при царе горохе история происхождения

При царе горохе история происхождения

Большинство специалистов рассматривают поговорки про царя Гороха как яркий образец народного юмора, свойственного не только русским. Например, поляки говорят про стародавние времена «при короле Гвоздике», чехи — «при короле Сверчке», у испанцев есть «времена при Каштане», а у немцев — «лето Табаково» (по аналогии с «летом Господним»). В украинском, белорусском и русском фольклоре известны «заместители» царя Гороха. Этнографам встречались поговорки «при царе Хмеле», «при царе Косаре» (от слова «Цезарь»), «при царе Тимке». Поминали таким шутливым образом и исторических личностей: «еще когда Ермак Сибирь брал», «при царе Сасе (курфюрсте Саксонском) наелись хлеба и мяса, а как пришел Понятовский (король Польши), то пошло всё по-чертовски». В том же сатирическом ключе трактуется выражение «шут гороховый». Первоначально так называлось огородное пугало, которое выставляли на гороховых полях. Но со временем царь Горох и шут гороховый стали персонажами одного ряда.

Другая гипотеза о происхождении царя Гороха связана с упоминанием персонажа в волшебных сказках. Одна из версий русской сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое» начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича».

В сказке правление царя Гороха лишено юмористической окраски, оно описывается как прекрасное волшебное время. Правда, значительно чаще в русских, белорусских и украинских сказках встречается другой персонаж — Покатигорошек. Обычно он рождается у вдовы, в некоторых вариантах после того, как она съедает горошину. В северно-русской сказке «Окати-Горошек» сказано: «В одном городе жила вдова. И забеременела. Принесла она сына. Растет сын не по дням, а по часам. Как начнет баловаться — кого за руку — рука прочь, кого за ногу — нога прочь, кого за голову — голова прочь. » Богатырь вырастает в считанные дни и отправляется вызволять царских дочерей или собственных братьев и сестер, похищенных Змеем. Во многих сказках Покатигорошек женится на царевне и сам становится царем. Из-за этого возникло предположение, что царь Горох — тот самый Покатигорошек, принявший новое имя в качестве правителя.

Третья версия истории царя Гороха опирается на исторические данные. Например, академик Борис Рыбаков видел в сказках о Покатигорошке и трех царствах — медном, серебряном и золотом — память о завоеваниях VIII–VII веков до нашей эры. Тогда кочевники киммерийцы принесли в Причерноморье и Малую Азию железо. По мнению Рыбакова, сказки сохранили подробности и более позднего времени — первого тысячелетия нашей эры.

Большинство специалистов рассматривают поговорки про царя Гороха как яркий образец народного юмора, свойственного не только русским. Например, поляки говорят про стародавние времена «при короле Гвоздике», чехи — «при короле Сверчке», у испанцев есть «времена при Каштане», а у немцев — «лето Табаково» (по аналогии с «летом Господним»). В украинском, белорусском и русском фольклоре известны «заместители» царя Гороха. Этнографам встречались поговорки «при царе Хмеле», «при царе Косаре» (от слова «Цезарь»), «при царе Тимке». Поминали таким шутливым образом и исторических личностей: «еще когда Ермак Сибирь брал», «при царе Сасе (курфюрсте Саксонском) наелись хлеба и мяса, а как пришел Понятовский (король Польши), то пошло всё по-чертовски». В том же сатирическом ключе трактуется выражение «шут гороховый». Первоначально так называлось огородное пугало, которое выставляли на гороховых полях. Но со временем царь Горох и шут гороховый стали персонажами одного ряда.

Другая гипотеза о происхождении царя Гороха связана с упоминанием персонажа в волшебных сказках. Одна из версий русской сказки «Три царства — медное, серебряное и золотое» начинается так: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича».

В сказке правление царя Гороха лишено юмористической окраски, оно описывается как прекрасное волшебное время. Правда, значительно чаще в русских, белорусских и украинских сказках встречается другой персонаж — Покатигорошек. Обычно он рождается у вдовы, в некоторых вариантах после того, как она съедает горошину. В северно-русской сказке «Окати-Горошек» сказано: «В одном городе жила вдова. И забеременела. Принесла она сына. Растет сын не по дням, а по часам. Как начнет баловаться — кого за руку — рука прочь, кого за ногу — нога прочь, кого за голову — голова прочь. » Богатырь вырастает в считанные дни и отправляется вызволять царских дочерей или собственных братьев и сестер, похищенных Змеем. Во многих сказках Покатигорошек женится на царевне и сам становится царем. Из-за этого возникло предположение, что царь Горох — тот самый Покатигорошек, принявший новое имя в качестве правителя.

Третья версия истории царя Гороха опирается на исторические данные. Например, академик Борис Рыбаков видел в сказках о Покатигорошке и трех царствах — медном, серебряном и золотом — память о завоеваниях VIII–VII веков до нашей эры. Тогда кочевники киммерийцы принесли в Причерноморье и Малую Азию железо. По мнению Рыбакова, сказки сохранили подробности и более позднего времени — первого тысячелетия нашей эры.

Источник

При царе Горохе

Существует несколько версий происхождения этого фразеологизма, но однозначного мнения на историю его появления в речи нет.

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Эта фраза берет истоки из тех времен, когда на Руси правил глупый царь по имени Горох, который совсем не умел править. Вследствие чего на Руси творились странные делаю принимались неправильные решения и в целом происходил хаос. Было это очень давно, и историки даже на 100% не уверены, что это было правдой, но версия существует.

В то время, когда Русь только становилась и появлялась как отдельное государство его столицу называли Царь-град. Любые новшества и методы называли царегородскими или говорили, что что-то делается по царьгородски. Со временем столица была переименована, а выражение упростили и стали называть это время «при царе Горохе», что созвучно с выражением «при Царь-городе».

Хоть версий и существует несколько, смысл у этого выражения всего один: когда говорят «это было еще при царе Горохе», значит имеется в виду, что что-то происходило так давно, что это уже никто и не помнит, и вообще доподлинно не известно, было ли это правдой или нет.

Также в современном мире эту фразу применяют и к архаичным решениям, словам, действиям, к чему-то, что давным-давно не используется и не имеет должного эффекта или влияния.

Значение фразеологизма «при царе Горохе» — говорить о чем-то, что происходило очень давно, в незапамятные времена.

Источник

Царь Горох это кто такой, при царе Горохе значение фразеологизма, про времена царя Гороха на Руси

Царь Горох это кто вы знаете? Кто он такой, кто его прототип в истории? И был ли такой реальный властелин в древней Руси? Сейчас узнаете. Заодно значение фразеологизма при царе Горохе уточню. Когда это было конкретно. Чтобы слова на ветер не бросали, когда будете вспоминать старину глубокую. Поведаю о происхождении выражения. Читайте про времена славного царя Гороха на Руси. Раскрыл его личность начётчик старовер Комиссар Катар.

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

При царе Горохе значение фразеологизма

Фразеологизм во времена царя Гороха родился в народе. Произойти это без очевидного повода не могло. Сразу вспоминается генсек Хрущёв с его кукурузой. Он остался в памяти народной кукурузником. Звучит это пренебрежительно, согласитесь.

Другое дело – царь Горох. В людской памяти его прототип – безвредный и добродушный правитель. Весьма симпатичная личность. Люди жили при нём и горя не знали. Землю благодатную возделывали, детей плодили.

Примечательно и другое. Царь Горох всегда и всех побеждал. То Грибного царя, то царя Пантелея. Так что благоволил он к народу русскому, но был беспощаден к врагам государства. До наступления времён царя Гороха в русском мире хозяйничала Мара. Древняя славянская богиня смерти, голода, мора и распрей. Он и её одолел. Только после этого на Руси наступили времена «при царе Горохе». Мирная жизнь в достатке и благоденствия народного. Русь вновь стала могучей.

Жил и правил Русью царь Горох очень, очень давно. Когда — уже и не упомнишь. Отсюда значение фразеологизма «при царе Горохе» — это значит невероятно давно.

Происхождение царя Гороха и фразеологизма при царе Горохе

Исследование царь Горох это кто, продолжу его происхождением. В своде древнерусского права «Русской правде» горох упоминается наряду с пшеницей, рожью, овсом, просом. Составлен свод был в X—XI веках во время княжения Ярослава Мудрого. Однако широкое распространение горох получил на Руси только к XIII веку. Об этом свидетельствуют многочисленные записи в монастырских книгах.

Старовер начётчик, проведший тщательный поиск царя Гороха, пишет:

«Имея свидетельства монастырских летописей… я утверждаю, что Царь Горох реальный правитель Руси. Приказавший выращивать и потреблять горох русским людям, которые этого царя любили и относились к нему немного с юморком».

Горох обильно произрастал на землях Византийской империи, считает богумил Катар. И кто-то из русских царей привёз его на Русь и начал культивировать. Таково происхождение царя Гороха. А так как народ любил своего правителя за дела его, то он остался на века в людской памяти.

«Не мог русский народ оставить рьяную пропаганду гороха в безнаказанности. Ой не мог! Только тогда были времена не пошлых анекдотов. А времена сказок, что означает весёлых поучительных рассказов. В которых и запечатлелась любовь и уважение к чудаку царю, полюбившему византийскую гороховую кашу с киселём», — высказывает логичное предположение Комиссар Катар.

Славный царь Горох и его дела

Дальше Комиссар Катар пишет в своей миниатюре о славном царе Грохе:

«Народная сказка начинается словами: «Было это в те годы, когда царь Горох с грибами воевал». И сразу становится ясно, что времена царя Гороха — это не просто седая древность, а времена былинные и несомненно хорошие, вызывающие добрую улыбку при воспоминании о них.

В старинной русской кухне гороховая каша занимала почётное место, поскольку была, пожалуй, самой сытной из всех блюд русской кухни.

Впрочем, предки относились к таким вещам спокойно и лишь смеялись, слыша кишечное бурчание и пуканье, напоминающее пушечную пальбу: «Царь Горох с грибами воюет!».

Времена царя Гороха на Руси

Прежде чем раскрыть тайну царь Горох это кто такой, Катар рассказывает о временах правления и его славных делах.

Это были годы усиления Москвы и её возвышения над остальными русскими городами. Будущая столица России активно строилась и разрасталась. Новый дубовый Кремль теперь защищал не только её центр, но и посад вокруг. Буквально на глазах в Москве поднялись Успенский и Архангельский соборы, церковь Иоанна Лествичника, Преображенская церковь. При ней был открыт монастырь. В Переяславле-Залесском Царь Горох основал ещё один монастырь – Горицкий (Успенский).

В летописях зафиксировано, как он сердечно заботился о безопасности жителей Москвы. Беспощадно преследовал и казнил воров и разбойников. Но всегда чинил только правый суд. Бедные и нищие имели царскую милость и заботу. За что он получил в народе второе прозвище – Добрый.

Царь Горох установил новый порядок наследования великокняжеского престола.

С царствования Гороха и началось единодержавие на Руси. Именно он есть первый русский царь, а не Иван Васильевич Грозный, — утверждает богумил старовер Катар. – Грозный – первый русский царь, коронованный в Кремлёвском Соборе. Отныне здесь будут мазаны елеем на трон все последующие монархи России.

Царь Горох ввёл в действие новый земледельческий закон. Вот что пишет по этому поводу христианин беспоповец Катар:

«Я нашёл земледельческий закон этого Великого Государя (так будут теперь называться все последующие правители Руси). Какую же я испытал радость, когда прочитал там слова, про то, что русичам велено садить горох. И потреблять его в пищу повсеместно, как полезную здоровью культуру, обладающую огромным количеством белков. Перечисляет царь-батюшка и блюда, которые ему довелось отведать у византийского посланника. Как то: пироги с горохом, кисель гороховый и пр. Но особенно хвалит государь гороховую кашу и рассказывает подданным про неприхотливость этой культуры».

Времена царя Гороха на Руси были благодатными и плодовитыми.

Царь Горох это кто такой, кто стал его прототипом

Былинный царь Горох – это Иван I Данилович Калита, Батя-хан, уверен Комиссар Катар. С 1325 по 1340 год в современном летоисчислении он правил в Москве. А с 1332 по 1340 ещё и во Владимире. Царь Горох это первый «собиратель русской земли».

Калита – это не кошелёк, как трактуют современные историки. Настоящее имя русского правителя Иван Халиф – первосвященник. Халифами стали именовать царей в арабском мире. Иван Халиф стал единственным русским царём, который объединил в своей особе православие и ислам.

Взошёл он на княжеский престол сразу после правления его брата – Георгия Даниловича. Из истории вы последнего знаете под именем Георгия Победоносца. Впрочем, его отражения в истории многократны. Чингисхан – это тоже Георгий Данилович.

Катар делится своим знанием реальных событий в истории древней Руси:

«Именно он создал великую империю Славян и уничтожил враждебную Руси иудейскую Хазарию. Никакого татаро-монгольского ига на Руси не было. А было приведение в вассальную зависимость всех удельных княжеств и создание мощного Русского государства. Её и передал Георгий своему брату Ивану, оставшемуся в былинах ещё и как Батый. Этот царь позже создаст в Западной Европе-Ливонии свою западную столицу и станет первым римским папой Иннокентием. А город на семи холмах назовёт Ватиканом, по своему прозвищу Батя-хан».

Объяснение кто Царь горох это такой в Википедии

Википедия так объясняет кто был такой царь Грох:

«Царь Горох — персонаж русских фразеологизмов шутливого характера (при царе Горохе, когда царь Горох с грибами воевал — «в давние, легендарные времена»; помнить царя Гороха и ряда произведений народного и авторского творчества, в некоторых (обычно псевдонаучных или сатирических) публикациях рассматривается как легендарный правитель древности…

Вполне вероятно происхождение царя Гороха от имени готского конунга Германариха, который в давние времена управлял территорией, на которой кроме самих готов проживали подвластные ему славяне. ».

Видите, даже в каше с горохом русским Википедия отказала. Тоже у готов позаимствовали…

Но мы теперь не позволите себя обмануть. Так как старовер начётчик Комиссар Катар раскрыл для нас истину, царь Горох это кто на самом деле. Кто на века остался в былинах нашей матушки России в сказочном образе Царя Гороха. Победившего всех недругов и давшего русским людям благоденствие и мир. Ещё и горох в придачу.

Источник

Это было при царе Горохе, или немного допотопной географии

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Возможно. Но не факт. Правда если вы верите в то, что Санкт-Петербург построен Петром Первым, то далее советую не читать.

В этой статье я не преследую цели доказывать тот факт, (а это факт, а не предположение) что Петербургу во много раз больше лет, чем заявляют традиционные историки. Просто, берём за основу именно понимание того, что люди были не дураки, чтоб строить столицу с нуля у чёрта на куличках, в болоте. И объяснения этой глупости строительством «окна в Европу», не выдерживают никакой критики, потому, что даже во времена Петра моряки и купцы ненавидели дорогу,через это так называемый «морской порт». Ни одно морское судно в те времена не могло пробиться ближе Кронштадта, где товары приходилось перегружать на лодочки, чтоб потом развозить по городу.

Тот факт, что планировка города столь совершенна, и явился основой, насущной необходимостью создания мифа о юности города. Не укладывается у современного человека, как можно планировать без архитекторов и геодезистов, да на таком уровне, что обзавидуешься. Невозможно себе представить, что в то время, как города застраивались хаотично, без всякой системы, уже мог существовать город с идеально прямыми проспектами и улицами, канализацией и водопроводом. Сравните хоть с той же Москвой. Это же просто «шанхай». На её кривых изогнутых улочках голову сломишь, и компас не поможет, чтоб не потеряться. То-же и с Киевом, Новгородом, Псковом, Ярославлем, да с любым древним городом. Строительство было хаотичным, спонтанным, кто во что горазд. И тут вдруг такое. Не объяснить это несоответствие в уровне существующих технологий. А чего стоят габариты помещений?

Первым делом, я решил проверить, куда же смотрит вершина петербургской «пирамиды». «Поехал» по улице Гороховой, сквозь Адмиралтейство,

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

«пролетел» над рестораном «Старая таможня» на Васильевском острове и, как и предполагал.

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

. Оказался в Гренландии. Очень может быть, что царь Горох тут когда-то мог жить, если предположить, что гора Меру, на вершине которой лестница в божественный Ирийский сад, скрывается под толщей льдов. А какое же имя может хоть отдалённо иметь отношение к Гороху?

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Хор, Гор (ḥr — «высота», «небо») — бог в древнеегипетской мифологии, сын Исиды и, предположительно, Осириса. То есть такой же родственник Бога солнца Ра, такой-же полу-сокол (полу-рурик), как наш родной Бог Хорсъ.

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

На первый взгляд, сходство звучания «Хорс» и «Горох», кажется несколько притянутым, но только на первый. Если знать по каким правилам происходит чаромутие, то-есть мутация слов, при заимствовании из одного языка в другой, а так же в течение времени, то уже не таким и странным кажется это видоизменение.

Ну ладно, давайте-ка отправимся в противоположную сторону, куда приведёт нас улица Гороховая?

И тут просто откровение. Мы попали в Объединённые Арабские Эмираты, прямо в Абу- Даби.

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

В предчувствии открытия, я отложил на потом путешествие по Гороховой улице, и устремился с вершины афинской «пирамиды» вверх, навстречу неизвестности, хотя я уже был почти уверен в том, что линии пересекутся в Гренландии.

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

То, что я обнаружил, стало настоящим шоком. Улица Афины, в Афинах упёрлась точненько в шпиль Адмиралтейства в Петербурге!

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Это открытие взбудоражило память, заставило провести аналогии, и вывод оказался ошеломительным. Петербург и Афины построены ОДНИМИ И ТЕМИ ЖЕ СТРОИТЕЛЯМИ. Вернее будет сказать, что они принадлежат единой культуре. Судите сами:

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Учёные! Давайте уже, определяйтесь: либо Петербург и Афины ровесники, либо вам всем пора дипломы аннулировать, за профнепригодность.

Ладно. Полдела сделано. Осталось выяснить только, Петербург был построен в античность, или Афины в восемнадцатом веке. Хороший вопрос, но нам нужно успеть закончить прогулку по Воскресенскому проспекту.

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Вот так вот. Попали прямиком в Египет, и не куда-нибудь на задворки, а в саму Гизу!

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Вот и встретились Петербургская и пирамида, и Великие египетские.

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Теперь понятно, что ничего случайного не бывает. Все эти сфинксы по всему Питеру. Это же не просто так! Это настолько непросто, что не укладывается в голове. Как могли строители Петербурга так точно указать направление, а главное для чего!? Думаю, что тут не просто символизм и подсказка. В этом необходимо искать рациональное зерно. Тут явно не пахнет, даже, мистикой и эзотерикой. Тот кто это всё строил, знал как это всё работает. Единственное предположение, которое приходит в голову современному человеку, так это то, что мы наблюдаем какой-то неведомый нам вид передачи энергии, или информации. Хотя, может быть я путаю причины и следствия. Может быть наоборот, какая-то неизвестная сила подчиняет своим законам жизнедеятельность человека на Земле? А прогуляемся-ка по последнему ребру «пирамиды». Сюрпризы то, наверняка не закончились!

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Чья бы не была эта погрешность, у меня глаз не алмаз, или строители Невского промахнулись, но на нашем пути случайно оказалась гора Кайлас. Самая загадочная вершина в мире. По легенде, в её недрах дремлют в состоянии сомати могучие великаны, своеобразный ковчег, с «образцами жителей» исчезнувшей цивилизации. Хоть никто из европейцев не признаётся, что видел их, но отрицать, что что-то там есть, совершенно неразумно.

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Воот! Нужно пальцем показать, чтоб вы убедились, что врут вам всё про ангелов. Пожалуйста! Женщина по имени Гавриил! И не рядовой ангел, а офицер! Архангел! Теперь вспомним, кто там у нас на Александрийской колонне, по соседству с Адмиралтейством?

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Многие ли из вас готовы с уверенностью сказать, что понимаю, что на картинке? Нет. Потому, что не обязательно, не положено даже, знать это всем. На то есть специалисты. Теперь снова вернитесь к фото городов снятых с высоты птичьего полёта. Улавливаете сходство? А ведь вероятно, что оно не просто внешнее. Города это такие же печатные платы, даже детали на них установлены в точности как на электронных блоках. Те-же конденсаторы, чипы, катушки, диоды, триоды, септоды и т.д.

при царе горохе история происхождения. Смотреть фото при царе горохе история происхождения. Смотреть картинку при царе горохе история происхождения. Картинка про при царе горохе история происхождения. Фото при царе горохе история происхождения

Источник

Кто такой царь Горох?

Фразеологическое выражение при царе Горохе – «очень давно, в незапамятные времена» – всем хорошо известно. Но многие ли могут сказать, как оно возникло?

Попытки объяснить его происхождение предпринимались неоднократно.

Обычно вспоминают, что имя это встречается в русских сказках: в давнее время, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, жил-был царь Горох, правитель глуповатый, но, как полагается сказочному монарху, добрый. Однако ссылки на такие повествовательные фольклорные тексты для понимания истоков выражения не дают ничего: почему властителя зовут Горох, остается невразумительным. Не помогает и привлечение сказок с распространенным сюжетом «война грибов», в локальные варианты которого упоминание царя Гороха вовлечено, может оказаться, уже после его сложения.

Знаменитый фольклорист позапрошлого века Александр Николаевич Афанасьев в своем фундаментальном культурологическом труде «Поэтические воззрения славян на природу» предложил сопоставление имени сказочного царя со словом грохот (которое кроме «грома» значит и «крупное решето»). Логика его рассуждений такова: метафорический язык сближает небесный гром с обмолотом зерен; бог-громовник Перун был почитаем и как податель земного плодородия, отсюда общность слов горох и грохот. Слабость такого объяснения, что называется, на виду: горох в отличие от хлеба не обмолачивают, а лущат, поэтому все этимологические сближения и смысловые параллели, которые Афанасьев предлагает в подкрепление высказанной версии, как и само вычитывание древнего мифологического мотива «небесной молотьбы», оказываются напрасными. Но прежде всего отвергнуть его предположение заставляет невероятность фонетических соотношений: звукоподражательный корень слова грохотать для праславянского состояния реконструируется в виде *grox-, тогда как название гороха на праславянском уровне восстанавливается как *gorx- (ср. рус. грохот, польск. grochot, болг. грохот – но рус. горох, польск. groch, болг. грах – как рус. корова, польск. krowa, болг. крава).

Столь же неубедительными выглядят и другие догадки о происхождении фразеологизма при царе Горохе, выдвигавшиеся разными авторами.

Не только любительская, но нередко и научная этимологизация фразеологии грешит тем, что языковой факт рассматривается отдельно, без соотнесения с иными показаниями как данного, так и других языков, и даже вне всякого культурно-языкового контекста. Между тем именно фразеология в первую очередь для своего истолкования нуждается в выявлении и приведении параллельных фактов.

Толкуемое русское выражение не одиноко: в белорусском языке существует фразеологизм за каралём Гарохам, в украинском – за царя Гороха, за короля Горошка (в те далекие времена, …як було людей трошки, як снiг горiв, а соломою тушили, як свинi з походу йшли, …як луб’яне небо було, а шкуратянi грошi ходили).

В народных фразеологизмах с тем же значением «давным-давно» встречается множество забавных имен государей: при царе Косаре (видимо, подгонка в рифму заимствованного слова кесарь), при царе Копыле (это слово в диалектах имеет многочисленные «технические» значения – «стояк», «скрепа», «клюка, костыль», «рукоятка топора», «колодка», «каблук» и т. д., служит заменой названий выдающихся частей тела – «головы», «носа», «ноги», «копыта», «зуба», обозначением «внебрачного ребенка» и др.). У поляков ходят выражения za krоўla Cўwieczka – буквально «при короле Гвоздике», za krоўla Sўwierszczka – «при короле Сверчке»; у чехов za krаўle Cvrcvka – «при короле Сверчке», za krаўle Holce (kdyzv byla za gresvli ovce) – «при короле Голыше (когда овца стоила гроши)», za Marie Teremtete (заимствовано из венгерского: венгер. teremtеўs «создание, существо», ср. a teremtеўsit «тысяча чертей! черт возьми!»); украинцы говорят также за царя Тимкаў, за царя Томкаў, за царя Панькаў, за царя Хмеля…

Если же мы выйдем за пределы славянского мира, то найдем у англичан in the year dot, что можно приблизительно передать как «во времена (некоего?) Тютельки», у испанцев en tiempo de maricastana «давным-давно, при Каштане», а немцы в соответствие нашему выражению ставят формулу Anno Tobak, буквально «в лето Табаково», – перекройку латинского anno Domini… «в лето Господне (такое-то), то есть в (таком-то) году от Рождества Христова».

Нетрудно увидеть, что перечисленные смешные имена сказочных и пословичных царей и королей в большинстве своем строятся на использовании названий мелких предметов («Гвоздик»), насекомых («Сверчок») – подобно тому, как маленького ребенка мы ласково называем кнопкой или клопом. Чеш. holec, мотивированное идеей «голизны», употребляется в смысле «безусый юнец, мальчик, недоросль», holecek – «ребенок, дитя». Имя Копыл в таком случае может означать «малорослый человек» – ср. прозвище по признаку малого роста Копылок, записанное на Северной Двине (впрочем, полностью отбрасывать смысл «незаконнорожденный» не следует: в нем тоже присутствует смысловой момент неполноценности, некоей социальной «малости»). Реальные человеческие имена в затронутых фразеологизмах (Тимко, Панько и др.) тоже окрашены уменьшительностью. Вероятно, основанием для включения в этот ряд «гороха» является малый размер его семян – горошин.

Уже немецкая параллель с упоминанием табака (ко всему прочему, этот фразеологизм возник относительно недавно, никак не ранее XVII века, поскольку табак в Европу ввезен из Америки) показывает, насколько неуместны уверения в посвященности растения гороха богу грома, а отсюда гадания о том, что выражение царь Горох – эвфемистическая замена имени бога-громовержца. Кроме названия гороха фольклорными «монархическими» именами становятся, как видим, названия каштана, хмеля, табака, а в русском народном быту еще и овса: на просьбу ребенка рассказать сказку уклоняются шутливой отговоркой: Жил-был царь овес, он все сказки унес.

Все упомянутые выражения окрашены добродушной насмешкой. Вряд ли следует искать в них следы древней мифологии. Разумнее видеть в них здоровые плоды народной «раблезианской филологии» – игры смыслами, словесных экспериментов по совмещению несовместимого, юмористического снижения образа властителя.

И все же было бы неправильным утверждать, что реальная история в этой фразеологии не отражается. Поиски подлинных исторических лиц и событий, стоящих за теми или иными выражениями рассматриваемого ряда, могут быть не лишенными оснований. Например, украинское за короля Сибкаў (як була земля тонка, що носом проб’єш, та й води ся нап’єш) связывается с именем польского короля Яна Собеского. Польский фразеологизм za krуla Sasa объясняется памятью о польском короле Августе II, курфюрсте Саксонском (польск. saski – «саксонский»); он перенят и украинским фольклором: За царя Саса… наlЁлись люде хлiба й м’яса; а як настав Понятовський [последний польский король], то все й пiшло по-чортовськiй…; За царя Саса, тодi добре було: lЁж хлiб, хоч роспережи паса [«распоясывайся»] и под. Не забудем при этом, что в украинском языке сас, буквально «саксонец», означает и «таракан, прусак» (называние этих досадных насекомых именами соседних этносов распространено чрезвычайно широко и у нас, и в Европе). Далеко ли отсюда до упоминавшегося выше польского и чешского «сверчка»?

Горох в русской фразеологии рассыпан щедро. Вспомним еще одно выражение: шут гороховый. Нет резона оспаривать мысль, что изначально оно синонимично фразеологизму чучело гороховое (то есть непосредственно «пугало на гороховом поле»). Однако фразеология часто многослойна, допускает разнонаправленные связи, позднейшие смысловые пересечения. Мы можем осторожно предположить, что косвенным образом, во вторичном сближении, шут гороховый с царем Горохом сопряжены: фигура шута-острослова при монархе слишком популярна, чтобы ассоциации такого рода не оказались возможными.

Анатолий ЖУРАВЛЕВ, доктор филологических наук, заведующий отделом этимологии и ономастики Института русского языка РАН

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *