приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории

Вопросы активизации познавательной деятельности школьников относились к одному из наиболее актуальных направлений в отечественной педагогике 1960-1980-х гг. Появилось значительное количество прикладных методических разработок и, что особенно важно, в учебные программы всех предметов включили требования к деятельностным компонентам обучения – развитию умений школьников. Таким образом, можно говорить об определенном цикле теоретического рассмотрения и практического решения проблем активизации.

В современном школьном образовании решающее значение деятельностных аспектов подготовки школьников, им отводится важнейшее место на всех стадиях образовательного процесса – от целеполагания до аттестации. В стандарты и базовые программы входят требования как к базовому содержанию школьных курсов, так и к уровню подготовки школьников, их умению приобретать и применять знания. При создании и экспертизе учебников все большее внимание уделяется познавательному инструментарию, в особенности вопросам и заданиям. Разнообразными стали формы проведения занятий, а значит, и учебной работы школьников.

В связи с отмеченными обстоятельствами возникает вопрос: насколько актуальна в современных условиях проблема активизации познавательной деятельности учащихся? При ответе на поставленный вопрос необходимо учитывать особенности современной образовательной ситуации. Важнейшая из них заключается в том, что в последние десятилетия существенно расширилось информационное пространство. Распространение компьютерной техники привело к появлению новых разновидностей учебных пособий и обучающих программ. В курсах истории, кроме того, произошло обновление и пополнение материала с привлечением значительного круга исторических источников, обусловленное развитием базовой науки, пересмотром прежних методологических подходов.

Таким образом, речь идет не только о количественном, но и о качественном расширении используемой в школьных курсах информации, что влечет за собой повышенные требования и к познавательной деятельности учащихся, и к организации учителем педагогического сопровождения учебной работы.

Все отмеченные факты дают основания для признания возрастающей актуальности в образовательном процессе вопросов о путях активизации познавательной деятельности школьников.

Проблема активизации познавательной деятельности школьников на современном этапе

Решающее значение при определении как целей, так и объекта активизации (т.е. содержания деятельности школьников)имеют сегодня государственные образовательные стандарты.

К педагогическим условиям, способствующим эффективной активизации познавательной деятельности учащихся, следует отнести:

Использование педагогом приемов активизации учения школьников на всех этапах учебного процесса (целеполагание и мотивация; организация учебной работы; контроль и оценка результатов)

Связь приемов активизации с содержанием изучаемого материала;

Ориентацию на формирующуюся у учащихся совокупность общеучебных, логических, предметных умений (на основе требований образовательных стандартов);

Учет возрастных особенностей учащихся;

Дифференцированный, индивидуальный подход;

Использование комплексов познавательных задач для школьников.

Отмечая, что активизация как системное действие педагога предполагает обращение к основным этапам познавательной деятельности школьников, следует обратить внимание на установленную в дидактических исследованиях структуру самоуправления процесса учения. Ее основные компоненты:

Содержательно-операционный (описывающий систему ведущих знаний и способы учения)

Необходимым условием активизации познавательной деятельности школьников является учет их возрастных возможностей. В первую очередь речь идет об учащихся подросткового (10-15 лет) и юношеского (15-17 лет) возраста. Вместе с тем названные возрастные ступени, характеризующиеся различными физическими особенностями и возможностями, соотношением и уровнем умственной, трудовой, игровой деятельности и т.д., психологи подразделяют на отдельные группы (например, выделяют младший и старший подростковый возраст)

Учителю истории важно принимать во внимание, например, что пятиклассникам и шестиклассникам свойственен преимущественно конкретный характер мышления. У них, как правило, возникает интерес к личности человека, а затем к событиям, эпохе, в которой они происходили.

Семиклассников же начинает привлекать не только внешняя, но и внутренняя сторона факта: почему произошло, что стало потом и т.д. проявляется интерес и к духовному миру человека, к проблемам, непосредственно связанным с поведением и деятельностью людей. Подростки начинают активно овладевать навыками рассуждения.

Учащимися 13-15 лет присуща большая, по сравнению с младшими подростками, способность к абстрактному мышлению. На этом этапе обучения развиваются умения выделять и группировать опорные факты и понятия, составлять тематический план, связывать новый материал с ранее изученным и т.д.

Следует учитывать, что перечисленные особенности отражают преимущественно типичные черты развития школьников. В действительности способности (память, мышление, воображение, самостоятельность и др.) учащихся даже в рамках одного класса не одинаковы. Поэтому важно учитывать уровень подготовки школьников – знаний и, в особенности, владения способами учебной деятельности.

Глубоко изучив методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед собой задачу решения проблемы “Активизация познавательной активности на уроках истории”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения исторических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности, находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на уроках истории, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.

На уроках истории важно создать атмосферу интереса к знаниям, стремление искать, исследовать, творить, развивать смекалку. Поэтому необходимо искать самые разнообразные пути и приемы поддержания познавательных интересов учащихся в любом виде их познавательной деятельности, любом направлении:

выдвигать наиболее актуальные для освещения вопросы перед учащимися через различные формы;

вводить еженедельные обзоры об интересном в мире и в жизни;

готовить выступления перед товарищами в классе;

направлять деятельность учащихся на сбор интересного материала.

Источник

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса истории

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Описание разработки

Ключевой проблемой в решении задачи повышения качества учебного процесса является активизация познавательной активности школьников. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения и развития школьников.

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Движущей силой возбуждения потребности в овладении изучаемым материалом является переживание внутренних противоречий между знанием и незнанием, между возникающими вопросами, проблемами и недостатком знаний для их решения».

На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

1. Отстаивают своё мнение.

2. Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях.

3. Задают вопросы друг другу и учителю.

4. Анализируют ответы друг друга.

5. Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка).

6. Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников.

7. Самостоятельно выбирают разноуровневые задания.

8. Находят несколько вариантов решения проблемы.

Содержимое разработки

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении курса истории. Марочкина Е.А.

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Ключевой проблемой в решении задачи повышения качества учебного процесса является активизация познавательной активности школьников. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения и развития школьников.

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Этим «факелом» являются потребности в активном овладении изучаемым материалом.

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

На уроках я создаю ситуации, в которых учащиеся сами:

1.Отстаивают своё мнение.

2. Принимают участие в дискуссиях и обсуждениях.

3. Задают вопросы друг другу и учителю.

4. Анализируют ответы друг друга.

5. Оценивают ответы (самопроверка, взаимопроверка).

6.Консультируют по отдельным вопросам своих одноклассников. 7.Самостоятельно выбирают разноуровневые задания.

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

В процессе обучения истории главная задача состоит в формировании у школьников исторического мышления.

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Начальный этап формирования исторического мышления.

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Толстой Л.Н. говорил: «Знания только тогда знания, когда они обретены усилиями собственной мысли». Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал.

Найдите на карте горы Фермопилы. Опишите трудности перехода через горный перевал.

Проанализируйте информацию карты. Почему греки выбрали это место для отпора персам?

Опишите подвиг царя Леонида и спартанцев. В чем проявились наилучшие стороны спартанского воспитания?

Прокомментируйте, какие законы имеются в виду в фразе на памятнике спартанцам:

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Задание 3 На аргументацию (в группах).

Рассмотрите картосхему Афин и предположите, почему Акрополь и театр Диониса находились рядом, в одном месте, в то время как другие общественные сооружения находились в разных концах города.

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Современный урок (ФГОС)

Интегративное название системы.

Главный девиз педагога.

Школа мышления, педагогика открытий.

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций.

Стиль взаимодействия учителя и

Преобладающий метод обучения.

Формы организации занятий.

Репродуктивный, словесный (информационный).

Преобладающая деятельность учащихся.

Урок – фронтальные виды деятельности.

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с изложением материала учителем.

Урок – групповые и индивидуальные виды деятельности.

Слушанье, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму (образцу).

Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида.

Активная, инициативная при наличии интереса.

Создается всегда и целенаправленно.

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Уроки истории, проведенные в рамках системно-деятельностного подхода к преподаванию, предполагают:

формирование универсальных способов и практических навыков работы с разными источниками информации, умение работать с документами, с понятиями, проектировать монологический ответ по теме по алгоритмам, памяткам.

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику,

самое главное умение проводить параллель истории с современностью.

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Основная идея системно-деятельностного подхода.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Рефлексивно-оценочный компонент. Системно-деятельностный подход придает особую значимость процессу осознания субъектом образования своей деятельности. Рефлексивная деятельность позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его самостоятельной познавательной деятельности и её продуктов. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. Его уникальность в том, что оно позволяет научить размышлять над тем, чему ты научился и как можно использовать приобретенные знания.

Источник

«Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках истории»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Министерство образования и науки российской Федерации

МУ «Управление образования Администрации города Бийска»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках истории.

Автор: учитель истории и обществознания

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Мамедова Светлана

Аллахвердиевна

2009 г.

Структура

Условия возникновения опыта __________________________ 3

Актуальность _________________________________________ 4

Теоретическая база ____________________________________ 5

Новизна _____________________________________________ 6

Ведущая педагогическая идея ___________________________ 6

Технология опыта _____________________________________ 6

Результаты ___________________________________________ 17

Трудоемкость ________________________________________ 17

Литература __________________________________________ 18

Условия возникновения опыта.

В процессе работы было замечено, что активность учащихся развивается в меньшей степени на уроках истории, чем, например, на уроках химии, физики, биологии, поскольку на уроках истории используются в основном словесные методы изложения материала.

Возможно предположить, что данная ситуация связанна с проблемой недостаточной активизацией обучения на уроках истории.

Проблема активности учащихся в учебно-познавательном процессе является одной из главных дидактических проблем. В исследованиях, посвященных проблеме активности, понятие «активность» рассматривается как:

— общая категория, особое свойство всех живых систем (М.В.Демин, Г.Е.Журавлев и д.р.)

— качественная характеристика деятельности (В.З.Коган).

В ряде исследований активность определяется как черта личности (М.А.Данилов)

Психолого-педагогическими исследованиями применительно к школьнику зафиксированы три уровня активности:

Репродуктивно – подражательная активность, при помощи которой опыт деятельности накапливается через опыт другого. Уровень собственной активности личности здесь недостаточен.

Поисковая активность представляет более высокий уровень, поскольку здесь имеет место большая степень самостоятельности. На этом уровне нужно принять задачу и самому отыскать средства ее выполнения.

Творческая активность являет собой высший уровень, поскольку и сама задача может ставиться школьником, а пути ее решения избираются новые, оригинальные.

Активизация учебно-познавательной деятельности преследует не только цель повышения успеваемости, но и общее развитие личности, т.к. она активизирует мышление, охватывает стимуляцию всех сторон личности: инициативность, самостоятельность, прочное глубокое усвоение знаний.

В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе.

Актуальность.

В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Практика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в практической деятельности.

Ускорение темпов развития общества, развитие процессов информатизации, требование готовности к переменам конкретизируется в требованиях подготовки учащихся к жизни в ситуации перехода к гражданскому обществу с рыночной экономикой. Все это предъявляет к учителю высокие требования. Считаем, что для успешной деятельности учителя и учащихся необходим переход к современному компетентностному подходу в образовании. Поэтому свою работу строили на целях именно этого подхода: научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальный и повышенный способы, добиться поставленной цели, оценивать полученный результат, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками, научить решать познавательные, аналитические, проблемы.

Цель работы: целью данной работы является описание собственного опыта активизации учебно-познавательной деятельности на уроках истории посредством самостоятельной работы.

Это позволит нам сформировать собственную систему активизации учебно-познавательной деятельности через организацию самостоятельной работы на уроках, повысить качество преподавания истории, права, а также внеклассной работы по предмету.

В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется учебно-познавательной деятельности, вопросам ее организации и активизации (В.Д. Мозговой, В.А.Онищук, М.Н. Скаткин и д.).

Теоретические основы проблемы активизации познавательной деятельности школьников в своих трудах рассматривали: П.Я. Гальперин, П.И. Пидкасистый, Т.И. Шамова.

Пути решения проблемы познавательной активности рассматривались в работах М.И. Еникеева, И.Я. Лернера, Н.Н. Поспелова и других ученых.

1.Определена взаимосвязь активизации обучения и процесса самостоятельной работы на уроках истории.

2. Выделена методика и формы организации самостоятельной работы, как фактора активизации учебно-позновательной деятельности школьников.

Ведущая педагогическая идея.

Процесс активизации учебно-познавательной деятельности, базирующийся на практическом опыте и исторических знаниях, является основой и залогом формирования ключевых компетенций школьников.

Сущность опыта заключается в повышении качества образования учащихся на основе активизации учебно-познавательного процесса, которая обеспечивается:

использованием информационно-коммуникационных технологий.

постоянным использованием межпредметных связей, повышающих научный уровень образования;

организацией самостоятельной работы учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности;

Направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей учащихся самостоятельно «добывать» необходимые им знания и навыки требует использования на уроках средств информационно-коммуникационных технологий.

Безусловно, интерес представляет и попытка смоделировать исторические события, великие битвы. Используя желание детей смотреть мультипликационные фильмы, можно ненавязчиво вызвать их интерес к теме или вообще истории, показать, что материал урока может быть легко усвояемым, а затем на этой базе строить ситуацию успеха ребенка. Особенно это актуально для школ с углубленным изучением естественно-технического цикла предметов.

Несомненно, следует обратить внимание и на некоторые сложности, возникающие в процессе применения компьютерных технологий. Если с нерабочим настроем детей и фразами «Ура! Сейчас кино будем смотреть!» удается справиться ко второму-третьему уроку, то вскоре появляются проблемы иного рода. Они во многом связаны с тем, что интерактивные ресурсы созданы для усредненных школьников, но мы имеем дело с личностями. Кто-то из детей просто не успевает вникать в суть происходящего на экране, потому что вынужден вслушиваться и привыкать к голосу диктора, ведь у каждого учителя своя манера говорить, а нужно еще что-то запомнить! Мы корректируем фразы и подстраиваемся под ритм жизни, дыхания каждого класса, каждого ребенка, делая паузы и варьируя темп речи, диктор, же этого не делает. Но не использовать возможности веб-ресурсов в современном образовании просто нельзя. Важно использовать их правильно, максимально адаптировано, в необходимых количествах и наилучшего качества. Отдельного разговора заслуживает вопрос о качестве ресурса. Скорее всего, наилучшим является тот, который учитель делает для себя сам, ориентируясь на конкретных детей.

Но не менее важно и то, как он будет «подан» детям. Был опробован такой вариант использования интерактивного ресурса, подразумевающего звуковые ролики [“От Кремля до рейхстага”, “История российской монархии”, “История России. XX век”, и т. д.] Ресурс используется в процессе объяснения новой темы, причем, на доске заранее записываются вопросы на которые дети должны ответить в результате просмотра ресурса. Таким образом, ученики заранее настраиваются на работу, выделение главного, размышление, а не праздно смотрят ролик. По мере просмотра может возникнуть необходимость записать что-то в тетради, поскольку зачастую пауз в ролике не делается, мы считаем необходимым либо приостановить просмотр, а если это не возможно, наложением голоса учителя обратить внимание детей на тот или иной факт. Конечно, внимание детей будет несколько рассеяно, но вскоре, как видно из опыта, они привыкают слушать учителя и диктора одновременно. После просмотра ролика необходимо дать детям время подвести итоги, вновь обратиться к вопросам, заданным в начале объяснения новой темы, позволить им задать вопросы уточняющего характера и затем приступать к обсуждению

С помощью межпредметных связей (МПС), на наш взгляд, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Использование на уроке различных дополнительных сведений о географических открытиях, исторических событиях и т.д. в значительной степени повышает познавательный интерес к предмету.

Организация учебно-воспитательного процесса на основе МПС может касаться как отдельных уроков (чаще обобщающих), темы, подчинённой решению межпредметной проблемы, так нескольких тем различных курсов, целого цикла учебных предметов или устанавливать взаимосвязь между циклами.

Одним из основных принципов обучения является принцип сознательной и творческой активности. Данный принцип требует развития у обучаемых аргументированности и доказательности суждений, выводов, оценок, способов решения, так как недостаточная их осмысленность может сделать процесс обучения неуправляемым.

Реализация принципа сознательности и творческой активности обучаемых предполагает развитие их инициативы. Педагог должен поддерживать желание учащихся выполнять учебные задания по-своему, поощрять их активность. Этому способствует применение различных форм самоуправления в учебном процессе. Обучаемые должны овладеть умениями принимать самостоятельные решения.

Что может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего, он должен уметь получать знания, причем из различных источников, а также самостоятельность ученика выражается в потребности и умении самостоятельно мыслить, способности ориентироваться в новой ситуации, видеть вопрос, задачу и найти подход к решению. Она характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою точку зрения.

Исходя из вышеизложенного, стержнем самостоятельной работы считаем продуктивную деятельность ученика, в ходе которой он преобразует известную информацию, добывает новые знания и умения, решает конструкторские, творческие задачи.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения, одним из путей повышения эффективности урока, активизации учащихся на уроке, развития мыслительной деятельности учащихся. С учетом специфики истории как школьного предмета выделяют основные мыслительные умения учащихся:

— умения и навыки локализации исторических фактов и процессов во времени и пространстве: соотносить дату события во времени; соотносить дату события с веком, тысячелетием, определять длительность, последовательность, синхронность изучаемых событий и процессов; составлять хронологические таблицы и синхронистические.

— умение анализировать исторический материал: расчленять содержание рассказа на законченные части, выделять главную мысль в отрывке текста, выделять существенные признаки и связи исторических явлений, выяснять их классовую сущность, рассматривать общественное явление в развитии с выделением основных причин и следствий; применять для анализа и объяснения однородных фактов обобщенные знания: о признаках понятий, о логической последовательности их рассмотрения; анализировать новые исторические факты с опорой на усвоение закономерностей и законов общественного развития.

— умение синтезировать и обобщать исторический материал: описывать факты, давать характеристику изучаемых явлений и выдающихся деятелей, обобщать изученные факты, обобщать причинно-следственные связи исторических явлений.

— умение сопоставлять и сравнивать однородные исторические факты: выявлять в них общее и различия, устанавливать изменения, происшедшие в развитии общественного явления от одного этапа к другому; составлять сравнительные характеристики исторических явлений, процессов, деятелей.

— умение сформулировать и обосновывать выводы с классовых позиций, опираясь на факты, логически правильно строить доказательство.

— умение излагать исторический и текущий материал, составлять план, конспект.

Если фактографические данные усваиваются учащимися на основе простого воспроизведения, то овладеть методами познания можно лишь путем тренировки, отработки определенных действий и самостоятельность применения их во все новых ситуациях. Такую возможность дает только систематическая самостоятельная работа. Систематический подход, применяемый в самостоятельной работе, предполагает:

— включение в сферу самостоятельной познавательной деятельности учащихся всего разнообразия содержащихся в предмете знаний (Факты, законы, методы познания и др.);

— вовлечение каждого ученика в процесс самостоятельной познавательной деятельности (с учетом уровня его подготовленности, индивидуальных особенностей);

— постепенный переход от простых заданий к более сложным, усиление их творческого характера.

Самостоятельная работа способствует прочному усвоению знаний, формированию умений и навыков учебного и умственного труда, развитию познавательных способностей, подготовке к самостоятельному труду, к дальнейшему самообразованию. Воспитание самостоятельности у учащихся происходит постепенно в течение всего периода обучения, Удельный вес самостоятельной работы возрастает от младших классов к старшим. Эффективность самостоятельной работы зависит от ее организации, от умелого продумывания сочетаний самостоятельной работы с другими методами.

С организационной точки зрения самостоятельная работа предполагает:

наличие цели самостоятельной работы;

наличие конкретной задачи;

четкое определение формы выражения результата (устная, письменная, практическая);

определение формы проверки результата самостоятельной работы;

обязательность выполнения работы каждым учеником, получившим задание.

Самостоятельная работа как средство обучения соответствует конкретной дидактической цели и задаче в каждой конкретной ситуации. Исследования ученых позволяют выделить 3 или 4 уровня самостоятельной деятельности.

В своей педагогической деятельности мы используем четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. Им соответствуют четыре типа самостоятельной работы.

устное или письменное изложение содержания источника в краткой форме (резюме);

составление хронологических и тематических таблиц (События Первой мировой войны; события Второй мировой войны; сопоставление итогов двух мировых войн; коллективизация России.)

составление плана (простого и развернутого), конспекта, тезисов; (В старших классах использую лекции с элементами самостоятельной работы. По ходу лекции учащиеся составляют тезисный план, конспект.)

работа с картой, составление диаграмм и графиков; (Освоение целины, индустриализация)

отбор и группировка фактов по “сквозной” проблеме;

подготовка сообщения, реферата (на основе нескольких источников)

1. Логические задания.

“ Сравни восстание под предводительством Разина и Пугачева. Сделай вывод”.

Отвечая на вопрос, учащиеся должны:

1) Определиться с выбором, для чего соотнести последний факт с одним из предыдущих и сформулировать четкий вывод, индуктивный или дедуктивный.

2) Подтвердить свой ответ тремя или более аргументами, среди которых:

А) общность целей двух восстаний;

Б) сходство в составе их участников;

В) сходство причин, вызвавших их выступления;

Г) аналогия в развитии их событий и их результатах;

Д) сходство в причинах поражения;

Е) сходство в последствиях.

3) Использовать заложенный в задание прием сравнения и, возможно, составить для этого сравнительно-обобщающую таблицу.

4) Отнести исторические факты к определенной категории: гражданская война, крестьянская война, национально-освободительное движение и т. п.

5) По желанию, использовать прием доказательства, приведя конкретные исторические факты по каждой линии сравнения. Характер и объем сведений позволяет судить об общей информированности учащихся и круге использованных источников.

2. Проблемные задания.

Выполняя задание, учащиеся должны:

Раскрыть исторический смысл данного высказывания, используя соответствующие социально- экономические термины.

Указать причины этого явления.

Определить историческую значимость, последствия, противоречивый характер развития этого явления.

Привести конкретные факты из истории, подтверждающие рассуждения (по желанию).

3. Образные задания.

Представьте, что вы оказались в деревне во время проведения крестьянской реформы 1861 года. В письме к другу расскажите о своих впечатлениях.

На данном уровне провожу самостоятельные лабораторные работы, предполагающие работы с различными видами источников. В зависимости от уровня развития мыслительных навыков увеличиваю сложность заданий. В 10 классах проводила лабораторную работу по “Русской Правде”. Учащиеся должны были найти подтверждения закрепления законодательных актов. С большим интересом учащиеся перевели статью закона со старославянского на современный русский язык. В 9 классе лабораторные работы по Всемирной истории содержат несколько источников. Тематика лабораторных работ самая различная: “Начало холодной войны”, “Тоталитарные режимы в Европе”, “Становление государственности в России”. На этом уровне провожу деловые игры, позволяющие перенести знания за пределы известного образца. “Выборы в школьный парламент”, “Путешествие по Великому шелковому пути”, “Ремесло в средневековом городе”.

Путь к четвертому уровню мышления лежит через три уровня. Дать сложное задание учащемуся, пропустив один из уровней, это потеря времени на уроке, непонимание ученика и как следствие не усвоение материала. Четвертый уровень предполагает задания, чтобы учащиеся, опираясь на богатство понятий и связей, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создавали нечто новое, оригинальное, в той или иной мере их индивидуальные склонности. Это могут быть эссе: “Каким я вижу будущее России”, “Соблюдение прав человека в государстве”; Дебаты “В Бийске необходимо улучшить экологические условия”; написание писем с соблюдением особенностей времени (XVIII в., XIX в.).

Использование самостоятельной работы способствует осуществлению дифференцированного подхода в обучении.

Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие исторические процессы, полученные знания применяются на практике.

Показатели успеваемости за последние три года

приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Смотреть картинку приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Картинка про приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории. Фото приемы активизации познавательной деятельности на уроках истории

Разный уровень подготовки учащихся по предмету в одном классе. В связи с этим появляется необходимость разрабатывать достаточно большое количество разноуровневых заданий.

Временные рамки урока не дают возможности качественного применения самостоятельной работы как средства активизации учебно- познавательной деятельности.

Будущее своей работы вижу в расширении базы самостоятельных работ, в создании проектов деловых игр по истории и обществознанию.

Пидкасистый П.И. Педагогика/ П.И. Пидкасистый.-М.: Роспедагенство, 1997.- 604с.

Поташник М.М. Требования к современному уроку/ М.М. Поташник.-М.: Центр педагогического образования, 2008.-218с.

Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения/ М.Н. Скаткин.- М.: Педагогика, 1987.- 205с.

Шиянов Е.Н. Развитие личности в обучении/ Е.Н. Шиянов.-М.: Академия,1999г.- 288с.

Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании/ В.В. Шоган.-Ростов н/Д.: Феникс, 2005г.-157с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *