при каком царе жил ломоносов

Ломоносов – сын Петра 1? Исторические свидетельства

Бывают тайны до такой степени удивительные, что их разгадками вообще не принято заниматься. К примеру, все официальные биографы с настойчивостью говорили о крестьянском происхождении великого ученого Михаила Васильевича Ломоносова. Однако в народе всегда ходили странные слухи: будто Ломоносов ни много ни мало сын самого Петра I.

Удивительные странности

Версия в действительности кажется невероятной. Но разве не кажется странным, что в далеком 1730 г. никому не известный и уже довольно великовозрастный крестьянский сын сам тайно прибыл в Москву, был принят безо всякой протекции в лучшее учебное заведение? И – не стоит забывать – все происходило во времена, когда российская жизнь была строго ранжирована, без приказания сверху не делалось и малости. А тут ни с того ни с сего сам глава Синода Феофан Прокопович начал принимать деятельное участие в судьбе абсолютно неизвестного ему крестьянина из далеких северных Холмогор. Да какое дело было этому знаменитому ученому и философу до малообразованного крестьянского недоросля?

А вот на это – как посмотреть. Ведь именно Феофан Прокопович как глава Синода присутствовал у смертного одра государя Петра 1. Конечно же, тайна исповеди… Однако сохранилось предание, что Петр 1 перед смертью поведал Прокоповичу о некоем отроке Михайле, своем незаконном сыне, и велел обучить его и приобщить или к сану священника, или к государственной службе – на что он окажется способным. И действительно, кому бы мог поручить государь свое незаконное детище, как не самому ученейшему человеку того времени?

Но откуда бы взяться незаконному сыну Петра 1?! И, если сделать предположение, что великий государь – отец, кто же мать? И где Петр мог с ней встретиться? Это же – чистейший лабиринт выдумок, мозаика воображения.

Приоткрывая завесу тайны

Ну а если не выдумка? Могли ли сохранится какие-то факты, бумаги, рассказы, которые могли бы пролить свет на эту историю? Как выяснилось – да. В середине ХХ столетия в архангельской газете «Правда Севера» и еженедельнике «Советский рыбак» вышло несколько статей журналиста и историка Василия Корельского, который рассказывал, что именно его предок Семен Корельский командовал обозом, который отвез юного Михайлу Ломоносова в Москву. Больше того, он поддерживал связь с Ломоносовым и в дальнейшем. Конечно, узнать, что твой предок причастен к реальной российской истории, большая честь, но Василий Корельский обратился к семейным воспоминаниям не от гордости, а потому, что решился приоткрыть завесу тайны, которая уже на протяжении двух веков хранилась в его семье.

при каком царе жил ломоносов. Смотреть фото при каком царе жил ломоносов. Смотреть картинку при каком царе жил ломоносов. Картинка про при каком царе жил ломоносов. Фото при каком царе жил ломоносов

Еще в 1932 г. Василий отыскал в семейных бумагах старинное письмо, в котором черным по белому было написано, что «Михайло Ломоносов есть плод царя Петра I». В письме сообщалось, что в извоз под Петербург «предусмотрительно была взята добротной красоты и статности Елена Ивановна Сивакова – сирота. Сводничество произведено земским старостой Лукой Леонтьевичем Ломоносовым через Федота Баженина, входившего в деловые сношения с царем». Что ж, государь Петр с молодых лет был падок до женской красоты. Но зачем могло понадобиться сводничество старосте Ломоносову? Об этом тоже было написано. Как оказалось, старообрядцы, жившие под Архангельском, таким образом решили склонить могучего царя «на дружбу и заступничество».

В архивах Василий Корельский отыскал сведения о том, что Петр I в действительности встречался в феврале 1711 г. в местечке Усть-Тосно под Петербургом с Федором Бажениным и обозом с российского Севера. И в числе «обозников» были некая Елена и Лука Ломоносов.

Невероятное покровительство

Так что выходит нечто абсолютно необычное: юный Михайло, как выясняется, прибыл в 1730 г. в Первопрестольную не сам по себе – тайком от отца, а по указу сверху. И тут же ни с кем не знакомый в Москве молодой человек поступил в школу Заиконо-Спасского монастыря на государственный кошт. При этом настоятель Герман Копцевич, зачисливший Ломоносова без лишних вопросов, в скором времени получил от Синода (возглавляемого Прокоповичем) повышение сана и… отправку в провинцию. Вероятно, чтобы ненароком не взболтнул чего лишнего.

После того как Синод перебрался в Петербург, Прокопович велел перевезти в Петербургскую академию 12 лучших студентов, в том числе и Ломоносова. Но он хорошо понимал, что в том случае если всплывет тайна рождения Ломоносова – тому не жить. Время ведь было нелегкое. И далеко не всем недавний переход российского престола к императрице Анне Иоанновне казался законным. Поэтому Прокопович добился того, чтобы Ломоносова включили в число тех, кого академия отправила учиться за границу.

Некоторые из историков считают, что, перед смертью, глава Синода рассказал о происхождении Ломоносова царевне Елизавете Петровне. Он был уверен, что дочь Петра, с одной стороны, сохранит тайну своего великого отца, а с другой – постарается защитить хоть и талантливого, но несведущего в хитросплетениях власти брата.

Елизавета на самом деле через верных людей наблюдала за «зарубежной» жизнью Ломоносова. И когда Михаил женился и стал ждать наследника, договорилась с верным ей казначеем Шумахером, чтобы тот выслал в Марбург 100 рублей золотом (огромная в то время сумма) на переезд Ломоносова в Россию со всей семьей. Сведущая в интригах умная дочь Петра хорошо понимала: если немцы смогут пронюхать о происхождении Ломоносова, они постараются использовать как его самого, так и его ребенка в борьбе за шаткий в те времена российский престол.

Ломоносов возвратился в Петербург летом 1741 г., а спустя 4 месяца Елизавета уже взошла на трон. И тут же на Михайла посыпались милости: он становится адъюнктом академии с жалованьем аж в 360 руб. и почетными государевыми премиями. В скором времени императрица произвела Ломоносова в профессора академии, еще через несколько лет присвоила ему дворянское звание «с выдачей 9 тыс. десятин земли и более 200 душ крепостных». Огромный куш в те времена. Однако ни слова о родстве. Но все-же тайну сберечь не удалось…

От чего умер Ломоносов?

при каком царе жил ломоносов. Смотреть фото при каком царе жил ломоносов. Смотреть картинку при каком царе жил ломоносов. Картинка про при каком царе жил ломоносов. Фото при каком царе жил ломоносов

Еще доказательства

Но вот о его происхождении может свидетельствовать масса косвенных «улик». К примеру, многие из мемуаристов с удивлением упоминали о его вспыльчивом и гневливом характере – «точь-в-точь как у покойного императора Петра». На самом деле, Михаил Васильевич частенько выходил из себя и даже поколачивал тяжелой тростью именитых академиков. И что удивительно – все это сходило ему, крестьянскому сыну, с рук. Но что еще более удивительно – Ломоносов по-свойски надирал уши самому наследнику Павлу Петровичу. И Елизавета Петровна также по-свойски ему это позволяла.

Но самое большое доказательство выше упомянутый журналист Василий Корельский усмотрел в портретном сходстве Петра I и Ломоносова. В действительности, оба были высоченными, но с маленькими ступнями и кистями рук. А посмертные маски обоих, сделанные с них скульпторами, и вовсе удивительно похожи.

Впрочем, мало ли похожих людей. Но вот как понимать слова самого Михаила Васильевича Ломоносова, из которых ясно следует, что он и сам считал себя наследником и продолжателем дел Петра: «За то терплю, что стараюсь защитить труды отца нашего – Петра Великого. » И может, именно в том, что ученый Ломоносов истинно продолжил великие реформы Петра 1, и есть доказательство его происхождения? Ведь он и вправду – настоящий сын «гнезда Петрова»!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Ломоносов Михаил Васильевич (1711/1765) — русский ученый-энциклопедист, поэт, общественный деятель, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Получив всестороннее образование (в том числе и в зарубежных учебных заведениях), Ломоносов вел разнообразную исследовательскую деятельность в Российской академии наук. Именно благодаря Ломоносову была создана химическая лаборатория, введены в систему образования новые дисциплины, открыты новые отрасли наук. Основоположник материалистической философии в России. Литературная деятельность Ломоносова тесно соприкасалась с научной.

Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 г. в д. Денисовка (ныне с. Ломоносово) в семье помора. Поступив в Славяно-греко-латинскую академию в Москве (1731), был затем направлен в Академию наук в Петербург (1736), а потом за границу, в Марбургский университет. Женится на Елизавете Цильх в Марбурге по реформатскому обряду 26 мая 1740 года. В 1741 Ломоносов вернулся в Россию. В России он никому не рассказывал о своей женитьбе и почти 2 года не вспоминал о своей жене и дочери, пока Елизавета не нашла его через российское посольство. Узнав о запросе от жены, Ломоносов не стал отрицать факта свадьбы и способствовал её переезду в Петербург. 25 ноября 1741 года вступила на престол императрица Елизавета и он решается подать прошение на высочайшее имя о произведении его в академики. С 1742 он адъюнкт академии с жалованьем аж в 360 рублей и почетными государевыми премиями

В апреле 1743 года Ломоносов за дерзкое поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) был заключён под стражу на 8 месяцев. Только 12 января 1744 года Сенат, заслушав доклад Следственной комиссии, постановил: «Оного адъюнкта Ломоносова для его довольного обучения от наказания освободить, а во объявленных им продерзостях у профессоров просить прощения» и жалованье ему в течение года выдавать «половинное». Несмотря на это Ломоносов с 1745 года профессор и академик Петербургской АН. Спустя еще несколько лет Елизавета присвоит ему дворянское звание «с выдачей 9 тысяч десятин земли и более 200 душ крепостных».

Ломоносов сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создаёт ему массу завистников, во главе которых стоит И. Д. Шумахер. Но пользуясь поддержкой своего покровителя и друга он успешно осуществляет массу своих проектов. С 1745 года Ломоносов выступает как общественный деятель: он затрагивает вопросы образования и распространения просвещения в России, хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. На вопрос: «куда с учеными людьми?» Ломоносов отвечает, что они нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».

Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов. В 1756 году Ломоносов отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. 13 февраля 1757 года 46-летний профессор Ломоносов получает чин коллежского советника. По табели о рангах он становился чиновником VI класса. Новым местом его службы стала канцелярия Академии, он ведал научными и учебными департаментами.

С восшествием на престол Екатерины II (1762) положение Ломоносова поколебалось. Новая государыня смотрела на Шувалова и Воронцова как на лиц, причинивших ей много неприятностей. Ломоносов был в числе их сторонников и пользовался их благорасположением. В мае 1763 года, Екатерина II подписала указ об отставке академика, но затем отменила его. Все-таки деятельность Ломоносова понравилась государыне; 20 декабря 1763 года она произвела его в статские советники с жалованьем в 1875 рублей в год.

Творчество М.В. Ломоносова исключительно разносторонне, его труды охватывали широкий круг наук. Свои открытия он отстаивал, непрерывно борясь со спекулятивными воззрениями, господствовавшими в науке того времени. Особенно велики его заслуги в развитии физики и химии. В работе «О слоях земных» (1763) Ломоносов выдвинул догадку об эволюции растительного и животного мира, указывая на необходимость изучения причин изменения природы. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Положив в основу объяснения явлений природы изменение материи, состоящей из мельчайших частиц — «элементов» (атомов), объединенных в «корпускулы» (молекулы), Ломоносов не мыслил материю в отрыве от движения. Эта идея выражена им в законе сохранения вещества и движения, который он сформулировал в письме к Эйлеру в 1748 (Сохранения энергии закон).

Ломоносов был основоположником новой для своего времени науки — физической химии; ввел в химию способ количественного анализа в качестве систематического приема исследования и т. д. Ломоносов развил атомистические идеи, распространив их на круг химических явлений, заложил основы химической атомистики. Исключил флогистон из числа химических агентов. В период господства теории теплорода утверждал, что теплота обусловлена движением корпускул. В работе «Размышления о причине теплоты и холода» (1749) он отвергает понятие теплорода как особого вида теплотворной материи и показывает, что причину тепловых процессов следует искать в движении частиц материи. Это приводит Ломоносова к догадке о том, что многообразие явлений природы обусловлено разными формами движения материи. Основными свойствами материи, по Ломоносову, являются: протяженность, сила инерции, форма, непроницаемость и механическое движение.

Ломоносов, первый российский ученый-естествоиспытатель мирового значения. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Он исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Современники Ломоносова, за исключением немногих отдельных личностей, не понимали и не ценили его трудов по физике и химии. Граф М.Л. Воронцов, например, смотрел на электрическую машину как на «дерзкое испытание тайн природы»; В.А. Нащокин с иронией указывал, что Рихман машиной старался спасти людей от грома и молнии – и сам же был убит.

Велики заслуги Ломоносова в развитии геологического изучения России, в постановке горно-металлургического и фарфорового дела. Он описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов, опубликовал руководство по металлургии. Значительное внимание уделял развитию в России геологии и минералогии и лично произвел большое количество анализов горных пород. В июле-ноябре 1741 занимался составлением раздела в «Каталоге камней и окаменелостей Минералогического кабинета Кунсткамеры АН». Ломоносов также работал над доказательством органического происхождения почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. Представил доказательства существования материка на Южном полюсе Земли. Работая в химической лаборатории, Ломоносов достиг значительных успехов в изготовлении прозрачных стекол и добился разрешения на постройку в окрестностях Ораниенбаума (совр. Ломоносов) в деревне Усть-Рудица специальной фабрики цветного стекла (1752).

Художества мастера лицезрела сама Фелица. 7 июня 1764 года Екатерина II, узнав о болезни Ломоносова, посетила его на дому вместе с княгиней Дашковой и некоторыми из придворных. Не велев докладывать о своем приезде, императрица прямо прошла в его кабинет, где и застала Ломоносова сидящим у своего письменного стола в глубокой задумчивости. Дашкова оставила записки, в которых посвятила в подробности этого редчайшего визита, чем будущая императрица не будет удостаивать даже европейских монархов.

Большой вклад внес и географию, связанную с практическим освоением русских земель. В марте 1758 приступив к «смотрению» за Географическим департаментом АН, занимался организацией составления «Атласа Российского». Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. Исследуя морские льды, дал их первую классификацию («Рассуждение о происхождении ледяных гор в северных морях», 1760). Ломоносов неоднократно подчеркивал политическую и хозяйственную важность для России освоения Северного морского пути. В 1763 закончил «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного прохода Сибирским океаном в Восточную Индию», в котором высказал уверенность, что «России могущество будет прирастать Сибирью».

От Ломоносова идет материалистическая традиция русской философии. Будучи сторонником деизма, материалистически рассматривал явления природы. В гносеологии стоял на материалистических позициях. Считая источником познания воздействие внешнего мира на органы чувств, он выступал против теории врожденных идей, утверждал объективность существования как первичных, так и вторичных качеств.

Он внес также вклад в руссскую филологию, заложив основы современного русского литературного языка. Создатель фундаментальных филологических трудов и научной грамматики русского языка, один из основоположников силлабо-тонического стихосложения. Крупнейший русский поэт-просветитель 18 века, создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, сатир.

По инициативе Михаила Васильевича Ломоносова основан Московский университет (1755). А.С. Пушкин так сказал о нем: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». Являясь основателем Московского университета, великий русский подвижник подготовил плеяду ученых, способствовавших развитию естествознания и философии в России. Член Академии художеств (1763). Предпринятая Ломоносовым попытка организации Санкт-Петербургского университета при его жизни не увенчалась успехом.

Похоронен в Санкт-Петербурге в Некрополе на кладбище Александро-Невской Лавры. Погребение его было великолепное: на нем присутствовали петербургский архиерей с высшим столичным духовенством, сенаторы, вельможи, не говоря уже об учениках и почитателях умершего. На могиле его канцлер граф Воронцов поставил чудный памятник из белаго каррарскаго мрамора. Надпись на памятнике, указывающую заслуги, составил его друг Штелин на русском и латинском языках.

Первый русский учёный-естествоиспытатель, энциклопедист, химик и физик, астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт. Многие его открытия по химии, физике и астрономии на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой, о многих его трудах и опытах стало известно только через сто лет после его смерти. К сожалению, до 1830-х годов Ломоносова ценили исключительно как поэта. И гениальный один из немногих дал настоящую и достойную оценку российскому титану. По словам А. С. Пушкина, Ломоносов, «соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник». гений Ломоносова опередил свой век!

Фото(из интернета):Ломоносов демонстрирует Екатерине II мозаику собственного изготовления.
Репродукция полотна А.Д. Кившенко. 1895 г.

Источник

Ломоносов и императорский Двор

Из биографии, написанной Я. Штелиным, следует, что: «его таланты и сочинения приобрели ему высочайшую милость императрицы (Елизаветы Петровны. – О. М.), которая, в изъявлении своего благоволения, пожаловала ему довольное поместье Каровалдай при Финском заливе; он пользовался особенною благосклонностию многих вельмож русского двора, как, например, канцлера графа Воронцова и брата его сенатора графа Романа Ларионовича, камергера Ивана Ивановича Шувалова и генерал-фельдцейхмейстера графа Петра Ивановича Шувалова, гетмана и президента Академии графа Разумовского и многих славных ученых Европы и целых обществ, как, например, королевской Шведской академии наук и знаменитой Болонской академии, которая сделала его своим членом; наконец, сама императрица Екатерина II всемилостивейше признала его заслуги и, зная его особенные познания о внутреннем устройстве государства и о состоянии островов, лежащих далеко на север, благоволила потребовать от него письменные его сочинения об открываемых тогда островах на Камчатском и далее на Ледовитом море и проч».

Елизавета Петровна (1709–1761) – дочь Петра I, императрица в 1741–1761 гг. На время ее царствования пришелся самый плодотворный период в жизни Ломоносова, да и карьера его складывалась успешно: при ней он стал профессором и коллежским советником, владельцем дома в Петербурге и поместья с 200 крепостных. Он надеялся, что Елизавета продолжит дело своего отца, посвятил ей несколько од и стихотворных надписей к иллюминациям в ее честь, а после ее смерти – надгробную надпись.

Несколько раз Ломоносов встречался с императрицей лично. Так, например, 27 августа 1750 г. он был на приеме у императрицы Елизаветы Петровны в Царском селе и имел с ней беседу о значении науки для изучения естественных богатств России и развития отечественной промышленности.

Итогом правления Елизаветы Петровны для русской науки были сам Ломоносов – крупный ученый и первый русский профессор Академии наук и создание Московского университета. Это два явления, важнейшие и для XVIII века, и для русской науки и образования последующих веков.

Отношения новой императрицы – Екатерины II и Ломоносова складывались не очень удачно. В мае 1763 г. она подписала, а потом отменила указ о «пожаловании» Ломоносова чином статского советника и «вечною от службы отставкою». Чин этот Ломоносов получил в 1764 г. и без отставки, а в качестве признания его заслуг.

при каком царе жил ломоносов. Смотреть фото при каком царе жил ломоносов. Смотреть картинку при каком царе жил ломоносов. Картинка про при каком царе жил ломоносов. Фото при каком царе жил ломоносов

Императрица Екатерина II у М. В. Ломоносова. Художник И. Фёдоров

Возможно, Екатерина II была недовольна тем, что Ломоносов приветствовал императора Петра III в оде, выпущенной через 3 дня после его вступления на престол – это предположение много раз высказывалось.

После переворота, в результате которого Екатерина II свергла мужа и стала императрицей, Ломоносов писал оду для нее больше 10 дней. Ода якобы не понравилась Екатерине, она там названа «воскресшей» Елизаветой, «Петровой внукой», которую «поют», «как пел Петрову дщерь». Ломоносов призывает Екатерину «златой наукам век» продолжить.

И. И. Шувалов при Екатерине II вынужден был уехать за границу, он путешествовал длительный срок. Однако затем противоречия его с новой императрицей сгладились, он даже покупал для Эрмитажа картины – Екатерина II умела хорошо использовать кадры. Потеряли свое былое влияние и другие покровители Ломоносова – Елизаветинские вельможи.

Учитывая то, что Ломоносов старался в парадных и помпезных (по форме) одах и речах высказать свои впечатления и пожелания власть имущим, интересно, что же он говорил о Екатерине II.

Вот, например, выдержка из речи Ломоносова во время избрания его Почетным членом Академии художеств (1763 г.): «Коль много может Вас побудить неусыпное око толь бодрой Монархини, которая сочетает мужество с прозорливостью, правосудие с милосердием, благочестие с щедростью, премудрость с трудолюбием; высочайшую Свою на земле власть чрез украшение от наук и Художеств величественнее быть почитает, и Отечество больше просвещением, нежели повелительством возвысить и прославить тщится».

Итак, императрица «бодрая», мужественная, прозорливая, милосердная, благочестивая и щедрая, премудрая и трудолюбивая, а главное – прославить Отечество собирается просвещением, а не «повелительством». Мужественно совершившая переворот, щедро наградившая своих сторонников, прославившаяся трудолюбием, очень деятельная и полагавшая в просвещении залог развития страны – за срок чуть больше года правления Екатерины II Ломоносов достаточно точно обрисовал характеристику императрицы. В той же речи Ломоносов говорит о «благословенном веке премудрой ЕКАТЕРИНЫ» – потом современники добавят еще определение «золотой» этому веку. Среди вельмож века Екатерины II нашлись покровители Ломоносова. Однако дело не в протекции Григория Орлова или других сановников. Екатерина II прекрасно понимала значение Ломоносова и ценность его знаний, даже если и не разбиралась в физической химии.

По его представлению Екатерина II издала тайный указ об организации экспедиции для поисков «северо-западного прохода» в Тихий океан. Ломоносов первым понял политическое и экономическое значение освоения Северного морского пути. Он впервые занялся разработкой физической и экономической географии России, будучи во главе географического департамента Академии наук.

В 1763 г. Ломоносов произведен в статские советники. Публикация в «Санкт-Петербургских ведомостях» сообщает: «Именным ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА указом, за подписанием собственной ЕЕ Величества руки, Коллежский Советник и Профессор господин Ломоносов пожалован Статским Советником, с произвождением 1875 рублев годового жалованья, которое ему получать из суммы Академической».

Статский советник – чин 5-го класса с обращением «Ваше Высокородие» – занимал должность вице-губернатора. Екатерина продолжила в этом указе традицию императрицы Елизаветы Петровны. Ломоносов был уже тяжело болен, но отблагодарил императрицу новой одой.

7 июня 1764 г. императрица Екатерина II посетила дом Ломоносова. Об этом событии историк С. П. Шевырев напишет через 100 лет, что Екатерина почтила Русскую науку в лице М. В. Ломоносова. «Она посетила великого старца в его доме; она озарила закат славных дней его своим посещением». «Великому старцу» М. В. Ломоносову на момент императорского визита было 53 года.

Отчет о визите императрицы был опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» 15 июня 1764 г., а 25 июня слово в слово перепечатан в газете «Московские ведомости».

«Монаршее благоволение к Наукам и Художествам есть некоторое божественное одушевление оных. Снисхождение Величества подобно живительной силе, которую благорастворенный воздух вливает в животных и произрастающие от недр земных творения» – так начинается отчет. Автор вспоминает Петра I, который посещал «не только знатные ученые общества, но и приватные домы в Науках и Художествах людей искусных и рачительных». Екатерина II названа «достойной дел Его Преемница». Автор заметки напоминает ее посещения Академий наук и художеств, «которыми не токмо оным учреждениям высочайшую свою милость благоизволяет оказывать, но и действительно простирает Свое проницательное внимание в самые тонкости и в подробное рассмотрение приращения и успехов». Дом Ломоносова таким образом поставлен в один ряд с Академией наук и Академией художеств. 7 июня императрица «в четвертом часу» дня «с некоторыми знатнейшими Двора Своего особами» удостоила «Своим высокомонаршеским посещением Статского Советника и Профессора господина Ломоносова в его доме, где изволила смотреть производимые им работы мозаичного Художества для монумента вечнославной памяти Государя Императора ПЕТРА Великого, также и новоизобретенные им физические инструменты и некоторые физические и химические опыты; чем подать благоволила новое высочайшее уверение о истинном люблении и попечении Своем о Науках и Художествах в Отечестве». Визит длился почти до семи часов вечера. Ломоносов «при отъезде подал ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ всеподданнейше следующие стихи тогдашнего им сочинения:

Геройство с кротостью, с премудростью щедроты,

Соединенныя Монаршески доброты

В благоговении, в восторге, зрит сей дом,

Рожденным от Наук усердствуя плодом,

Блаженства новаго и дней златых причина,

Великому ПЕТРУ вослед ЕКАТЕРИНА

Величеством Своим восходит до Наук;

И славу праведной усугубляет звук.

Коль счастлив, что могу быть в вечности свидетель,

Богиня, коль Твоя велика добродетель!»

После смерти Ломоносова Екатерина II указала его «казенные долги простить». Долги были связаны с работами мозаичной мастерской и Усть-Рудичной фабрики.

Ломоносов – один из наиболее значительных деятелей России XVIII века. Реформы Петра I, в том числе и в образовании, были лишь начаты, его прогрессивные идеи нуждались в практическом воплощении. Во многом в правления Елизаветы Петровны и Екатерины II были созданы или развиты институты для осуществления Петровских реформ. В частности, это относится и к образованию: становление Академии наук, создание Московского университета, открытие публичных библиотек, поднятие престижа научных знаний, формирование аудитории светского книгопечатания и периодических изданий, обсуждение в печати идей просвещения и воспитания «безупречного гражданина». Этот ряд можно продолжать и дальше. И во всем этом огромна роль Ломоносова – и как деятеля, и как символической фигуры.

В 1911 году, при праздновании двухсотлетия рождения Ломоносова, вопрос о значении его личности для развития русского просвещения и науки затрагивался в большинстве публикаций. Вот удачный пример: «…История возложила на Ломоносова двойную миссию, с одной стороны, нужно было оправдать притязания, предъявленные Петром Великим к европейской культуре от имени русского народа; с другой стороны, требовалось убедить самих русских, что наука есть творческая сила, необходимая для материального и духовного развития страны. Задача колоссальной трудности. Ломоносов был не только «ученым специалистом. Но и мыслителем».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *