представители высшего слоя знати древней руси

Варианты ИС2010301 ИС2010302 тренировочной работы №3 статград по истории 11 класс ответы и задания 20 января 2021

Share the post «Варианты ИС2010301 ИС2010302 тренировочной работы №3 статград по истории 11 класс ответы и задания 20 января 2021»

Тренировочные варианты статград по истории 11 класс ЕГЭ 2021 ответы и задания для вариантов ИС2010301, ИС2010302 официальная дата проведения 20 января 2021 год.

Тренировочная работа состоит из двух частей, включающих в себя 25 заданий. Часть 1 содержит 19 заданий, часть 2 содержит 6 заданий.

Тренировочные варианты (ИС2010301-ИС2010302): скачать в PDF

Все ответы, задания (без водяного знака) и критерии для вариантов: скачать

Тренировочные варианты по истории 11 класс ЕГЭ 2021 ответы и задания ИС2010301 ИС2010302:

Сложные задания с варианта ИС2010301:

1)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) созыв первого Земского собора
2) принятие Великой хартии вольности в Англии
3) Гангутское морское сражение

2)Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, появились в России в период правления Петра Великого. 1) бурмистры; 2) жандармы; 3) сенаторы; 4) фискалы; 5) гвардейцы; 6) предводители дворянства. Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

3)Запишите термин, о котором идёт речь. Представители высшего слоя, знати Древней Руси, формировавшейся как из племенной верхушки, так и из старшей дружины князя, владевшие родовыми землями – вотчинами, за которые несли службу князю (затем царю), занимая важнейшие военные и государственные должности.

4)Что из перечисленного относится к мероприятиям Столыпинской аграрной реформы? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) предоставление крестьянам права на свободный выход из общины с наделом 2) национализация помещичьих земель 3) создание хуторских хозяйств 4) государственная помощь переселению крестьян на окраины 5) передача всей общинной земли в собственность отдельных крестьян 6) распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой норме.

5)Прочтите отрывок из резолюции съезда и напишите название периода в отечественной истории, ко времени которого она относится. «I съезд шахтёров, выражая волю делегатов, подчёркивает полную независимость рабочих организаций угольной и горнодобывающей промышленности от любых политических образований… Наше стремление к независимости определяет отношение к КПСС. Хотя КПСС переживает глубокий кризис, она в лице своих руководящих органов пытается сохранить монополию на власть… Мы решительно не согласны с такой позицией».

6)Напишите словом век, к началу которого сложились указанные на схеме границы Российского государства.

7)Назовите российского монарха, в царствование которого в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «3».

8)Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «2».

9)Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Битва, которой посвящена монета, произошла в XIV в. 2) Противником русского войска, в битве, которой посвящена монета, выступал Ливонский орден. 3) Князь, возглавлявший русское войско в битве, которой посвящена монета, – Александр Невский. 4) При князе, возглавлявшем русское войско в битве, которой посвящена монета, был построен белокаменный Кремль в Москве. 5) В год выпуска данной монеты была принята новая Конституция РФ.

10)Какие изображения посвящены историческим деятелям, жившим в том же столетии, когда произошла битва, упоминаемая на монете? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

11)Назовите автора записок. В каком году произошло её воцарение? Укажите название войны, упоминаемой в тексте.

12)Укажите три стоявшие перед Россией проблемы, о которых пишет автор записок. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

13)Привлекая исторические знания, назовите три реформы, преобразования, осуществлённые в царствование автора заметок в социально-экономической сфере (за исключением упомянутого в тексте).

14)После смерти В.И. Ленина во Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) началась борьба за лидерство, оживилась в целом партийная жизнь, стали появляться разные неофициальные объединения, группы, фракции. Это оживление могло привести к демократизации внутрипартийного устройства. Однако ситуация развилась противоположным образом и внутри партии были истреблены практически все зачатки демократии. Приведите три объяснения такому ходу внутрипартийных процессов.

Сложные задания с варианта ИС2010302:

1)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) разгром Хазарского каганата князем Святославом Игоревичем
2) издание манифеста о трёхдневной барщине
3) Крестьянская война в Германии

2)Ниже приведён ряд терминов, понятий, названий. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Екатерины Второй. 1) «верховники»; 2)Вольное Экономическое общество; 3) Смольный институт благородных девиц; 4) Государственный совет; 5) «пугачёвщина»; 6) мещане. Найдите и запишите порядковые номера терминов, понятий, названий, относящихся к другому историческому периоду.

3)Запишите термин, о котором идёт речь. Упоминаемая в Русской правде категория зависимого населения, люди, взявшие ссуду и обязанные работой на кредитора (чаще всего знатного землевладельца).

4)Что из перечисленного характеризует аграрный строй в России 1890-х гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) месячина 2) крестьянское малоземелье 3) отработочная система в южных и юго-западных губерниях 4) уплата крестьянами денежного оброка помещикам 5) рост числа безлошадных крестьянских хозяйств 6) большинство земли находится в частной собственности крестьян.

6)Назовите российского государя, в царствование которого к России была присоединена территория, обозначенная на схеме цифрой «7».

7)Назовите город, обозначенный на схеме цифрой «5».

8)Напишите словом век, в который в состав Российского государства вошёл город, обозначенный на схеме цифрой «6».

9)Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Изображённый на марке памятник стоит в Москве. 2) Марка выпущена в честь годовщины события, к которому были причастны варяги. 3) Изображённый на марке памятник был установлен в царствование Александра II. 4) В надписи на марке упоминается первый великий киевский князь. 5) Марка была выпущена в период, когда Президентом РФ был Б.Н. Ельцин.

10)Какие из представленных монет посвящены событиям, произошедшим в то же царствование, в которое был установлен изображённый на марке памятник? В ответе запишите две цифры, под которыми они указаны.

11)Назовите императора, о смерти которого говорится в документе. Укажите год его смерти. Напишите название самой длительной из войн его царствования, о которых упоминается в документе.

12)Какие надежды с переменой царствования имели упоминаемые в записках заговорщики по мнению автора? Укажите два упоминаемых автором тяжёлых для России последствий царствования императора, о смерти которого он пишет. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

13)Привлекая исторические знания, назовите три преобразования императора, о смерти которого говорится в записках, в сфере государственного управления.

14)С конца 1940-х гг. СССР и США находились в состоянии «холодной войны». На XX съезде КПСС был выдвинут тезис о возможности мирного сосуществования двух систем. Приведите три примера того, что этот принцип реализовывался во внешней политике СССР второй половины 1950-х – начале 1960-х гг. в отношениях с западными странами.

Источник

20.01.2021 История 11 класс варианты ИС2010301 ИС2010302 тренировочные ответы и задания статград

ПОДЕЛИТЬСЯ

Ответы и задания для вариантов ИС2010301, ИС2010302 тренировочной работы №3 статград по истории 11 класс для подготовки к ЕГЭ 2021, официальная дата проведения работы статград: 20.01.2021 (20 января 2021 год).

Ссылка для скачивания вариантов (ИС2010301-ИС2010302): скачать в PDF

Ссылка для скачивания всех ответов и критериев для вариантов: скачать

Тренировочная работа №3 по истории 11 класс статград ЕГЭ 2021 решать онлайн:

Сложные задания и ответы с варианта ИС2010301:

1)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

Ответ: 213

3)Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, появились в России в период правления Петра Великого. 1) бурмистры; 2) жандармы; 3) сенаторы; 4) фискалы; 5) гвардейцы; 6) предводители дворянства. Найдите и запишите порядковые номера терминов, появление которых относится к другому историческому периоду.

Ответ: 26

4)Запишите термин, о котором идёт речь. Представители высшего слоя, знати Древней Руси, формировавшейся как из племенной верхушки, так и из старшей дружины князя, владевшие родовыми землями – вотчинами, за которые несли службу князю (затем царю), занимая важнейшие военные и государственные должности.

Ответ: бояре

7)Что из перечисленного относится к мероприятиям Столыпинской аграрной реформы? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) предоставление крестьянам права на свободный выход из общины с наделом 2) национализация помещичьих земель 3) создание хуторских хозяйств 4) государственная помощь переселению крестьян на окраины 5) передача всей общинной земли в собственность отдельных крестьян 6) распределение земли между крестьянами по уравнительно-трудовой норме

Ответ: 134

10)Прочтите отрывок из резолюции съезда и напишите название периода в отечественной истории, ко времени которого она относится. «I съезд шахтёров, выражая волю делегатов, подчёркивает полную независимость рабочих организаций угольной и горнодобывающей промышленности от любых политических образований… Наше стремление к независимости определяет отношение к КПСС. Хотя КПСС переживает глубокий кризис, она в лице своих руководящих органов пытается сохранить монополию на власть… Мы решительно не согласны с такой позицией».

Ответ: перестройка

12)Прочтите отрывок из записок иностранца. «Шуйский велел тайком позвать к себе на двор [воевод, дворян и богатейших горожан], которые были самые искренние его друзья. Он объяснил им, что вся Россия каждый час и каждую минуту находится в великой опасности от нового [царя] и иностранцев, которых набралось сюда такое множество: чего давно боялись русские, теперь сбылось, как они сами узнают на деле. …теперь они ясно видят, что из того выходит, а именно: погибель и конец всем русским; они будут крепостными холопами и рабами поляков, подвергнутся их игу и службе… Потому что [царь] любит иностранцев, ненавидит и гонит своих собственных земляков, поносит святых, оскверняет церкви, преследует духовных лиц, выгоняет их из домов и дворов и отводит там жилище чужеземцам. …Он не пускает к себе ни одного русского, высокого или низкого звания, без воли и согласия поляков, которые скоро заберут себе всё что ни есть в казне, и она вскоре совсем опустеет. Из того всякому смышлёному человеку легко заключить и видеть, что он наверное замышляет отменить древнюю греческую веру, а вместо неё установить и распространить католическую».

Ответ: 146

16)Какие суждения, относящиеся к схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 125

18)Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 14

20)Назовите автора записок. В каком году произошло её воцарение? Укажите название войны, упоминаемой в тексте.

21)Укажите три стоявшие перед Россией проблемы, о которых пишет автор записок. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

22)Привлекая исторические знания, назовите три реформы, преобразования, осуществлённые в царствование автора заметок в социально-экономической сфере (за исключением упомянутого в тексте).

23)После смерти В.И. Ленина во Всесоюзной коммунистической партии (большевиков) началась борьба за лидерство, оживилась в целом партийная жизнь, стали появляться разные неофициальные объединения, группы, фракции. Это оживление могло привести к демократизации внутрипартийного устройства. Однако ситуация развилась противоположным образом и внутри партии были истреблены практически все зачатки демократии. Приведите три объяснения такому ходу внутрипартийных процессов.

25)Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение) об ОДНОМ из исторических деятелей: 1) Игорь Старый; 2) М.В. Ломоносов; 3) В.И. Ленин.

Сложные задания и ответы с варианта ИС2010302:

1)Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу. 1) разгром Хазарского каганата князем Святославом Игоревичем 2) издание манифеста о трёхдневной барщине 3) Крестьянская война в Германии

Ответ: 132

3)Ниже приведён ряд терминов, понятий, названий. Все они, за исключением двух, относятся к периоду правления Екатерины Второй. 1) «верховники»; 2)Вольное Экономическое общество; 3) Смольный институт благородных девиц; 4) Государственный совет; 5) «пугачёвщина»; 6) мещане.

Ответ: 14

4)Запишите термин, о котором идёт речь. Упоминаемая в Русской правде категория зависимого населения, люди, взявшие ссуду и обязанные работой на кредитора (чаще всего знатного землевладельца).

Ответ: закупы

7)Что из перечисленного характеризует аграрный строй в России 1890-х гг.? Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) месячина 2) крестьянское малоземелье 3) отработочная система в южных и юго-западных губерниях 4) уплата крестьянами денежного оброка помещикам 5) рост числа безлошадных крестьянских хозяйств 6) большинство земли находится в частной собственности крестьян

Ответ: 235

Ответ: Хрущёв

18)Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 1) Изображённый на марке памятник стоит в Москве. 2) Марка выпущена в честь годовщины события, к которому были причастны варяги. 3) Изображённый на марке памятник был установлен в царствование Александра II. 4) В надписи на марке упоминается первый великий киевский князь. 5) Марка была выпущена в период, когда Президентом РФ был Б.Н. Ельцин.

Ответ: 23

20)Назовите императора, о смерти которого говорится в документе. Укажите год его смерти. Напишите название самой длительной из войн его царствования, о которых упоминается в документе.

21)Какие надежды с переменой царствования имели упоминаемые в записках заговорщики по мнению автора? Укажите два упоминаемых автором тяжёлых для России последствий царствования императора, о смерти которого он пишет. При ответе избегайте цитирования избыточного текста, не содержащего положений, которые должны быть приведены по условию задания.

22)Привлекая исторические знания, назовите три преобразования императора, о смерти которого говорится в записках, в сфере государственного управления.

23)С конца 1940-х гг. СССР и США находились в состоянии «холодной войны». На XX съезде КПСС был выдвинут тезис о возможности мирного сосуществования двух систем. Приведите три примера того, что этот принцип реализовывался во внешней политике СССР второй половины 1950-х – начале 1960 х гг. в отношениях с западными странами.

24)По историческим вопросам в обществе высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения: «Царствование Алексея Михайловича благоприятно сказалось на развитии России» Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

25)Вам необходимо написать последовательный связный текст (историческое сочинение) об ОДНОМ из исторических деятелей: 1) Василий III; 2) Анна Иоанновна; 3) П.Н. Милюков.

Источник

Категории населения в Древней Руси

Древняя Русь – государство, которое существовало на политической карте мира в период с IX в. до первой половины XIII в. (если точнее, то до 1237 г., когда на территорию Руси вторглись монголо-татары). В это время уже было принято чёткое разделение населения на определённые группы.

Общество периода домонгольской Руси – раннефеодальное. В нём явно выделены прослойка привилегированных граждан и той части (численно составлявшей большинство), которая обладала минимумом прав и свобод, при этом обеспечивала верхушку материальными благами, необходимыми для жизни.

Источники сведений о населении

Население Древней Руси было одним из самых больших в Европе. В её главных городах – Киеве, Новгороде – проживало несколько десятков тысяч человек. Это и по современным меркам не маленькие городки, а, учитывая одноэтажность построек, и площадь эти города занимали не маленькую. Городское население играло важнейшую роль в политической жизни страны – все свободные мужчины участвовали в вече.

Политическая жизнь в государстве гораздо меньше затрагивала сельское население, однако у крестьян, остававшихся свободными, дольше, чем у горожан, было выборное самоуправление.

Письменных свидетельств, позволяющих сделать точные выводы относительно состава и функций свободных и зависимых членов общества, осталось мало. Историки, выстраивающие концепции разделения древнерусского общества на группы с общими характеристиками, опираются главным образом на «Русскую Правду» и «Устав Владимира Мономаха».

«Русская Правда» представлена в трёх редакциях:

Названные выше документы — проверенные письменные источники, отразившие юридические нормы и принципы организации древнерусского общества.

При чтении и анализе этих документов можно не только узнать о видах преступлений и наказаний, но и проследить за тем, как формировалась административно-уголовная система. К представителям различных слоёв населения эти документы предъявляют разные требования и по-разному трактуют их права.

Группы населения в Древней Руси

Историки выделяют следующие группы населения Древней Руси по «Русской правде»:

представители высшего слоя знати древней руси. Смотреть фото представители высшего слоя знати древней руси. Смотреть картинку представители высшего слоя знати древней руси. Картинка про представители высшего слоя знати древней руси. Фото представители высшего слоя знати древней руси

Согласно этому закону основное население Руси составляли свободные крестьяне, называемые «людинами».

С течением времени всё больше людей становилось смердами – ещё одной группой населения Руси, к которой относились зависимые от князя крестьяне. Смерд, как и обычный человек, в результате пленения, долгов и т.д. мог стать челядью (более позднее название – холоп).

Холопы по сути своей являлись рабами и были полностью бесправными.

В XII веке появились закупы – неполные рабы, которые могли выкупить себя из рабства. Считается, что рабов-холопов на Руси было всё же не так много, однако вполне вероятно, что работорговля процветала в отношениях с Византией. «Русская правда» выделяет также рядовичей и изгоев. Первые находились где-то на уровне холопа, а вторые – в состоянии неопределённости (получившие свободу холопы, изгнанные из общины людины и т.д.).

Из дружины выделились бояре – наиболее приближённые к князю и богатые дружинники. К концу существования Киевской Руси бояре стали во многом не зависимыми вассалами; устройство их владений в целом повторяло государственное устройство (своя земля, своя дружина, свои холопы и т.д.).

Категории населения их положение

Киевский князьПравящая верхушка общества.
ДружинаАдминистративный аппарат и главная военная сила Древнерусского государства. Их важнейшей обязанностью было обеспечить сбор дани с населения.
Старшая (бояре)Ближайшие приближенные и советники князя, с ними князь в первую очередь «думал» обо всех делах, решал наиболее важные вопросы. Бояр князь назначал и посадниками (представлял власть киевского князя, принадлежал к числу «старших» дружинников князя, сосредоточивавший в своих руках и военно-административную и судебную власть, вершил суд). Они ведали отдельными отраслями княжеского хозяйства.
Младшая (отроки)Рядовые воины, которые были военной опорой власти посадников.
ДуховенствоДуховенство обитало в монастырях, монахи отказывались от мирских удовольствий, жили очень бедно, в трудах и молитва.
Зависимые крестьянеРабское положение. Челядь – рабы-военнопленные, холопы рекрутировались из местной среды.
Холопы (челядь)Это были люди, которые вступали в зависимость от землевладельца за долги и работали до тех пор, пока долг не будет погашен. Закупы занимали промежуточное положение между холопами и свободными людьми. Закуп имел право выкупиться на волю, вернув ссуду.
ЗакупыИз-за нужды заключали договоры с феодалами и выполняли различные работы согласно этому ряду. Часто выступали в качестве мелких административных агентов своих хозяев.
РядовичиПокоренные племена, платившие дань.
СмердыПосаженные на землю пленные, которые несли повинности в пользу князя

Свободные и несвободные

Древнерусское общество делилось на 2 крупных группы: независимое (свободное) и зависимое (несвободное) население. Но прежде чем перейти к анализу каждой из них, стоит сказать несколько слов о фигуре, стоящей наособицу. Это князь.

Закупы (люди, вступающие в зависимость от землевладельца за долги и вынужденные работать на господина до выплаты суммы долга)

Смерды (группа полувоенного полу-крестьянского населения, зависимого от князя)

Люди (лично свободное сельское население, обложенное данью, а также рядовые горожане)

Князь

Князь находился на самой верхушке, венчая собой, если допустимо такое определение, прослойку привилегированной феодальной знати. Князь обладал неоспоримыми имущественными правами. Он являл собой законодательную, судебную и исполнительную власть в последней инстанции.

Князь представлял интересы Руси во взаимоотношениях с другими государственными образованиями, заключал договоры. Он же устанавливал размер податей и дани. У князя было право на престолонаследие, то есть его дети и другие ближайшие родственники получали возможность занять престол после смерти князя, старшего в роду.

Князь имел широкие права, однако у него был достаточно высокий уровень личной ответственности за судьбу княжества.

Свободные граждане

Свободное население можно разделить на привилегированную верхушку и те слои, которые являлись основными налогоплательщиками.

Верхушка общества – это:

Представители верхушки владели большей частью собственности, распоряжались ею, обладали правом использования труда непривилегированной части населения. В то же время они несли обязанность оказывать помощь князю в управлении государством в мирное и военное время. Княжеские тиуны были наделены огромными полномочиями – собирали налоги, размер которых определялся князем.

Бедное население – это были городские жители, в частности мелкие купцы, ремесленники, в сельской местности – свободные общинники. Их личные и имущественные права защищались законом, они были независимыми людьми. Юридически они обладали почти теми же правами. что и представители высшей прослойки, но на практике часто оставались почти лишёнными голоса вследствие бедности. Именно на них лежало основное бремя по уплате налогов и сборов.

Сложным остаётся вопрос о смердах. Исследователи не выработали единой точки зрения на представителей этой категории. Одни полагают, что смерды были лично-свободными крестьянами, трудившимися на своей земле и платившими дань князю. Другие считают смердов полузависимыми, платившими дань в пользу князя. Точка зрения первых подтверждается тем, что личность и имущество смердов защищались так же, как личность и имущество свободного человека, что было зафиксировано документально.

Отдельная прослойка свободного населения – изгои. Эти люди по разным причинам (разорение, потеря семьи, совершение преступления и т.д.) оказывались лишёнными поддержки своего класса и автоматически спускались на самую низкую социальную ступень. Они существовали в нищете, но при этом обладали личной свободой.

Зависимое население

К зависимому населению относились:

Рядовичи заключали оговор (ряд) с господином, согласно которому временно попадали в положение холопов. После отработки долга они могли вернуться к положению свободных людей.

Челядь – это были рабы или холопы, не имевшие собственности. В сущности, они целиком и полностью зависели от хозяина-феодала. Они могли стать вольными в исключительных случаях, например, когда перед своей смертью феодал жаловал им свободу. Это была самая бесправная категория населения. В холопы попадали пленные, рождённые от женщины – «рабы», а также попавшие в долговую яму.

Кто такие закупы, пока не до конца понятно. Они имели какой-то долг и были вынуждены отрабатывать его. Они работали за «купу»: за зерно или землю. С одной стороны, их можно было приравнять почти к холопам, так как при совершении ими преступления отвечал за них тот, кто их нанимал. При этом закуп мог быть превращён в полного холопа. С другой стороны, закон защищал личность и имущество закупа, что автоматически причисляло последнего к свободным людям.

Анализируя состав населения Древней Руси, можно отметить, что в этот период княжество можно отнести к раннефеодальному обществу. Уже существует институт верховной власти, но ещё много расплывчатых понятий, ещё возможен достаточно свободный переход из одной категории в другую. Основной полнотой власти и имущественными правами обладала верхушка, а тяготы налогообложения несли бедные слои – крестьяне в селениях и ремесленники и торговые люди в городах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *