к его творчеству. В этом отношении большим подспорьем учителю будут документальные материалы, литературоведческие исследования и особенно эпистолярное наследие писателя, мемуарная литература.

Чрезвычайно важен воспитательный аспект биографического очерка. Приводя конкретные примеры из жизни художника, говоря о его высоких моральных качествах, гуманизме, борьбе за справедливость, учитель тем самым формирует характер школьников, чистоту нравственных побуждений, способствует самоопределению личности.

Очерк следует строить так, чтобы логично и последовательно рассказать о становлении индивидуальности, формировании взглядов на жизнь и идейно- эстетической концепции будущего писателя, осветить важнейшие этапы творческой деятельности, раскрыть тематику созданных им художественных произведений, значения его творчества в целом.

Биографический очерк состоит из экспозиции, основной части и концовки, между собой тесно взаимосвязанных. В экспозиции обычно рассказывается об эпохе, в которой жил и творил писатель, устанавливаются связи его с окружающей действительностью. В этой части рассказа сообщается о детстве и годах учения, акцентируется внимание на тех обстоятельствах, которые во многом определили личность художника. Постепенное накопление знаний о жизни мастера художественного слова подготавливает учащихся к пониманию его мировоззрения, осмыслению основных мотивов его творчества.

В основной части биографического очерка знакомим с жизненным опытом писателя, с материалами, ставшими источником его творческих замыслов и обобщений. Это обусловливает очередную задачу учителя: продуманно и обоснованно, в краткой форме обозначить и раскрыть основные этапы творческого пути художника, объяснить, чем они обусловлены, какими событиями общественной и личной жизни сопровождались, что характерно для них в соотношении со всем творчеством.

При включении в рассказ основных событий из жизни писателя, связанных с творчеством и характеризующих его личность, не следует ограничиваться лишь хронологическим перечислением их, а выяснять обстоятельства созревания замысла изучаемого произведения, объясняющие его содержание, идею и т. п.

Завершается очерк сообщением от последних годах жизни художника, о том новом, что создал писатель, что внес в жизнь, чем его произведения волновали и продолжают волновать читателей.

Структура очерка может быть и другой. В одном случае основной акцент переносится на изображение неповторимой личности писателя, выяснение его отношения к людям, обществу; в ином- биографический материал используется для анализа творческого процесса и основных его аспектов: психологического (жизненные впечатления и переживания писателя), текстологического (варианты произведения, зафиксированные в черновиках), хронологического (время и обстоятельства работы над произведением).

Внимание старшеклассников сосредоточиваем на самом существенном, а не просто занимательном. Однако при этом не стоит забывать, что у писателя была личная жизнь. Обходить или замалчивать на уроках литературы в старших классах- это, по существу, обеднять биографию великого человека, ибо частная жизнь писателя- это прежде всего творчество, его литературные друзья, его близкие, которые помогали своими разумными советами, способствовали публикациям произведений и т.п.

При подготовке к рассказу о жизни и творчестве писателя необходимо руководствоваться следующим:

Известно, что основной интерес для учащихся представляют биографические материалы, раскрывающие процесс становления личности, формирования отдельных качеств, указывающих на взаимоотношения художника с окружающим миром, отношение к самому себе, своей деятельности. Поэтому из огромного количества фактов отбирается типичное, то, что определяет характер, мысли, поступки, стиль работы и жизни.

Особое внимание уделяется фактам, которые характеризуют эпоху и конкретную обстановку, сформировавших мировоззрение будущего писателя и проливающих свет на его отношение к окружающей действительности, на творческие контакты с другими деятелями искусства и литературы.

Особо следует остановиться на фактах, освещающих начало творческого пути, сложность первых шагов художника на литературном поприще. Конкретные примеры большого и кропотливого труда.

Для понимания учащимися психологии литературного творчества привлекаются материалы о зарождении, вызревании, формировании замысла произведений, его героев, сюжета, отражающие длительную и упорную работу художника над своим произведением.

Ценными и значительными являются факты, связывающие между собой биографии нескольких писателей, проблемы, волновавшие их современников.

Для писателя не только окружающая действительность является объектом художественного изображения, но и его собственная личность, которая по-разному проявляется в художественном произведении. Необходимо привлекать такой биографический материал, чтобы учащиеся поняли, какими страстными, мучительными поисками и сомнениями, надеждами и разочарованиями полна жизнь каждого великого художника слова, и с этой точки зрения постараться видеть неповторимо своеобразный мир автора во всем: в отборе и оценке жизненных явлений, в том, как он рисует человека, лепит его характер, как воспринимает и изображает природу, ибо строй дум и чувств писателя воплощается в любом слове, каждой художественной детали, ритме фразы.

В биографическом рассказе необходимо уделить внимание характеристике людей, окружавших художника и оказывающих влияние на него.

Материалы о развитии традиций национальной культуры в творчестве писателя, обращение его к истории народа, мотивам и образам устного народного творчества, влияние предшественников его в литературе помогают глубже понять сложный путь идейных и нравственных исканий художника, связанных с эпохальными историческими событиями его времени.

ІІ. Методические формы изучения биографии писателя в школе.

Существенную помощь в преподавании литературы могут оказать учителю активные формы обучения. Активными являются такие формы обучения, где увеличен «удельный вес» и степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход и развиваются творческие способности каждого ученика. Активность не возникает сама собой при обращении к той или иной форме, а создается творческим трудом учителя и учащихся. Рассмотрим несколько форм работы при изучении биографии писателя

Одной из видов деятельности является лекция. Специфика лекции состоит в том, что деятельность учителя здесь неотделима от деятельности учащихся: читая лекцию, необходимо руководить работой слушателей. Учитель знакомит слушателей с неповторимой личностью писателя, с историей его духовных исканий, зачастую- с подвигом. Перед учащимися раскрывается таким образом живая картина истории литературы- история духовной жизни ее творцов.

Немаловажную роль играет оборудование урока: портреты, выставка книг, иллюстрации, документы. К участию в лекции можно привлечь и учеников. Учащиеся оформляют материал на специальных карточках или чертежных форматах, чтобы впоследствии его можно было использовать на уроках. Активизировать внимание учеников на уроке- лекции помогут: наглядность, подбор фактов и, конечно, речь учителя.

Знание биографии писателя, истоков его творчества, мотивов написания того или иного произведения- это начало тропы к нему. Жизненный путь великих сам по себе значителен и является для нас, учителей и учеников, уроком исканий, прозрений, подвига.

Биография писателя- это олицетворенное время, этапы взросления человечества, его опыт, без которых оборвется духовная преемственность поколений.

В старших классах возникает. Потребность в самостоятельности, в повышенной ответственности за выбранное дело, ищут выхода творческие способности учащихся. Возможность проявить эти качества дает такой вид работы, как семинар. Уроки- семинары имеют специфическое содержание: их целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения, но найти решение проблемы.

В помощь учителю приходят такие формы проведения урока, которые называются нестандартным

Уроки-путешествия дают возможность отправиться в эпоху, которую жил и творил великий художник. Отравиться за ним по местам, которые вдохновляли его на творчество, где жил, страдал, любил.

Спектакль, в котором инсценируется эпизод из жизни писателя

Урок мудрости, откровения.

2.1 Принцип концентризма в изучении биографии

Положительное решение проблемы изучения биографии писателя на разных ступенях литературного образования достигается применением принципа концентризма в обучении, который заключается в том, что часть материала, изучаемого в средних классах, повторяется затем в старших, но только с разной степенью глубины: «… Начальный этап концентрического изучения учебного предмета характеризуется особым значением чувственного восприятия предметов и явлений, накоплением сведений и фактов. В последующем обучении принимает все более систематический характер, а на старшей ступени среднего образования носит характер серьезных теоретических обобщений».( 7 )

Концентрическое построение материала предполагает его повторяемость в усложненном виде на следующей ступени обучения. Практика убеждает, что такой принцип необходим и оправдан в том случае, когда обьем учебного материала не может быть понятым учащимися сразу, не может быть раскрыт с нужной полнотой. При этом нарастание трудностей в усвоении какого- либо раздела литературы происходит постепенно, в соответствии с уровнем умственного развития учащихся. В каждом последующем классе внимание школьников акцентируется на ранее неизвестных биографических фактах и чертах личности писателя. Ранее изученный материал становится опорой при усвоении новых знаний. На последующих этапах литературного образования уже известные данные переоцениваются учащимися, рассматриваются на более высоком уровне.

Таким образом, целенаправленное накопление от класса к классу нового биографического материала смягчает чувство повторного знакомства с писателем, вызванного неоднократным возвращением к одним и тем же фактам в предыдущих классах.

Решая вопрос об отборе биографических сведений для того или иного класса, необходимо учитывать роль писателя в истории русской литературы.

На примере изучения жизни и творчества Н.В.Гоголя проследим возможности применения принципа концентризма на разных ступенях литературного образования, определим формы организации биографического материала.

На первом этапе (в 5 классе) учащиеся знакомятся с важнейшими фактами и событиями из жизни писателя, имеющими целью привлечь их внимание незаурядной личности художника, заинтересовать его творчеством, подготовить к восприятию произведений.

На втором этапе (в 6 классе) знания о писателе расширяются и углубляются. Здесь может вводиться дополнительный материал (например, заочная экскурсия в родной край Гоголя- Полтавщину- и Нежин, где он учился), но в то же время отмечается постоянный интерес писателя к истории, к украинскому фольклору. В 6 классе ученики впервые приступают к текстуальному изучению произведений Гоголя. Анализ повести «Тарас Бульба», на который отводится 6 часов, предваряет биографический рассказ, отличающийся от биографической справки объемом и содержанием. Отбор фактического материала для него определяется необходимостью показать историческую обстановку, социальную среду, оказавших влияние на формирование мировоззрения писателя. С целью приобщения шестиклассников к оценке нравственной позиции художника используются его письма, воспоминания современников, литературоведческие работы, сам текст произведения. Вниманию школьников направляется на постижение его личности, выявление авторского отношения к изображаемым явлениям действительности.

В 7-м классе у школьников формируем новые, более сложные навыки и умения для постижения биографии писателя, его личности, учим отбирать в биографии факты, характеризующие особенности жизненного и творческого пути художника, соотносить художественное произведение с жизненным опытом автора. С этой целью внимание учащихся фиксируем на событиях, повлиявших на литературную деятельность, на жизненных ситуациях, послуживших поводом к созданию данного произведения, ставших основой сюжета, определяем переживания и впечатления автора, отразивших в произведении. Учитель характеризует основные этапы жизни и деятельности гоголя, его мировоззрение, связь с общественной жизнью, определяет круг лиц и условий, повлиявших на создание произведения.

Изложение биографического материала можно организовать следующим образом. После краткой беседы, в ходе которой выясняются знания учащимися биографических сведений о гоголе и его творчестве, учитель рассказывает о Нежинской гимназии. Затем ставится вопрос: Что представлял собой юный Гоголь в годы учебы в гимназии как личность, как человек? Для ответа используется богатое эпистолярное наследие Гоголя нежинского периода (1821-1828), характеризующее время формирования его из подростка в юношу, в самостоятельного молодого человека, ступающего в жизнь. Сообщение может быть примерно таким:

Нежинские письма Гоголя свидетельствуют о его глубоком увлечении театром, любовь к которому зародилась еще в детстве. Во многом спо собствовали этому театральные представления, на которых ему удалось побывать еще в Кибинцах. Способность Гоголя копировать, подражать укрепила в нем мечту об актерской деятельности. Когда в гимназии организовался театральный кружок, Гоголь стал одним из первых его участников. На представления приходили не только студенты и преподаватели, но и нежинские горожане.

Рассказ о Гоголе был бы не полным, если бы мы обошли вопрос о его связях с Украиной, о влиянии украинской литературы на его творчество. Материалы о творческих взаимосвязях гоголя с украинскими писателями будут дополнены и развиты в 8-м классе.

Таким образом, систематическое наполнение сведений о личности писателя в средних классах позволяет строить работу в будущем с опорой на имеющиеся знания. Такой подход обусловливает изучение жизненного пути писателя в органической взаимосвязи с его творчеством.

Основные аспекты взаимосвязанного изучения биографии и творчества на разных этапах работы раскрываются не сразу, а в процессе наблюдений над текстом произведения, проникновения в его идейно-художественное своеобразие.

2.2 Принцип линейности в изучении жизненного и творческого пути писателя

Для осуществления взаимосвязи изучения биографии писателя с его творчеством в старших классах рекомендуется использовать дидактический принцип линейности, при котором постижение личности художника рассматривается в органическом единстве на протяжении всех уроков. Это значит, во-первых, что жизненный и творческий путь писателя анализируется последовательно; во-вторых, его биография изучается в тесной взаимосвязи с творчеством; в- третьих, изучение жизни писателя осуществляется с той полнотой, глубиной и основательностью, которые необходимы для постижения личности художника и его творчеств

Рассмотрим эти положения на примере изучения биографии Л. Н. Толстого в X классе.

Планирование уроков творческой биографии с учетом коллективных, групповых домашних и индивидуальных домашних и классных занятий может выглядеть следующим образом:

Детство, отрочество и юность Л.Толстого. Начало творчества.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *