представители высшего слоя знати древней руси
Варианты ИС2010301 ИС2010302 тренировочной работы №3 статград по истории 11 класс ответы и задания 20 января 2021
Share the post «Варианты ИС2010301 ИС2010302 тренировочной работы №3 статград по истории 11 класс ответы и задания 20 января 2021»
Тренировочные варианты статград по истории 11 класс ЕГЭ 2021 ответы и задания для вариантов ИС2010301, ИС2010302 официальная дата проведения 20 января 2021 год.
Тренировочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.
Тренировочные варианты (ИС2010301-ИС2010302): скачать в PDF
Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать
Тренировочные варианты по истории 11 класс ЕГЭ 2021 ответы и задания ИС2010301 ИС2010302:
Сложные задания с варианта ИС2010301:
1)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) созыв первого Земского собора
2) принятие Великой хартии вольности в Англии
3) Гангутское морское сражение
2)Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, появились в России в период правления Петра Великого. 1) бурмистры; 2) жандармы; 3) сенаторы; 4) фискалы; 5) гвардейцы; 6) предводители дворянства. Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
3)Запишите термин, о котором идёт речь. Представители высшего слоя, знати Древней Руси, формировавшейся как из племенной верхушки, так и из старшей дружины князя, владевшие родовыми землями – вотчинами, за которые несли службу князю (затем царю), занимая важнейшие военные и государственные должности.
4)Что из перечисленного относится к мероприятиям Столыпинской аграрной реформы? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) предоставление крестьянам права на свободный выход из общины с наделом 2) национализация помещичьих земель 3) создание хуторских хозяйств 4) государственная помощь переселению крестьян на окраины 5) передача всей общинной земли в собственность отдельных крестьян 6) распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой норме.
5)Прочтите отрывок из резолюции съезда и напишите название периода в отечественной истории, ко времени которого она относится. «I съезд шахтёров, выражая волю делегатов, подчёркивает полную независимость рабочих организаций угольной и горнодобывающей промышленности от любых политических образований… Наше стремление к независимости определяет отношение к КПСС. Хотя КПСС переживает глубокий кризис, она в лице своих руководящих органов пытается сохранить монополию на власть… Мы решительно не согласны с такой позицией».
6)Напишите словом век, к началу которого сложились указанные на схеме границы Российского государства.
7)Назовите российского монарха, в царствование которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3».
8)Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».
9)Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Битва, которой посвящена монета, произошла в XIV в. 2) Противником русского войска, в битве, которой посвящена монета, выступал Ливонский орден. 3) Князь, возглавлявший русское войско в битве, которой посвящена монета, – Александр Невский. 4) При князе, возглавлявшем русское войско в битве, которой посвящена монета, был построен белокаменный Кремль в Москве. 5) В год выпуска данной монеты была принята новая Конституция РФ.
10)Какие изображения посвящены историческим деятелям, жившим в том же столетии, когда произошла битва, упоминаемая на монете? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
11)Назовите автора записок. В каком году произошло её воцарение? Укажите название войны, упоминаемой в тексте.
12)Укажите три стоявшие перед Россией проблемы, о которых пишет автор записок. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
13)Привлекая исторические знания, назовите три реформы, преобразования, осуществлённые в царствование автора заметок в социально-экономической сфере (за исключением упомянутого в тексте).
14)После смерти В.И. Ленина во Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) началась борьба за лидерство, оживилась в целом партийная жизнь, стали появляться разные неофициальные объединения, группы, фракции. Это оживление могло привести к демократизации внутрипартийного устройства. Однако ситуация развилась противоположным образом и внутри партии были истреблены практически все зачатки демократии. Приведите три объяснения такому ходу внутрипартийных процессов.
Сложные задания с варианта ИС2010302:
1)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
1) разгром Хазарского каганата князем Святославом Игоревичем
2) издание манифеста о трёхдневной барщине
3) Крестьянская война в Германии
2)Ниже приведён ряд терминов, понятий, названий. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Екатерины Второй. 1) «верховники»; 2)Вольное Экономическое общество; 3) Смольный институт благородных девиц; 4) Государственный совет; 5) «пугачёвщина»; 6) мещане. Найдите и запишите порядковые номера терминов, понятий, названий, относящихся к другому историческому периоду.
3)Запишите термин, о котором идёт речь. Упоминаемая в Русской правде категория зависимого населения, люди, взявшие ссуду и обязанные работой на кредитора (чаще всего знатного землевладельца).
4)Что из перечисленного характеризует аграрный строй в России 1890-х гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) месячина 2) крестьянское малоземелье 3) отработочная система в южных и юго-западных губерниях 4) уплата крестьянами денежного оброка помещикам 5) рост числа безлошадных крестьянских хозяйств 6) большинство земли находится в частной собственности крестьян.
6)Назовите российского государя, в царствование которого к России была присоединена территория, обозначенная на схеме цифрой «7».
7)Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «5».
8)Напишите словом век, в который в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «6».
9)Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Изображённый на марке памятник стоит в Москве. 2) Марка выпущена в честь годовщины события, к которому были причастны варяги. 3) Изображённый на марке памятник был установлен в царствование Александра II. 4) В надписи на марке упоминается первый великий киевский князь. 5) Марка была выпущена в период, когда Президентом РФ был Б.Н. Ельцин.
10)Какие из представленных монет посвящены событиям, произошедшим в то же царствование, в которое был установлен изображённый на марке памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.
11)Назовите императора, о смерти которого говорится в документе. Укажите год его смерти. Напишите название самой длительной из войн его царствования, о которых упоминается в документе.
12)Какие надежды с переменой царствования имели упоминаемые в записках заговорщики по мнению автора? Укажите два упоминаемых автором тяжёлых для России последствий царствования императора, о смерти которого он пишет. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
13)Привлекая исторические знания, назовите три преобразования императора, о смерти которого говорится в записках, в сфере государственного управления.
14)С конца 1940-х гг. СССР и США находились в состоянии «холодной войны». На XX съезде КПСС был выдвинут тезис о возможности мирного сосуществования двух систем. Приведите три примера того, что этот принцип реализовывался во внешней политике СССР второй половины 1950-х – начале 1960-х гг. в отношениях с западными странами.
20.01.2021 История 11 класс варианты ИС2010301 ИС2010302 тренировочные ответы и задания статград
ПОДЕЛИТЬСЯ
Ответы и задания для вариантов ИС2010301, ИС2010302 тренировочной работы №3 статград по истории 11 класс для подготовки к ЕГЭ 2021, официальная дата проведения работы статград: 20.01.2021 (20 января 2021 год).
Ссылка для скачивания вариантов (ИС2010301-ИС2010302): скачать в PDF
Ссылка для скачивания всех ответов и критериев для вариантов: скачать
Тренировочная работа №3 по истории 11 класс статград ЕГЭ 2021 решать онлайн:
Сложные задания и ответы с варианта ИС2010301:
1)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.
Ответ: 213
3)Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, появились в России в период правления Петра Великого. 1) бурмистры; 2) жандармы; 3) сенаторы; 4) фискалы; 5) гвардейцы; 6) предводители дворянства. Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.
Ответ: 26
4)Запишите термин, о котором идёт речь. Представители высшего слоя, знати Древней Руси, формировавшейся как из племенной верхушки, так и из старшей дружины князя, владевшие родовыми землями – вотчинами, за которые несли службу князю (затем царю), занимая важнейшие военные и государственные должности.
Ответ: бояре
7)Что из перечисленного относится к мероприятиям Столыпинской аграрной реформы? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) предоставление крестьянам права на свободный выход из общины с наделом 2) национализация помещичьих земель 3) создание хуторских хозяйств 4) государственная помощь переселению крестьян на окраины 5) передача всей общинной земли в собственность отдельных крестьян 6) распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой норме
Ответ: 134
10)Прочтите отрывок из резолюции съезда и напишите название периода в отечественной истории, ко времени которого она относится. «I съезд шахтёров, выражая волю делегатов, подчёркивает полную независимость рабочих организаций угольной и горнодобывающей промышленности от любых политических образований… Наше стремление к независимости определяет отношение к КПСС. Хотя КПСС переживает глубокий кризис, она в лице своих руководящих органов пытается сохранить монополию на власть… Мы решительно не согласны с такой позицией».
Ответ: перестройка
12)Прочтите отрывок из записок иностранца. «Шуйский велел тайком позвать к себе на двор [воевод, дворян и богатейших горожан], которые были самые искренние его друзья. Он объяснил им, что вся Россия каждый час и каждую минуту находится в великой опасности от нового [царя] и иностранцев, которых набралось сюда такое множество: чего давно боялись русские, теперь сбылось, как они сами узнают на деле. …теперь они ясно видят, что из того выходит, а именно: погибель и конец всем русским; они будут крепостными холопами и рабами поляков, подвергнутся их игу и службе… Потому что [царь] любит иностранцев, ненавидит и гонит своих собственных земляков, поносит святых, оскверняет церкви, преследует духовных лиц, выгоняет их из домов и дворов и отводит там жилище чужеземцам. …Он не пускает к себе ни одного русского, высокого или низкого звания, без воли и согласия поляков, которые скоро заберут себе всё что ни есть в казне, и она вскоре совсем опустеет. Из того всякому смышлёному человеку легко заключить и видеть, что он наверное замышляет отменить древнюю греческую веру, а вместо неё установить и распространить католическую».
Ответ: 146
16)Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 125
18)Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Ответ: 14
20)Назовите автора записок. В каком году произошло её воцарение? Укажите название войны, упоминаемой в тексте.
21)Укажите три стоявшие перед Россией проблемы, о которых пишет автор записок. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
22)Привлекая исторические знания, назовите три реформы, преобразования, осуществлённые в царствование автора заметок в социально-экономической сфере (за исключением упомянутого в тексте).
23)После смерти В.И. Ленина во Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) началась борьба за лидерство, оживилась в целом партийная жизнь, стали появляться разные неофициальные объединения, группы, фракции. Это оживление могло привести к демократизации внутрипартийного устройства. Однако ситуация развилась противоположным образом и внутри партии были истреблены практически все зачатки демократии. Приведите три объяснения такому ходу внутрипартийных процессов.
25)Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение) об ОДНОМ из исторических деятелей: 1) Игорь Старый; 2) М.В. Ломоносов; 3) В.И. Ленин.
Сложные задания и ответы с варианта ИС2010302:
1)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) разгром Хазарского каганата князем Святославом Игоревичем 2) издание манифеста о трёхдневной барщине 3) Крестьянская война в Германии
Ответ: 132
3)Ниже приведён ряд терминов, понятий, названий. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Екатерины Второй. 1) «верховники»; 2)Вольное Экономическое общество; 3) Смольный институт благородных девиц; 4) Государственный совет; 5) «пугачёвщина»; 6) мещане.
Ответ: 14
4)Запишите термин, о котором идёт речь. Упоминаемая в Русской правде категория зависимого населения, люди, взявшие ссуду и обязанные работой на кредитора (чаще всего знатного землевладельца).
Ответ: закупы
7)Что из перечисленного характеризует аграрный строй в России 1890-х гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) месячина 2) крестьянское малоземелье 3) отработочная система в южных и юго-западных губерниях 4) уплата крестьянами денежного оброка помещикам 5) рост числа безлошадных крестьянских хозяйств 6) большинство земли находится в частной собственности крестьян
Ответ: 235
Ответ: Хрущёв
18)Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Изображённый на марке памятник стоит в Москве. 2) Марка выпущена в честь годовщины события, к которому были причастны варяги. 3) Изображённый на марке памятник был установлен в царствование Александра II. 4) В надписи на марке упоминается первый великий киевский князь. 5) Марка была выпущена в период, когда Президентом РФ был Б.Н. Ельцин.
Ответ: 23
20)Назовите императора, о смерти которого говорится в документе. Укажите год его смерти. Напишите название самой длительной из войн его царствования, о которых упоминается в документе.
21)Какие надежды с переменой царствования имели упоминаемые в записках заговорщики по мнению автора? Укажите два упоминаемых автором тяжёлых для России последствий царствования императора, о смерти которого он пишет. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.
22)Привлекая исторические знания, назовите три преобразования императора, о смерти которого говорится в записках, в сфере государственного управления.
23)С конца 1940-х гг. СССР и США находились в состоянии «холодной войны». На XX съезде КПСС был выдвинут тезис о возможности мирного сосуществования двух систем. Приведите три примера того, что этот принцип реализовывался во внешней политике СССР второй половины 1950-х – начале 1960 х гг. в отношениях с западными странами.
24)По историческим вопросам в обществе высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения: «Царствование Алексея Михайловича благоприятно сказалось на развитии России» Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
25)Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение) об ОДНОМ из исторических деятелей: 1) Василий III; 2) Анна Иоанновна; 3) П.Н. Милюков.
Категории населения в Древней Руси
Древняя Русь – государство, которое существовало на политической карте мира в период с IX в. до первой половины XIII в. (если точнее, то до 1237 г., когда на территорию Руси вторглись монголо-татары). В это время уже было принято чёткое разделение населения на определённые группы.
Общество периода домонгольской Руси – раннефеодальное. В нём явно выделены прослойка привилегированных граждан и той части (численно составлявшей большинство), которая обладала минимумом прав и свобод, при этом обеспечивала верхушку материальными благами, необходимыми для жизни.
Источники сведений о населении
Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.
Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.
Письменных свидетельств, позволяющих сделать точные выводы относительно состава и функций свободных и зависимых членов общества, осталось мало. Историки, выстраивающие концепции разделения древнерусского общества на группы с общими характеристиками, опираются главным образом на «Русскую Правду» и «Устав Владимира Мономаха».
«Русская Правда» представлена в трёх редакциях:
Названные выше документы — проверенные письменные источники, отразившие юридические нормы и принципы организации древнерусского общества.
При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.
Группы населения в Древней Руси
Историки выделяют следующие группы населения Древней Руси по «Русской правде»:
Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».
С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).
Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.
В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).
Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).
Категории населения их положение
Киевский князь | Правящая верхушка общества. |
Дружина | Административный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения. |
Старшая (бояре) | Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства. |
Младшая (отроки) | Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников. |
Духовенство | Духовенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва. |
Зависимые крестьяне | Рабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды. |
Холопы (челядь) | Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду. |
Закупы | Из-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев. |
Рядовичи | Покоренные племена, платившие дань. |
Смерды | Посаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя |
Свободные и несвободные
Древнерусское общество делилось на 2 крупных группы: независимое (свободное) и зависимое (несвободное) население. Но прежде чем перейти к анализу каждой из них, стоит сказать несколько слов о фигуре, стоящей наособицу. Это князь.
Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)
Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)
Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)
Князь
Князь находился на самой верхушке, венчая собой, если допустимо такое определение, прослойку привилегированной феодальной знати. Князь обладал неоспоримыми имущественными правами. Он являл собой законодательную, судебную и исполнительную власть в последней инстанции.
Князь представлял интересы Руси во взаимоотношениях с другими государственными образованиями, заключал договоры. Он же устанавливал размер податей и дани. У князя было право на престолонаследие, то есть его дети и другие ближайшие родственники получали возможность занять престол после смерти князя, старшего в роду.
Князь имел широкие права, однако у него был достаточно высокий уровень личной ответственности за судьбу княжества.
Свободные граждане
Свободное население можно разделить на привилегированную верхушку и те слои, которые являлись основными налогоплательщиками.
Верхушка общества – это:
Представители верхушки владели большей частью собственности, распоряжались ею, обладали правом использования труда непривилегированной части населения. В то же время они несли обязанность оказывать помощь князю в управлении государством в мирное и военное время. Княжеские тиуны были наделены огромными полномочиями – собирали налоги, размер которых определялся князем.
Бедное население – это были городские жители, в частности мелкие купцы, ремесленники, в сельской местности – свободные общинники. Их личные и имущественные права защищались законом, они были независимыми людьми. Юридически они обладали почти теми же правами. что и представители высшей прослойки, но на практике часто оставались почти лишёнными голоса вследствие бедности. Именно на них лежало основное бремя по уплате налогов и сборов.
Сложным остаётся вопрос о смердах. Исследователи не выработали единой точки зрения на представителей этой категории. Одни полагают, что смерды были лично-свободными крестьянами, трудившимися на своей земле и платившими дань князю. Другие считают смердов полузависимыми, платившими дань в пользу князя. Точка зрения первых подтверждается тем, что личность и имущество смердов защищались так же, как личность и имущество свободного человека, что было зафиксировано документально.
Отдельная прослойка свободного населения – изгои. Эти люди по разным причинам (разорение, потеря семьи, совершение преступления и т.д.) оказывались лишёнными поддержки своего класса и автоматически спускались на самую низкую социальную ступень. Они существовали в нищете, но при этом обладали личной свободой.
Зависимое население
К зависимому населению относились:
Рядовичи заключали оговор (ряд) с господином, согласно которому временно попадали в положение холопов. После отработки долга они могли вернуться к положению свободных людей.
Челядь – это были рабы или холопы, не имевшие собственности. В сущности, они целиком и полностью зависели от хозяина-феодала. Они могли стать вольными в исключительных случаях, например, когда перед своей смертью феодал жаловал им свободу. Это была самая бесправная категория населения. В холопы попадали пленные, рождённые от женщины – «рабы», а также попавшие в долговую яму.
Кто такие закупы, пока не до конца понятно. Они имели какой-то долг и были вынуждены отрабатывать его. Они работали за «купу»: за зерно или землю. С одной стороны, их можно было приравнять почти к холопам, так как при совершении ими преступления отвечал за них тот, кто их нанимал. При этом закуп мог быть превращён в полного холопа. С другой стороны, закон защищал личность и имущество закупа, что автоматически причисляло последнего к свободным людям.
Анализируя состав населения Древней Руси, можно отметить, что в этот период княжество можно отнести к раннефеодальному обществу. Уже существует институт верховной власти, но ещё много расплывчатых понятий, ещё возможен достаточно свободный переход из одной категории в другую. Основной полнотой власти и имущественными правами обладала верхушка, а тяготы налогообложения несли бедные слои – крестьяне в селениях и ремесленники и торговые люди в городах.