пресняков лекции по русской истории

Лекции по русской истории

Скачать книгу

О книге «Лекции по русской истории»

Курс лекций выдающегося русского историка, профессора Александра Евгеньевича Преснякова (1870-1929), является важным достижением русской исторической науки XX в. Являясь не только исследователем, но и выдающимся педагогом, историк с необыкновенной точностью и доходчивостью изложил один из сложнейших периодов в русской истории, который вызывает значительные сложности при изучении в школах и Вузах. Лекции А. Е. Преснякова предназначены не только для студентов и школьников, но и для всех любителей русской истории. Содержание: 1. Лекция I. Древнейшие судьбы восточного славянства 2. Лекция II. Последствия расселения восточных славян 3. Лекция III. Русь и варяги 4. Лекция IV. Племенной быт восточных славян и образование городских областей 5. Лекция V. Переход от племенного быта к строю земель-княжений (образование Киевского государства) 6. Лекция VI. Крещение Руси 7. Лекция VII. Политический строй Киевской Руси в XI в 8. Лекция VIII. Внешнее положение Киевской Руси в XI-XII вв. Борьба со степью и территориальное самоопределение 9. Лекция IX. Княжеское владение в древней Руси XI и XII вв. – до 1132 г. 10. Лекция X. Волость, вервь и вече 11. Лекция XI. Волость. Князь и дружина 12. Лекция XII. Князь. Общественное положение князя 13. Лекция XIII. Князь-правитель. Княжеская администрация и суд в древней Руси 14. Лекция XIV. Князь-правитель. Русская Правда и уставное законодательство 15. Лекция XV. Княжое владение во второй половине XII и в началеXIII в. (1132-1169-1240)

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Лекции по русской истории» Пресняков Александр Васильевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Источник

Пресняков лекции по русской истории

пресняков лекции по русской истории. Смотреть фото пресняков лекции по русской истории. Смотреть картинку пресняков лекции по русской истории. Картинка про пресняков лекции по русской истории. Фото пресняков лекции по русской истории

Олег, в файле пропал этот текст:
Проблема этнонимической омонимии — когда схожие этниконы обозначают разные этносы, однако, игнорируется; напротив, привлекаются данные уже иной этнонимической традиции, чтобы обосновать укорененность этникона русь в Баварии к IX в.
Показать полностью.

В Раффельштетенском таможенном уставе, изданном по указу восточнофранкского короля Людовика IV (899—911) говорится о славянах, которые приходят в Восточную Баварию «от ругов или богемов» и располагаются для торговли на Дунае. Богемы — это чехи, ругами же в немецких латиноязычных документах X—XI вв. Именовалась обычно русь; другим и более распространенным — вплоть до позднего Средневековья — обозначением руси, русских был книжный этноним рутены, имеющий кельтское происхождение. Сам этноним руги относился к германскому племени эпохи Великого переселения народов, мигрировавшему под натиском готов из Прибалтики (возможно, с ним связано и название острова Рюген) в Паннонию; по созвучию это наименование закрепилось за новым народом, обитающим не в Паннонии, а дальше на восток — за русью (хотя руги и упомянуты по-прежнему рядом с богемами). В общем это характерное для исторической ономастики явление — перенос знакомого этникона на новые этносы (вспомним историю имени венеды и т. п.). По источникам второй половины X в. (упоминавшийся ибн Йакуб) известно, что путь на Русь из Баварии лежал через Чехию (Богемию) — Прагу, Краков и далее до Киева. Значит, можно предполагать, что этот маршрут уже мог функционировать, по крайней мере, на рубеже IX и X вв., а с учетом упомянутой Ruzarâmarcha — еще на столетие раньше и т. д.

Между тем источники самым очевидным образом противоречат этим схематическим построениям, начиная с первого, опять-таки западноевропейского, упоминающего русь под 839 г., — Вертинских анналов. Анналы повествуют о появлении руси в Ингельгейме — столице франкского императора Людовика Благочестивого на Рейне (Назаренко 1999, 288—289): византийский император Феофил с греческим посольством прислал также неких людей, «утверждавших, что они, то есть народ их, называется Рос (Rhos); король их, именуемый хаканом, направил их к нему (Феофилу. — В.П., Д.Р.), как они уверяли, ради дружбы». Феофил просил, «чтобы по милости императора с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться [на родину], так как путь, по которому они прибыли в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путем. Тщательно исследовав [цели] их прибытия, император узнал, что они из народа (рода) шведов (свеонов) и, сочтя их скорее разведчиками и в этой стране (Византии), и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их. » Судьба этого посольства, как и его маршрут в Константинополь, остаются неизвестными. Подозрительность же Людовика имела все основания: он принужден был без конца сражаться с викингами, а в 828 г. принимал послов собственно «свеонов»; подозрительность эта оказалась провидческой и в отношении Византии: через двадцать лет в 860 г. русь напала на Константинополь как раз тогда, когда император Михаил был в походе (см. ниже) — видимо, у руси действительно была неплохая «разведка».

Что касается варварских народов, через земли которых лежал путь руси в Византию, то очевидно, что Феофил не мог обвинить в чрезвычайной дикости хазар, с которыми Византия находилась в союзнических отношениях (тогда греки построили хазарам Саркел) и которые пропустили в Константинополь русское посольство. Скорее всего, венгры, находящиеся в конфликте с Византией, были теми «дикими племенами», что перекрывали дорогу русскому посольству (ср. [Новосельцев 1990. С. 206 и сл.]), вынужденному искать обходной путь на родину за море, к «своему роду» — свеонам через империю франков.

Дело не только в том, что русь (люди Рос) оказываются в Берлинских анналах скандинавами — «от рода свеонов» (ср. «от рода варяжьска» в летописи); дело в том, что при дворе Людовика Благочестивого, во-первых, не знали имени этого народа, во-вторых, сам маршрут руси, даже в вожделенный для всех «варваров» Константинополь, только осваивался людьми Рос и пролегал «по землям свирепых народов», так что император Феофил просил Людовика пропустить их через земли франков. Можно лишь гадать об этом маршруте — шел ли он по Днепру или Дону, — но очевидно, что никакой «широтный» маршрут был немыслим: слова Феофила о свирепых варварах не были данью риторике — около 836 г. византийцы столкнулись в устье Дуная с венграми (ср. из последних работ — Цукерман 1998; Литаврин 2000, 41—45). Впрочем, ни столетием раньше, ни столетием позже ситуация в этом регионе не могла благоприятствовать торговле: об этом свидетельствует практическое отсутствие в Центральной Европе дирхемов (несколько десятков находок против десятков тысяч в Восточной и Северной Европе — как бы ни объяснять механизмы монетного обращения в раннем Средневековье). Путешествующие чуть ли не по всему старому свету еврейские купцы ар-разанийа, судя по описанию ибн Хордадбеха, отправляясь в IX в. из Западной Европы обходили Восточную, в том числе Хазарию [Калинина 1986]. Подтверждением тому был тот парадоксальный факт, что еврейский сановник при дворе кордовского правителя Хасдай ибн Шапрут в середине X в. ничего не знал о Хазарском каганате. Он попытался отправить свою письмо хазарскому царю Иосифу через Византию, и только когда греки не пропустили его послов, ему пришлось искать обходных путей — тут-то, в начале 960-х гг., и был открыт «путь из немец в хазары» через земли славян, уже относительно «цивилизованную» Венгрию (где уже появились еврейские общины) и Русь [Коковцов 1932, 64—66]; тогда же о пути из Праги через Краков в Киев сообщает и Ибрагим ибн Йакуб.

Ни «руги», ни Ruzarâmarcha ранних немецких источников, очевидно, не имеют прямого отношения к исторической руси IX в. В относительно «исторический» контекст включены Ruzzi Баварского географа: они упомянуты рядом с хазарами — там, где русь упоминается восточными авторами и Начальной летописью, повествующей о хазарской и варяжской дани со славян (см. ниже). Однако полный список народов Восточной Европы, включающий хазар, ruzzi-русь и завершающийся венграми, дает имена, далекие от ясности: как бы ни интерпретировать имена Форсдерен (Форшдерен) лиуды, Фреситы (Фрешиты), Серавицы (Шеравицы) и даже Луколане [Седов 1999, 39—46], очевидно, что составитель не имел о них ясной информации и даже не попытался указать число их городов, как в прочих случаях. Зато упоминание вислян вслед за венграми в Баварском географе указывает на время составления списка, соответствующее его кодикологической датировке, — конец IX в., до вторжения венгров в Паннонию и разгрома Моравии (если видеть в мархариях и мереханах Баварского географа упоминания каких-то племенных объединений Великой Моравии и ее «градов» — ср. [Назаренко 1993, 20—21, 45—46]).

К этому времени русь оказывается соседом и соперником хазар и по данным Начальной летописи: варяги Аскольд и Дир (ок. 860), а за ними Вещий Олег (882, согласно летописной датировке) обосновываются в Киеве, приведя с собой русские дружины из Новгорода, куда были призваны варяжские князья. Олег объявляет полянский Киев своей столицей («матерью городов русских») и присваивает хазарскую дань с племен днепровского левобережья — северян и радимичей: с тех пор имя «русь» распространяется в Среднем Поднепровье, а домен киевского князя получает название «Русская земля» в узком смысле (см. ниже).

Источник

пресняков лекции по русской истории. Смотреть фото пресняков лекции по русской истории. Смотреть картинку пресняков лекции по русской истории. Картинка про пресняков лекции по русской истории. Фото пресняков лекции по русской истории

Год выпуска: 2007
Автор: Пресняков Александр Евгеньевич
Исполнитель: Илья Бобылев
Жанр: Историческая книга. Аудиокурсы
Тип: аудиокнига
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 192 kbps
Общее время звучания: 20 ч. 09 мин.

Описание: Курс лекций выдающегося русского историка, профессора Александра Евгеньевича Преснякова (1870-1929), является важным достижением русской исторической науки XX в. Являясь не только исследователем, но и выдающимся педагогом, историк с необыкновенной точностью и доходчивостью изложил один из сложнейших периодов в русской истории, который вызывает значительные сложности при изучении в школах и Вузах. Лекции А. Е. Преснякова предназначены не только для студентов и школьников, но и для всех любителей русской истории.

Содержание:
1. Лекция I. Древнейшие судьбы восточного славянства
2. Лекция II. Последствия расселения восточных славян
3. Лекция III. Русь и варяги
4. Лекция IV. Племенной быт восточных славян и образование городских областей
5. Лекция V. Переход от племенного быта к строю земель-княжений (образование Киевского государства)
6. Лекция VI. Крещение Руси
7. Лекция VII. Политический строй Киевской Руси в XI в
8. Лекция VIII. Внешнее положение Киевской Руси в XI-XII вв. Борьба со степью и территориальное самоопределение
9. Лекция IX. Княжеское владение в древней Руси XI и XII вв. – до 1132 г.
10. Лекция X. Волость, вервь и вече
11. Лекция XI. Волость. Князь и дружина
12. Лекция XII. Князь. Общественное положение князя
13. Лекция XIII. Князь-правитель. Княжеская администрация и суд в древней Руси
14. Лекция XIV. Князь-правитель. Русская Правда и уставное законодательство
15. Лекция XV. Княжое владение во второй половине XII и в начале XIII в. (1132-1169-1240)

пресняков лекции по русской истории. Смотреть фото пресняков лекции по русской истории. Смотреть картинку пресняков лекции по русской истории. Картинка про пресняков лекции по русской истории. Фото пресняков лекции по русской истории

Если торрент не качает

Если торрент не качает, это значит что нет раздающих. Но это не беда, на нашем сайте вы можете скачать книги иным путем. Все очень просто. Для каждой книги есть окошко для прослушивания онлайн. Далее все очень просто.

1. Жмем на ссылку в правом верхнем углу.

пресняков лекции по русской истории. Смотреть фото пресняков лекции по русской истории. Смотреть картинку пресняков лекции по русской истории. Картинка про пресняков лекции по русской истории. Фото пресняков лекции по русской истории

2. Откроется окно сайта archive.org, по ссылкам в правой части которого вы сможете скачать:

пресняков лекции по русской истории. Смотреть фото пресняков лекции по русской истории. Смотреть картинку пресняков лекции по русской истории. Картинка про пресняков лекции по русской истории. Фото пресняков лекции по русской истории

Если же по какой либо причине, на странице нет окна для прослушивания онлайн, то просто напишите нам об этом в комментариях.

Источник

ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Net

Поиск по библиотеке:Книги на иностранном языке: A B C D F G H I J K L M P R S T U V W
Книги на русском: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Популярные авторы

Популярные книги

Лекции по русской истории

Автор:Александр Пресняков
Жанр:
Серия:Аудиокурсы
Аннотация:

Курс лекций выдающегося русского историка, профессора Александра Евгеньевича Преснякова (1870-1929), является важным достижением русской исторической науки XX в. Являясь не только исследователем, но и выдающимся педагогом, историк с необыкновенной точностью и доходчивостью изложил один из сложнейших периодов в русской истории, который вызывает значительные сложности при изучении в школах и Вузах. Лекции А. Е. Преснякова предназначены не только для студентов и школьников, но и для всех любителей русской истории. Содержание: 1. Лекция I. Древнейшие судьбы восточного славянства 2. Лекция II. Последствия расселения восточных славян 3. Лекция III. Русь и варяги 4. Лекция IV. Племенной быт восточных славян и образование городских областей 5. Лекция V. Переход от племенного быта к строю земель-княжений (образование Киевского государства) 6. Лекция VI. Крещение Руси 7. Лекция VII. Политический строй Киевской Руси в XI в 8. Лекция VIII. Внешнее положение Киевской Руси в XI-XII вв. Борьба со степью и территориальное самоопределение 9. Лекция IX. Княжеское владение в древней Руси XI и XII вв. – до 1132 г. 10. Лекция X. Волость, вервь и вече 11. Лекция XI. Волость. Князь и дружина 12. Лекция XII. Князь. Общественное положение князя 13. Лекция XIII. Князь-правитель. Княжеская администрация и суд в древней Руси 14. Лекция XIV. Князь-правитель. Русская Правда и уставное законодательство 15. Лекция XV. Княжое владение во второй половине XII и в началеXIII в. (1132-1169-1240)

Извините, данная книга недоступна в связи с жалобой правообладателя.

С удовольствием читаю эту серию,отлично написано.

Авторское право скрутило в бараний рог этот сайт очень жаль. теперь это просто реклама книг и ничего более

Супер-книга! Читала на одном дыхании, не могла оторваться! Побольше бы таких книг!

Даже несмотря на то, что корневой посыл для сюжета отнюдь не первичен. Но такой отличный стиль написания, язык и «вторичные сюжетные признаки», что, пожалуй, это действительно очень и очень хорошая литература. И это даже несмотря на то, что я такие вещи не особо обожаю.

Источник

Пресняков лекции по русской истории

Том I. Киевская Русь. Москва, 1938. 279 стр.

Покойный профессор А. Е. Пресняков хорошо известен в научной исторической литературе «как автор ряда работ, из которых главное место принадлежит его книгам: «Княжое право в древней Руси» (СПБ. 1909) и «Образование великорусского государства» (Петроград. 1918). Вновь изданные «Лекции по русской истории» представляют собой дополнение к этим работам, в частности «Лекции по русской истории» стоят в близкой связи с первой из названных книг, общая концепция которой особенно отражается в последних главах «Лекций» (с X по XVI). Первые девять глав «Лекций» в основном представляют новый материал.

Другой особенностью «Лекция» Преснякова является крайняя степень его увлечения норманизмом.

Таким образом Пресняков далек от марксистского освещения истории: он не имеет цельной концепции, эклектичен в своем

стремления, примирить мнения разных ученых начала XX века. Но в «Лекциях» его есть и положительные стороны. Прежде всего важно то, что он знакомит читателей с достижениями науки в смежных с историей областях знания к моменту второго десятилетия XX века, в частности популяризирует ценные исследования академика Шахматова.

Новая книга Преснякова, обращая наше внимание на труды академика Шахматова, одновременно напоминает нам, что при изучении истории Киевского государства нельзя основываться на случайно выхваченных из летописи фразах и фактах и толковать як вкривь и вкось, а нужно предварительное и серьезное изучение и вдумчивое отношение к самому первоисточнику. В этом смысле ценность данного курса Преснякова бесспорна.

Нужно, впрочем, отметить, что в книге есть и исторические неточности: например на стр. 37 говорится о том, что радимичи платили дань хазарам вплоть до времен Святослава; на стр. 76 имеется неверное утверждение о больших успехах христианства в Скандинавии во времена князя Игоря; не доведено до конца изложение обстоятельств борьбы Ярослава со Святополком (стр. 130); неправильно утверждение, будто «до смерти Ярослава и помину нет» о вече (стр. 137 и др.) и т. д.

Следует также отметить, что в литературном отношении лекции профессора Преснякова, вышедшие после его смерти, обработаны плохо.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *