пресняков лекции по русской истории
Лекции по русской истории
Скачать книгу
О книге «Лекции по русской истории»
Курс лекций выдающегося русского историка, профессора Александра Евгеньевича Преснякова (1870-1929), является важным достижением русской исторической науки XX в. Являясь не только исследователем, но и выдающимся педагогом, историк с необыкновенной точностью и доходчивостью изложил один из сложнейших периодов в русской истории, который вызывает значительные сложности при изучении в школах и Вузах. Лекции А. Е. Преснякова предназначены не только для студентов и школьников, но и для всех любителей русской истории. Содержание: 1. Лекция I. Древнейшие судьбы восточного славянства 2. Лекция II. Последствия расселения восточных славян 3. Лекция III. Русь и варяги 4. Лекция IV. Племенной быт восточных славян и образование городских областей 5. Лекция V. Переход от племенного быта к строю земель-княжений (образование Киевского государства) 6. Лекция VI. Крещение Руси 7. Лекция VII. Политический строй Киевской Руси в XI в 8. Лекция VIII. Внешнее положение Киевской Руси в XI-XII вв. Борьба со степью и территориальное самоопределение 9. Лекция IX. Княжеское владение в древней Руси XI и XII вв. – до 1132 г. 10. Лекция X. Волость, вервь и вече 11. Лекция XI. Волость. Князь и дружина 12. Лекция XII. Князь. Общественное положение князя 13. Лекция XIII. Князь-правитель. Княжеская администрация и суд в древней Руси 14. Лекция XIV. Князь-правитель. Русская Правда и уставное законодательство 15. Лекция XV. Княжое владение во второй половине XII и в началеXIII в. (1132-1169-1240)
На нашем сайте вы можете скачать книгу «Лекции по русской истории» Пресняков Александр Васильевич бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.
Пресняков лекции по русской истории
Олег, в файле пропал этот текст:
Проблема этнонимической омонимии — когда схожие этниконы обозначают разные этносы, однако, игнорируется; напротив, привлекаются данные уже иной этнонимической традиции, чтобы обосновать укорененность этникона русь в Баварии к IX в.
Показать полностью.
В Раффельштетенском таможенном уставе, изданном по указу восточнофранкского короля Людовика IV (899—911) говорится о славянах, которые приходят в Восточную Баварию «от ругов или богемов» и располагаются для торговли на Дунае. Богемы — это чехи, ругами же в немецких латиноязычных документах X—XI вв. Именовалась обычно русь; другим и более распространенным — вплоть до позднего Средневековья — обозначением руси, русских был книжный этноним рутены, имеющий кельтское происхождение. Сам этноним руги относился к германскому племени эпохи Великого переселения народов, мигрировавшему под натиском готов из Прибалтики (возможно, с ним связано и название острова Рюген) в Паннонию; по созвучию это наименование закрепилось за новым народом, обитающим не в Паннонии, а дальше на восток — за русью (хотя руги и упомянуты по-прежнему рядом с богемами). В общем это характерное для исторической ономастики явление — перенос знакомого этникона на новые этносы (вспомним историю имени венеды и т. п.). По источникам второй половины X в. (упоминавшийся ибн Йакуб) известно, что путь на Русь из Баварии лежал через Чехию (Богемию) — Прагу, Краков и далее до Киева. Значит, можно предполагать, что этот маршрут уже мог функционировать, по крайней мере, на рубеже IX и X вв., а с учетом упомянутой Ruzarâmarcha — еще на столетие раньше и т. д.
Между тем источники самым очевидным образом противоречат этим схематическим построениям, начиная с первого, опять-таки западноевропейского, упоминающего русь под 839 г., — Вертинских анналов. Анналы повествуют о появлении руси в Ингельгейме — столице франкского императора Людовика Благочестивого на Рейне (Назаренко 1999, 288—289): византийский император Феофил с греческим посольством прислал также неких людей, «утверждавших, что они, то есть народ их, называется Рос (Rhos); король их, именуемый хаканом, направил их к нему (Феофилу. — В.П., Д.Р.), как они уверяли, ради дружбы». Феофил просил, «чтобы по милости императора с его помощью они получили возможность через его империю безопасно вернуться [на родину], так как путь, по которому они прибыли в Константинополь, пролегал по землям варварских и в своей чрезвычайной дикости исключительно свирепых народов, и он не желал, чтобы они возвращались этим путем. Тщательно исследовав [цели] их прибытия, император узнал, что они из народа (рода) шведов (свеонов) и, сочтя их скорее разведчиками и в этой стране (Византии), и в нашей, чем послами дружбы, решил про себя задержать их. » Судьба этого посольства, как и его маршрут в Константинополь, остаются неизвестными. Подозрительность же Людовика имела все основания: он принужден был без конца сражаться с викингами, а в 828 г. принимал послов собственно «свеонов»; подозрительность эта оказалась провидческой и в отношении Византии: через двадцать лет в 860 г. русь напала на Константинополь как раз тогда, когда император Михаил был в походе (см. ниже) — видимо, у руси действительно была неплохая «разведка».
Что касается варварских народов, через земли которых лежал путь руси в Византию, то очевидно, что Феофил не мог обвинить в чрезвычайной дикости хазар, с которыми Византия находилась в союзнических отношениях (тогда греки построили хазарам Саркел) и которые пропустили в Константинополь русское посольство. Скорее всего, венгры, находящиеся в конфликте с Византией, были теми «дикими племенами», что перекрывали дорогу русскому посольству (ср. [Новосельцев 1990. С. 206 и сл.]), вынужденному искать обходной путь на родину за море, к «своему роду» — свеонам через империю франков.
Дело не только в том, что русь (люди Рос) оказываются в Берлинских анналах скандинавами — «от рода свеонов» (ср. «от рода варяжьска» в летописи); дело в том, что при дворе Людовика Благочестивого, во-первых, не знали имени этого народа, во-вторых, сам маршрут руси, даже в вожделенный для всех «варваров» Константинополь, только осваивался людьми Рос и пролегал «по землям свирепых народов», так что император Феофил просил Людовика пропустить их через земли франков. Можно лишь гадать об этом маршруте — шел ли он по Днепру или Дону, — но очевидно, что никакой «широтный» маршрут был немыслим: слова Феофила о свирепых варварах не были данью риторике — около 836 г. византийцы столкнулись в устье Дуная с венграми (ср. из последних работ — Цукерман 1998; Литаврин 2000, 41—45). Впрочем, ни столетием раньше, ни столетием позже ситуация в этом регионе не могла благоприятствовать торговле: об этом свидетельствует практическое отсутствие в Центральной Европе дирхемов (несколько десятков находок против десятков тысяч в Восточной и Северной Европе — как бы ни объяснять механизмы монетного обращения в раннем Средневековье). Путешествующие чуть ли не по всему старому свету еврейские купцы ар-разанийа, судя по описанию ибн Хордадбеха, отправляясь в IX в. из Западной Европы обходили Восточную, в том числе Хазарию [Калинина 1986]. Подтверждением тому был тот парадоксальный факт, что еврейский сановник при дворе кордовского правителя Хасдай ибн Шапрут в середине X в. ничего не знал о Хазарском каганате. Он попытался отправить свою письмо хазарскому царю Иосифу через Византию, и только когда греки не пропустили его послов, ему пришлось искать обходных путей — тут-то, в начале 960-х гг., и был открыт «путь из немец в хазары» через земли славян, уже относительно «цивилизованную» Венгрию (где уже появились еврейские общины) и Русь [Коковцов 1932, 64—66]; тогда же о пути из Праги через Краков в Киев сообщает и Ибрагим ибн Йакуб.
Ни «руги», ни Ruzarâmarcha ранних немецких источников, очевидно, не имеют прямого отношения к исторической руси IX в. В относительно «исторический» контекст включены Ruzzi Баварского географа: они упомянуты рядом с хазарами — там, где русь упоминается восточными авторами и Начальной летописью, повествующей о хазарской и варяжской дани со славян (см. ниже). Однако полный список народов Восточной Европы, включающий хазар, ruzzi-русь и завершающийся венграми, дает имена, далекие от ясности: как бы ни интерпретировать имена Форсдерен (Форшдерен) лиуды, Фреситы (Фрешиты), Серавицы (Шеравицы) и даже Луколане [Седов 1999, 39—46], очевидно, что составитель не имел о них ясной информации и даже не попытался указать число их городов, как в прочих случаях. Зато упоминание вислян вслед за венграми в Баварском географе указывает на время составления списка, соответствующее его кодикологической датировке, — конец IX в., до вторжения венгров в Паннонию и разгрома Моравии (если видеть в мархариях и мереханах Баварского географа упоминания каких-то племенных объединений Великой Моравии и ее «градов» — ср. [Назаренко 1993, 20—21, 45—46]).
К этому времени русь оказывается соседом и соперником хазар и по данным Начальной летописи: варяги Аскольд и Дир (ок. 860), а за ними Вещий Олег (882, согласно летописной датировке) обосновываются в Киеве, приведя с собой русские дружины из Новгорода, куда были призваны варяжские князья. Олег объявляет полянский Киев своей столицей («матерью городов русских») и присваивает хазарскую дань с племен днепровского левобережья — северян и радимичей: с тех пор имя «русь» распространяется в Среднем Поднепровье, а домен киевского князя получает название «Русская земля» в узком смысле (см. ниже).
Год выпуска: 2007
Автор: Пресняков Александр Евгеньевич
Исполнитель: Илья Бобылев
Жанр: Историческая книга. Аудиокурсы
Тип: аудиокнига
Аудио кодек: MP3
Битрейт аудио: 192 kbps
Общее время звучания: 20 ч. 09 мин.
Описание: Курс лекций выдающегося русского историка, профессора Александра Евгеньевича Преснякова (1870-1929), является важным достижением русской исторической науки XX в. Являясь не только исследователем, но и выдающимся педагогом, историк с необыкновенной точностью и доходчивостью изложил один из сложнейших периодов в русской истории, который вызывает значительные сложности при изучении в школах и Вузах. Лекции А. Е. Преснякова предназначены не только для студентов и школьников, но и для всех любителей русской истории.
Содержание:
1. Лекция I. Древнейшие судьбы восточного славянства
2. Лекция II. Последствия расселения восточных славян
3. Лекция III. Русь и варяги
4. Лекция IV. Племенной быт восточных славян и образование городских областей
5. Лекция V. Переход от племенного быта к строю земель-княжений (образование Киевского государства)
6. Лекция VI. Крещение Руси
7. Лекция VII. Политический строй Киевской Руси в XI в
8. Лекция VIII. Внешнее положение Киевской Руси в XI-XII вв. Борьба со степью и территориальное самоопределение
9. Лекция IX. Княжеское владение в древней Руси XI и XII вв. – до 1132 г.
10. Лекция X. Волость, вервь и вече
11. Лекция XI. Волость. Князь и дружина
12. Лекция XII. Князь. Общественное положение князя
13. Лекция XIII. Князь-правитель. Княжеская администрация и суд в древней Руси
14. Лекция XIV. Князь-правитель. Русская Правда и уставное законодательство
15. Лекция XV. Княжое владение во второй половине XII и в начале XIII в. (1132-1169-1240)
Если торрент не качает
Если торрент не качает, это значит что нет раздающих. Но это не беда, на нашем сайте вы можете скачать книги иным путем. Все очень просто. Для каждой книги есть окошко для прослушивания онлайн. Далее все очень просто.
1. Жмем на ссылку в правом верхнем углу.
2. Откроется окно сайта archive.org, по ссылкам в правой части которого вы сможете скачать:
Если же по какой либо причине, на странице нет окна для прослушивания онлайн, то просто напишите нам об этом в комментариях.
ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА ModernLib.Net
Поиск по библиотеке: | Книги на иностранном языке: A B C D F G H I J K L M P R S T U V W Книги на русском: А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я |
Популярные авторыПопулярные книгиЛекции по русской истории
|